Нормативно правовые акты образовательной организации

3.5.1 Локальные нормативные акты

Локальное нормотворчество есть реализация полномочий по изданию нормативно-правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого и иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и другие управленческие задачи.

0 Например, территориальное общественное самоуправление, которое может создаваться без статуса юридического лица, имеет устав ТОС — по сути, учредительный документ. Согласно ст. 27 Федерального закона от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [70] территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Локальный акт — это письменный документ, принятый в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену норм, как общеобязательных для сотрудников организации и иных лиц предписаний и правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Локальными актами Организации могут являться: Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем; устав, коллективный договор; положения; правила; инструкции; постановления; решения; приказы и письменные распоряжения руководителя Организации; предписания и требования; заключения; протоколы и акты; методические рекомендации; акт о признании локального акта утратившим силу.

Среди локальных актов Организации высшую юридическую силу имеет Учредительный договор и/или Устав.

Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем разграничивает компетенцию и ответственность учредителя и Организации в организации образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, а также развитии материально-технической базы Организации.

Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем устанавливает права и обязанности учредителя и Организации, определяет условия изменения учредительного договора, сроки и условия его действия.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организации, предприятия, учреждения и так далее.

Коллективный договор — представляет собой локальный акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый сотрудниками Организации и организацией в лице их представителей.

Порядок заключения коллективного договора, его содержание и структура, действие коллективного договора и условия его изменения и дополнения определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Наиболее важные отношения, возникающие в ходе осуществления основных направлений деятельности организации, административной, финансово-хозяйственной и трудовой деятельности, регулируются положениями Организации.

Положение Организации представляет собой локальный акт, принимаемый руководителем Организации или Общим собранием трудового коллектива Организации, утверждаемый руководителем Организации и регулирующий наиболее значимые отношения, возникающие при осуществлении деятельности Организации или при реализации целей, задач и функций Организации, определяемых Уставом Организации.

Правила Организации представляют собой совокупность обязательных к исполнению условий, регулирующих поведение и деятельность участников Организации, а также свод технических требований, предъявляемых к определенной деятельности, ее планированию и организации.

Инструкция — это локальный акт Организации, устанавливающий порядок и сроки осуществления определенной деятельности, а также регламентирующий права, обязанности и ответственность участников данной деятельности.

Постановление — это не требующий утверждения локальный акт Организации, принимаемый руководителем Организации или коллегиальным органом управления, по вопросам отнесенным к их компетенции, и регулирующий конкретные отношения возникающие при осуществлении деятельности Организации.

Решение — это не требующий утверждения локальный акт Организации, принимаемый руководителем Организации или коллегиальным органом управления, по вопросам отнесенным к их компетенции, и являющийся одним из способов реагирования на письменное обращение участников Организации.

Приказ руководителя Организации — это локальный акт принимаемый руководителем Организации по текущим вопросам деятельности Организации, в целях разрешения основных задач стоящих перед Учреждением и содержащий указание на необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, а также признание определенных юридически-значимых фактов.

Распоряжение руководителя Организации — это локальный акт принимаемый руководителем Организации, в целях разрешения оперативных вопросов и содержащий указание на необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий.

Предписание — это не требующий утверждения локальный акт Организации, устанавливающий обязанность для конкретных органов или сотрудников Организации совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий, а также ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Требование — это не требующий утверждения локальный акт Организации, представляющий собой письменное извещение устанавливающее обязанность для сотрудников Организации совершить определенные действия, а также ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Заключение — это не требующий утверждения локальный акт, отражающий ход и результаты проведенных уполномоченным лицом исследований, который может содержать обязательные к исполнению указания, а также рекомендации и предложения направленные на изменение или совершенствование деятельности

Организации, его структурных подразделений, органов управления или отдельных сотрудников.

Протокол — это не требующий утверждения локальный акт вспомогательного характера, составляемый при коллегиальном рассмотрении соответствующих текущих и (или) оперативных вопросов, точно и правильно отражающий ход, порядок, процедуру и сроки совершения определенных действий или констатирующий наличие либо отсутствие определенных юридически-значимых фактов, и до принятия основного локального акта регулирующего отраженные в протоколе вопросы, регламентирующего их.

Акт — это не требующий утверждения локальный акт вспомогательного характера, составляемый при совершении юридически-значимых действий, точно и правильно отражающий ход, порядок, процедуру и сроки их совершения или констатирующий наличие либо отсутствие определенных фактов, и являющийся необходимой и достаточной основой для принятия основного локального акта, регулирующего определенные отношения в Учреждении.

Методические рекомендации — это локальные акты вспомогательного характера, принимаемые в целях разъяснения, конкретизации и детализации норм, содержащихся в правилах и инструкциях Организации.

Программы — это локальные акты, устанавливающие права, обязанности, ответственность Организации, сотрудников Организации, иных участников организации, возникающие на будущее время в связи наступлением определенного события, а также определяющие порядок и сроки совершения определенных действий, перечень мероприятий которые планируется провести или организовать.

План — это локальный акт, представляющий собой систему целевых показателей формирования, развития и функционирования предмета планирования (результатов, деятельности и т.д.), а также указание на этапы, сроки и способы их достижения, принимаемый на будущее время.

Локальные акты могут приниматься руководителем организации, Общим собранием трудового коллектива организации, Советом трудового коллектива Организации, либо иным органом управления, наделенным полномочиями по принятию локальных актов — по предметам их ведения и компетенции, и утверждаются руководителем Организации или Общим собранием трудового коллектива Организации.

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Локальные нормативные акты образовательного учреждения

1. Локальный нормативный акт образовательного учреждения — это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Локальные нормативные акты не являются правовыми документами (поэтому не следует их путать с нормативными правовыми актами). Понятие «правовой» указывает на то, что документ принят от имени государства (или субъекта РФ). Локальные нормативные акты принимаются от имени конкретной организации и правовыми не являются.

Следует учитывать, что нормативными признаются такие документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют правила поведения. Поэтому, если в локальном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) просто повторяются нормы, которые уже закреплены в Трудовом кодексе РФ, то такой документ не является локальным нормативным актом (по сути — это какой-то информационный бюллетень).

Часто встречается вопрос: нужно ли перечень локальных нормативных актов закреплять в уставе образовательного учреждения? Такое требование в российском законодательстве отсутствует и решение по этому вопросу руководитель принимает самостоятельно. Вместо поименованного перечня, целесообразно закрепить в уставе виды локальных нормативных актов, которые могут быть приняты в образовательном учреждении (положение, инструкция, приказ и т. п.).

2. В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) должны соответствовать:
– Конституции Российской Федерации;
– Закону об образовании;
– другим федеральным законам;
– иным нормативным правовым актам РФ (постановлениям Правительства, приказам Минобразования и др.);
– законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся:
– организация предоставления образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
– организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными правовыми актам, принятыми в сфере образования.

Основные правовые нормы, которые регулируют локальное нормотворчество:
– статья 30 Закона об образовании;
– статья 8 Трудового кодекса РФ.

3. Локальные нормативные акты регулируют семь основных сфер деятельности организации:
1) создание организации;
2) финансы;
3) управление;
4) организация труда;
5) социальная работа;
6) закупки и договорная работа;
7) образовательные отношения.

Кроме того, необходимо постоянно иметь в виду, что локальные нормативные акты не только регулируют деятельность образовательной организации, но и являются способом оценки деятельности конкретного учреждения контролирующими органами. Например, Минобрнауки в одном из своих писем указало, что критерием готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения.

4. Локальные нормативные акты утверждаются органами управления в соответствии с уставом организации (общим собранием, директором, советом трудового коллектива, педагогическим советом и др.).

5. После утверждения локальный нормативный акт приобретает статус обязательного не только для всех работников организации, но и зачастую — для некоторых государственных органов (например, суды при рассмотрении конкретных дел применяют локальные нормативные акты организаций, участвующих в процессе).

6. Для любой организации необходима система локальных нормативных актов (определённая иерархия), т. е. документы не должны противоречить и дублировать друг друга.

7. Российское законодательство не устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных (или разрешённых) для той или иной организации. Однако законом могут быть установлены пределы регулирования (например, недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с требованиями Трудового кодекса РФ.). В любом случае локальный нормативный акт не должен противоречить Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке перечня необходимых локальных нормативных актов? Принцип, предусмотренный Законом об образовании такой: если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона, то необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт. Например, одна из норм статьи 14 Закона об образовании предусматривает возможность получения образования на иностранном языке в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Если учреждение не собирается использовать данную возможность, то и необходимость локального регулирования отсутствует. Подобные нормы имеются в статьях 26, 27, 33, 34, 38, 47, 54 и др. Закона об образовании.

Локальное нормотворчество связано с компетенцией, обязанностями и правами образовательной организации. Поэтому желательно разработать локальные нормативные акты исходя из положений статьи 28 Закона об образовании. Например, пункт 10.1 части 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации поощрение обучающихся. Реализуя эту норму, целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт (например, положение).

Минобрнауки России рекомендует (письмо от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17) принять локальные нормативные акты, которые, в частности, регламентируют:
1) правила приёма обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
5) организацию питания обучающихся и работников образовательной организации;
6) требования к одежде обучающихся;
7) деятельность общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей), осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации (не государственной, а, например, по дополнительным общеобразовательным программам);
11) ведение официального сайта образовательной организации;
12) внутренний распорядок обучающихся;
13) образец справки об обучении или о периоде обучения;
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;
15) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
16) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
17) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) зачёт результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (актуально для сетевой формы реализации образовательных программ);
19) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
20) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
21) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
22) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В другом письме (от 12 мая 2011 года № 03-296) Минобрнауки России предлагает принять следующие локальные нормативные акты:
1) положение о формах самоуправления образовательного учреждения;
2) положение о группе продлённого дня («школе полного дня»);
3) приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
4) положение об организации и проведении публичного отчёта образовательного учреждения;
5) положение об учебном кабинете;
6) положение об информационно-библиотечном центре;
7) положение о культурно-досуговом центре;
8) положение о физкультурно-оздоровительном центре;
9) должностные инструкции работников образовательного учреждения.

При разработке перечня локальных нормативных актов необходимо принимать во внимание нормы ФГОСов. Так, стандарты содержат требования к материально-техническому обеспечению. Поэтому желательно утвердить перечень средств обучения для реализации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Трудовой кодекс РФ, в отличие от образовательного законодательства, содержит небольшой перечень необходимых локальных нормативных актов (при этом наличие некоторых документов подразумевается):
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) инструкции по охране труда;
3) положение о персональных данных;
4) штатное расписание;
5) график отпусков;
6) положение об оплате труда.

Необходимость принятия локальны нормативных актов может быть обусловлена нормативными правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные ни трудовые отношения. Например, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует сформировать и утвердить учётную политику организации; в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо разработать политику в отношении обработки персональных данных (это необходимо сделать, например, в том случае, когда на сайте образовательной организации размещена форма регистрации или запрашиваются какие-либо данные посетителя сайта); Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на все организации обязанность разработать меры по предупреждению коррупции, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость принятия положения о контрактном управляющем и т. д.

8. Принятие локального нормативного акта требует предварительной подготовки: необходимо продумать структуру документа (цель, мотивы принятия; круг лиц, на которые распространяется нормативный акт; требования; основания требований и др.), нужно предусмотреть последствия принятия акта, учитывая особенности коллектива и отдельных работников, предстоящие расходы, связанные с исполнением акта и т. п.

9. Очень важно, чтобы язык локального акта был понятен работникам организации с различным уровнем образования. В большинстве случаев нормативный акт должен быть написан как бы для 16-летнего подростка: просто, ясно, с минимумом специальных терминов, соответствовать правилам формальной логики.

10. Вносить в локальный нормативный акт какие-либо изменения имеет право только принявший этот акт орган. Например, директор не вправе изменить документ, принятый общим собранием коллектива в пределах его компетенции.

Нормативные документы образовательного учреждения

О журнале:

1. Новое в законодательстве
2. Тематические разделы
3. Экономика и финансы
4. Комментарии
5. Образцы документов
6. Вопрос-ответ

«Нормативные документы образовательного учреждения» – всероссийский отраслевой журнал нормативных документов для директора школы и заведующего ДОО. В журнале вы найдете тематические подборки нормативных документов с комментариями экспертов, документы Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора, указы Президента РФ, федеральные законы, документы Правительства РФ. Кроме того, в журнале публикуются материалы по трудовым отношениям, финансированию, хозяйственной деятельности, налогообложению, охране труда. Образцы документов, которые могут потребоваться директору школы и заведующему детским садом в управленческой деятельности, разработанные опытными юристами. Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения« в школе и детском саду – залог правовой грамотности руководителя и возможность экономить время на поиск необходимой информации.

Новое в законодательстве • Комментарии экспертов • Образцы локальных актов

Издается с 2005 года • Выходит ежемесячно • Объем: 80 стр.

При разработке локальных нормативных актов необходимо соблюдать действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов. Задач много, а решение может быть одно.

Представлены основные нормативные акты образовательных учреждений с положениями и правовыми основаниями. Рекомендации и правовая база.

Нормативно правовые акты образовательной организации

I.Федеральные документы

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования.

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования.

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей.

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дошкольной образовательной организации.

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Комплекс мер, касающихся снятия ограничения круга лиц с правом на образовательную деятельность с изменениями в законе РФ о дошкольном образовании предполагают немало возможностей для расширения системы частных дошкольных учреждений.

Появление новых возможностей для развития коммерческих детских садов, несомненно, влекут за собой гарантии доступа негосударственных образовательных учреждений к средствам федерального и местного бюджетов.

Паспорт Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения.

III. Мероприятия Программы.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы.

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы.

Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

Задачами программы являются:

— модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

— приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

— развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа будет реализована в 2011–2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011–2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий, а также с учетом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2014–2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ. Также будут определены основные позиции по целям и задачам Федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

1. Основные проблемы в сфере детства

2. Ключевые принципы Национальной стратегии

II. Семейная политика детствосбережения.

1. Краткий анализ ситуации

2. Основные задачи

3. Первоочередные меры

4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми

5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей

6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства

7. Ожидаемые результаты

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.

1. Краткий анализ ситуации

2. Основные задачи

3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования

4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей

6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей

7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства

8. Ожидаемые результаты

IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.

1. Краткий анализ ситуации

2. Основные задачи

3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения

4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков

5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства

6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка

7. Ожидаемые результаты

V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

1. Краткий анализ ситуации

2. Основные задачи

3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

5. Ожидаемые результаты

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

1. Краткий анализ ситуации

2. Основные задачи

3. Меры, направленные на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей

7. Ожидаемые результаты

VIII. Механизм реализации Национальной стратегии.

Разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.

Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Национальную стратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.

В числе первоочередных мер – разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Реформирование органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме того, предстоит усовершенствовать правовые механизмы, гарантирующие участие обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании. Важно улучшать систему налоговых вычетов для семей с детьми. Следует обеспечить регулярность алиментных выплат, в т. ч. путем формирования государственного алиментного фонда.

Предполагается создать систему общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, а также психолого-педагогическую сеть для работы с семьями и трудными детьми. Целесообразно развивать службы примирения в школах и в целях восстановительного правосудия. Обращается внимание на профилактику межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде. Возможно, появится национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми. Предусматривается господдержка детских телеканалов и передач, театров и киностудий. Зарплата педагогов в детсадах и культурных учреждениях должна быть на уровне не ниже среднего для учителей в регионе.

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

II. Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации.

XIII. Подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и федеральные целевые программы (паспорта федеральных целевых программ)

Подпрограмма 2. «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»

Основные задачи программы – сформировать систему непрерывного профобразования, развивать инфраструктуру школ и дошкольных заведений (так, предполагается полностью ликвидировать очереди в детсады), создать условия для дополнительного детского образования. Планируется модернизировать школьные и дошкольные образовательные программы, внедрить новую систему оценки качества образования.

Образовательные стандарты должны разрабатываться в зависимости от запросов населения и перспектив развития российского общества и экономики.

Госпрограмма включает 5 подпрограмм и 2 ФЦП. Некоторые из них посвящены русскому языку, а также вовлечению молодежи в социальную практику.

Расходы федерального бюджета на реализацию программы составят почти 4 трлн руб. При этом ежегодные затраты казны возрастут с 446 млрд руб. в 2013 г. до 631 млрд в 2020 г.

I. Общие положения.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

I. Общие положения.

II. Должности руководителей.

— Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

— Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

— Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения

III. Должности педагогических работников.

— Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

— Воспитатель (включая старшего)

— Педагог дополнительного образования (включая старшего)

— Инструктор по физической культуре

IV. Должности учебно-вспомогательного персонала.

— Секретарь учебной части

Установлены новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Они содержат должностные обязанности, требования к уровню знаний и квалификации работников.

Характеристики применяются для разработки должностных инструкций и могут использоваться всеми образовательными организациями. Конкретный перечень должностных обязанностей определяется с учетом особенностей организации труда и управления.

Приведены квалификационные характеристики должностей руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала.

Все работники образования независимо от занимаемой должности обязаны знать нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; психологические и физиологические особенности разных детских возрастов; современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации образовательного процесса; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.

В приложении к приказу:

I. Общие положения.

II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы.

III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педработников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения – органом, в ведении которого оно находится. В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений. Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педработник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до ее начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 г., сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

I. Общие положения и область применения.

II. Требования к размещению дошкольных образовательных организаций.

III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций.

IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию

V. Требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.

VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений.

VIII. Требования к отоплению и вентиляции.

IX. Требования к водоснабжению и канализации.

X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

XII. Требования к организации физического воспитания.

XIII. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде.

XIV. Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий.

XV. Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста.

XVI. Требования к перевозке и приему пищевых продуктов в дошкольные образовательные организации.

XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций.

XVIII. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях.

XIX. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

XX. Требования к соблюдению санитарных правил.

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Они не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (домах).

Сады могут быть с кратковременным (до 5 ч. в день) или круглосуточным пребыванием, а также сокращенного (8–10 ч.), полного (10,5–12 ч.) и продленного (13–14 ч.) дня. Длительность нахождения ребенка в садике зависит от возможности организовать прием пищи (через каждые 3–4 ч.) и дневной сон (при пребывании более 5 ч.).

В дошкольную организацию по-прежнему принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Требования к предельной наполняемости групп также не изменились (к примеру, для садов общеразвивающей направленности на 1 ребенка до 3 лет должно приходиться не менее 2,5 кв. м игровой комнаты, от 3 до 7 лет – не менее 2 кв. м).

Детсады располагаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов. При этом должны соблюдаться нормативные уровни шума, загрязнения атмосферного воздуха, инсоляции и естественного освещения. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита. Остальные требования к размещению детсадов отменены (в частности, минимальный радиус пешеходной доступности, расстояние до проездов, отсутствие магистральных инженерных коммуникаций городского (сельского) назначения).

Установлено, что постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

Температура в ясельных игровых и приемных комнатах должна быть не менее 22 градусов, в остальных группах — не ниже 21, в спальнях – не менее 19 (ранее – 22–24, 21–23 и 19–20 градусов соответственно).

Общая продолжительность дневного сна детей в возрасте от 1 до 1,5 лет составляет до 3,5 ч., от 1,5 до 3 лет – не менее 3 ч., от 3 до 7 лет – 2–2,5 ч.

Уточнен список продуктов, запрещенных для питания детей. Теперь в него входит все мороженое, а не только с содержанием растительных жиров. В то же время из перечня исключены сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы, а также бульоны, приготовленные на основе костей, и замороженное мясо птицы.

I. Общие положения

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

В приложении к приказу положение о психолого-медико-педагогической комиссии:

I. Общие положения.

II. Основные направления деятельности и права комиссии.

II. Основные направления деятельности и права комиссии.

Психолого-медико-педагогическая комиссия создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания.

Состав комиссии и порядок ее формирования не изменились.

Расширены полномочия комиссии. Она вправе проводить мониторинг, как учитываются ее рекомендации по обучению и воспитанию детей в образовательных организациях и в семье (с согласия родителей). Также на комиссию возложен учет данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на подведомственной территории.

Прописана процедура обследования детей в комиссии. Это возможно по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей. Медицинское обследование детей 15 лет и старше допускается только с их согласия. Все обследования и консультации бесплатны.

Родители могут присутствовать при обследовании, обсуждать его результаты. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. При несогласии с ним они вправе его обжаловать.

Для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребенка.

Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставлять ее кому бы то ни было без письменного согласия родителей запрещено (исключение – предусмотренные законом случаи).

I. Общие положения.

II. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

III. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях.

IV. Подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми.

Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней таких услуг определяется высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований. Учитываются установленные Правительством РФ требования.

Применительно к дошкольному образованию Закон содержит нормы, позволяющие выделить услуги, которые могут быть включены в перечень. Речь идет об обеспечении прав на получение доступного и бесплатного образования, о создании условий для присмотра и ухода за детьми, для их содержания и т. п.

С 1 января 2014 г. начнет действовать новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Включаются расходы на оплату труда, на приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек. Иные затраты, в том числе на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, покрываются из бюджетов муниципальных образований.

Таким образом, необходимо разработать комплекс нормативных правовых актов, определяющих объемы финансового обеспечения не только реализации основной общеобразовательной программы, но и создания условий для присмотра и ухода, а также установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий лиц.

Перечислены виды актов. На уровне региона — методика расчета нормативов затрат на обеспечение реализации прав на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях; методика расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам; порядок установления среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми; процедура обращения за получением компенсации части платы. Определены виды актов, разрабатываемых на уровне учредителя. В их числе — порядок установления категорий родителей, которые освобождаются от оплаты услуг по присмотру и уходу или для которых соответствующая сумма снижается.

Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации прав на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях.