Административное наказание трудовой кодекс

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица также подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — другого работника).

Что касается таких административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, то они назначаются только судом.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно­хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

    Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Применительно к сфере трудовых отношений административное приостановление деятельности может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

    Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере труда.

    Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

    Кроме того, должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

    Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;
  • ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;
  • ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
  • ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);
  • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;
  • ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

    При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

    Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

    В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • наименование органа федеральной инспекции труда;
  • дата и место составления протокола;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством.

    Размеры штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

    В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

    С.М. Петров, канд. юрид. наук, юрист

    Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2006.

    Статья 419 ТК РФ. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

    Новая редакция Ст. 419 ТК РФ

    Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    Комментарий к Статье 419 ТК РФ

    Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    В соответствии с нормами ст. 356 ТК, в соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда, в частности, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

    При этом на основании ст. 357 ТК государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

    Административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства установлена КоАП РФ.

    Так, в частности, за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленных квот работодатель может быть привлечен государственными инспекторами труда к ответственности, установленной ст. 5.42 КоАП РФ (наложение административного штрафа в размере от 20 от 30 МРОТ).

    Среди всех возможных способов нарушения трудового законодательства бесспорным лидером является задержка работодателем выплаты заработной платы.

    Статья 136 Кодекса определяет, что выплата заработной платы в организациях любых форм собственности осуществляется не реже чем через каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Однако зарплату задерживают повсеместно. Чаще всего подобные задержки происходят по вине работодателя или уполномоченного им должностного лица. За данное нарушение трудового законодательства комментируемая статья предусматривает дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

    При задержке или невыплате работодателем в установленный срок заработной платы работник вправе рассчитывать на возмещение морального вреда. Согласно ст. 237 ТК причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред подлежит возмещению работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. Статьей 237 ТК также закреплено, что в случае возникновения спора между работником и работодателем факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

    Таким образом, в случае невыплаты или несвоевременной выплаты в организации заработной платы работник вправе реализовать предоставленные ему Кодексом права, а именно приостановить работу до полного погашения задолженности по заработной плате и соответствующих процентов, а также заявить работодателю требование о возмещении причиненного ему морального вреда.

    Применение дисциплинарного взыскания производится по истечении месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени нахождения руководителя или должностного лица на больничном, пребывания в отпуске (ст. 193 ТК). При этом за нарушение сроков выплаты заработной платы не допускается применение нескольких дисциплинарных взысканий одновременно.

    Условия наступления материальной ответственности определены в статье 236 Кодекса. В соответствии с ней за нарушение по вине работодателя срока выдачи заработной платы, отпускных, выплат по увольнению и других причитающихся работнику бюджетного учреждения видов выплат он обязан оплатить причитающиеся работнику суммы с учетом процентов от не выплаченных в срок сумм (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно. Иными словами, если работодатель не выдал в установленный срок заработную плату, то он компенсирует ее вместе с процентами. Кроме того, обязанность выплаты причитающейся работнику компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

    Действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ с 29 января 2007 г. установлена в размере 10,5% годовых. Соответственно, в силу ст. 236 ТК денежная компенсация за каждый день просрочки выплаты заработной платы или иных причитающихся работнику выплат должна составлять 0,035% (10,5/300). Обратите внимание, что это законодательно установленный минимум, максимальный размер выплаты не ограничен, главное — чтобы он был предусмотрен в коллективном или трудовом договоре.

    Чем серьезней нарушение, тем соответственно и тяжелей ответственность. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы (пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации, независимо от формы собственности, из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Органы Федеральной инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности.

    Другой комментарий к Ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Трудовым кодексом РФ за нарушение законодательства о труде предусматривается возможность применять специфические виды дисциплинарных взысканий, свойственные трудовому праву (замечание, выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), а также привлекать виновных к материальной ответственности (см. соответствующие статьи Трудового кодекса и комментарий к ним). Кроме того, участники отношений в сфере труда наряду с дисциплинарными и имущественными правонарушениями, влекущими ответственность по трудовому праву, за нарушения трудового законодательства могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Субъектом правонарушения комментируемая статья подразумевает в первую очередь руководителя организации, руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц, которые своими действиями могут реально нарушить нормы трудового права.

    Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности имеет право работодатель в соответствии с правилами ТК РФ. Привлечение работодателя к материальной ответственности осуществляется также по правилам Трудового кодекса.

    2. В отдельных случаях за нарушение законодательства о труде виновные могут привлекаться к гражданско-правовой ответственности. Статья 151 Гражданского кодекса предоставляет суду право возложить на виновное лицо обязанность денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права или другие принадлежащие гражданину нематериальные блага. В частности, в соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10, от 15 января 1998 г. N 1 и от 6 января 2007 г. N 2 (БВС РФ. 1995. N 3; 1997. N 1; 1998. N 3)) суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконными увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п. Положения статьи 151 ГК РФ применимы к отношениям между работником и работодателем, потому что названными выше незаконными действиями работодателя нарушаются личные неимущественные права работника и другие нематериальные блага. В настоящее время эти положения гражданского законодательства конкретизированы в положениях ТК РФ (см. ст. 237 ТК РФ и комментарий к ней).

    3. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены представительные органы работников, объявившие и не прекратившие забастовку после признания ее незаконной. Статья 417 ТК РФ устанавливает обязанность представительного органа работников возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой. Размер убытков определяется судом (см. ст. 417 ТК РФ и комментарий к ней).

    4. За нарушение требований трудового законодательства в ряде случаев установлена административная ответственность. Так, административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП), уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП), непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП), необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП), нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП), уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП), невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП), увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП), принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП), нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП), сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП). Кроме перечисленных случаев нарушения законодательства о труде к числу административных правонарушений относится нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10 КоАП). За нарушение законодательства о труде предусмотрены штрафные санкции, а также дисквалификация, т.е. лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (см. ст. 3.11 КоАП). Дисквалификация как административное наказание применяется к физическим лицам, выполняющим управленческие функции в организациях. Наказание в виде штрафа за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.28 — 5.33, 5.44 КоАП может применяться как к юридическим лицам — работодателям, так и к их представителям — должностным лицам. Административные наказания в виде штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.27, 5.40, 5.42, могут применяться лишь к физическим лицам.

    5. Уголовная ответственность устанавливается в некоторых наиболее серьезных случаях нарушения законодательства о труде и несоблюдения прав граждан в сфере труда. Законодательство к числу уголовных преступлений относит нарушение правил охраны труда, совершенное по неосторожности и повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ст. 143 УК), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК), невыплату заработной платы свыше двух месяцев, осуществленную исходя из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК). За совершение названных преступлений в ряду иных наказаний может быть применено лишение виновных лиц права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

    Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

    СТ 419 ТК РФ.

    Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы
    трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке,
    установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к
    гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном
    федеральными законами.

    Комментарий к Ст. 419 Трудового кодекса РФ

    1. Трудовой кодекс за нарушение законодательства о труде (обязанностей по трудовому договору) предусматривает возможность применять специфические виды дисциплинарных взысканий, свойственные трудовому праву, а также привлекать виновных к материальной ответственности. Кроме того, участники отношений в сфере труда наряду с дисциплинарными и имущественными правонарушениями, влекущими ответственность по трудовому праву, за нарушения трудового законодательства могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

    Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности имеет право работодатель в соответствии с правилами ТК РФ. Привлечение работодателя к материальной ответственности осуществляется также по правилам ТК РФ.

    2. В отдельных случаях за нарушение законодательства о труде виновные могут привлекаться к гражданско-правовой ответственности. Статья 151 ГК РФ предоставляет суду право возложить на виновное лицо обязанность денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права или другие принадлежащие гражданину нематериальные блага. Эти положения применимы к отношениям между работником и работодателем, потому что названными выше незаконными действиями работодателя нарушаются личные неимущественные права работника и другие нематериальные блага. В настоящее время эти положения гражданского законодательства конкретизированы в положениях ТК РФ (см. ст. 237 ТК России и комментарий к ней).

    К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены представительные органы работников, объявившие и не прекратившие забастовку после признания ее незаконной. Статья 417 ТК РФ устанавливает обязанность представительного органа работников возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой. Размер убытков определяется.

    3. За нарушение требований трудового законодательства в ряде случаев установлена административная ответственность. Административным правонарушением в силу КоАП признаются нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27); уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30); нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42); сокрытие страхового случая (ст. 15.34). Кроме перечисленных случаев нарушения законодательства о труде, к числу административных правонарушений относится нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10 КоАП).

    За нарушение законодательства о труде предусмотрены штрафные санкции, а также дисквалификация, т.е. лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП). Дисквалификация как административное наказание применяется к физическим лицам, выполняющим управленческие функции в организациях. Наказание в виде штрафа за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.28 — 5.33, 15.34 КоАП, может применяться как к юридическим лицам — работодателям, так и к их представителям — должностным лицам. Административные наказания в виде штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.40, 5.42 КоАП, могут применяться лишь к физическим лицам.

    4. Уголовная ответственность устанавливается в некоторых наиболее серьезных случаях нарушения законодательства о труде и несоблюдения прав граждан в сфере труда. Законодательство к числу уголовных преступлений относит нарушение правил охраны труда, совершенное по неосторожности и повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ст. 143 УК РФ); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ); невыплату заработной платы свыше двух месяцев, осуществленную исходя из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). За совершение названных преступлений в ряду иных наказаний может быть применено лишение виновных лиц права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

    Дисциплинарный проступок по ТК РФ: особенности применения

    Что такое дисциплинарный проступок по ТК РФ

    Ежегодно работодатели наказывают за дисциплинарные проступки миллионы сотрудников. Но что такое дисциплинарный проступок по ТК РФ? Об этом и пойдет речь в данной статье.
    Понятие «дисциплинарный проступок» внесено в Трудовой кодекс РФ. Это особый вид нарушения, за которое работодатель правомочен выносить взыскание работнику.
    Существующие в обществе правила делятся на законодательные отрасли, регулируемые соответствующими правовыми институциями. Любое нарушение этих правил может трактоваться как преступление или проступок. Проступки, в свою очередь, подразделяются на административные, гражданско-правовые и дисциплинарные.
    Но что такое дисциплинарный проступок по ТК РФ? Работник может совершить на рабочем месте любое правонарушение, в том числе, регулируемое УК РФ или другими административными сводами. Ключевое отличие дисциплинарного проступка – нарушение связано с исполнением сотрудником его рабочих обязательств.

    Наказание за дисциплинарный проступок

    Ответственность за дисциплинарные проступки по ТК РФ может быть самой разной: величина наказания зависит от тяжести правонарушения. Право на применение санкционного инструмента получают все компании, трудовые организации или, например, индивидуальные предприниматели, нанимающие сотрудников на работу. Разумеется, наказание должно полностью соответствовать закону.
    Уголовная ответственность возможна исключительно по постановлению суда. Административное наказание выносят соответствующие органы. Наказание за дисциплинарный проступок находится исключительно в ведении работодателя.
    Директор компании-работодателя (или его полномочный представитель) выпускает специальный приказ, с которым обязательно знакомит нарушителя трудовой дисциплины. До написания приказа работодатель обязан потребовать от проштрафившегося работника объяснительную.
    Зачастую достаточно сложно идентифицировать дисциплинарный проступок. В подобных случаях следует руководствоваться КоАП РФ с достаточно четким правилом определения этой разновидности правонарушений: дисциплинарным считается проступок, не содержащий деяний, квалифицируемых как уголовное преступление.
    Достаточно зыбкой является грань между административными нарушениями и дисциплинарными проступками. В итоге работодатели вынуждены ждать, пока уполномоченные органы решат вопрос о возбуждении административного дела.

    Количество санкций за дисциплинарные проступки

    Проступки могут быть самыми разными, в том числе, являющимися очевидным поводом для увольнения работника. Однако, нередки ситуации, когда работодатель выбирает даже за самое тяжелое нарушение относительно легкое наказание, например, выговор. Может ли он впоследствии передумать и ужесточить наказание?
    Ответ однозначный: нет, не может. В соответствии с cт. 193 ТК РФ , один дисциплинарный проступок наказывается одним взысканием. Иными словами, невозможно объявить сотруднику выговор и тут же его уволить. Если был вынесен выговор, то увольнение может состояться лишь после другого нарушения.
    Важно! Привлечение к ответственности за дисциплинарные проступки возможно в 6-месячный срок с момента совершения и в 30-дневный срок после выявленного нарушения.
    Если работник нанес компании материальный ущерб, то его привлекают к материальной ответственности с полным возмещением. При этом, материальное наказание не отменяет ответственности за дисциплинарный проступок.

    Особенности дисциплинарных проступков

    Нарушение, которое может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок, должно иметь специфические особенности:

    • уклонение от выполнения рабочих обязанностей, ненадлежащее исполнение;
    • нарушение пунктов трудового контракта, корпоративных документов, ТК РФ;
    • так называемое виновное действие.

    В дисциплинарном проступке присутствуют все вышеуказанные признаки. Если отсутствует хотя бы один признак, применение работодателем санкционного инструмента становится невозможным.
    Обратите внимание! В списке отсутствует фраза «негативные последствия для работодателя». Это значит, директор компании может вынести работнику выговор за прогул даже в том случае, если это обстоятельство не отразилось негативно на деятельности предприятия.
    В соответствии со ст. 81 ТК РФ, поводом для увольнения могут стать следующие дисциплинарные проступки:

    • прогул;
    • отказ от исполнения обязанностей после изменения трудовых норм;
    • саботаж медицинских осмотров, уклонение от прохождения курсов повышения квалификации;
    • употребление алкогольных напитков перед работой или во время нее;
    • аморальные действия;
    • использование фальшивой документации при поступлении на работу;
    • промышленный шпионаж.

    Решение уволить или нет работника принимает исключительно работодатель. Примененная санкция должна быть четко обоснована и ссылаться на конкретные статьи Трудового кодекса.