Ресурсы правовые и нравственные нормы реализации власти

ТЕМА 5. Политическая власть.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Изучение дисциплины «Политология» рассчитано на 102 учебных часа, из них 68 аудиторных. Их примерное распределение по видам занятий включает 38 лекционных, 20 семинарских и 10 часов – самостоятельная управляемая работа студентов.

В основу структурирования содержания учебной дисциплины поло­жен принцип модульного подхода, который предполагает организацию научно-теоретического материала в относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии: блочно-модульные системы; вариативные модели уп­равляемой самостоятельной деятельности студентов.

Структура содержания учебной дисциплины включает: введение в дисциплину; разделы (модули); учебные темы; заключение. После изучения тематики модулей проводится контроль знаний в виде защиты рефератов, тестирования. Завершается курс сдачей экзамена.

ТЕМА 1. Политология – наука и учебная дисциплина.

Политика и политическая власть как объекты политологического изучения.

Функции политологии: описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, воспитательная, познавательная. Структура политической науки. Методы политологии: эмпирический, диалектический, системный, сравнительный (компаративный), социологический, бихевиоральный (поведенческий), структурно-функциональный, психологический и др.

Понятия и категории политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками – философией, историей, экономическими науками, социологией, этикой правоведением. Возрастание роли политологии в современном мире.

ТЕМА 2. Этапы становления и развития политической науки.

Формирование политических взглядов и учений в различных регионах мира. Мифологические истоки политических воззрений древних народов. Разработки христианско-теологической концепции политики мыслителя­ми средневековья. Формирование гражданской концепции политики и разработка идеологии централизованного государства мыслителями эпохи Возрождения. Представители мыслителей Нового времени о сущности государства, по­литики и права.

ТЕМА 3. Институционализация политической науки в Беларуси.

Институализация политической науки и выделение ее в самостоятельную сферу знаний. Особенности развития политической мысли в Беларуси. Тенденции развития современной политической мысли.

ТЕМА 4. Политика как общественное явление.

Человек, общество, политика. Политика как отражение общественных потребностей. Понятие политики. Научное и обыденное понимание политики. Ценности политики. Политика как искусство. Многообразие подходов к определению политики.

Структура, уровни и функции политики. Специфика политического и границы политики. Связь политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью. Нравственные основы политических отношений. Гуманизм в политике.

ТЕМА 5. Политическая власть.

Власть – основная категория политической науки. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники. Сущность политической власти и других форм власти. Соотношение экономической, политической, военной, харизматической, информационной и других властей. Субъекты и объекты политической власти. Ее социальное назначение и основные функции. Механизмы функционирования и реализации политической власти. Ее ресур­сы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти. Государственная власть, её разновидности. Легитимность и легальность власти. Типы легитимности власти: традиционная, харизматическая, легальная (рационально-правовая). Средства легитимизации власти: политические, идеологические, правовые психологические. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 186 . Нарушение авторских прав

Ресурсы политической власти (2)

Главная > Реферат >Политология

Санкт- Петербургский Государственный Архитектурно-строительный университет

Кафедра политологии и правоведения

Ресурсы политической власти

4. Информационные ресурсы……………………………….………. 9

5. Юридические ресурсы………………………………….…………. 10

6. Административно-силовые ресурсы…………………….…………10

7. Культурно-информационные ресурсы………………….………….10

8. Организационные ресурсы………………………………….…..…..11

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.

Ресурсы политической власти — это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно — политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно — политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.

Экономические ресурсы. Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше — для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.

Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: «Новый курс» (Ф. Рузвельт), «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди), «Война против бедности» (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно — программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности.

Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.

Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и междуна- родного характера. С помощью экономических средств, в частно- сти средств государственного регулирования общественных про- цессов, политическая власть может сделать многое:

• заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);

* стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;

• стимулировать инвестиции в национальную экономику;

• не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;

• предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;

• замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.

Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги — это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала. Налоги не случайно называют настоящим «экономическим чудом»: с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это — результат налоговой политики. Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят «Америка инкорпорейтед», подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает политическая власть, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое. Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие «экономическая власть». Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на поли- тическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использо- вания принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.

В свою очередь, широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди политических деятелей. В мировой печати приводятся все новые многочисленные факты такого рода скандалов. Сравнительно недавно мир узнал о подкупе ряда высокопоставленных представителей правящей партии Японии (ЛДП). Сумма взятки составила 30 млн йен. В Париже подал в отставку министр Бернар Тапи. Причина — обвинение в получении взятки в 13млн франков. В получении взяток заподо- зрены лидер греческих социалистов Андреас Папандреу и некоторые члены его кабинета. Особо богатыми оказались некото- рые главы бывших социалистических стран. Например, сокровища Чаушеску, по некоторым оценкам, составляли сумму в 5 млрд дол. К этому следует добавить ювелирные изделия и украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции. (МурадянАА. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994. С. 62-63).

В государствах с развитыми демократическими режимами сделано достаточно много, чтобы предотвратить подобного рода преступления. Что же касается международной сферы, то требование, запрещающее людям, находящимся на государственной службе, принимать какие-либо дары от иностранцев, зафик- сировано в конституциях ряда стран. Например, в Конституции США отмечается: «. ни одно лицо, занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность на службе Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот или иной дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля, принца или иностранного государства». (Конституция США, статья 9). В Англии существуют законодательные нормы, запрещающие членам правительства путешествовать за счет принимающей стороны. Министры не имеют права принимать награды от иностранных правительств. Им запрещено сочетать государственную деятельность с пребыванием в советах директоров каких-либо фирм.

Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это — армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принад- лежащая им Техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как пока- зывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и поли- тических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз «наводили порядок» в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конститу- ционного порядка.

Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.

С понятием «силовые ресурсы» нередко связывают понятие «военная власть». Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство. Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокоопла- чиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсион- ного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.

Информационные ресурсы. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современ- ных условиях практически во всех странах мира. Однако «молодость» не означает малую эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления политической «власти, так и в период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресур- сами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех оди- наково по продолжительности

Нередко СМИ называют «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия на общественное мнение. Нельзя, например, недооценивать роль выступлений В. Жириновского по телевидению и радио в неожиданном успехе возглавляемой им партии на выборах 12 декабря 1993 г.

К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постанов ления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов власти существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки достаточно инерционного законодательства.

Административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм, сюда же включается система мер, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористов и всякого рода экстремистских элементов.

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно они должны использоваться рационально, блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.

Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой — увеличить их мобилизующую силу и давление.

В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, на казания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные.

Поощрительные ресурсы это материальные и социальные блага, с помощью которых власть “подкармливает” определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов — расширяет социальную базу поддержки правящей элиты.

Принудительные ресурсы комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одно временно они используются для предотвращения забастовок, не санкционированных митингов, против явного и скрытого саботажа распоряжений власти.

Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использова нии они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При неком петентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

В итоге рассмотрения основных видов ресурсов политической власти надо решить вопрос, какие из них являются наиболее важными, а какие второстепенными. Однозначного ответа нет. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.

Тема 5. Политическая власть

Характеристика власти как системы социальных отно­шений «господства—подчинения». Природа власти, ее признаки и специфика. Структура власти и ее функции. Типы и формы власти.

Особенности политической власти, ее субъекты и объек­ты. Специфика процесса политического властвования. Причины верховенства государственной власти в об­ществе, ее характерные черты.

Легитимность политической власти. Типы легитимности: традиционная, харизматическая, рационально-правовая. Факторы и средства легитимизации политической власти.

Взаимодействие политической власти государства и собственности.

«Магнитным ядром» политики, «притягиваю­щим» ее субъектов, является политическая власть. Высшая ее форма — власть государства с его учреждениями, полномочия­ми и ресурсами.

Изучая политологию, важно уяснить сущность политичес­кой власти как общественного явления, особенности полити­ческого властвования.

С момента образования государства власть существует в своей политической, публичной форме. Политическая власть призвана обеспечивать целостность, стабильность и управляе­мость общества.

Жизнедеятельность общества предполагает управление им, в противном случае неизбежен хаос и распад социальной систе­мы. Политическая власть — необходимое условие цивилизо­ванного взаимодействия людей с различными интересами, це­лями и ценностными ориентациями.

Власть как общественное явление

Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь.

Власть имеет многообразные проявления, различается источ­никами, масштабами, возможностями и способами влияния.

Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения личных, групповых и общественных целей. С ее помощью удовлетворяются общезначимые, групповые и час­тные интересы.

Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни. Основные типы власти: политическая и неполитическая.

Власть имеет определенную структуру, включающую субъ­екты, объекты, источники, функции, ресурсы (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Структура власти

В политической науке получили закрепление различные толкования власти: теологические, бихевиористские, психоло­гические, системные, функциональные, анархистские и др. Вместе с тем четко просматриваются общие подходы. Суть их сводится к следующему.

Власть есть особые отношения между субъектом и объек­том. Субъект — носитель власти: господствует, управляет, при­нимает решения и обеспечивает их выполнение. Он диктует свою волю объекту и побуждает его повиноваться. С помощью авторитета, убеждения, стимулирования или принуждения ре­ализует свои цели и интересы.

Власть — это влияние, право и возможность управлять объ­ектом, подчинять его своей воле. Господство властвующего и подчинение подвластного его приказам, требованиям и распо­ряжениям, жесткая субординация — универсальные принципы власти.

Власть выражается в правилах, стимулах, санкциях, пси­хологическом воздействии.

4. Власть—это постоянный источник борьбы социальных суб­ъектов за обладание ее возможностями и ресурсами.

Политическую власть можно охарактеризовать как полити­ческое влияние в обществе, способность социальных субъектов ле­гитимно действовать и реализовать свою властную волю, ис­пользуя институты, полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

общественно-политических объединений и движений.

Особенности политической власти:

это нормативно закрепленная система социальных отно­шений;

политическое влияние служит средством (инструментом) социальных преобразований;

политико-властные отношения являются высшей фор­мой человеческого общения, направленного на удовлет­ворение общественных интересов;

политическое властвование представляет собой легитим­ное управление обществом институтами государства и участие граждан в этом процессе, регулируемое законами государства.

Социальное предназначение политической власти:

удовлетворение общественных интересов и потребностей;

управление обществом, активное содействие его стабиль­ности и прогрессу, реализации прав и свобод личности;

совершенствование общественных отношений на основе принципов и норм демократии и гуманизма;

обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, обществен­ного контроля их деятельности;

защита, укрепление и развитие суверенной государствен­ности.

Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем.

Действует единая система институтов, наделенных леги­тимными функциями и полномочиями для управления обществом.

Государственная власть суверенна в отношениях с други­ми формами власти.

Только институты государства вправе обеспечивать кон­ституционный правопорядок, используя насильствен­ные средства и методы.

Государственная власть осуществляет непрерывное и ус­тойчивое политическое влияние на общество.

Источник государственной власти — народное волеизъяв­ление. Властные институты государства образуются в установ­ленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязан­ности, наделены широкими полномочиями и располагают ре­сурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта власть формирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).

Основные принципы организации и деятельности государ­ственных институтов:

демократичность сотрудничества властных институтов;

принятие управленческих решений и обеспечение их ис­полнения;

гласность деятельности властных институтов, их подот­четность гражданам;

невмешательство государственных органов в деятель­ность общественных объединений.

Разделение властей означает распределение государственной власти между тремя независимыми ветвями — законодательной, исполнительной и судебной. Их функции и полномочия разграниче­ны; ветви обладают равной ответственностью и возможностью взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация это­го принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование «системы сдержек и противове­сов», предупреждающей злоупотребления властью.

Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики понимали разруши­тельные последствия для общества всеобъемлющей и бескон­трольной власти в обществе тех или иных институтов, социаль­ных групп, индивидуумов.

М. Т. Цицерон, древнеримский политический деятель, ора­тор и писатель, допускал, что небольшая группа людей или один диктатор могут узурпировать высшую государственную власть и использовать ее в неблаговидных целях. Он предлагал контролировать и нейтрализовать действия политиков, стре­мящихся к монопольному властвованию (см. Цицерон. Диало­ги. — М., 1996. — С. 21-23).

Французский политический мыслитель Ш. Монтескье лако­нично выразил суть принципа разделения властей: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы вза­имно сдерживать друг друга» (Монтескье Ш. Избранные произ­ведения. — М., 1955. — С. 289).

Принцип демократизма в организации и деятельности госу­дарственных органов воплощается в совокупности показателей:

легитимности государственных органов, качественном исполнении общественных обязанностей, уважительном отношении к интересам и мнениям гражданам, законам, политическим и моральным нормам;

согласованности действий институтов власти и мораль­ной ответственности за результаты управленческой дея­тельности;

открытости власти для общества, подотчетности ее пред­ставительных органов гражданам, а бюрократии — поли­тикам;

последовательной реализации государством политичес­кого курса общества, прав и свобод личности, принципов социальной справедливости;

гармонизации и удовлетворении общегосударственных, групповых и местных (региональных) интересов, разви­тии политической активности граждан;

демократизации отношений между государством и граж­данским обществом.

В процессе подготовки к семинарским занятиям рекомен­дуется осмыслить демократические принципы организации и де­ятельности государственных органов, их влияние на стабиль­ность, благополучие и безопасность общества. Полезно ис­пользовать исторические факты, личные наблюдения полити­ческих явлений и процессов в Республике Беларусь.

Механизм государственной власти в обществе включает:

Конституцию — свод писаных и неписаных правил; это Основной Закон, определяющий ценности и цели обще­ства, обязанности, полномочия и функции властных ин­ститутов, их отношения между собой и с гражданами;

систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

государственных служащих (бюрократию);

вооруженные силы и полицию (милицию);

ресурсы и методы властвования.

Характер государственной власти определяется наукой по ее сущностным признакам:

субъекту властвования (законодательная, исполнитель­ная, судебная, правительственная, президентская, парла­ментская);

форме правления (монархия, республика);

режиму правления (демократическая, авторитарная, тота­литарная);

формам власти (автократия, полиархия, политая, олигар­хия, аристократия и др.).

Способы овладения государственной властью: демократичес­кие выборы, насильственные (революция, государственный переворот), наследование.

Наиболее действенными «ограничителями» всевластия госу­дарства и его институтов, предупреждения злоупотреблений властными полномочиями являются:

конституционные гарантии прав и свобод личности;

демократическая культура граждан;

зрелое гражданское общество, контролирующее власть;

Политическая власть государства формируется в условиях жесткой конкуренции субъектов политики. Победившие груп­пы (институты) обретают право выступать от лица государства и общества, использовать для достижения политических целей ресурсы общественной системы.

Государственная власть является источником мощной энер­гии, без которой невозможна цивилизованная жизнь общества. Именно поэтому политическая сфера играет по отношению к экономической, социальной, духовной приоритетную, «верхо­венствующую» роль — в том смысле, что политические реше­ния, санкционированные государственной властью, подлежат обязательному выполнению всеми социальными субъектами.

Вместе с тем государственная власть может быть не только источником созидания и общественного блага, но и многих со­циальных «болезней», если ее могущество используется неуме­ло или злонамеренно субъектами политики. Исторический опыт свидетельствует о пагубных последствиях концентрации государственной власти в руках одного человека или узкой группы лиц. Не оправдала себя и практика «элитизма» — управления обществом «избранными», немногочисленными профессиона­лами, которым граждане делегируют полномочия в деле приня­тия стратегических решений. Наиболее перспективный путь совершенствования и повышения эффективности государ­ственной власти — расширение социального представительства, политического участия большинства граждан, демократизация процесса формирования институтов и практического осущес­твления управления обществом.

Непременное условие существования государственной власти — легитимность: общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее уста­новлениям и требованиям.

Немецкий социолог М. Вебер различал три типа легитим­ности власти.

Традиционную. Она основывается на авторитете традиций и обычаев. Была характерна для древних восточных им­перий — Египта, Вавилона, Персии, Китая, а также сред­невековой Европы.

Харизматическую. Покоится на вере в личные достоин­ства, исключительную одаренность политического лиде­ра, доверии к нему подданных.

Рационально-правовую. Ее отличает понимание властью обязательности соблюдения правовых норм, выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдель­ным представителям этой власти, а устройству государ­ства, законам, согласно которым функционируют инсти­туты власти.

Эти типы легитимности М.Вебер называл идеальными типа­ми политического господства. Но в своем «чистом» виде они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные сочетания отмеченных выше типов легитимности.

Уровень легитимности — степень поддержки гражданами власти — может изменяться. Возможны кризисы легитимнос­ти, дестабилизирующие политическую систему. Поэтому власть, уважающая мнение общественности, обязана реальны­ми делами поддерживать свой авторитет, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризисных тенденций в социальной жизни.

Политическая власть и собственность

Собственность — категория не только экономическая и юридическая, но и, бесспорно, политическая. Ничто так не ли­хорадило общество во все времена, за исключением его перво­бытной стадии, как отношение к собственности (см. раздел «Информация и проблемы для дискуссии»). И сегодня на обшир­ном постсоветском пространстве кипят страсти вокруг соб­ственности. Одни выступают за частную собственность, другие высказываются против нее, считая ее злом, антиподом спра­ведливости, благополучия каждого человека, сотрудничества и взаимопомощи.

Так кто же прав?

С точки зрения политэкономического подхода, собствен­ность представляет собой общественные отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена (обращения) и потребления.

Юристы рассматривают ее как совокупность средств и про­дуктов производства, принадлежащих определенным лицам — индивидам или коллективам.

Политологи акцентируют внимание на экономической и социальной политике государства, влиянии политической сис­темы на отношения собственности.

Собственность всегда была связана с политической властью, хо­тя отношения власти и собственности в условиях различных куль­тур и цивилизаций существенно различаются. И это обстоятель­ство наложило отпечаток на общественное сознание. Частная со­бственность рассматривается и как двигатель цивилизации, и как источник социального неравенства и антагонизмов. В одних странах отношения «власть—собственность» приобрели устойчи­вый характер, в других государствах к частной собственности — прохладное или резко негативное отношение.

Необходимо уяснить некоторые выводы о взаимоотношениях политической власти и собственности.

Политические концепции нежизнеспособности частной собственности и рыночного хозяйства не выдержали ис­пытания временем.

Социально-экономический и политический прогресс общества невозможен без создания государством усло­вий для развития частной и других форм собственности, предпринимательства, образования «среднего класса» как социальной опоры демократических перемен.

Политическая власть государства взаимодействует с эко­номической системой общества. Однако ее вмешательство в рыночную экономику должно быть минимально необхо­димым и максимально содействовать ее самоорганизации и саморегулированию, развитию деловой активности.

Политико-властное содействие бизнесу означает реаль­ные шаги государства по обеспечению политической ста­бильности общества и развитию рыночной инфраструк­туры. Это предполагает наличие прогрессивного и ста­бильного законодательства, принятие и реализацию ком­промиссных политических решений, устраивающих большинство граждан.

Конструктивные взаимоотношения власти и предприни­мателей невозможны без взаимной ответственности. Их позиции должны быть прозрачны, правомерны и привле­кательны для общества.

Рыночная экономика неразрывно связана с государствен­ной властью, что обеспечивает ее общественную полезность и эффективность. Даже в условиях зрелого гражданского общес­тва она не освободится от государственного регулирования. Ее развитием будут управлять более демократичные и совершен­ные инструменты власти государства — законы, социаль­но-экономическое планирование, кредиты, налоги, санкции против недобросовестного предпринимательства и другие ме­ханизмы. Русский политический мыслитель XIX в. И. Г. Черны­шевский точно выразил объективную зависимость экономики от власти государства. «. Там, где саморегуляция не срабатыва­ет, — писал он, — где практика доказывает недостаточность разрозненных индивидуальных усилий и невмешательство в экономику грозит большими потерями и разными социальны­ми несправедливостями, там разумное участие государства по­лезно и обязательно. Невмешательство должно быть правилом, а вмешательство — исключением» (Поликарпова Е. В. Н. Г. Чер­нышевский об «участии государства в экономических делах» // Власть силы и сила власти. — М., 1996. — С. 91).

Структура и функции политической системы

Понятие политической системы. Структура политичес­кой системы. Характеристика подсистем политической системы общества: институциональной, нормативно-ре- гулятивной, функциональной, коммуникативной, куль­турно-идеологической. Функции политической системы на «входе» и «выходе».

Критерии соответствия политической системы общес­твенным потребностям.

Типы современных политических систем.

Американский политолог Д. Истон отмечал, что «политическая наука — это наука о функционировании и жиз­недеятельности политических систем». В широком смысле это утверждение отражает суть политики как целостной системы.

Политическая система — конкретно-практическое отраже­ние политики, ее институционально-властный механизм в дей­ствии. Это совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и дей­ствий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечиваю­щих управление обществом.

Термин «политическая система» был введен в политологию в середине XX в., что отразило научные достижения в познании системного характера политики. Политология пополнилась те­ориями политической системы Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча и других политологов. До этого времени для описания влас­тных отношений использовалось понятие «система правле­ния». Его употребление сводило политику преимущественно к деятельности государственных структур.

Политическая система взаимодействует с обществом и ре­шает конкретные задачи:

определяет и реализует стратегический курс государства и общества;

формирует институты власти и обеспечивает их функци­онирование;

мобилизует и распределяет коллективные ресурсы, необ­ходимые для удовлетворения потребностей граждан;

интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Ключевым свойством политической системы является ее способность к гибкому и конструктивному реагированию на тре­бования общества, удовлетворению его интересов. От этого свой­ства зависит ее самосохранение, стабильность, обновление и качественное переустройство.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным сферам, но ее характер обусловлен окружающей средой. Она должна чутко реагировать на общественные импульсы в форме требований и запросов, предотвращать и оперативно урегулиро­вать социальные конфликты, своевременно принимать и реа­лизовать политические решения, необходимые обществу.

Какова структура политической системы? (см. рис. 1.5).

Как показано на рисунке, структура политической системы включает пять подсистем, ответственных за ее жизнедеятель­ность.

Институциональная подсистема включает все государствен­ные и общественные институты. Каждый их них играет специ­фическую роль в механизме власти, по-разному влияет на по­литическое управление обществом. Ведущая роль среди них принадлежит государственным органам и учреждениям.

Нормативно-регулятивная подсистема аккумулирует, кор­ректирует и обогащает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи и традиции, которые направля­ют и упорядочивают деятельность, поведение и отношения субъектов политики.

Рис. 1.5. Структура политической системы

Культурно-идеологическая подсистема включает политичес­кую культуру и идеологию. Они служат ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

Коммуникативная подсистема ответственна за взаимодей­ствие всех элементов политической системы на основе обмена информацией, соблюдения действующих норм политических отношений.

Функциональная подсистема представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных инте­ресов и властных полномочий, характер ее взаимосвязей с об­ществом, государством и личностью.

Каковы основные функции политической системы? (см. рис. 1.6).

Рис. 1.6. Функции политической системы

Выполняя указанные функции, политическая система обеспе­чивает:

приобщение граждан к политике, формирование и обога­щение политической культуры общества;

взаимодействие элементов политической системы, ее взаимосвязей с общественной средой;

управление общественными процессами посредством нормотворчества, контроля соблюдения законов, иных нормативных актов и выполнения решений властных ин­ститутов;

выражение, обобщение и согласование интересов;

мобилизацию материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение интересов;

распределение материальных благ, привилегий и услуг;

поддержание стабильности общества на основе общих целей и ценностей;

заполнение должностей в политических институтах госу­дарства.

Политическая система — рационально сконструированный и апробированный жизнью институционально-властный механизм управления обществом. Она предстает как совокупность видов деятельности, связанных с выражением, согласованием и удов­летворением интересов граждан, оценкой информационных потоков, принятием и осуществлением законов и управленчес­ких решений, мобилизацией и распределением ресурсов, регу­лированием политических отношений, стимулированием по­литического участия.

Взаимодействие системы с общественной средой принято объ­яснять с помощью терминов «вход» и «выход». Понятием «вход» обозначается влияние общества на систему, а понятием «вы­ход» — влияние системы на общество (см. рис. 1.7).

На «входе» политическая система воспринимает требования общества и, реагируя на них, осуществляет:

артикуляцию и агрегирование интересов;

политическую социализацию и «рекрутирование» учас­тников политического процесса;

На «выходе» политическая система, отреагировав на запро­сы общества, обеспечивает:

применение санкционированных государством правил;

Рис. 1.7. Механизм взаимодействия политической системы с общественной средой

► контроль соблюдения норм, претворения в жизнь управ­ленческих решений, стратегического курса государства и общества.

Требования среды — общественное мнение по поводу целе­сообразного или нежелательного распределения ценностей и коллективных ресурсов. Они могут быть связаны с обеспечени­ем политических прав, повышением зарплаты, улучшением ус­ловий получения образования и т. д. Требования, предъявляе­мые системе, имеют тенденцию ослаблять ее. Реагируя на них, власть принимает решения по распределению ресурсов и цен­ностей, имеющие обязательный характер. Организуется испол­нение этих решений, контролируется ход их реализации.

Удовлетворение требований общества предполагает целе­направленные, эффективные действия. Реагируя на импульсы (требования) среды, система разрешает (или не разрешает) со­циальные, экономические, политико-идеологические и духов- но-нравственные проблемы. Если она обеспечивает назревшие преобразования и потребности граждан, то общество устойчи­во и динамично развивается, демонстрируя доверие властным институтам. Обострение противоречий политической систе­мы, выражающееся в ее полной или частичной неспособности к эффективному выполнению своих функций, гибкому при­способлению к изменяющимся условиям, сигнализирует о ее банкротстве.

От способности системы достойно и гибко реагировать на потребности общества и удовлетворять их зависит ее самосо­хранение, непрерывное обновление, поддержка гражданами.

Поддержка системы членами общества означает поддержку политического режима, доверие к политическому курсу власт­ных структур. Она является необходимым условием устойчиво­го функционирования системы. Если такой поддержки нет, то это означает кризис системы и ее институтов, неизбежность ра­дикальных политических изменений.

Основные критерии соответствия политической системы об­щественным потребностям: стабильность, адаптивность, де­мократичность, социальная эффективность.

Типы политических систем

Существуют различные типы политических систем, имею­щие свои особенности. В мире насчитывается более 200 суве­ренных государств; их политические системы существенно различаются. С помощью выработанных политологией крите­риев мы классифицируем эти политические системы, познаем их сущность.

Каковы критерии классификации политических систем?

Таковыми критериями являются:

а) источник и характер государственной власти и полити­ческого режима в обществе;

б) обеспечение прав и свобод граждан;

в) стабильность и благополучие общества (тенденции и дос­тижения в социально-экономическом, политическом и духов­ном развитии);

г) уровень политической культуры общества.

На основе указанных критериев определяется степень де­мократичности и прогрессивности политической системы об­щества. Различают три типа политических систем — демокра­тические, авторитарные и тоталитарные.

Характерные черты демократической политической системы

Идеалом общественного устройства являются демокра­тические ценности.

Свобода человека — высшая цель и средство демократи­зации политики.

Плюралистическая политическая культура, зрелое граж­данское общество, контролирующее властные институты.

Граждане добровольно, сознательно, непосредственно или через своих представителей участвуют в управлении обществом и государством, принятии политических ре­шений.

Равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Социальная защищенность гражданина, распределение материальных и духовных благ в обществе, имеющее мо­ральное обоснование.

Характерные черты авторитарной политической системы

Автократия — неограниченное, неконтролируемое граж­данами полновластие в государстве одного человека или группы лиц (как правило, полномочия власти закрепле­ны в законах, которые она принимает по своему усмотре­нию).

Заполнение должностей в механизме власти на основе принципов протекционизма и благорасположения к вер­ховной правящей элите; материальное и моральное сти­мулирование бюрократии.

Власть представляет себя приверженцем демократии, но проявляет открытую нетерпимость к оппонентам, поли­тической конкуренции.

Активно применяются технологии принуждения и мани­пулирования: тотальный политический контроль; имита­ция заботы о народовластии и общем благе; популизм; репрессии против оппонентов и нелояльных граждан; «легитимная» система запретов; «дозирование» свобод и информации; устрашение и дезориентация обществен­ности; усиление силовых структур государства.

Неразвитость институтов гражданского общества и де­мократической культуры субъектов политики.

Политическая система отличается слабой адаптивностью к запросам граждан и вызовам времени, непоследова­тельностью нововведений и низкой социальной эффек­тивностью реформ.

Характерные черты тоталитарной политической системы

Всеобъемлющий государственный контроль над общес­твом и личностью, включая экономику, образование, культуру, религию, семейную жизнь.

Монополия власти на информацию, преследование ина­комыслия, политическое манипулирование обществен­ным сознанием и поведением.

Невосприимчивость системы к интересам общества, ин­новациям и демократическим реформам.

Использование административно-командных методов управления экономикой и социально-политическими процессами.

Тип политической системы конкретного общества обус­ловлен его традициями, социальной структурой и харак­тером экономических отношений, национальной специ­фикой организации государственной власти, историчес­кими условиями и обстоятельствами, уровнем полити­ческой культуры граждан.

Демократия и политические режимы

Политический режим как совокупность средств и мето­дов осуществления политической власти. Критерии классификации политических режимов. Демократия как идеал народовластия.

Демократический политический режим: сущность и ха­рактерные черты. Формы демократических политичес­ких режимов современности.

Авторитарный политический режим: признаки и влияние на развитие общества. Социальные основы авторита­ризма.

Тоталитарный политический режим. Проявления тота­литаризма в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни.

Политический режим — это совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений государства с лич­ностью и обществом.

Политический режим в той или иной стране сочетает два противоположных принципа управления обществом — авто­ритарности и демократизма. Авторитарные тенденции выра­жаются в стремлении государственных институтов к односто­ронней (монопольной) властности. Демократизм же предпола­гает равноправное властное взаимодействие субъектов полити­ки, государства и гражданского общества. Принцип демокра­тизма ставит заслон на пути безраздельного монополизма госу­дарства, тотального государственного регулирования общес­твенной и частной жизни.

Характер политического режима определяется: интересами социальных групп, на которых опирается режим; демократич­ностью средств и методов властвования; ролью насилия и при­нуждения в государственном управлении; соблюдением прави­телями законов; отношением власти к правам и свободам чело­века; уровнем политического участия и политической культу­ры граждан; возможностями свободного соперничества правя­щей и оппозиционной элит.

Обобщающий, главный критерий оценки политического режима в конкретной стране — его соответствие принципам де­мократии.

Понятие «демократия» пришло к нам из Древней Греции и основывается на сочетании двух греческих слов: «demos» — на­род, «kratos» — власть. В политологии представлено несколько концепций демократии: классическая (VI — V до н.э.), охрани­тельная (VIII — XIX вв.), элитарная, представительная, парти- ципаторная, плюралистическая, либеральная, марксистская.

Каждая из концепций предлагает своеобразную версию наро­довластия, имеет свои достоинства, недостатки и противоречия.

Политическая наука исходит из того, что базовыми принци­пами современной демократии являются:

конституционно закрепленная система государственного управления;

прямое или представительное участие свободных, рав­ноправных, активных граждан в принятии политических решений;

гарантии гражданских прав и свобод личности;

рыночная экономика, свобода предпринимательской инициативы;

абсолютная власть закона;

общественный контроль властных институтов;

наличие в обществе конкурентной партийной системы, независимых групп интересов;

свободные, альтернативные выборы кандидатов на госу­дарственные должности;

уважение субъектами политики демократических норм взаимоотношений.

В политологии содержится анализ основных типов полити­ческих режимов современности — демократического, тотали­тарного и авторитарного <рис. 1.9).

Признаки демократического режима

Источник власти — народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подот­четность избирателям.

Наличие «среднего класса» — социальной основы демо­кратии.

Рис. 1.9. Типы политический режимов.

Государственное устройство по принципу «разделения властей».

Разрешено все, что не запрещено законом.

Политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

Признаки тоталитарного режима

Всеобъемлющий контроль государства над обществом.

Доминируют административно-командные методы уп­равления обществом; жесткая централизация и регла­ментация политической жизни.

Глава государства и правительства — лидер, представля­ющий интересы правящей партии или узкой группы лиц; он не подотчетен гражданам.

Власть манипулирует общественным сознанием и пове­дением, претендует на монопольное обладание истиной в политике и идеологии.

В обществе господствует принцип «запрещено все, что не разрешено властью».

Признаки авторитарного режима

Неограниченная власть одного лица (группы лиц) или го­сударственного органа.

Режим активно использует методы принуждения, стре­мится к тотальному контролю над обществом.

Преобладают закрытые (номенклатурные) методы под­бора и выдвижения должностных лиц государства.

Действует отлаженная «система запретов», противореча­щая демократии; допускается «дозируемый» и контроли­руемый властью плюрализм.

► Властные структуры государства манипулируют созна­нием и поведением граждан, имитируют приверженность демократическим ценностям.

В условиях социальных преобразований и экстремальных ситуациях авторитарный режим способен сконцентрировать коллективные усилия и ресурсы на разрешении кризисных проблем общества. Однако средства и методы властвования де­вальвируют авторитет и политический курс режима. Он неза­метно для пассивных в политике граждан «трансформируется» в «новое качество» — неограниченную, лицемерную власть. Его ценностными предпочтениями становятся произвол, игнори­рование законов, действия, абсолютно несовместимые с об­щественной нравственностью.

Политическая практика свидетельствует, что политические режимы отличаются: источником и принципами организации власти; степенью плюрализма и свободы политического воле­изъявления; методами принятия политических решений; нали­чием правовых ограничений на применение властных полно­мочий; уровнем вовлеченности граждан в политику.

Признаки политических режимов отражают типичные сре­дства и методы властвования, взаимодействия государствен­ных институтов, правящей элиты с обществом и личностью. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы ос­новываются на несовпадающих или диаметрально противопо­ложных политических, правовых и нравственных нормах реа­лизации полномочий и функций. Характер властвования субъ­ектов авторитаризма и тоталитаризма, их политические пред­почтения радикально отличаются от идеальных представлений о демократии, выработанных человечеством. Разными сред­ствами достигается стабильность демократического, автори­тарного и тоталитарного режимов. Не совпадают способности режимов к социально эффективному управлению, разумному использованию созидательного и ресурсного потенциала об­щества для его совершенствования, повышения уровня и ка­чества жизни граждан, обеспечения прав и свобод человека.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Выберите полный ответ на контрольный вопрос

а) политику во всех ее проявлениях;

б) политические институты;

в) политические интересы.

Предметом политологии является:

а) политическое поведение;

б) политическая власть;

в) политическое сознание.

Политология как наука включает:

а) теоретические знания о политике;

б) прикладные знания;

в) теоретические и прикладные знания.

Цель политологии как учебной дисциплины:

а) производство знаний о политике;

б) выработка рекомендаций субъектам политики;

в) политическое образование и воспитание человека.

Каковы методы политологии как науки?

а) специфическими методами не располагает;

б) методы общественных наук;

в) общенаучные, общественных наук и политологические.

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений?

В чем проявляется инструментальная функция политологии?

а) в познании субъектов политики;

б) в обобщении политического опыта;

в) в обосновании средств и способов политических изме­нений.

Закономерности политологии выражают:

а) методы политических действий;

б) нормы политических отношений;

в) взаимосвязи политических явлений, политики и общества.