Очно-заочное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

06.09.2015 | Об очно-заочной форме собраний

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ в ЖК РФ введена новая форма Общего собрания – очно-заочная. У ряда специалистов жилищной сферы создалось мнение, что, собственно, ничего нового не появилось, ведь и до этого собрания редко удавалось провести именно в очной форме, при этом проведение сразу заочных голосований недопустимо. Поэтому подавляющая часть общих собраний проходила по схеме: сначала очная форма, на которой очень редко удается собрать кворум, затем заочная форма по той же повестке. То есть фактически общие собрания собственников помещений МКД и проводились, можно сказать, в очно-заочной форме. Попробуем разобраться, в чем же отличия новой формы общих собраний от ранее существовавшей схемы проведения очного собрания, а затем заочного голосования.

Самым главным отличием очно-заочной формы от схемы проведения общего собрания сначала в очной, а затем в заочной форме является целостность мероприятия, то есть это не два собрания, а одно, состоящее из двух частей. Можно было бы сказать, что оно состоит из двух этапов, но тут есть одна существенная деталь – законодатель не запрещает проводить собрание в очно-заочной форме одновременно в двух форматах! То есть очно-заочное собрание может проводиться не поэтапно, а одновременно и в форме совместного очного присутствия собственников, и в форме заочного голосования, и процессы могут идти параллельно, при этом голоса собственников будут учитываться совместно.

Часть 3 статьи 47 ЖК РФ дословно устанавливает: «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Требования к кворуму и порядку уведомления собственников помещений МКД о предстоящем собрании регламентируются статьей 45 ЖК РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (ч.3 ст.45 ЖК РФ). Инициатор собрания обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч.4 ст.45 ЖК РФ).

Необходимо напомнить, что проведение годового общего собрания – это обязанность исключительно собственников (ч.1 ст.45 ЖК РФ), при этом помимо годового собрания можно проводить неограниченное число других собраний, которые будут внеочередными. Инициатором общего собрания может выступать как любой из собственников, так и управляющая организация (ч.7 ст.45 ЖК РФ).

Требования к содержанию сообщения о проведении общего собрания установлены частью 5 ст.45 ЖК РФ.

С учетом того, что очно-заочная форма предполагает как очное, так и заочное голосование, в сообщении о проведении собрания необходимо указывать две даты – дату очного голосования и дату, до которой принимаются решения собственников, голосующих в заочной форме (в отличие от схемы проведения двух собраний собраний — сначала в очной, а затем в заочной форме. Два собрания подразумевают наличие двух сообщений об их проведении, причем сообщение о проведении заочного голосования должно направляться после проведения очного, если на очном собрании отсутствовал кворум). Разумеется, до обеих этих дат должно быть не менее 10 дней с момента получения собственниками сообщений (или размещения этих сообщений в установленных местах). Повестка дня устанавливается единая для обеих форм голосования.

Последовательность очной и заочной части очно-заочного собрания не регламентирована – то есть обе формы могут проводиться как последовательно (например, сначала очное, потом заочное), так и параллельно (одинаковая дата очной формы собрания и окончания приема решений в заочной форме), и даже очная форма может быть «внутри» заочной (когда дата начала приема заочных решений устанавливается раньше даты очного собрания, а дата окончания приема заочных решений позже даты очного собрания). Тем не менее, представляется разумным устанавливать срок окончания приема решений собственников, голосующих заочно, после проведения голосования в очной форме. В этом случае собрание будет более «управляемым», то есть инициатор будет четко понимать, сколько собственников проголосовали очно, сколько голосов не хватает до кворума (либо кворум уже собран), и оперативно отслеживать результаты голосования с каждым поступающим от собственников решением. При этом факт наличия или отсутствия кворума именно на очной части собрания неважен, поскольку «очные» и «заочные» голоса складываются, и только по окончании обеих форм собрания производится подсчет участников для определения наличия кворума.

Особенно актуальна очно-заочная форма при рассмотрении вопросов, по которым необходимо принимать решения 2/3 голосов собственников (части 1-3.1, 3.2-3.5 ст. 44 ЖК РФ). В случае проведения собрания по таким вопросам сначала в очной, а затем в заочной формах возможна ситуация, при которой в очном собрании приняли участие собственнкик, обладающие более 50%, но менее 2/3 голосов. В этом случае очное собрание состоялось, кворум имеется, следовательно, заочное голосование проводить нельзя. При этом решения, за которые должны быть отданы не менее 2/3 голосов собственников, приняты быть не могут! Очно-заочная форма ОСС от такого существенного недостатка избавлена.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (таким органом является Минстрой России). Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 ст.46 ЖК РФ).

Необходимо отметить, что при очно-заочной форме «очные» и «заочные» голоса суммируются, и протокол оформляется один! А вот при проведении двух собраний в очной и заочной формах голоса участников различных собраний суммировать нельзя, и протокола оформляется два – для каждого из собраний отдельно.

Исполнители коммунальных услуг в соответствии с частью 1.1 ст.46 ЖК РФ в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Вы можете приобрести доступ к просмотру видеозаписи семинара «Особенности проведения общих собраний», в ходе которого эксперт О.Е.Яндыева дает подробные разъяснения порядка проведения общих собраний как собственников помещений МКД, так и членов ТСЖ, ЖСК. Всем приобретателям доступа дополнительно предоставляется пакет материалов, включающих в себя нормативные правовые акты, шаблоны документов (в т.ч. новая форма Протокола ОСС согласно Приказу Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр), презентацию к семинару.

Подробная программа, условия приобретения доступа к просмотру и оформление заявки доступны по ссылке

Проведение очно-заочного голосования общего собрания

Новый сервис Строительные калькуляторы online

Вопрос :

Расскажите о процедуре, этапах, порядке и длительности проведения очно-заочного голосования общего собрания собственников помещений в МКД, в соответствии с нововведениями ЖК РФ.

Ответ :

Одно из самых значимых изменений в Жилищном кодексе РФ (далее ЖК РФ) это введение новой формы (очно-заочной) проведения общего собрания собственников жилья. Согласно нововведениям, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе установить очно-заочную форму проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Данная форма предусматривает возможность очного и заочного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Оно проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).

Общее собрание собственников может быть проведено (ст. 44.1 ЖК РФ) :

— в очной форме (при совместном присутствии собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

— в форме заочного голосования (опросным путем или с использованием информационной системы ЖКХ). Заочное голосование проводится также в случае, если собрание в очной форме не имело кворума (ч. 1 ст. 47, ст. 47.1 ЖК РФ);

в форме очно-заочного голосования (возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Инициирование проведения общего собрания собственников.

Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

Помимо годового общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме могут проводить внеочередные общие собрания.

Внеочередное общее собрание может быть созвано:

— по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);

— по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);

— по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);

— управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 2. Подготовка к проведению общего собрания собственников.

На этой стадии следует сформулировать повестку общего собрания собственников и определиться с формой голосования. При очной или очно-заочной форме голосования необходимо выбрать время и место проведения собрания для обсуждения вопросов повестки дня, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии. Кроме того, необходимо подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, реестр собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола.

Шаг 3. Оповещение собственников о проведении общего собрания.

Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме следует не позднее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования был ранее установлен общим собранием, можно поместить соответствующую информацию в общедоступных местах, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Сообщение о проведении общего собрания должно содержать информацию об инициаторе проведения общего собрания, форме, дате, месте и времени проведения собрания, повестке дня, порядке ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании. В случае проведения общего собрания в форме заочного голосования в сообщении указывается дата окончания приема решений собственников, место или адрес, куда должны передаваться такие решения (ч. 5 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 4. Проведите общее собрание собственников.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Если собрание проводится в очной форме, следует зарегистрировать всех присутствующих на собрании собственников помещений. При наличии кворума можно приступать к рассмотрению вопросов, включенных в повестку дня, предварительно выбрав председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии. Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).

Если собрание проводится в форме очно-заочного голосования, то участники собрания должны иметь возможность обсудить вопросы повестки дня и сдать бланки голосования в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ). Уведомление о сроках проведении заочного голосования с окончанием приема бланков принимается на общем собрании.

Решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Исключение составляют отдельные решения, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. п. 1 — 3.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Независимо от формы голосования (очной, очно-заочной или заочной) в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны (ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ):

1) сведения о лице, участвующем в голосовании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Шаг 5. Оформите результаты голосования.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). В протоколе общего собрания следует указать дату, место проведения общего собрания (при проведении собрания в форме очного голосования) или место подведения итогов заочного голосования, повестку дня, наличие кворума, количество голосов по каждому вопросу. Протокол подписывают председатель, секретарь собрания и члены счетной комиссии.

Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, обязательно должно представить копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Шаг 6. Сообщите об итогах голосования и принятых решениях всем собственникам.

Итоги голосования и принятые на общем собрании решения доводятся до сведения собственников помещений в доме инициатором проведения собрания не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

Новый сервис Строительные калькуляторы online

18.03.2018 | Нюансы проведения общих собраний. Часть 4

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы три статьи, посвященные отдельным вопросам проведения общих собраний собственников помещений под общим названием «Нюансы проведения общих собраний», с разделением, соответственно, на часть 1, часть 2 и часть 3. Продолжать этот цикл статей не планировалось, однако большое количество обращений, поступающих в АКАТО, свидетельствует о необходимости такого продолжения.

В настоящей публикации разъяснены некоторые аспекты, которые, казалось бы, не должны вызывать затруднений, однако практика показывает обратное.

Некоторые особенности очной, заочной и очно-заочной форм

Действующее жилищное законодательство РФ предусматривает три формы проведения общих собраний собственников помещений (далее — ОСС) многоквартирных домов (статья 44.1 ЖК РФ):
— очная;
— заочная;
— очно-заочная.

Не будем подробно анализировать особенности каждой из форм проведения ОСС, обозначим лишь некоторые характерные для каждой из форм черты.

1. Очное собрание:

1.1. Очное собрание проводится в форме «совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование» (п.1 ст.44.1 ЖК РФ). То есть, общее собрание в очной форме проходит в конкретный день в конкретное время в конкретном месте.

1.2. Несмотря на отсутствие прямого указания о необходимости оформления участниками голосований письменных решений (бюллетеней) при очном голосовании, представляется необходимым оформление волеизъявления в той или иной именно письменной форме. Во-первых, ч.4 ст.48 ЖК РФ предусматривает возможность голосования «посредством оформленных в письменной форме решений собственников». Во-вторых, с учетом разного количества голосов участников собрания крайне затруднительно корректно посчитать количество голосов за то или иное решение, если волеизъявление участников не оформляется письменно, а выражается, например, поднятием руки (очевидно, что количество рук непропорционально количеству голосов). В-третьих, с учетом требований ч.5.1 ст.48 ЖК РФ (в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения об участнике голосования, сведения о правоподтверждающих документах, решения по вопросам повестки дня), оформление решений собственников в письменной форме необходимо.

2. Заочное голосование:

2.1. Заочное голосование может проводиться исключительно в случае, если очное собрание с точно такой же повесткой было проведено ранее, но не имело кворума (ч.1 ст.47 ЖК РФ). То есть, заочное голосование не может проводиться, если предварительно не было попытки проведения очного собрания с такой же повесткой. В случае, если очное собрание состоялось и имело кворум, проведение заочного голосования с той же повесткой неправомерно. В случае, если очное собрание было проведено, но не имело кворума, заочное голосование может быть проведено только по идентичной повестке дня, никаких изменений повестки не допускается.

2.2. Заочное голосование проводится только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч.1 ст.47, ч.5 ст.48 ЖК РФ).

3.1. Очно-заочное голосование проводится только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч.4.1 ст.48 ЖК РФ). Решения в письменной форме обязаны оформлять участники как очной, так и заочной частей собрания.

3.2. Очно-заочная форма — это отдельная форма проведения собрания, состоящая из двух частей (очной и заочной), а вовсе не два отдельных собрания (очное и заочное). Из данного обстоятельства следует, что при проведении очно-заочного собрания:
— оформляется один протокол;
— наличие кворума определяется по количеству участников в обеих частях одного собрания — то есть, количество голосов участников и очной, и заочной частей собрания суммируется, отдельные кворумы по очной и по заочной части собрания не определяются;
— участник собрания голосует только один раз — либо на очной, либо на заочной части собрания, оформляет только одно письменное решение (бюллетень).

3.3. Законодательство не регламентирует очередность проведения частей очно-заочного собрания (очной и заочной), то есть может быть проведена сначала очная часть собрания, потом заочная, либо сначала заочная, затем очная, либо очная часть собрания может проводиться «внутри» периода проведения заочной части (периода сбора решений).

Что такое «большинство»?

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает: «Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».

Приведенная норма устанавливает, что для принятия решения по отдельным вопросам (предусмотренным пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ) необходимо положительное решение собственников, обладающих квалифицированным большинством голосов. При этом для принятия решения по всем прочим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений, требуется, чтобы за положительное решение было отдано большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников.

Разберемся, что же в указанном случае означает термин «большинство».

Если обратиться к толковым словарям русского языка, то «большинство» в них определяется как «бо́льшая часть кого-чего-нибудь» (толковый словарь Ожегова), «бо́льшее число, бо́льшая часть» (толковый словарь Ушакова), «бо́льшая часть какого-либо целого, какой-либо группы предметов» (толковый словарь Ефремовой). Из самого определения слова «большинство» следует, что оно означает некую часть чего-либо, которая является больше другой части. То есть, большинством от некого целого является более половины (более 50%) этого целого.

Юридические словари (например, Энциклопедический словарь конституционного права) определяют: «Большинство — понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б. В избирательном праве: абсолютное Б. — это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. — получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании…, относительное Б. — получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам («относительно» конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.)…, квалифицированное Б. — избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании…».

Как видно из приведенных вариантов «большинства» и формулировок, использованных в жилищном законодательстве РФ, в некоторых случаях для принятия решений требуется квалифицированное большинство (например, для принятия решений по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ), а для принятия решений по другим вопросам требуется некое иное «большинство» (абсолютное, относительное или простое). Из примененной в ч.1 ст.46 ЖК РФ формулировки «Решения общего собрания … принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников…» следует, что речь идет не об абсолютном большинстве.

Таким образом, задача установления того «большинства», о котором ведется речь в ЖК РФ, сводится к выбору из простого и относительного большинства. Собственно, именно с этим, как оказалось, и возникают затруднения не только у потребителей жилищно-коммунальных услуг, но и у некоторых специалистов не только управляющих организаций и ТСЖ/ЖСК, но и прокуратуры и органов госжилнадзора (что особенно печально).

Применение относительного большинства возможно только в том случае, если имеются несколько вариантов решений одного вопроса, и количество голосов, отданные за каждый из вариантов, сравниваются между собой. В этом случае принятым считается тот вариант решения, за которое отдано наибольшее количество голосов относительно других вариантов.

Пример 1:

Пусть в повестке дня указан вопрос «Избрать председателем Совета многоквартирного дома:» и указаны три варианта «Иванов», «Петров», «Сидоров». За Иванова проголосовало 25%, за Петрова — 39%, за Сидорова — 32%, еще 4% бюллетеней признаны недействительными из-за неправильного оформления. В приведенном примере, в случае, если бы относительное большинство было допустимо, председателем Совета дома был бы выбран Петров.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что действующие нормы жилищного законодательства РФ, регламентирующие порядок проведения ОСС, устанавливают, что по каждому вопросу повестки дня может быть принято только один вариант решения, по которому участники собрания могут голосовать только «за», «против», «воздержался» (подпункт «в» пункта 18 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр).

То есть, ситуация, описанная в Примере, по действующему законодательству недопустима. Вопрос повестки дня для Примера в соответствии с законом мог бы быть сформулирован таким образом «Избрать председателем Совета многоквартирного дома Петрова», а участники голосования могли бы голосовать только «за», «против» или «воздержался», и ни Сидоров, ни Иванов при такой формулировке вопроса никаким образом не могли бы стать председателем Совета дома.

С учетом того, что жилищное законодательство РФ устанавливает необходимость формулировки вопроса повестки дня ОСС таким образом, чтобы участники голосования могли бы проголосовать только «за», «против» или «воздержался», об относительном большинстве при проведении ОСС не может быть и речи. То есть, решения по вопросам повестки дня (за исключением вопросов, предусмотренных пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ) принимаются простым большинством — более 50% от участников собрания.

Пример 2:

Общее собрание собственников помещений рассмотрело вопрос об увеличении размера платы за содержание с 25 руб. с кв.метра до 27 руб. с кв.метра. Собственники проголосовали следующим образом: «за» — 45%, «против» — 33%, «воздержался» — 22%, управляющая компания заявляет, что решение принято, поскольку за его принятие отдано голосов больше, чем против его принятия, и больше, чем количество голосов воздержавшихся участников голосования.

На самом деле в приведенном Примере решение не принято, поскольку для его принятия необходимо, чтобы количество голосов «за» было более 50%.

Если считать допустимым применение относительного большинства, тогда возможны несколько вариантов решения по одному вопросу. Если «за» отдано больше голосов, чем «против» и «воздержался» (не в сумме, а по отдельности), но меньше 50%, то с позиции допустимости применения относительного большинства решение будет считаться принятым. Если «против» отдано больше голосов, чем «за» и «воздержался», тогда очевидно решение не принято. А если больше всего голосов отдано за вариант «воздержался», тогда считать, что решение «воздержано»? Или как?

Уже из указанной неопределенности следует, что относительное большинство неприменимо в рассматриваемом случае — решение может быть либо принято (если количество голосов «за» превышает суммарное количество голосов за все иные варианты, то есть превышает 50%), либо не принято (если 50% голосов или менее отданы варианту «за»).

Дополнительно стоит отметить, что помимо вариантов «за», «против» и «воздержался» возможны иные варианты голосования. Приведем пример.

Пример 3:

В качестве участников ОСС в очной форме зарегистрированы собственники, обладающие 51% голосов (согласно Реестру участников ОСС). По вопросу о выборе новой управляющей организации голоса распределились следующим образом: «за» — 21%, «против» — 19,75%, «воздержался» — 19,75%, бюллетени собственников, владеющих еще 19,75% голосов, признаны недействительными, собственники, обладающие 19,75% голосов, несмотря на участие в очном собрании (регистрация, личные подписи в реестре участников), в голосовании участия не приняли. В итоге голоса участников ОСС распределены так: «за» — 21%, «против» — 19,75%, «воздержался» — 19,75%, «недейств.» — 19,75%, «не голосовали» — 19,75%, всего — 100%. Если считать допустимым применение относительного большинства, тогда поскольку количество голосов, отданных варианту «за» (21%) больше, чем количество голосов за любой иной вариант, решение принято, выбрана новая управляющая организация.

На самом деле, исходя из норм жилищного законодательства, решение в приведенном Примере считается непринятым. Важно обратить внимание, что в этом Примере количество голосов, которым принято решение, составляет 21% от голосов участников, а в собрании участвует 51% голосов, то есть число голосов, которых оказалось достаточно для принятия положительного решения, составляет всего 0,21 х 0,51 х 100% = 10,71%. Неоднократно проводились обсуждения по поводу того, что действующее жилищное законодательство РФ позволяет принимать положительные решения только 26% голосов (при участии в собрании 51% голосов 26% голосов составят более половины от присутствующих), но никогда никому не приходила в голову мысль, что положительное решение при каких-либо обстоятельствах могут принять собственники, обладающие лишь 11% голосов (или даже 10,71%). Это еще одно подтверждение того, что применение относительного большинства при проведении ОСС недопустимо, не основано на законе.

Исходя из сказанного, термин «большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании» означает более половины (более 50%) голосов от количества голосов участвующих в собрании, то есть решение принято исключительно в случе, если варианту «за» отдано более 50% голосов участников собрания.

Заключение

В настоящей статье разъяснены некоторые характерные для различных форм собраний аспекты, которые вызывают затруднения у инициаторов и участников собраний, а также вопрос, что считается «большинством» при определении факта принятия тех или иных решений на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов.

При подготовки настоящей статьи в Минстрой России направлен запрос о разъяснении применяемого в жилищном законодательстве термина «большинство». Ответ Минстроя будет доведен до сведения получателей информационной рассылки АКАТО.

Инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования

Общее собрание собственников помещений в МКД, согласно ч.1 ст.44 Жилищного Кодекса РФ, признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы управляющая компания вместе с собственниками жилья смогла обсудить ряд злободневных вопросов и проблем повестки дня путём голосования и принятия решений.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

  • очного голосования — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
  • заочного голосования — посредством опросного листа, если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ).
  • очно-заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).

Очно-заочное голосование

Когда и для чего нужно проводить ОСС в форме очно-заочного голосования собственников? Ведь для этого есть отдельные формы очного и заочного голосования. Всё дело в том, что обе эти формы не всегда приносят результат, поскольку зачастую просто не набирается кворум для принятия важных решений на общем собрании собственников жилья.

Очно-заочное же голосование совмещает в себе обе формы проведения ОСС и позволяет очно обсудить вопросы повестки дня и принять по ним решения, а также передать решения собственников жилья путём заочного голосования в установленный срок по адресу, указанному в уведомлении о проведении мероприятия (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Это удобно тем, что если на очной части голосования не набрался кворум для принятия решений по поставленным на повестку дня вопроса, то его можно добрать посредством заочного голосования. Особенно актуальна очно-заочная форма голосования собственников жилья при рассмотрении вопросов повестки дня, по которым требуется принимать решения 2/3 голосов собственников помещений в МКД (части 1-3.1, 3.2-3.5 ст.44 ЖК РФ). Например, это могут быть вопросы финансового характера, связанные с кредитованием или с необходимостью пересмотра тарифов, проведением благоустройства придомовой территории.

Пошаговая инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования

Шаг 1. Анонс

Любое ОСС начинается с анонсирования мероприятия и созыва собственников жилья на него. Напоминаем также, что обязательно во втором квартале каждого года должно проводиться годовое общее собрание (ч.1 ст.45 ЖК РФ). Кроме него по инициативе управляющей компании, собственников жилья или инициативной группы в МКД могут собираться внеочередные ОСС (части 2, 6 и 7 ст.45, а также п.8 ст.148 ЖК РФ).

Шаг 2. Подготовка

Сформулируйте повестку ОСС, определитесь с формой голосования (очная, заочная или очно-заочная). При очно-заочном проведении голосования повестка дня должна быть единой для обеих форм.

Для проведения очной или очно-заочной формы голосования выберите время и место проведения ОСС для обсуждения вопросов. Подготовьте информационное сообщение о проведении общего собрания собственников жилья (Приказ Минстроя №411/пр от 31.07.2014 года). Также вам понадобятся бланки протокола ОСС, реестр собственников помещений в данном МКД, формы решений по вопросам повестки дня.

Шаг 3. Оповещение

Вы должны оповестить каждого собственника помещения в данном многоквартирном доме посредством письменного уведомления под роспись, направления в его адрес заказного письма или размещения на информационной доске в доступном для всех жильцов месте за 10 дней до даты проведения общего собрания (ч.4 ст.45 ЖК РФ).

В сообщении о проведении ОСС должна быть полная и достоверная информация об инициаторе проведения общего собрания, форме голосования, дате, месте и времени проведения мероприятия. Уведомление также должно содержать в обязательном порядке вопросы повестки дня, порядок ознакомления участников с информацией и материалами, которые будут представлены на мероприятии. При проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования в сообщении, кроме того, потребуется указать дату окончания приёма решений собственников жилья, место или адрес, куда следует направить эти решения (ч.5 ст.45 ЖК РФ).

При проведении ОСС в форме очно-заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ в уведомлении дополнительно необходимо указать сведения об администраторе ОСС (наименование — для юридических лиц и ФИО — для физических лиц). Помимо этого указывается место и фактический адрес, дата и время начала и окончания голосования, процедура и порядок приёма администратором ОСС письменных решений собственников жилья по вопросам повестки дня (ч.4 ст.47.1 ЖК РФ).

Очно-заочная форма голосования собственников жилья предполагает как очное, так и заочное голосование, поэтому в сообщении о проведении общего собрания нужно обязательно указать 2 даты : начала очного голосования и время, до которого принимаются решения собственников, голосующих заочно. Обе даты назначаются за 10 дней до того, как собственники жилья получат уведомления.

Последовательность очной и заочной части очно-заочного голосования не определена, поэтому обе формы могут проводиться как последовательно, так и параллельно, или даже одна форма может находиться «внутри» другой. Последний вариант возможен, если дата начала приёма заочных решений установлена раньше времени очного собрания, а дата окончания приёма заочных решений, соответственно, позднее даты очного собрания.

Шаг 4. Проведение

При проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования, участникам должна предоставляться возможность обсуждения вопросов повестки дня и сдачи бланков голосования в установленный срок в место или по адресу, указанному в уведомлении (ч.3 ст.47 ЖК РФ).

Голосование с использованием ГИС ЖКХ осуществляется собственниками помещений в МКД лично с указанием решения по каждому вопросу повестки дня в электронной форме. Также возможен вариант передачи решения администратору ОСС в письменной форме до даты и времени окончания голосования (ч.6 ст.47.1ЖК РФ).

Решения ОСС по вопросам повестки дня принимаются большинством голосов от общего числа собственников жилья, принимающих участие в собрании (ч.1 ст.46 ЖК РФ). Исключение составляют решения, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа собственников помещений в МКД (пп.1 — 3.1 ч.2 ст.44, ч.1 ст.46 ЖК РФ).

Шаг 5. Оформление результатов голосования

Решение ОСС оформляется протоколом (ч.1 ст.46 ЖК РФ). При очно-заочной форме проведения собрания очные и заочные голоса суммируются, поэтому протокол ОСС оформляется один. Решения и протокол ОСС являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия для собственников помещений в МКД в виде обязанностей по содержанию общего имущества в данном доме. Все решения и протокол ОСС должны быть обязательно размещены в ГИС ЖКХ инициатором собрания.

Протокол ОСС должен содержать дату, место и время проведения общего собрания и подведения итогов, повестку дня, наличие кворума, количество голосов “За”, “Против” и “Воздержался” по каждому вопросу. Пока утверждённой формы протокола нет, но есть проект Приказа Минстроя по оформлению протоколов ОСС.

Протокол ОСС подписывается председателем и секретарём общего собрания, а также членами счётной комиссии (п.22 разд.6, п.15 разд.7 Методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года).

Независимо от формы голосования в решении собственников жилья по вопросам повестки дня на голосовании должны быть указаны (ч.5.1 ст.48 ЖК РФ):

  • сведения об участнике голосования;
  • сведения о документе, подтверждающем право собственности на квартиру/комнату в МКД участника голосования;
  • решения по каждому вопросу повестки дня:»за», «против» и «воздержался».

Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

Решения общего собрания собственников помещений в МКД, принятые по итогам голосования с использованием ГИС ЖКХ, автоматически формируются в протокол ОСС и размещаются в системе в течение одного часа после окончания голосования (ч.11 ст.47.1 ЖК РФ).

Управляющая компания в течение 5 дней с момента получения решений и протокола ОСС должна в установленном законодательством порядке направить их в ГЖИ для хранения в течение 3 лет, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (ч.1.1 ст.46 ЖК РФ). То есть, проводите ли вы очно-заочное собрание собственников жилья по старинке либо с использованием системы, в любом случае оригиналы решений и протоколов ОСС будут направляться в ГЖИ. Только в первом случае это будут бумажные документы, а во втором электронные версии.

Шаг 6. Информирование о результатах голосования и принятых решениях

Итоги голосования и принятые на ОСС решения доводятся до сведения всех собственников жилья инициатором проведения собрания в течение 10 дней с момента их принятия. Информация размещается в доступном для всех жильцов помещении дома (ч.3 ст.46 ЖК РФ). Например, на информационной доске или на входной двери в подъезде.

Шаг 7. Размещение результатов голосования

Решения собственников помещений в МКД, принятые в ходе очно-заочного голосования на общем собрании, должны быть в обязательном порядке опубликованы не позднее 10 дней с момента проведения ОСС в четырёх источниках раскрытия информации, утверждённых законодательством:

  • на сайте Реформа ЖК
  • на сайте УК
  • на сайте ГИС ЖКХ
  • на информационных стендах в офисе УК

О том, как заполнять сведения о проведённом общем собрании собственников помещений в МКД по форме Минстроя 2.7, читайте здесь.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая