Права и обязанности детей лекция

Права и обязанности детей и родителей (4)

Главная > Реферат >Государство и право

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 14

Библиографический список 27

Рождение ребенка — важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно. Под термином «происхождение детей» имеется в виду их кровное (биологическое) происхождение от определенных мужчины и женщины, зарегистрированное с соблюдением установленного порядка. Хотя, как отмечается в современной юридической литературе, широкое применение современных медицинских технологий позволяет рассматривать родительские отношения не только как биологические, но и как социальные (концепция социального отцовства и материнства) 1 , что находит свое подтверждение и в российском законодательстве.

В соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок должен быть зарегистрирован сразу же после рождения, чем подтверждается его происхождение. Этот принцип соблюдается и в России. Происхождение ребенка от определенных родителей становится юридическим фактом лишь при условии его удостоверения компетентным органом — органом загса или в случаях, предусмотренных законом, судом. В свою очередь именно установление происхождения ребенка создает объективные предпосылки для соблюдения прав ребенка и исполнения обязанностей родителями по его воспитанию и содержанию. И в последующем единственным основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей может быть лишь происхождение ребенка, удостоверенное в установленном законом порядке.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

В России вопрос о правовом положении детей, родившихся от родителей, не состоящих в браке между собой, в различные исторические периоды решался по-разному, включая и полное бесправие таких детей. По Уложению 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака их родителей. В XVIII-XIX вв. также существовали значительные сложности по установлению отцовства детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой 2 . Причем вследствие складывающихся веками предрассудков подобный подход был не только закреплен в правовых нормах, но и сказывался на общественном мнении. В отдельных местностях России в XIX веке детей, родившихся у незамужних женщин, оскорбительно называли «прижитками», «заугольниками», «девьими», что свидетельствовало о негативном отношении населения к таким детям 3 . Естественно, что при таких обстоятельствах сложно было ставить вопрос о юридическом или фактическом равенстве прав и обязанностей детей, родившихся от лиц, состоящих в браке между собой, и детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке.

Правовое положение «внебрачных детей» по сравнению с детьми, родившимися от родителей, состоящих в браке, было практически уравнено только после 1918 г. 4 Однако затем этот вопрос вновь получал неоднозначное разрешение.

СК (ст. 47) закреплен принцип, в соответствии с которым взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке. В этой связи объем прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку с момента рождения не может зависеть от характера отношений между его родителями, в том числе и от того, состоят ли они в зарегистрированном браке или нет.

Для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей важно соблюдение предусмотренного СК порядка установления материнства и отцовства. В соответствии с комментируемой статьей при добровольном установлении отцовства или установлении отцовства в судебном порядке дети, родившиеся от не состоящих в браке родителей, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. Таким образом, в случае установления отцовства в добровольном или судебном порядке ребенок, рожденный вне брака, наделяется законом равными правами с ребенком, рожденным в браке. Причем правоотношения между ребенком и отцом, а также родственниками отца возникают с момента рождения ребенка, а не со дня установления отцовства.

Семейным Кодексом установлены одинаковые права и обязанности детей, родившихся от состоящих в браке родителей, и детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой, при установлении отцовства в предусмотренном законом порядке по отношению не только к родителям, но и к родственникам родителей, включая право ребенка на общение с ними (ст. 55 СК) и обязанность внуков, дедушки и бабушки по взаимному содержанию (ст. 94, 95 СК).

Реализация в СК (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает актам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей.

Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

право на защиту (ст. 56 СК);

право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное настоящей статьей его право жить и воспитываться в семье. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой.

Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать: ни государственные органы, ни частные лица. Нормы СК о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).

В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производится на основании их свидетельства о рождении (п. 28, 29 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства).

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка 5 .

Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из Российской Федерации. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей).

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека) 6 .

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, т.е. осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.

В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в других случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.

Права и обязанности детей и родителей (5)

Главная > Курсовая работа >Право, юриспруденция

Тема Права и обязанности детей и родителей

Актуальность данной темы В современном мире вопросы прав и обязанностей детей и их родителей являются наиболее актуальными. В век современных технологий для граждан являются доступны законодательные и нормативные акты, излагающие сущность и содержание основных прав и обязанностей. Современная молодежь все чаще интересуется своими правами и обязанностями и прибегают к их защите в силу необходимости.

Вопросам прав и обязанностей как детей, так и их родителей посвящен Семейный Кодекс РФ, так же в публикациях доступны выдержки из нормативных актов и постановлений судов по решению тех или иных правовых вопросов родителей и их детей.

Добавить еще примерно на 1 страницу .

Написать обязательно Степень научной разработанности нужно указать на пол страничке авторов перечислить работы указать и т.д.ссылки на работы

Объектом нашего исследования являются правовые вопросы детско-родительских отношений.

Предметом исследования являются права и обязанности детей и родителей.

Цель исследования – изучить правовые вопросы касательно прав и обязанностей детей и родителей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать основные обязанности и права детей;

— проанализировать основные права и обязанности родителе;

— проанализировать практику Европейского суда по вопросам детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества.

Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов.

Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ.

Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Сущность и анализ основных прав и обязанностей детей

1.1 Основные права и обязанности детей

Вопрос правового обеспечения детей в современном обществе является, бесспорно, актуальным. Для всех развитых стран характерна тенденция развития правовой системы защиты и охраны прав и свобод несовершеннолетних детей.

Данный факт находит подтверждение и закрепление соответственно во многих международных документах, посвященных как напрямую правам ребенка, так и косвенно затрагивающих права последних. К ним относятся, в частности, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне, Семейный кодекс РФ и ряд других.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам детей, имеющих статус несовершеннолетних, относятся:

— право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

— право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

— право на защиту (ст. 56 СК РФ);

— право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

— право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Несовершеннолетние дети, но достигшие четырнадцати лет, вправе выбирать свое место жительства с согласия их законных представителей. Так же ребенок имеет право остаться проживать со своими родителями при достижении возраста четырнадцати лет.

Совместно с правом ребенка проживать со своими родителями, несовершеннолетние дети имеют право:

— знать своих родителей;

— на заботу родителей;

— на воспитание своими родителями;

— на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;

— на уважение его человеческого достоинства.

Статья 7 Конвенции о правах ребенка также включает в себя и описывает право ребенка знать своих родителей. Данный факт основывается на происхождении детей от данных родителей.

Так же несовершеннолетние дети имеют право на свое воспитание, соблюдение его интересов и всестороннее развитие. Данные права предполагают предоставление каждому ребенку в его семье возможности расти как физически, так и духовно, быть здоровым и способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства, в том числе и достоинство ребенка в семье — неотъемлемая часть полноценного воспитания ребенка.

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, если совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. Решение о раздельном проживании ребенка с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ процедур и условий.

С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.

Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст.ст. 69, 73 СК РФ).

Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных Семейным Кодексом РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Согласно пункту 1 статьи 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст. ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка).

Помимо основных прав, законодательные акты предусматривают также и обязанности детей.

— слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

— получить основное общее образование (9 классов);

— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

— на участие в детском общественном объединении.

— соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

— встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Вывод по параграфу Таким образом

1.2 Практика Европейского суда по защите прав детей

В современном мире мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда все имеющиеся внутригосударственные средства защиты прав ребенка исчерпаны, а право ребенка так и не получило соответствующей защиты. Данная ситуация может получить разрешение с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации. Более того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В данном параграфе затронем положения Европейской конвенции, так как ее положения могут применяться к ребенку, как к субъекту международного права, а напрямую Европейская конвенция не регулирует права несовершеннолетних детей

Рассмотрим основные нормы, которые наиболее часто применяются при защите прав детей.

Статья 3 Конвенции полностью запрещает пытки или бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание. В рамках данной статьи Европейский суд считает: чтобы плохое обращение, в частности с детьми, представляло собой нарушение данной нормы, оно должно достигнуть минимального уровня жестокости, оценка которого по своей сути относительна, так как зависит от конкретных обстоятельств дела: от его продолжительности, воздействия на психическое или физическое состояние, а также от пола, возраста, состояния здоровья жертвы такого обращения.

При толковании данной нормы Суд исходит из того, что пытка представляет собой преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень сильные и жестокие страдания (речь идет об обращении, которое состоит в явном непонимании элементарных принципов гуманности). Европейский суд считает обращение бесчеловечным, если оно причиняет сильнейшие физические и моральные страдания, которые могут повлечь острые психические расстройства. В то же время под бесчеловечным наказанием подразумевается наказание, вызывающее страдания особого уровня, т.е. определенное насилие.

В практике Европейского суда немаловажным является на сегодняшний день решение вопроса о передаче государству права на опеку над ребенком.

Во-первых, Европейский суд отмечает, что разделение семьи в любом случае предстает серьезным вмешательством государства в дела конкретной семьи, которое всегда должно быть оправдано интересами ребенка.

Основному фундаментальному праву на образование соответствует дополнительное право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений, под которыми Суд понимает убеждения, заслуживающие уважения в демократическом обществе и являющиеся совместимыми с достоинством личности и в то же время не противоречащими основополагающему праву ребенка на образование. Опосредованное отношение к защите прав детей в рамках Европейского суда имеет и ст. 14 Конвенции, запрещающая любую форму дискриминации в отношении детей. Так, Суд придает особое значение равенству в сфере прав гражданского характера между детьми, рожденными в браке, и детьми, рожденными вне брака; только веские причины могут привести к тому, чтобы считать совместимым с Европейской конвенцией различие по признаку рождения вне брака.

Возвращаясь к рассматриваемому делу, необходимо отметить, что поданная жалоба заявительницей была признана неприемлемой. Кроме того, на момент обращения заявительницы в Европейский суд дело уже было прекращено в национальном суде посредством заключения мирового соглашения, согласно которому ребенок оставался с отцом, матери предоставлялось право встречаться с ребенком по вечерам в выходные дни, а также забирать сына к себе во время школьных каникул. Тем не менее, очевидно, что на пересмотр состоявшегося решения по делу гражданки Н. повлияла позиция Европейского суда.

Добавить и изменить ..

Учитывая сложившуюся практику Европейского суда по вопросам, касающимся защиты прав детей, следует отметить, что обычно интересы несовершеннолетних в Суде представляют их родители. Тем не менее, ребенок наделен правом воспользоваться помощью адвоката или общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам законное представительство родителями невозможно. Подобный подход особенно актуален, когда интересы ребенка входят в противоречия с интересами его родителей или опекунов.

Как правило, Европейский суд при разрешении конфликтных ситуаций стремится к максимальному учету мнения детей, не упуская из внимания и принципы «охраны здоровья и нравственности» и «права на семейную жизнь». Так, в одном из дел право на неприкосновенность частной жизни вступило в конфликт с правом других лиц на семейную жизнь. 14-летняя девочка убежала из дома, для того чтобы жить со своим другом. Органы власти вернули ее к родителям. Рассматривая жалобу, Комиссия пояснила, что «в качестве общего положения при условии отсутствия каких-либо особых обстоятельств обязанность детей проживать вместе со своими родителями или иным образом быть объектами социального контроля является необходимой для охраны здоровья и нравственности детей, хотя с точки зрения каждого конкретного ребенка это может представлять вмешательство в его личную жизнь. Комиссия считает, что вмешательство с целью принудить ее вернуться к своим родителям. было направлено на то, чтобы обеспечить уважение жизни ее семьи, а также было необходимо для защиты здоровья и нравственности девочки по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции».

Практика Европейского суда показывает, что механизмы защиты граждан на международном уровне являются на сегодняшний день необходимым условием эффективной защиты прав, а особенно прав детей.

Вывод по параграфу Таким образом

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М. Закон. 1994.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. от 2 января 2000 года). М. НОРМА. 2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 года). ТК Велби. 2005.

4. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1961 года. М. Юрлитиздат 1990.

5. Уголовный кодекс Российской федерации. М. ТК Велби. 2005.

6. Закон РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20 июля 2000 года).

7. Закон РФ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. от 29 апреля 2002 года). М. 2003.

8. Афанасьев Д.В., Рожкова М.А. К вопросу о предварительных мерах, принимаемых Европейским судом по правам человека // Законодательство. 2004. N 9. – с.13-18

9. Горшкова С.А. Обращения Европейского суда по правам человека к нормам международных конвенций // Журнал российского права. 2004. N 5. – с.10-14

10. Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.2 — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю.Валявина, И.В.Елисеев и др.; Отв.ред.А.П,Сергеев, Ю.К.Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 848с.

11. Дюжева О.А. О международном обществе семейного права // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 306с.

12. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.4-8

13. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.23-27

14. Кравчук Н.В. Защита семьи. М., 2006. – 218с.

15. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 213с.

16. Лукашук И.И. Международное право. Изд. Третье, перераб и доп.- Волтерс Клувер, 2005. – 301с.

17. Международно-правовые способы защиты прав человека / Под ред. Н.А. Баринова. Саратов, 2003. – 234с.

18. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. – 405с.

19. Семейное право России: Учебник для вузов. Пчелинцева Л.М. — 4-е изд., перераб. — М.: Норма, 2006. — 704с.

20. Травников М.А. Будущее Европейского суда по правам человека: тупик или смена концепции // Журнал российского права. 2002. N 6. – с. 3-10

21. Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в европейском суде по правам человека. М, 2009. – 207 с.

22. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М., 2001. – 204с.

23. Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. N 12.- 34с.38

24. Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. М., 2004. – 213с.

Лекция. Тема: Как защитить права ребенка?

Тема: Как защитить права ребенка?

Цель: осуществить правовое просвещение родителей.

Оборудование: нормативно-правовая документация, мультимедийное оборудование, памятки «Права и обязанности учащихся», «Куда обращаться за помощью», анкета для родителей и детей «Знаете ли Вы свои права и умеете ли вы их защитить?».

Ребенка обидели. Неважно — кто: распоясавшийся пьяный отец, хулиганы на улице, бесталанный учитель, равнодушный чиновник, а может сама судьба, отняв мать и отца или оставив без любви и заботы при живых родителях. Варианты разные, но объединяет их одно: ребенок нуждается в помощи и защите. Право на защиту гарантировано каждому ребенку российским законодательством. Пункт 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ гласит: «Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органами опеки и попечительства, прокурором и судом». Это хорошо, но как осуществить это право? Кто эти люди, которым поручено защищать права детей? Каковы их полномочия? Как добиться положительного решения проблем при наименьшей затрате душевных и физических сил? На эти и другие вопросы я и постараюсь ответить во время нашей встречи.

Соблюдения прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов их реализации. Не менее важно знать свои права и уметь их отстаивать. И еще, очень важно, чтобы каждый человек изменил свое психологическое восприятие ребенка, т.е. воспринимал бы его как самоценную личность, имеющую свои права и обязанности, а не как придаток взрослого. С сожалением надо сказать, что сегодня право ребенка как нечто реальное многими просто не воспринимается. Более того, бытует мнение, что не нужно детям рассказывать все об их правах, иначе они станут совсем «неуправляемыми». Сторонникам этого мнения хотелось бы напомнить, что чувство собственного достоинства, разрушенное и уничтоженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.

Миша Ч. 14 лет, живет в обеспеченной внешне благополучной семье с образованными родителями, но жизнь ребенка и его матери превращена в сплошную муку поведением деспота-отца, живущего по принципу некрасовского героя: «Закон – мое желание, кулак – моя полиция…»

Взрослое окружение не способно было защитить подростка, милиция бездействовала и ему стало казаться, что самоубийство единственный выход из создавшегося положения. Его письмо в общественную приемную по защите прав ребенка спасло ему жизнь. Встретившись с матерью, ей подсказали, как защитить свои права и права ребенка.

Погиб 9 летний ребенок его мать злоупотребляла алкоголем и не исполняла своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка. Трагедию можно было предотвратить, если бы соседи, принимавшие участие в судьбе мальчика, знали, как защитить его права.

Итак, давайте познакомимся с документами, в которых закреплены права ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка.

(подписана Россией в 1989г.)

Это первый международный документ, в котором закреплены гарантии осуществления целого ряда прав ребенка, единодушно принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г. Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Впервые в истории Конвенция провозгласила, что ребенок – полноценная и полноправная личность, а не придаток своих родителей, поэтому дети должны обладать правами человека по собственному праву. Конвенция также провозгласила приоритет интересов ребенка перед интересами общества. Россия, подписав Конвенцию привела семейное право в соответствии с международными нормами.

Основной закон нашей страны.

Государственный документ, гарантирующий гражданам «условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие», а также «государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства» (ст.7), утверждающий, что мы «все равны перед законом и судом» (ст.19), и берущий под защиту государства семью, материнство и детство (ст.38).

В СК РФ содержится подробная информация о правовом регулировании семейных отношений: заключение или расторжение брака, права и обязанности супругов, алиментные обязательства членов семьи и т.п. Я же в свете объявленной темы хочу обратить внимание на раздел «Права и обязанности родителей и детей», «Формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».

В 4 разделе подробно излагаются права несовершеннолетних детей:

Право жить и воспитываться в семье

Право на уважение человеческого достоинства

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на защиту, в том числе и от злоупотребления со стороны родителей или лиц их заменяющих

Имущественные права детей и др.

Глава 12 подробно рассказывает об обязанностях родителей. Закон четко прописывает осуществления и защиты, родительских прав, но строго наказывает ограничением или лишением родительских прав тех, кто уклоняется от уплаты алиментов, отказывается без уважительной причины взять своего ребенка из роддома, злоупотребляет родительскими правами, жестоко обращается с детьми или совершает иные насильственные действия, наносящие вред ребенку.

В 6 разделе говорится о защите детей, оставшихся без попечения родителей. Подробно описывается процедура усыновления детей, все, что касается опеки и попечительства над детьми.

Какие же органы и учреждения защищают права ребенка?

В государстве существует система учреждений профилактики, в которую входят органы и учреждения, занимающиеся профилактической работой с семьей и детьми, защищающие и охраняющие права несовершеннолетних, контролирующие деятельность детских учреждений. В нее входят:

Органы управления социальной защитой

Органы управления образованием

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением и учреждение здравоохранения

Органы по делам молодежи

Органы службы занятости

Органы внутренних дел

Органы прокуратуры и суд

Давайте рассмотрим основные функции каждой организации учреждения.

КДНиЗП образуется органами местного самоуправления. В нее входят: председатель — глава города, зам. председателя – зам. главы города, ответственный секретарь, члены комиссии (6-12 человек). Среди членов комиссии: депутаты, работники образования, социального обеспечения, здравоохранения, органов внутренних дел, представители профсоюзов и общественных организаций.

Комиссия организует работу по предупреждению беспризорности и безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних; защищает и охраняет права несовершеннолетних; рассматривает дела по правонарушениям совершенных несовершеннолетними; осуществляет контроль условий содержания в учреждениях МВД и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

Постановления КДНиЗП обязательны к исполнению всеми общественными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

КДНиЗП наделены большими полномочиями.

проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в детских домах, в спецшколах, в воспитательно-трудовых колониях, в центрах временной изоляции и др.;

требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций сведений, необходимых для работы;

производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления;

возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, входить в суд с представлением о неприменении наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости и т.д.;

ставить перед соответствующими государственными организациями вопрос о применении мер воздействия к должностным лицам в случае не выполнения ими постановлений комиссии;

Органы социальной защиты.

Предоставляют социальные услуги детям и семьям. Они имеют:

— отдел социальной помощи семье и детям;

— отдел психологической помощи;

— социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В органах социальной защиты можно получить бесплатно юридическую, социальную, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Органы управления образованием.

Контролируют исполнение законов в области образования детей. В их ведении сеть образовательных учреждений. В компетенции этих органов летний отдых детей, их занятость и досуг. Органы управления образованием ведут учет детей не посещающих школу, создаю медико-психолого-педагогические комиссии, которые выявляют детей, имеющих отклонения в развитии или поведении, и определяют формы обучения и воспитания таких детей.

Призваны оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь детям, а также выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Органы опеки и попечительства.

Главное в их деятельности – защита прав и интересов детей во всех случаях, когда ребенок остается без родительского попечения. Органы опеки выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания, образования этих детей.

Закон обязывает должностных лиц разных детских учреждений и просто граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить защиту прав и интересов до решения вопроса о его окончательном устройстве.

Деятельность других учреждений, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, закон не допускает (ст.121 СК РФ).

Органы по делам молодежи.

Создают социально-реабилитационные центры для подростков («Ювенальная служба»), центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и др. эти учреждения оказывают бесплатно юридические, социально-психологические услуги, ведут индивидуально-профилактическую работу с детьми, находящимися в социально-опасном положении, организуют их досуг и занятость, также ведут просветительскую работу среди молодежи и подростков.

Распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей и их родителей.

Развивают сеть детских и подростковых учреждений оказывающих психиатрическую помощь.

Выхаживают и воспитывают детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей.

Выявляют, ведут учет и лечат несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотики и ведут профилактическую работу в этом направлении.

Подготавливают заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступления или общественно-опасное деяние, в целях установления у них наличия или отсутствия противопоказаний медицинского характера для направления их в спецшколы закрытого типа.

Органы службы занятости.

Организуют работу по профессиональной ориентации подростков и содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Органы внутренних дел.

В ОВД имеются специальные подразделения, занимающиеся делами несовершеннолетних:

— центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)

Главные задачи ОДН:

Ведение профилактической работы в отношении детей занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, употребляющих алкоголь и наркотические вещества, совершивших правонарушения, обвиняемых и подозреваемых, осужденных, а так же их родителей, не исполняющих свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию, обучению своих детей, отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся со своими детьми.

Выявление лиц вовлекающих детей в совершение преступлений или антиобщественных действий;

Выявляют детей, объявленных в розыск или нуждающихся в помощи государства;

Готовят материалы в отношении детей-правонарушителей для рассмотрения возможности помещения их в ЦВИНП.

Готовят материалы для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним и их родителям мер воздействия в соответствии с российским законодательством.

Прокуратура и суд.

Прокуратура — единая федеральная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Главная задача органов прокуратуры — укреплять законность, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. С этой целью она осуществляет надзор за деятельностью почти всех государственных структур.

Как обращаться в прокуратуру.

Необходимо обращаться в районную прокуратуру по месту, где были нарушены права ребенка.

Обращение подается в виде заявления на имя прокурора в свободной форме.

Заявление можно передать лично на приеме у прокурора или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, оставив у себя копию. В течение месяца прокурор должен провести проверку и дать аргументированный ответ.

Как обращаться в суд.

В суд обращаются тогда, когда исчерпаны все «мирные» возможности решения конфликта. В заключении хочу сказать: Будьте настойчивы в достижении вашей цели, помните: Каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.