Понятие и виды наказаний по ук рф

Понятие и виды уголовного наказания

Уголовное наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание – это особая форма государственного принуждения. Оно назначается только за совершение деяния, предусмотренного УК РФ; выносится по приговору суда и влечет за собой такое последствие, как судимость, которая относится к отягчающим вину обстоятельствам при совершении нового преступления.

Основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление и перевоспитание осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

В ст. 44 УК РФ содержится исчерпывающий перечень видов наказании. Он не подлежит произвольному толкованию и дополнению. Никакие иные принудительные меры не могут быть назначены судом в качестве уголовного наказания, если они не предусмотрены в указанной норме. Система уголовных наказаний включает в себя следующие виды:

• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

• лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

• ограничение по военной службе;

• содержание в дисциплинарной воинской части;

• лишение свободы на определенный срок;

• пожизненное лишение свободы;

В части 2 ст. 20 Конституции РФ установлено, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В 1997 г. Российская Федерация при вступлении в Совет Европы подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой взяла на себя обязательство о поэтапной отмене смертной казни. С этого времени

указом Президента РФ [1] в России был объявлен мораторий на исполнение данного вида наказания.

С февраля 1999 г. в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ [2] наказание в виде смертной казни назначаться не может, пока во всех субъектах РФ не будут созданы суды присяжных.

Из указанных в ст. 44 УК РФ видов наказаний к несовершеннолетним не применяются ограничение свободы, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Определенные особенности имеются при назначении и таких видов наказаний, как штраф (эта мера применяется только при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание), обязательные работы, исправительные работы, арест (только с 16 лет), лишение свободы (не свыше 10 лет, а до 16 лет – не свыше шести лет).

Несовершеннолетние помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима и обычно содержатся отдельно от совершеннолетних преступников.

При назначении наказания учитываются: а) характер и степень общественной опасности преступления; б) личность виновного;

в) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

г) влияние назначения наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а в отношении несовершеннолетних и такие факторы, как условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту.

  • [1] Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»
  • [2] Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867.

40.Понятие и значение системы уголовных наказаний. — alekssandrs Jimdo-Page!

40. Понятие и значение системы уголовных наказаний.

Система наказаний – это установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для судов и расположенных в определенной иерархической последовательности в зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной тяжести.

Система должна отвечать определенным требованиям :

1) она представляет нечто целостное и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаимосвязанных элементов;

2) предполагает расположение их в определенной последовательности (лестница наказаний);

3) строится на началах взаимодополняемости и взаимозаменяемости входящих в нее видов наказаний.

Принципы, на которых строится система наказаний:

– законности – регулируется исключительно УК РФ;

– личной и виновной ответственности – наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления;

– справедливости – соответствие наказания совершенному преступлению;

– гуманизма – из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений.

Видами наказаний являются:

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

– ограничение по военной службе;

– содержание в дисциплинарной воинской части;

– лишение свободы на определенный срок;

– пожизненное лишение свободы;

– смертная казнь. Классификация видов наказания:

1) по характеру карательных элементов:

¾ не связанные с лишением или ограничением свободы;

¾ связанные с лишением или ограничением свободы; смертная казнь;

2) по характеру пенитенциарного воздействия на осужденного :

а) связанные с исправительным воздействием: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы;

б) не связанные с исправительным воздействием: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь;

3) по протяженности во времени воздействия: срочные; бессрочные;

4) по порядку назначения:

а) основные: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь;

б) дополнительные: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; в) смешанные: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципом законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обуславливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказания в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой.

Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Комментарий к Ст. 44 УК РФ

Комментируемая статья представляет собой упорядоченный исчерпывающий перечень видов наказаний (систему наказаний), предусмотренных уголовным законом. Данная система содержит множество видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; принудительные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь, выстроенных по особому принципу: от менее строго наказания к более строгому. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания.

Уголовный кодекс в ст. 52 предусматривал в качестве вида наказания конфискацию имущества, предполагающую безвозмездное изъятие всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, которая была исключена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Такое решение было принято законодателем в соответствии с положениями ст. 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , провозглашающими право любого человека иметь собственность, которой он может быть лишен только по судебному решению при установлении обстоятельств, свидетельствующих, что это имущество нажито преступным путем. В настоящее время положение, соответствующее Протоколу N 1 к Европейской конвенции, содержится в ст. 81 УПК, согласно которой имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, должны признаваться вещественными доказательствами и подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.
———————————
БМД. 2001. N 3.

Следует учитывать, что не все виды наказаний применяются с момента вступления УК в силу, т.е. с 1 января 1997 г. Согласно ст. 4 Вводного закона положения о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания. Так, наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» и согласно общему правилу вступления закона в силу применяется с 8 января 2005 г. Наказание в виде ограничения свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» и вступило в силу с 10 января 2010 г. Принудительные работы согласно Федеральному закону от 07.12.2011 N 420-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 307-ФЗ) применяются с 1 января 2014 г. В то же время судам следует помнить, что в настоящее время такой вид наказания, как арест, не применяется. Кроме того, смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6453.

Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 4.

СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5137.

Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» , рассматривает Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством. Кроме того, как указано в Определении КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р, в Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого, с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этого вида наказания.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.

Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Классификация наказаний.

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному винов­ным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении его прав и свобод.

Исходя из вышесказанного, можно выделить признаки наказания:

> это мера государственного принуждения, применяемая в отношения лица, совершившего преступление, т.е. данные меры не применяются за совершение административного правонарушения, дисциплинарного проступка и т.д. Назначение наказания и его исполнение обеспечиваются силой и авторитетом государства;

> применяется только в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, т.е. при знании этого факта судом и указании его в приговоре;

> носит строго персонифицированный характер, т.е. назначается каждому лицу индивидуально, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного, объема причиненного вреда и т.д.;

> назначается только судом и осуществляется только по приговору (иных оснований его применения нет и быть не может!);

> заключается в предусмотренных УК РФ ли­шении или ограничении прав и свобод (свобода передвижения, занятия определенными видами деятельности, штрафом и т.д.).

Уголовный закон закрепляет три основные цели наказания:

> восстановление социальной спра­ведливости;

> предупрежде­ние совершения новых преступлений.

Давайте поговорим о них подробнее.

Справедливость, с точки зрения философии, – это отношение индивида, группы людей, государства или общества в целом к тем или иным поступкам людей или социальным явлениям.

Следовательно, содержание социальной справедливости во многом определяется интересами тех или иных социальных групп и отдельных лиц. Поэтому задача восстановления социальной справедливости с применением уголовного наказания должно осуществляться на нескольких уровнях.

Первый уровень – это требование к справедливости наказания, которые предъявляются самим обществом исходя из представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, которые будут адекватным ответом на социальные отклонения. Другими словами наказание должно быть соразмерно общественной опасности совершенного преступления и способности виновного лица обеспечить потерпевшему возмещение причиненного вреда.

Второй уровень – требование к наказанию со стороны государства, т.е. справедливой будет является санкция, которая соответствует тяжести совершенного деяния и оставляет суду возможность для ее дифференциации и индивидуализации.

Третий уровень – требование к наказанию, которое подлежит учету со стороны суда. Назначенное судом наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Четвертый уровень – учет интересов потерпевшего. Конституция РФ и принятые в соответствии с ней законы стоят на защите прав потерпевших от преступлений, обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Наконец, пятый уровень – учет интересов осужденного. Он заключается в требовании закона о назначении наказания соразмерного тяжести преступления и обстоятельствам его совершения, в праве виновного на справедливое наказание.

Еще одна важная цель наказания – исправление осужденного, т.е. формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, нормам и правилам человеческого общежития, а также стимулирование законопослушного поведения. Например, исправление лиц, совершивших преступление вследствие случайных или неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств, возможно за счет применения мер воспитательного воздействия, оказанного в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, даже самим фактом осуждения и претерпеванием неблагоприятных последствий назначенного наказания. Наряду с ними лица, совершившие умышленные преступления, обладающие относительно устойчивыми антиобщественными взглядами, требуют специальных воспитательных мер, применяемых в ходе отбывания наказания в виде лишения свободы.

И, наконец, цель предупреждения совершения новых преступлений, которая включает в себя два направления: предупреждение подобных деяний со стороны лиц, не совершавших преступления (общее предупреждение), и предупреждения новых преступлений со стороны уже осужденных (специальное предупреждение).

Общее предупреждение обеспечивается уже самим существованием уголовного закона, который служит, в первую очередь, источником информации о противоправных деяниях и возможных наказаниях за их совершение, т.е. предупреждение совершения преступлений обеспечивается страхом наказания. Повышение общего предупредительного воздействия уголовного наказания обеспечивается неотвратимостью наказания и усилением наказания за наиболее опасные преступные деяния.

Специальное предупреждение преступлений обеспечивается применением санкций, из которых и складывается само наказание. Так, осужденный может быть ограничен или лишен возможности совершать новые преступления, поскольку отбывает наказание, или страдания и лишения, перенесенные им в результате применения наказания, будут удерживать его от совершения новых преступлений.

Виды уголовного наказания расположены по их нарастающей тяжести – от менее строгого к более строгому. Все они делятся на три группы:

> основные (обязательные ра­боты, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь);

> те, которые могут быть как основными, так и дополнительными (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы);

> и дополнительный вид (ли­шение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Дополнительный вид наказания применяется только при осуждении за совершение тяжкого или осо­бо тяжкого преступления.

Пленум ВС РФ в своем постановлении «О некото­рых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» от 29.10.2009 № 20 говорит о том, что характер общественной опасности преступления определяется с учетом объекта посягатель­ства, формы вины и категории преступления, а степень об­щественной опасности преступления — в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного: способа совершения преступления, размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, роли подсудимого (в случае соучастия), наличие иных смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д.

Установленный законодателем порядок назначения уголовного наказания выступает гарантией реализации принципов законности, спра­ведливости и гуманизма, закрепленных многими международными актами (Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), Минимальными стандартными правила­ми ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовер­шеннолетних (Пекинские правила) и др.).

7.4 Понятие и виды наказания

7.4 Понятие и виды наказания

Наказание является мерой государственного принуждения, применяемой к виновному в совершении преступления лицу по приговору суда. Принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и обеспечивается силой государственной власти. Только суд в приговоре, объявляемом от имени государства, может назначить наказание за совершенное преступление после того, как виновность конкретного лица будет установлена в ходе судебного разбирательства. Этот принцип является конституционным (ст. 49, 118 Конституции РФ) и означает, что при отсутствии обвинительного приговора суда никто не может быть подвергнут уголовному наказанию. Приговор суда, вступивший в законную силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Приговор суда выражает отрицательную оценку и совершенного деяния, и виновного лица со стороны государства.

Наказание может назначаться только лицу, виновному в совершении конкретного преступления. Конкретные составы преступлений содержатся только в Уголовном кодексе РФ, а все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Виновность является одним из признаков преступления, а принцип ответственности за вину стал одним из его принципов уголовного права. Без вины невозможно назначение наказания, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию.

По своему содержанию наказание выражается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод осужденного лица, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на это лицо невозможно. Осужденный может быть ограничен в физической свободе, трудовых правах, материальных благах, включая получаемую заработную плату. За тяжкие преступления осужденный может быть лишен свободы на длительный срок, а за особо тяжкие преступления – пожизненно или даже лишен жизни. В различных видах наказания различен и их репрессивный потенциал, прямо зависящий от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный.

Наказание имеет своими целями:

– восстановление социальной справедливости,

– предупреждение совершения новых преступлений.

Поскольку совершенное преступление нарушает социальную справедливость, у государства появляется право наказать виновное в этом лицо. В основе этого права лежит поведение лица, способного выбирать варианты своего поведения и выбравшего поведение, нарушающее предписания уголовного закона. Именно поэтому наказание выступает в качестве «платы» за совершенное преступление, размер которой зависит от тяжести последнего. Так, совершивший кражу в небольших размерах не может быть наказан так же сурово, как убивший за деньги. Иной подход не будет способствовать восстановлению социальной справедливости, так как не является справедливым сам по себе. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную его деянием социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Цель исправления осужденного состоит в таком изменении его личности, при котором он становится безвредным для общества и возвращается в это общество гражданином, не нарушающим уголовный закон и уважающим правила человеческого общежития. Для наказаний, не связанных с лишением свободы, цель исправления зачастую достигается самим фактом их применения. Для лишения свободы требуется применение определенных мероприятий – установление режима отбывания наказания, привлечение осужденного к полезному труду, общеобразовательное и профессиональное обучение и т. п. При этом если цель исправления ставится перед наказанием в уголовном законе, то у осужденного появляется право на получение помощи, направленной на приспособление его к нормальной жизни, и на нахождение в таких условиях при отбывании наказания, которые бы не усугубляли его отрыв от общества и закрепление отрицательных свойств его личности.

Цель предупреждения совершения новых преступлений по своему содержанию состоит из предупреждения таких преступлений со стороны лиц, их не совершавших (общее предупреждение) и со стороны самих осужденных (специальное предупреждение). Общепредупредительное воздействие наказания проявляется, во-первых, в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретные общественно опасные деяния, а во-вторых, в назначении конкретного наказания конкретному лицу, виновному в совершении преступления.

В первом случае законодатель сообщает, что определенное поведение нежелательно и граждане должны избегать совершения определенных деяний (воспитательное и формирующее привычку к избеганию определенного поведения воздействие). При этом для нарушителей установлено наказание, угроза которого рассматривается как контрмотив для неустойчивых лиц. Таким образом, цель общего предупреждения преступлений достигается путем устрашения неустойчивых граждан и подкрепления намерений не совершать преступления для всех иных членов общества. Кроме того, назначение конкретного наказания конкретному виновному лицу также оказывает психологическое мотивационное воздействие, направленное на несовершение преступлений, показывая, что закон не бездействует и нарушенная справедливость будет восстановлена.

Специальное предупреждение направлено на предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже их совершившими, т. е. осужденными. Эта цель наказания достигается применением наказания, а также использованием в процессе его отбывания соответствующих, в том числе и воспитательных, мероприятий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Для достижения этой цели также важна быстрота реакции государства на совершенное лицом преступление. Неизбежность наказания и быстрота его применения являются более эффективными для цели специальной превенции, чем суровость наказания.

Видами наказаний в соответствии со ст. 44 УК РФ, являются:

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

· ограничение по военной службе;

· содержание в дисциплинарной воинской части;

· лишение свободы на определенный срок;

· пожизненное лишение свободы;

УК РФ предусматривает различные по своей строгости, характеру и мерам воздействия на осужденного виды наказаний. Разнообразие видов наказаний дает возможность суду учесть тяжесть совершенного преступления, опасность лица, его совершившего, и назначить осужденному справедливое наказание, максимально способствующее как его исправлению, так и восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых преступлений.

Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК РФ для этих видов наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении вследствие обвинительного приговора и назначения указанного наказания трудового договора с осужденным администрацией предприятия, учреждения или организации (в равной мере государственного, общественного или частного) и внесении в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании, на какой срок он лишается определенной должности. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности он лишен права занимать (например, связанные с распоряжением денежными или иными материальными ценностями, с воспитанием детей, занятием медицинской деятельностью и т. д.). Лишение права заниматься определенной деятельностью есть запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности. Лишение и того и другого права применяется в тех случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления суд считает невозможным занятие осужденным определенной должности или определенной деятельностью. Карательное свойство этого вида наказания заключается в том, что лишает осужденного его субъективного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре. Кроме того, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового стажа, наконец, может привести к понижению размера его заработка.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.

Карательное свойство этого наказания проявляется в моральном воздействии на осужденного и лишении его возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные или почетные звания.

Воинские звания – это звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор и т. д.).

Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т. д. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др. Классными чинами являются таковые, присваиваемые государственным служащим, занимающим государственные должности, – действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1, 2 и 3-го класса, советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса и т. д.

Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена (например, орден «За заслуги перед Отечеством», орден Мужества и др.), медали (например, «За отвагу», «За спасение погибавших»), знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации.[59]

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Это могут быть работы по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные и другие подобные работы, не требующие особой квалификации.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. Злостным уклонением следует признавать случаи, когда оно продолжалось или повторялось после письменного предупреждения, сделанного органом, ведающим исполнением этого наказания, а также когда установлено, что осужденный скрылся с целью уклонения от отбывания наказания. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Они назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Уклонение признается злостным, если оно продолжалось или повторялось после письменного предупреждения, сделанного органом, ведающим исполнением исправительных работ, либо если установлено, что осужденный скрылся с целью уклонения от отбывания наказания

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству Российской Федерации. Частично оно напоминает исправительные работы, к военнослужащим не применяемые. Введение этого вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законодателя дать возможность военнослужащим, совершившим не тяжкие преступления, продолжать военную службу (особенно в случаях, когда речь идет о назначении наказания высококвалифицированным специалистам в той или иной области военного дела). Цели исправления таких военнослужащих и предупреждения ими совершения новых преступлений достигаются с применением указанного наказания, связанного с определенными лишениями и ограничением прав осужденного, но с отбыванием его в сочетании с военной службой, выполнением им профессиональных военных обязанностей.

Ограничение по военной службе заключается в том, что из денежного содержания осужденного к такому наказанию производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора. Содержание ограничительных мер и порядок их реализации предусматривается в уголовно-исполнительном законодательстве.

Ограничение свободы назначается:

– лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, – на срок от одного года до трех лет;

– лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – на срок от одного года до пяти лет.

В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Условия и порядок отбывания этого наказания определяются в уголовно-исполнительном законодательстве. Арест может быть назначен не только в случае, когда он предусмотрен в качестве основного (обычно альтернативно) наказания в санкции статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление, но и в случае замены обязательных работ или исправительных работ (в случае злостного уклонения от их отбывания), а также (вместо лишения свободы) при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). В этом случае обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест как вид наказания отличается от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями его отбывания. Как отмечено в ст. 54 УК РФ, он отбывается в условиях строгой изоляции, т. е. в жестких условиях. Арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы. Арест может применяться в отношении лиц, впервые совершивших не тяжкие преступления, которых незачем лишать свободы на срок более шести месяцев.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Применение этого наказания дает возможность военнослужащим, совершившим преступления небольшой тяжести, отбывать наказание, одновременно выполняя обязанности военной службы.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в воспительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы сопряжено с возложением на осужденного определенных и достаточно серьезных правоограничений, существенно изменяющих правовой статус лица. Оно лишается права передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с друзьями и близкими и т. д. Правоограничение заключается также в ограничении возможности выбора вида трудовой деятельности, регламентации времени работы и отдыха. Это наказание предполагает и исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду, проведения с ним воспитательной работы.

Этот вид наказания применяется тогда, когда, исходя из тяжести совершенного преступления и личности виновного, для достижения целей наказания (в особенности исправления осужденного) необходима его изоляция от общества. Верховный Суд РФ ориентирует суды на необходимость применения к лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, вместо кратких сроков лишения свободы наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством суд в обвинительном приговоре обязан мотивировать назначение наказания в виде лишения свободы, если санкция уголовного закона предусматривает и другие наказания, не связанные с лишением свободы.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров – более тридцати лет.

Тяжесть наказания в виде лишения свободы определяется видом исправительного учреждения, в котором осужденные отбывают этот вид наказания. В свою очередь, вид исправительного учреждения зависит от тяжести совершенного осужденным преступления и данных, характеризующих личность виновного.

Отбывание лишения свободы назначается:

– лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, – в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;

– мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, – в исправительных колониях общего режима;

– мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, – в исправительных колониях строгого режима;

– мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений – в исправительных колониях особого режима.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.

Наиболее строгим (суровым) видом лишения свободы является его отбывание в тюрьме (покамерное размещение осужденных, недопущение общения с осужденными, находящимися в других камерах, большие ограничения в материально-бытовых условиях – передачи, посылки, право расходования денег и т. д.). Неодинаковым является и объем ограничений в исправительных колониях. Менее строгий он в колониях общего режима. Более строгий – в колониях строгого режима, в колониях особого режима – по ряду элементов приближается к тюремному. Наиболее ограниченный крут правоограничений установлен в воспитательных колониях (в особенности общего режима). Несовершеннолетние преступники в большем объеме пользуются правом на получение посылок и передач, на свидания. Им должны обеспечиваться благоприятные условия для продолжения общего и профессионального образования.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь, в силу ст. 59 УК РФ, является исключительной мерой наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Статья 20 Конституции РФ устанавливает, что смертная казнь «впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Это конституционное положение развито и конкретизировано в ст. 59 Уголовного кодекса Российской Федерации. Часть 1 этой статьи констатирует, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть предусмотрена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В Особенной части УК РФ смертная казнь предусматривается за преступления, предусмотренные ст. 105, ч. 2 (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 357 (геноцид). Все они являются разновидностью особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Порядок исполнения смертной казни регламентируется в уголовно-исполнительном законодательстве.

Уголовный кодекс все виды наказаний по порядку их назначения делит на три группы:

· наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основные наказания могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ, к ним относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и не могут назначаться самостоятельно. К ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.

Остальные виды наказания, т. е. штраф, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.[60]