Чем занимается суд общей юрисдикции

Что такое суд общей юрисдикции?

Данные суды оказывают влияние по всей территории государства РФ, а также распространены по всем административным единицам устройства страны. При этом они являются доступными для каждого. Граждане страны имеют полное право обратиться в суд общей юрисдикции с правовыми вопросами или спорами, при условии, что вышеописанные случаи установлены законом. Поэтому, очень важно грамотно разбирать и понимать понятие: Что такое суд общей юрисдикции?

Каждый суд общей юрисдикции принят в общую систему правового государства в качестве подсистемы. Такое означает, что любой суд такого направления одновременно входит в систему общих судов. Хотя далеко не все правовые органы относятся к таким судам. К примеру, Конституционный суд, арбитражные и уставные суды РФ такими понятием не охватываются. Поэтому, такие нормы как «общая правовая система РФ» и «суд общей юрисдикции» соотносятся друг перед другом лишь с философской точки зрения.

В законодательстве «О суде общей юрисдикции» прописаны следующие федеральные, конституционные законы: «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных правовых органах РФ». В данных приложениях прописаны положения, которые в полной мере отображают всю судебную систему общей юрисдикции, полномочия и структура, отличия организации и взаимодействие с другими должностными лицами или правовыми органами.

Что понимают под судом общей юрисдикции?

Согласно 1 статьи конституционного федерального закона государства «О судах общей юрисдикции» систему таких судов составляют 2 группы судов: суды общей юрисдикции субъекта и федеральные суды общей юрисдикции. В основе такой дифференциации лежит способ для формирования судебных органов разного рода. К федеральным судам относятся правовые органы, созданные при помощи федерального законодательства, а к судам субъектов РФ — суды или судебные должностные лица, назначение которых осуществляется в установленном законодательством порядке того или другого субъекта государства.

Федеральные суды общей юрисдикции- это Верховный Суд государства, суды автономных и районные округов, городские правовые органы и межрайонные, специализированные правовые органы, полномочия, их порядок деятельности и образования которых осуществляют федеральным конституционным законом, различных уровней военные правовые органы,верховные правовые органы республик, краевые, областные правовые органы, суды городов федерального значения, правовые органы автономных областей.

К судам общей юрисдикции, которые образованны субъектами страны, относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции во время своей деятельности применяют федеральное законодательства и, при необходимости, законодательство субъектов РФ, другие нормативные правовые акты и международные договора, общепризнанные нормы международного права и принципы.

Как найти свидетелей ДТП?
Расследование автомобильной аварии и определение степени виновности каждого участника очень часто бывает затруднено отсутствием беспристрастных и незаинтересованных свидетелей.

Кому жаловаться на судью?
Случается, что во время судопроизводства возникают нарушения со стороны судьи. В таких случаях имеет место право подать жалобу. Главное — знать, Кому жаловаться на.

Что это такое судебный эксперт?
Судебная экспертиза – это квалифицированные, независимые и объективные действия, по результатам которых, в суд предоставляются данные по делу. Назначается экспертиза по просьбе.

Где находятся суды?
Все судебные участки Российской Федерации объединены в единую систему, все они дифференцируются по своему месторасположению, виду и типу. Дела здесь рассматриваются по их.

Как устроены суды общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев. Нижнее или основное звено составляют районные суды, которые раньше назывались народными. Они создаются в каждом районе, в том числе в районах, на которые разделены некоторые города, а иногда один суд обслуживает несколько районов.

Районный суд состоит из председателя и судей. В районах с небольшим населением суд может состоять только из одного судьи, который одновременно является председателем.

Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство дел.

Определение . Когда говорят “суд такой-то (т.е. первой, апелляционной, кассационной или надзорной) инстанции”, то имеют в виду его полномочия по рассмотрению дел.

Так суд первой инстанции рассматривает дело полностью и выносит по нему свое решение. Суды кассационной и апелляционной инстанции проверяют по жалобам участвующих в деле лиц и по представлениям прокурора правильно ли суд первой инстанции выяснил обстоятельства дела и применил законодательство. Их различие состоит в том, что апелляционной инстанцией является тот же районный суд, который пересматривает решения мировых судей, а кассационной — суд субъекта федерации, пересматривающий решения районных судов.

Суд надзорной инстанции проверяет по представлениям прокуроров или жалобам граждан и организаций правильность решений, определений и постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанции с точки зрения соблюдения ими законодательства.

Следует помнить, что полномочия одинаково называющихся судебных инстанций (апелляционной, кассационной и надзорной) в уголовном, гражданском и арбитражном процессе различаются между собой. Подробнее об этом можно узнать в соответствующих кодексах.

Одни и те же суды могут выполнять функции сразу нескольких инстанций. Например, суды субъектов федерации (т. е. областные, краевые и т.д.) являются судами первой инстанции по наиболее важным уголовным делам, но одновременно они выполняют роль кассационной инстанцией по отношению к районным судам, т.е. пересматривают их приговоры по уголовным делам, а также надзорной инстанцией по делам, рассмотренными мировыми судьями, районными судами и ими самими.

Но продолжим разговор о районных судах. Они рассматривают по первой инстанции все дела, которые не отнесены к ведению вышестоящих судов, и в то же время являются вышестоящей (т.е. апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям.

Средним звеном судов общей юрисдикции являются суды субъектов федерации, т.е. суды краев, областей, республик, автономных областей и автономных округов, а также городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. Внутри них создаются коллегии (нечто вроде отделов) по гражданским и уголовным делам, которые пересматривают в кассационном порядке решения и приговоры, вынесенные районными судами, и рассматривают по первой инстанции гражданские дела, которые связанны с государственной тайной и другие дела, где обе стороны согласились передать спор на их рассмотрение. Перечень уголовных дел, которые суды субъектов федерации рассматривают по первой инстанции можно найти в ст. 31 УПК РФ.

Руководящим органом этих судов является президиум во главе с председателем суда, который в порядке надзора пересматривает приговоры, решения и определения районных судов и коллегий этих же судов.

Высшим органом судов общей юрисдикции является Верховный суд РФ.

Он состоит из следующих подразделений.

Пленума , который дает судам руководящие разъяснения по применению законодательства и выполняет некоторые другие функции.

Президиума , который рассматривает дела в порядке надзора и решает внутренние вопросы Верховного суда РФ.

Кассационной коллегии , которая пересматривает в кассационном прядке дела, рассмотренные по первой инстанции другими коллегиями.

Трех судебных коллегий , а именно военной, по гражданским и по уголовным делам, которые пересматривают дела в кассационном порядке и в порядке надзора, а также рассматривают по первой инстанции дела, которые относятся к ведению Верховного суда РФ.

Верховный суд рассматривает по первой инстанции следующие гражданские дела:

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;

• об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

• об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

• о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

• об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума ;

• по разрешению споров между органами власти России и органами власти ее субъектов, а также между органами власти субъектов федерации, переданных ему Президентом РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ [1] .

Поэтому, если вы “замахнулись” на какое-нибудь из этих дел, то ваш путь должен лежать прямо в Верховный суд РФ.

Верховный суд возглавляет Председатель, который руководит его работой.

В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды, которые рассматривают:

1) гражданские и административные дела о защите прав, свобод и интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы или военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Верховный суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к военным судам и имеет в своем составе специальную военную коллегию. Средним звеном военных судов являются окружные (флотские) суды, а основным звеном — гарнизонные суды.

Следующие материалы:

  • Как уже говорилось, арбитражные суды рассматривают экономические споры с участием организаций и граждан-предпринимателей, а обычных граждан их деятель …

«>Арбитражные суды
Если у федерального центра есть суды общей юрисдикции, то у субъектов федерации есть свои судьи общей юрисдикции, которые называются мировыми судьями …

Образовательный портал — все для студента юриста.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские, административные и иные дела. Эти суды — ближе всего к гражданину, потому что именно в них рассматриваются дела с участием физических лиц. Если человек нарушил Уголовный кодекс, совершил убийство, кражу и т.п. преступление, он предстанет перед уголовным судом. Если два физических лица подписали договор купли-продажи недвижимости, а потом возникли споры о содержании и исполнении этого договора, такой спор может быть разрешен в гражданском суде. Если гражданину неправильно рассчитали налог и не хотят исправить расчеты, то но этому вопросу гражданин также вправе отстоять свои права в суде общей юрисдикции. Все споры, снизанные с разводом и разделом имущества, судьбою несовершеннолетних детей, споры с работодателем, споры относительно наследства и многие другие рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Таким образом, суды общей юрисдикции — это государственные органы, в которых гражданин может защитить свои нарушенные права и которые от имени государства определяют наказания правонарушителям. Суды общей юрисдикции — это разветвленная, единая система судов. Она состоит из двух уровней: а) федеральные суды;

б) мировые суды. Федеральные суды подразделяются па три звена: районные (городские) суды; областные/краевые суды (в республиках — верховные суды республик; в других субъектах федерации — соответствующие суды); высшее звено — Верховный Суд. Отдельной ветвью федеральных судов общей юрисдикции являются военные суды, которые рассматривают дела с участием военнослужащих. Эта ветвь судов также состоит из трех звеньев: гарнизонных военных судов, окружных военных судов, Военной коллегии Верховного Суда. В обществе циркулируют идеи отменить военные суды, имея в виду, что правонарушения с участием военнослужащих должны рассматриваться обычными судами общей юрисдикции. Считается, что это сделало бы более прозрачными такие дела и судопроизводство, поставило бы их под контроль общества.

В судах общей юрисдикции на федеральном уровне работают порядка 20 тыс. судей и более 40 тыс. вспомогательного персонала. Правовое положение судей определено в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» 1992 г. Согласно закону, судебная власть в стране принадлежит только судам в лице судей. Судьи — независимы и подчиняются только Конституции и закону. Их требования и распоряжения обязательны для всех. Судья — неприкосновенен. Судьи не вправе быть депутатами, состоять в партиях, осуществлять предпринимательскую или любую другую оплачиваемую работу (кроме преподавательской, научной, творческой).

Судьей может быть гражданин России, достигший определенного возраста; имеющий высшее образование и необходимый стаж по юридической профессии; не имеющих заболеваний, препятствующих работе судьи; сдавший квалификационный экзамен. Судьи назначаются на должность Президентом России по представлению Председателя Верховного Суда. Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Назначение производится па неопределенный срок. Полномочия судьи прекращаются по достижении им возраста 65 лет.

Итак, в России нет так называемого «дуализма» судебной власти, свойственного, например, США: там на территории каждого штата имеются одновременно и федеральные суды, и судебная система штата. Россия и США — совершенно разные по своей природе федерации. В России же на уровне субъекта федерации создается только звено мировых судей. Правовое положение мировых судей определяется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» 1998 г. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов федерации и при этом входят в единую судебную систему России. Порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов федерации (в части, не урегулированной Конституцией и федеральными законами).

Мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта федерации па срок не более чем 5 лет — с последующими возможными повторными назначениями/избраниями. Они могут также избираться на должность населением судебного участка. В компетенцию мировых судей входят следующие дела: уголовные дела, наказания по которым не превышают 3-х лет лишения свободы; о расторжении брака, если нет спора о детях; о разделе имущества между супругами; по имущественным спорам, если сумма требований не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); о порядке пользования земельными участками и другой недвижимостью; ряд дел об административных правонарушениях (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях) в сумме до 50 тыс. руб. (п. 3 ч. 1 ст. 23 ГПК).

Мировые судьи рассматривают дела единолично в пределах своих судебных участков. Участки создаются субъектами федерации из расчета от 15 до 30 тыс. человек населения на одном участке. Постановления мировых судей — обязательны для всех лиц, организаций и органов. Мировым судьей может быть гражданин России не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта федерации. На мировых судей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности и материального обеспечения. Кадровым, материальным и организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции занимается специальный Судебный департамент Верховного Суда России.

В судебной системе распространены термины: «суд 1-й инстанции», «суд 2-й инстанции» и т.д. Что они означают? «Судом 1-й инстанции» называется суд, который рассматривает дело по существу, принимает решение по делу. Как правило, судами первой инстанции выступают суды основного звена — районные. Именно они разбирают дела, решают, виновен человек или невиновен, определяют наказание, удовлетворяют или отклоняют иски по имущественным претензиям и т.д. Однако в некоторых случаях судом первой инстанции может выступить, например, областной суд или даже Верховный Суд России. Рассмотрение наиболее важных и сложных дел может начаться в Верховном Суде, и в этом случае Верховный Суд считается судом первой инстанции по данным делам.

«Судом 2-й инстанции» называется суд, который проверяет решение нижестоящего суда, рассматривает в порядке обжалования: насколько оно обоснованно, справедливо, соответствует ли закону; не было ли процессуальных нарушений. По сути, это новое рассмотрение дела, и завершается оно новым решением. Так, например, мировой судья является судом первой инстанции по какому-то делу. Тогда районный суд выступит как суд второй инстанции по этому же делу, если будет решено его обжаловать, подать апелляцию. Судом второй инстанции по решениям районного суда будет областной суд. Суды второй инстанции часто называют апелляционной инстанцией.

Иногда возникает необходимость проверить и решение суда 2-й инстанции. В этом случае дело передается в «суд 3-й инстанции» (или, по-другому, в «кассационную инстанцию»). Это суд, который может отменить решение нижестоящего суда или исправить допущенную в нем ошибку. В своей деятельности, при рассмотрении дел и принятии решений, суды общей юрисдикции руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и др.

Верховный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, уголовных, административных и некоторых иных дел. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики, которым следуют нижестоящие суды; рассматривает жалобы граждан на нарушение избирательных прав. Верховный Суд выступает в основном как суд кассационной инстанции, хотя в качестве суда первой инстанции он может принять к своему рассмотрению уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.

Структурно Суд состоит из 125 судей, Председателя и заместителей Председателя. В составе Суда имеются коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам, военная коллегия, кассационная коллегия, Президиум и Пленум Верховного Суда. Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьями могут быть граждане, достигшие 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

В России появились новые суды

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

«Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

«Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах», – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.

Теперь жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будут рассматривать кассационные суды общей юрисдикции. «Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда), их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов», — предлагается формулировка новой редакции закона. «Реализация положений законопроекта позволит четко определить и обеспечить инстанционность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, разграничив полномочия по рассмотрению жалоб, протестов на вступившие в законную силу акты между кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом) и Верховным Судом РФ», — поясняет законодатель.

Также подчеркивается, что передача полномочий по таким делам кассационным судам общей юрисдикции поможет сформировать единство судебной практики. Отмечается, что изменения не будут иметь негативного влияния на доступ к правосудию «поскольку пересмотр вступивших в законную силу постановлений, решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в письменной форме без проведения судебных заседаний».

Законопроект № 494643-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции)»

Судей будут понижать в классе при существенном нарушении закона о статусе судей или Кодекса этики. Пониженный судья должен будет остаться в нем на весь срок (по закону судья обязан отработать в каждом классе определенное количество лет) и только потом сможет пройти переаттестацию. При этом наказание будет сниматься через год, то есть спустя год пониженный судья будет считаться непривлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он за этот год не совершил нового проступка.

«Мера позволит применять дифференцированный подход и устанавливать соразмерную ответственность в зависимости от конкретных обстоятельств», – сказал депутат Павел Крашенинников.

Новое наказание вступит в силу с 1 сентября 2019 года.

Текст закона опубликован на официальном портале.

Новые суды создают для обеспечения объективности и независимости судопроизводства на экстерриториальной основе. Суды создадут по аналогии с арбитражной моделью, они будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

В компетенцию кассационных судов войдет рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные суды рассмотрят дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Также законопроект ограничивает количество сроков работы председателей судов общей юрисдикции и их заместителей – не более двух сроков подряд. Документ увеличивает предельный возраст пребывания в должности зампредам КС и ВС – до 76 лет. Такая же мера введена для председателей арбитражных судов округов и создаваемых кассационных инстанций.

Теперь документ должен подписать Владимир Путин, закон вступит в силу сразу же.

Размер должностного оклада председателей пяти новых апелляционных и девяти кассационных судов составит 90% от оклада главы Верховного суда Вячеслава Лебедева, первый зампред – 86%, зампреды – 85%. Председатели судебных коллегий апелляционных и кассационных СОЮ будут получать 83% от оклада председателя ВС, а рядовые судьи – 82%. Размер ежемесячных денежных поощрений составит 2,2 должностных оклада для судей и 2,3 оклада – для его вышестоящих коллег. Точно такие же коэффициенты по премиям предусмотрены для всех судей, кроме тех, кто трудится в высшей судебной инстанции.

Кроме того, документ также уточняет нормы представительства судей в органах судейского сообщества, обеспечивающие равное представительство судов всех уровней – в том числе и вновь создаваемых. В частности, судьи апелляционных и кассационных СОЮ войдут в Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС). Вместе с тем полномочия действующего состава ВККС сохранятся до истечения их срока полномочий.

«Внесение указанных изменений будет способствовать реализации принципа единства статуса судей Российской Федерации», – уверен Верховный суд, который и предложил законодательную инициативу, одобренную депутатами единогласно.

Законопроект № 494700-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» доступен на сайте Госдумы.

10 июля Госдума приняла во втором чтении законопроекта поправки о новом расположении апелляционных и кассационных судов, которые предлагается создать в ходе судебной реформы. Законопроект предусматривает пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут охватывать судебные округа, которые включают в себя по несколько регионов. Новое расположение учитывает региональные особенности и было выработано после согласований с Верховным судом, пояснил «Право.ru» Павел Крашенинников, один из авторов инициативы.

Если кассационный суд в Москве будет «свой», то по апелляции она будет относиться ко второму округу (Санкт-Петербург). Этот город – единственный, в котором расположатся и апелляционный, и кассационный суды. Москву и Московскую область предполагается расположить в разных округах. Апелляционный суд для области будет находиться в Калуге. Южные субъекты объединены в третий апелляционный округ со «столицей» в Сочи. Самарская область, Пермский край и Татарстан попадут в юрисдикцию нижегородского суда. Суд из Санкт-Петербурга будет рассматривать жалобы на решения судов не только Северо-Западного региона и Москвы, но и части уральских областей – Свердловской, Челябинской и Тюменской. Омская область, Красноярский край и все области вплоть до Дальнего Востока отданы в ведение новосибирского апелляционного суда.Внимание! В третьем чтении были поправки: Апелляция переедет из Калуги в Москву: принят закон о судебной реформе

Карта апелляционных округов, актуальная на 10 июля 2018 года, когда состоялось второе чтение в Госдуме.

Последняя версия правок: «Апелляция переедет из Калуги в Москву: принят закон о судебной реформе».

Девять кассационных судов объединяют регионы уже по-другому. Северо-Запад по прежнему в ведении санкт-петербургского суда. К подсудности московской кассации предполагают отнести несколько центральных областей. Московская область наряду с Воронежской и Нижегородской попадет под юрисдикцию суда в Саратове. Южные регионы «поделят» между Краснодаром и Пятигорском. Татарстан и Башкортостан окажутся в ведении самарского суда, а Пермская, Свердловская, Тюменская области – в юрисдикции челябинского. Часть Сибири, включая Новосибирскую область и Красноярский край, включены в кассационный округ со «столицей» в Кемерове. Якутия и дальневосточные регионы отданы под юрисдикцию владивостокского суда.

Интерактивная карта кассационных округов (в третьем чтении не менялась)

Согласно законопроекту, новые апелляционные суды будут вышестоящими по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам и т. п. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете. Кассационные суды являются вышестоящими по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, излагается в проекте закона. Экстерриториальность станет залогом независимости и самостоятельности новых судов, оптимизирует нагрузку на них, полагает Верховный суд, который и внес предложение на рассмотрение Думы.

С текстом законопроекта «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно ознакомиться здесь.

С инициативой выступили Председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко вместе с депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Авторы предлагают дополнить законопроект об изменениях в системе судопроизводства нормой о новом расположении создаваемых судов.

Всего предлагается создать пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут действовать в пределах судебных округов, предложенных в законопроекте, каждый из которых включает в себя несколько регионов, рассказали «Право.ru» в комитете Думы по госстроительству и законодательству.

«Внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых апелляционных и кассационных судов с учетом региональных особенностей. Предложение было выработано после согласований с Верховным судом», – сообщил один из авторов инициативы Павел Крашенинников.

В апелляционные суды общей юрисдикции будут направляться жалобы на не вступившие в силу акты, принятые в первой инстанции судом, расположенным на территории соответствующего апелляционного округа. Также туда будут попадать на пересмотр дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете.

Предлагается расположить кассационные суды так:

Первый кассационный суд – город Саратов;Второй кассационный суд – город Москва;Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;Четвертый кассационный суд – город Краснодар;Пятый кассационный суд – город Пятигорск;Шестой кассационный суд – город Самара;Седьмой кассационный суд – город Челябинск;Восьмой кассационный суд – город Кемерово;Девятый кассационный суд – город Владивосток;Кассационный военный суд – город Новосибирск.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией по отношению к апелляционным судам, судам субъектов, районным судам и мировым судьям на территории соответствующего кассационного округа. Кассационный суд будет рассматривать жалобы и представления на вступившие в силу акты и дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды предлагают разместить так:

Первый апелляционный суд – город Калуга;Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;Третий апелляционный суд – город Сочи;Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;Апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Законопроект о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции сейчас также находится на рассмотрении Думы.