С кем остается ребенок при разводе в исламе

Содержание детей после развода

Если родители ребёнка живут вместе, то на отца возлагаются материальные расходы, а мать занимается воспитанием ребёнка. Если же родители разведутся, то для ухода за детьми, не являющимися мумайизами (то есть не достигшими возраста 7 – 8 лет, а может, и ещё раньше, в зависимости от зрелости ребёнка), большее предпочтение Шариат отдаёт женщинам, потому что они мягче характером и лучше разбираются в вопросах воспитания детей, более терпеливы и ответственны в заботе о них.

А среди женщин предпочтение отдаётся матери, потому что именно мать проявляет к детям больше душевности и внимания, нежели другие женщины. В достоверном хадисе передаётся, как некая женщина сказала Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, мой живот был убежищем для сына, когда он был в утробе. Моя грудь была пищей и питьём для него. Мой поддон был опорой для него. Его отец дал мне развод и пригрозил, что заберёт его у меня». Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж».

Для того, чтобы мать имела право воспитывать ребенка, она должна быть:

а) мусульманкой;

б) разумной – сумасшедшей матери не дают право воспитания. Если же признаки сумасшествия будут проявляться редко, например, в год один раз, то такое право дают. Также такие болезни, как туберкулез, паралич и тому подобные, то есть недуги, которых отвлекают и не дают возможности заниматься ребёнком, снимают с матери право на воспитание ребёнка;

в) вызывающей доверие, не совершающей явные большие грехи, ибо нечестие снимает право воспитания с матери;

г) свободной от замужества. Если мать выходит замуж, то право воспитания ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, даже если мужчина, за которого вышла мать, согласен оставить ребёнка у матери, за исключением того случая, если мать выйдет за близкого родственника ребёнка, например, брата бывшего мужа.

ВАЖНО: Если же мать выздоровеет или примет Ислам, или разведётся, уйдя от другого мужа, то право воспитания ребёнка переходит обратно к ней, так как причины, которые препятствовали бы ей в этом, отсутствуют.

В случае, если мать умрёт или станет сумасшедшей, право воспитывать ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, потом к бабушке со стороны отца. Потом право предпочтения воспитания переходит к сестре. Из сестёр же предпочтение дается в первую очередь родной сестре, чем сестре со стороны матери или отца. Потом к тёте со стороны матери, потом к племяннице, потом к тёте со стороны отца. Если же мать находится в долгом отсутствии или же откажется от воспитания, право воспитания переходит к бабушке.

После женщин предпочтение отдаётся любому мужчине, который является махрамом и может стать наследником того, кого воспитывают, например – отец, дедушка, брат, дядя и так далее, согласно тому, как распределяется наследство. Если мужчина, который может стать наследником, не является махрамом (то есть близким родственником, за которого запрещено выходить замуж или жениться) для того, кого он будет воспитывать, то ему не отдают на воспитание девочек в возрасте, к которым возникает страсть, а отдают их доверенной женщине под присмотром этого мужчины.

Если есть мужчины, которые не являются махрамами и не являются наследниками, например, двоюродный брат со стороны матери, или есть только мужчины, не являющиеся наследниками, но являющиеся махрамами, как, например, отец матери, сестра матери, сын сестры, сын брата с материнской стороны, то этим людям не отдают ребёнка на воспитание. В таком случае шариатский судья решает, кому их отдать.

Кяфиру (неверному) не отдают на воспитание мусульманина, мусульманину же на воспитание можно отдавать кяфира. Если же мать ребёнка вышла замуж за другого, ей не отдают ребёнка, а отдают её матери. Но если мужчина, за которого она вышла, и отец ребёнка согласны оставить ребёнка у матери, то оставляют. Если же она выйдет замуж за того, кто в общем имеет право на воспитание, например, за брата бывшего мужа, то тогда ей можно отдавать ребенка, если он (брат) согласен. Если же, ввиду каких-то обстоятельств и причин, никто из вышеперечисленных лиц не может взять к себе ребёнка или существует причина, не позволяющая сделать это, то шариатский судья передаёт ребёнка доверенному человеку на воспитание.

Все до сих пор перечисленные решения относятся к детям, не достигшим возраста мумайиза.

Содержание детей, достигших возраста мумайиза.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

Дети, достигшие совершеннолетия.

Если мальчик достиг совершеннолетия – он сам несёт ответственность за себя и его не принуждают находиться возле одного из родителей. Но ему желательно не покидать их вовсе, а помогать и услуживать им.

Что касается девочки, достигшей совершеннолетия, то если она вышла замуж – она должна находиться рядом с мужем. Если же она не замужем, и не была никогда замужем, то она должна находиться возле родителей. Если же родители разведены, то она выбирает того, с кем желает остаться. Если она хочет жить самостоятельно, без родителей, ей не разрешается это – и её обязывают к выбору одного из них. Если у неё нет родителей, то право заботы о ней переходит к её брату, потом к дяде со стороны отца. Если же она была замужем, то ей предпочтительней жить с родителями. Если же они разведены, то она выбирает одного из них, но её не обязывают к этому. Это всё происходит, если нет опасения в обвинении её в чем-либо непристойном. Если же такая опасность существует, то отец, дед, брат, дядя имеют право запретить ей жить самостоятельно.

У кого остается ребенок после развода родителей?

Именем Аллаhа, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Одна из распространенных и больших проблем в наши дни – проблема детей после развода родителей. У кого они должны оставаться? Как они страдают от всего этого?

Мы видим, как многие из родителей ведут себя в такой ситуации, как они бегают по судам и пишут различные заявления. И это в то время, как все мы являемся мусульманами и имеем возможность обратиться к исламским ученым, будь это местный имам или кто-то другой. Ведь на каждый малейший случай жизни в шариате есть решение. Имея такой идеальный и гуманный закон как шариат, мы позволяем себе решать свои проблемы по всяким искаженным законам и понятиям, которые уже погрязли в коррупции и беспределе. Мать хочет детей оставить у себя, а отец у себя, и по этой причине прибегают ко всем возможным мерам, а потом в конце обращаются к имаму и в этом случае, если решение вынесенное по шариату одного из родителей не устраивает, то он дальше начинает искать ходы, но уже не в рамках шариата. Прежде чем куда-то обращаться, человек должен задать себе вопрос: «Я мусульманин или нет? Как мне подобает поступить в такой ситуации? К кому стоит мне обратиться?». Иными словами, получается так, когда человеку нужно заключить никях (брак по нормам шариата), помочь в обрядах рождения ребенка, нужно совершить все обряды похорон человека или решить какую-нибудь другую проблему, он обращается к имамам, а когда вопрос касается развода и решения судьбы детей он уже начинает бегать по судам. Ведь в такой ответственный момент, когда дело касается не только его, а охватывает всю его семью, в то время, когда больше всего нуждается в наставлении или совете, никто ему не мешает обратиться к имаму или к другим знающим людям и это будет самым благоразумным поступком.

От Абдуллаhа ибн Умара, да будет доволен им Аллаh, передается, что однажды к Посланнику Аллаhа, мир ему и благословение, пришла женщина и сказала: «О, Посланник Аллаhа, этот мой сын, мой живот был для него пристанищем, моя грудь — бурдюком [1] и мой подол [2] – местом для содержания, а его отец дал мне развод и хочет его забрать у меня», на что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, ответил: «Ты более достойна, чем твой муж, чтобы ребенок остался у тебя, до тех пор, пока (если) ты не выйдешь замуж» [3] .

Если между супругами есть ребенок, не достигший 7 лет, то он после развода переходит к матери,

— а если мать отказывается его принять или не может по указанным далее причинам, то к бабушке с материнской стороны ребенка (мать матери), потом к ее матери и так до конца по женской линии, если они живы

— а если нет бабушки со стороны матери, то он переходит к своему отцу

— а после отца к бабушке с отцовской стороны (мать отца) и так до конца по женской линии

— а если ее нет, то к дедушке с отцовской стороны (отец отца) и так далее по мужской линии

— а если и его нет, то к родной сестре ребенка, если родной нет, то к сводной сестре со стороны отца, потом и со стороны матери

— а если нет сестер, то к родному брату ребенка, потом к сводному, как и у сестер

— а если их нет, то к тете – сестре матери, а потом уже к сестре отца.

— а после к дяде – брату отца.

Вышеперечисленные люди могут иметь право на попечение и воспитание ребенка, если они обладают следующими качествами:

1. Разум:

На воспитание и содержание ребенка не имеет право сумасшедший человек.

2. Ислам:

Если ребенок является мусульманином [4] , то и попечитель обязан быть мусульманином, неверующему (кафиру) родственнику не разрешается брать на воспитание ребенка — мусульманина. Так как он не обладает каким-либо правом над мусульманином, а также может отвратить ребенка от своей религии разными методами и причинами. А если ребенок является кафиром [5] , то попечитель может быть, как мусульманином, так и кафиром.

3. Целомудрие и доверие:

Под этим подразумевается, что попечитель не должен быть фасиком (нечестивцем, который постоянно совершает грехи), так как он не может над кем-либо обладать правом и ему ничего не доверяют. Следует, чтобы он (она) был справедливым и целомудренным человеком.

4. Проживание в одном населенном пункте:

Попечитель должен проживать в том же городе (селе), где живет ребенок.

Если мать (попечитель) ребенка, выйдет на вынужденный сафар, как хадж или торговля, или же на не вынужденный, как путешествие или экскурсия, ей не позволяют забрать с собой ребенка, и он до ее возвращения остается у бабушки (мать его матери, а если ее нет, так далее по порядку).

Если один из родителей переезжает в другое место с концами, без намерения на возвращение обратно, то ребенка предпочтительно оставить с отцом, если даже он выбрал мать и даже если переезжающим является отец, так как возможность сохранения рода больше там, где находится отец, при условии того, что дорога будет безопасной и город (село), где они собираются жить тоже будет безопасным.

5. Чтобы не была замужем за постороннего человека:

Когда мать (или другая попечительница) ребенка выходит замуж за другого, то она теряет право попечительства, даже если ее муж согласен, чтобы ребенок жил в его доме. Одним из причин является то, что мать (или другая попечительница) уже будет занята заботами своего мужа, и она не сможет, как положено, воспитать ребенка и уделять ему должного внимания.

Но и в таком случае есть пару исключений:

Первое: если отец ребенка и муж попечительницы [6] придут к соглашению, что ребенок будет жить с ней, то она может оставить ребенка у себя.

Второе: если муж попечительницы (будь это мать или другая женщина, на которую выпало попечительство) является родственником для ребенка, на которого может выпасть попечительство ребенка, и это может быть: дядя ребенка (брат отца), двоюродный брат ребенка (сын брата отца) и племянник ребенка (сын брата ребенка, тут замужем за него не может быть мать ребенка, а рассматривается другая попечительница), то в этом случае с согласия этого мужа он может остаться с ней.

6. Не иметь постоянную болезнь:

Если попечитель болеет неизлечимой болезнью, как: паралич, туберкулез, слепота, глухота и т.д., то он не имеет право на попечение ребенка.

7. Чтобы попечитель был совершеннолетним:

Несовершеннолетний [7] не имеет права на попечительство.

8. Кормить ребенка грудью:

Если ребенок находится в возрасте грудного кормления, и если у матери (или другой попечительницы, к которой ребенок перешел по праву) есть молоко, то она должна кормить ребенка грудью. Если же она, имея свое молоко, отказывается кормить ребенка, то она теряет право на попечительства и ребенок переходит к следующему попечителю по праву. А если у нее нет молока, и по этой причине не может кормить ребенка, то она имеет право на попечение и должна нанять кормилицу [8] .

Если в указанном попечителе отсутствует хоть одно из этих условий, то он теряет право на воспитание ребенка, и он переходит к следующему по порядку.

Вышеуказанное попечительство, которое переходит к матери и так далее указанным способом, длится до достижения ребенка возраста тамйиза – возраст, где ребенок становится самостоятельным (мумайизом) в некоторых действиях как: употребление пищи, ходить по малой или большой нужде, очищение от нечистот, совершение омовения и т.д.

Ученые установили, что ребенок становится мумайизом по достижении 7 лет и в этот момент заканчивается время попечительства (хазанат) и наступает время опекунства (кафалят).

Хатыб аш-Ширбини в своей книге «Мугниль мухтадж» пишет: «Время тамйиза обычно наступает в 7 или 8 лет приблизительно. Иногда это может случиться и до 7 лет и после 8, в основном рассматриваются качества ребенка и условия тамйиза, а не года. Ибн Руф’ат сказал: достижение возраста тамйиза рассматривается тем, чтобы ребенок понимал причину того, зачем он должен выбирать одного из родителей, если он не достиг такого понятия, то оставляют, пока он не достигнет».

Как определяется попечитель и к кому ребенок переходит до семи лет, мы выяснили, а теперь выясним, как осуществляется опекунство.

Когда ребенку исполнится 7 лет, и он станет мумайизом, шариатом ему предоставляется выбор между матерью и отцом, кого он выберет, с тем его и оставляют.

Доводом приводится хадис, переданный от Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что к Посланнику Аллаhа, мир ему и благословение, пришла женщина и сказала: «О, Посланник Аллаhа, мой муж (бывший) хочет забрать у меня моего сына, поистине он напоил меня из колодца «Аби ‘Инаба» и этим сделал благо для меня [9] . Тогда Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал: «Бросьте жребий между собой», на что ее муж сказал: «Кто может одержать верх надо мной в вопросе моего сына?» и Пророк, мир ему и благословение, обратился к ребенку со словами: «Вот твой отец и вот твоя мать, ты возьмись за руку любого из них», тогда мальчик взял мать за руку, и она ушла вместе с ним [10] .

В случае если ребенок останется у матери, то она не имеет право отказывать отцу ребенка видеться с ним, также и наоборот, если он останется у отца, то он не имеет право отказывать матери. Если ребенок мальчик, и он остался у отца, то мальчику подобает навести мать и отец не имеет права ему запретить, так как заставлять мать самой приходить к ребенку будет проявлением неуважения к ней. А если ребенок является девочкой и она осталась с отцом, то мать должна приходить к ней, в целях сохранности девочки, и так как девочке не подобает лишний раз показываться на людях. Также отец не имеет право отказать матери, чтобы она навещала их в его доме, но матери подобает не задерживаться долго.

Если ребенок (мальчик или девочка) заболеет, будучи у отца, то смотреть за ним пока он не выздоровеет, мать является более достойной. Если отец согласится, чтобы она находилась у него в доме и смотрела за ним, то она может у него остаться, а если не согласится, то дети будут находиться в доме у матери, пока не выздоровеют.

Если мальчик выберет мать, то он ночью будет находиться с ней, а днем с отцом, чтобы отец научил его религиозным и мирским делам, по мере его возможности, воспитывал его, учил его этике, разным искусствам и остроумию, так как, тот кто воспитает сына маленьким, будет радоваться, когда он станет большим. А также, чтобы он отдал его в медресе, а потом отдать его научиться какому-нибудь ремеслу.

А если девочка выберет мать и останется с ней, то она постоянно – днем и ночью будет находиться с матерью. Отец не имеет права требовать, чтобы дочь приходила его навещать, а наоборот он должен пойти к ней, если захочет ее увидеть и делать это он может периодически раз в 2 дня или более, но не каждый день и не ночью.

Если же ребенок выберет обоих, то между ними нужно бросить жребий, а если ни одного из них не выберет, то он остается с матерю, так как до этого попечителем была она.

Примечание: Если ребенок выберет одного из родителей и перейдет к нему, а после он изменит свое решение и выберет другого, то он переходит к выбранному и сколько раз он поменяет свое решение, каждый раз нужно его исполнять и он должен перейти к этому родителю.

А что касается материального обеспечения, то оно, при любом раскладе, лежит на отце, до достижения ребенка совершеннолетия, хотя у нас женщины – матеря этих детей, бывают вынуждены бегать по судам, чтобы отец выделил хоть какие-то средства на обеспечение ребенка.

Пусть Аллаh поможет нам и направит на правильный путь, чтобы мы решали такие вопросы по законам шариата, обратившись к имамам и к другим знающим людям, чтобы никто из родителей и тем более детей не страдали.

Хвала Аллаhу – Господу миров [11] .

Салман ад-Дагистани
Стенограмма проповеди

[1] Мешок из шкуры животных (для хранения жидкостей).
[2] Нижний край платья.
[3] Абу Дауд №2276.
[4] Т.е. тот ребенок, у которого родители мусульмане.
[5] Т.е. тот ребенок, у которого родители неверующие.
[6] В большинстве случаев попечительницей является мать, но так как ею может быть и другая женщина (в случае отсутствии матери по каким-либо причинам) здесь написали общее слово «попечительница».
[7] Не достигший половой зрелости или которому не исполнилось 15 лет по лунному календарю, будь это мальчик или девочка.
[8] Такое же решение и относительно мужчины, на которого выпало попечение, так как он тоже не может кормить грудью.
[9] Смысл этих слов заключается в том, что учитывая, что этот колодец находился далеко, что ее сын уже стал взрослым, и он уже в силах помочь ей, после того, как она вырастила его и воспитала с малых лет, когда он не мог помочь даже самому себе.
[10] Абу Давуд №2277.
[11] Источник: «Фикх-уль Манхадж» с.449-454, «Мугн-иль мухтадж» 592-601/3, «Тухфатуль мухтадж» c хашиятами 648/10.

С кем остается ребенок при разводе в исламе

С кем по исламу должны оставаться дети после развода?

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

По мазхабу имама Абу Ханифы при разводе детей раннего возраста предпочтительнее оставлять с матерями, ибо они обладают большим терпением и милосердием по отношению к детям. Об этом свидетельствует хадис, переданный Абдуллой бин Амром (да будем им доволен Аллах), где одна женщина обратилась со своей проблемой к Благословенному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сказала, что отец малолетнего ребенка, который еще нуждается в кормлении и только ползает, а не ходит, хочет забрать его себе. На что Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «У тебя больше на него (ребенка) прав, чем у него, до тех пор, пока ты не выйдешь замуж» (Абу Дауд).

Однако существуют условия, при которых дети могут остаться с матерью.

• Женщина не должна быть вероотступницей.
• Не должна заниматься прелюбодеянием и воровством.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.

В случае, если мать отказывается забирать себе ребенка по каким-либо причинам, то предпочтение может быть отдано ее матери. Бабушка ребенка по линии матери на первом месте в предпочтении в данном случае. Вторая по очереди предпочтения стоит мать отца ребенка. Если же их нет, или они не могут взять себе ребенка, то смотреть за ним должна сестра отца ребенка, а затем уже сестра матери ребенка. То есть сестры родителя в приоритете при выборе в сравнении с сестрами родительницы.

Мальчики должны воспитываться так до семи лет, а девочки до наступления первого менструального цикла.

По мнению имама Шафии, ребенок может остаться с матерью при соблюдении следующих условий:

• Мать должна быть мусульманкой.
• Обладать здравым рассудком.
• Надежной и честной.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.
• Ребенок не должен быть взрослым.

Исламский форум

Знание прежде всего

КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение Hamza » 19 сен 2009, 16:53

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Кому остается ребенок в случае развода?

1 . Ибн ‘Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шарх аль-мумти’» 6/26.
2 . Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.

С кем остается ребенок при разводе в исламе

С кем остаются дети после развода?

Вопрос от Александра, а также от Аслана:

С кем остаются дети после развода родителей?

Прежде всего, необходимо разъяснить вопрос, касающийся материального обеспечения детей.

Обязанность материального обеспечения детей целиком возложена на их отца. Мать детей не ответственна за это. В случае смерти отца обязанность материального обеспечения его детей ложится на его отца, то есть на их деда. Если и деда нет в живых, то на других родственников по отцовской линии.

Отец обязан материально обеспечивать своих детей до того момента, пока они не достигнут возраста, когда уже сами смогут зарабатывать себе на жизнь. Размер средств материального содержания детей определяется, исходя из их возраста и материального благосостояния их отца.

Если у дочери даже после достижения совершеннолетия нет достаточных средств, или если она не замужем, то обязанность по ее содержанию также ложится на ее отца. Также на отца ложится и ответственность по оплате обучения своих детей.

Алименты в установленном размере выплачиваются матери детей. Если же будет совершенно точно установлено, что она расходует эти средства на иные цели, а не на нужды своих детей, то в этом случае алименты передаются надежному человеку с передачей полномочия по материальному обеспечению детей.

Хидана (права на воспитание детей)

Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.