Частичное исполнение обязательств по контракту

Если государственным контрактом на поставку товара не предусмотрена поставка частями, вправе ли заказчик отказать поставщику в приемке по частям после истечения срока поставки? Как в данном случае будет происходить расчет пени за просрочку — на всю сумму по контракту либо учитываться частями поставки за пределами срока исполнения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если контракт не предусматривает условия о его частичном исполнении, заказчик не обязан принимать от поставщика товар, составляющий лишь часть от общего количества, предусмотренного контрактом.
Однако если заказчик при таких обстоятельствах все же примет часть товара, пени за просрочку поставки оставшейся части товара по общему правилу должны исчисляться исходя из цены контракта, уменьшенной на стоимость частично поставленного товара.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Правила).
Пункт 10 Правил предусматривает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.
Как видим, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не связывают фактическое исполнение контрагентом своих обязательств по контракту, учитываемое при расчете пеней, с наличием в контракте условий о его поэтапном исполнении и оплате.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого федерального закона). Поэтому к отношениям по контракту применяются положения ГК РФ с учетом особенностей правового регулирования, установленных Законом N 44-ФЗ.
Согласно ст. 311 ГК РФ кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства.
Поскольку правилами ГК РФ об отдельных договорах и общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III части первой ГК РФ) не предусмотрено иного, приведенная выше норма применяется и к обязательствам, возникшим из договора (п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
Следовательно, в отсутствие в контракте условия о поэтапном исполнении заказчик вправе не принимать от поставщика часть товаров, а поставщик не вправе настаивать на такой приемке. В этом случае отказ от принятия отдельных товаров не будет являться просрочкой кредитора (п. 1 ст. 406 ГК РФ). Обязательство поставщика по передаче товара будет признаваться исполненным в момент, когда товар будет передан в количестве, предусмотренном договором.
Однако если часть товара будет все же принята заказчиком, в соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Правил пеня за просрочку поставки товара должна рассчитываться исходя из цены контракта, уменьшенной на стоимость поставленного товара. Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. В силу п. 5 ст. 454, ст. 458, ст. 506, п. 1 ст. 509, ст. 513 ГК РФ обязанность поставщика по поставке товара считается исполненной в момент передачи товара покупателю. Сказанное относится и к контрактам на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 ГК РФ). Поэтому, если заказчик примет такое частичное исполнение, то даже в отсутствие в контракте условия о поэтапной поставке товара обязанность по передаче этой части товара будет считаться исполненной поставщиком. А следовательно, с момента принятия части товара оснований для начисления пеней на сумму, соответствующую стоимости поставленного товара, у заказчика не будет.
Однако с учетом характеристик поставляемого товара, его предназначения и особенностей использования в конкретной ситуации может быть признан обоснованным и иной правовой подход к решению по этого вопроса. Например, если часть товара, переданная поставщиком, не может быть использована заказчиком по назначению до поставки общего количества товара, поставщик не может признаваться исполнившим обязательство до момента, когда он поставит товар в количестве, предусмотренном контрактом. До этого момента пени должны начисляться исходя из цены контракта без уменьшения на стоимость частично переданного товара (смотрите также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 N 04АП-4387/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

22 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Исполнение контракта: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 16

Александр Бурков,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ Александр Бурков ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения (письмо Минэкономразвития России от 29 апреля 2009 г. № Д05-2144; письмо Минэкономразвития России от 21 июня 2011 г. № Д28-80; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать (ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году. Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в Законе № 44-ФЗ:

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробнее о расчете пеней и штрафов по Закону № 44-ФЗ – в нашем материале.

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в Законе № 44-ФЗ:

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

БЛАНКИ

Извещение об осуществлении закупки

Форма отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063. С одной стороны, указанный пункт устанавливает: «Пеня начисляется за каждый день просрочки и определяется по формуле: «. С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по Закону № 94-ФЗ. Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам Закона № 94-ФЗ. К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Статья 531. Исполнение государственного или муниципального контракта

1. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 — 522 настоящего Кодекса.

2. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Комментарий к Ст. 531 ГК РФ

1. Исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров включает в себя исполнение обязанностей сторонами контракта, которые носят частноправовой характер, в связи с чем исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров подчиняется правилам ст. ст. 506 — 522 ГК РФ о поставке товаров. Это не ограничивает применение к государственному или муниципальному контракту также общих норм о договоре купли-продажи и об исполнении обязательств. В то же время для государственного или муниципального заказчика исполнение контракта представляет собой реализацию функций публично-правового характера, например, с перечислением бюджетных средств в качестве оплаты поставщику. В связи с этим на правовое регулирование исполнения государственного или муниципального контракта в определенной степени оказывают влияние и нормы публичного права, прежде всего административного, финансового.

Кроме того, необходимо учитывать при исполнении контракта специфику данных договорных отношений, в частности то, что:

— контракт может быть заключен в интересах как самого государственного или муниципального заказчика, так и другого лица, указанного заказчиком, на которых возлагается обязанность по приемке поставляемого товара;

— обязанность по оплате в любом случае независимо от того, кто является получателем, возлагается на государственного или муниципального заказчика. Иное может быть предусмотрено в государственном или муниципальном контракте.

2. Особенности исполнения государственного или муниципального контракта, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрены специальными федеральными законами.

Так, ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки, а также несет иную ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.

Продукция, не соответствующая требованиям к ее качеству, а также некомплектная продукция считаются непоставленными.

Отдельными нормативными правовыми актами предусматриваются меры экономического стимулирования поставщиков, выполняющих государственные заказы. Так, ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ) в целях экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа предусматривает выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов; гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций — головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг) и др.

В качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта может быть применено лишение права на экономическое стимулирование.

Особые требования к исполнению государственного контракта на поставку сельскохозяйственной продукции предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», согласно ст. 6 которого Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25% после заключения государственного контракта и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства. Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственными контрактами. Также определяется и срок платы за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям и организациям. При инкассовой форме расчетов этот срок составляет 10 дней, а по скоропортящимся товарам — до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

Статья 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ устанавливает особенности ответственности как поставщика, так и государственного заказчика. Применение мер ответственности к нарушителю, а именно уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.

Учитывая специфику сельскохозяйственной продукции, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Это касается прежде всего поставщика сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, вышеназванным Законом установлена неустойка за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребителями (покупателями) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% от суммы взысканной пени.

3. Государственный или муниципальный заказчик наряду с обязанностями по приемке продукции и ее оплате несет ответственность за своевременное доведение государственного или муниципального заказа до головного исполнителя (исполнителя), за целевое использование выделяемых ему за счет государственного или муниципального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции. На эти обязанности обращается внимание в ст. 10 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ.

4. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при выполнении государственных контрактов на поставку продукции для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Частичное исполнение обязательств — последствия

Частичное исполнение обязательства в некоторых случаях может быть выгодно кредитору и принято им без применения к должнику каких-либо санкций. Вместе с тем закон устанавливает право кредитора на отказ от исполнения обязательства по частям. Об этом и других последствиях исполнения обязательства не в полном объеме расскажем в нашей статье.

Допустимо ли исполнение обязательства по частям

Ст. 311 Гражданского кодекса РФ регламентировано: кредитор наделен правомочием не принять от должника исполнение, представляемое последним по частям, если иное не установлено законодательством, условиями обязательства или не происходит из обычаев или существа самого обязательства.

Например, возврат полной суммы кредита частями по графику платежей, согласованному сторонами, приемка результатов работ в промежуточные сроки по договору строительного подряда (ст. 753 ГК РФ), поставка товаров партиями, выплата аванса, оплата товара в рассрочку подразумевают прием кредитором исполнения по частям.

В этом случае просрочка исполнения обязательства, как и просрочка его принятия, исчисляются по каждому этапу исполнения отдельно.

ВАЖНО! Срок исковой давности по требованиям о просроченных повременных платежах или несоблюдении обязательства по оплате товаров (работ, услуг) по частям вычисляется отдельно по каждому такому платежу, не внесенному своевременно (п. 24 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.09.2015 № 43).

Последствия частичного исполнения обязательства

Принятие кредитором частичного исполнения обязательства обычно подразумевает его полное исполнение должником в течение определенного срока. Если же оно будет представлено должником лишь в части, то, как правило, следует говорить о просрочке должника (ст. 405 ГК РФ).

Последствиями отказа от принятия кредитором исполнения для должника могут быть:

  • возмещение нанесенных просрочкой убытков;
  • начисление неустойки;
  • начисление процентов по правилам ст. 395 ГК РФ;
  • компенсация морального вреда;
  • выплата штрафа в связи с неисполнением требований потребителя в добровольном порядке (см. статью Размер штрафа по Закону о защите прав потребителей).

Исполнение обязательства лишь в части не считается надлежащим исполнением (кроме случаев, когда кредитор согласился признать его надлежащим). Таким образом, уплата неустойки и возмещение убытков не служат основанием для освобождения должника от исполнения обязательства (п. 1 ст. 396 ГК РФ).

Итак, кредитор правомочен не принять представляемое отдельными частями исполнение от должника, если нормами закона, соглашением сторон или сложившейся практикой не регламентировано иное.

Отказ от исполнения обязательства при частичном исполнении контракта

Вопрос-ответ по теме

Возможен ли односторонний отказ от исполнения обязательства в случае частичного исполнения договора. По ЭА поставщик должен поставить две позиции, но поставил только одну мотивируя не поставку второй отсутствием товара на рынке. Однако поставка данного товара от другой фирмы была осуществлена. Заказчик на данный момент в товаре больше не нуждается.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Можно принять решение о расторжении контракта в оставшейся неисполненной поставщиком части, если возможность одностороннего отказа предусмотрена контрактом.Основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта может быть факт нарушения сроков поставки товаров, предусмотренных контрактом, а также иные существенные нарушения контракта.Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы ГосзаказРекомендация:Название рекомендацииКак расторгнуть контракт Текст рекомендации. Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика. Односторонний отказ от исполнения контракта допускается по основаниям, предусмотренным в Гражданском кодексе РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Из положений Гражданского кодекса РФ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случае существенных нарушений контракта одной из сторон.

Существенные нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта:купли-продажи – пункт 1 статьи 463, абзац 2 статьи 464, пункт 2 статьи 468, пункт 2 статьи 475, пункт 2 статьи 480, пункт 2 статьи 488, абзац 2 статьи 490, пункт 3 статьи 495, пункт 4 статьи 497, пункт 2 статьи 500, пункт 3 статьи 503 Гражданского кодекса РФ;

  • поставки – статья 523 Гражданского кодекса РФ;
  • возмездного оказания услуг – пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ;
  • аренды – пункт 2 статьи 610, пункт 3 статьи 627 Гражданского кодекса РФ;
  • безвозмездного пользования – статья 699 Гражданского кодекса РФ;
  • подряда – пункт 5 статьи 709, пункт 2 статьи 715, статья 717 Гражданского кодекса РФ;
  • транспортной экспедиции – статья 806 Гражданского кодекса РФ;
  • банковского счета – пункт 1 статьи 859 Гражданского кодекса РФ;
  • страхования – пункт 2 статьи 958 Гражданского кодекса РФ.​

Заказчик принимает решение об одностороннем отказе, если в контракте он предусмотрел право на принятие такого решения.

Если до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик решил провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается только в случае, если по результатам экспертизы подтверждаются нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 10, 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик размещает в ЕИС. Срок размещения – в течение трех рабочих дней (не позднее) с даты принятия такого решения. В тот же срок заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении.Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.Также решение направляется телеграммой либо:посредством факсимильной связи;по адресу электронной почты;с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о получении.По истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: как заказчику правильно определить дату расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения. Если уведомление о вручении исполнителю решения получено заказчиком 1 февраля 2016 года, исчисление 10-дневного срока начинается со 2 февраля 2016 года, и контракт будет считаться расторгнутым с 12 февраля 2016 года.Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Датой надлежащего уведомления признается:дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об отказе от исполнения;дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте;дата по истечении 30 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения в ЕИС, когда невозможно получить указанное подтверждение либо информацию.Такое правило установлено в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщик (подрядчик, исполнитель):устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций.Внимание: данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые по гражданскому законодательству являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.Когда контракт расторгается по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик вправе закупить товар (работы, услуги), являющийся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Если до момента расторжения контракт частично был исполнен, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги уменьшается на объем обязательств, исполненных по расторгнутому контракту. Цена такого контракта уменьшается пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы, оказанной услуги (ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: срок действия контракта истек, но контракт не исполнен поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Можно ли в данной ситуации расторгнуть контракт и нужно ли взыскивать неустойку с поставщика (исполнителя, подрядчика)Контракт возможно расторгнуть, если в нем отсутствует условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему, и контракт признается действующим до установленного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (т. е. до поставки товара, предусмотренного контрактом, в полном объеме) (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Заказчик вправе взыскать с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойку независимо от окончания исполнения сторонами обязательств, так как окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ).

Ситуация: можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если у заказчика отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контрактаВ сложившейся ситуации контракт можно расторгнуть либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда. При этом расторжение контракта в судебном порядке возможно только при наличии обстоятельств, изложенных в пункте 2 статьи 450, пункте 3 статьи 723 Гражданского кодекса РФ, то есть при наличии факта существенного нарушения условий договора подрядчиком, и в том случае, если работы выполнены с недостатками, которые нельзя устранить, или выявленные заказчиком недостатки не устранены подрядчиком в установленный заказчиком срок.

Когда заказчик обязан принять решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке

1. Если в ходе исполнения контракта заказчик установил, что:поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке;поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);поставляемый товар не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке, к поставляемому товару.2. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут специальный инвестиционный контракт.

Порядок расторжения такого контракта следующий:сторона, которая заключила специальный инвестиционный контракт, направляет уведомление о его расторжении заказчику, у которого контракт по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ находится в стадии исполнения. Срок на это – 10 рабочих дней со дня, когда расторгнут специальный инвестиционный контракт.
Уведомление должно быть направлено по почте заказным письмом с извещением о вручении. Перечень заказчиков определяется по информации, которая содержится в реестре контрактов;

  • заказчик, получив уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта, принимает решение расторгнуть в одностороннем порядке контракт, заключенный по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Срок на это – три рабочих дня со дня, когда получено уведомление;
  • после принятия решения заказчик расторгает контракт по общим правилам, которые предусмотрены настоящей рекомендацией и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации, освоению производства товара на территории субъекта РФ (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Порядок расторжения такого контракта следующий:сторона, которая заключила контракт от имени субъекта РФ согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ, направляет уведомление о его расторжении заказчику, у которого контракт по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ находится в стадии исполнения. Срок на это 10 рабочих дней со дня, когда расторгнут контракт, заключенный согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ.
Уведомление должно быть направлено по почте заказным письмом с извещением о вручении. Перечень заказчиков определяется по информации, которая содержится в реестре контрактов;

  • заказчик, получив уведомление о расторжении контракта, заключенного согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ, принимает решение расторгнуть в одностороннем порядке контракт, заключенный по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Срок на это – три рабочих дня со дня, когда получено уведомление;
  • после принятия решения заказчик расторгает контракт по общим правилам, которые предусмотрены настоящей рекомендацией и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

При проведении закупки по государственному оборонному заказу особенности порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта могут быть установлены Законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В настоящее время они не установлены.

Рекомендация:Название рекомендации. Можно ли ускорить сроки поставки или расторгнуть контракт в одностороннем порядке при угрозе срыва сроков поставки. Текст рекомендации Заказчик не вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт с поставщиком, пока не будет иметь место факт нарушения сроков поставки товаров, предусмотренных контрактом, равно как и не вправе требовать поставить товар заблаговременно.Ускорить (изменить) срок поставки в период исполнения контракта можно лишь в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.