Кто рассматривает 828 коап рф

Оглавление:

Административная ответственность военнослужащих — проблемы законодательства, выявленные правоприменительной практикой мировых судей

(«Военно-юридический журнал», 2007, N 3)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ —

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЕННЫЕ

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКОЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ

Дошин П. А., аспирант кафедры административного права Российской академии правосудия при ВС РФ, мировой судья 2-го судебного участка Балашихинского судебного района Московской области.

Эти вопросы выявились сравнительно недавно, несмотря на то что КоАП РФ уже пять лет активно применяется в РФ.

Казалось бы, действующее законодательство четко определило подсудность и производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. В КоАП РФ имеется ст. 2.5, которая устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за совершение которых военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Это нарушения:

а) законодательства о выборах и референдумах;

б) законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) правил дорожного движения;

г) требований пожарной безопасности вне места службы;

д) законодательства об охране окружающей природной среды;

е) таможенных правил;

ж) правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

з) в области налогов, сборов и финансов;

и) выразившиеся в невыполнении законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К военнослужащим за совершение названных правонарушений могут применяться любые административные взыскания, за исключением административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административного штрафа. В этих случаях на военнослужащих может быть наложено одно из следующих взысканий: предупреждение; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ «дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов…».

Процедура производства по данной категории дел устанавливается главой 4 КоАП РФ.

Все приведенные нормы жестко регламентируют деятельность всех должностных лиц при возбуждении дел об административных правонарушениях и судей при их рассмотрении, однако изучение практики деятельности мировых судей выявило интересную закономерность.

Так, на одном из судебных участков Московской области с 2001 по 2003 гг. не было ни одного отмененного постановления о привлечении к административной ответственности, где бы в качестве основания указывалось нарушение мировым судьей требований ст. 23.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. В 2004 г. по данному основанию было отменено 3 постановления. В 2005 г. — было отменено 8 постановлений, за I полугодие 2006 года — уже 6 постановлений.

При этом необходимо отметить, что все дела, постановления по которым были отменены, относились к двум составам административных правонарушений ч. 1 ст. 12.8 и ст. 12.26 КоАП РФ, ни по одному из других составов жалоб военнослужащими не подавалось.

Все дела были изучены, и в результате было выявлено следующее:

1. При составлении протокола об административном правонарушении и сопутствующих материалов ни одно из лиц, привлекаемых к административной ответственности, не заявило о том, что является военнослужащим.

2. Подавляющее большинство лиц, привлекаемых к административной ответственности, 17 из 18, не явились в судебное заседание, и дело было рассмотрено судом в их отсутствие по правилам, установленным ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

3. Заявления о их статусе военнослужащего и документы, подтверждающие это, были представлены лишь вместе с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности.

4. Основанием отмены постановления мирового судьи при рассмотрении жалобы стало нарушение им правил подсудности, установленных ст. 23.1 КоАП РФ.

5. Все дела были прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действующий КоАП РФ нуждается к корректировке норм, регламентирующих подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. Все лица, подавшие жалобы, являлись офицерами (в том числе ФСБ).

Еще более показателен пример, когда лицо явилось в судебное заседание и призналось в совершении административного правонарушения, при этом на вопрос мирового судьи о его месте работы был получен ответ, что он является безработным, все обстоятельства были отражены в постановлении о привлечении гр. В к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. И лишь спустя 6 месяцев после вступления данного постановления в законную силу им была подана жалоба в Московский областной суд, где в качестве основания для отмены постановления мирового судьи было указано нарушение правил подсудности при рассмотрении данного дела — гр. В являлся военнослужащим. Необходимо отметить, что в деле имелись собственноручные письменные заявления гр. В, данные в ходе первого судебного заседания. По результатам рассмотрения жалобы гр. В постановление мирового судьи было отменено как вынесенное с нарушением правил подсудности, дело прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Слабым местом КоАП РФ в данном вопросе является то, что законодатель категорически исключил возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, судьями судов общей юрисдикции и мировыми судьями, в результате должностные лица, составляющие протоколы об административных правонарушениях, и судьи стали заложниками порядочности лиц, привлекаемых к административной ответственности, так как установить в сжатые сроки производства по делу, является ли лицо, привлекаемое к ответственности, военнослужащим, невозможно. Действующим законодательством предусмотрено право военнослужащих на получение установленных для граждан Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность и гражданство, которыми являются внутренние и заграничные паспорта, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 и Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828: «…11. Тринадцатая страница бланка паспорта предназначена для проставления отметок об отношении гражданина к воинской обязанности. В верхней части тринадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Воинская обязанность…»). Выдача паспортов военнослужащим должна производиться в первоочередном порядке (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 и п. 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605). Все военнослужащие имеют документы, которых достаточно для составления протокола об административном правонарушении, однако недостаточно для выяснения статуса военнослужащего, в паспорте гражданина РФ не предусмотрена отметка о том, является ли он военнослужащим. В результате, в случае если лицо в добровольном порядке не сообщает необходимой информации, исправить этот пробел физически невозможно и суды вынуждены рассматривать дела, так как никакой информации, которая позволила бы определить иную подсудность, чем установленную ч. ч. 1 — 2 ст. 23.1 КоАП РФ, у них на момент рассмотрения дела не имеется.

С аналогичной проблемой столкнулись и военные суды, когда лица, привлекаемые к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении заявляли о том, что являлись военнослужащими, и указывали номера в/ч, однако в момент судебного разбирательства выяснялось, что они являются гражданскими лицами, и дело передавалось по подсудности. Подавляющее большинство дел об административных правонарушениях впоследствии прекращалось в связи с истечением срока давности привлечения вышеуказанных лиц к административной ответственности.

В этой ситуации было бы целесообразно установить обязательность рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении военнослужащих военными судами лишь при наличии письменного ходатайства командования военнослужащего и представления им соответствующих документов, подтверждающих его статус, а также исключить возможность отмены постановлений вышестоящей инстанцией в случаях, если лицо не сообщало либо сознательно скрывало о себе сведения, позволяющие суду правильно определить подсудность дела об административных правонарушениях.

Кроме того, необходимо законодательно закрепить возможность приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности при передаче дел по подсудности, так как выявлялись факты предъявления документов о статусе лица как военнослужащего в судебном заседании у мировых судей, а при дальнейшем рассмотрении дела в военных судах было установлено, что данные лица были уволены из ВС РФ, однако не сдали документы, в связи с чем дела возвращались по подсудности мировым судьям. К этому моменту сроки рассмотрения дела, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, истекали и мировые судьи были вынуждены прекращать производство по делу.

Статья 19.17. Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог

СТ 19.17 КоАП РФ

1. Незаконное изъятие должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий к Ст. 19.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с п. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Можно назвать следующие случаи правомерного изъятия паспорта гражданина РФ, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Во-первых, согласно ст. 18 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если выезд из Российской Федерации гражданина РФ ограничен по основаниям, предусмотренным п. п. 3 — 5 ст. 15 названного Закона, его паспорт подлежит изъятию уполномоченными органами и направляется в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Изъятие паспорта гражданина РФ по основаниям, предусмотренным данным Законом, осуществляется судом, следственными органами Следственного комитета РФ, органами внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, пограничными органами федеральной службы безопасности и таможенными органами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ.

Во-вторых, в соответствии с Приказом ФМС России от 11.03.2014 N 178 «Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации» выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391, а именно:

— оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;

— оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;

— выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;

— выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства РФ отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ;

— выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.

В-третьих, в соответствии с Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при поступлении в следственный изолятор добровольно сданные для хранения подозреваемым или обвиняемым принадлежащие ему деньги зачисляются на его лицевой счет, которые он может использовать по своему усмотрению, а деньги, изъятые у него во время нахождения в следственном изоляторе, зачисляются на его лицевой счет без права пользования. Ценности, драгоценные металлы и изделия из них (драгоценные камни, жемчуг и изделия из них, часы всех видов и марок, ценные бумаги, валюта) сдаются на хранение в финансовую часть (кассу) следственного изолятора. Личные документы (паспорта, документы, удостоверяющие личность, и др.) передаются на хранение в специальный отдел следственного изолятора. Запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад учреждения либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника следственного изолятора либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт.

В-четвертых, в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.

Законодательством РФ могут быть предусмотрены иные случаи правомерного изъятия удостоверения личности гражданина РФ (паспорта), например, поступление на военную службу, участие в боевых операциях, помещение в психиатрический стационар и т.п.

2. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок использования и обращения удостоверения личности гражданина РФ (паспорта), в частности, законный порядок изъятия должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в противоправных действиях по изъятию должностным лицом паспорта в нарушение закона, предусматривающего случаи и порядок изъятия паспорта.

4. Субъектами данного правонарушения являются должностные лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог.

Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Таким образом, принятие паспорта в залог не допускается и влечет за собой наступление административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

7. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, принявшие в залог паспорт гражданина РФ.

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) (действующая редакция)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.15 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным Федеральным законом.

Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999 г. N 1091), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Исчерпывающий перечень сведений, записей и отметок, подлежащих внесению в паспорт, определен п. 4, 5 указанного Положения, а также п. 4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (в ред. Приказа МВД России от 4 апреля 2002 г. N 320). В частности, соответствующими органами регистрационного учета в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.

Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Статус документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в указанных случаях определен ст. 8 — 13 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

2. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

— государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;

— жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;

— жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

— гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

— организаций иных организационно-правовых форм.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

3. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы регистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документов письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

4. При регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), следует принимать во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому п. 10, 12 и 21 указанных Правил признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3), что является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.

5. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства, порядок осуществления регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в г. Москве и Московской области определен соответственно разд. 2, 3 указанных Правил.

6. Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.

Недействительным является также паспорт, подлежащий замене, но своевременно не замененный его владельцем. Исчерпывающий перечень оснований замены паспорта определен п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.

7. Должностные лица, указанные в п. 2 данного комментария, обязаны обеспечить регистрацию граждан после представления ими необходимых документов в сроки, определенные Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Несоблюдение указанных сроков для регистрации влечет применение к названным должностным лицам мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.

8. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются должностное лицо, ответственное за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, должностное лицо органов внутренних дел, ответственное за выдачу и замену паспортов, а также за обеспечение контроля за регистрацией граждан.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным должностным лицом ОВД (см. п. 9 данного комментария, а применительно к административным наказаниям, установленным санкциями соответствующих статей КоАП, — также п. 5 комментария к ст. 19.16, п. 5 комментария к ст. 19.17) оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф (см. также ч. 2 ст. 28.6 КоАП).

Статья 19.17 КоАП РФ. Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог

1. Незаконное изъятие должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарии к ст. 19.17 КОАП РФ

1. Объектом комментируемого правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (с изм. и доп.), запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Такие случаи определены, например, в п. 21 названного Положения, которым установлено, что паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении гражданина из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт ему возвращается. Паспорт, находящийся в незаконном владении (п. п. 18 — 20 названного Положения), подлежит изъятию.

Часть 2 комментируемой статьи направлена на реализацию п. 22 названного Положения, а также ст. 336 ГК РФ, в соответствии с которой предметом залога не может быть имущество, изъятое из оборота.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется действием по неправомерному изъятию паспорта или приему его в залог.

Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) необходимо отличать от его похищения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 325 УК РФ.

3. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является должностное лицо, а ч. 2 — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение признается совершенным умышленно (ч. 1 ст. 2.2).

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 19.17 КоАП РФ. Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог

Новая редакция Ст. 19.17 КоАП РФ

1. Незаконное изъятие должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий к Статье 19.17 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.17, выражается в незаконном изъятии должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае изъятие паспорта выступает средством принуждения гражданина к исполнению той или иной обязанности. Случаи возможности изъятия паспорта предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». Данный перечень не подлежит расширительному толкованию и основания изъятия паспорта, не предусмотренные указанным Постановлением, являются незаконными.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.17, состоит в принятии удостоверения личности в залог как условия обеспечения исполнения какой-либо гражданско-правовой сделки.

4. Субъектом административного правонарушения, указанного в первой части, выступают должностные лица, во второй — граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.17, являются умышленными.

6. Составляют протоколы и рассматривают дела о данных административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина на территории Российской Федерации» паспорт гражданина является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются конституционные права и свободы граждан, а также порядок их обеспечения. Предметом посягательства признается удостоверение личности гражданина (паспорт).

2. Статья 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., устанавливает, что запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, граждане, призванные на военную службу, в военно-учебные заведения, сдают свои паспорта на хранение; у лиц, задержанных или заключенных под стражу, а также осужденных к лишению свободы, паспорта изымаются органами дознания, предварительного следствия или судом. Следовательно, объективную сторону рассматриваемого правонарушения будут составлять действия, выражающиеся не в любом изъятии удостоверения личности (паспорта) у гражданина, а только в незаконном.

3. Субъектом данного правонарушения признается только должностное лицо, уполномоченное в предусмотренных законом случаях изымать удостоверение личности (паспорт) у гражданина РФ.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.