Презентации на тему правонарушения в школе

Презентация к уроку по теме:
Правонарушение и подросток

Презентация об административной и уголовной ответственности для среднего и старшего звена.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обязанности и ответственность несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее 16 лет. Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 14 лет: за убийство (ст. 105) умышленное причинение вреда здоровью (ст.111) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112) похищение человека (ст.126) изнасилование (ст.131) кражу (ст.158) грабеж (ст.161) разбой (ст.162) вымогательство (ст.163) терроризм (ст.205) вандализм (ст.214) Хищение оружия и боеприпасов (ст.226) и т.д.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания Преступное поведение – сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие – пассивная форма преступного поведения. Умышленное преступление – преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствий своего преступления Преступление, совершенное по неосторожности – преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Отягчающие обстоятельства Согласно ст. 63 УК РФ, отягчающими наказание обстоятельствами признаются: Рецидив преступлений. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления. Совершение преступления в составе группы лиц , группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Совершение преступления в отношении женщины, находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения. Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88 ): штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом. драка, жестокое обращение с животными, появление в общественных местах в период с 22 часов до 6 часов, повреждение транспортных средств общего пользования, нарушение правил дорожного движения, порча государственного имущества, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, мелкое хулиганство, и другое.

Нецензурная брань- административное правонарушение, влечёт наказание в виде штрафа или ареста до 15 суток. Оскорбление- преступление, выраженное в не приличной форме, наказывается штрафом. Клевета- преступление, порочащее честь другого лица, наказывается штрафом. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ – влечет наложение штрафа. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию , содержанию, обучению, защите прав интересов – влечет наложение штрафа. Запрет курение табака в общественных местах: закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, организациях культуры и т.д. – влечет наложение штрафа.

Незнание закона не освобождает тебя от ответственности.

Презентация к уроку на тему:
Профилактика правонарушений в школе

система профилактики правонарушений в школе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Система работы по профилактике правонарушений и безнадзорности -классный руководитель -педагог-психолог -социальный педагог — заместитель директора по воспитательной работе

Классный руководитель Дети «группы риска»; Причины и дата постановки на внутришкольный учет; Формы работы с данными учащимися; Условия проживания детей в семьях.

Школьный психолог Консультация классного руководителя по результатам диагностики, проведенной им при приеме учащихся в школу; Проводимая коррекционно-развивающая работа с ребятами класса и их родителями; Необходимые рекомендации по данному вопросу.

Социальный педагог Сведения об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений; Сведения об учащихся из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, опекунских семей и семей с детьми-инвалидами, получить рекомендации по работе с детьми из таких семей. Использование различных методов и методик (беседы, наблюдения, диагностические исследования…)для привлечения «трудных» воспитанников к полезным занятиям в свободное от учебы время.

Заместитель директора по воспитательной работе Оказание организационно-методической помощи в ведении документации Анализ условий и причин негативных проявлений Консультация обучающихся и родителей по вопросам воспитания Подготовка информации о деятельности в образовательном учреждении Отчет по взаимодействию с органами и учреждениями профилактики

Документация классного руководителя Составление плана работы по профилактике безнадзорности и правонарушений; Ведение дневника классного руководителя.

Причины постановки на внутришкольный учет • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках; • пропуски учебных занятий (прогулы); • постоянные драки, грубость, сквернословие; • драки, приводящие к телесным повреждениям; • курение; • употребление спиртных напитков; • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции; •

совершение преступления или соучастия в нем; • систематическая порча государственного и личного имущества; • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ); • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в ре­зультате которого возникла угроза здоровью другого человека; • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Постановка на учет • по заявлению классного руководителя; • по заявлению администрации школы; • в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность; • в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

Документы для постановки на ВШУ • заявление классного руководителя о постановке на учет; • характеристика несовершеннолетнего; • акт посещения несовершеннолетнего на дому; • справка о профилактической работе с несовершеннолетним; • выписка оценок за текущую четверть.

Причины приглашения на Совет по профилактике • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Состоящие на ВШУ

Состоящих на учете ПДН и КДН

Условия исключения из ОУ По решению органа управления Исключение обучающегося из учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения. За совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося

Итог проведенной профилактической работы Снятие с внутришкольного учета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений.

основные формы и методы работы в школе для реализации программы профилактики правонарушений.

План включает в себя мероприятия по общей профилактике,работе с студентами «группы риска», работе с неблагополучными семья.

Программа профилактики правонарушений в школе. взаимодействие специалистов.

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро.

Теоретический материал по технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних, подготовленный в рамках курса повышения квалификации.

Представляю свой личный педагогический опыт по работе с учащимися и их семьями, нуждающимися в регулярной социально-педагогической помощи.

Презентация по Профилактике правонарушений в школе

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу — в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать В.А.Сухомлинский

Цель : Создание системы работы школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Задачи: — определить основные направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; спланировать формы разноуровневой профилактической работы со всеми участниками учебно-образовательного процесса; -разработать систему взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: 1.Конституция РФ; 2.Гражданский кодекс РФ; 3.Семейный кодекс РФ; 4.Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях; 5. Конвенция о правах ребенка 6. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

7.Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 8.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; 9.Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»159-ФЗ от 21.12.2004 г.;

10.Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2012 г. » № 154 от 13.03.2012 г.; 11.Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2012 г.; 12.Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2013 г.

ВОЗМОЖНЫЕ формы проявления в поведении детей, склонных к совершению преступлений, правонарушений 1. Уклонение от учебы вследствие: — неуспеваемости по большинству предметов; — отставания в интеллектуальном развитии; — ориентация на другие виды деятельности; — отсутствие познавательных интересов. 2. Общественно-трудовая активность: — отказ от общественных поручений; — пренебрежительное отношение к делам класса; — демонстративный отказ от участия в трудовых делах; — пренебрежение к общественной собственности, ее порча. 3. Негативные проявления: — употребление спиртных напитков; — употребление психотропных и токсических веществ; — тяга к азартным играм; — курение; — нездоровые сексуальные проявления.

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: — грубость; -драки; — прогулы, пропуски занятий; — недисциплинированность на уроках; — избиение слабых, младших; — вымогательство; — жестокое отношение к животным; — воровство; — нарушение общественного порядка; немотивированные поступки. 5. Отношение к воспитательным мероприятиям: — равнодушное; -скептическое; — негативное; — ожесточенное.

Причины отклоняющегося поведения • Стремление привлечь к себе внимание • Стремление к самоутверждению • Нравственно-духовная незрелость • Стремление отомстить.

Неблагополучная семья — семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение

Формы работы с семьей: Посещения Беседы Приглашения на совет профилактики Вид учета Консультации Занятость ученика(цы)

Анализ индивидуального анкетирования родителей по выявлению обучающихся, требующих дополнительного педагогического и социального внимания №п\п да нет не всегда Постоянно Иногда Никогда Звоню ребенку Общаюсь с друзьями и их родителями отслеживаю общение в интернете 1Знаетели Вы, с кем общается Ваш ребенок в школе и вне ее? 509 2 65 2.Знаетели Вы, чем занимается Ваш ребенок в свободное от учебы и занятий в кружках (секциях) время? 525 24 27 3.Легколи Ваш ребенок нарушает запреты? 90 486 4. Какчасто и убедительно разговариваете Вы с ребенком о личной безопасности, умении действовать в нестандартной обстановке? 425 151 0 5.Контролируете ли Вы время и местонахождение своего ребенка? 536 0 40 6.Какие способы контроля Вы используете? 374 119 77 Вызывает ли этот контроль раздражение, неудовольствие со стороны ребенка? 82 494 8. Поддерживаетели Вы с ним связь, когда он находится вне дома? 525 2 49 9.Нуждаетесьли Вы в помощи для грамотного и бесконфликтного общения со своим ребенком? 22 465 89

Профилактика ОБЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ создание системы корреция качеств личности профилактики правонарушений и поведения подростка в школе

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних являются: 1) профилактическая беседа; 2) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) профилактический учет и контроль; 4) направление в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 5) меры воспитательного воздействия; 6) защитное предписание; 7) административное взыскание; 8) меры, принимаемые по приговору суда. Меры индивидуальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних определяются с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений.

Школьная документация по работе с детьми «группы риска» и профилактике правонарушений: План работы по профилактике правонарушений План совместной работы с ОДН План работы с детьми «группы риска» и состоящими на ВШУ План работы с детьми, состоящими на учете в БАНКЕ ДАННЫХ План работы Совета по профилактике правонарушений Ведение индивидуальных карт работы с детьми «банка данных» и т.д.

доклад-презентация «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Документы в архиве:

Название документа Профилактика правонарушений._1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема августовской конференции 2013г. «Качественное образование и воспитание – приоритет политики государства РК ». Тема доклада: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних Заместитель директора по ВР: Гордиенко Ю.П. Выступление

Социальные и экономические проблемы в нашем обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя . И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.

Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них — насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка). Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.

Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений: содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РК и субъектов РК в области образования несовершеннолетних; формирование законопослушного поведения детей и подростков; оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней; выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении; профилактика раннего семейного неблагополучия.

Перечень документов завуча по ВР по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: 1.Социальный паспорт школы. 2.Комплексная программа по профилактике правонарушений. 3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы: педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики; профилактические операции, рейды; совместная работа с субъектами профилактики; планы проведения месячников, Дней профилактики и др.; план проведения родительского всеобуча; тематика общешкольных родительских собраний.

4. Документы, формирующие личное дело обучающихся , состоящих на учете в ПДН: уведомление о постановке обучающегося карточка обучающегося , состоящего на учете; социальный паспорт обучающегося; карта индивидуальной работы акт первичного обследования материально- бытовых условий; акты посещения ребенка ,состоящего на учете; характеристика обучающегося;

6. Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике: приказ о составе Совета; план работы Совета по профилактике; протоколы заседаний. План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.

Информационно-аналитическая информация: статистические данные; отчеты; справки; протоколы совещаний; протоколы заседаний и др. Журнал занятости проблемных обучающихся и подростков , состоящих на учете на каникулах и в летний период . Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.

Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: социальный паспорт класса. План воспитательной работы на учебный год (включает) : организацию профилактической работы с обучающимися; индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»; работу классного родительского комитета; тематику родительских собраний; ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.); список органов самоуправления класса и поручений обучающихся; карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете. Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.

В социальном паспорте школы кроме общих разделов: (общие сведения о школе; график работы кружков и секций размещаются все необходимые списки и сведения об учащихся по данному направлению: список многодетных семей; список малообеспеченных семей; список детей, находящихся на опеке; список неполных семей;

список неблагополучных семей; список обучающихся , состоящих на учете в ПДН; список обучающихся , состоящих на внутришкольном учете; список детей «группы риска»; сведения о состоянии здоровья детей; список детей-инвалидов.

План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов: № пп ; Запланированные мероприятия; Ответственные за выполнение; Отметка о выполнении.

1. Направления работы администрации состоят из разделов : Профилактическая работа ; Организация досуговой деятельности; Работа с родителями; Правовой всеобуч; Социально-психологическая служба; Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации; Административный контроль. Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год, используя все разделы направлений.

1.Карточка обучающегося ,состоящего на учете 1.Ф.И.О._________________________________________________________________ 2.Дата рождения__________________________________________________________ 3.Образовательное учреждение, класс________________________________________ 4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________ 5.С кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники), (нужное подчеркнуть )__________________________________________ 6.Вседения о родителях: Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________ ______________________________________________________________________________ Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________ 7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________ 8.Дата постановки на учет______________________________________________________ 9.Причина постановки на учет__________________________________________________ 10.Классный руководитель _______________________________________________________ (Ф.И.О.,должность ) ______________________________________________________________________________ 11.Дата снятия с учета_________________________________________________________

Педагогический коллектив и администрация школы стремятся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета. Терпение, уважение и доверие — на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ : Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.); Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением; Лекции ,беседы, тренинги для родителей;

Проведение тренингов для несовершеннолетних; Вовлечение детей в кружковую работу; Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях; Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы); Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье; Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи; Индивидуальная профориентационная работа педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;

Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании; Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей; Содействие в трудоустройстве выпускников школы; Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ; Информационная поддержка родителей и детей;

Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе); Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками; Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ;

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »… (Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Директору-завучу

Концепция воспитательной работы

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на переломах, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжёлом положении оказываются педагоги и другие работники образования, связанные с подготовкой молодых людей к жизни. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих – вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В сегодняшних условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодёжи, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Несомненно, что мировоззренческой идеологической основой современной школы является идея гуманизма. Гуманитарная педагогика рассматривает личность ребёнка как цель, объект, субъект, результат воспитания и показатель его эффективности.

Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

Самосознание. Самоопределение. Самореализация. Саморегуляция.

Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности.

1. Сфера познания ( учёба, информация, знания).

2. Сфера практической деятельности ( трудовая деятельность, умения, навыки).

3. Сфера игры ( игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).

4. Сфера физического развития ( реализация физических возможностей).

5. Сфера отношений ( познание себя, людей, взаимодействия с ними).

Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Принципы построения воспитательной системы школы

§ принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистическо- воспитательной системы – развитие личности ребёнка.

§ Принцип личностно – ориентированного воспитания лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть. Умения влиять на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход можно осуществить только при основательной психологизации образовательного процесса.

§ Педагогика сотрудничества – понимание процессов воспитания как взаимодействия ( сотрудничества) взрослых и детей, с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

§ Принцип дифференциации в обучении и воспитании ( позволяет воспитывать) предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их эстетических, религиозных, исторических, культурологических условий, признаний уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

§ Принцип природоспособности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и самокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

§ Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащихся, в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

§ Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрылся с разных сторон и развивал свои личностные качества.

Важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства, жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:

— каждом учебном и внеклассном занятии;

— создание воспитывающей среды во внеурочное время;

— построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности ребёнка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

Системный и деятельностный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, областных мероприятиях. Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую, допрофессиональную.

Важнейшими условиями повышения эффективности работы педагога, воспитателя являются:

— диагностическая основа всех видов управляющей деятельности;

— чёткая и эффективная организация методической работы школы;

— реализация личностно – ориентированного подхода в работе с педагогами;

— формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который можно охарактеризовать как гуманитарный, творческий, интеллектуальный, деловой;

— разработка различных видов мотивации (система поощрений, стимулирование, контроль);

— эффективное управление воспитательным процессом, сохранение и развитие демократического стиля управления;

— оперативный и эффективный контроль.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные:

— воспитание в процессе обучения;

г) участие в работе творческих объединений,

е) массовая, общешкольная,

ж) работа с семьёй и общественностью,

з) работа по месту жительства.

Цель: формирование личности человека, способной воспитывать и развивать самого себя, строить жизнь достойную человека – человека самосовершенствующегося.

1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

2. Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.

3. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию; способности адаптироваться в окружающем мире.

Модель выпускника

Мы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.

Под критериями приближенности к идеалу мы понимаем качественные характеристики учащихся в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости.

В качестве основных направлений содержания воспитательной работы предусмотрены:

— организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

— обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребёнка;

— организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

— развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослого;

— развитие ученического самоуправления;

— развитие коллективно – творческой деятельности;

— организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;

— организация работы с одарёнными детьми;

— приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

— нравственные нормы поведения;

— культура общения в коллективе;

— потребность к труду;

— способность к профессиональной деятельности;

— здоровый образ жизни;

Результатом воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.

Программа реализации концепции

Воспитание успешно, если оно имеет систему. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Систему школьного воспитания мы делим на четыре этапа:

I . Воспитание младшего школьника (1-4 классы)

Направление раскрытия личности «Я – природа»

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Основные ценности: знание, жизнь, красота.

Задачи:

1. Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

3. Способность созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

4. Научить соблюдать социальные нормы, принятые в школе, формировать адекватное отношение к одноклассникам, учителям, самим себе, учить жить в коллективе, воспитывать товарищество, коллективизм, сопереживание.

5. Учить видеть красоту в жизни и создать её.

6. Знакомство с культурой семейных отношений; формирование отношения к природе как ценности.

7. Пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру.

8. Формировать положительно эмоциональную «Я – концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», « Я защищён».

II . Воспитание младшего подростка (5-6 кл.)

«Я – другой»

Направления развития личности «Познай себя»

Основные ценности: вера, надежда, любовь.

Направление развития личности «Познай себя»

Цель воспитания: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

1. Формирование позитивной «Я – концепция», устойчивой, адекватной самооценки.

2. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

3. Формирование отношения к другому человеку как ценности.

4. Формировать мотивы самовоспитания.

5. Формирование поведения в соответствии с нормами и правилами этики ( в основе которых национальные эстетические традиции).

6. Формирование отношения к окружающему миру через комплекс ценностей.

III . Воспитание старшего подростка (7-8 кл.)

«Я – общество»

Направление становления личности

Основные ценности: свобода, равенство, братство.

Цель: формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям.

Задачи:

1. Пробудить интерес ребёнка к своему внутреннему миру, укрепить веру в собственные возможности, способствовать поиску внутренних ресурсов и саморегуляции личности.

2. Формирование эмоционально положительной «Я – концепция»: я нравлюсь, способен, значу».

3. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

4. Развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно- эстетической деятельности.

5. Формировать устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству.

6. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

7. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности.

8. Формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни.

9. Формирование отношения к обществу как к ценности.

IV . Воспитание юноши, девушки и образование в старшем звене (9- 11 кл.)

«Я в мире, мир – во мне»

Направление самоактуализации личности

Основные ценности: воспитание личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к самоопределению, самореализации и совершенствованию

Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащегося.

2. Сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно – бытовой сферы.

3. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

4. Сориентированность на дальнейшее самосовершенствование.

5. Дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).

6. Подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию.

7. Формирование субъект – субъективного отношения к миру.

Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом, осуществляется через:

— МО классных руководителей

— Совет классных руководителей и учителей – предметников

— Творческое объединение педагогов дополнительного образования

— Творческие и инициативные группы

— Секции кл. руководителей: 1-3 классы, 5-8 классы, 9 -11 классы.

Одной из основных задач методической службы является включение в процесс внутриклассного управления непосредственно участников педагогического процесса – классного руководителя и учителя – предметника.

Основными направлениями методической работы является:

— информационно- методическая (семинары, педсоветы, 2круглые столы», конференции),

— практико – ориентированное (открытые уроки и мероприятия, предметные недели, работа с молодыми кадрами),

— научно – методическое (психолого – педагогические консилиумы, работа творческих групп, аналитико – диагностическая деятельность),

— инструктивно – методическое ( знакомство педагогов с нормативными документами, методические рекомендации, изучение различных тенденций в становлении и развитии воспитательной системы),

— личностно- ориентированное (регулирование межличностных отношений, психо- корректированная работа).

Основные формы методической работы.

а) индивидуальная (с молодыми кадрами, систематизация и обобщение опыта, самообразование педагогов);

б) массовая (тренинги, практикумы, семинары, деловые игры);

в) групповая (оказание методической помощи МО кл. руководителям, руководителям творческих групп, органам ученического самоуправления).

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, в воспитательных мероприятиях. Прежде всего, это система школьных традиций:

— праздник первого звонка (сентябрь)

— день рождения классных коллективов (сентябрь)

— день учителя, осенняя спартакиада (октябрь)

— день матери (ноябрь)

— новогодние праздники (декабрь)

— зимняя спартакиада (январь)

— месячник гражданско – патриотической работы, фестиваль талантов «Звёздный дождь» (февраль)

— ученик года (март)

— день семьи (апрель)

— праздники в честь окончания учебного года (май).

Традиции формируют дух школы, определяют её лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:

— сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;

— учёта и анализа неудачного опыта, внесения корректив;

— поиска нового или варьирования уже знакомого, хорошо известного.

Таким образом, в практику воспитательной работы школы вошли самые разнообразные творческие дела, отвечающие требованиям и интересам детей и педагогов. Важнейшей задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов, родителей, детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

В жизни школьной воспитательной системы большое значение имеет проблема лидерства. Именно лидер – яркая человеческая индивидуальность – способен проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образец деятельности. Через лидеров реализуется управленческий механизм. В связи с этим, встаёт ещё одна важная проблема – проблема самоуправления.

Именно органы школьного самоуправления призваны решить одну главных задач управления воспитание – привлечение к общественной управленческой деятельности детского коллектива, учащихся. Участвуя в этих органах, дети получают личный опыт реального управления, непосредственного участия в планировании, проектировании, организации воспитательного процесса, приобретают опыт общения практических действий.

Система мер по созданию новой школьной воспитательной системы

1. Стратегия воспитания, доля каждого ученика определяется на основе изучения его индивидуальных особенностей и прогноза развития ситуации.

2. Сотрудничество детей и взрослых, ученическое самоуправление, поиск новых интересных форм работы школы позволит раскрыть творческие способности учителей, учащихся, родителей.

3. Система мер по повышению профессионального мастерства педагогов поможет преодолеть недостаточную психолого – педагогическую и методическую подготовку классных руководителей, учителя, воспитателя.

4. В целях получения информации для достоверного прогнозирования необходимо совершенствовать социально – психологическую службу.

5. Необходимо расширить и обновить формы работы с родителями.

6. Аналитико- прогностические материалы из управленческой деятельности школы по организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися, помогут проводить мониторинг воспитательного процесса, прогнозировать развитие ситуации и принимать обоснованные решения.

7. Необходимо взять на вооружение идею дифференцированной оплаты труда классных руководителей, стимулирующей самообразование педагогов, способствующей поиску эффективности форм работы как с классом в целом, так и с каждым членом классного коллектива.

Направления воспитательной системы

Внеклассная и внешкольная работа строится на основе программы «Здоровое поколение в 21 век», которая включает в себя 5 подпрограмм: «Мы одна семья- педагог, родитель, я»; «Россия – мой дом и семья»; «Трудные дети»; «Здоровье»; «Эстетически- досуговый центр «Вдохновение».

Цель : создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является здоровая личность каждого ребёнка.