Комментарий к ст 3221 ук рф

Статья 127.2. Использование рабского труда

1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении несовершеннолетнего;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;

д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Комментарий к Ст. 127.2 УК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает конвенциональное преступление. Первые международные документы о запрете рабского труда датированы еще началом XIX в. Однако для отечественного правоприменителя первым международным договором о правовом запрете рабства стала Международная конвенция об упразднении рабства и работорговли, заключенная под эгидой Лиги Наций 25 сентября 1926 г. . Участником конвенции являлся СССР, а затем и Российская Федерация как его правопреемник.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 201 — 205.

Конвенция определяет рабство как «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». Всеобщая декларация прав человека ООН расширила понятие «раб» до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

В ст. 37 Конституции предусмотрено, что принудительный труд запрещен, каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Объект преступления — это право человека на свободный труд.

2. Объективная сторона преступления заключается в использовании виновным труда другого человека, по отношению к которому фактически им осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ.

Возмездность, условия и продолжительность рабского труда, а также уровень его оплаты не имеют существенного значения для состава преступления.

Мотив использования рабского труда может быть различным — корысть, месть, личная неприязнь и т.д.

Поскольку объективная сторона преступления — использование рабского труда — включает признаки незаконного лишения свободы, идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 127 и 127.2 УК, отсутствует.

Например, согласно приговору осужденные избивали Г. с целью его понуждения к труду по заготовке леса, наказания за плохую работу и насильственного удержания в лесу.

Суд одни и те же действия осужденного квалифицировал как незаконное лишение свободы и как использование рабского труда.

По смыслу закона осуществлением полномочий в отношении человека, присущих праву собственности, является в том числе незаконное лишение свободы потерпевшего с применением насилия, с целью использования его труда, его удержание, когда потерпевший лишен свободы передвижения, возможности смены своего местонахождения.

Из приговора следует, что удержание потерпевших, незаконное лишение их свободы, совершение насильственных действий, связанных с их избиением, являлись средствами принуждения их к труду.

При таких обстоятельствах осуждение М. по ч. 3 ст. 127 УК из судебных решений исключено .
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ по делу N 392-П08.

3. Квалифицирующие признаки преступления являются классическими, известными, например, по составам преступлений, предусмотренных ст. ст. 126, 127.1 УК.

4. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения .
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ)

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие порядок пересечения государственной границы РФ и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: организации незаконного въезда в РФ, транзита через территорию РФ или пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Диспозиция данной статьи имеет бланкетный характер. Для определения наличия незаконных действий необходимо рассмотреть нормы федерального закона 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента совершения любого из вышеуказанных действий.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что своими действиями нарушает установленный порядок пересечения государственной границы и пребывания на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и желает этого. Мотив и цель совершения преступления могут быть любыми и на квалификацию не влияют.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо в возрасте 16 лет.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч. 2 данной статьи. К ним законодатель отнес совершение преступления организованной группой или совершение преступления с определенно1 целью (в данном случае цель — обязательный признак субъективной стороны состава преступления) — для совершения преступления на территории РФ.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции (действующая редакция)

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ

1. Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния:

— организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

— организация их незаконного пребывания в Российской Федерации;

— организация их незаконного проезда через территорию РФ.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылки на ст. 33 УК не требуется.

5. Характер и тяжесть преступления, в целях совершения которого осуществляются указанные в ч. 2 действия, на квалификацию деяния не влияют.

К вопросу о совершенствование нормы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ)

юридические науки

  • Андрюшенков Владимир Александрович , кандидат наук, доцент
  • Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
  • 322
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
  • УК РФ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
  • СТАТЬЯ
  • ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Похожие материалы

Совершенствование уголовно-правового законодательства представляет собой сложный процесс, направленный на улучшение правовых норм, поскольку преследуется одна единственная цель при этом — приведение нормы в соответствие с современными реалиями социальной действительности, социальными, политическими, экономическими аспектами.

Со стороны законодателя данный процесс получает свое выражение в криминализации одних деяний, декриминализации других, а также в пенализации и депенализации. Используя данные приемы, законодатель стремится к их четкости, формальной определенности, однозначности, логичности построения для того, чтобы выработать продуктивный и действенный метод борьбы с преступлениями в различных сферах человеческой деятельности. В то же время уголовное законодательство должно адекватно и своевременно реагировать на появление новых общественно опасных посягательств.

Преступления, выражающиеся в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, не являются исключением из вышеуказанного контекста. Однако анализ правоприменительной и судебной практики, материалов средств массовой информации и сети Интернет свидетельствуют об обратном — налицо недостаточная эффективность, которая вызывает необходимость совершенствования норм уголовного законодательства, направленных на противодействие организации незаконной миграции.

Учитывая изложенное, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции должно быть направлено на повышение эффективности противодействия названным посягательствам уголовно-правовыми мерами. Исходя из этого, речь необходимо вести о выработке соответствующих предложений по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство России, а именно в ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Совершенствование уголовного законодательства является частью уголовной политики, и если государство заинтересовано в эффективном преодолении негативных процессов, связанных с незаконной миграцией, оно должно поставить уголовно-правовой барьер на пути, прежде всего, организации незаконной миграции как деяния, представляющего несомненную опасность для нашего общества. Еще во второй половине XIX века М.П. Чубинский справедливо отмечал, что «уголовная политика есть ветвь науки уголовного права; она призвана вырабатывать указания для наилучшей постановки в данной стране уголовного правосудия как путем социальных реформ, так и путем создания лучшего уголовного законодательства. Поэтому она распадается на политику превентивную и политику репрессивную и имеет главной, но не единственной задачей борьбу с преступностью» [1, с.78]. С.Ф. Милюков справедливо указывает, что «ядром и одновременно нормативной базой российской уголовной политики является законотворческая и правоприменительная деятельность государства по созданию и реализации уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с преступностью посредством привлечения виновных к уголовной ответственности и применения к большей части из них уголовного наказания» [2, с.3]. Как видим, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, выработка предложений по улучшению соответствующих уголовно-правовых норм как с точки зрения юридической техники, так и применительно к реализации их практического применения, изменения и дополнения уголовного законодательства, отвечающие насущным потребностям противодействия преступлениям, своевременная адаптация уголовного закона к современным реалиям.

Одним из таких необходимых изменений и дополнений является следующее обстоятельство. Следует обратить внимание на соответствие названия интересующей нас ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» содержанию уголовно-правового запрета, закрепленного в данной статье. Описание деяний, образующих объективную сторону организации незаконной миграции, содержится в ч. 1 анализируемой нормы: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации». В диспозиции ч. 1 ст. 322 1 УК РФ, при изложении объективной стороны анализируемого состава преступления, речь идет о трех альтернативных способах совершения рассматриваемого преступного деяния [3, с.86]. Это организация: 1) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, 2) их незаконного пребывания в Российской Федерации, 3) незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Два первых альтернативных действия в целом можно охарактеризовать как организацию незаконной иммиграции: речь идет о незаконных въезде и пребывании в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. В то же время третье альтернативное действие — организацию незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — нельзя однозначно отнести к организации незаконной иммиграции: в данной ситуации имеется как въезд в Российскую Федерацию, так и выезд из нее иностранных граждан или лиц без гражданства (это уже не попадает под понятие «иммиграция»).

Учитывая изложенное, ошибочным будет утверждать о том, что название ст. 322 1 УК РФ не соответствует ее содержанию. Наоборот, название рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» охватывает разноплановые проявления данного преступления, связанные как с въездом в Российскую Федерацию, так и с выездом из нее. В этой связи нельзя согласиться с предложениями о замене названия рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» на «Организация незаконной иммиграции».

В науке уголовного права высказаны предложения об изменении диспозиции ч. 1 ст. 322 1 УК РФ. Так, А.В. Сухарникова полагает, что ч. 1 ст. 322 1 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«1. Организация незаконной иммиграции, то есть:

а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства или их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

б) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем предоставления жилого или иного помещения и незаконного привлечения к трудовой деятельности либо совершение одного из этих действий после применения административного взыскания за такие же правонарушения;

в) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем обеспечения подложными документами для пребывания и (или) трудоустройства на территории Российской Федерации» [4, с.22].

Считаем, что подобная детализация признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 1 , излишне перегружает текст уголовного закона. Подробное описание в уголовно-правовой норме всех возможных вариантов и способов совершения того или иного преступления было свойственно ранее действовавшим нормативным правовым актам (пик такой детализации приходится на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.). Современный уровень законодательной техники позволяет при изложении диспозиций уголовно-правовых норм выработать универсальные унифицированные формулировки, охватывающие все возможные варианты преступного поведения, не прибегая к излишней детализации и казуистическому перечислению, характерным для законодательных актов предшествующих эпох.

В связи с этим следует обратить внимание на законодательную технику, при помощи которой сконструирована диспозиция рассматриваемой нами ч. 1 ст. 322 1 УК РФ в действующей редакции: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного проезда через территорию Российской Федерации». На наш взгляд, использование троекратного повторения слова «незаконного» при конструировании диспозиции данной нормы явно избыточно.

Кроме того, в ч. 1 ст. 322 1 УК РФ можно избежать двойного использования союза «или» при изложении диспозиции данной статьи, в первом случае заменив равнозначным союзом «либо».

Также в целях более точного формулирования уголовно-правовой нормы, призванной противодействовать организации незаконной миграции, а также недопущения разночтений при толковании уголовного закона в данной части, предлагаем на законодательном уровне рассмотреть вопрос о замене множественного числа при закреплении формулировки «иностранных граждан или лиц без гражданства» на единственное число — «иностранного гражданина или лица без гражданства».

Учитывая изложенное, предлагается изложить диспозицию ч. 1 ст. 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» в следующей редакции: «Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации либо проезда иностранного гражданина или лица без гражданства через территорию Российской Федерации».

Список литературы

  1. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2010. С. 78.
  2. Милюков С.Ф. Об основных характеристиках российской уголовно-правовой политики // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2001. С. 3.
  3. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 3221 УК РФ, является единым (единичным) сложным преступлением с альтернативными действиями: объективная сторона представлена двумя или более действиями, совершение любого из которых достаточно для признания преступления оконченным; совершение нескольких действий рассматривается как единое (единичное) преступление и множественности не образует. См.: Бавсун М.В., Баландюк В.Н., Вишнякова Н.В. Конспект лекций по уголовному праву России: (Общая часть): учебное пособие. Омск, 2012. С. 86.
  4. Сухарникова А.В. Методика расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 22.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.