Понятие и система судебной власти

7.5.1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

* Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

** См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» . ***

* СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее — Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Правоохранительные органы

Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.

2. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное — разрешение уголовных дел; гражданское — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное — по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда — один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

Судебная власть: понятие и функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

  • обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
  • разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Понятие судебной власти

Судебная власть — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом, а иног- да также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т. п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия.

Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия — и вспомогательные.

Правосудие — форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т. д. Правосудие осуществляется судом в установленном процессуальном порядке.

Конституционными принципами правосудия являются: 1) осуществление правосудия только судом; 2) разбирательство дел во всех судах.

Судоустройство — 1) совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов; 2) система судебных учреждений.

Сущность и функции судебной власти

В соответствии с принципом разделения властей ни законодательная. ни исполнительная власть не могут вмешиваться в судебную деятельность. В Конституции Австрии говорится: «Юстиция отделена от управления на всех уровнях».

Судебной власти и ее органам свойственны специфические черты.

Во-первых, судебная власть выполняет только ей присущую функцию — функцию правосудия, которую не могут выполнять никакие другие органы. В Основном законе ФРГ (ст. 92) зафиксировано: «Судебная власть вверяется судьям». Конституция Греции (ч. 3 ст. 26) отмечает: «Судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа».

Во-вторых, судебная власть реализуется в особой, установленной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опирающегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной процедуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда. В-третьих, судебную систему составляет не только ее высший орган, но и вся система органов этой власти. Они решают судебные споры самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и правосознанием. «Основной закон» ФРГ (ч. 1 ст. 97) гласит: «Судьи независимы и подчиняются только закону».

Осуществление правосудия — главная и основная, но не единственная функция судебной власти. В ее рамках: •

проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (арест, обыск и др.); •

дается толкование правовых норм; •

официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактические брачные отношения, родство, признание умершим или безвестно отсутствующим и т. д.); •

судебный надзор за решениями судов и др.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой деятельности — юрисдикцией (от лат. «jurisdictio» — судебное разбирательство, судебный округ).

Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией (от лат. «justitia» — справедливость).

Понятие и виды судов

Суд — в современных демократических государствах — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.

Суды делятся на обычные и чрезвычайные. Создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями.

Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные — военные (в РФ называются военными трибуналами), арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д.

Особыми разновидностями судов являются конституционные и административные суды.

В отдельных странах существуют также религиозные суды (например, суд шариата в мусульманских государствах — Иране, Пакистане, Судане и т.

В государствах с федеративным устройством суды делятся на федеральные и суды субъектов федерации.

Суды также подразделяются по инстанциям — первой инстанции, апелляционные, кассационные, по территориальному уровню — например, районные (городские), окружные и верховные.

К специальным судам относятся суды административной юстиции.

Административная юстиция — особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения.

В некоторых зарубежных государствах функции административной юстиции осуществляют либо общие суды (США, Великобритания и др.), либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.). Во Франции, например, имеется система административных судов — административные трибуналы, а высшим органом административной юстиции является Государственный совет Франции, возглавляемый министром юстиции. Административные трибуналы рассматривают дела о превышении органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников в связи с их перемещениями по службе, увольнениями и др.

Административные суды — в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия) особый вид судов наряду с обычными (обшей компетенции и специализированными) судами. Административные суды осуществляют административное правосудие (см. Административная юстиция).

Система и принципы внутренней организации и деятельности административных судов те же, что и у обычных судов. Например, система административных судов Швеции состоит из низовых административных судов, апелляционных административных судов и Верховного административного суда, а в ФРГ — из административных судов (низовых), Высших административных судов земель и Федерального административного суда. Во Франции систему административных судов (административных трибуналов) возглавляет Государственный совет.

Суд присяжных — один из наиболее демократических институтов судебной системы и всей системы государственных органов, воплощающий принцип непосредственного участия народа в совершении правосудия. Возник в Англии в XIII—XV вв.

После Великой французской революции получил широкое распространение в Европе и некоторых других частях света. В классическом варианте состоит из скамьи присяжных заседателей — коллегии из 6, 13 или иного числа граждан, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного (иногда иного числа) профессионального судьи, решающего вопросы права. Как правило, суд присяжных рассматривает уголовные дела в первой инстанции, не подлежащие апелляционному обжалованию. В настоящее время институт суда присяжных существует в США (где он получил конституционное закрепление еще в 1791 г.), Великобритании, Канаде, Ирландии, Швейцарии и ряде других стран.

Апелляционный суд — в ряде зарубежных государств судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым еще не вступили в законную силу. Апелляционный суд повторяет исследование доказательств и вправе либо утвердить ранее вынесенное решение, либо вынести новое решение по делу.

Обычно существуют несколько апелляционных судов с точной территориальной и предметной подсудностью. Например, во Франции в каждом из судебных округов действует апелляционный суд, состоящий из нескольких отделений — часть из них рассматривают апелляционные жалобы по уголовным, другие — по гражданским делам.

В пределах юрисдикции каждого апелляционного суда образуются нижестоящие суды двух категорий — трибуналы большой инстанции, создаваемые на каждые 100 тыс. жителей, и трибуналы малой инстанции, заменяющие ранее существовавшие мировые суды.

В США имеются федеральные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на приговоры и решения районных федеральных судов, и апелляционные суды штатов, рассматривающие жалобы на приговоры и решения судов первой инстанции, которые, в свою очередь, являются апелляционными судами для низших судов — мировых судей, судов магистратов и т. п.

Судебный и правовой органы

Понятие судебной системы Украины, ее основные признаки.

6. Исходные и основные положения об организации и деятельности судебной системы в Украине закреплены в Конституции Украины и законах о судоустройстве Украины.

Судебная система Украины — это совокупность всех существующих и функционирующих судов в Украине, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебную систему Украины составляют суды об­щей юрисдикции и Конституционный Суд Украины (см. схему). Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Юрисдикция судов распространяется на все право­отношения, возникающие в государстве. Судебная сис­тема обеспечивает доступность правосудия для каждо­го человека. Конституционный Суд Украины является единствен­ным органом конституционной юрисдикции в Украи­не, основной задачей которого является гарантирование верховенства Конституции как Основного закона госу­дарства на всей территории Украины.

Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов, объединенных между собой единством целей, за­дач, принципов организации и деятельности и возглав­ляемых одним общим для всех Верховным Судом Ук­раины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Ук­раины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Для того чтобы понять, как организована система су­дов общей юрисдикции, необходимо, прежде всего, про­анализировать ее основные признаки:

а) Единство системы судов общей юрисдикции, ко­торое обеспечивается:

— едиными принципами организации и деятельности судов;

— единым статусом судей;

— обязательностью для всех судей правил судопроизводства, определенных законом;

— гарантированием Верховным Судом Украины одинакового применения законов судами общей юрисдикции;

— обязательностью выполнения на территории Украины судебных решений;

— единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

— финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

— решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

б) Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности — общие суды и специ­ализации — специализированные суды.

Военные суды относятся к общим судам и осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, образованных в соот­ветствии с законом.

Специализированными судами являются хозяйствен­ные, административные и другие суды, определенные как специализированные.

в) Стабильность судебной системы. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидиру­ются Президентом Украины по представлению Мини­стра юстиции Украины, согласованному с Председате­лем Верховного Суда Украины или председателем со­ответствующего высшего специализированного суда.

Основанием для создания или ликвидации суда является изменение административно-территориального устройства (например, образование нового населенного пункта и т.д.).

г) В основу системы судов общей юрисдикции поло­жено деление судов на звенья. Суды, составляющие оп­ределенное звено, имеют одинаковую структуру, орга­низационное построение, полномочия и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных еди­ниц, приравненных друг к другу по административно­му положению.

— Так, судами первого (низового) звена являются мест­ные суды, второго звена — апелляционные суды, тре­тьего — Кассационный суд Украины и высшие специа­лизированные суды, а наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верхов­ный Суд Украины.

д) Взаимосвязь судебных инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характе­ром конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. Судебная инстанция обозначает самостоятельную стадию, через которую проходит конкретное дело в различных судах. Каждая такая стадия отлича­ется характерными особенностями судопроизводства.

Существуют следующие судебные инстанции: а) пер­вая инстанция, где дело рассматривается впервые (по су­ществу); б) апелляционная инстанция, где пересматри­ваются решения судов первой инстанции, которые не всту­пили в законную силу; в) кассационная инстанция, где пересматриваются решения уже вступившие в законную силу, а также пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства по вновь открывшимся обстоятельствам, или при неправильном применении уго­ловного закона и существенного нарушения требований уголовно-процессуального закона, существенно повлияв­ших на правильность судебного решения.

Основное назначение инстанционности — обеспече­ние законности и обоснованности принимаемых реше­ний, устранение допускаемых нарушений закона, вос­становление справедливости.

Закон четко устанавливает пределы полномочий судов апелляцион­ной и кассационной инстанций, не допуская их воздей­ствия на внутреннее убеждение судей первой инстан­ции о квалификации преступления, значении тех или иных доказательств, мере наказания.

е) Необходимо также отметить, что количество судей во всех судах общей юрисдикции определяется Прези­дентом Украины по представлению Председателя Госу­дарственной судебной администрации Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специа­лизированного суда, с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судей.

Председатель суда, заместитель председателя суда назначаются на должность сроком на пять лет из числа судей и освобождаются от должности Президентом Ук­раины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (а в отношении специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализиро­ванного суда) на основании рекомендации Совета судей Украины (в отношении специализированных судов — рекомендации соответствующего совета судей).

Нахождение судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Освобождение судьи от админи­стративной должности не прекращает его полномочий судьи.

Местные суды в Украине. Местными общими судами в Украине являются рай­онные, районные в городах, городские и районные суды в городах, а также военные суды гарнизонов.

Местными хозяйственными судами являются хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, облас­тей, городов Киева и Севастополя, а местными админис­тративными судами являются окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Прези­дента Украины.

Местные суды осуществляют правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства.

Так, гражданское судопроизводство осуществляется путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и жилищных право­отношений, если хотя бы одной из сторон в споре явля­ется гражданин, а также дела особого производства (на­пример, о признании гражданина ограниченно дееспо­собным или недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражда­нина умершим, об усыновлении детей, проживающих на территории Украины и др.).

Хозяйственное судопроизводство осуществляется пу­тем рассмотрения дел по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хо­зяйственных договоров; дела о банкротстве, где сторо­нами являются, как правило, юридические лица либо физические лица, получившие статус субъектов пред­принимательской деятельности.

Административное производство осуществляется пу­тем рассмотрения дел в сфере государственного управ­ления и местного самоуправления (например, по жало­бам и заявлениям, вытекающим из избирательного пра­ва; по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взыска­ний; по жалобам граждан на решения, действия и без­деятельность государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятель­ности).

Местные суды рассматривают практически все уго­ловные дела, кроме дел об умышленных убийствах, хи­щениях в особо крупных размерах, основах националь­ной безопасности и некоторых других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих судов.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооружен­ных Силах Украины и иных воинских формированиях путем рассмотрения дел о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации; дела по жалобам военнослужа­щих на неправомерные действия военных должностных лиц и органов военного управления; а также некото­рые другие категории дел.

Местные суды в Украине имеют одинаковое положе­ние и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции:

1) они составляют подавляющее большинство судебных органов;

2) являются низовыми звеньями наиболее приближенными к населению.

3) основной массой судебных дел рассматривается указанными судами. Любое гражданское и хозяйственное дело, независимо от его сложности может быть рассмотрено в местном суде. Подавляющее большинство уголовных дел и дел об административных правонарушениях подсудны местным судам и военным судам гарнизонов.

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела по существу, т.е. в судебном засе­дании впервые, непосредственно, гласно, с участием сто­рон и на основе их равенства и состязательности про­цесса и других принципов правосудия исследует дока­зательства (допрашивает обвиняемых, потерпевших, свидетелей, заслушивает экспертов и др.) и выносит решение по гражданскому делу, приговор — по уголов­ному, которые при вступлении в законную силу приоб­ретают значение закона по данному вопросу и являют­ся общеобязательными для исполнения на всей терри­тории Украины.

Дела в местных судах могут рассматриваться судьей единолично, коллегией судей в зависимости от сложности и катего­рии дела. Судья, рассматривающий дело единолично, дей­ствует как суд.

Местный суд состоит из судей, пред­седателя и заместителя председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает 15, мо­жет быть назначено более одного заместителя предсе­дателя суда.

Как правило, судьи, которые впервые прошли кон­курсный отбор, назначаются Президентом Украины на должность судьи местного суда сроком на 5 лет. На должность судьи может быть рекомендован квалифи­кационной комиссией судей гражданин Украины не мо­ложе 25 лет, который имеет высшее юридическое обра­зование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для судей военных судов гарнизонов помимо вышеуказанных требований необ­ходимо также состоять на военной службе и входить в штатную численность Вооруженных Сил Украины.