Движение на снежной дороге

Движение на снежной дороге

Движение по снежной дороге и льду

Двигаясь по малонакатанным снежным дорогам, следует придерживаться проложенной в снегу колеи и не отклоняться от нее в сторону. Небольшие снежные переметы и сугробы преодолевают с разгона, а большие снежные наносы на дороге и сугробы — на пониженной передаче и повышенной скорости. Если колеса начинают буксовать, надо подать машину назад и по прежней колее снова попытаться двигаться вперед на пониженной передаче, с разгона пробивая дорогу дальше.


Рис. 146. Измерение толщины льда: 1 — снег; 2 — ледомер; 3 — лопата; 4 — снеговой лед; 5 — мутный лед; 6 — прозрачный лед; 7 — уровень воды в лунке; 8 — толщина льда

По глубокому снегу (снежной целине) двигаться надо на пониженной передаче, ровным ходом, без резких поворотов руля, не переключая передач и не делая остановок. Чтобы тронуться с места после вынужденной остановки, необходимо подать автомобиль назад по старой колее и с разгона продолжать движение.

При встречных разъездах на узких дорогах, когда одному автомобилю приходится съезжать с дороги, делать это нужно задним ходом, чтобы облегчить выезд.

Перед преодолением водной преграды по льду определяют его грузоподъемность (табл, 5), замеряя толщину льда (рис. 146), и выбирают места спуска на лед и выхода со льда на противоположный берег.

Ледяной покров обычно состоит из двух слоев: верхнего — мутногр и нижнего-прозрачного (наиболее прочного), намерзающего после ледостава. На повердности ледяного покрова, кроме того, часто образуется снеговой лед. Но определяя толщину льда, учитывают только мутный и прозрачный слой. Толщину льда в проделанных лунках замеряют ледомером или лопатой.


Таблица 5. Грузоподъемность льда при температуре воздуха ниже 0°С

Двигаться по льду надо плавно, на пониженной передаче, без остановок и обязательно с открытыми дверцами кабины.

Дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м. При сильных прогибах льда плавно увеличить скорость движения.

Советы новичкам: как ездить по зимней дороге?

Езда по скользкой дороге отличается от летних поездок, и чтобы не попасть в аварию, нужно строго соблюдать технику зимнего вождения. Как избежать аварий в холодное время года, ИА «Амител» рассказал руководитель автошколы БЦВВМ «Барнаульский центр высшего водительского мастерства» Антон Мищенков.

Заранее и плавно

Главные условия зимнего безопасного вождения — это «заранее и плавно». Интенсивность перестроений, разгонов, торможений и поворотов должна быть в разы меньше, чем летом. Нужно заблаговременно просчитывать свои действия и предугадывать действия других водителей, ведь зимой гораздо сложнее исправить свою или чужую ошибку на дороге.

«Всегда просчитывайте дорожную ситуацию по наихудшему варианту развития. Зимой особо строго нужно соблюдать дистанцию и боковой интервал, так как увеличивается тормозной путь. Рекомендуется останавливаться на перекрестках подальше от впереди стоящего авто и постоянно контролировать по зеркалам движение позади идущих транспортных средств. В случае, если вы видите, что приближающийся автомобиль не успевает затормозить, вы сможете проехать немного вперед или в сторону и тем самым избежать аварии», — рассказал Мищенков.

Сначала пару слов о посадке. У грамотных водителей не существует «удобной позы», есть одна единственная и зимой и летом – «поза готовности к экстренным действиям». Обе руки находятся только в верхнем секторе руля по аналогии с часами — руки должны быть расположены на 10 и 14 или 9 и 15 часов, пояснил руководитель автошколы. Спина при этом прижата к спинке сиденья в положении ближе к вертикальному – так водитель будет лучше чувствовать все, что происходит с задней осью авто.

Все знают с автошколы, что нужно выворачивать руль в сторону заноса. А как быстро, а на сколько градусов? Если автомобиль пошел в занос, ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза, это сильно усугубит ситуацию. Когда вы управляете автомобилем с передним приводом, необходимо немного добавить газ. На заднеприводном авто в первое мгновение заноса следует бросить педаль газа. Поведение полноприводной машины очень непредсказуемо, где-то надо немного прикрыть газ, где-то добавить, иногда бросить, делится рекомендациями эксперт.

Рыхлый снег

Коварность движения по рыхлому снегу кроется в том, что протектор колеса не имеет контакта с твердым покрытием, шина как бы плывет над дорогой на снежной подушке – это очень похоже на аквапланирование. Рыхлый снег опасен даже при прямолинейном движении, ведь не бывает идеальных условий для всех четырех колес. Автомобиль может утянуть в кювет или на встречную из-за разной плотности и толщины снега, а также под снегом могут быть участки льда.

Царь горы

Часто возникают вопросы — как подниматься в гору зимой и как с нее спуститься. Водителю необходимо просмотреть весь путь подъема или спуска при сильной гололедице и спрогнозировать возможные внештатные ситуации, а также запасные варианты «уходов» в непредвиденных случаях.

«Мы не можем быть на 100% уверены в поведении автомобиля, поэтому при спуске необходима маленькая скорость и движение «внатяг» с включенной передачей на механической коробке передач, а если у вас коробка-автомат, то в зависимости от крутизны склона включите первую пониженную. На крутом подъеме нужен равномерный разгон. Не допускайте сильной пробуксовки колес – она может вызвать занос задней или увод передней оси машины. Автомобиль не заедет в гору и может начать скатываться назад. Если на горке что-то пошло не так, будьте готовы к контактному торможению о сугроб на обочине, бордюр, кусты», – рассказал Антон Мищенков.

Вот новый поворот

Чтобы войти в поворот на зимней дороге, водителю нужно заблаговременно снизить скорость перед поворотом. Если водитель выбрал неправильную скорость или не учел состояние дорожного покрытия, то центробежная сила будет выталкивать автомобиль наружу поворота.

Еще не все потеряно, помочь ему сможет снег снаружи поворота. Он послужит своеобразной опорой, в него можно упереться, и ни в коем случае не пытайтесь тормозить в этот момент. Этот «упор» позволит немного погасить излишнюю скорость. Запомните: неподготовленному водителю нельзя тормозить в повороте и во время заноса.

Перед тем как ехать по сильно заснеженной дороге, взвесьте свои способности и возможности вашего автомобиля, не лишним будет бросить в багажник трос и лопату. Двигайтесь осторожно, ведь снег может утянуть в сторону. Снежные переметы преодолевайте с разгона.

Старайтесь ехать без остановок и переключений, поскольку это снижает силу инерции, которая помогает машине. Колеса в глубоком снегу постоянно упираются в снег, как будто едешь в гору, это и становится причиной снижения скорости или остановки и последующего застревания.

Забуксовали

В случае пробуксовывания и полной остановки автомобиля сдайте назад по колее, затем разгонитесь и повторите попытку. Если машина застряла и совсем не двигается, не буксуйте, этим вы нагреете снег, и под колесами образуется лед. Сначала нужно убрать снег позади и впереди всех четырех колес, затем «внатяг». Если у вас «механика», включаем вторую, третью передачу, если автомат – то вторую скорость или зимний режим, и на малом газу пробуем раскачать автомобиль. Важно пытаться выехать из снежного плена, очень аккуратно работая газом, и двигаться необходимо с минимальным крутящим моментом, чтобы колёса сильно не буксовали. Останавливайтесь, как только колёса начинают пробуксовывать, включайте заднюю передачу, сдавайте назад для разгона, а затем накатом пытайтесь пробить себе дорогу вперёд.
Читайте также в сюжете: «Автосоветы на зиму»

МЧС России

Движение по зимним дорогам rss

Езда зимой требует от водителя повышенной осторожности, так как снежный покров часто превращается в ледяную поверхность, на которой сила сцепления колес автомобиля с дорогой уменьшается, и поэтому возникают скольжение, боковой занос, буксование и т.п. Снежные колеи, ухабы, накатанные участки дорог, снежные наносы и сугробы, глубокий рыхлый снег создают препятствия, для преодоления которых необходимо отлично владеть техникой вождения автомобиля и иметь надлежащий опыт. Малейшая оплошность, допущенная водителем при управлении автомобилем, может затруднить продвижение и привести к столкновению, наезду, аварии.

В зимний период автомобилистам следует быть особенно внимательными на дороге, строго соблюдать Правила дорожного движения.

Перед началом движения хорошенько очистите автомобиль от снега и льда. Не стоит считать, что боковые участки лобового стекла менее значительны. С этой задачей вам может помочь справиться аэрозоль для разморозки. Также очистите фары и остальные внешние осветительные приборы.

Оставайтесь бдительными во время вождения. Вождение автомобиля зимой требует большей концентрации внимания, чем в другое время. Старайтесь не отвлекаться на телефонные разговоры во время вождения. На дорогу тоже следует смотреть внимательнее: из-за замороженных стёкол автомобиля изображение может искажаться, а видимость ухудшаться из-за света и отблесков солнца на дороге.

В непогоду нужно обязательно включать фары и противотуманные фонари. В целом, при управлении автомобилем на скользкой дороге все движения водителя должны быть более плавными. Даже незначительная резкость, вполне допустимая в обычных условиях, при гололедице может привести к заносу. Избегайте резкости в начале движения, при переключении передач, разгоне, повороте и торможении. Размеренное управление автомобилем придает ему большую устойчивость.

Скользкая дорога не прощает неожиданностей, поэтому другие водители заранее должны знать о ваших намерениях. Заблаговременно включайте указатели поворотов, а если вам нужно экстренно снизить скорость или остановиться – заранее помигайте стоп-сигналами.

На перекрестках опасайтесь столкновения с машинами, следующими в поперечном направлении. Будьте внимательны: лучше повременить с выездом на перекресток, чем подставить себя под удар машины, которой управляет неосторожный или неопытный водитель. Удерживайте увеличенную дистанцию до транспортных средств, находящихся впереди – не менее половины скорости движения. Повышенную осторожность проявляйте на пешеходных переходах, на подъездах к ним и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части.

По отдельным обледеневшим местам дороги надо проезжать с замедленной скоростью, при встречных разъездах быть осторожным, чтобы колеса автомобиля не оседали в рыхлом снегу обочины.

Двигаться по глубокому снегу следует на пониженной передаче, с пониженной скоростью, без резких поворотов руля, так как снег оказывает значительное сопротивление качению и снижает сцепление колес с дорогой. Снежные наносы на дороге и сугробы преодолевают под прямым углом, на пониженной передаче, с повышенной скоростью («пробивают»). Когда необходимо преодолеть сильно заснеженные участки и подъемы, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения.

Снегозащитные приспособления (щиты), а также снежные валы, образованные из снега, удаленного с проезжей части дороги, могут значительно ухудшить видимость пути на закруглениях, поэтому в этом случае надо соблюдать повышенную осторожность: снижать скорость, подавать звуковые сигналы и т.п.

При движении против солнца, когда ухудшается видимость, по накатанной до блеска снежной дороге также следует снизить скорость. Встречающиеся на дороге осколки льда, срезанные комки смерзшегося снега следует пропускать между колесами.

Железнодорожные пути зимой могут также оказаться в углублении. Поэтому, чтобы избежать буксования колес, рельсы переезжают на низшей передаче при непрерывном, повышенном тяговом усилии.

Выезжая за город зимой, стоит иметь в машине шанцевый инструмент, буксирный трос и вспомогательные средства противоскольжения. Не экспериментируйте с новыми трассами. Перед тем как сесть за руль хорошо изучите путь и представьте трассу. Способность справиться с неожиданностями при вождении по обычной дороге, отнюдь не гарантирует те же результаты на неизвестной заснеженной трассе. Во время вождения обращайте внимание на все знаки и информационные таблицы.

Если все же случились неприятности, и вы забуксовали, то не следует поступать импульсивно, резкие движения, как известно, только ухудшают ситуацию. Продолжать движение не следует, так как это может привести к закапыванию колес. В таких случаях можно подать автомобиль назад по колее и двигаться вперед на пониженной передаче. Либо поверните колеса автомобиля влево и вправо несколько раз, чтобы хоть немного очистить колею от снега. Давайте как можно меньшую порцию газа для того, чтобы как можно плавней тронуться с места. Если есть лопата, расчистите путь своему автомобилю и уберите снег из-под неё. Если возите с собой песок, насыпьте его под ведущие колеса, если песка нет, могут помочь коврики из салона автомобиля. Потом не забудьте их забрать.

Уважаемые водители, как бы вы ни спешили, помните: сэкономленные минуты не смогут вернуть ни здоровье, ни тем более жизнь. Будьте сознательны, не забывайте об ответственности перед окружающими людьми!

Движение по заснеженной дороге и при гололедице

Езда по снежной дороге сопряжена с опасностью возникновения боковых заносов и пробуксовки колес, потому что сила трения, возникающая между колесами автомобиля и обледенелым настом, очень мала. В связи с этим, не рекомендуется совершать разгоны и резкие повороты рулевого колеса, тормозить и трогаться с места следует плавно.

При передвижении через трамвайные пути надо учитывать, что колея может оказаться довольно глубокой в случае обильного выпадения осадков. Чтобы прохождение подобных препятствий было безопасным, рекомендуется снижение скорости и плавное движение автомобиля.

При высоком уровне снежных покровов следует совершать передвижение на пониженных передачах.

Относительно небольшие сугробы необходимо преодолевать, не останавливаясь. При пробуксовке колес не рекомендуется продвижение вперед, следует совершать попеременное переключение первой передачи и заднего хода, раскачивать автомобиль, периодически включая сцепление. Для того, чтобы избежать оседания колес автомобиля в снежный покров на обочине, требуется проявлять внимательность при разъездах с автомобилями, идущими по встречной полосе.

При передвижении через железнодорожные пути также может возникнуть опасность пробуксовки колес. В связи с этим, перед переездом следует произвести остановку автомобиля для осмотра переезда. Пересечение рекомендуется совершать под небольшим углом к путям.

Для того, чтобы вывести забуксовавший автомобиль, требуется провести расчистку снега перед передними и задними колесами, затем, начиная попеременное движение вперед и назад, плавно выводить автомобиль из снежного плена на пониженной передаче.

В гололед необходимо учитывать тот факт, что при остановке автомобиля тормозной путь увеличится в несколько раз. Поэтому рекомендуется удерживать скорость передвижения на уровне не более 15 км/ч и выдержка дистанции между автомобилями менее 25-30 метров категорически запрещается (так называемое движение, накатом с полным выключением передачи).

Не только малое, но и большое сцепление колес с дорожным покрытием может оказывать негативное воздействие на ход автомобиля. Поэтому следует, по возможности, уклоняться от движения по сильно загрязненным дорогам. В том случае, когда избежать их невозможно, рекомендуется пересекать дороги плавно на пониженных передачах.

При пробуксовке автомобиля на подобной поверхности, не нужно пытаться применять прием, используемый на зимних дорогах — попеременные движения вперед и назад. Применение данного способа на сильно загрязненных участках дороги приведет к глубокому погружению колес в грунт.

Для избежания подобных последствий, при буксовании колес необходимо подложить под них доски, камни или иной подручный материал, после чего плавно возобновить движение.

Движение по песчаной поверхности в снежную погоду следует осуществлять на низкой передаче, не совершая остановок и резких переключений передач. Небольшие участки можно преодолевать с разгона. Общеизвестно, что мокрый песок более плотен, чем сухой, и, следовательно, движение по нему гораздо легче. При буксовании колес транспортного средства на участке с песчаной поверхностью, прежде всего, следует остановиться, произвести расчистку песка и снега перед передними и задними колесами и, используя подручные материалы, возобновить движение. В случае отсутствия подручных материалов избежать пробуксовки возможно посредством уменьшения давления в шинах колес.

10 непреложных правил зимнего вождения

Зимой машина требует особого ухода и регулярного осмотра

Полезные советы, которые помогут вашему автомобилю не встать на скользкий путь.

1. Резина

Помните, что «переобувать» автомобиль нужно заблаговременно, не откладывая это мероприятие до образования снежных заносов на дорогах и бесконечных очередей на автосервисах. Если средняя суточная температура опускается до +5, можно смело менять колеса. Зимняя резина имеет срок годности около трех лет. Поэтому никогда не покупайте подержанные шины: так вы избежите дорогостоящего ремонта после аварии, а возможно, и сохраните себе жизнь. Некоторые специалисты рекомендуют ставить шипованные шины, если за зиму вам хотя бы раз предстоит управлять машиной на снегу. Но на голом асфальте, который к тому же поливают реагентами, лучше ездить на качественной резине без шипов. Почему? Потому что на асфальте тормозной путь автомобиля на шипованных шинах увеличивается на 10%, а кроме того, шипы затупляются о дорогу и вылетают из покрышки.

2. Учиться никогда не поздно

После выпадения снега или образования гололедицы первые несколько дней постарайтесь не выводить машину со стоянки. Дайте другим водителям приспособиться к новым дорожным условиям, набить себе шишки (в прямом и переносном смысле) и приучиться к осторожности. Только после этого начинайте учиться сами. Перед тем как выезжать в город, покатайтесь по заснеженной площадке – почувствуйте, как ведет себя автомобиль при экстренном торможении, разгоне, резких поворотах. Убедитесь, что вы умеете пользоваться антиблокировочной системой. Если вы неопытный водитель и постигали азы управления автомобилем в теплое время года, возьмите несколько уроков у своего инструктора – пусть он научит вас ездить по зимней дороге.

3. Техническое состояние

Зимой машина требует особого ухода и регулярного осмотра. Все технические жидкости в вашем авто должны быть с соответствующим индексом вязкости и температуры. Следите за тем, чтобы не замерзала жидкость стеклоомывателя. Чаще проверяйте давление в шинах. Как следует прогревайте двигатель перед началом движения.

4. Комфорт, безопасность, предусмотрительность

Создайте себе комфортные и безопасные условия вождения. Уберите из салона весь лишний хлам, который путается под ногами и отвлекает внимание. Незакрепленные предметы могут нанести вам или пассажирам серьезную травму в случае ДТП. Замените в машине коврики на специальные зимние: на них ноги не будут скользить при попадании влаги. В багажнике всегда возите щетку, лопатку для снега, перчатки, буксировочный трос. Для всяких непредвиденных ситуаций хорошо иметь при себе теплый плед, зимнюю одежду, обувь. Помните, что верхняя одежда сковывает движения, поэтому прежде чем сесть за руль и пристегнуться ремнем безопасности, снимите ее, даже если салон еще не успел прогреться.

5. Внимание и аккуратность

Избавьтесь от «летнего» стиля вождения – чем скорее, тем лучше. Строго соблюдайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, однако не переусердствуйте, чтобы не спровоцировать других водителей на обгон и создание аварийной ситуации. Не превышайте скорость ни при каких обстоятельствах! От скоростного режима, который бы вы выбрали в той же ситуации, но летом, смело отнимайте 10 км/ч. Предельно внимательно следите за дорожной обстановкой и будьте готовы ко всяким неожиданностям.

6. Берегитесь пешеходов!

Зимой темнеет рано, а люди часто одеваются в одежду темных цветов, на которой, естественно, нет светоотражающих элементов. Поэтому не заметить пешехода на переходе или обочине – проще простого. Люди, передвигающиеся на своих двоих (особенно те из них, кто никогда не сидел за рулем автомобиля), не считают нужным соблюдать меры предосторожности при переходе дороги и поэтому выскакивают на «зебру» прямо перед автомобилем. На скользкой дороге тормозить куда сложнее – со всеми вытекающими обстоятельствами. Поэтому при приближении к переходу на всякий случай сбросьте скорость, даже если вы едете очень медленно.

7. Коварная поверхность

С особенным вниманием стоит следить за поверхностью дороги. Даже если в воздухе стоит плюсовая температура и светит солнце, это еще не значит, что в тени на асфальте не осталось участков с тонкой ледяной коркой. Поэтому не теряйте бдительность даже в оттепель. Пожалуй, самым неприятным видом покрытия в зимнее время является снежная каша с примесью грязи и реагентов. Тормозной путь на ней в 1,5 раза длиннее, чем на льду! Соблюдайте повышенную осторожность, управляя автомобилем на такой дороге.

8. Правильное торможение

Если ваш автомобиль не снабжен АБС, профессионалы советуют применять так называемое импульсное торможение – несколько коротких нажатий на педаль тормоза. Такой способ особенно эффективен на дорогах, где чередуются участки сухого асфальта и льда. На машинах с антиблокировочной системой можно тормозить так, как подсказывают инстинкты, но в общем на зимней дороге строго рекомендуется нажимать на тормоза плавно. При запасе дистанции также нужно применять торможение двигателем – снизить передачу перед приведением в действие рабочей тормозной системы. Перед тем как вдавить в пол педаль тормоза, посмотрите в зеркало заднего вида: вдруг ваш преследователь не настолько хорошо знаком с принципами зимнего вождения и подобрался к вам слишком близко.

9. Заносы

Занос при входе в поворот провоцируется сбросом газа, поэтому лучше планировать прохождение кривой траектории с постоянной скоростью, не злоупотребляя педалью акселератора. Кроме того, работать сцеплением и коробкой передач непосредственно в повороте также опасно. При попадании в занос на скользкой дороге действуют два железных правила (справедливых главным образом для переднеприводных автомобилей): ни в коем случае не бросать педаль газа – часто это происходит инстинктивно – и поворачивать руль только в сторону заноса. В случае очень глубокого заноса для стабилизации переднеприводных и полноприводных автомобилей может потребоваться усиленное нажатие на газ. На заднеприводном газ, напротив, следует убавить.

10. Дар предугадания

Будьте на шаг впереди, старайтесь предугадать развитие событий на дороге, ведь даже если вы вовремя среагируете на внезапно появившееся препятствие, неумолимые законы физики не позволят вам выполнить маневр так, как вам хочется. Заранее выстраивайте свой маршрут, отводите себе время на поездку с запасом, чтобы не приходилось торопиться на скользкой дороге. В пути загодя просчитывайте свои будущие перестроения. Помните, что изменения траектории движения должны быть плавными и постепенными.