П 2 ст 105 нк

Налоговый Кодекс РК
Статья 105. Возврат налога на добавленную стоимость по иным основаниям

1. Возврату из бюджета подлежит сумма налога на добавленную стоимость по основаниям, предусмотренным Особенной частью настоящего Кодекса:

1) уплаченная по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет средств гранта;

2) уплаченная дипломатическим и приравненным к нему представительством, аккредитованным в Республике Казахстан.

2. Возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату грантополучателю, производится налоговым органом по месту нахождения грантополучателя на его банковский счет после проведения зачетов в соответствии со статьей 102 настоящего Кодекса в течение срока возврата, установленного статьей 435 настоящего Кодекса.

3. Возврат налога на добавленную стоимость дипломатическим и приравненным к ним представительствам иностранных государств, консульским учреждениям иностранного государства, аккредитованным в Республике Казахстан, и лицам, относящимся к дипломатическому, административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульским должностным лицам, консульским служащим, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, производится налоговым органом на их банковский счет в порядке и сроки, которые установлены статьей 436 настоящего Кодекса.

Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 105 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 105 НК РФ исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует учесть, что:

а) решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное, кассационное обжалование и опротестование — 1 месяц после принятия решения (ст. 209 ГПК РФ, п. 2 ст. 321 ГПК РФ). В случае принесения кассационной жалобы или протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом;

б) исполнение вступивших в силу решений судов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве РФ, и прежде всего — в соответствии с нормами Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

в) при исполнении решений судов о взыскании налоговой санкции необходимо учитывать и правила ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

П 2 ст 105 нк

56. Исковое заявление, рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговой санкции

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с этого лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения (п. 1 ст. 104 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки (п. 2 ст. 104 НК РФ).

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ и арбитражным процессуальным законодательством РФ (п. 3 ст. 104 НК РФ).

Правила ст. 104 НК РФ применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 4 ст. 104 НК РФ).

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям

рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 105 НК РФ).

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 105 НК РФ).

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ (п. 3 ст. 105 НК РФ).

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (ст. 105 НК РФ).

Статья 105 НК РФ. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций (действующая редакция)

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 105 НК РФ

Комментируемая статья носит бланкетный характер по отношению к процессуальному законодательству. В самом общем виде в статье 105 НК РФ определена подведомственность заявлений о взыскании налоговой санкции. В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с главой 26 «Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 комментируемой статьи исполнение вступивших в законную силу решений судов (статья 180 АПК РФ, статья 209 ГПК РФ) о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 комментируемой статьи исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ. В этом случае особое значение приобретает организационно-правовая форма юридического лица, что подтверждается судебной практикой. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 27 июня 2013 года по делу N А41-25573/08 указал, что налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов бюджетных учреждений, каковыми являются заявители, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 105 НК РФ взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов. Также суд указал, что налоговый орган не воспользовался предоставленными полномочиями по выявлению сведений об организационно-правовой форме заявителей и собственниках имущества.

Статья 105 НК РФ. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Новая редакция Ст. 105 НК РФ

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 105 НК РФ

Анализ правил п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать ряд выводов:

а) они предписывают применять нормы действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о взыскании налоговых санкций по искам:

— к индивидуальным предпринимателям и лицам, приравненным к ним для целей налогообложения (например, частные нотариусы, частные детективы и др.);

— организациям. Речь идет о российских юридических лицах, иностранных организациях, а также о филиалах и представительствах последних, созданных на территории РФ;

б) взыскание налоговых санкций через арбитражный суд осуществляется, когда организации или индивидуальный предприниматель:

— отказались добровольно уплатить соответствующую сумму;

— пропустили срок такой уплаты (указанный в письменном требовании налогового органа);

в) иск налогового органа должен соответствовать правилам ст. ст. 47, 104 НК РФ;

г) с момента подачи иска арбитражный суд должен руководствоваться нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе в части:

— принятия искового заявления (ст. 127);

— отказа в принятии или возвращения искового заявления (ст. ст. 128, 129);

— подготовки к судебному разбирательству (ст. ст. 133 — 137);

— судебного разбирательства (ст. ст. 152 — 166);

— принятия решения по делу (ст. ст. 167 — 183) и др.

Правила п. 2 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) речь идет об иске налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним лицами;

б) иски о взыскании налоговых санкций подаются в мировые суды или в районные (городские) суды, в районные (в городах) суды (в г. Москве — в межмуниципальные суды) по месту жительства упомянутых физических лиц. Иск к ответчику, местожительства которого неизвестно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему месту его жительства. Иск к ответчику — иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющему места жительства в РФ, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества на территории РФ;

в) суды общей юрисдикции, рассматривая иски налоговых органов, руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует учесть, что:

а) решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, решение ВАС РФ — с момента его принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

б) решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное, кассационное обжалование и опротестование — 10 дней после принятия решения (ст. 209 Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае принесения кассационной жалобы или протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом;

в) исполнение вступивших в силу решений судов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве РФ и прежде всего в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве. При этом применению подлежат, в частности, нормы его:

гл. IV «Обращение взыскания на имущество должника» (ст. ст. 46 — 56);

гл. V «Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации» (ст. ст. 57 — 63);

гл. VI «Обращение взыскания на зарплату и иные виды доходов должника» (ст. ст. 64 — 72) и др.;

г) при исполнении решений судов о взыскании налоговой санкции необходимо учитывать и правила ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункты 1 и 2 ст. 105 Кодекса определяют подведомственность дел о взыскании налоговых санкций, т.е. к компетенции какого суда — арбитражного суда или суда общей юрисдикции — относится рассмотрение таких дел.

Подведомственность дел о взыскании налоговых санкций установлена в зависимости от того, к кому заявляется иск.

В силу п. 1 ст. 105 Кодекса дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как установлено п. 4 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. На то, что арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, обращено внимание арбитражных судов в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .

Пленум ВАС России в п. 50 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал арбитражным судам при применении п. 1 ст. 105 Кодекса принимать во внимание, что определение понятия «индивидуальный предприниматель», изложенное в п. 2 ст. 11 Кодекса и включающее в себя частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, используется только для целей Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса). С учетом данных разъяснений дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к частным нотариусам, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены гл. 22 АПК РФ. Порядок же рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен гл. 26 АПК РФ.

В статье 212 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций:

дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ (ч. 1 ст. 212);

производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212).

Порядок судебного разбирательства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 215 АПК РФ.

2. ГПК РФ не предусматривает особенности рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В статье 122 ГПК РФ в качестве одного из требований, по которым выдается судебный приказ, указано требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Как определено ч. 1 ст. 121 ГПК РФ, судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа предусмотрены ст. 124 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 128 ГПК РФ судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Статьей 129 ГПК РФ установлено, что судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья согласно ч. 1 ст. 130 ГПК РФ выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

3. Как указано в п. 3 ст. 105 Кодекса, исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» согласно его ст. 1 определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.