Источники гражданского процессуального права международные

Источники гражданского процессуального права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Институт экономики и права

Кафедра «Гражданско-правовые дисциплины»

по дисциплине «Гражданское процессуальное право»

на тему: ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Исполнитель: студент очной формы обучения группы 578-2

МИХАЙЛОВ ПАВЕЛ ИГОРЕВИЧ /______,________/

Руководитель: доцент Кожевин Пётр Степанович

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА 5

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА 12

2.1. Нормативно-правовые акты 12 2.2. Международные договоры 14 2.3. Судебная практика 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28

Источники любой отрасли права, в том числе гражданского процессуального права всегда представляли повышенный интерес для их изучения различными авторами. Постоянно меняющееся и динамично развивающееся законодательство, отмена одних норм права и введение в действие других, бесконечные споры о том, является ли источником гражданского процессуального права судебная практика в нашей стране, в конце концов, даже то, что источники гражданского процессуального права безусловно являются основой данной отрасли права, позволяют нам с уверенностью говорить о том, что данная тема, выбранная для курсовой работы является актуальной. И данную актуальность трудно переоценить, потому что во все времена, источники какой-либо отрасли права, в данном случае гражданского процессуального играли значительную роль в регулировании общественных отношений, складывающихся между людьми.

Объектом нашего исследования являются общественные отношения, регулируемые источниками гражданского процессуального права. Предметом нашего исследования являются конкретные нормативно-правовые акты, постановления высших судебных органов и т.п., которые и содержат нормы гражданского процессуального права.

Целью курсовой работы является – исследование источников гражданского процессуального права в их совокупности и определение места конкретных источников гражданского процессуального права в их иерархии.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

— определить понятие и исследовать систему источников гражданского процессуального права;

— проанализировать нормативно-правовые акты, являющиеся источниками гражданского процессуального права;

— исследовать нормы международного права, которые относятся к источникам гражданского процессуального права;

— провести анализ судебной практики, относящейся к источникам гражданского процессуального права.

При написании курсовой работы автор руководствовался такими методами, как, анализ, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, логический метод, который был использован при подведении итогов в курсовой работе и другие методы научного исследования.

При написании данной курсовой работы были использованы труды ученых-правоведов, специализирующихся в данной области, таких как Треушников М.К., Ярков В.В., Осокина Г.Л., Туманова В.М. и др. Также использовалась нормативно-правовая база: действующее гражданское процессуальное законодательство (ГПК РФ, федеральные законы и др.).

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ГПК и другими федеральными законами. Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям ГПК. Гражданское судопроизводство у мирового судьи определяется ГПК, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» и другими федеральными законами (ч. ч. 1, 2 ст. 1 ГПК). 1

Под источником права понимается форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений.

В настоящее время для источников гражданского процессуального права характерно следующее:

1) преобладание среди источников гражданского процессуального права законов. Усиление роли суда приводит к тому, что его деятельность регулируется в основном на уровне законов, а не подзаконных актов;

2) одновременное действие на территории РФ республиканского и общесоюзного гражданского процессуального законодательства;

3) расширение круга законодательных актов, содержащих нормы гражданского процессуального права. 2

Существуют следующие источники гражданского процессуального права: законодательство, обычай, международные договоры, судебная практика, принципы правосудия, правовая доктрина.

В соответствии со ст. 1 ГПК РФ не включены в состав законодательства о гражданском судопроизводстве нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Система гражданского процессуального права объективно требует, чтобы его источники были систематизированы по отраслевой принадлежности, по отраслевому признаку, а нормы отрасли права и ее институты объединялись в один кодифицированный акт. Успешное исследование сущности, содержания источников гражданского процессуального права невозможно без установления их взаимосвязей с системой гражданского процессуального права, их взаимодействия, взаимообусловленности между собой, их внутреннего строения, так как право и его источники выступают как единство содержания и формы.

Изучение источников гражданского процессуального права, в свою очередь, также нуждается в использовании метода системности, как средства познания соответствующего объекта. В науке гражданского процессуального права дано несколько определений системы гражданского процессуального права. Так, например, по мнению В. В. Яркова, система гражданского процессуального права — это совокупность норм и институтов данной отрасли права, регламентирующая процессуальные действия и правоотношения суда с другими субъектами рассматриваемых и разрешаемых гражданских дел. 3

Все источники гражданского процессуального права содержат нормы, регулирующие отношения суда общей юрисдикции с другими участниками процесса, возникающие в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам. Но они — «второе измерение», состоящее из документов, представляющих источники права. В отличие от системы гражданского процессуального права система одноименного законодательства имеет относительно самостоятельный многомерный и многоуровневый характер.

Источники гражданского процессуального права представляют собой различные по правовой силе, форме и сфере действия, но связанные между собой содержанием (предметом правового регулирования) правовые акты.

По этому основанию в состав источников гражданского процессуального права войдут как гражданское процессуальное законодательство (ГПК и другие отраслевые нормативные акты), так и нормативные акты комплексные, содержащие нормы различных отраслей права, а также акты, принадлежащие другим отраслям права, содержащие отдельные нормы о гражданском судопроизводстве. Важным элементом системы источников гражданского процессуального права является существование между нормами, составляющими их содержание, логических, содержательных и структурных связей и согласованность этих норм. Согласованность необходима не только в структуре отдельного нормативного акта, но и между самими нормативными актами. 4

Система источников гражданского процессуального права, как и любая система, имеет свой специфический состав, обусловленный природой отношений, являющихся предметом регулирования. Так, в соответствии с п. а) ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, что повлияло на федеративную структуру законодательства. Участие суда в процессуальных отношениях также играет значительную роль в формировании системы законодательства и его структуры

Система источников гражданского процессуального права обусловлена предметом регулирования норм данной отрасли права. Это система нормативно-правовых актов, в которых объективируются гражданские процессуальные нормы, характеризующиеся своим специфическим

содержанием, внутренним единством, своей внутренней структурой и строгой последовательностью.

Система источников гражданского процессуального законодательства представляет организованную многозвенную структуру, состоящую из большого числа взаимосвязанных звеньев. В формировании системы источников гражданского процессуального права значительную роль играют объективные факторы: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Так, проводимая в России правовая и судебная реформы привели к значительному обновлению гражданского процесса путем дополнения гражданского процессуального права новыми нормами и институтами. Изменения в системе права получили внешнее выражение в системе законодательства, ГПК и в других законах. Кроме того, гражданское процессуальное законодательство потому и может быть охарактеризовано как система, что оно является внешним выражением объективно существующей системы права. Система гражданского процессуального права, о чем уже было сказано, находит отражение в структуре Гражданского процессуального кодекса (общие нормы и институты, специальные нормы, деление процесса на стадии, виды судопроизводства). Система права объективно влияет на структуру ГПК. Попытка нарушить эту закономерность привела бы к затруднениям в толковании норм права в правоприменительной деятельности суда. 5

Система гражданского процессуального законодательства как система источников гражданского процессуального права имеет многоуровневую сложную структуру. Однако на систему гражданского процессуального законодательства влияет отнесение (п. а) ст. 71 Конституции РФ) гражданского процессуального законодательства к ведению Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы,

регулирующие гражданское судопроизводство. 6 Таким образом, систематизация гражданского процессуального законодательства и ее классификация по федеративному критерию исключаются. Рассмотрим горизонтальную и вертикальную структуры системы гражданского процессуального законодательства.

Горизонтальное строение системы законодательства в науке связывают с делением системы права на отрасли. По данному критерию вычленяются отрасли законодательства, в основном соответствующие отрасли права и не соответствующие каким-либо его подразделениям. Именно в данной плоскости можно различать отрасли законодательства. К системе законодательства, рассматриваемой в данной плоскости, соответствующей отрасли гражданского процессуального права, относится и система источников гражданского процессуального права.

Система гражданского процессуального права как и всякая система обладает определенным набором подсистем (элементов). В состав системы гражданского процессуального права входят ее структурные элементы и подразделения: нормы, институты, их объединения и другие подразделения, взаимодействие которых и обеспечивает ее качественные особенности, специфику этой отрасли права. Какова же система гражданского процессуального законодательства в горизонтальной плоскости? По мнению учёных, структурным элементом системы гражданского процессуального права является норма права, а системы законодательства — правовой акт. Если согласиться с высказанной точкой зрения, то ГПК и будет первичным структурным элементом системы гражданского процессуального законодательства. 7

Тема 2. Источники гражданского процессуального права

Особое внимание студенты должны обратить на изучение источников гражданского процессуального права, под которыми понимают правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права.

Среди источников гражданского процессуального права особое место занимает Конституция Российской Федерации[2]. В ней содержатся не только нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации в принятии гражданского процессуального законодательства, но и конституционные принципы гражданского судопроизводства: осуществления правосудия только судом (ст. 118), независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120), гласности (ст. 123), состязательности и процессуального равноправия сторон (ст. 123), назначаемости судей судов общей юрисдикции (ст. 128) и др.

Следующими по значению источниками гражданского процессуального права являются Федеральные конституционные законы («О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и др.). Особое внимание студенты должны обратить на ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1- ФКЗ[3], который определяет порядок формирования, состав и компетенцию судов общей юрисдикции, за исключением военных судов и мировых судей, порядок формирования и компетенция которых устанавливаются иными законодательными актами.

Источником гражданского процессуального права является и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1, который устанавливает требования, предъявляемые к судье и к кандидатам на должность судей, порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями, исполнения ими своих обязанностей, гарантии независимости судей, сроки их полномочий и т.д.[4]

В настоящее время, несомненно, источниками гражданского процессуального права нужно считать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации(напр., Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Договор между Россией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3 октября 2000 г. и др.). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указал, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации[5].

Студенты должны помнить, что частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР, действующие международные договоры, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства – продолжателя СССР.

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, является ГПК РФ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ[6].

Необходимо понимать, что источниками гражданского процессуального права являются не только вышеперечисленные нормативные акты, но и другие федеральные законы, включающие в себя гражданские процессуальные нормы (напр., «О мировых судьях в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.).

Гражданские процессуальные нормы содержаться и во многих материально-правовых актах: ГК РФ, Жилищном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и др.

Следует учитывать при изучении данной темы, что Постановления Конституционного Суда РФ, принятые при проверке конституционности гражданских процессуальных норм, тоже необходимо отнести к источникам гражданского процессуального права.

Студенты не должны забывать и о существовании неформальных источников гражданского процессуального права, к которым относятся судебная практика и правовой обычай. Эти источники отвергаются доктриной (по крайней мере, в романо-германской системе права). Однако, разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, данные в его постановлениях, по вопросам применения норм права имеют большое значение, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на всей территории РФ и помогают избежать судебных ошибок.

Роль правового обычая более существенна, чем принято считать. Правовой обычай как продукт развивающихся общественных отношений может, в определенных случаях, даже вытеснять закон, превращая его нормы в недействующие.

В теории выделяют три вида правовых обычаев. Первый – secundun legem (в дополнение к закону). С его помощью осуществляется детализация закона, если в нем недостаточно полно указаны средства реализации правового положения. Второй – praeter legem (кроме закона). Он используется в случаях наличия пробелов в законе целых институтов права. Третий – adversus legem (против закона). В этом случае, как правило, мы сталкиваемся с наличием в законодательстве «мертвой» нормы, не действующей в силу явного ее противоречия принципам справедливости.

Законодательство содержит положения, указывающие на возможность использования в гражданском процессе аналогии закона и аналогии права (ст. 1 ГПК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК, случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Студентам необходимо обратить внимание на действие процессуальных норм во времени и пространстве (ст. 1 ГПК РФ). Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

2. Источники ГПП

Источниками ГПП явл-ся законодательные акты и международные договоры с участием России, в которых содержатся гражданские процессуальные нормы, в той или иной степени регулирующие гражданское судопроизводство.

1. КРФ.В Конституции РФ содержатся нормы наиболее общего характера, закрепляющие организацию судебной системы, организационные и некоторые функциональные принципы правосудия (глава 7 «Судебная власть»), а также право на судебную защиту (ст. 46), нормы, в силу которых судоустройство, разработка и принятие гражданского процессуального законодательства отнесены к ведению РФ (ст. 71).

2. Международные договоры с участием РФ. К их числу можно отнести: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 г., Минская конвенция от 22.01.1993 г. и др. Порядок и условия их применения определяется п. 2 ст. 1 ГПК РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. ФКЗ: ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996г.; ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.1999 г.; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ от 21.07.1994 г. и др. Эти законы содержат положения, которые детализируют положения К РФ по вопросам судоустройства и судопроизводства, статуса судей, порядка назначения и основных принципов процесса.

4. ГПК и ФЗ.Гражданское процессуальное право – право кодифицированное. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14. ноября 2002г. – основной законодательный акт среди источников гражданского процессуального права. В нем детально регламентируется процесс отправления правосудия по гражданским делам. Одноуровневыми с ГПК среди источников являются федеральные законы, содержащие нормыГПП. К таковым можно отнести: ФЗ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г., ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г., ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. и др.Существует еще много законов материально-правового х-ра,содержащих процессуальные нормы,косающиеся ? подведомственности дел судам общей юрисдикции,распределение обязанностей по доказыванию,допустимости доказательств и тд. Это-ГК,СК,Жилищный,Земельный,ТК,Закон о защите прав потребит и др.

Источники гражданского процессуального права международные

7. Источники гражданского процессуального права

Источники гражданского процессуального права – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по гражданским делам. Источники в гражданском процессе представляют иерархическую систему. Верховенствующее положение занимает Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. В ст. 118 Конституции РФ закреплено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. В ст. 120, 121, 122, 123 Конституции РФ установлены основополагающие принципы всех видов производств:

1) независимость судей;

2) несменяемость судей;

3) неприкосновенность судей;

4) открытое разбирательство дел во всех судах;

5) состязательность и равноправие сторон.

Следующим источником гражданского процессуального права является ГК РФ, вступивший в действие с 1 января 2003 г. (за исключением глав о кассационном и надзорном обжаловании судебных постановлений, которые вступили в действие с 1 июля 2003 г.). Гражданский процессуальный кодекс РФ – свод норм гражданского процессуального права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности судами, а также в процессе защиты гражданами нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Третье место в иерархической системе источников гражданского процессуального права занимают федеральные конституционные законы и федеральные законы, в той или иной мере содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. В частности, такими законами являются Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.

Постановления Правительства РФ также являются источниками гражданского процессуального права. В ст. 446 ГПК РФ приведен перечень имущества, на которое не может быть наложено взыскание по исполнительным документам. Одним из видов имущества, на которое не может быть наложено взыскание, являются предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. В исполнительном производстве часто возникает вопрос по поводу передачи арестованного или изъятого имущества на хранение. Также довольно много нюансов встстречается непосредственно в поцессе осуществления изъятия или ареста имущества, которое взыскивается по исполнительным документам. Для решения этих вопросов необходимо обратиться к Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества».

Источниками гражданского процессуального права также являются нормы международных договоров. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Часть 2 ст. 1 ГПК РФ дублирует данное положение.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогии права).

Источники гражданского процессуального права международные

§ 3. Состав законодательства о гражданском судопроизводстве

в судах общей юрисдикции

В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральными законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 ГПК).

Употребляемое в законе словосочетание «порядок гражданского судопроизводства» следует понимать более широко, чем собственно «процедуру» рассмотрения гражданских дел. Законами регулируется обширный круг правовых отношений, возникающих в области гражданского судопроизводства, касающихся системы судов общей юрисдикции, принципов гражданского процессуального права, правового статуса судей, прав и обязанностей участников судопроизводства и т.д. Нормативные акты, входящие в состав законодательства, могут быть не только сугубо специализированными, например такими, как ГПК, но и актами, относящимися к материальным отраслям права и содержащими отдельные процессуальные нормы, используемые судом при рассмотрении гражданских дел.

Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Правовая система и система законодательства — понятия неравнозначные. Однако, учитывая, что законом установлено правило приоритета международного договора в гражданском судопроизводстве: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора» (ч. 2. ст. 1 ГПК), — видится целесообразным рассмотрение вопросов, касающихся указанных договоров, в составе законодательства о производственном судопроизводстве.

Конституция Российской Федерации. В Основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в РФ в целом и в судах общей юрисдикции в частности. В ст. 19 находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, в ст. 120 — принцип независимости судей и подчинения их только федеральному закону, в ст. 123 — принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон и др.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Так, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию тогда: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими ее положениями; в) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует (п. 2 Постановления).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре, аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

Россия является участницей около 40 многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со 100 государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным договорам, содержащим процессуальные нормы, относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. .

Вестник ВАС РФ (Специальное приложение к N 10 2000 г.).

К Конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к Конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В Гаагских конвенциях участвует 41 государство.

В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новшеством. Например, в соответствии с ст. 21 Гаагской конвенции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств — участников Конвенции. До присоединения к указанной Конвенции согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств.

Или, например, согласно ст. 11 Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний согласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства. В отечественном гражданском процессе лицо может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 69 ГПК РФ. За отказ от дачи показаний в России предусмотрена уголовная ответственность. В связи с этим запрашивающий орган в своем обращении к российскому суду должен оговорить возможность отказа от дачи показаний. Кроме названных, в Гаагских конвенциях содержится еще целый ряд новых положений для российского законодательства.

Россия — участница многосторонних договоров с государствами — членами СНГ, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями от 28 марта 1997 г.) предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны, в частности, опроса сторон, допроса свидетелей, экспертов, проведения экспертизы, составления, пересылки документов и т.п. . В Конвенции регулируются и вопросы подсудности. Если в деле участвует несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затрагиваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

Вестник ВАС РФ. 1994. N 2.

Значительное число двусторонних международных договоров было заключено с Советским Союзом, но в них участвует и Россия как государство-правопреемник .

Страны, в договорах с которыми участвует Россия: Корейская Народно-Демократическая Республика; Румынская Народная Республика; Народная Республика Албания; Венгерская Народная Республика; Монгольская Народная Республика; Федеративная Народная Республика Югославия; Иракская Республика; Народная Республика Болгария; Финляндская Республика; Германская Демократическая Республика; Греческая Республика; Социалистическая Республика Вьетнам; Чехословацкая Социалистическая Республика; Алжирская Народно-Демократическая Республика; Тунисская Республика; Республика Куба; Итальянская Республика; Народно-Демократическая Республика Йемен; Республика Кипр (Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988). Договоры и соглашения заключены Российской Федерацией с: Азербайджанской Республикой (Бюллетень международных договоров. 1995. N 5); Литовской Республикой (Бюллетень международных договоров. 1995. N 6); Республикой Молдова (Сборник законодательных актов РФ. 1995. N 20); Эстонской Республикой; Латвийской Республикой; Республикой Кыргызстан (Бюллетень международных договоров. 1995. N 3); Монголией; Республикой Индия; Ираном (Бюллетень международных договоров. 2001. N 1); Польшей (Бюллетень международных договоров. 2002. N 5); Аргентинской Республикой; Арабской Республикой Египет.

Под правовой помощью понимается выполнение процессуальных действий, в частности, пересылка и вручение документов, опрос сторон, допрос свидетелей экспертов и других лиц, передача доказательств, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.п. В договорах существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий в отношениях с различными государствами. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других — не позднее чем за четыре месяца.

Согласно международным соглашениям основаниями для отказа в исполнении решений могут являться: нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; если решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; вступление в законную силу решения российского суда, которое вынесено по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или наличие в производстве российского суда дела между теми же сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора (п. 5 Постановления ВС РФ от 31 октября 1995 г.).

Федеральные конституционные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.) . Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. .

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Там же. 1999. N 26. Ст. 3170.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Там же. 2002. N 23. Ст. 375.

Необходимо акцентировать внимание на вопросе, относящемся к ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. как источнику процессуального права .

Там же. 1994. N 13. Ст. 1447.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ — конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столько о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального права, а об источниках — постановлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о конституционности правовых норм. В науке тема о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионной.

Конечно, постановления не относятся к числу законов, Конституционный Суд РФ не создает новых норм права, однако в компетенцию данного судебного органа входит «изъятие» того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае если акт признан не соответствующим Конституции РФ, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем неконституционное нормативное предписание прекращает действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать их в качестве источников гражданского процессуального права.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Кодекс 2002 г., сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР, состоявшего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый ГПК РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Раздел I и подраздел II раздела II ГПК РФ определяют систему гражданского судопроизводства и относятся не только к производству в суде первой инстанции, но и к следующим стадиям процесса.

В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3 ГПК). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. По ГПК РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В ГПК РФ 2002 г. изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, а также определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний (ст. 69). Нововведением является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. ст. 82, 83). Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач они не являлись ни теми, ни другими (ст. 188).

Закон дополнен положениями, определяющими основания возвращения судам поданных исковых заявлений (ст. 135), кассационных жалоб, представлений прокурора (ст. 342).

Кодекс устанавливает новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154).

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания (ст. 152). Цель предварительного заседания — закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полноты доказательств и т.д.

Приказное производство выделено в самостоятельный вид судопроизводства (гл. 11). Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 361). Глава 41 «Производство в суде надзорной инстанции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обращения в суд надзорной инстанции (ст. 376). Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частности, правом обжалования вступивших в силу постановлений суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной инстанции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

В ГПК РФ 2002 г. внесен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI), а также содержится еще ряд нововведений.

Иные федеральные законы. К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с послед. изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей ; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) , устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изм. от 14 декабря 1995 г.) и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (с изм. от 27 сентября 2002 г.) , содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел .

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 19.

Там же. 1993. Ст. 117; Там же. 1995. N 51. Ст. 4970.

Там же. 2002. N 24. Ст. 2253.

Там же. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878.

Существует еще довольно много законов материально-правового характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся чаще всего вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.д. Это Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей» , Закон «Об охране окружающей природной среды» и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

ВВС РФ. 1992. N 10. Ст. 456.

Законодательство о порядке гражданского судопроизводства у мирового судьи. В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а также ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий и др. .

СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.

В ст. 4 названного Закона содержится указание на то, что общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Таким законом является ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г.) .

Там же. 2000. N 1. Ст. 1; 2002. N 28. Ст. 2784.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ может устанавливаться также порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей. В качестве примера законотворчества в этой области можно назвать Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» от 31 мая 2000 г. (с изм. и доп. от 2 октября 2002 г.) ; Закон г. Москвы «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» от 6 июня 2001 г. (с изм. и доп. от 23 октября 2002 г.) .

Ведомости Московской Городской Думы. 2000. N 7; 2002. N 7.

СЗ РФ. 2001. N 7; Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 56.

Принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.