Начисление пени по подоходному налогу

Оглавление:

Калькулятор пеней

Ваш расчет неверен. за 1 день просрочки- считает пени.. Это давно не действует

Расчет пени по ставке рефинансирования (калькулятор онлайн): как считается количество дней просрочки

Важно знать, что период просрочки для целей расчета пени по налогам и страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (взносы на ОПС, на ОМС и на ВНиМ), считается несколько иначе, нежели период просрочки для целей расчета пени по взносам «на травматизм» и взносам на ОПС, на ОМС и на ВНиМ, когда они еще уплачивались в Фонды.

Так, пени по налогам/взносам в ИФНС считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога/взноса, до дня, предшествующего фактической уплате налога/взноса (п. 3 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318). Например, организация просрочила уплату НДФЛ с отпускных и пособий за март 2017 года, перечислив налог 17.04.2017 вместо 31.03.2017. Соответственно, пени «набегут» за 16 дней (с 01.04.2017 по 16.04.2017 включительно). А вот если вы просрочили уплату налога/взноса всего на один день, то пени вам не грозят.

Что же касается пеней по взносам «на травматизм», а также других страховых взносов, уплачиваемых до 2017 года в Фонды, то они считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взноса, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017)). К примеру, компания должна была уплатить взносы «на травматизм» за март 2017 года не позднее 17.04.2017 (15 апреля – суббота), а сделала это лишь 28.04.2017. Следовательно, пени будут начислены за 11 дней (с 18.04.2017 по 28.04.2017 включительно).

О размере пени за несвоевременную уплату налогов физическими лицами и подоходного налога юридическими лицами

Письмо Госналогслужбы России от 01.10.98 N ВК-6-08/[email protected]*


О размере пени за несвоевременную уплату налогов физическими лицами и подоходного налога юридическими лицами

——
* Изменения от 30.10.98 № СШ-6-08/[email protected], внесенные в данное письмо, см. с. 182

1. В соответствии с частью шестой статьи 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” в редакции Федерального закона от 23.07.98 N 120-ФЗ за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается ежедневная ставка пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вступления в силу Федерального закона N 42-ФЗ.

По состоянию на 1 апреля 1998 г. на момент вступления в силу Федерального закона N 42-ФЗ действовала ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 30 % годовых.

В связи с чем, за несвоевременную уплату физическими лицами подоходного налога, налога на имущество и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения с 1 апреля 1998 г. ежедневная ставка пени устанавливается в размере 0,1 % за каждый день просрочки платежа.

Физическому лицу по налоговой декларации за 1997 г. дополнительно исчислено 3 500 руб. подоходного налога со сроком уплаты не позднее 15 июля 1998 года. Платеж фактически произведен 1 октября 1998 года. За 78 дней просрочки платежа налоговым органом начисляется пени в сумме 273 рубля исходя из следующего расчета: 3 500 руб. * 0,001 * 78 дней.

Согласно подпункту “в” пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за несвоевременную уплату налогоплательщиками вышеназванных налогов за период до 1 апреля 1998 г. пени взыскивается в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

2. В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” в редакции Федерального закона от 31.12.97 N 159_ФЗ взыскание пени за несвоевременное перечисление подоходного налога, удержанного предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, производится за период с 4 января 1998 г. в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа.

При изменении ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации размер пени определяется исходя из новой ставки рефинансирования со следующего дня за ее изменением.

Исчисление пени по ставке рефинансирования Банка России производится по формуле SP = = (SR/300) * (1/100), где SP — ставка пени, SR — действующая ставка рефинансирования, выраженная в процентах. Округление при вычислении производится с точностью до тысячных долей согласно пункту 78 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 «По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”» в редакции Изменений и дополнений N 6, вступивших в силу в части, касающейся пени, с 4 января 1998 года.

Независимо от даты проведения проверок налоговыми органами при начислении пени предприятиям, учреждениям, организациям и предпринимателям без образования юридического лица (выступающим в качестве работодателей) за несвоевременную уплату подоходного налога, допущенную за период до 04.01.98 г., расчет производится по ставке 0,5 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

Например, по акту документальной проверки организации решением налогового органа от 10.09.98 подлежит взысканию пени за несвоевременное перечисление удержанного подоходного налога в сумме 5 000 руб. (с учетом деноминации) за период с 07.12.97 г. по 6.01.98 г. и в сумме 2 000 руб. за период c 07.05.98 г. по 25.05.98 года.

Сумма подлежащей взысканию пени рассчитывается следующим образом:

— за период с 07.12.98 по 03.01.98 г. включительно

5 000 руб. * 0,005 * 28 дней = 700 рублей;

— за период с 04.01.98 по 06.01.98 включительно

5 000 руб. * 0,0009 * 3 дня = 13 руб. 50 коп (ставка рефинансирования в данный период составляла 28 %);

— за период с 07.05.98 по 19.05.98 включительно (ставка рефинансирования на 7 мая составляла 30 %, с 19 мая была увеличена до 50 % годовых)

2 000 * 0,001 * 13 дней = 26 рублей;

— за период с 20.05.98 по 25.05.98 включительно в связи с увеличением с 19.05.98 ставки рефинансирования ЦБ России до 50 % новая ставка применяется при расчете пени с 20.05.98

2 000 * 0,002 * 6 дней = 24 рубля.

Положения постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.98 N 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней” и, соответственно, писем Госналогслужбы России от 17.06.98 N КУ-6-09/355, от 07.07.98 N КУ-6-09/[email protected], от 20.08.98 N ВК-6-09/[email protected] на порядок начисления пени при проведении проверок своевременности перечисления платежей по подоходному налогу с физических лиц, удержанному с выплаченных им доходов предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не распространяются.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
В.Г. Кораблев

Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц


Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности
налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц

Л.А. Панина,
советник налоговой службы I ранга

Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Уплата пени является способом обеспечения обязательств. Основное назначение пени состоит в освобождении кредитора от необходимости доказывать размер подлежащих возмещению убытков. Для взыскания пени достаточно доказать только сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Пеня — это определенная законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе и в случае просрочки исполнения. При этом кредитор при предъявлении требования об уплате неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков. Пеня представляет собой неустойку, исчисляемую непрерывно, нарастающим итогом.

Конституционным Судом Российском Федерации в п. 5 мотивировочной части постановления от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”» определяется, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорность порядка взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица следует из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Этот вывод Конституционного Суда Российской Федерации нашел отражение и в постановлении от 15.07.1999 N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”»; так, в п. 3 мотивировочной части Постановления определено, что с учетом положений ст. 57 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

Так, согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке.

Так, ст. 123 НК РФ установлено, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Пунктом 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что вышеуказанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, если у него была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

Таким образом, ответственность, установленная ст. 123 НК РФ, применяется в случае, если у налогового агента была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание с налогового агента указанной суммы недоимки не производится согласно нижеприведенным доводам.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена согласно НК РФ на налогового агента (п. 2 ст. 45 НК РФ), то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Исходя из вышеизложенного в случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание со счетов налогового агента вышеуказанной суммы недоимки не производится.

При этом налоговый агент обязан взыскать с физических лиц согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с них или удержанные не полностью, до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

В силу ст. 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку пеня не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 НК РФ).

С учетом вышеизложенных положений вопросы, касающиеся правомерности начисления налоговому агенту пеней за не удержанный полностью налог на доходы физических лиц, частично не удержанный налог вследствие арифметической или иной ошибки, удержанный с дохода, но неперечисленный налог, удержанный с дохода, но перечисленный частично налог, имеют следующие решения.

Эти вопросы можно разделить на две группы отношений:

1) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, но не удержал из него налог на доходы физических лиц полностью или частично;

2) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично.

Рассмотрим первую группу отношений.

Если налоговый агент не выполняет возложенных на него обязанностей НК РФ по исчислению, удержанию у налогоплательщика суммы налога с выплаченного физическим лицам дохода, то возникает ситуация, при которой налоговый агент фактически нарушает свое обязательство по уплате в установленный настоящим Кодексом срок сумм налогов; тем самым на налогового агента как на должника перед государством в лице налоговых органов, выступающих в качестве кредитора, ложится обязанность уплаты пени.

В рассматриваемой группе отношений налоговый агент освобождается от обязанности уплаты пени только в случае, если согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств он письменно сообщит в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

В связи с этим взыскание пени с налогового агента за неудержанные суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога) при невозможности удержания их у налогоплательщиков не производится.

Если налоговый агент не направил в налоговый орган письменного сообщения, то в соответствии со ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, налоговый агент привлекается к налоговой ответственности.

Привлечение налогового агента к вышеуказанной ответственности не освобождает его от уплаты пени.

Рассмотрим вторую группу отношений.

Если налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично, то в этом случае налоговым агентом не только нарушается обязательство по уплате налога как должника перед государством в лице налоговых органов как кредитора, но и осуществляется незаконное пользование чужими денежными средствами, в результате которого налоговый агент обязан уплатить пени в целях возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения обязательства.

Как в первой, так и во второй группах отношений пени удерживаются из средств налогового агента, так как: во-первых, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налог на доходы физических лиц; во-вторых, в рассматриваемых налоговых правоотношениях субъектом отношений выступает не налогоплательщик — физическое лицо, а налоговый агент; в-третьих, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Пеня расчет по ставке рефинансирования, неустойка онлайн

Что такое пени ?

Пеня — это денежная сумма , которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ). Уплата пени — это не право налогоплательщика, а его обязанность. Если у компании или ИП будет выявлена недоимка по налогу, нужно погасить долг и заплатить пени по налогам.

Если недоимку выявит ФНС, налогоплательщик получит требование об уплате налога и пеней. Налогоплательщик может обнаружить недоплату по налогу самостоятельно (раньше ФНС). В таком случае нужно рассчитать и заплатить пени вместе с недоимкой, не дожидаясь требования ФНС, иначе будет штраф по налогам.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора.

Изменения в расчете пеней произошли 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Когда возникают пени по налогам ?

Согласно п.3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Часто бывает, что по каким-либо причинам налоги или авансовые платежи не были уплачены вовремя. В данной статье приведен калькулятор налоговых санкций согласно ключевой ставке, он необходим когда делается расчет суммы, для перечисления в бюджет. Мы рассмотрим расчет пени на калькуляторе в режиме онлайн на примере задержки авансовых платежей по упрощенному налогу УСН.

Рассмотрим ситуации, когда возникает просрочка в перечислении налогов, а, соответственно, налоговые санкции:

1-я ситуация . Пропущен установленный срок уплаты налога. В этом случае нужно как можно быстрее перечислить просроченные налоговые платежи, а также пени. Согласно статьи 75 НК РФ сумму пеней рассчитывается на калькуляторе исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты суммы налога. Причем пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Доначисленный налог и пени за просрочку необходимо отразить в бухучете. Если речь идет о УСН, то в налоговом учете упрощенный налог и пени отражать не нужно, поскольку они не включены в список расходов по УСН.

Например, авансовые платежи по «упрощенному» налогу нужно вносить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал аванс требуется перечислить не позднее 25 апреля, за полугодие — не позднее 25 июля и за 9 месяцев — не позднее 25 октября. Это следует из пункта 2 статьи 346.19 и абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ.

2-я ситуация . Авансовые платежи по УСН перечислены своевременно, но размер его был занижен из-за ошибки в расчетах. Тогда тоже возникает недоимка по налогу и обязанность сделать уплату пеней в бюджет.

Обнаружив у себя одну из перечисленных ситуаций, как можно быстрее погасите возникший долг, чтобы прекратилось начисление санкций. Потому что пени начисляются до тех пор, пока не уплачена вся сумма задолженности. Пени с суммы недоимки также нужно будет перечислить (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф за несвоевременную уплату авансовых налоговых платежей не предусмотрен (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). Такая санкция может быть наложена только за неуплату самого налога, то есть имеется в виду перечисление «упрощенного» налога по итогам года (ст. 122 НК РФ).

Как избежать штрафа за несвоевременную уплату налога

По общим правилам ФНС вправе наложить штраф на организацию (ИП) за несвоевременную уплату (неполную уплату) налога. Штраф взимается в размере 20 % от недоимки (ст. 122 НК РФ). Что делать, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недоимку по налогу:

  1. Рассчитать сумму пеней.
  2. Перечислить на счет ФНС сумму недоимки и пеней.
  3. Сдать уточненную декларацию.

Именно в таком порядке нужно выполнить перечисленные действия. Тогда налогоплательщик будет освобожден от ответственности в виде уплаты штрафа (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если организация сначала сдаст уточненку, а потом заплатит долг и пени, налоговики выпишут штраф.

Как применять формулу для расчета пени при просрочке налоговых платежей

Сумму санкций определяют в соответствии со статьей 75 НК РФ. Пени рассчитывают исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки начиная со дня, который следует за установленным днем уплаты. И заканчивая днем, когда недоимку уплачивают в бюджет. Формула расчета выглядит так:

Недоимка возникла до 30 сентября 2017 года (включительно) или до 30 дней просрочки

Прежде чем, мы перейдем к расчету пени на специализированном онлайн калькуляторе пеней, посмотрим пример расчета.

Допустим, что вам необходимо было уплатить 35 000 рублей налога, но вы запоздали с уплатой на 23 дня. Ключевая ставка ЦБ РФ в это время была 8,25%. В этом случае расчет в ПФР по страховым взносам и ФНС будет следующий:

Т.е. необходимо одновременно заплатить налог 35000 руб. по своим КБК и одновременно пени 221,75 руб. по другим КБК для пеней. Это важно! Иначе пеня буде продолжать «тикать».

Калькулятор пени по ключевой ставке — незаменимый инструмент, чтобы точно сделать вычисление, но все-таки лучше вовремя платить и налоги и проценты по кредитам.

Недоимка свыше 30 дней просрочки

Изменения 2017 года

С 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Изменения в расчете пеней произойдут 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (старая формула);
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, плюс 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Новые правила расчета пеней применят к недоимке, которая возникла по сроку уплаты 1 октября 2017 года и позднее. Если недоимка возникла до 30 сентября 2017 года (включительно), то пени по ней будут считать в прежнем порядке и после 1 октября 2017 года. То есть в размере 1/300 ставки рефинансирования до полного погашения недоимки независимо от периода просрочки (письмо Минфина России от 10 июля 2017 № 03-02-07/1/43489).

КАЛЬКУЛЯТОРЫ расчета пени за просрочку онлайн

Как отразить недоимку и пени в бухгалтерском учете

Согласно рабочего плана счетов в бухучете прежде всего проверьте начисление авансовых платежей — оно должно быть отражено записью на последний день отчетного периода:

ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — начислена сумма авансового платежа по УСН за отчетный период.

Если такой проводки в нужный момент вы не сделали, то ваши действия будут зависеть от того, когда и какую именно вы обнаружили недоимку. Если это долг по авансу за текущий год и нашли вы его в текущем году, то просто текущей датой сделайте указанную выше проводку по начислению.

Если год уже закрылся, но бухгалтерскую отчетность вы еще не сдали, сделайте ту же проводку задним числом — от 31 декабря истекшего года. А вот если отчетность уже сдана и вам надо доначислить налог за прошлый год, то счет 99 «Прибыли и убытки» трогать не нужно. Расход в этом случае отразите в бухучете как убыток прошлых лет проводкой:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — доначислена сумма авансового платежа за прошлый год.

Основанием для доначисления налога будет бухгалтерская справка-расчет. В этом документе желательно указать причину образования недоимки.

А вот уплату недоимки отразите проводкой на текущую дату на основании платежки:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — КРЕДИТ 51 — перечислен авансовый платеж по упрощенной системе в бюджет.

Начисление и уплату пеней также отразите текущей датой записями:

ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — начислены пени;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — КРЕДИТ 51 — уплачены пени.

Обратите внимание: счет 99 при начислении пеней нужно использовать всегда независимо от того, за какой период вы уплачиваете пени — за текущий или за прошлый. Начисление пеней делается на основании бухгалтерской справки, а уплату отразите на основании платежного поручения.

Как было сказано выше, в налоговом учете при «упрощенке», сумма самого «упрощенного» налога и авансы по нему расходом не признаются (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То же самое относится и к пеням по данному налогу — они не перечислены в закрытом перечне расходов «упрощенца». Поэтому ни уплату «упрощенного» налога, ни уплату пеней в Книге учета доходов и расходов фиксировать не нужно.

ШТРАФ по налогам за неуплату

За неуплату налогов (страховых взносов) организацию ждет штраф. Предусмотрена как налоговая, так и административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.

Минфин России в письме от 05.12.16 № 03-02-08/71886 напомнил условия, при соблюдении которых данного штрафа можно избежать:

  • налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию до момента , когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
  • до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.

Штраф в налоговую ВОЗНИКАЕТ

Если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.

Штрафа нет, а пени — есть

Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно. Например, если страховые взносы перечислены с опозданием, но при этом сумма правильно исчислена и расчет по взносам своевременно представлен в инспекцию, то оснований для штрафа нет.

При наличии переплаты по налогу в предыдущем периоде оснований для штрафа за неуплату налога нет

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или по иной причине, влечет за собой штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Но, если у налогоплательщика имеется переплата по налогу в сумме, превышающей выявленную недоимку, то инспекторы не вправе его штрафовать. Об этом напомнил Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 07.04.17 № А56-29135/2016.

  1. Как посчитать процент за пользование чужими денежными средствами?
    Дана формула, как рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами.
  2. Какой ШТРАФ за несвоевременную сдачу ДЕКЛАРАЦИИ, БАЛАНСА
    Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по: налогу на прибыль, НДС, УСН, ЕНВД, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — ПФ РФ, соцстрах — ФСС РФ.

Пеня расчет по ставке рефинансирования, неустойка онлайн

Что такое пени ?

Пеня — это денежная сумма , которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ). Уплата пени — это не право налогоплательщика, а его обязанность. Если у компании или ИП будет выявлена недоимка по налогу, нужно погасить долг и заплатить пени по налогам.

Если недоимку выявит ФНС, налогоплательщик получит требование об уплате налога и пеней. Налогоплательщик может обнаружить недоплату по налогу самостоятельно (раньше ФНС). В таком случае нужно рассчитать и заплатить пени вместе с недоимкой, не дожидаясь требования ФНС, иначе будет штраф по налогам.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора.

Изменения в расчете пеней произошли 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Когда возникают пени по налогам ?

Согласно п.3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Часто бывает, что по каким-либо причинам налоги или авансовые платежи не были уплачены вовремя. В данной статье приведен калькулятор налоговых санкций согласно ключевой ставке, он необходим когда делается расчет суммы, для перечисления в бюджет. Мы рассмотрим расчет пени на калькуляторе в режиме онлайн на примере задержки авансовых платежей по упрощенному налогу УСН.

Рассмотрим ситуации, когда возникает просрочка в перечислении налогов, а, соответственно, налоговые санкции:

1-я ситуация . Пропущен установленный срок уплаты налога. В этом случае нужно как можно быстрее перечислить просроченные налоговые платежи, а также пени. Согласно статьи 75 НК РФ сумму пеней рассчитывается на калькуляторе исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты суммы налога. Причем пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Доначисленный налог и пени за просрочку необходимо отразить в бухучете. Если речь идет о УСН, то в налоговом учете упрощенный налог и пени отражать не нужно, поскольку они не включены в список расходов по УСН.

Например, авансовые платежи по «упрощенному» налогу нужно вносить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал аванс требуется перечислить не позднее 25 апреля, за полугодие — не позднее 25 июля и за 9 месяцев — не позднее 25 октября. Это следует из пункта 2 статьи 346.19 и абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ.

2-я ситуация . Авансовые платежи по УСН перечислены своевременно, но размер его был занижен из-за ошибки в расчетах. Тогда тоже возникает недоимка по налогу и обязанность сделать уплату пеней в бюджет.

Обнаружив у себя одну из перечисленных ситуаций, как можно быстрее погасите возникший долг, чтобы прекратилось начисление санкций. Потому что пени начисляются до тех пор, пока не уплачена вся сумма задолженности. Пени с суммы недоимки также нужно будет перечислить (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф за несвоевременную уплату авансовых налоговых платежей не предусмотрен (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). Такая санкция может быть наложена только за неуплату самого налога, то есть имеется в виду перечисление «упрощенного» налога по итогам года (ст. 122 НК РФ).

Как избежать штрафа за несвоевременную уплату налога

По общим правилам ФНС вправе наложить штраф на организацию (ИП) за несвоевременную уплату (неполную уплату) налога. Штраф взимается в размере 20 % от недоимки (ст. 122 НК РФ). Что делать, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недоимку по налогу:

  1. Рассчитать сумму пеней.
  2. Перечислить на счет ФНС сумму недоимки и пеней.
  3. Сдать уточненную декларацию.

Именно в таком порядке нужно выполнить перечисленные действия. Тогда налогоплательщик будет освобожден от ответственности в виде уплаты штрафа (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если организация сначала сдаст уточненку, а потом заплатит долг и пени, налоговики выпишут штраф.

Как применять формулу для расчета пени при просрочке налоговых платежей

Сумму санкций определяют в соответствии со статьей 75 НК РФ. Пени рассчитывают исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки начиная со дня, который следует за установленным днем уплаты. И заканчивая днем, когда недоимку уплачивают в бюджет. Формула расчета выглядит так:

Недоимка возникла до 30 сентября 2017 года (включительно) или до 30 дней просрочки

Прежде чем, мы перейдем к расчету пени на специализированном онлайн калькуляторе пеней, посмотрим пример расчета.

Допустим, что вам необходимо было уплатить 35 000 рублей налога, но вы запоздали с уплатой на 23 дня. Ключевая ставка ЦБ РФ в это время была 8,25%. В этом случае расчет в ПФР по страховым взносам и ФНС будет следующий:

Т.е. необходимо одновременно заплатить налог 35000 руб. по своим КБК и одновременно пени 221,75 руб. по другим КБК для пеней. Это важно! Иначе пеня буде продолжать «тикать».

Калькулятор пени по ключевой ставке — незаменимый инструмент, чтобы точно сделать вычисление, но все-таки лучше вовремя платить и налоги и проценты по кредитам.

Недоимка свыше 30 дней просрочки

Изменения 2017 года

С 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Изменения в расчете пеней произойдут 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (старая формула);
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, плюс 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Новые правила расчета пеней применят к недоимке, которая возникла по сроку уплаты 1 октября 2017 года и позднее. Если недоимка возникла до 30 сентября 2017 года (включительно), то пени по ней будут считать в прежнем порядке и после 1 октября 2017 года. То есть в размере 1/300 ставки рефинансирования до полного погашения недоимки независимо от периода просрочки (письмо Минфина России от 10 июля 2017 № 03-02-07/1/43489).

КАЛЬКУЛЯТОРЫ расчета пени за просрочку онлайн

Как отразить недоимку и пени в бухгалтерском учете

Согласно рабочего плана счетов в бухучете прежде всего проверьте начисление авансовых платежей — оно должно быть отражено записью на последний день отчетного периода:

ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — начислена сумма авансового платежа по УСН за отчетный период.

Если такой проводки в нужный момент вы не сделали, то ваши действия будут зависеть от того, когда и какую именно вы обнаружили недоимку. Если это долг по авансу за текущий год и нашли вы его в текущем году, то просто текущей датой сделайте указанную выше проводку по начислению.

Если год уже закрылся, но бухгалтерскую отчетность вы еще не сдали, сделайте ту же проводку задним числом — от 31 декабря истекшего года. А вот если отчетность уже сдана и вам надо доначислить налог за прошлый год, то счет 99 «Прибыли и убытки» трогать не нужно. Расход в этом случае отразите в бухучете как убыток прошлых лет проводкой:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — доначислена сумма авансового платежа за прошлый год.

Основанием для доначисления налога будет бухгалтерская справка-расчет. В этом документе желательно указать причину образования недоимки.

А вот уплату недоимки отразите проводкой на текущую дату на основании платежки:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — КРЕДИТ 51 — перечислен авансовый платеж по упрощенной системе в бюджет.

Начисление и уплату пеней также отразите текущей датой записями:

ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — начислены пени;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — КРЕДИТ 51 — уплачены пени.

Обратите внимание: счет 99 при начислении пеней нужно использовать всегда независимо от того, за какой период вы уплачиваете пени — за текущий или за прошлый. Начисление пеней делается на основании бухгалтерской справки, а уплату отразите на основании платежного поручения.

Как было сказано выше, в налоговом учете при «упрощенке», сумма самого «упрощенного» налога и авансы по нему расходом не признаются (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То же самое относится и к пеням по данному налогу — они не перечислены в закрытом перечне расходов «упрощенца». Поэтому ни уплату «упрощенного» налога, ни уплату пеней в Книге учета доходов и расходов фиксировать не нужно.

ШТРАФ по налогам за неуплату

За неуплату налогов (страховых взносов) организацию ждет штраф. Предусмотрена как налоговая, так и административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.

Минфин России в письме от 05.12.16 № 03-02-08/71886 напомнил условия, при соблюдении которых данного штрафа можно избежать:

  • налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию до момента , когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
  • до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.

Штраф в налоговую ВОЗНИКАЕТ

Если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.

Штрафа нет, а пени — есть

Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно. Например, если страховые взносы перечислены с опозданием, но при этом сумма правильно исчислена и расчет по взносам своевременно представлен в инспекцию, то оснований для штрафа нет.

При наличии переплаты по налогу в предыдущем периоде оснований для штрафа за неуплату налога нет

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или по иной причине, влечет за собой штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Но, если у налогоплательщика имеется переплата по налогу в сумме, превышающей выявленную недоимку, то инспекторы не вправе его штрафовать. Об этом напомнил Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 07.04.17 № А56-29135/2016.

  1. Как посчитать процент за пользование чужими денежными средствами?
    Дана формула, как рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами.
  2. Какой ШТРАФ за несвоевременную сдачу ДЕКЛАРАЦИИ, БАЛАНСА
    Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по: налогу на прибыль, НДС, УСН, ЕНВД, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — ПФ РФ, соцстрах — ФСС РФ.