Крепеж для детей в автомобиле

Выбор удерживающих устройств для детей в автомобиле

ПДД обязывают

В пункте 22.9 новой редакции ПДД, 2016 года, однозначно сказано: детей до12 лет перевозить в транспортном средстве можно только если там есть специальное устройство, обеспечивающее ему безопасную поездку. Правильно выбрать удерживающие устройства для детей в автомобиле – актуальная задача для многих родителей.

Для перевозки используются:

Для удержания ребенка в устройстве применяются:

Правила, по которым можно определить, какое устройство нужно вашему ребенку установить в авто подробно разъясняет российский документ ГОСТ Р 41.44-2005.

Желательно, чтобы качество и надежность предполагаемой покупки соответствовала Европейскому стандарту ECE R 44/04.

Надо также учесть, что некоторые типы авто имеют специальные крепления, позволяющие упростить задачу размещения устройства внутри салона.

Стоит также запомнить правило ПДД — перевозка уже восьми человек считается специальной и должна выполняться по постановлению правительства №1177 в автобусе.

Перед поездкой водитель обязан оформить пакет документов и подать заявку сотруднику ГИБДД. После получения разрешения, можно отправляться в путь.

Классификация устройств безопасности

На территории нашей страны детские удерживающие устройства для авто принято подразделять на группы, в зависимости от возраста и веса детей. Подробное описание каждого вида устройств приведено в национальном стандарте ГОСТ Р 41.44.

Группа 0 — автолюльки для деток возраста меньше 1 года, вес меньше 10 кг.

Группа 0+ — автолюльки для возраста от года до 1,5 лет при весе малыша до 13 кг.

Группа 1 — автокресло предназначено для деток возраста от 1,5 до 4 лет при весе до 18 кг.

Группа 2 — автокресла и специальные сиденья (брустеры) предназначены для детей от 3 до 12 лет, допустимый вес 15-25 кг.

Группа 3 — ребенку 12 лет — машина должна быть оборудована специальными ремни безопасности.

Российские правила перевозки требуют производителей нанести на любое устройство, поступающее на продажу, нестирающуюся маркировку:

  • указание как допустимо его установить;
  • год выпуска;
  • указание как крепить ребенка в автокресле.

В автобусе ребенка надо перевозить также, как в авто с использованием средств защиты по ГОСТ Р 14.44.

Как установить автокресло

Прежде чем покупать любое устройство, надо проверить возможность его установки в автомобиле и определить наиболее безопасное место для ребенка.

Правила перевозки детей однозначно запрещают устанавливать в авто кресла или бустеры на боковые и складывающиеся сиденьях. Нельзя их разместить и на сиденьях обращенных назад. Нельзя их размещать вблизи зоны действия подушек безопасности.

Если конструкция машины позволяет, надо использовать крепление «Isofix». Прочные встроенные замки, через металлические петли жестко соединяют кресло с кузовом. Петли ISOFIX легко определить — они находятся внутри пассажирских сидений. Если они есть, этот вид крепления безусловно приоритетный, поскольку правила монтажа просты и исключают возможность неправильной установки. В комплекте к нему, для детей придаются специальные ремни безопасности.

Если конструкция авто не предусматривает специальное крепление, допускается крепление детских кресел с помощью штатных ремней и регулирующих устройств, которые обычно входят в комплект поставки. Особое внимание рекомендуется обратить на надежность фиксаторов ремней.

Автолюльки и автокресла для самых маленьких

Автолюльки (автоколыбели) группы 0, 0+ предназначены для перевозки самых маленьких деток. Если забираете кроху из роддома, то домой ее можно привести только в автолюльке, которую размещают только на заднем сиденье в боковом положении к направлению движения. Правило перевозки допускает и по направлению движения, но безопаснее 1-ый вариант. На коленях взрослому пассажиру автолюльку держать нельзя Ее надо закрепить ремнями безопасности на сиденье.

Начиная с возраста 1 года ребенка удобнее перевозить на автокресле, которое предназначено для группы 0+. В автомобиле кресло устанавливают на заднем сиденье «спиной к движению». Такой вариант обеспечивают максимальную безопасность малышу во время возможных резких торможений авто. Малыш размещается в полусидячем положении и закрепляется широкими и мягкими 3-х или 5-ти точечными ремнями безопасности. Регулировка наклона спинки должна обязательно присутствовать. К сиденью кресло, как прикрепляется системой ISOFIX или штатными ремнями.

Дети подрастают

Ребенок дорос до группы 1 — покупаем автокресло, которое можно использовать до возраста 4 лет и роста 1 метр. В кресле, как и для группы 1, должны иметься внутренние ремни безопасности, удерживающие плечики ребенка и не позволяющие ему вытащить ножки из кресла. Крепление кресла аналогично группе 0+.

Кресло группы 2, прослужит три или четыре года, до того времени, пока вес ребенка не будет превышать 25 кг и его рост станет больше 120 см. Отличие автокресел этой группы — их разрешено закреплять штатными ремнями авто. В креслах групп 1 и 2 ребенка усаживают лицом по направлению движения.

В группу 2 включены увеличенные варианты автокресел, которые прослужат до 12-ти летнего возраста и специальные сиденья для детей — брустеры. По виду они напоминаю обыкновенную табуретку, но с боковыми спинками. Для подросшего ребенка ростом выше 135 см и весом до 36 кг брустер разрешенный вариант перевозки детей.

Любое удерживающее устройство для детей в авто считается безопасным, если оно качественное и имеет надежные защелки. В последнее время предлагается использовать специальные устройства — адаптеры, они не позволяют штатным ремням смещаться по туловищу ребенка.

Едем в магазин

Сегодня правила перевозки детей обязывают покупать устройства с сертификатами качества. Такой продукции на рынке много. Есть известные европейские производители, есть и качественная продукция поставляемая из азиатских стран.

Стоимость автолюлек, автокресел и бустеров для авто варьируется в пределах от 3000 до 15000 рублей. Главное — на покупке должен стоять знак ECE R 44/04 и прилагаться подробная инструкция по установке. Предлагают услугу «trrade-in» — сдаешь старое, покупаешь новое со скидкой, тогда в авто можно купить и более дорогое кресло. Если планируются поездки на автобусе с крохой, которой не исполнился год, автолюлька должна быть удобной для переноски.

Итак, оцениваем конструкцию:

  • каркас — пластмасса или алюминий;
  • спина не плоская, ортопедической формы;
  • есть регуляторы наклона подголовника и спинки;
  • подголовника нет — спинка обязательно должна быть выше головы;
  • предусмотрены прочные боковые стенки;
  • имеется чехол, он удобно снимается;
  • зажимные устройства в автомобиле можно быстро установить.

Междугородние поездки

Правила ПДД раздела 22.9 распространяются на условия перевозки детей на междугороднем автобусе.

К сожалению, порядок и условия выполнения требований раздела достаточно четко не прописаны. Размер штрафа три тысячи рублей правила определили, но не указали, кто должен обеспечить безопасный проезд — родители или перевозчик.

Для перевозки малыша возрастом до 1 года на автобусе, надо взять с собой автолюльку. Ее размещают рядом, на другом сиденье, закрепив штатным ремнем безопасности.

Для деток от 1 года до 3 лет с собой в дорогу надо взять автокресло. Оно также размещается на соседнем сиденье и пристегивается стандартным ремнем безопасности.

Ребенок ростом 135 см — достаточно штатных ремней безопасности, которыми должен быть оборудованы каждые междугородние такси и автобусы.

Надо учесть, что если в авто есть специальные крепления для детских автокресел, то в большинстве междугородних ТС их нет.

Пока только предполагается, что с 2017 года будет предоставлена возможность покупать билеты на поездку, со специальной отметкой: есть удерживающее устройство для ребенка.

Запомним основное

Любое ТС, для перевозки детей надо оборудовать специальным образом. Покупаем устройства для перевозки малышей только со сертификатом качества. Перед каждой поездкой надежность их закрепления в салоне машины надо проверять.

  • каждый ребенок имеет свое персональное место (на коленях взрослого сидеть запрещено);
  • на переднем сиденье в автомобиле деток не перевозить — оно самое опасное при ДТП;
  • усадили малыша в кресло — проверьте срабатывание ремней безопасности;
  • объясните ему — нельзя самостоятельно отключать крепление;
  • на заднем стекле машины рекомендуется установить наклейку «Ребенок в авто»;
  • отправляете маленького школьника на экскурсию на автобусе, попросите водителя представить разрешение от ГИБДД.

Предполагается длительная поездка на автомобиле – помните, что больше 2-3 часов малышам трудно усидеть спокойно. Надо остановиться, отдохнуть, а только потом ехать дальше. В поездку обычно берут для малышей игрушки. Не желательно брать музыкальные и говорящие. Включенная ребенком игрушка может отвлекать водителя. Если это условие выполнено, дети не будет мешать водителю, а начнут с интересом рассматривать все происходящее на дороге.

Устройство удерживающее ФЭСТ для детей 9-36 кг, с лямкой

Безопасность Ваших маленьких детей!

Адаптер предназначен для детей весом 9-36 кг. Для применения в комплекте со штатными автомобильными ремнями безопасности с креплением в трех точках.

Так как штатный ремень безопасности имеет ограниченные регулировки по высоте, которые не подходят для детей с ростом меньше 150 см, то возникает необходимость в использовании дополнительных приспособлений: подкладывать специальные сидения или подушки.

Запрещено!

Удерживающее устройство «ФЭСТ» обеспечивает другой способ – адаптирует положение ремня безопасности под рост ребёнка: ребенок сидит на мягком и удобном стандартном автомобильном сидении, а ремень проходит через плечевой пояс, как у взрослых людей (зелёным отмечены зоны максимальной защиты).

Используется как самостоятельное удерживающее приспособление. Процесс установки и снятия адаптера занимает минимум времени (порядка 20 секунд).
Модель универсальна — рассчитана на любой вес ребёнка от 9 до 36 кг! Для совсем маленьких пассажиров, которые весят от 9 до 18 кг, используются дополнительная лямка вокруг бедра каждой ноги, которая предотвращает проскакивание малыша под ремнем в случае экстренного торможения. При достижении ребенком веса более 15 кг лямка снимается, и устройство используется уже без лямок.

Зоны допустимого расположения устройства в автомобиле

Основные преимущества:

• Адаптер универсальный, для детей от 4-х до 12 лет и весом 9-36 кг, используется без каких либо других аксессуаров (сидений, кресел).
• Простота в установке (установка занимает меньше минуты).
• Не занимает лишнее место в салоне авто.
• Ребенок сидит на удобном и мягком стандартном автомобильном сидении и не утомляется во время длительных поездок.
• Обеспечивает дополнительный комфорт для ребенка в поездке – уменьшает давление ремней на тело ребенка.
• Цена адаптера ремня безопасности значительно ниже альтернативных аксессуаров.
• Детское удерживающее устройство «ФЭСТ» в комплекте со штатными автомобильными ремнями безопасности с креплением в трех точках сконструировано так, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, который находится в этом устройстве, путем ограничения подвижности его тела.
• Устройство предназначено для использования одним ребенком с одним ремнем безопасности. Не допускается застегивание двух детей или взрослого с ребенком одним ремнем безопасности и устройством «ФЭСТ» или без него.

10 «ЗА» устройство «ФЭСТ»:

• Испытания показали, что нагрузки на манекен, пристегнутый ремнями безопасности с Устройством «ФЭСТ», значительно ниже, чем в специальных креслах.
• Не надо покупать дорогое и громоздкое кресло.
• С Устройством «ФЭСТ» в дороге не оштрафуют.
• Сам Леонид Рошаль рекомендует Устройство «ФЭСТ». Кому же еще верить, как не ему?
• Устройство «ФЭСТ» позволяет перевозить ребенка на переднем сиденье. У меня теперь больше времени для общения с сыном.
• Имеет европейский сертификат соответствия.
• Видел такое же у моего приятеля, говорит, — надежная штука.
• Фирма «ФЭСТ» — солидный производитель, я ей доверяю.
• Очень компактное, можно хранить даже в бардачке.
• У меня трое детей разного возраста — и каждому подходит Устройство «ФЭСТ»!

Комментарии специалистов:

Леонид Михайлович Рошаль, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, эксперт Всемирной организации здравоохранения, профессор:
“Я очень внимательно слежу за ситуацией в области детской безопасности на дорогах. Автотранспорт и интенсивное дорожное движение — один из самых опасных источников детского травматизма и гибели детей. И здесь важно не допустить беды или максимально снизить ее вероятность именно на стадии профилактики. Не зря, вслед за Европой (хотя и с большим опозданием), мы обязали водителей использовать при перевозке детей детские удерживающие устройства (ДУУ), которые, в случае аварии, существенно снижают риск получения тяжелых травм или смертельных исходов.
Существующие сегодня удерживающие устройства имеют не только достоинства, но и недостатки, иногда существенные. При моем участии было протестировано большое количество детских автокресел, и ни одно из них не показало вполне удовлетворительных результатов. Выгодно отличается от многих таких ДУУ удерживающее устройство «ФЭСТ», разработанное у нас, в России. Устройство «ФЭСТ» простое, не такое дорогое, при этом, очень эффективное.
По моему предложению оно было проверено в специальной лаборатории и показало хорошие результаты. Полагаю, по своим характеристикам ДУУ «ФЭСТ» может быть моделью выбора”.

Федотов Вадим Александрович, заведующий научно-исследовательским и конструкторским отделом стандартизации продукции автомобилестроения:
«Детское удерживающее устройство «ФЭСТ» — уникальная отечественная разработка. Компактное, надежное, очень простое в эксплуатации — по этим характеристикам оно превосходит многие другие удерживающие устройства, в том числе, и детские автокресла. Устройство «ФЭСТ» полностью отвечает требованиям ГОСТ 41.44 2005, а это значит, что оно отвечает и самым строгим европейским нормам безопасности. Поэтому, наряду с обязательным российским сертификатом соответствия, устройству присвоен также международный знак официального утверждения Е7 44 R-040802. И вполне закономерно, что детское удерживающее устройство «ФЭСТ» становится все более популярным у автолюбителей. Я и сам приобрел такое устройство для моего внука».

Из материалов журнала «Клаксон»:
«…эксперты категорически запрещают в машине держать детей на руках. Масса годовалого ребенка составляет 10-12 кг. А при лобовом столкновении на 40 км/час его вес увеличится. в 35 раз. Согласитесь: 350-420 кг ни одна мама на руках не удержит…»

Испытания Устройства «ФЭСТ», проведенные в передаче «Главная дорога», подтвердили: Устройство «ФЭСТ» — надежная защита для ребенка!

Соответствует требованию пункта 22. 9 Правил дорожного движения Российской Федерации — согласно формулировки пункта 22.9, данный адаптер подпадает под “иные средства…”.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 767 раздел 22 Правил дорожного движения Российской Федерации дополнен пунктом 22.9 в следующей редакции:
«22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств».

Прошел испытание по европейской методике тестирования ЕCE-R 44.03, подтверждённые протоколом ОАО «АВТОВАЗ» от Дирекции по техническому развитию.
Согласовано с Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения МВД России, Департаментом ОБДД МВД России и НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Материал – мягкий и прочный экологически чистый текстиль.
Вариант исполнения изделия – дополнительные лямки и застёжка на пуговицах.

Гарантия: 1 год
Срок годности не ограничен
Производство: Россия

ISOFIX — простая и надежная система крепления детских автокресел

ISOFIX (International Standards Organisation FIX) — система крепления, разработанная Международной Организацией по Стандартизации (ISO). Цель этого стандарта — сделать установку детских автокресел быстрой, простой и надежной.

Главная особенность системы ISOFIX в том, что для установки детского автокресла не требуется использовать ремни безопасности автомобиля. Кресло, при помощи пары специальных встроенных замков на выдвижных полозьях, крепится к металлическим петлям (анкерам), которые находятся в сидении автомобиля и жестко связаны с кузовом.

Схема системы крепления изофикс. 1 — полозья с замками,
2 — направляющая вкладка, 3 — петли.

Isofix — исключает ошибку установки автокресла.

Цель разработчиков системы Isofix обеспечить универсальное для всех автомобилей крепление и простое его использование. И самое главное — свести к минимуму возможность ошибки установки автокресла. Ведь если фиксация осуществляется с помощью ремня безопасности, то его, случайно, можно перекрутить, пропустить не через тот паз, слабо затянуть и т.д, что сильно снизит защитные функции автокресла или, даже, сведет их к нулю. Европейская статистика показывает — 70-80% родителей не правильно закрепляют детские сидения трехточечным ремнем! Система изофикс лишена этих недостатков. И потому главной особенностью автокресел с таким креплением в том, что их возможно закрепить либо правильно либо никак.

Isofix — безопасное крепление.

Кресла оснащенные Isofix жестко крепятся к кузову автомобиля, что делает сиденье более стабильным в процессе столкновения.

Петли Isofix приварены к кузову автомобиля (обозначены красными стрелками)

Бытует ошибочное мнение, что такое жесткое крепление опасно для ребенка. И, якобы, кресла с ременной фиксацией менее травматичны, за счет свободного хода до полного натяжения ремней автомобиля. Многочисленные эксперименты опровергают эту теорию. В частности, краш-тесты с манекенами нового поколения Hybrid III показали, что кресла с Isofix обеспечивают значительно меньшие нагрузки на шею. Это следствие правила, давно известного специалистам в области пассивной безопасности: чем стабильнее сиденье в процессе столкновения, чем быстрее начинают действовать удерживающие системы, тем лучше защищены пассажиры. Кроме того, внутренние ремни автокресла (которыми удерживается ребенок) проектируют с таким расчетом, чтобы инерция движения малыша поглощалась за счет их упругой деформации и потому в общем, вся система безопасности ребенка достаточно эластична.

Где находится ISOFIX?

Прежде чем покупать кресло с изофикс, необходимо убедится в наличие соответствующего крепления в автомобиле. Петли ISOFIX, за которые крепится детское автокресло, находятся в пассажирских сидениях автомобиля, с лицевой стороны, в щели между подушкой и спинкой. Достаточно просто протиснуть туда руку, чтобы нащупать их.

Расположение крепления изофикс в автомобиле и некоторые разновидности его оформления. Петли могут закрываться декоративными замочками и крышечками (нижнее правое изображение)

В некоторых моделях машин, петли могут быть скрыты декоративными заглушками. Обычно наличие соответствующего крепления обозначают круглой иконкой где изображен ребенок в автокресле.

Обозначения изофикс

Ограничения и недостатки системы Isofix.

Основное ограничение Isofix — вес ребенка, который не может превышать 18 кг. Это связано с тем, что при жестком ударе на петли и другие части системы приходятся огромные нагрузки, а их прочность не безгранична. Потому Isofix оснащают сидения группы 0 и 1, а в более старших креслах система уже не выполняет удерживающих функций, а служит лишь для комфорта. Кроме того по стандарту ECE R 44/04, масса самого автокресла с Isofix не должна быть больше 15 кг.

Еще один недостаток — существование проблемы «неуниверсальности». Хотя само крепление Isofix стандартизировано, нет единых стандартов для задних кресел автомобиля (их высота, угол наклона подушек и т.п.). Именно поэтому сиденья с Isofix должны быть проверены и одобрены для каждой конкретной модели.

Детские удерживающие устройства

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

По данным статистики значительное количество детей погибает при авариях находясь в автомобиле, а не попав под его колеса. Еще больше пострадавших оказывается в больницах с различными, в том числе серьезными травмами.
Если малыша, усаженного на сиденье автомобиля, попытаться пристегнуть с помощью штатного ремня безопасности, его лента охватит шею и бедро ребенка, что категорически недопустимо. Размещать ребенка на коленях взрослого человека, сидящего на заднем сиденье автомобиля, недопустимо. Дело в том, что при столкновении уже на скорости 50 км/час силы инерции превышают величину веса тела в десятки раз, и ребенок может быть придавлен тем, кто находится позади него. Единственным способом, обеспечивающим безопасность при перевозке в автомобиле, является применение специальных удерживающих устройств.
Правила дорожного движения РФ устанавливают: «22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
Нарушение данного пункта Правил влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда (cтатья 12.23 КоАП РФ).

ВИДЫ ДЕТСКИХ УДЕРЖИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ

Для безопасной перевозки детей в удерживающих устройствах необходимы:
— максимальная защита ребенка от травм в случае столкновения, экстренного торможения, резкого маневра, а также минимальная возможность травмирования водителя и (или) пассажиров;
— удобство и комфорт для малыша, достаточные чтобы он не капризничал и не отвлекал водителя от управления;
простая и быстрая посадка ребенка в автомобиль и высадка из него.
— Группы детских удерживающих устройств, определяющие их назначение для детей с различным весом, установлены в соответствии с Европейскими нормами безопасности ЕСЕ-R44/03. Они обозначаются цифрами (табл.):

Таблица. Группы детских удерживающих устройств

Производители выпускают для детей различных возрастов удерживающие устройства, которые соответствуют группам (возраст указан примерно):

«0» и «0+» — с рождения до 1-1,5 года (так называемые автоколыбели или автолюльки);

«0+» и «1» — с рождения до 4-4,5 лет (детские автомобильные кресла) устанавливаются как по ходу, так и против движения;
На фото — кресло на платформе

«1» — от девяти месяцев до 4-4,5 лет (детские автомобильные кресла и детские сиденья);

«2» и «3» — от 3 до 12 лет (детские автомобильные кресла и детские сиденья). Эти устройства всегда снабжаются регулируемыми по высоте спинкой или подголовником;
Ремни (обозначены пунктиром) должны проходить через специальные направляющие

«1»–«3» — от девяти месяцев до 12 лет (детские автомобильные кресла и детские сиденья). Такие устройства имеют более сложную конструкцию, позволяющую подгонять основные размеры кресла в соответствии с ребенком по мере его роста.
Кресло с дополнительными 5-точечными ремнями (б) и без них (а)

Установка удерживающего устройства групп «0» и «0+» (автолюльки) должна осуществляться так, чтобы ребенок находился затылком и спиной вперед по ходу движения. Это делается для того, чтобы в случае резкого торможения или столкновения голова младенца удержалась ложем люльки или спинкой кресла. Дети старше усаживаются лицом по ходу движения.
Место установки детского удерживающего устройства в машине может быть как на заднем, так и на переднем пассажирском сиденье.

Внимание! Если автомобиль оборудован подушкой безопасности для пассажира, то она обязательно должна быть отключена, иначе при срабатывании может травмировать ребенка. Если это сделать невозможно, то устанавливать на переднее сиденье детские удерживающие устройства, расположенные против хода движения, ЗАПРЕЩЕНО.

Крепление детских удерживающих устройств к сиденью автомобиля в большинстве случаев осуществляется с использованием штатных ремней безопасности или с помощью специального крепления «Isofix», применяемого для устройств групп «0» и «1» (см. ниже). В некоторых случаях в качестве переходного элемента может использоваться дополнительная платформа, установленная под автолюлькой или автокреслом.

Крепление «Isofix» предусматривает наличие специальных кронштейнов на нижней платформе детского удерживающего устройства, с помощью которых оно в двух точках жестко крепится к проушинам на сиденье машины, третья точка крепления обеспечивается, в зависимости от производителя, с помощью регулируемой опоры или дополнительной стропы, фиксирующейся к спинке заднего сиденья автомобиля. Такое крепление защищает кресло от опрокидывания, но возможно только в автомобилях, где имеются подобные приспособления.

Ремни безопасности при креплении устройств групп «0», «0+» и «1» к сиденьям автомобиля пропускаются через предназначенные для этого отверстия в кронштейнах на корпусе устройства или сквозь проемы в нем. Для исключения возможности нарушения фиксации при аварии из-за проскальзывания ремня он должен фиксироваться с помощью зажима.
Ребенок удерживается в устройстве встроенным в него трехточечным (Y-образным — два плечевых участка и один между ног) или пятиточечным (два плечевых участка, два боковых и один между ног) ремнем безопасности.

Детские устройства групп «2» и «3» собственных ремней не имеют, фиксация ребенка осуществляется вместе с креслом с помощью автомобильных ремней безопасности. Аналогично пристегиваются дети при использовании подушки-бустера с подлокотниками.
Рынок детских удерживающих устройств в основном заполнен европейскими и азиатскими производителями. В ассортименте большинства фирм насчитывается по 3-4 модели автолюлек, автокресел и детских сидений каждой весовой группы. Для обеспечения комфорта маленькому пассажиру креслам, как правило, придается ортопедическая форма. Их каркас может быть из легкого металла или ударопрочной пластмассы. Обивку изготавливают из различных материалов и она может иметь широкую цветовую гамму. Большинство кресел снабжаются усиленными боковыми стенками для защиты от боковых ударов.
Встроенные автокресла предлагаются при продаже для некоторых моделей автомобилей как дополнительная опция. Они устанавливаются на заднем сиденье и предназначаются в основном для детей старше года.
«Автолюльки для путешествий» могут одновременно устанавливаться на шасси детской коляски, что удобно при путешествиях на автомобиле с ребенком.

«Адаптеры ремня», которые появились на российском рынке совсем недавно, обеспечивают правильное функционирование штатных систем безопасности автомобиля при перевозке детей от 4-х лет независимо от веса и снижают возможные негативные последствия ДТП. Эти устройства занимают минимум места, очень быстро устанавливаются и снимаются.

Розничные цены на детские удерживающие устройства зависят от группы, конструкции, способности изменять размеры, используемых материалов, комплектации и т. д. Стоимость европейской продукции составляет в среднем 3-4 тыс. руб. за автолюльки, 7-9 тыс. руб. за автокресла для детей от 4 лет и старше и около 10-15 тыс. руб. за универсальные устройства. У азиатских производителей цены существенно ниже и начинаются от 2 тыс. руб.
Как правило, более дорогие изделия известных специализированных фирм обеспечивают высокий уровень безопасности. Некоторые фирмы предоставляют ряд услуг: заменяют приобретенное ранее удерживающее устройство по мере роста ребенка другим (по системе «trade-in»), продают в кредит, выдают напрокат.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Приобретать детские удерживающие устройства следует в специализированных магазинах, имеющих большой ассортимент данной продукции и квалифицированных продавцов, которые помогут сделать правильный выбор. Необходимо обратить внимание на следующее.

Устройство должно соответствовать европейским нормам по безопасности, в этом случае на нем обязательно проставляются знаки соответствия и официального утверждения.
На рис. — знак официального утверждения.
UNIVERSAL – устройство можно использовать на любых типах транспортных средств;
Y — устройство с проходящей между ног лямкой. Цифра означает код страны :
1 – Германия,
2 – Франция,
3 – Италия,
4 — Нидерланды и т.д.;
число снизу – номер официального утверждения
В данное время действуют Правила ЕСЕ-R44/03, но многие ведущие производители уже сейчас выпускают устройства, отвечающие более жестким требованиям ЕСЕ-R44/04, вступающим в силу в 2009 году. Несмотря на появление аналогичного Правилам ЕСЕ-R44/03 стандарта ГОСТ Р 41.44-2005, в Российской Федерации детские удерживающие устройства обязательной сертификации не подлежат и не имеется ни одной лаборатории для проведения соответствующих испытаний (данные на начало 2007 г.).
— Не приобретайте подержанные устройства, если нет уверенности, что они не побывали в аварии или элементы устройства не имеют значительного износа.
— Перед посещением магазина необходимо уточнить вес ребенка — на устройстве указывается, для какого диапазона весов оно предназначено. Не покупайте автокресло «на вырост», если вес малыша еще не достаточен для этого устройства – в этом случае нельзя гарантировать необходимую безопасность.
— Чем меньше возраст ребенка, тем важнее для него возможность сна во время поездки. Поэтому детское удерживающее устройство должно иметь возможность установки наклонно в нескольких положениях.

— Желательно, чтобы автокресло имело регулировки высоты и ширины спинки, длины подушки кресла, а также фиксаторы ремней безопасности. Для маленьких детей полезен ограничительный столик, дополнительно защищающий ребенка при столкновении.

— Обивка автокресла должна легко отстегиваться (например, для стирки) и способствовать хорошей вентиляции, чтобы ребенок не перегревался и не потел.
— Внимательно изучите инструкцию по монтажу и убедитесь, что устройство подходит к машине. Например, штатные ремни безопасности, используемые для крепления автолюлек, могут оказаться слишком короткими.
— Перед покупкой желательно попробовать установить устройство в автомобиль и посадить в него ребенка. Малыш должен удобно располагаться в нем и надежно фиксироваться ремнями. Важно, чтобы само автокресло и нахождение в нем ему понравилось.
Инструкция должна прилагаться к устройству и содержать следующие сведения:
— весовая группа, для которой автолюлька, автокресло или детское сиденье предназначено;
— подробные и понятные иллюстрации правил установки, регулировки и эксплуатации, а также предупреждения о возможных ошибках при этом.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

Для обеспечения безопасности при перевозке детей, а также в процессе установки и использования удерживающих устройств следуйте заводской инструкции, храните ее в течение всего периода эксплуатации.
— Каждый ребенок должен быть обеспечен своим удерживающим устройством (устройства, рассчитанные на двоих детей одновременно, не производятся).
— Проверяйте крепление устройства к автомобилю перед каждой поездкой, даже если в нем нет маленького пассажира, — незакрепленное кресло представляет серьезную опасность.
— Обязательно используйте удерживающие устройства и пристегивайте детей ремнями безопасности, независимо от продолжительности поездки.
— При применении штатных ремней безопасности для фиксации детей старше 3-4 лет следите, чтобы они охватывали туловище через плечо и в районе пояса.
— Если вес и размеры ребенка превысили допустимую величину – замените специализированное устройство на другое или подгоните универсальное под необходимые размеры.

Способы крепления детских автомобильных кресел

По статистике, наличие детского кресла не гарантирует полную защиту ребёнка, важна правильность его установки.

Детское автомобильное кресло позволяет избежать 95 % травм и увечий. Этот показатель относится только к случаям, когда удерживающее устройство правильно установлено. По европейской статистике, около 80 % родителей, используя дорогие и качественные приспособления, снижают их эффективность практически до нуля из-за неправильной установки. Очень сложная конструкция, непонятная инструкция, несоответствие автомобиля и элементарная лень – все эти проблемы могут сыграть негативную роль в критической ситуации.

Если принято правильное решение о приобретении кресла для ребёнка, при выборе нужно особое внимание уделить способам его установки в автомобиле.

Установка универсальных кресел

Универсальные детские кресла подходят практически для всех автомобилей. Они крепятся с помощью штатных ремней безопасности. Обычно, кресла для маленьких детей имеют свои собственные ремни, а бустеры и сиденья для более взрослых ребят – нет. При выборе кресла нужно проверить, чтобы длины штатных ремней хватило для фиксации кресла или для пристёгивания ребёнка в детском кресле.

Универсальные кресла подходят для семей, у которых несколько машин или используется автомобиль российского производства. В большинстве моделей Lada нет никаких крепежей для детских кресел, а некоторые модели продаются даже без ремней безопасности для задних сидений. Причём обычно под них есть посадочные места, но устанавливать ремни безопасности самим нельзя – это серьёзное вмешательство, и лучше делать это в официальных сервисах. Также не рекомендуется самостоятельно удлинять ремни, если их не хватает для крепления кресла. Какими бы крепкими способами ни были надставлены ленты, при резком рывке (а при скорости до 50 км/ч резкая остановка вызывает перегрузки в несколько g, и вес тела, давящего на ремни, на долю секунды возрастает в десятки раз, не говоря уже про перегрузки при большей скорости) стыковочные швы могут разойтись.

Также универсальное кресло подойдёт, если, например, нет своей машины и приходится ездить на такси, которые не всегда приспособлены для перевозки маленьких пассажиров.

Один из недостатков крепления кресла трёхточечным ремнём – это сложность подобной установки и, как следствие, ненадёжность аксессуара. Чем современнее модель и старше фирма-изготовитель, тем больше производители потратили времени на создание простой и удобной конструкции. Но большинство компаний, присутствующих на рынке, используют специальные крепления.

Крепления IsoFix

Новый способ крепления детских сидений в автомобиле был предложен производителем детских автокресел Romer и концерном Volkswagen в 1987 году. Совместная разработка немецких компаний стала очень популярна из-за своей простоты и надёжности, и сейчас этот стандарт применяется почти у всех автопроизводителей. По европейскому законодательству с 2011 года все производимые автомобили вне зависимости от года разработки должны быть с Isofix.

Система Isofix состоит из двух П-образных стальных петель, расположенных на расстоянии 280 мм друг от друга и жёстко закреплённых на силовом каркасе автомобиля под спинками сидений, и двух замков, установленных на детском автокресле. Размер, прочность и иные технические параметры петель и фиксаторов чётко регламентированы европейским законодательством.

Для того чтобы установить кресло, нужно определить нахождение скоб крепления в основании спинки сиденья, по направляющим приблизить к ним два нижних кронштейна, расположенных на задней части кресла, и специальными «язычками» захватить скобы. При правильном выполнении раздастся специфичный щелчок, означающий захват скобы. Чтобы отстегнуть сиденье, нужно разблокировать замки и отодвинуть кресло.

Всё чаще для большей устойчивости используют третью точку крепления – «якорный» ремень (top tether). Обычно он представляет из себя дугу с крючком в верхней части детского кресла, которая регулируется по длине, а крючок цепляет скобу за спинкой сиденья автомобиля, на потолке или в полу багажного отделения. Этот дополнительный ремень снижает нагрузку на основное крепление и уменьшает эффект хлыстового удара при экстренной остановке.

Ту же задачу выполняет специальный упор в пол для кресел, устанавливаемых против хода движения. Он не так эффективен, как якорный ремень, и делает конструкцию чуть больше, но зато не требует наличия дополнительных скоб крепления в автомобиле.

Детские сидения с креплениями Isofix без фиксации штатными ремнями безопасности могут применяться только для кресел групп 0, 0+ и 1. Для групп 2 и 3 они могут быть лишь дополнительными, чтобы кресло не «ёрзало», а основная фиксация ребёнка производится штатным ремнём.

Многие модели автокресел с Isofix могут быть и универсальными, то есть крепиться обычным трёхточечным ремнём.

В Америке существует свой стандарт для крепления детских кресел – LATCH. Он стал обязательным для производителей автомобилей и детских кресел в 2002 году. Этот стандарт можно использовать для установки детских сидений с креплениями Isofix.