Ч3 ст 143 коап рф

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

Общественная опасность нарушения правил безопасности при осуществлении строительных и иных видов работ состоит в том, что такого рода деяния могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для жизни и здоровья не только лиц, производящих различные виды работ, но и для иных лиц, оказавшихся в сфере их выполнения, а также причинить крупный материальный ущерб. Однако данные обстоятельства далеко не всегда учитываются при применении ст. 216 УК РФ. Исследование практики возбуждения уголовных дел по фактам нарушения правил безопасности при выполнении строительных и иных видов работ позволяет обозначить следующие проблемы.

1. Неверная оценка вида выполняемых работ влечет за собой в ряде случаев ошибочную квалификацию таких деяний как неосторожных посягательств на личность (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ). Следует учитывать, что строительные работы — родовое понятие для группы специализированных работ. Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 постановления «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» от 5 декабря 1986 г. № 16 разъяснил, что под строительными работами понимаются:

а) земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного и иного назначения;

б) работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.

В этой связи вызывает сомнение квалификация Ленинградским областным судом действий Р. по признакам ч. 2 ст. 143 УК РФ. Машинист самоходного катка Р. производил асфальтобетонные работы по ремонту автодороги. Он видел, что машинист В. остановил свой каток в рабочей зоне, вышел из него и встал рядом; нарушив правила предосторожности, несмотря на экстренное торможение, Р. произвел наезд движущимся катком на В., который оказался зажат между двумя катками. Своими действиями Р. нарушил требования пп. 36, 38 Типовой инструкции по охране труда для машиниста катка, утвержденной первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса России 11 марта 1993 г., и требования Инструкции по охране труда для машинистов дорожных катков, утвержденной генеральным директором ЗАО 5 мая 2003 г. В результате преступной небрежности Р. по неосторожности причинил В. тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекший его смерть на месте происшествия(1).

В данной ситуации, как представляется, имелись все основания для квалификации действий Р. по ч. 2 ст. 216 УК РФ по следующим причинам: а) имел место специальный вид строительных работ, а именно прокладка дорог; б) Р. не соответствует признакам субъекта преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в

п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1, ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Действующая редакция ст. 143 УК РФ фактически изменила подход к пониманию субъекта данного преступления — им является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такое описание признаков субъекта соответствует обязанностям, возложенным на каждого работника трудовым законодательством (ст.ст. 21, 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под иными работами применительно к ст. 216 УК РФ следует понимать любые производственные работы, приравненные к горным или строительным по уровню сложности и вероятного травматизма как рабочих, так и иных лиц и причинения материального вреда, требующие в связи с этим соблюдения при их осуществлении специальных правил безопасности (сварочные, погрузочно-разгрузочные вне строительной площадки, снегоуборочные и т. п.)(1).

В целом перечень горных, строительных и иных работ содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787. Требования по безопасному проведению отдельных видов работ, например, регламентируются Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98), утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. № 16.

В каждом случае нарушения правил ведения строительных или иных видов работ должно быть установлено и отражено в процессуальных документах, кем и какие конкретно пункты правил безопасности ведения работ нарушены.

2. Использование источников повышенной опасности при выполнении различного вида работ требует детального правового регулирования обращения с ними и четкого соблюдения установленных правил. Стоит отметить, что общие требования к безопасному ведению общестроительных и специальных строительных работ определяются постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу(2). Наиболее часто встречающимися нарушениями специальных правил ведения строительных и иных видов работ являются:

а) отсутствие обозначения опасных зон, в пределах которых осуществляются работы, либо ненадлежащее их обозначение.

Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 сентября 2012 г. Л. признан виновным по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Л. обвинялся в том, что, будучи начальником производственного участка на объекте электроснабжения административно-бытового комплекса ЗАО , ответственным за содержание территории

зоны производства работ, обязанным осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, обеспечивать применение технологической оснастки, строительных машин, не обеспечил должным образом и не организовал безопасное содержание территории зоны производства работ, в результате была причинена смерть человеку от ожогов, полученных в результате его падения в промоину с горячей водой, образовавшейся при прорыве теплотрассы;

б) использование при осуществлении работ механизмов, устройств и установок, не пригодных по техническому состоянию для осуществления конкретных видов работ.

Так, Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 г. А. и Г. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ. А. — начальник участка в ЗАО , а Г. — производитель работ в ЗАО , назначенный ответственным за безопасное производство работ по текущему ремонту путепровода. Выполняя согласно договору работы по текущему ремонту путепровода, Г. не обеспечил должным образом и не организовал безопасное производство работ.

При выполнении асфальтоукладочных работ по текущему ремонту путепровода произошло разрушение газового баллона, установленного на асфальтоукладчике. При этом произошел залповый выброс углеводородных газов, образовалось газово-воздушное облако пропан-бутана, которое вспыхнуло. Одной из причин разрушения газового баллона явилось низкое качество изготовления продольного сварного шва обечайки. В результате разрушения газового баллона машинисту асфальтоукладчика Б., а также К. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. От телесных повреждений потерпевшие скончались в клинике термических ожогов. Кроме того, в результате разрушения газового баллона Т. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью;

в) отсутствие надлежащего инструктажа по технике безопасности;

г) отсутствие необходимого контроля за соблюдением техники безопасности при ведении работ;

д) предоставление допуска к выполнению работ, требующих специальной подготовки, лицам, не имеющим достаточной квалификации;

е) нарушение правил эксплуатации сложных механизмов и устройств и т. п.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, действия, повлекшие вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер, бульдозер и т. п.), совершенные лицом, управлявшим самоходной машиной и нарушившим специальные правила производства определенных работ, следует квалифицировать по ст. 216 УК РФ, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины(1).

Так, приговором Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 мая 2011 г. К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 216 УК РФ. К. обвинялся в том, что он, управляя экскаватором-погрузчиком, принадлежащим ООО , осуществляя работы по уборке снега с проезжей части, двигаясь задним ходом, совершил наезд на Г., в результате чего последняя скончалась на месте происшествия.

3. При квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ необходимо устанавливать, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями либо наличием реальной опасности наступления такого рода последствий.

4. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, сформулирован как материальный, обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или смерти либо крупного ущерба. Преступление признается

оконченным только при условии наступления одного из указанных последствий. Общественно опасные последствия характеризует причинение вреда дополнительным непосредственным объектам рассматриваемого преступления — жизни и здоровью человека, а также собственности. Причинение вреда данным благам не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности и собственности.

5. Следует учитывать, что специальные правила предназначаются для людей определенных категорий — специальных субъектов, на которых возложено исполнение строго определенных данными правилами обязанностей при осуществлении конкретных видов работ. Ответственность по ст. 216 УК РФ, в отличие от ст. 143 УК РФ(1), могут нести:

а) лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил и норм охраны труда;

б) работники, постоянная или временная деятельность которых связана с производством конкретного вида работ.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда отношения между работодателем и лицом, осуществлявшим конкретные виды работ, допустившим нарушение специальных правил безопасности и причинившим своими действиями последствия, указанные в ст. 216 УК РФ, не оформлены надлежащим образом. Как следствие, возникают проблемы оценки фактических отношений между работодателем и работником в сфере обеспечения безопасных условий труда. Принятие решения о возможной квалификации часто зависит от установления типа и содержания правоотношений, возникших между указанными лицами: гражданско-правовые или трудовые отношения.

Трудовые отношения в соответствии со ст. 15 ТК РФ представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. На основании этого можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение работ может быть оценено как трудовые отношения, но исключительно при соблюдении требований ст. 15 ТК РФ, в противном случае речь можно вести только о гражданско-правовых отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поэтому при установлении фактических трудовых отношений, возникших между работодателем и работником, постановка вопроса об уголовной ответственности правомерна.

Гражданско-правовые отношения в анализируемой ситуации могут быть основаны на договоре подряда. В соответствии ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом обязанность обеспечить соблюдение правил безопасности ложится на подрядчика.

6. Потерпевшими в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ могут стать следующие категории лиц: работники организации, выполняющей строительные работы или иные виды работ; лица, случайно оказавшиеся в зоне проведения работ или проживающие в этой зоне и являющиеся потребителями услуг, предоставляемых данной организацией.

Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод о том, что в случаях, когда в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ оказались потерпевшими лица, являющиеся потребителями услуги, действия виновных нужно квалифицировать по ст. 238 УК РФ.

В тех случаях, когда имеет место нарушение правил бытовой предосторожности лицами, не имеющими отношения к постоянной или временной работе на соответствующем объекте, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо причинившее крупный ущерб, это деяние должно квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ с учетом фактически причиненного вреда (например, по ст. ст. 109, 118, 168).

Так, приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 г. К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Органами предварительного следствия К. обвинялся в том, что, действуя в нарушение утвержденного Распоряжением Администрации г. Санкт-Петербурга от 23 сентября 2002 г. № 1784-ра Положения о мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга, без соответствующего согласования произвел переоборудование находящегося в его квартире, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Замшина, д. 27, корп. 1, кв. 278, балкона, а впоследствии, действуя в нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 г. № 1334, видя образовавшиеся наледи на принадлежащем ему балконе, своевременно их не удалил, что привело к самопроизвольному падению наледи, а в дальнейшем к смерти потерпевшей Л. Таким образом, К. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий в виде смерти Л. и не желал их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих общественно опасных последствий, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ.

7. Достаточно часто возникают вопросы, связанные с отграничением состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, от состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. При решении данного вопроса, как представляется, нужно исходить из того, что ст. 216 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение специальных правил безопасности ведения работ, ст. 143 УК РФ регламентирует ответственность за нарушение общих требований охраны труда в любой сфере. В этой связи вызывает некоторые сомнения позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 6 постановления «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1 констатирует, что при разграничении рассматриваемых составов следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности, и если нарушение допущено при ведении горных, строительных и иных работ, рекомендует квалифицировать содеянное по ст. 216 УК РФ. Представляется, что данные составы преступлений являются взаимопересекающимися, но не находящимися между собой в отношениях конкуренции.

«Уголовка» на криминально известной фирме «ТЭПАК»: в компании ответят за гибель рабочего

В сообщении пресс-службы прокуратуры Архангельской области отмечается, что Соломбальский районный суд города Архангельска согласился с позицией государственного обвинения и признал инженера по охране труда ООО «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных» (далее –ООО «ТЭПАК») Владимира Кожевникова виновным по ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Установлено, что Кожевников, являясь в силу своего служебного положения обязанным обеспечивать безопасность работников, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности и допустил использование работниками ООО «ТЭПАК» лестницы, не имеющей поручней, а также скребкового транспортера при отсутствии ограждения.

В результате этого 21.12.2017 машинист котельной, поднимаясь по лестнице упал на движущеюся ленту скребкового транспортера топливной подачи, получив при падении телесные повреждения, от которых скончался.

Приговором суда Кожевникову назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 8 месяцев.

Приговор не вступил в законную силу.

Кроме того, по материалам прокурорской проверки ООО «ТЭПАК» и его директор привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ (допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда) с назначением наказания в виде штрафа в сумме 115 000 рублей и 16 000 рублей соответственно.

Более подробно о деятельности ООО «ТЭПАК» читайте здесь.

Ответственность за нарушение правил охраны труда

Соблюдать нормы безопасности при исполнении своих рабочих обязанностей должны все трудоустроенные граждане. Данное правило подробно изложено в отдельной 10-й главе ТК России. При невыполнении данных предписаний виновные субъекты могут быть наказаны по статье № 419 ТК РФ. Какие способы воздействий предусмотрены законом России за игнорирование трудовой безопасности, может ли за данное правонарушение наступить уголовная ответственность, какой размер штрафов существует по данной статье – на эти и другие вопросы ответит данная публикация.

Виды ответственности за нарушение правил и требований охраны труда

О том, какие типы ответственности предполагаются за несоблюдение норм безопасности, можно подробно узнать из ТК России — из статьи №419 ТК. В данном нормативном акте, в частности, сказано, что при игнорировании требований по охране деятельности на рабочем месте нарушители могут быть привлечены к таким видам взысканий:

  • административному воздействию – штрафные санкции, выговор, порицания и так далее;
  • дисциплинарной ответственности – увольнение, замечание, выговор;
  • материальному взысканию – лишение премии, вычет из заработка и т.п.;
  • уголовному наказанию – условному либо в тюремном заведении.

Степень ответственности и вины устанавливается специальной комиссией по охране деятельности, а решение о наказании выносится в ходе судебного заседания.

Статья 143 УК РФ нарушение правил охраны труда — уголовная ответственность

При нарушении правил и требований охраны труда нарушившему сотруднику может грозить не только административная, финансовая или дисциплинарная, но и уголовная ответственность. Так, при невыполнении предписанных норм, в результате чего здоровью человека был нанесен тяжкий ущерб, грозит наказание по части 1-й ст. № 143 УК РФ, а именно:

  • штрафное взыскание – до 400 000 рублей;
  • исправительная деятельность – до двух лет;
  • работа принудительного характера – до 12-ти месяцев;
  • тюремное заключение – периодом до 365-ти дней.

Нарушение правил охраны труда повлекшее смерть двух и более лиц, является тяжким уголовным преступлением и наказывается уже по третьей части статьи № 143 уголовного закона, которая предполагает тюремное заключение на срок до пяти лет.

Нарушение правил охраны труда КоАП – штрафы

КоАП РФ определяет, как минимальный, так и максимальный штраф за нарушение правил по охране труда, исходя от вида проступка и степени установленной вины. Самое маленькое денежное взыскание за подобного рода проступки предусматривает штраф по части 2 статьи № 5.27.1 КоАП:

  • от 60.000 до 80.000 руб. – для юридического субъекта;
  • от 5.000 до 10.000 – для индивидуального бизнесмена.

При выявлении более серьезных проблем (к примеру, если наниматель не обеспечил своих сотрудников необходимой спецодеждой) руководству придется заплатить максимальный штраф в размере 130.000 до 150.000 руб. (часть.4 ст. 5.27.1).

Ответственность должностных лиц за нарушение правил по охране труда

Согласно нормам по защите труда, должностные лица обязаны регулярно проводить мероприятия по безопасности работы своих наемников. Законом данные события условно разделяются на следующие подгруппы:

  • правовые – ведение актов, журналов и прочей документации, решение личных и коллективных споров;
  • социально-экономические — регулярное страхование тружеников, своевременные выплаты возмещений, обеспечение заслуженными послаблениями;
  • организационно-технические — данные события обеспечивают соответствующие условия труда для служащих (систематическая оценка, оптимизации персонала и т. д.);
  • санитарно-гигиенические – предоставление работникам необходимой спецодежды и обуви;
  • профилактические – проведение мероприятий спортивного и оздоровительного характера, осуществление регулярных медосмотров и т.д.

В круг полномочий нанимателя, согласно главе № 34 ТК, входят следующие функции:

  • обеспечивание режима деятельности в организации;
  • приобретение и выдача специальной одежды;
  • проведение специального анализа критерий труда и т. п.

В том случае, если все вышеперечисленные требования не соблюдаются либо инспекцией по охране труда будут выявлены серьезные нарушения в данной области, нанимателя могут привлечь к ответу в административном порядке в виде значительных штрафных санкций, а также снятия с должности, понижения по служебной лестнице и так далее.

Приказ о нарушении правил охраны труда

Распоряжение о дисциплинарном типе воздействия может быть оформлено в тех ситуациях, когда вина труженика была доказана. Приказ о таком порицании издается в свободной форме должностным лицом учреждения. Самого труженика с данным документом следует ознакомить в трехдневный срок после его подписания. Если нарушение правил охраны деятельности носило более серьезный характер и привело к тяжким последствиям (потере трудоспособности, ущербу здоровью сотрудников и так далее), руководитель подписывает приказ об увольнении виновного лица.

Нарушение правил охраны труда: штрафы 2018

Статьи по теме

Наказания за несоблюдение правил охраны труда предусмотрены как в административном, так и в уголовном законодательстве, в зависимости от тяжести последствий. В статье мы расскажем о штрафах и санкциях по видам нарушений.

Читайте в нашей статье:

Штрафы по охране труда в 2018 году

Скачайте документы из статьи:

Для вашего удобства мы свели информацию о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда и наказаниях за это в одну таблицу. В ней же приводятся юридические основания для наложения санкций.

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Основание для наложения штрафа

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ (кроме случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи)

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство, регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

плюс все вышеперечисленные нормативные акты

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Изменения, внесенные в 2015 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях, затронули сферу охраны труда, ужесточив наказания и отчасти поменяв принципы наложения санкций. Была заметно увеличена максимальная сумма штрафов. До этого информация об ответственности за нарушения содержалась лишь в статье 5.27 Административного кодекса. Теперь же она распространяется на ряд отдельных статей, что позволяет более точно формулировать обвинение в правонарушении.

Суммы, которые предстоит выплачивать нарушителям, выросли в несколько раз. Если раньше предел для должностного лица составлял всего 5 000 рублей, то теперь это 40 000. Юридические лица, уличенные в нарушении правил охраны труда, могут быть оштрафованы на сумму от 50 000 до 200 000 рублей.

Отдельно стоит упомянуть об увеличении срока давности. До внесения изменений в КоАП он составлял два месяца, причем работодателя нельзя было привлечь к ответственности, если ранее выявленные несоответствия не удавалось обнаружить повторно более чем за 2 месяца до проверки. Теперь эта лазейка исчезла. Срок давности вырос до одного года, а платить придется, даже если нарушения устранят сразу после их обнаружения.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

За какие нарушения начисляют штрафы по охране труда по КоАП

Штраф за нарушение требований охраны труда может быть наложен в следующих случаях:

  • несоблюдение порядка проведения СОУТ;
  • допуск людей к работе без обучения, проверки знаний по ОТ, медосмотров и психиатрических освидетельствований;
  • отказ обеспечить работников СИЗ в ситуациях, когда это необходимо;
  • повторные нарушения законодательства.

Убедить работодателя потратить деньги на улучшение условий труда сотрудников — задача специалиста по охране труда. Но как доказать, что проводить мероприятия по охране труда выгодно? Самый эффективный аргумент — цифры. Эксперты журнала «Справочник специалиста по охране труда» предлагают вам решение: анализ экономических потерь организации от производственного травматизма. После расчета вы узнаете сумму, которую на самом деле теряет организация из-за производственного травматизма. Озвучьте ее работодателю — он будет удивлен.

Наказание за нарушение требований охраны труда по УК

В случае, когда нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом приводит к особо тяжким последствиям, в действие вступает Уголовный кодекс РФ. Как и раньше, это происходит, если правонарушение привело к тяжкому вреду здоровью, смерти одного, либо нескольких человек.

В зависимости от тяжести проступка, наказанием может быть крупный штраф, обязательные, исправительные, либо принудительные работы, а в самых тяжелых случаях – тюремное заключение на срок до пяти лет.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ в наименование статьи 30.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

См. комментарии к статье 30.12 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ в часть 1 статьи 30.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ в часть 2 статьи 30.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ в часть 3 статьи 30.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

3. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ в часть 4 статьи 30.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

4. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 30.12 настоящего Кодекса дополнена частью 5, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.