Право постоянного бессрочного пользования земельным участком зк

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Правоспособность и дееспособность граждан
  • Представительство в гражданском праве
  • Доверенность в гражданском праве

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Законодательством в качестве одного из видов вещных прав на земельный участок называется право постоянного (бессрочного) пользования.

Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования возникает лишь на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п. 2 ст. 20). В то же время в соответствии с п. 3 ст. 20 право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Для юридических лиц это право сохраняется лишь до 1 января 2012 г., так как в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ они обязаны до указанного срока переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Данное право подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Кроме того, данное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Открытый перечень возможных способов использования земельного участка приведен в п. 1 ст. 40 ЗК РФ.

Что касается правомочия распоряжения, то в соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК данные лица не вправе распоряжаться этими земельными участками. Как отмечается в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», после введения в действие ЗК РФ лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и право пожизненного наследуемого владения.

Право постоянного пользования землями: между прошлым и будущим

Важность эффективного использования земель, находящихся в постоянном пользовании различных субъектов, в полной мере осознается тогда, когда есть понимание общих объемов таких земель.

Так, на сегодняшний день 3,2 млн га сельскохозяйственных угодий находится в постоянном пользовании государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, а также 1,5 млн га — в постоянном пользовании физических лиц и юридических лиц, которые приобрели это право согласно ранее действующему законодательству.

Содержание права постоянного пользования земельным участком заключается в возможности владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Еще в советском земельном законодательстве (Основах земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г., Земельном кодексе Украинской ССР 1970 г.) было закреплено бессрочное (постоянное) землепользование. Современное право постоянного пользования земельным участком является преемником права бессрочного землепользования советского периода, о чем свидетельствует анализ соответствующих правовых норм. При этом институт права постоянного пользования земельным участком был трансформирован. Так, в ныне действующем Земельном кодексе Украины возможность использования земель на основании права постоянного пользования ограничена по субъектному составу. Согласно статье 92 Земельного кодекса Украины, право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать предприятия, учреждения, организации государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов, религиозные организации, высшие учебные заведения и др. Для тех субъектов, которые не перечислены в ст. 92 Земельного кодекса Украины, но при этом имеют земельные наделы в постоянном пользовании, пунктом 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины была установлена обязанность переоформить такое право в собственность или в пользование. Но Решением Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005 данное положение было признано неконституционным, поскольку обязанность переоформить право постоянного пользования не предусматривала соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения.

Учитывая указанное, использование земель на основании права постоянного пользования имеет ряд практических недостатков.

1. Постоянные пользователи лишены возможности распоряжаться земельными участками, находящимися у них в пользовании, в отличие от собственников и арендаторов (арендаторов в части передачи в субаренду с согласия собственника). В результате этого государственные и коммунальные предприятия массово передают земельные участки в обработку третьим лицам по незаконным договорам совместной обработки, совместной деятельности, подряда и т. д. Это касается и физических лиц, которые, кроме того, не могут передать такие земельные участки в порядке наследования.

2. В постоянном пользовании физических и юридических лиц (право приобретено до 01 января 2002 года), которые на сегодняшний день, согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины, не относятся к субъектам права постоянного пользования, находится 1,5 млн га сельскохозяйственных угодий.

3. Право постоянного пользования земельным участком в значительном количестве случаев не оформлено надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства Украины. Это делает невозможным контроль за эффективным использованием соответствующих земельных участков. Поэтому важно обеспечить и способствовать оформлению права постоянного пользования земельным участком. В части государственных земель об этом указано в Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими, утвержденной Постановлением КМУ от 7 июня 2017 № 413. Согласно соответствующему положению Стратегии, Минагропрод, другие центральные органы власти, Украинская академия аграрных наук, высшие учебные заведения должны обеспечить оформление права постоянного пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые используются государственными предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими к сфере управления соответствующих органов.

4. Различные правовые режимы земельного участка и зданий, расположенных на нем. Необходимо обеспечить их унификацию и реализацию принципа единой юридической судьбы земельного участка и здания, расположенного на нем.

Право постоянного пользования земельным участком исторически характерно для большинства республик, входивших в состав Советского Союза. В таких странах, как Беларусь, Узбекистан, Армения, Туркменистан, и сегодня земельные участки выделяются в постоянное пользование довольно широкому кругу субъектов. В России и Казахстане правом постоянного пользования земельными участками наделен ограниченный круг субъектов, а для большей части других лиц предусмотрена четкая процедура переоформления данного права в собственность или в пользование. В Латвийской Республике право постоянного пользования использовалось на промежуточном этапе земельной реформы с последующим его переоформлением в право собственности на землю.

Учитывая описанное выше и объемы земель, находящихся в постоянном пользовании физических и юридических лиц в Украине, правовой режим использования земель на основании права постоянного пользования нуждается в доработке. В связи с этим решение данного вопроса стало одним из приоритетных направлений деятельности Рабочей группы по вопросам реформирования земельных отношений, которая была создана при Минагропроде. Сейчас к обсуждению вопроса привлекается большое количество экспертов и результат совместной работы будет представлен в ближайшем будущем.

Анна Федун, эксперт по вопросам реформирования земельных отношений Офиса поддержки реформ при Минагропроде

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ в пункт 1 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в настоящем пункте юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

СТ 45 ЗК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 45 Земельного кодекса РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п. 2 комментируемой статьи и является закрытым. Новая редакция комментируемой статьи, внесенная Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ, несколько по-иному формулирует перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Сами эти основания остались теми же по сравнению с предыдущими редакциями (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки), но теперь эти основания объединены новым общим понятием: вместо прежнего «ненадлежащее использование земельного участка» — это «использование земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации», что, разумеется, является более точным определением перечисленных в ней деяний.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, поскольку органам земельного надзора и судам в каждом конкретном случае необходимо делать вывод о том, имеют ли место именно названные последствия и насколько их возникновение связано с совершенным земельным правонарушением из числа названных в комментируемой статье.

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения .
———————————
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:

— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;

— снижение кислотности в кислых на 10% или более;

— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;

— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;

— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, согласно п. 3 ст. 77 этого Федерального закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В качестве примера можно привести, например, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся не на всей площади участка или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли, например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
———————————
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляют на пашне свыше 15% площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляют свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ внесены существенные изменения в комментируемую статью в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» : если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка.
———————————
Действие данного Федерального закона согласно его ст. 1 распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, кроме садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является одним из основных видов вещных прав на землю, предусмотренных как земельным, так и гражданским законодательством.

В отличие от собственников земельных участков субъекты данного права лишены существенного правомочия – правомочия распоряжения земельным участком.

Лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка. Любые сделки по распоряжению земельным участком лицом, которому участок предоставлен на данном праве, должны признаваться ничтожными как не соответствующие закону.

В настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Также к субъектам данного права относятся центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также государственные академии наук и созданные такими академиями наук учреждения.

С момента вступления Земельного кодекса РФ в силу юридическим лицам иных организационно-правовых форм, а также гражданам (в том числе гражданам – индивидуальным предпринимателям) земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если же решение о предоставлении указанным лицам земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования все-таки принято после вступления в силу Земельного кодекса РФ, то оно должно быть признано в судебном порядке недействительным в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ либо не подлежащим применению в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Граждане вправе, а юридические лица иных организационно-правовых форм обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору.

Юридические лица обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, – переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года. А до 1 января 2015 года необходимо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты: линии связи, трубопроводы, дороги и т.п. Выбор конкретного титула (собственность или аренда) остается за правообладателем независимо от мнения публичного органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком.

С 1 января 2013 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Порядок оформления установлен законодательством о так называемой «дачной амнистии».