Нормы международного гуманитарного права предусматривает защиту

Нормы международного гуманитарного права предусматривает защиту

Назначение любой правовой нормы заключается в воздействии на поведение людей. Как мы уже выяснили, международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий. Чтобы соблюдать эти нормы, их прежде всего надо знать. Поэтому государства-участники Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним обязались как можно более широко ознакомить с текстами этих соглашений как военнослужащих, так все население в целом.

Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями. Укажем только некоторые из них: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права (например, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), принуждение их служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов. В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.

В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г. государства-участники этих договоров взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить военные преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

. Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование, является необходимостью, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Становится историей ХХ век. Человечество готовится жить в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

Чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гуманитарному праву в случае вооруженного конфликта, государствам-участникам Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним необходимо еще в мирное время предпринять ряд мер, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Конвенций и Протоколов как военнослужащих, так и все население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказания за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем красного креста и красного полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

С самого начала вооруженного конфликта обязанностью сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается с согласия другой стороны в конфликте защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций держав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц. Правом посещать места, где находятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК. Это делается для того, чтобы представители держав-покровительниц или МККК могли проконтролировать, как на практике стороны в конфликте соблюдают положения Женевских конвенций, предотвратить негуманное обращение с покровительствуемыми лицами и, если необходимо, содействовать улучшению условий их содержания.

Сторона в конфликте не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, так как они не обуславливаются взаимностью и должны выполняться каждой стороной в конфликте при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность как на на международном, так и на национальном уровнях.

Международная ответственность государств и отдельных лиц

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. Со времени Нюрнбергского процесса лица, совершившие правонарушения, могут быть судимы непосредственно на основе международного права. В 90-х годах были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, местонахождением которого является Гаага, был учрежден в феврале 1993 года согласно резолюции 808 Совета Безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена рассмотрением деяний, совершенных на территории бывшей Югославии и охватывает 4 категории преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Трибунал вынес обвинительные заключения и официально предъявил обвинение значительному числу лиц. Международный уголовный трибунал по Руанде, местонахождением которого является Аруша (Танзания), был учрежден в ноябре 1994 года в соответствии с резолюцией 955 Совета безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена деяниями, совершенными в Руанде или гражданами Руанды в соседних государствах в течение 1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений: геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного протокола II.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) Постоянного международного уголовного суда. Статут Международного уголовного суда предусматривает четыре категории военных преступлений:

Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.

Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов.

Серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 года.

Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применяемые к вооруженным конфликтам немеждународного характера, большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II.

Ответственность на национальном уровне

Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и I и II Дополнительным протоколам от 1977 г. государства-участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения этих договоров. В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (ст. 85).

Серьезными нарушениями являются:

1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:

пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;

принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах Державы противника;

лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;

произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью.

2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;

совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;

совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;

превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом.

3) ниже перечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта:

перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируем ую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий, и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов.

4) ниже перечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица:

применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.

Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также статью 85, часть 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает главу 34 (раздел XII) «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Согласно данной статье уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, оружия массового поражения, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Нормы международного гуманитарного права предусматривает защиту

Глава VI.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 25. Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта

Можно ли государства и отдельных людей заставить соблюдать нормы гуманитарного права? Кто и как может привлечь к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права?

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

В практике отношений между государствами получили признание принципы международного гуманитарного права. Их много, и они подразделяются на основные, общие и правоприменительные. Поскольку у нас нет возможности познакомиться со всеми принципами, то остановимся только на основных.

Первый основной принцип гласит: «Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника». Кратко этот принцип можно назвать принципом соразмерности.

Что он означает? Начнем с того, что война – аномальное явление в жизни человеческого общества, и целью конфликтующих сторон является уничтожение или ослабление военного потенциала противника: материальных и людских ресурсов. С военной точки зрения убийство, ранение, пленение противника, а также уничтожение танков, самолетов, мостов, аэродромов и других объектов являются оправданными. Но нередко во время вооруженных конфликтов воюющие стороны допускают действия, наносящие противнику ущерб, не продиктованный военной необходимостью. Например, б и 9 августа 1945 г. американская авиация сбросила атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, что нельзя оправдать военной необходимостью, поскольку японская армия к тому времени уже находилась на пороге капитуляции. Также вряд ли кто из вас согласится с тем, что обращение с пленными в концентрационных лагерях фашистской Германии можно оправдать военной необходимостью.

Принцип соразмерности действует и в отношении мирного населения. Так, если захват территории противника является составляющей частью военных действий, то сожжение жилых домов, уничтожение колодцев, складов продовольствия и т.д. на оккупированной территории – это превышение принципа соразмерности.

Таким образом, первый принцип подвел нас ко второму принципу гуманитарного права: «Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение». Этот принцип определяет три обязанности по отношению к жертвам войны: уважение, защита и гуманное обращение.

Последний принцип среди основных принципов международного гуманитарного права – «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным». Исходя из этого принципа, были введены ограничения или запрет на использование таких видов оружия, как химическое, биологическое, пехотные мины и т.д.

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Все Женевские конвенции 1949 г. предваряются требованием о гуманном обращении с беззащитными. Кто же, согласно нормам гуманитарного права, относится к беззащитным? В предыдущем параграфе уже отмечалось, что таковыми являются: раненые или больные из личного состава вооруженных сил, военнопленные, гражданское население, к которому относятся беженцы, лица, проживающие на оккупированных территориях, а также раненые и больные и т.д. Именно к ним относится положение, сформулированное в Конвенции I 1949 г.: «Сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечит им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии» (ст. 12) . Об этом же говорится и во II, и в III, и в IV Конвенциях 1949 г. Женевские конвенции 1949 г. ликвидировали существовавшее в предыдущих конвенциях различие между больными и ранеными из числа военнослужащих и гражданских лиц. В Дополнительном протоколе I от 1977 г. сформулировано развернутое положение о нормах обращения с лицами, находящимися во власти противника: «1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. 2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние» (ст. 10) .

Нормы гуманности нашли развитие и в других положениях Женевских конвенций. Речь идет о недопустимости использования бесчеловечных методов по отношению к беззащитным, какими бы высшими целями это ни оправдывалось. Согласно Конвенциям, пытки рассматриваются как военное преступление. Опыт Второй мировой войны потребовал включения в международное гуманитарное право особых статей, касающихся недопущения таких извращенных преступлений, как псевдомедицинские эксперименты на людях, сдача крови или кожи в лечебных целях. В документах отмечается, что подобные действия не допускаются даже в тех случаях, когда человек, находящийся в руках противника, принял данное решение добровольно.

Гуманитарное право запрещает и действия над беззащитными людьми, квалифицируемые как «надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение», в том числе взятие заложников, коллективные наказания, а также угроза подобных действий.

Вы уже знаете, что все медицинские формирования находятся под защитой международного гуманитарного права. Однако Конвенции 1949 г. содержат и нормы, о которых мало кто знает. Например, защита медицинского формирования предполагает не только защиту находящихся на его попечении раненых и больных от насилия, но и защиту от грабежей. При этом нормы права в таких случаях разрешают защитникам применять оружие. А вот оборонять медицинское фор мирование от захвата вооруженными силами противника нельзя. Более того, медицинское формирование должно быть передано противнику в хорошем состоянии, чтобы они могли продолжить свою деятельность по оказанию помощи раненым и больным. Данная норма объясняется тем, что медицинские формирования являются нейтральными и, согласно нормам гуманитарного права, их обязанность – оказывать помощь нуждающимся, в том числе и армии противника.

К лицам, нуждающимся в защите, международное гуманитарное право относит беженцев, лиц без гражданства, семьи, разъединенные войной, женщин, детей, журналистов, на которых также распространяются нормы, названные ранее.

Думается, что многим из вас знакомо чувство тревоги, испытываемое, когда нет известий от близких. Например, кто-то из родных ушел в магазин и отсутствует значительно дольше положенного. Такую же, но значительно более сильную тревогу испытывают люди, оказавшиеся разделенными военными действиями. Поэтому статья 32 Дополнительного протокола I устанавливает право «семей знать о своих родственниках», а на воюющие стороны возлагается обязанность при первой же возможности начать розыск раненых и умерших. С этой целью с самого начала войны стороны должны организовать Справочные бюро для сбора информации о лицах, находящихся под защитой. И еще одна гуманная норма, возлагаемая на воюющие стороны: останки военнослужащих и гражданских лиц противной стороны должны пользоваться уважением, а места погребения – содержаться в порядке и обозначаться. При первой же возможности семьям погибших должен быть предоставлен доступ к могилам их родственников.

В Конвенции IV 1949 г. содержатся нормы, касающиеся защиты гражданского населения во время военных действий. К гражданским лицам Конвенция относит всех тех, кто не входит в состав вооруженных сил. Запрещается использование гражданских лиц в качестве прикрытия, а также применять коллективные наказания, меры запугивания, террор, ограбление, взятие в заложники, репрессии. Кроме того, Конвенция обязывает воюющие стороны организовывать для гражданских лиц безопасные зоны, которые запрещено, с одной стороны, подвергать нападению, а с другой – оборонять от приближающегося противника. Единственным назначением этих зон является обеспечение выживания укрывающегося в них населения.

Под особой защитой находятся дети. Гуманитарное право не только требует от воюющих сторон оказывать им медицинскую помощь, но и запрещает призывать в вооруженные силы детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста. Право предусматривает эвакуацию детей из опасных районов, но запрещает эвакуацию детей из своей страны с целью предотвращения незаконного усыновления.

Есть еще одна норма, о которой следует знать. Международное гуманитарное право признает право на участие гражданских лиц в движении сопротивления. Однако если гражданское лицо возьмет в руки оружие, то оно становится комбатантом, а против него разрешено применять силу.

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЕДЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, восходит к Гаагским конвенциям 1899 г. Именно поэтому часть международного гуманитарного права, содержащая нормы, ограничивающие ведение военных действий, получила название Гаагское право, а также «право войны» или «право ведения войны».

Как и Женевские конвенции, Гаагское право исходит из того, что «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны», поэтому оно запрещает отход от содержащихся в нем норм под любым предлогом, в том числе и под предлогом «военной необходимости».

В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. закреплена норма, ограничивающая воющие стороны в выборе средств нанесения вреда неприятелю. И если Женевские конвенции 1949 г. основательно пересмотрели существовавшие ранее нормы гуманитарного права, то в Гаагское право были внесены лишь незначительные изменения.

В 1956 г. МККК обратил внимание мировой общественности на опасности, которым подвергается гражданское население во время военных действий. Результатом действий МККК явилось принятие в 1968 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов». Позднее, на Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Вене, были утверждены три принципа, которые должны соблюдаться правительствами или иными группами, участвующими в вооруженном конфликте:

– право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

– запрещается нападать на гражданское население как таковое;

– следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами, с тем чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

В 1977 г. к трем названным принципам в Дополнительном протоколе I был добавлен еще один, направленный на полную гуманитарную защиту: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного гуманитарного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ст. 1) .

Учитывая разницу между положением гражданских лиц и комбатантов, Гаагское право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто носили оружие. Гаагское право запрещает:

– применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания;

– применять методы и средства ведения военных действий, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природе;

– уничтожать солдат, сложивших оружие;

– подвергать нападению членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет;

– нападать на гражданских лиц и пленных, находящихся под защитой.

Нарушение данных норм влечет ответственность по нормам уголовного права.

В 1977 г. была принята Конвенция, в которой запрещается разработка, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия. В этой же Конвенции содержатся нормы, регулирующие уничтожение уже накопленных запасов этого вида оружия, а также предусматриваются меры контроля за выполнением положений Конвенции.

НАРУШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Международное гуманитарное право не было бы правом, если бы не предусматривало норм воздействия на поведение людей. В этой связи следует иметь в виду, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним возлагают на государства обязательства, которые они должны соблюдать как в мирное, так и в военное время.

В частности, для того чтобы обеспечить соблюдение гуманитарного права, во-первых, необходимо ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Во-вторых, надо провести обучение в вооруженных силах, поскольку люди, не знающие соответствующих правовых норм, соблюдать их не могут. В-третьих, следует осуществить мероприятия, обеспечивающие уважение лиц и объектов, которые пользуются защитой (например, обозначить больницы, санитарные автомобили эмблемой Красного Кристалла).

В военное время воюющие стороны обязаны назначить державу-покровительницу, которой одна из воюющих сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта. Такой державой-покровительницей может быть только нейтральное государство. Держава-покровительница выполняет следующие функции: посещает лагеря для военнопленных и интернированных, посещает все места, где могут находиться лица, находящиеся под защитой.

В Женевских конвенциях и в Дополнительном протоколе I 1977 г. предусматриваются некоторые виды преступлений, которые наказываются по нормам уголовного права. К ним относятся: преднамеренное убийство, пытки, нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц, ведущие к смерти, серьезным увечьям, ущербу здоровью. Таким образом, международное гуманитарное право предусматривает индивидуальную уголовную ответственность, но и не освобождает от ответственности даже в том случае, если человек действовал по приказу. В то же время в гуманитарном праве есть нормы, предусматривающие ответственность военачальников, например, за невыполнение обязанности предупреждения соответствующих правонарушений подчиненными.

Нормы международного права предусматривают и ответственность государств. В частности, государство несет ответственность перед потерпевшим государством за последствия всех без исключения противоправных действий и отдельных военнослужащих, и вооруженных сил. В качестве меры ответственности государство-нарушитель должно восстановить законность и возместить убытки потерпевшему государству. В требованиях, предъявляемых потерпевшим государством к государству-нарушителю, может оказать помощь держава-покровительница, а также Международная комиссия по установлению фактов нарушения.

Вопросы для самопроверки

1) Какие основные принципы положены в основу международного гуманитарного права? 2) Какие новые положения введены в нормы международного гуманитарного права после Второй мировой войны? 3) Кто находится под защитой норм международного гуманитарного права? 4) Какие нормы содержатся в Гаагском праве? 5) Что вам известно о новых положениях в отношении бактериологического (биологического) и токсического оружия, которые содержатся в Конвенции 1977 г.? 6) Какие обязанности возлагает гуманитарное право на государства в мирное время? 7) Что входит в функции державы-покровительницы? 8) Каковы функции Международной комиссии по установлению фактов?

1. Раскройте содержание основных принципов международного гуманитарного права.

2. Назовите нормы международного гуманитарного права, которые, с вашей точки зрения, трудновыполнимы. Аргументируйте свой ответ.

3. Используя материалы средств массовой информации и (по возможности) Интернета, подготовьте сообщение, в котором найдут отражение следующие позиции:

а) нарушение норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;

б) реакция международной общественности на нарушение норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;

в) меры ответственности, примененные в отношении нарушителей норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;

г) международное гуманитарное право: проблемы и достижения.

4. Предположим, что вы вошли в комиссию по разработке программы обучения школьников нормам гуманитарного права. Какие обязательные пункты вы предложили бы включить в эту программу? Обоснуйте каждый из предложенных вами пунктов.

«Не бойтесь быть милостивыми и не верьте тем, кто осуждает вас за это, говоря, что вы не имеете права милости».

Ф.Н. Плевако (1842–1908/09), русский юрист, адвокат

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий. Кодекс поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий. Кодекс поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий

Вопросы:
1. Понятие, основные принципы международного гуманитарного права.
2. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации — участника боевых действий.

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.
«Право войны» и действующая в настоящее время система норм современного международного права, регулирующая правоотношения в период войны, составляет специфическую, отдельную отрасль международного права — право вооруженных конфликтов.
Право вооруженных конфликтов — это система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, и регулирующих:
— правовые последствия начала и окончания войны;
— правовой статус участников международного конфликта;
— военные действия и правовой статус театра войны;
— отношения между воюющими сторонами;
— отношения воющих стран с нейтральными странами;
— методы и средства ведения войны, запрещающие или ограничивающие их применение;
— права мирных граждан в ходе вооруженной борьбы;
устанавливающих:
— правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны;
— международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за нарушения правил ведения боевых действий.

Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет собой совокупность обязательных для государств юридических норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
МГП преследует две основные цели:
— защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;
— ограничение средств ведения войны, в частности вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики.
Объектом права вооруженных конфликтов являются общественные и международные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженного конфликта. Предмет составляют отношения по поводу защиты жертв войны и правил ведения вооруженной борьбы.

В области права вооруженных конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками международного гуманитарного права.
В их числе можно выделить Декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29.11.1868 г.), Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (Гаага, 29.07.1899 г.), Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г., Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14.05.1954 г.), Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического, биологического и токсинного оружия и об их уничтожении от 10.04.1972 г., Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 октября 1980 года и протоколы к ней, Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.1993 г. и т.д.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, превентивную, правовую и защитную функции.
Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.
К основным относятся: принцип гуманизма, принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.
Принцип гуманизма — это старейший принцип рассматриваемой системы правовых норм. Он закреплен в основных источниках права вооруженных конфликтов и оказывает действие на все сферы вооруженной борьбы. Его содержанием является запрещение воюющим применять насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Он охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся ее средств и методов, а также защиты всех категорий жертв войны.

Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.
Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

Принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны был окончательно закреплен в ст. 22 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года в виде правовой формулы, указывающей, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».
Другим специальным принципом является принцип защиты жертв войны и гражданских объектов. Это один из важнейших принципов международного гуманитарного права, который подразделяется на две группы: принцип защиты законных прав комбатантов, устанавливающий неприкосновенность комбатантов, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях (раненых, больных, военнопленных, парламентеров); принцип защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2675 1970 года требует, чтобы при ведении боевых операций в период вооруженных конфликтов всегда проводилось различие между лицами, активно участвующими в военных действиях, и гражданским населением.

Основные положения принципа защиты гражданских объектов закреплены в статьях 52, 53, 54 дополнительного Протокола I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года. Они сводятся к следующему: гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий, в случае сомнения относительно характера объекта считать, что он используется в гражданских целях; запрещается совершать любые враждебные акты в отношении объектов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. В ст. 54 особенно выделено, что запрещается подвергать нападению или уничтожению, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания, — запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и ее запасы и некоторые другие. В протоколе закреплено требование о защите природной среды. Такая защита включает запрещение методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или ожидать, что будет причинен ущерб природной среде и тем самым нанесен ущерб здоровью или выживанию населения.

Принцип ответственности участников вооруженных конфликтов за военные преступления включает как международно-правовую ответственность государств, так и привлечение к уголовной ответственности и наказание наиболее опасных военных преступников.
Так, например, после окончания Второй мировой войны в соответствии с приговорами Нюрнбергского международного военного трибунала и Международного военного трибунала для Дальнего Востока государственные деятели и должностные лица соответственно гитлеровской Германии и Японии, виновные в развязывании войны и совершившие военные преступления, были осуждены.

Право вооруженных конфликтов регулирует статус участников международного конфликта. В основу их правового статуса заложен правовой статус человека и гражданина в соответствии с международным гуманитарным правом. В то же время правовой статус участников международного конфликта отличается значительной спецификой. Он зависит оттого, какую роль играют физические лица в вооруженном конфликте, степени, интенсивности и характера их участия.
Все участники международных конфликтов делятся на комбатантов, некомбатантов, наемников, шпионов и лиц, находящихся под защитой права.
Комбатанты (от французского «combatant» — «воин», «боец») — это сражающиеся люди. На комбатантов распространяется действие законов и обычаев войны, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
— имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
— имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
— открыто носят оружие;
— соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, считаются армией.
Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, признается воюющим, если открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Некомбатанты — это несражаюшиеся лица (например, медицинский персонал, священники). К некомбатантам относится гражданское население.
Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, военный разведчик, доброволец, наемник и др.
К незаконным участникам военных конфликтов относятся наемники.

Наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей, для того чтобы сражаться в вооруженном конфликте, либо фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях, либо принимающее участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, и которому обещано вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга.
Наемник не является гражданином государства, участвующего в конфликте, не выполняет в нем официальных обязанностей от имени другого государства, не входит в личный состав вооруженных сил государства.
Наемники не находятся под защитой норм международного права вооруженных конфликтов.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действуя тайным образом или подложными предлогами, собирает или готовится собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.
Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно является не шпионом, а разведчиком.
Военный разведчик — это лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей принадлежности к вооруженным силам воюющей страны (в форме с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.
Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воющих сторон. Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию государства, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной агрессии и оккупации.
Правовой статус жертв войны определен соответствующими конвенциями 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море». Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:
— посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;
— брать в заложники;
— посягать на человеческое достоинство;
— без судебного решения осуждать и применять наказание.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение.
Попавшие во власть неприятеля раненые и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена.
Правовой статус военнопленных определен Конвенцией 1949 года «Об обращении с военнопленными». К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т.е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.
К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного или угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера.
Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.
Правовой статус гражданского населения регулируется Конвенцией 1949 года «О защите гражданского населения во время войны». При этом защита гражданского населения осуществляется как в вооруженных конфликтах международного, так и немеждународного характера.
Гражданскому населению необходимо представлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения каких- либо сведений.
Международное гуманитарное право также направлено на защиту культурных ценностей. Оно включает в себя охрану и уважение этих ценностей. В целях защиты культурных ценностей воюющие должны:
— запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а также непосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это могло привести к разрушению или повреждению культурных ценностей;
— запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;
— запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения военных действий, условно разделяя их на дозволенные и запрещенные.
В нормативно-правовой базе, касающейся применения методов вооруженной борьбы, указаны конкретные ситуации, которые не должны допускать воюющие стороны в ходе ведения боевых действий, а также указаны конкретные средства, которые запрещено использовать в военном противостоянии.
Так, например, под запрет попало применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, ядерного, химического, биологического, лазерного оружия.
Таким образом, учет норм права вооруженных конфликтов командирами (начальниками) при ведении боевых действий будет способствовать достижению ее главной цели — смягчению участи тех лиц, которые не участвуют или прекратили участие в вооруженной борьба, а также защите тех объектов и имущества, которые не используются в военных целях.

Сегодня правовая база Министерства обороны Российской Федерации включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

Кроме того, положения МГП включены в Устав внутренней службы ВС РФ, в ряд документов, регламентирующих подготовку и ведение боевых действий как Сухопутных войск, так и частей и подразделений видов и родов войск.
Министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 года утверждено Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В преамбуле документа подчеркивается, что Наставление разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий.
Нормы международного гуманитарного права изложены в Наставлении в краткой форме. При необходимости ознакомления с содержанием норм в полном объеме следует пользоваться текстом вышеуказанных договоров.
В документе перечисляются запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права, называется ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права, приводится порядок обращения с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника, даются общие правила действий войск на оккупированной территории, раскрываются особенности применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооруженных конфликтах и т.д.

Приложение 4 к Наставлению содержит Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации — участника боевых действий.
Его пункты лаконичны и предельно просты.
В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила:
1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов.
2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.
3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.
4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.
5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.
6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены.
7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру. Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность.

Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения (приложение 5 к Наставлению).
Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том, что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и главным образом причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники, наносится вред окружающей природной среде.
Так, статья 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» гласит:
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Статья 360 УК РФ «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» определяет, что нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22-й сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

Методические рекомендации.
Во вводной части занятия необходимо обосновать актуальность темы занятия в связи с нестабильностью международной обстановки, развязыванием в отдельных регионах мира вооруженных конфликтов. Кроме того, надо подчеркнуть, что нормативно-правовая база в области права вооруженных конфликтов постоянно совершенствуется с учетом опыта, накопленного в ходе вооруженных конфликтов.
При раскрытии учебных вопросов необходимо подчеркнуть, что в служебной деятельности командиры (начальники) должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Исходя из них, в мирное время они обязаны, в частности, организовывать и принимать личное участие в распространении среди подчиненного личного состава знаний о международном гуманитарном праве, обеспечивать его изучение в процессе обучения и воспитания военнослужащих, обращая внимание на то, что за некоторые нарушения норм международного гуманитарного права законодательством Российской Федерации предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Лебедев А. Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженных конфликтов. Запрещенные способы и средства ведения боевых действий // Ориентир. — 2011. — № 6.
3. Глебов И. Международное право. — М., 2006.
4. Право на поле брани. Учебный видеофильм по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / МККК. — 2000.

Ориентир 03 2015

Другие новости и статьи

Запись создана: Понедельник, 21 Сентябрь 2015 в 18:02 и находится в рубриках Новости.