Сборник задач по логике для юристов

А.Д. ГЕТМАНОВА. логика для юристов. Со сборником задач

Транскрипт

1 А.Д. ГЕТМАНОВА логика для юристов Со сборником задач Допущено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

2 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Рецензент А.Л. Никифоров, д-р филос. наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Г44 Гетманова А.Д. Логика для юристов. Со сборником задач : учебное пособие / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, с. ISBN Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания. Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции. УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Гетманова Александра Денисовна логика для юристов. Со сборником задач Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5. Уч.-изд. л. 14,3. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1. Тел.: (495) Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного издательством электронного оригинал макета в ОАО «ТАТМЕДИА». ПИК «Идел-Пресс» , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2. Гетманова А.Д., 2012 ISBN ООО «КноРус», 2012

3 Оглавление Предисловие. 7 Глава 1. Предмет и значение логики 1.1. Что означает термин «логика» Формы познания. 10 Формы чувственного познания. 10 Формы абстрактного мышления. 12 Особенности абстрактного мышления Понятие логической формы и логического закона Понятие логической формы Логические законы Истинность мысли и формальная правильность рассуждений Значение логики в работе юриста Логика и язык Семантические категории. 26 Глава 2. Понятие 2.1. Понятие как форма мышления. 30 Содержание и объем понятия. 33 Закон обратного отношения между объемами. и содержаниями понятий Виды понятий Отношения между понятиями. 37 Типы совместимости: равнозначность (тождество),. перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Определение понятий. 40 Реальные и номинальные определения. 44 Правила явного определения. Ошибки, возможные. в определении. 46 Неявные определения. 48 Приемы, сходные с определением понятий. 49 Значение определений в науке и в рассуждении Деление понятий. Классификация. 54 Правила деления понятий. 55 Виды деления: по видообразующему признаку. и дихотомическое. 57 Классификация. 59 Использование определений, естественных классификаций и делений понятий в юридической теории и практике Ограничение и обобщение понятий. 63

4 4 Оглавление Глава 3. Суждение 3.1. Общая характеристика суждения Простое суждение Виды простых суждений Категорические суждения и их виды (деление. по количеству и качеству) Объединенная классификация простых категорических. суждений по количеству и качеству Распределенность терминов в категорических суждениях Сложное суждение и его виды Способы отрицания простых суждений (высказываний) Способы отрицания сложных суждений (высказываний) Логический анализ текста Выражение логических связок в естественном (русском) языке, в том числе в юридических текстах Отношения между суждениями по значениям истинности Деление суждений по модальности Логическая структура вопроса Виды вопросов Предпосылки вопросов Правила постановки простых и сложных вопросов Логическая структура и виды ответов Глава 4. Законы (принципы) правильного мышления 4.1. Понятие логического закона Законы логики и их роль в познании Закон тождества Закон непротиворечия Закон исключенного третьего Специфика действия закона исключенного третьего. при наличии «неопределенности» в познании Закон достаточного основания Глава 5. Дедуктивные умозаключения 5.1. Общее понятие об умозаключении Дедуктивные умозаключения Выводы из категорических суждений посредством их преобразования Простой категорический силлогизм Фигуры и модусы категорического силлогизма Особые правила фигур Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). 129

5 Оглавление Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) Условные умозаключения Разделительные умозаключения Условно-разделительные (лемматические) умозаключения Дилемма Трилемма Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения Непрямые (косвенные) выводы Глава 6. Индукция и аналогия 6.1. Индуктивные умозаключения и их виды Индуктивные методы установления причинных связей Умозаключение по аналогии и его виды Строгая аналогия Нестрогая аналогия Ложная аналогия Аналогия в юридическом законе и аналогия в праве Глава 7. Логические основы теории аргументации 7.1. Аргументация и доказательство (логическое) Опровержение (логическое) Логические ошибки Понятие о софизмах и логических парадоксах Софизм Понятие о логических парадоксах Искусство ведения дискуссии Доказывание и доказательства в гражданском процессе Глава 8. Гипотеза. Построение версий в юридической практике 8.1. Гипотеза как форма развития знаний Построение гипотезы (версии) и этапы ее развития Способы подтверждения гипотез (версий) Опровержение гипотез (версий) Глава 9. Единство и многообразие логики 9.1. Развитие логики: основные этапы Классическая логика: исчисление высказываний (пропозициональная логика) Интуиционистская логика Конструктивная логика Многозначные логики Паранепротиворечивые логики. 223

6 6 Оглавление 9.7. История логики (персоналии), или История логики в лицах Теоретическое и практическое значение логики Сборник задач для юристов Предмет и значение логики Понятие Суждение Законы (принципы) правильного мышления Дедуктивное умозаключение Индукция и аналогия Методы установления причинных связей Умозаключения по аналогии Логические основы теории аргументации Гипотеза. Построение версий в юридической практике Вопросы и задания для повторения Литература Приложения Приложение 1. Решение некоторых задач по классической логике Отношения между понятиями Определение понятий Простые суждения Сложные суждения Логический анализ текста Умозаключения Дилеммы Логические основы теории аргументации Приложение 2. Занимательные задачи Приложение 3. Тест Г. Айзенка Приложение 4. Нетрадиционные логические задачи. 334

7 Предисловие Логика наука о законах и формах правильного мышления зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии, где были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей. В наше время споры (диспуты, дискуссии) по форме проходят иначе, а по сути, содержанию они во много раз острее. Люди во все исторические периоды стремятся добыть истинное знание. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Логика нужна всем людям, работникам как интеллектуального, так и физического труда: преподаватели не смогут эффективно развивать мышление студентов, не владея логикой, юристы строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Логика тесно взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. В учебнике по правоведению содержатся интересные и важные аспекты, обосновывающие востребованность юридических знаний, при получении которых необходимо владение логикой. «В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики России, как никогда ранее, оказались востребованными юридические знания. Это связано прежде всего с тем, что в нашей жизни изменилась роль права. Оно стало активнее использоваться для решения насущных проблем, разрешения разного рода конфликтов, защиты прав и интересов различных субъектов» 1. Юридическая компетентность и правовая культура тесно связаны с культурой логической, т. е. со знанием и применением в жизни форм и законов правильного мышления, так как все эти аспекты духовной культуры помогают овладеть истинным знанием. Доктор философских наук, профессор А. Д. Гетманова в течение 40 лет преподавала логику в московских педагогических университетах, автор нескольких учебников по логике ( ). Материал настоящего учебного пособия по логике апробирован автором в течение семи лет преподавания логики на юридическом 1 Правоведение / под ред. А. В. Малько. 5 е изд. М., С. 3.

8 8 Предисловие факультете Московского городского педагогического университета (МГПУ) и двух лет преподавания логики в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук (АПУ) и Государственном университете гуманитарных наук (ГУГН). В определенных пределах в данном пособии используется символика математической (символической) логики. Вторая часть содержит знания по различным направлениям неклассической логики. Кроме того, в пособии содержатся задачи по курсу логики, большое внимание уделено юридическому содержанию задач. Также показано решение наиболее типичных задач классической логики. Автор благодарит студентов МГПУ, АПУ и ГУГН, которые представили оригинальные работы по курсу логики на материале своей специальности, в частности юриспруденции, как тех, чьи фамилии упомянуты, так и тех, чьи фамилии не указываются. Отдельные примеры из этих работ содержатся в этом учебном пособии.

Александра Гетманова: Логика для юристов со сборником задач. Учебное пособие

Аннотация к книге «Логика для юристов со сборником задач. Учебное пособие»

Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания. Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах.
Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Александра Гетманова: Логика для юристов. Со сборником задач. Учебное пособие

Аннотация к книге «Логика для юристов. Со сборником задач. Учебное пособие»

Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания.
Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах.
Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Логика для юристов. Со сборником задач

О книге «Логика для юристов. Со сборником задач»

Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания. Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Логика для юристов. Со сборником задач» Гетманова Александра Денисовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

Упражнение 3 (с. 24)[70]

1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” – философская категория.

Упражнение 6 (с. 26)

2. В предложении говорится о трехместном отношении “. знающий. лучше, чем . ”.

Упражнение 7 (с. 27)

2. “Мать” — предметный функтор, “Сократ” — единичное имя.

Упражнение 8 (с. 29)

3. Выражение не является формулой.

К ГЛАВЕ III. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

Упражнение 1 (с. 34)

1. Нарушен принцип конкретности.

Упражнение 2 (с. 38, 41)

2. Нарушен принцип непротиворечия.

9. Нарушен принцип достаточного основания.

К ГЛАВЕ IV. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА

Упражнение 2 (с. 47)

2. Обще-частно-частноутвердительное суждение.

5. Частно-единично-единичноутвердительное суждение.

Упражнение 8 (с. 54)

2. Наличие атмосферы вокруг Земли является необходимым, но не достаточным условием для возникновения существующих на Земле видов живых существ.

Упражнение 9 (с. 57)

1. Логически возможно.

2. Фактически необходимо.

Упражнение 10 (с. 61)

4. Суждения находятся в отношении противоречия.

Упражнение 11 (с. 63, 64)

1. Полное отрицание: “Ни один океан не имеет пресную воду”.

9. Некоторые студенты не изучают ни одной науки.

12. Не идет дождь или не идет снег.

Упражнение 13 (с. 71)

9. Предпосылкой вопроса является суждение “Ты бил своего отца”. Если человек, которому задан вопрос, не бил своего отца, то предпосылка является ложной, а вопрос логически некорректным, провокационным.

К ГЛАВЕ V. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнение 1 (с. 79)

1. Схема умозаключения: А?В, ?А . Умозаключение не является

правильным, так как не относится к какому-либо из правильных модусов.

Упражнение 2 (с. 81)

3. Умозаключение правильное. Относится к отрицающе-утверждающему модусу.

Упражнение 3 (с. 82)

1. Умозаключение правильное.

Упражнение 4 (с. 85)

Упражнение 6 (с. 90)

1. Формула является тождественно-истинной.

2. Формула является тождественно-ложной.

Упражнение 14 (с. 108)

6. Все металлы (М) электропроводные вещества (F).

Все металлы (М) теплопроводные вещества (S).

Все теплопроводные вещества (S) являются

Силлогизм неправильный, так как заключение не является частным суждением.

Упражнение 15 (с. 108)

4.Здесь заключение “Некоторые водные животные (S) не являются рыбами (Р). Оставшееся суждение “Эти водные животные (S) — теплокровные (М).

Восстановим энтимему в полный силлогизм:

Ни одно теплокровное животное (М) не является рыбой (Р).

Эти водные животные (S) теплокровные (М).____________

Некоторые водные животные (S ) не являются рыбами (Р).

Правила фигуры соблюдены. Соблюдены и общие правила

Часть круга входит в М, а следовательно, не входит в Р.

Упражнение 17 (с. 119)

4. Заключение не обосновано, поскольку не соблюдено требование: представители всех подклассов должны попасть в выборку. Не опрошены лица, которые не совершили тяжкого преступления из-за строгости наказания.

Упражнение 18 (с. 126)

1. По методу единственного различия.

3. По методу сопутствующих изменений.

Упражнение 20 (с. 131)

4. Агриппа рассуждал по аналогии. Аналогия не является строгой.

К ГЛАВЕ VI. ПОНЯТИЕ

Упражнение 3 (с. 136)

3. Простой положительный признак.

Упражнение 6 (с. 143)

2. Непустое, общее, несобирательное, положительное, безотносительное.

7. Непустое, общее, несобирательное, отрицательное, относительное.

Упражнение 7 (с. 148)

1. Деяние (А), наказуемое деяние (В), ненаказуемое деяние (С). Между понятиями В и С имеет место отношение противоречия. В и С соподчинены понятию А.

Упражнение 8 (с. 149)

1. Обобщение правильное.

5. Неправильное, поскольку денежное выражение стоимости не есть стоимость.

Упражнение 10 (с. 150)

1. Ограничение правильное.

К ГЛАВЕ VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Упражнение 3 (с. 161, 162)

1. Явное определение путем указания рода и видового отличия, атрибутивно-реляционное.

4. Явное определение путем указания рода и видового отличия, операциональное.

5. Явное определение. Определение предиката. 8. Определение путем указания рода и видового отличия, генетическое.

Упражнение 4 (с. 163)

1. Определение через отношение к противоположному.

2. Нормальное контекстуальное определение, в котором определяется знак дизъюнкции.

3. Определение в контексте.

Упражнение 5 (с. 167, 168)

1. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

2. Определение неправильное. Ошибка — “тавтология”.

5. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

6. Определение неправильное. Ошибка — “неясное определение”.

10. Определение правильное.

Упражнение 7 (с. 174)

3. Неполное таксономическое деление.

5. Сбивчивое таксономическое деление.

6. Правильное мереологическое деление.

9. Таксономическое деление с излишним членом.

Упражнение 8 (с. 179)

1. Правильная таксономическая классификация.

К ГЛАВЕ VIII. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

Упражнения (с. 228—230)

3. Тезис — “Невозможны коляски, которые ездят без лошадей”. Аргументация не является доказательной.

9. Нарушено правило по отношению к тезису. Не определено понятие “лгун”.

11. Правильная доказательная аргументация “от противного”.

13. Заменим высказывания “Петр виновен” и “Павел виновен” соответственно буквами р и q.

Показания первого свидетеля: ? р.

Показания второго свидетеля: ? q.

Показания третьего свидетеля: ? р ??q.

Показания четвертого свидетеля: ?(? р?? q). Поскольку прав оказался четвертый свидетель, верно:

?? р. q и p?q. Таким образом, преступление совершили Петр и Павел вместе.

К ГЛАВЕ IX. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

Упражнение 1 (с. 239, 240)

1. В тексте проблема не ставится.

2. Ставится неразвитая проблема.

3. Ставится развитая проблема.

Упражнение 2 (с. 245)

1. Выдвигается догадка.

2. Выдвигается гипотеза.

Упражнение 4 (с. 250)

2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.