Понятие земельный участок статья

«Земельный участок» и его определение в российском законодательстве

В настоящее время в юридической литературе не прекращается дискуссия относительно понятия земельного участка. Отметим, что земельный участок рассматривается как индивидуализированная в установленном порядке часть поверхности земли; геометризованный блок почвенного слоя или часть поверхности земли; неотторжимая часть земной коры; объект гражданских прав; недвижимая вещь [5].

Так как земля обладает экономической ценностью, она выступает объектом гражданского права. В п. 2 ст. 6 ЗК РФ 2001 г. было установлено, что земельный участок — это «часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке». Эта норма действовала вместе с положениями п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ, в которых говорилось о правах на почвенный слой, замкнутые водоемы, лес и растения, а также о праве собственника участка использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, с ограничениями, установленными законодательством.

В 2008 году определение земельного участка было изменено [1]. Так, из п. 2 ст. 6 оно было перенесено в ст. 11.1 ЗК РФ и выглядит следующим образом: «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами».

В Федеральном законе от 23.06.2014 N 171-ФЗдефиницию земельного участка вновь вернули в ст. 6 (п. 3) и определили как: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи» [2].

Таким образом, земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Определение земельного участка через характеристики индивидуализации для земельного права России является новацией. Индивидуализация земельного участка иными, нежели установление местоположения границ, средствами не может не восприниматься критически. Фактически выработка средств индивидуализации земельного участка законодательной властью передана непосредственным правоприменителям. Представляется, что первыми с проблемой индивидуализации земельного участка иными средствами, нежели формирование межевого дела, соприкоснутся суды. В этой связи важно отметить, что до вступления в силу рассматриваемых изменений Закона издан Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» [4], определяющий виды разрешенного использования формируемых земельных участков. С даты вступления в силу Приказа разрешенный вид использования становится закрепленным унифицированным свойством формируемого земельного участка. Разрешенный вид использования как характеристика земельного участка используется и в настоящее время, но не является унифицированным. Разнообразие Правил землепользования и застройки, финальной датой принятия которых выступает декабрь 2014 г., для всех публичных образований страны влекло и разнообразие разрешенных видов использования. Наличие федерального нормативного правового акта привносит унифицирующий и дисциплинирующий характер в реализацию полномочий органами местного самоуправления и городами федерального значения.

Отказываясь определять земельный участок через установление его границ законодатель имел в виду что: границы являются не единственным признаком, позволяющим выделить участок в качестве индивидуально-определенной вещи, а также то, что индивидуализация земельного участка предполагается возможной без установления его границ.

Любая вещь может стать исключительной в результате выделения группы признаков, которые достаточны для ее идентификации. Безусловно, во всех этих случаях такую вещь будут характеризовать очень многие отличительные детали, но для выделения ее из общей массы схожих объектов практически всегда будет достаточно даже одного признака. В то же время в качестве предмета оборота любая индивидуально-определенная вещь может быть описана путем перечисления очень большого количества признаков, при этом пределы конкретизации будут зависеть только от участников оборота, если специальным законодательством не установлены особые правила. И хотя предмет договора купли-продажи земельного участка в принципе мог бы быть идентифицирован только его кадастровым номером, представляющим отсылку к государственному кадастру недвижимости (далее — ГКН), где содержится описание границ участка, договор тем не менее может содержать сведения о площади участка, категории земель, к которой он относится, перечень имеющихся на участке растений, характеристику почвы и описание рельефа.

Чтобы понять какие же из этих признаков земельного участка имеет в виду законодатель, когда говорит о наличии «характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи», прежде всего следует обратиться к ГКН, назначением которого является обеспечение идентификации земельных участков и других объектов недвижимости.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о ГКН) в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков вносятся «следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости»:

а) вид объекта недвижимости (земельный участок);

б) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

в) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН;

г) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о ГКН требований [3].

Безусловно, вид объекта в подобном случае не может быть идентифицирующим признаком, так как характеризует все земельные участки. Таким признаком не может быть и кадастровый номер, выступающий в качестве идентификатора, но не идентифицирующего признака [7]. Особенность кадастрового номера заключается в том, что он не характеризует объект недвижимости как вещь, а содержит отсылку к информационному ресурсу (ГКН), в котором необходимую информацию о вещи можно получить.

В соответствии с проведенными налоговыми преобразованиями земельный участок является объектом обложения налогом на недвижимость, размер которого исчисляется от кадастровой оценки земельного участка. То есть можно заключить, что одним из дополнительных средств индивидуализации земельного участка выступает его государственная кадастровая оценка.

Так, давая универсальное определение земельному участку в рамках заданного Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ формата, до устранения его противоречия принципам земельного законодательства представляется необходимым исходить из индивидуализации земельного участка в границах и пространственном местоположении, зафиксированных при постановке на кадастровый учет. Или жеотталкиваться от необходимости соблюдения совокупности следующих свойств индивидуализации земельного участка.

К необходимым отнесены: площадь земельного участка, его адрес, кадастровые номера участков, из которых образуется данный участок, территориальная зона, в которой образуется участок, и категория земель.

Достаточными средствами индивидуализации являются: во-первых, отнесение к определенной категории земель; во-вторых, наличие разрешенного вида использования по классификатору; и, в-третьих, текстовое описание через указание на наличие либо отсутствие: почвенного слоя, водных объектов и растений.

Отдельным средством индивидуализации можно назвать наличие оценки для целей налогообложения. При его использовании необходимо принимать во внимание массовость споров о кадастровой оценке земельных участков. Наличие судебного акта как результата спора о кадастровой оценке земельного участка само по себе может рассматриваться индивидуализацией земельного участка.

Итак, из вышесказанного следует вывод о том, что из характеристик земельного участка, вносимых в ГКН, действительно уникальной является исключительно местоположение его границ.

В ч. 2 ст. 7 Закона о ГКН, который включает в себя 32 пункта, содержатся характеристики, которые именуются дополнительными. Из них к земельным участкам относятся: кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; адрес объекта недвижимости или (при отсутствии такого адреса) описание местоположения; сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование. Безусловно, эти сведения характеризуют земельный участок как индивидуально-определенную вещь. Однако, они не являются определяющими. Чтобы решить, является ли признак определяющим, необходимо мысленно удалить его из определяемого предмета или заменить другим и посмотреть, останется ли предмет тем же с точки зрения права.

В данной статье, хочется отметить, что в качестве окончательного вывода можно записать: в соответствии с действующим законодательством единственным индивидуализирующим признаком земельного участка является местоположение его границ.

Представляется, что ныне действующее определение земельного участка выдвигает на первый план именно его фактическую сторону, указывает на то, что земельный участок как предмет гражданско-правовых отношений в ряде случаев может формироваться до проведения его кадастрового учета и описания границ от лица государства. Исходя из этой формулировки, можно сделать вывод о том, что границы земельного участка — его обязательная характеристика, но порядок их определения не имеет правового значения. Если границы части земной поверхности определены с достаточной точностью любым субъектом гражданского права, то эта часть земной поверхности может рассматриваться как недвижимая вещь и становиться предметом гражданско-правовых отношений.

Следует обратить внимание на «вертикальный» аспект понятия земельного участка, который заключается в том, что под земельным участком необходимо понимать не только саму поверхность земли, но и то, что расположено в пространстве в пределах вертикальных плоскостей, проходящих через его границы. Так, ст. 261 ГК РФ устанавливает, что право на земельный участок «распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения», и это объясняет второй (содержательный) аспект определения земельного участка, который, возможно, и имели в виду его авторы.

На наш взгляд, реформирование определения земельного участка представляется неудачей законодателя. Оно не было подготовлено предшествующим ходом научных исследований и идет вразрез с предложениями Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [6]. Именно неподготовленностью, скорее всего, и объясняется очень низкое качество данной нормы, которая вместо установления четких рамок понятия земельного участка увела его в сферу оценочных и нуждающихся в существенных дополнительных разъяснениях категорий. В данном случае, оптимальным решением было бы его изъятие из ЗК РФ и перенесение вместе с другими гражданско-правовыми нормами в ГК РФ.

Итак, определение земельного участка в ГК РФ могло бы быть сформулировано следующим образом: «Земельный участок — часть поверхности Земли в пределах замкнутого контура границ, а также находящиеся в этих границах поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, растения и все, что неразрывно связано с поверхностью участка, за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и самовольных построек».

Подобное определение позволит указать основной идентификационный признак участка — его границы, и конечно — раскрыть содержание права на земельный участок. То, что в определении содержится упоминание о почвенном слое, водных объектах и растениях, дает также основание для включения в это понятие любых результатов работ по улучшению участка (асфальтовых покрытий, мощения, ограждений, мелиорационных систем и т.п.). В то же время исключается отнесение к земельному участку объектов, имеющих в соответствии с законодательством (ст. ст. 130, 222 ГК РФ) самостоятельный статус недвижимых вещей.

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» от 22.07.2008 N 141-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Официальный сайт КонсультантПлюс

2. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2016) // Официальный сайт КонсультантПлюс

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Официальный сайт КонсультантПлюс

4. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) // Официальный сайт КонсультантПлюс

5. Елисеева И. А. Земельный участок как объект гражданского оборота: понятие и признаки // Бизнес в законе. – 2010. – № 2. – С. 60–66.

6. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. — М.: Статут, 2009. — 160 с.

7. Рожкова М.А. Идентификаторы: все ли надо относить к объектам интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. — 2015. — № 2. — С. 82 — 86.

Понятие земельного участка и его определение в российском законодательстве (Алексеев В.А.)

Дата размещения статьи: 19.04.2016

Задачей настоящей статьи является рассмотрение эволюции определения земельного участка в российском законодательстве различных периодов и анализ на этой базе последней редакции такого определения в Земельном кодексе (ЗК) РФ.

В п. 2 ст. 6 ЗК РФ 2001 г. было установлено, что земельный участок — это «часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке». Эта норма действовала вместе с положениями п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ, в которых говорилось о правах на почвенный слой, замкнутые водоемы, лес и растения, а также о праве собственника участка использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, с ограничениями, установленными законодательством.
Определение земельного участка было подвергнуто изменению в 2008 г. . Из п. 2 ст. 6 оно было перенесено в ст. 11.1 ЗК РФ и стало иметь следующий вид: «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (здесь и далее в цитатах выделено нами. — В.А.)».
———————————
См.: Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

В 2014 г. дефиниция земельного участка была вновь возвращена в ст. 6 (п. 3) и сформулирована так: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи». Одновременно продолжают действовать положения п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ. Очевидно, в настоящее время понятие земельного участка следует рассматривать в рамках этих норм Кодексов.
———————————
См.: Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Статья 11.1 ЗК РФ утратила силу.

Как и все предшествующие законодательные описания, последняя формулировка рассматривает земельный участок как часть земной поверхности. При этом до последних изменений земельного законодательства основным критерием выделения части земной поверхности в качестве земельного участка было установление границ такого участка, в то время как новая формулировка о границах не упоминает. Теперь признаком земельного участка стало наличие характеристик, позволяющих определить часть земной поверхности в качестве индивидуально-определенной вещи.
Сравнивая данный подход с предыдущим, можно прийти к нескольким предположениям о том, что имел в виду законодатель, отказываясь определять земельный участок через установление его границ:
1) индивидуализация земельного участка предполагается возможной без установления его границ;
2) границы являются не единственным признаком, позволяющим выделить участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Рассмотрим первое предположение. Возможна ли индивидуализация части земной поверхности без установления ее границ? При здравом размышлении положительный ответ на этот вопрос дать не получается. Как бы мы ни описывали часть земной поверхности, которую мы хотели бы рассматривать как земельный участок — недвижимую вещь (используя средства геодезии, в порядке, предусмотренном для кадастрового учета, или методом словесного описания), мы всегда будем указывать на пределы (границы), в которых он расположен. Если же нам описать границы участка не удастся, то его индивидуализации не произойдет. Видимо, законодатель не подразумевал отказ от границ как индивидуализирующего признака земельного участка. Следует, таким образом, предположить, что, не упоминая в определении земельного участка о его границах, законодатель просто не стал акцентировать внимание на этом обязательном индивидуализирующем признаке.
Перейдем ко второму высказанному предположению. Здесь следует начать с понятия индивидуально-определенной вещи. К таким вещам теория относит как вещи, отличающиеся неповторимостью в силу своих естественных свойств (уникальные вещи), так и индивидуализированные участниками гражданского оборота, тем или иным образом выделенные участниками сделки из массы однородных вещей . Отношение недвижимых вещей к индивидуально-определенным и уникальным очевидно и никогда не было предметом дискуссии. Поэтому указание в формулировке на то, что земельный участок как объект недвижимости должен быть индивидуально-определенной вещью (обладать соответствующими признаками), на первый взгляд представляется юридической банальностью. Любой объект недвижимости является индивидуально-определенной вещью в силу своих естественных свойств: абсолютной неподвижности и неизменности местоположения. Именно в силу своего местоположения, которое устанавливается его границами, земельный участок (как, впрочем, и все другие объекты недвижимости) становится уникальной индивидуально-определенной вещью.
———————————
См.: Гражданское право: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. Т. 1.

Любая вещь становится уникальной в результате выделения какого-то одного или ограниченной группы признаков, достаточных для ее идентификации. Разумеется, во всех этих случаях такую вещь будут характеризовать очень многие отличительные детали, но для выделения ее из общей массы схожих объектов практически всегда будет достаточно одного или нескольких признаков. В то же время в качестве предмета оборота любая индивидуально-определенная вещь может быть описана путем перечисления очень большого количества признаков, при этом пределы конкретизации будут зависеть только от участников оборота, если специальным законодательством не установлены особые правила. И хотя предмет договора купли-продажи земельного участка в принципе мог бы быть идентифицирован только его кадастровым номером, представляющим отсылку к государственному кадастру недвижимости (далее — ГКН), где содержится описание границ участка, договор тем не менее может содержать сведения о площади участка, категории земель, к которой он относится, перечень имеющихся на участке растений, характеристику почвы и описание рельефа.
Какие же из этих признаков земельного участка имеет в виду законодатель, когда говорит о наличии «характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи»? С учетом приведенного текста и предшествующего анализа напрашивается вывод о том, что должен быть выбран один или ограниченная группа признаков, которые в каждом случае позволят отличить один земельный участок от другого. Для поиска этих признаков прежде всего следует обратиться к ГКН, назначением которого является обеспечение идентификации земельных участков и других объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о ГКН) в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков вносятся «следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости»:
а) вид объекта недвижимости (земельный участок);
б) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;
в) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН;
г) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о ГКН требований.
Разумеется, вид объекта в данном случае не может быть идентифицирующим признаком, поскольку характеризует все земельные участки. Таким признаком не может быть и кадастровый номер, который выступает в качестве идентификатора , но не идентифицирующего признака. Специфика кадастрового номера состоит в том, что он не характеризует объект недвижимости как вещь (его нельзя найти на участке, в отличие от номера двигателя на автомобиле), а содержит отсылку к информационному ресурсу (ГКН), в котором необходимую информацию о вещи можно получить.
———————————
См.: Рожкова М.А. Идентификаторы: все ли надо относить к объектам интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2015. N 2. С. 82 — 86.

Остались только два признака: описание местоположения границ и площадь участка. Но является ли площадь объекта вторым идентифицирующим признаком наряду с его границами? Это было бы так, если бы площадь участка вычислялась как фактическая площадь его поверхности с учетом рельефа. В этом случае в пределах одной конфигурации границ участка его площадь могла бы иметь разное значение в зависимости от изменения уклонов, образования насыпей и углублений. Однако в соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о ГКН «площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость». Следовательно, в рамках одной геометрической фигуры, составляющей границы земельного участка, площадь этого участка, внесенная в ГКН, всегда будет одинаковой.
Из всего вышесказанного с необходимостью следует вывод о том, что из характеристик земельного участка, вносимых в ГКН, действительно уникальной является только местоположение его границ.
В ч. 2 ст. 7 Закона о ГКН, состоящей более чем из 30 пунктов, содержатся характеристики, которые именуются дополнительными. Из них к земельным участкам относятся: кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; адрес объекта недвижимости или (при отсутствии такого адреса) описание местоположения; сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование. Характеризуют ли эти сведения земельный участок как индивидуально-определенную вещь? Безусловно. Но можно ли назвать их определяющими? Полагаем, что нет. Чтобы решить, является ли признак определяющим, необходимо мысленно удалить его из определяемого предмета или заменить другим и посмотреть, останется ли предмет тем же с точки зрения права. Может ли изменение категории земель, разрешенного использования, адреса или номера кадастрового квартала земельного участка, границы которого остались неизменными, привести к исчезновению прежнего земельного участка и возникновению нового? С точки зрения права (ГК РФ, ЗК РФ, Закона о ГКН, Градостроительного кодекса РФ) это будет тот же земельный участок, в отношении которого изменились отдельные элементы правового режима (категория земель, разрешенное использование) и отдельные идентификаторы (адрес и номер кадастрового квартала). Так же обстоит дело и в случае изменения количества расположенных на участке объектов недвижимости, природных объектов и растительности. Снос здания, располагавшегося на земельном участке, вырубка леса или посадка сада не превращают с точки зрения права участок в другой при неизменности его границ.
Мы честно пытались найти новые или дополнительные признаки, индивидуализирующие (определяющие) земельный участок как индивидуально-определенную вещь, кроме местоположения его границ. Однако ни само определение земельного участка (п. 3 ст. 6 ЗК РФ), ни другие нормы не позволили нам это сделать. Поэтому в качестве окончательного вывода можно записать: в соответствии с действующим законодательством единственным индивидуализирующим признаком земельного участка является местоположение его границ.
Но остался вопрос: что же все-таки имели в виду авторы новой формулировки, когда отказались от проверенного в течение 15 лет принципа определения участка через местоположение его границ и заменили его новым весьма расплывчатым подходом? К сожалению, об этом можно только догадываться. Выскажем два предположения.
Первое состоит том, что в ныне действующей дефиниции земельного участка предпринята попытка «либерализации» способов установления границ. Исключив упоминание о границах участка, законодатель, естественно, опустил и вопрос о способе их установления. Если в предшествующих формулировках вместе с признаком границ обязательно присутствовал и порядок их установления (уполномоченным государственным органом, в установленном порядке, в соответствии с федеральными законами), то теперь упоминание о таком порядке отсутствует.
Дело в том, что до последнего времени под надлежащим установлением границ земельного участка в судебной практике понималось проведение кадастрового учета земельного участка. Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указывалось, что под определением границ земельного участка необходимо понимать факт формирования земельного участка, под которым понималось проведение кадастрового учета. Аналогичного подхода придерживались и суды общей юрисдикции, что приводило в ряде случаев к существенным нарушениям прав граждан.
Так, Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе судебное решение, которым гражданину Ц. было отказано в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) и юридическому лицу, которое получило от КУГИ в аренду земельный участок, включавший часть приусадебной территории дома, в котором проживал Ц. В обоснование своих требований Ц. ссылался на свое право приобретения земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ как собственник расположенного на участке здания. Однако суд посчитал, что у Ц. отсутствует право, подлежащее защите, поскольку кадастровый учет земельного участка не проводился, а значит, и предмет спора отсутствует . Представляется, что если бы суд руководствовался новым определением земельного участка, то у него не нашлось бы оснований для отказа в защите права гражданина на приобретение земельного участка, границы которого были определены без процедуры кадастрового учета.
———————————
См.: Архив Приморского районного суда Санкт-Петербурга, дело N 2-2560/2013.

Нужно также отметить, что в некоторых случаях суды отказывались от принципа «нет кадастрового учета — нет земельного участка». Так происходило, например, при рассмотрении споров о взыскании неосновательного обогащения за пользование несформированными государственными земельными участками. В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2010 N 241/10 по делу N А43-5234/2009-17-117 указал, что в случае, если земельный участок используется для эксплуатации здания, факт отсутствия формирования и кадастрового учета не имеет значения для взыскания платы за использование такого участка .
———————————
См.: Цеденов С.П. Определение земельного участка как объекта гражданских правоотношений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. N 1(57). С. 56 — 59.

Представляется, что ныне действующее определение земельного участка выдвигает на первый план именно его фактическую сторону, указывает на то, что земельный участок как предмет гражданско-правовых отношений в ряде случаев может формироваться до проведения его кадастрового учета и описания границ от лица государства. На основании этой формулировки можно сделать вывод о том, что границы земельного участка — его обязательная характеристика, но порядок их определения не имеет правового значения. Если границы части земной поверхности определены с достаточной точностью любым субъектом гражданского права, то эта часть земной поверхности может рассматриваться как недвижимая вещь и становиться предметом гражданско-правовых отношений.
Второе предположение состоит в том, что авторы определения пытались обратить внимание на «вертикальный» аспект понятия земельного участка, состоящий в том, что под земельным участком следует понимать не только саму поверхность земли, но и то, что расположено в пространстве в пределах вертикальных плоскостей, проходящих через его границы. Статья 261 ГК РФ устанавливает, что право на земельный участок «распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения», и это объясняет второй (содержательный) аспект определения земельного участка, который, возможно, и имели в виду его авторы.
Разумеется, нельзя не согласиться с тем, что наличие и качество почвенного слоя, водных объектов и растений на земельном участке характеризует его как индивидуально-определенную вещь. Но даже без почвы и растений участок сохранит свое качество недвижимой вещи, а значимость этих характеристик будет определяться в каждом случае участниками оборота. Конечно, покупатель может отказаться от исполнения договора, по которому он купил земельный участок с фруктовым садом, если сад ликвидирован продавцом. Но основанием отказа от исполнения договора в данном случае будет не исчезновение его предмета — земельного участка, а существенное снижение его качества по сравнению с условиями договора. Вот почему нельзя считать признаки, характеризующие то, что расположено на земельном участке, критериями его идентификации как объекта недвижимого имущества.
В целом же реформирование определения земельного участка представляется неудачей законодателя. Оно не было подготовлено предшествующим ходом научных исследований и идет вразрез с предложениями Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации . Этой неподготовленностью, видимо, и объясняется весьма низкое качество данной нормы, которая вместо установления четких рамок понятия земельного участка увела его в сферу оценочных и нуждающихся в существенных дополнительных разъяснениях категорий. Хочется надеяться, что ныне действующее определение будет действовать недолго. Самым оптимальным решением было бы его изъятие из ЗК РФ и перенесение вместе с другими гражданско-правовыми нормами в ГК РФ.
———————————
См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М., 2009.

При этом определение земельного участка в ГК РФ могло бы быть сформулировано следующим образом. Земельный участок — часть поверхности Земли в пределах замкнутого контура границ, а также находящиеся в этих границах поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, растения и все, что неразрывно связано с поверхностью участка, за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и самовольных построек.
Такое определение позволит указать основной идентификационный признак участка — его границы, а также раскрыть содержание права на земельный участок. То, что в определении содержится упоминание о почвенном слое, водных объектах и растениях, дает также основание для включения в это понятие любых результатов работ по улучшению участка (асфальтовых покрытий, мощения, ограждений, мелиорационных систем и т.п.). В то же время исключается отнесение к земельному участку объектов, имеющих в соответствии с законодательством (ст. ст. 130, 222 ГК РФ) самостоятельный статус недвижимых вещей .
———————————
Данный подход является единственно возможным до тех пор, пока в гражданское законодательство не внедрено понятие единого объекта недвижимости.

Земельный участок (понятие). Образование земельных участков (общие положения).

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений ст. 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

Согласно ч. 7 — 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате:

  1. преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка;
  2. образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 11.3 ЗК РФ.

Образование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ образуемого участка в установленном порядке.

Особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости установлены в ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 4 указанной статьи внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Поскольку в результате образования земельного участка возникает новый объект гражданских прав, постольку права на данный объект подлежат государственной регистрации. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, установлены в ст. 22.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  1. решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
  2. соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  3. иной документ, на основании которого в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Как получить земельный участок в аренду или собственность: Видео