Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с землей

3. Государственная регистрация земельных участков и прав на них

Общие правила государственной регистрации земельных участков и прав на земельные участки состоят в следующем. Земельные участки регистрируются в госу-

дарственном земельном кадастре. Государственная регист-

рация прав на земельный участок осуществляется по месту

расположения земельного участка и включает внесение в

государственный реестр (Поземельную книгу): — сведений

о лице, приобретающем право на земельный участок; —

описания земельного участка (категория земель, цель ис-

пользования, виды угодий, площадь, доля в общем владе-

нии, границы, кадастровый номер и другие характеристи-

ки); — сведений об условиях договора о предоставлении

земельного участка, о сервитутах, об ограничениях и об-

ременениях в его использовании; — сведений о совершен-

ных сделках и иных действиях по распоряжению земельным

участком; — сведений о наложении запрета на совершение

сделок с земельным участком; — решений уполномоченных

органов о включении земельного участка в зону отчужде-

ния для государственных или муниципальных нужд; — иных

сведений, установленных федеральными законами и закона-

ми субъектов Российской Федерации. Государственная ре-

гистрация сделок с земельным участком осуществляется

при наличии плана земельного участка, являющегося пред-

метом сделки. Государственная регистрация прав на зе-

мельный участок проводится в десятидневный срок с мо-

мента поступления в орган государственной регистрации

прав на земельный участок всех необходимых документов о

правах на земельный участок. О произведенной государс-

твенной регистрации прав на земельный участок выдается

удостоверение с указанием в нем даты и номера регистра-

ционной записи, сведений о регистраторе или совершается

запись о государственной регистрации с указанием даты и

номера регистрационной записи на документе, представ-

ленном для государственной регистрации. При государс-

твенной регистрации сделки с земельным участком, не

влекущей за собой отчуждения земельного участка, соот-

ветствующая запись о совершении сделки с земельным

участком вносится в государственный реестр (Поземельную

книгу). При совершении сделки с земельным участком,

влекущей за собой отчуждение земельного участка, доку-

мент продавца о правах на землю подлежит сдаче в орган

государственной регистрации прав на земельный участок.

Порядок государственной регистрации прав на земельные

участки и связанную с ними недвижимость определяется

федеральными законами о государственном земельном ка-

дастре и о государственной регистрации прав на недвижи-

мость и сделок с ней (см. также гл. 12). Основаниями

для отказа в государственной регистрации прав на зе-

мельный участок или сделок с ним являются: — отсутствие

постановления органа исполнительной власти или решения

органа местного самоуправления о предоставлении земель-

ного участка из государственных или муниципальных зе-

мель, договора, свидетельства о праве собственности на

земельный участок, документа об оплате земельного

участка в случае предоставления его из государственных

или муниципальных земель за плату, других документов,

предусмотренных федеральным законом о государственной

регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; — пря-

мой запрет на предоставление земельного участка из зе-

мель, изъятых из гражданского оборота или ограниченных

в гражданском обороте; — отсутствие в представленных

документах сведений, предусмотренных ЗК; — наличие в

органе государственной регистрации прав на земельный

участок документов, свидетельствующих о наличии спора о

принадлежности данного земельного участка; — изменение

целевого назначения земельного участка с нарушением ус-

тановленных правил; — наличие в органе государственной

регистрации прав на земельный участок постановления ор-

гана государственной власти об изъятии земельного

участка; — нарушение установленных норм общей площади

земельного участка в результате сделки; — отсутствие

документа об уплате регистрационного сбора. Наличие

спора о границах земельного участка или о его обремене-

нии и об ограничении не является препятствием для госу-

дарственной регистрации сделки, если спор отражен в до-

говоре, а также при наследовании. Наличие спора о при-

надлежности или границах земельного участка подтвержда-

ется определением суда, арбитражного суда о принятии

дела к производству либо документом, выданным органом,

уполномоченным рассматривать указанные споры в адми-

нистративном порядке. В ст. 131 ГК говорится о регист-

рации права собственности и других прав на недвижи-

мость, в том числе на землю. Регистрация проводится в

едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Система этих органов в настоящее время охватывает об-

ласти, края, республики; имеются органы и в крупных го-

родах. В районах имеются нотариальные конторы. Поручить

им государственную регистрацию права собственности на

имущество, и в том числе на землю, невозможно. Вносятся

предложения в районах и городах создать филиалы реги-

страционных органов юстиции. Кроме того, указанной

статьей ГК предусмотрена кроме государственной регист-

рации специальная регистрация отдельных видов имущества

(в соответствии с законом). Такая специальная регистра-

ция прав на землю осуществляется органом по земельным

ресурсам и землеустройству (т.е. земельным комитетом).

Это следует из ст. 261 ГК, в которой прямо называются

специальные органы. Земельные органы проводят землеуст-

ройство, определение границ участков и выдают документы

Земельный кодекс – систематизированный единый законодательный акт, регулирующий земельные отношения и связанные с ними отношения собственности.

— систематизированный законодательный акт, регулирующий земельные отношения и связанные с ними отношения собственности.

Земельный кодекс Российской Федерации уточняет виды стоимостных оценок земли и сферы их применения.

Так, в 1968 году были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик,**** а в 1970 году на базе этих Основ принят Земельный кодекс РСФСР.*****

. возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и … Например, в указанном пункте постановления оговорено, что ЗК не применяется к.

25 апреля 1991 г . был принят Земельный кодекс РСФСР — основной земельный законодательный … Он отменил больше половины статей ЗК РФ, не предложив чего-нибудь существенного взамен.

Так, Земельный кодекс РСФСР (ст. 47) устанавливает принцип платности землевладения, бессрочного (постоянного) и временного пользования земельными участками и их аренды.

. завершающим этапом которой было бы принятие нового Земельного кодекса РФ, работа … Например, в прежнем ЗК 1970 г . не было правовой нормы о мониторинге земель, которая введена в.

В Украине изменили порядок регистрации права собственности на землю: подробности

Кабинет министров Украины внес изменения в сферу государственной регистрации недвижимого имущества.

Об изменениях в порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений — на страницах Domik.ua .

Согласно постановлению Кабмина от 6 декабря 2017 г. № 925 «Некоторые вопросы усовершенствования механизмов защиты вещных прав на земельные участки» , процедура государственной регистрации выглядит так:

— Для регистрации земельного участка заявитель подает оригинал необходимых документов и квитанцию об уплате административного сбора. Государственный регистратор формирует и регистрирует в базе данных заявление. Если у заявителя нет замечаний к данным в заявлении, он подписывает его.

— После внесения данных в Госреестр, регистратор с учетом срока государственной регистрации, за который уплачено административный сбор, формирует выписку из него о государственной регистрации прав. Выписка размещается на веб-портале Министерства юстиции Украины. Это необходимо для его свободного просмотра и печати заявителем.

— Для государственной регистрации участков, с зарегистрированным до 2013 года правом собственности , необходимо наличие данных о зарегистрированном праве в Государственном земельном кадастре.

— Определены процедуры установления личности и проверки ее дееспособности во время проведения регистрации. Для получения информации из Госреестра вещных прав на недвижимое имущество лицо могут идентифицировать по мобильной электронной цифровой подписи.

— Согласно изменениям, наличие и подлинность кадастрового номера участка в Госземкадастре проверят при формировании заявления в режиме реального времени. Также выяснят данные о владельцах, пользователях земельным участком (по данным, перенесенным из госреестра земель) и их соответствие информации, указанной заявителем.

— Если в Госземкадастре отсутствуют данные об участке земли, государственный регистратор по указанному в заявлении кадастровому номеру с помощью средств ведения Госреестра прав принимает исключительное решение об отказе в государственной регистрации прав.

— Если владельцев участка несколько, во время регистрации права совместной собственности , касательно одного из совладельцев, государственный регистратор одновременно переносит данные о других совладельцах на указанный участок в соответствующий открытый раздел Государственного реестра прав.

Обсудить детали государственной регистрации недвижимости в Украине можно на форуме юридическая консультация .

Государственная регистрация права собственности на землю

29.03.2016 3071 0 1

Земельным законодательством предусмотрено, что право собственности на земельный участок возникает с момента регистрации этого права (ст. 125 ЗК). Как осуществляется такая процедура и какие документы следует подавать для регистрации земли, рассмотрим в данной консультации.

Куда обращаться для регистрации

Право собственности на землю подлежит регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом № 1952.

За регистрацией следует обращаться к субъектам госрегистрации прав, наделенным соответствующими полномочиями, или нотариусам. Нотариусы наделены полномочиями госрегистраторов прав на недвижимое имущество и могут регистрировать права без осуществления нотариальных действий относительно такого имущества (п. 1 ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 834).

Субъектами госрегистрации прав являются (ст. 6 Закона № 1952):

  • органы госрегистрации прав, созданные Минюстом (до момента принятия КМУ решения о прекращении ими своих полномочий, но не позднее 30 апреля 2016 года);
  • исполнительные органы местных советов, Киевской, Севастопольской горгосадминистраций (в случае принятия местным советом решения об осуществлении полномочий в сфере госрегистрации прав);
  • аккредитованные субъекты (юридические лица, состоящие в трудовых отношениях не менее чем с тремя госрегистраторами).

Регистрация права собственности на земельный участок проводится любым госрегистратором независимо от местонахождения такого участка в пределах области.

Если право собственности на земельный участок возникает в результате совершения нотариальных действий (например, при купле-продаже, дарении земельного участка или его наследовании), то госрегистрацию права собственности осуществляет нотариус. Нотариусы регистрируют право собственности на землю независимо от местонахождения земельного участка (ч. 5 ст. 3 Закона № 1952).

Какие документы необходимы для регистрации

Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку (ч. 5 ст. 18 Закона № 1952). Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).

Перечень документов, которые подаются вместе с заявлением для регистрации права собственности, определен Постановлением № 1127. Информацию о необходимых документах заявителю обязан предоставить госрегистратор (ч. 2 ст. 18 Закона № 1952).

Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:

  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок в порядке его отвода из земель государственной и коммунальной собственности – решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка и предоставлении его в собственность или об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка (в случае подготовки лотов к проведению земельных торгов) (п. 45 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на земельный участок, который зарегистрирован до 01.01.13 г., в связи с утратой, повреждением государственного акта на право собственности или права постоянного пользования – копия утраченного или поврежденного госакта и объявление об утрате документа в печатных СМИ по месту размещения земельного участка (п. 50 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок путем разделения или объединения участков – документ, удостоверяющий право собственности на участок до его разделения или объ- единения, извлечение из Госземкадастра о вновь сформированном земельном участке, письменное согласие всех совладельцев (если раздел или объединение касается участка, находящегося в общей собственности) (п. 51 Порядка № 1127);
  • если право собственности приобретается в связи с выполнением условий сделки – документ, подтверждающий факт выполнения соответствующих условий сделки (п. 53 Порядка № 1127);
  • если в документах отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка – извлечение из Госземкадастра о таком участке (п. 55 Порядка № 1127);
  • документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора (либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты такого сбора).

Заявление о госрегистрации права собственности и оригиналы необходимых документов подаются в бумажной или электронной форме. Во время принятия письменного заявления госрегистратор (нотариус) обязательно изготовляет электронные копии поданных документов путем сканирования (ст. 16 Закона № 1952).

После получения документов госрегистратор устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, в частности проверяет соблюдение формы сделки, полномочия лица, подавшего документы, наличие обременений на земельный участок и т. п. (ч. 3 ст. 10 Закона № 1952).

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов госрегистратор принимает решение о регистрации права собственности на землю или об отказе в такой регистрации (ст. 11, 18 Закона № 1952). После внесения сведений в Государственный реестр прав с помощью программных средств он формирует информацию, которая размещается на веб-портале Минюста для доступа к ней заявителя в целях просмотра, загрузки и печати (п. 22 Порядка № 1127). Такая информация может предоставляться по желанию заявителя и в бумажной форме. Заметим, что обе формы (и электронная, и бумажная) имеют одинаковую юридическую силу (ст. 21 Закона № 1952).

В какие сроки проводится регистрация

Госрегистрация права собственности на земельный участок проводится в срок не более 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952). Возможна также сокращенная процедура регистрации, правда, за срочность размер административного сбора гораздо выше (подробнее об этом см. ниже).

Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.

Следует отметить, что в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона № 1952, рассмотрение заявления о регистрации права собственности может быть приостановлено. Если в течение 30 рабочих дней с момента принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления заявитель не выполнит требования регистратора, последний принимает решение об отказе в регистрации права собственности.

Сколько стоит регистрация?

Как уже было отмечено выше, за регистрацию права собственности взимается административный сбор, размер которого зависит от сроков осуществления регистрации (ст. 34 Закона № 1952). Так, если регистрация проводится в срок:

  • до 5 рабочих дней – сбор составляет 0,1 МЗП;
  • 2 рабочих дня – 1 МЗП;
  • 24 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 2 МЗП;
  • 2 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 5 МЗП.

Административный сбор рассчитывается от МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения государственной регистрации прав, и округляется до ближайших 10 грн.

Следует отметить, что в случае отказа в регистрации прав или отзыва заявления административный сбор не возвращается. Некоторые категории граждан, указанные в ч. 4 ст. 34 Закона № 1952 (например, инвалиды I и II групп), а также лица, определенные решениями местных советов, исполнительные органы которых выполняют функции субъектов госрегистрации прав, освобождены от уплаты админсбора.

Государственная регистрация прав на земельный участок

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовой основой государственной регистрации прав на землю являются:

  • Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 130–132, 164).
  • Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Наряду с государственной регистрацией прав на земельный участок подлежат государственной регистрации также ограничения прав на него, в том числе: сервитуты, ипотека, доверительное управление и др.

Государственная регистрация прав на земельный участок удостоверяется специальным свидетельством о государственной регистрации права. Государственная регистрация договоров и иных сделок с землей удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем сделку.

Государственная регистрация прав на землю осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основаниями для государственной регистрации прав на земельный участок являются правоустанавливающий документ (решение компетентного органа о предоставлении земельного участка, свидетельство о принятии наследства, постановление суда и т.п.) и кадастровый паспорт, которые прикладываются к заявлению правообладателя.

Права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации, признаны юридически действительными и перерегистрации не требуют до изменения земельных правоотношений, например до перехода права на земельный участок от одного лица к другому. В этом случае права правоприобретателя регистрировались в порядке, установленном действующим законодательством.

Однако с принятием действующего Земельного кодекса, установившего принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенных на нем строений и сооружений, на практике возник ряд серьезных проблем при совершении сделок с земельными участками, вызванных именно этим принципом.

Принцип единства судьбы земельного участка и иных объектов недвижимости предполагает создание земельно-имущественного комплекса как объекта правоотношений, совершение гражданско-правовых операций с которыми требует формирования этого объекта и постановки его на государственный кадастровый учет для последующей государственной регистрации права на него или совершения сделок с ним. В этом и заключается сложность возникшего положения. Дело в том, что формирование каждого из объектов, входящих в земельно-имущественный комплекс, имеет свою специфику, связанную с дореформенными условиями создания этих объектов. Это особенно относится к садово-огородным и дачным участкам, а также земельным участкам, предоставленным для индивидуального и приусадебного строительства в населенных пунктах.

В связи с тем что возведение строений и сооружений на указанных земельных участках осуществлялось, как правило, без специальных разрешений, повсеместно допускались нарушения противопожарных, санитарных, архитектурно-строительных и иных градостроительных требований.

Поэтому формирование объектов недвижимости с соблюдением ныне действующих требований было бы мероприятием малореальным.

Ситуация с формированием и кадастровым учетом земельных участков оказалась еще более сложной. Например, садово-огородные и дачные участки в составе некоммерческих объединений отводились нередко методом землеуказаний, без технико-инструментального закрепления границ на местности и оформления соответствующей технической и картографической документации. То же следует сказать и в отношении территориальной организации земель общего пользования этих объединений (улицы, переулки, санитарные зоны, места складирования строительных материалов, удобрений и т.п.).

В лучшем случае, да и то далеко не всегда, эти требования соблюдались лишь в отношении внешних границ всего садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Кроме того, в процессе использования садово-огородных, дачных и иных участков их границы зачастую изменялись за счет земель общего пользования или в результате внутриквартальной перепланировки.

Нередки случаи, когда при оформлении правоустанавливающих документов не указывался вид права, на котором земельный участок был предоставлен, или это право трудно было установить.

В соответствии с гражданским законодательством споры, возникающие в сфере земельно-имущественных отношений, должны разрешаться в судебном порядке. В то же время, учитывая массовый характер правонарушений подобного рода, судебный порядок признания прав не в состоянии был обеспечить легализацию прав граждан на земельно-имущественную недвижимость. В результате граждане – собственники объектов недвижимости не в состоянии были реализовать свои права на совершение сделок с ними.

В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость в особом, упрощенном порядке проведения процедуры формирования, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости (включая земельные участки), который и был установлен Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июля 2006 г. (Закон о «дачной амнистии»).

Подробнее: Дачная амнистия

Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

С 1 марта 2009 года государственная регистрация прав на землю и сделок с ней осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, преобразованной из Федеральной регистрационной службы.

Основным регистрационным документом является Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в который вносят соответствующие записи о правах на землю по установленной законом единой для всей территории Российской Федерации системе. С 1 марта 2009 г. на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Порядок проведения государственной регистрации прав определен ст. 13 Закона о государственной регистрации и осуществляется по этапам и разделам, которые располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества (земля – строение – элементы строения):

  • I раздел – информация о земельном участке;
  • II раздел – информация о зданиях, строениях, сооружениях и других объектах недвижимого имущества, расположенных на земельном участке и прочно связанных с землей;
  • III раздел – информация о квартирах, помещениях и иных объектах, входящих в состав зданий, строений и сооружений.

Каждый раздел ЕГРП состоит из трех подразделов:

  • Подраздел 1.1 – краткое описание регистрируемого объекта, вид объекта, фактическая площадь по кадастровому плану, целевое назначение и т.п.
  • Подраздел 1.2 – записи о праве собственности и об иных вещных правах на регистрируемый объект, имя правообладателя, его адрес, вид права, размер доли в праве, реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.
  • Подраздел 1.3 – записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда имущества и т.п.).

В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества записи о вновь образованных объектах вносятся в соответствующие разделы ЕГПР заново, и по ним открываются новые дела с новыми кадастровыми номерами.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный строк со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации.

В государственной регистрации прав может быть отказано в следующих случаях:

  • если с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  • если представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • если правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него. Отказ в регистрации прав может быть обжалован в суде или в арбитражном суде.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку земельные участки являются недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на них и сделок с ними осуществляется на основании норм ГК РФ (ст. 130–132, 164), Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и в силу требований ЗК РФ (ст. 11.2, 22, 25, 26 и др.).

Согласно ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат не только право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, но и ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Статьей 25 ЗК РФ предусмотрена обязательность государственной регистрации права собственности на земельные участки, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования участками, аренды и сервитута. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Специальными нормами ГК РФ предусмотрена государственная регистрация некоторых сделок, предметом которых может быть земельный участок. В их числе договоры: об ипотеке – залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ), о продаже предприятия (ст. 560 ГК РФ), дарения недвижимого имущества (ст. 574 ГК РФ), ренты (ст. 584 ГК РФ), пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ), доверительного управления имуществом (ст. 1017 ГК РФ). На земельные участки распространяется требование о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость (ст. 551 ГК РФ). Уступка требования по сделке, требующей регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом (ст. 389 ГК РФ). Это правило также распространяется на уступку требования по сделкам с земельными участками.

Помимо обязательной государственной регистрации законодательством устанавливаются и случаи, когда она не требуется. В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Эта норма корреспондируется с п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, которым закреплено признание ранее возникших прав на земельные участки. Вместе с тем совершение сделок с земельными участками, права на которые не были зарегистрированы, или сделок с правами на землю требует их государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на земельный участок удостоверяется специальным свидетельством о государственной регистрации права, которое является правоудостоверяющим документом. Оно служит подтверждением зарегистрированного права. Таким документом удостоверяется возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права собственности или иных вещных прав на земельный участок. Государственная регистрация договоров и иных сделок с землей удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем сделку.

При государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними следует отличать от правоудостоверяющих документов правоустанавливающие документы – документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества.

Правоустанавливающими документами прав на земельные участки в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество могут быть акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, договоры и другие сделки, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные решения, иные акты и документы.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними осуществляется Росреестром и его территориальными органами.

Права на земельные участки и сделки с ними подлежат регистрации в ЕГРП, являющийся основным регистрационным документом, в который вносятся соответствующие записи по установленной законом единой для всей территории РФ системе. Он содержит информацию о существующих и прекращенных правах на земельные участки и другие объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которые открываются на каждый регистрационный объект, и книги учета документов, содержащие определенную информацию. В ее составе данные о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях, выданных свидетельствах о государственной регистрации прав, выписках и справках из ЕГРП, об иных документах.

Состоит ЕГРП из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, включая земельный участок. Разделы ЕГРП располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества:

I раздел – информация о земельном участке;

II раздел – информация о зданиях, строениях, сооружениях и других объектах недвижимого имущества, расположенных на земельном участке и прочно связанных с землей;

III раздел – информация о квартирах, помещениях и иных объектах, входящих в состав зданий, строений и сооружений.

Каждый раздел ЕГРП состоит из трех подразделов.

Подраздел 1.1 – краткое описание регистрируемого земельного участка (иного объекта), его кадастровый номер, адрес (местоположение), фактическая площадь по кадастровому плану, целевое назначение и т.п.

Подраздел 1.2 – записи о праве собственности и об иных вещных правах на регистрируемый объект, имя правообладателя, его адрес, вид нрава, размер доли в праве, реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

Подраздел 1.3 – записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на земельные участки, иное недвижимое имущество (сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда имущества и т.п.).

В случае раздела, объединения, перераспределения или выдела земельного участка записи о вновь образованных объектах вносятся в соответствующие разделы ЕГПР заново, по ним открываются новые дела с новыми кадастровыми номерами.

Порядок проведения государственной регистрации прав, определенный в ст. 13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, включает в себя следующие стадии:

– прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

– правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

– установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

– совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество на государственную регистрацию представляются:

• заявление о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 28 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество;

• документ об уплате государственной пошлины;

• документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;

• документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права;

• кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);

• физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены ст. 18 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество. Если такие документы не соответствуют требованиям данной статьи, а также в случаях, установленных законодательством РФ, на государственную регистрацию могут истребоваться дополнительные документы (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, установленных Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, например: если с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; если представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства; если правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества и др.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него. Отказ в регистрации прав может быть обжалован в суде или в арбитражном суде.

До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию нрав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.

Законом о регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрены особенности порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в составе которого выделяются земельные участки (права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, – ст. 22), регистрации отдельных видов сделок, ограничений (обременений) нрав на земельные участки, иное недвижимое имущество (аренды земельного участка – ст. 26, сервитута земельного участка или его части – ст. 27, ипотеки – ст. 29 и т.п.).

В ст. 22.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество определены особенности государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. В подп. 1–3 п. 1 данной статьи установлены перечни оснований государственной регистрации прав на земельные участки в этих случаях, а также приложений к документам, подтверждающим наличие таких оснований. Для государственной регистрации необходимо волеизъявление в виде заявления собственника, либо заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица, либо заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ.

В п. 4 ст. 22.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество установлено общее правило, согласно которому государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Исключение составляют случаи, когда выполняется государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пять лиц.

Возможны ситуации, когда на подлежащий разделу участок права не были зарегистрированы. Указанное обстоятельство само по себе не препятствует осуществлению государственной регистрации прав на ранее существовавший и вновь возникшие земельные участки.

Новые положения содержатся в ст. 22.3 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, предусматривающей особенности государственной регистрации права собственности на искусственно созданный земельный участок. Это право регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на его ввод в эксплуатацию, а также договора о создании такого земельного участка в случае, если на него возникает право общей долевой собственности.

На восполнение пробела, существовавшего до 2011 г., направлена ст. 24.1 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, которая содержит перечень оснований и документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельную долю, в том числе в случае перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи или внесения в уставный (складочный) капитал.

Упрощенные регистрационные процедуры содержатся в ст. 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, предусматривающей особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельные участки в этих случаях являются следующие документы: акты органов государственной власти и местного самоуправления, подтверждающие предоставление земельного участка гражданину либо свидетельствующие о его праве на земельный участок, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Статья 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество содержит императивное правило о том, что никаких дополнительных документов при регистрации не требуется.

Запрет государственной регистрации права собственности гражданина распространяется на те земельные участки, которые не могут быть в частной собственности в соответствии с федеральным законом.

Правила ст. 25.2 Закона о регистрации нрав на недвижимое имущество распространяются на случаи, если к гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на земельном участке здание (строение) или сооружение. В п. 7 указанной статьи указан перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок.

В целях обеспечения надлежащего совершения регистрационных действий Законом о регистрации прав на недвижимое имущество установлена ответственность регистрирующих органов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая наступает в соответствии с законодательством РФ.