Основные права граждан в социальной сфере

Основные права граждан в социальной сфере

Значительный удельный вес в системе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают социальные права и свободы, которые позволяют гражданам реализовывать возможное поведение или деятельность в с социальной сфере. Это поведение или деятельность прежде всего связана с возможностью человека работать и отдыхать, защищать свои социально-экономические права, получать социальную защиту, иметь право на до уставном жизненный уровень, получать надлежащую медицинскую помощь и пользоваться страховой медициной и т.д.. Реализация социальных прав и свобод способствует формированию социального государства, стабилизирует общественное жи ття время социальные права и свободы, к сожалению, остаются наименее гарантированной группой конституционных прав и свобобод.

Итак, социальные права и свободы человека и гражданина — это мера возможного поведения или деятельности человека в социальной сфере предусматривающий удовлетворение законных интересов и потребностей в сфере трудовой деятель ьность, социальной защиты и охраны здоровья.

Источником законных материальных и социальных ценностей, как известно, является труд, поэтому. Конституция Украины в ст 43 определяет первичным социальным правом человека и гражданина право на труд, что включает возможные ость зарабатывать себе на жизнь трудом, который каждый свободно выбирает или на который соглашаетсяя.

Государство берет на себя обязанность создавать условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантировать равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализовывать программы пр рофесийно-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями, а также обеспечивать безопасные и здоровые условия труда и гарантировать право на своевременную и полную заработаешь стантную плату, не ниже определенной законом (прожиточный минимум.

Конституция Украины запрещает использовать принудительный труд; труд женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах и ??незаконное увольнение работников. Общественные отношения, связан ни с реализацией права на труд, подробно регулируются. Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.

Каждый работающий имеет право на забастовку (ст. 44), то есть право коллективно и публично защищать свои экономические и социальные права в формах, не запрещенных действующим законодательством. На стройках не могут ю хищатися или отстаиваться политические права, но на практике забастовки довольно часто трансформируются в такие политические формы непосредственной демократии, как митинги, походы и демонстрацииії.

Работники также имеют право на отдых (ст. 45), предусматривающая предоставление работникам дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установления сокращенного рабочего дня для ок кремами профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Ко времени отдыха также относятся праздничные (государственные светские праздники) и нерабочие дни (крупнейшие православные праздники -. Пасха,. Тр ийця,. Рождество. Христовое).

Важным социальным правом является право на социальную защиту (ст. 46), что предусматривает возможность получения пенсий, социальных выплат и пособий, являющиеся основными источниками существования и обеспечивают прожиточный и минимум на случай полной частичной или временной потери трудоспособности; потери кормильца; безработицы по независящим от человека обстоятельствам; старости и в других случаях, предусмотренных действующим законода вств. Отдельные категории государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и другие, а также члены их семей имеют право на социальную защиту, определяется отдельными зако нами Украина. Например,. Законом Украины»О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»от 20 декабря 1991 г и другими законамнами.

Конституция Украины в ст 47 закрепляет право на жилье, который предусматривает создание государством условий, при которых каждый гражданин Украины будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренде. НДУ. К сожалению, в современных условиях это право остается фактически негарантированнойим.

Важным социальным правом, которое является интегрирующим относительно других социальных прав и свобод, право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (в 48. Конституции Украины). Реализация этого права предусматривать предусматривает, что любой человек имеет реальную возможность обеспечивать себя и членов своих семьях достаточным питанием, одеждой и жильем. Другие социальные права должны способствовать реализации этого главного социального права. К сожалению, на сегодня законодательство не дает разъяснения, что можно считать»достаточным питанием, одеждой и жильем»Но и без этого понятно, что реализация этого права является очень далека перспективных тивою для большинства населения нашей государствржави.

Существенным социальным правом является право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (в 49. Конституции). Обеспечение здравоохранения осуществляется за счет государственного финансирования соотв от них социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программам.

Государство обязуется создать условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения зан, развития лечебных учреждений всех форм собственности.

Конституция также закрепляет за государством обязанность заботиться о развитии физической культуры и спорта, обеспечивать санитарно-эпидемиологическом благополучии и осуществлять другие мероприятия по обеспечению права а на здравоохранение ‘.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

– в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

– на отдых (ч. 5 ст. 37);

– на социальное обеспечение (ст. 39);

– на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

– на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

– на жилище (ст. 40);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:

а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2);

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);

в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);

г) право на защиту от безработицы (ч. 3) (Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, комплексно решает вопросы защиты от безработицы (в Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.)). В Российской Федерации отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; ТК РФ и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы;

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).

Право на индивидуальные споры выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в ТК РФ, в соответствии со ст. 381 которого под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в ТК РФ, согласно ст. 398 которого коллективный трудовой спорнеурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В ст. 409 ТК РФ регулируются условия и порядок реализации права на забастовку: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Отнесением таких случаев к сфере регулирования законом подтверждается конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в Конституции РФ и предусмотренных законом случаев, которые обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

В Конституции РФ особо подчеркивается забота государства о социальном обеспечении отдельных категорий граждан: каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); пенсионерам и лицам, получающим социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия устанавливает закон (ч. 2 ст. 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений социального государства является всеобщность пенсионного обеспечения, гарантируемого законом. Данный принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ). В ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

В Конституции РФ подчеркивается, что предоставление жилых помещений в установленных законам случаях осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, под которой для малоимущих и иных указанных в законе граждан понимается плата, которая посильна для данных категорий граждан; соответственно ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. В то же время здоровье имеет не только личный, а еще и социальный характер. Иначе говоря, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Особенностью данного права является также то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву гражданина корреспондируют обязанности государства и других субъектов правоотношений по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая средаэто окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Каждый, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

Основные права и права человека

Соблюдение прав человека включает в себя обязанность уважать права человека, относящиеся к другим лицам и группам людей. Права человека регулируют отношения между человеком и государством (государственной властью). Понятие прав человека используется в значении совокупности прав, а при рассмотрении тематики принято руководствоваться каталогизированным перечнем прав человека. Аналогично обществу и государству, права человека также находятся в процессе развития. Именно поэтому права человека необходимо рассматривать в соответствии с мировыми процессами развития.

Нередко наряду с термином «права человека» используется термин «основные права». По своему содержанию основные права и являются правами человека. Термин «основные права» более распространен в европейском правовом поле (например, в терминологии Совета Европы и Европейского Союза). Вторая глава Конституции Эстонской Республики определяет основные права, свободы и обязанности. Основные права и свободы, приведенные в Конституции, на территории Эстонии действуют в отношении всех граждан Эстонии, а также пребывающих в Эстонии граждан иностранных государств и лиц без гражданства. Права человека являются общеустановленными, а гражданские права в качестве прав человека устанавливаются внутригосударственными правовыми актами для граждан государства.

Тематика прав человека:

1. Права человека и политические права

  • Право на жизнь.
  • Право на защищенность от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающее достоинство обращения либо наказания.
  • Запрет на рабство и принудительный труд.
  • Юридические права, право на свободу и безопасность личности.
  • Право на защиту от произвольного взятия под стражу, задержания или изгнания.
  • Право на судебную защиту в случае нарушения своих основных прав (прав человека).
  • Право на честное, независимое и открытое правосудие и наказание на основании закона.
  • Право на презумпцию невиновности.
  • Право на (уголовные) законы, не имеющие обратной силы.
  • Право на равенство перед законом.
  • Право на приватность, неприкосновенность жилья и защиту от произвольного вмешательства в семейную и личную жизнь.
  • Право на защиту личных данных.
  • Право на защищенность от дискриминации по расовому, национальному, языковому, половому, религиозному и любому другому признаку.
  • Право на свободу мысли, совести и вероисповедания.
  • Право на свободу слова, свободу организации собраний и объединений.
  • Право на выбор места жительства и свободу передвижения.
  • Право на периодические, свободные и честные выборы на общих и равных основаниях.
  • Право вступать в брак и создавать семью.
  • Право на свободу самоопределения.
  • Право на гражданство и национальность.
  • Право меньшинств на защиту (в т.ч. право на использование своего языка).

2. Экономические, социальные и культурные права (борьба против бедности и социальной изоляции)

  • Право на пищу.
  • Право на труд, отдых и свободное времяпрепровождение.
  • Право вступать в профсоюзы.
  • Право на социальное обеспечение.
  • Право на здоровье и достойный уровень жизни, обеспечивающий здоровье и благополучие.
  • Право на защищенность семьи.
  • Право на образование и участие в культурной жизни общества.
  • Право на обладание имуществом и защиту от его произвольного отчуждения.

3. Защита прав человека в военных конфликтах.

4. Права ребенка.

При составлении эстонского Закона о защите детей были учтены принципы Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка, к которой Эстония присоединилась 26 сентября 1991 года, опирается на четыре принципа:

  • каждый ребенок имеет право на участие;
  • необходимо действовать, ставя на первое место интересы ребенка;
  • дискриминация запрещена;
  • каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

5. Права женщин и равноправие полов.

6. Права эмигрантов и беженцев, иностранцев и иностранных рабочих.

7. Права заключенных и задержанных.

8. Права инвалидов.

9. Психиатрия и права человека.

10. Право на развитие.

11. Право на мир.

12. Право на чистую окружающую среду, защищенную от уничтожения.

Цели защиты окружающей среды и защиты прав человека совпадают в части условий, касающихся обеспечения морального и физического благополучия людей и защиты их жизни и здоровья. Конвенция, принятая в городе Орхус и определяющая связь между защитой окружающей среды и правами человека, в качестве основных прав указывает следующие положения:

  • право на информацию об окружающей среде;
  • право на участие в принятии решений, касающихся окружающей среды;
  • право на обладание доступом к правосудию в области окружающей среды.

13. Право на добросовестное управление.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на… … Финансовый словарь

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование … Юридическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека … Профессиональное образование. Словарь

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование,… … Энциклопедический словарь экономики и права

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право… … Энциклопедия юриста

социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное… … Большой юридический словарь

Социальные права человека — это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ — (см. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

§1. Социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина1.

По общему правилу, классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна. Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Объем и набор последних шире первых. В зависимости от вида субъекта — на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису -на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в нормативных актах). По характеру образования — на основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие)3.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности4.

Свобода — необходимое условие полного и всестороннего расцвета личности’.

Профессор Е.А. Лукашева определяет права человека как «определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»5. «Под основными правами человека. следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейской социальной хартии (1961)6».

С.С. Алексеев считает, что естественное право представляет собой «исходный в жизни людей феномен»7.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами или действиями8.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства9.

Основные права гражданина есть юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему10.

Понятие «гражданство» сформулировано в преамбуле Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»11. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

На протяжении более чем двухсот лет права и свободы человека и гражданина (личности) не только признаются идейной и юридической основой положения индивида в обществе и государстве, но и олицетворяют собой свободное развитие индивида, демократизм, справедливость и гуманизм общества и государства. К началу XXI века они превратились в центральную правовую категорию конституционного права, являясь исходным пунктом в определении места и роли конкретного человека в системе общественных отношений, взаимоотношении его с государством. Конституционно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина делает юридически определенной гуманистическую идею о том, что «человек есть цель государства, а не голое средство в его руках». В Конституции РФ эта идея получила свое воплощение в виде основополагающего принципа — «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина — обязанность государства» (ст.2) .

Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым дает Конституция. Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, а только основные или фундаментальные. Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту12.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин определяют конституционные права и свободы человека и гражданина как «его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.13

Определяющую роль среди прав и свобод играют те права и свободы, которые установлены Конституцией РФ. Они именуются конституционными или основными правами и свободами и являются составной частью «ядра» конституционного положения личности. Ведущее место упомянутых прав и свобод обусловлено повышенной значимостью их для личности, общества и государства; прирожденным или производным, но неотчуждаемым характером принадлежности этих прав и свобод человеку (ч.2 ст.17 Конституции РФ); специфическими юридическими свойствами конституционных прав и свобод (составляют основу для прав и свобод, устанавливаемых иными нормативными правовыми актами различных отраслей права; имеют универсальный характер, так как закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов (работодателем и работником, родителями и детьми, собственниками имущества и т.п.); носят всеобщий характер, так как отнесены без изъятия ко всякому человеку и гражданину; закреплением конституционных прав и свобод актом высшей юридической силы — Конституцией РФ и обеспечением их повышенной защитой посредством запрета пересмотра основных прав и свобод без принятия новой Конституции РФ14. Профессор Л.Д. Воеводин высказывает мнение, что конституционные права и свободы — «это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться представленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах»15

Права и свободы личности есть материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: личными, политическими, социальными, экономическими и духовными16.

Профессор В.В. Невинский определяет конституционные права и свободы как «неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями и уровнем развития общества и государства, признаваемые в качестве основных и минимально необходимых естественных, принадлежащих каждому человеку от рождения, и производных, принадлежащих каждому гражданину РФ в силу наличия у него российского гражданства»17.

По мнению Г.М. Мелкова, политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека — это не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, права не зависят от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения. Народ существует для государства и правительства, а государство и правительство — для народа, не народ — для конституции, а конституция — для народа18.

Энциклопедический словарь указывает, что «основные права и свободы — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свобода человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан»19.

Указанные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. М.В. Баглай20 к таким средствам и методам относит: конституционно-судебный механизм (конституционный суд); судебную защиту (суды общей юрисдикции); административные действия органов исполнительной власти; законную самозащиту человеком своих прав; международно-правовой механизм.

Существуют различные классификации прав и свобод личности. В основе таких классификаций находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. М.В. Баглай, Е.И, Козлова, О.Е. Кутафин классифицируют конституционные права и свободы на три группы: личные, политические, социально-экономические.

В основу современной классификации, считает профессор Л.Д. Воеводин, необходимо положить два основания: природную сущность и социальный характер человека». Основываясь на данных критериях, Л.Д. Воеводин выделяет права, свободы человека и гражданина: в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности21.

Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго22, Г.И. Иванец, И.В. Калинский и В.И. Черзонюк23,

Е.А. Лукашева и ряд других ученых также делят основные права и свободы человека и гражданина на: личные права и свободы; политические и экономические, социальные и культурные.

Ряд ученых классифицируют права и свободы человека и гражданина на личные права и свободы, политические, экономические и социально-культурные24.

Другие выделяют политические, личные, социально-экономические, культурные права25.

Закрепленные в Конституции РФ права и свободы ряд авторов делит на четыре группы: 1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы; 2) публично-политические (в публично-политической сфере); 3) социально- экономические (в социально-экономической сфере); 4) права по защите других прав и свобод — сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона и т.д.26

В.Е. Чиркин подразделяет указанные права и свободы на четыре группы: «права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом); социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально- экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть); личные права и свободы, гарантирующие

свободу, неприкосновенность, достоинство личности27.

Ю.А. Дмитриев и А.А. Златопольский считают, что «если оценивать

политические права и свободы с точки зрения общественной жизни ,то указанные правомочия представляют собой систему основных мер и способов воздействия индивида как на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы (т.е. политическую область общественных отношений), так и участие индивида в социальной жизни общества»28.

Перечисленные права детализируются во множестве иных прав29. Политические права и свободы получили определенное развитие, особенно в годы

движения в сторону ограничения монархического правления (начало XX в.) .

Профессор В.Е. Чиркин различает права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. К первому традиционному поколению он относит личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях; ко второму — социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности, с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма; к третьему — права, связанные с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народа на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые «гуманитарные права», к четвертому — группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду). Вместе с тем профессор В.Е. Чиркин подчеркивает, что все эти классификации имеют условный характер: одно и тоже право может быть отнесено к нескольким группам30.

Первыми документами, юридически воплотившими и закрепившими идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти, а имеют права, которые государство обязано соблюдать, являются: Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции 27 августа 1791 г. и Билль о правах в качестве десяти поправок к Конституции, принятый Конгрессом США 25 сентября 1791 г,

Содержание естественных прав менялось от эпохи к эпохе31.

Если в конце XVIII века все провозглашаемые и законодательно закрепляемые права, относящиеся к категории «естественных и неотчуждаемых», концентрировались вокруг идеи свободы, признаваемой высшей ценностью, то в

XX веке появились права «второго поколения», призванные гарантировать жизнь не только свободную, но и относительно обеспеченную. Права второго поколения, т. е. социально-экономические, внесли достаточно существенные коррективы в юридическую модель отношений личности и государства. Если гражданские и политические права были призваны оградить личность от произвольных действий властей, «поместив» ее в охраняемое законом «пространство свободы», то социально-экономические права определенным образом «привязывали» человека к государству, обязывая последнее помогать тем, кому грозит опасность утонуть в «море свободы». Но эту помощь государство могло оказывать лишь за счет тех членов общества, которые оказались наиболее искусными пловцами. Таким образом, если суть гражданских и политических прав состоит в ограничении роли государства в духовном, социально-экономическом и политическом регулировании, предоставляя больше свободы выбора для личности, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к обществу. Права первого поколения воплотили и юридически закрепили ценности либерального общества. Права второго поколения — отражают ценности социально ориентированного государства32.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности33.

Первым международным актом, включающим в себя права «второго поколения», стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Наряду с расширением спектра гражданских и политических прав (запрещение рабства, пыток, право на свободу передвижения, право на получение и распространение информации к т, п.), Всеобщая декларация прав человека провозглашала также, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» — ст. 22). В декабре 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который еще более детализировал и развил положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Почти одновременно с принятием ООН указанной выше Декларации были приняты региональные международные акты: Американская декларация прав и обязанностей человека (1948 г.) и Европейская конвенция о правах человека (1950г.). В первом из этих документов помимо традиционных гражданских и политических прав зафиксировано право на «сохранение здоровья и благосостояния, право на образование, право на участие в культурной жизни, право на труд и справедливое вознаграждение за работу, право на отдых, на социальное обеспечение,34.

Социально-экономические права человека существенно отличаются от его исходных гражданско-политических прав, утверждающих базовые свободы, — прав на жизнь и личную неприкосновенность, на равенство перед законом, на собственность, свободу мысли, совести, убеждений и их выражения, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, проводить мирные собрания и создавать ассоциации, принимать участие в управлении своей страной и т.п. Это связано с ролью государства в признании и обеспечении социальных прав. Гражданские и политические права и свободы в правовой науке квалифицируются как негативные, при этом подразумевается их ограничительно-запретительный (по отношению к государству) характер. Государство не должно вмешиваться в осуществление этих прав, оно должно лишь обеспечивать их защиту. Гражданские и политические права закрепляются и гарантируются законодательством государства, в том числе и возможностью судебной защиты. Социальные права имеют совершенно иную природу и иные механизмы защиты, чем гражданские и политические. Для реализации социальных прав недостаточно просто воздерживаться от вмешательства в данную сферу: их реализация предполагает активную роль государства в обеспечении гражданам достойного уровня жизни и ряда иных благ. Здесь необходима многосторонняя, планомерная деятельность государства по разработке и реализации социальных программ1.

Очевидно, например, что социально-экономические права человека гораздо менее универсальны, нежели права гражданско-политические. Меньшая универсальность особенно наглядна в двух отношениях. Во-первых, не вполне универсальна сама сфера их действия. Она исторически и культурно подвижна, пределы ее меняются в социальном времени. В современных индустриальных и постиндустриальных обществах социально-экономические права затрагивают по преимуществу область трудовых отношений и непосредственно связанные с ними сферы. Во-вторых (и это закономерно вытекает из первого ограничения), социально-экономические права в полной мере относятся к экономически

активному населению, главным образом к работающим по найму .

Помимо меньшей универсальности, социально-экономические права отличаются от гражданско-политических еще и меньшей определенностью, несколько меньшей четкостью и жесткостью формулировок. Фундаментом множества ведущих социально-экономических нормативов служат предельно общие и широкие понятия, такие как «справедливый», «достойный», «удовлетворительный», «разумный» и т.п. Понятия эти отражают очень изменчивые, так сказать, «текучие» явления, крайне трудно определяемые в юридическом смысле. Практическое использование их требует рассмотрения и установления особых критериев, рамок, количественной меры едва ли не в каждом конкретном случае35.

П.И. Новгородцев, обосновав право на достойное человеческое существование, указывал, что «право пользования свободой может быть совершенно парализовано недостатками средств. Именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях его осуществления»36.

Наконец, очень существенно, что в системе социально-экономических прав повышенную роль играет рекомендательное начало. Конечно, права человека во всех своих разделах сочетают элементы директивности, обязательности и рекомендательности. Недаром Всеобщая декларация прав человека призывает считать выраженные в ней права задачей, «к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Однако осуществление социально- экономических прав требует явно большего времени и несравнимо больших материальных ресурсов, нежели обеспечение базовых свобод.

Социально-экономические права по сравнению с личными и политическими имеют меньшую универсальность, так как распространяются на некоторые категории населения. Они «нацелены не только на правомочия, но и на правообладания»37.

Из первичности гражданско-политических прав никак не следует, что вторичные, социально-экономические права играют второстепенную роль в сегодняшнем мире. Будучи в определенном смысле менее важным сравнительно с первым, второе поколение прав человека само по себе чрезвычайно значимо.

Социально-экономические права человека потому и дополнили гражданско- политические, что государственная защита и общественная самозащита социально-экономических интересов рядовых людей приобретают в современных обществах огромное и растущее значение.

Значимость эта определяется существом социальных отношений, возникающих на базе крупного индустриального производства, городской культуры, всеобщего школьного образования и повсеместного распространения средств массовой информации38.

«Экономические, социальные и культурные права призваны гарантировать свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах, дать ему возможность удовлетворить свои жизненные потребности»39.

Профессор европейского и сравнительного права Отто Пферсманн считает, что «разница между социальными и другими основными правами носит не качественный, а лишь количественный характер. Строго говоря, все конституционные нормы влекут за собой те или иные аспекты социальных принципов или прав, потому что любое такое правило делает обязательным увязывание ресурсов государства с определенными целями, а не с какими-то иными, и любое такое решение оказывает воздействие на общее социальное обеспечение граждан и других лиц, подпадающих под юрисдикцию соответствующей правовой системы. Разница между нормами, четко относящимися к социальным вопросам, и нормам с более классическим содержанием заключается в количестве связанных с этим ресурсов; в неопределенности отношений между средствами и целями; в том, что социально- экономическая политика эволюционирует не в автаркическом пространстве, а в условиях все более и более глобализированной экономики»40.

Несмотря на то, что «экономические, социальные и культурные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека, это — фундаментальные нормы, без соблюдения которых в современном обществе нельзя обеспечить социальный прогресс и улучшение условий жизни, осуществить «идеал свободной человеческой личности», гарантировать достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, основы свободы, справедливости и мира. Эти права охватывают нормы, касающиеся положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть «свободны от страха и нужды»41. В настоящее время единой точки зрения по вопросу придания конституционного статуса социально-экономическим правам нет.

В современной зарубежной и отечественной литературе появилось высказывание о том, социальные права граждан предполагают их закрепление не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства. Истоки подобных взглядов тесно связаны с реальной обстановкой в стране, когда многие права граждан лишь декларируются (право на бесплатное жилище для малообеспеченных, право на свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), а воплощение других не приводит к достижению заложенных в них целей (право на социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства и т.д.)42.

Считается, например, что эти права не поддаются точному определению и квалификации, а гарантии их по своей природе и содержанию не носят юридического характера и не могут порождать обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Каас Санстейн говорит об опасностях конституционализации социальных прав. По его мнению, придание социальным правам конституционного статуса для стран с переходной экономикой может нанести ущерб праву частной собственности и самому экономическому развитию. Конституционализация социальных прав и, тем самым, возложение на государство обязанностей по предоставлению социальных услуг обрекает относительно бедные страны либо на стагнацию и даже экономический крах, либо на бесцеремонное пренебрежение конституционными нормами. «Если конституция будет пытаться включить в свой корпус все основные права и параметры, которые присущи уважающему себя обществу, — отмечает К. Сайнстейн, — она рискует превратиться в ничего не значащий клочок бумаги»43.

По мнению Ульриха Прейсса, «социально-экономические права должны стать элементом такого социального механизма, в рамках которого они поддерживали бы у обладателей данных прав самоуважение, но в то же время укрепляли бы у них чувство социальной солидарности. Этого можно достичь, например, путем «денационализации» социально-экономических прав и возложения соответствующих обязанностей на местные или региональные территориальные единицы, с которыми человек связан гораздо теснее, чем с центральным государством»44. Их обеспечение возможно в пределах имеющихся ресурсов. Поэтому даже закрепленные в конституциях нормы об этих правах не являются непосредственно действующими (в специально юридическом смысле этого понятия)45.

В зарубежной и отечественной литературе появились высказывания о том, что социально-экономические права — это не субъективные права, а «содержание правоспособности человека»4 и поэтому они должны закрепляться не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства5.

В проблемном комментарии Конституции Российской Федерации социально-экономические права авторы прямо называют «юридически бессмысленными декларациями о правах человека и гражданина», «условными социальными правами», говоря о том, что в данном случае не может быть безусловных притязаний индивидов на социальные блага. В эту категорию, отмечается в комментарии, включается сложный конгломерат прав, свобод, деклараций и благих пожеланий, не имеющих юридического содержания, моральных требований и т.д. Например, с одной стороны, во второй половине

XX века сюда обычно включают естественное и неотчуждаемое право каждого быть субъектом собственности, беспрепятственно пользоваться своим имуществом, с другой — права на государственную защиту в области трудовых отношений, с третьей — некие «права» на бесплатное получение от общества различных социальных благ (жилище, образование, медицинское обслуживание и т.д.), необходимых человеку в современном социальном государстве с точки зрения принципов гуманизма и человеческого достоинства. Наконец, сюда включают «права» на заботу родителей — со стороны детей, детей — со стороны родителей, и даже некое «право на труд»46.

Автор не согласен с данной позицией, предлагающей закрепление социально-экономических прав на уровне текущего законодательства. Отсутствие в Конституции прямых формулировок тех или иных прав и свобод не должно препятствовать их рассмотрению в качестве конституционных. Однако конституционное закрепление прав и свобод связано с их реализацией каждым человеком без каких-либо ограничений, и важным гарантом реализации является Конституционный Суд как орган конституционного контроля.

Социально-экономические права являются самостоятельным институтом прав личности, распространяются на определенную социальную область жизни человека, зависят от состоянии экономики и ресурсов, обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальной защищенности, допускают рекомендательные формулировки базовых положений (например, «достойная жизнь»).

Государство не может уклониться от ответственности за отсутствие минимального экономического благополучия у простых граждан. В своей деятельности органы власти и общественные структуры должны исходить из интересов каждого, не забывая, конечно, соотносить их с совокупными интересами большинства. Никакими благими намерениями нельзя оправдать лишение человека права на участие в решении вопросов, касающихся его повседневной жизни, а также права на нормальные условия существования.

Человек как творец и общества, и государства должен представлять для них наивысшую ценность.

В научной литературе неоднократно обращалось внимание, что еще нет единого мнения по вопросу об отраслевой принадлежности социально- экономических прав и свобод. А.Б. Венгеров считает, что данные права, будучи первично закрепленными в нормах конституционного права, получают свое развитие в рамках других отраслей российского права — гражданского, семейного, жилищного, трудового, социального и ряда других. Эта связь выражается, прежде всего, в том, что конституционные (основные) права и свободы составляют юридическую основу для всех отраслей права, являются для них определяющими, обладают по отношению к ним высшей юридической силой. В свою очередь, социально-экономические права граждан, закрепленные в отраслевом (текущем) законодательстве, с одной стороны конкретизируют конституционные права и свободы граждан, а с другой — дополняют их и развивают. Необходимость конкретизации конституционных прав и свобод граждан в отраслевом законодательстве обусловлена их особой юридической природой и сама по себе является правовой гарантией их реализации. Благодаря именно данному обстоятельству, и конституционные, и отраслевые социально- экономические права в одинаковой мере обладают первичным характером. Разница между ними состоит лишь в том, что первичность действия конституционных прав относится к более высокому уровню, чем таковая отраслевых прав47.

Действие конституционных прав рассчитано на конкретный исторический период. Однако это не значит, что данные права и свободы граждан не развиваются. Одним из характерных свойств конституционных прав и свобод граждан, неразрывно связанных со стабильностью, является их динамизм. Профессор Н.В. Витрук различает два аспекта в развитии конституционных прав, свобод и обязанностей граждан48. Первый аспект заключается в развитии их социального содержания, в реальном обогащении конституционных прав, свобод и обязанностей, не требующем изменения их юридического содержания.

Второй аспект развития связан с изменением юридического содержания конституционных прав и обязанностей граждан. Такая необходимость наступает тогда, когда изменения в социальном развитии конституционных прав, свобод и обязанностей перерастают в качественные и требуют соответствующего юридического содержания.

Поскольку социально-экономические права и свободы представляют собой составную часть, звено всей системы конституционного регулирования положения личности как в социальной сфере, так и во всех остальных областях человеческой жизни, их необходимо рассматривать в органическом единстве и взаимосвязи с другими правами, то есть в единой системе прав и свобод личности.

Закрепление социальных прав на конституционном уровне преследует, прежде всего, следующие цели: 1.

) эти права становятся задачами и целью государства, раскрывают его социальную сущность, а тем более сущность «социального государства»; 2.

) они служат важнейшим средством воздействия на сознание и поведение населения, создавая атмосферу защищенности и уверенности в будущем; 3.

) закрепленные на уровне конституции, эти права являются своеобразным каркасом, который лишь на уровне текущего законодательства наполняется конкретным содержанием; 4.

) характер прямого действия и обязательности прав, закрепленных в нормах конституции, создает гарантии защиты человека от произвола чиновников и государства. Государство не сможет даже при малейшем экономическом кризисе отказать гражданам в обладании этими правами, так как для этого потребуется изменить конституционный статус личности, что является достаточно сложной процедурой.

Отрицательные стороны создавшегося положения, при котором не только не ясна сущность социальных прав, но и размыты границы грех видов прав человека — социальных, экономических и культурных — наблюдаются и в настоящий период времени.

Так, в справочнике под редакцией В.И. Лафитского экономические права человека определяются как совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе49. Сферой экономических прав является производство средств существования с соответствующим вознаграждением, отношение людей к самому производству, к его организации, равно как и между собой, что нашло свое отражение главным образом в трудовом и имущественном праве.

Культурные права человека — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни». Данные права охватывают духовную жизнь людей и включают в себя такие важнейшие аспекты человеческой жизни, как: возможность доступа к образованию, участие в научной деятельности, культурной жизни, защита духовных ценностей, нравственности. Иначе говоря, человеку гарантируется быть создателем присущих обществу достижений искусства, литературы, науки, а также их пользователем.

Социальные права определяются, как совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ»50. «К конституционным социальным правам человека и гражданина авторы данного справочника относят: право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов51.

Профессор Е.А. Лукашева, классифицируя конституционные права и свободы, выделяет среди них самостоятельную группу конституционных социальных прав и свобод и в ее содержание включает такие права как: право на социальное обеспечение, право на охрану и помощь семье, матерям и детям, право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь3. Экономические права, с точки зрения Е.А. Лукашевой, — это права, обеспечивающие человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности52. Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса53.

По мнению Л.Д. Воеводина, к социальным правам, помимо перечисленных, следует отнести такие права, как: право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 2 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч.5 ст. 37); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

А.Н. Соколов отмечает, что социальные права и свободы обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность и относит к ним: право на равную оплату за равный труд, без какой-либо дискриминации; право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности жизни; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; право на защиту от безработицы; право на жилище; право на создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг, в том числе право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск; право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который требуется для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от индивида обстоятельствам; право на материнство и детство; право на наивысший, достижимый уровень физического и психического здоровья54.

Г.И. Иванец, И.В. Калинский и В.И. Червонюк в число социальных прав включают: охрану семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)55.

Критерием выделения социальных прав в самостоятельную группу конституционных прав, по мнению А.Ф. Малого, служит «возможность получения социальной помощи со стороны государства»2. Исходя из этого, к социальным правам автор относит право на безопасный труд (ч. 3 ст. 37), право на равное вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), право на защиту материнства, детства, семьи (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39). Анализируя изложенные мнения ученых, без сомнения можно отнести к группе социальных прав такие конституционные права, как право на охрану материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище и право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Этот перечень прав относят к социальным правам и свободам практически все ученые.

Исходя из анализа Конституции Российской Федерации и мнений ученых автор, предлагает собственную систему конституционных социальных прав. К ним относятся: право на социальное обеспечение, право на охрану и помощь семье, матерям и детям; право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья; право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду.

В.А.. Иваненко и B.C. Иваненко определяют социальные права, как согласованные и признанные мировым сообществом в целом, закрепленные в законодательстве большинства современных государств минимальные правовые нормы-стандарты прав человека в социальной сфере, предусматривающие такие условия жизни, которые позволяют каждому свободно поддерживать и развивать свою человеческую природу0. «По существу, они выступают как определенные требования к власти и являются обязанностями государства, прежде всего в том, что касается поддержания самой жизни индивида и его социальной обеспеченности, достоинства и духовного развития личности»!.

Социальные права определяются, как совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ56.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и

социальную защищенность . Категория социальных прав — это потребность человека в оказании ему государством поддержки и помощи в случае невозможности что-то делать самостоятельно. Это права, гарантирующие человеку достойную жизнь и социальную защищенность от негативного воздействия рынка. В основе социальных прав находится человек, который в силу определенных жизненных обстоятельств нуждается в помощи государства.

Социальные права, как представляется, вытекают не из свойств отдельных личностей, а базируются на взаимопомощи и солидарности — атрибутах, не позволяющих обществу «стать стадом». Вся совокупность этих прав в обобщенном виде может быть названа «правом на социальную защиту», то есть правом, которое позволяет требовать от государства широкого перечня адекватных мер, содействующих созданию достойных данного человека в данном обществе условий жизни.

Таким образом, конституционные социальные права — совокупность конституционных прав человека, гарантирующих ему достойную жизнь и социальную защищенность, обеспечивающих оказание ему государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации.