Система органов власти в государственном и муниципальном управлении

Система органов власти в государственном и муниципальном управлении

3.1. Система органов государственной власти в современной России

Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально-культурной подсистем. Основу институциональной системы составляет государственный орган – это учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства одну или несколько функций, обладающее организационным единством, собственной компетенцией и полномочиями [5] . Главным отличительным от государственных учреждений, организаций и предприятий признаком государственных органов является наличие у них государственно-властных полномочий.

Характеристика органа государственной власти включает следующие составляющие: 1) статус – это юридически закрепленное место конкретного органа в единой системе органов государственной власти России; 2) компетенция – нормативно зафиксированный перечень вопросов, решать которые орган государственной власти имеет право (уполномочен); 3) полномочия – совокупность возможных действий конкретного органа, то, что он имеет право и (или) обязан делать; 4) функции – это объективно обусловленные виды управленческой деятельности государственного органа, его роль в системе государственного управления; 5) задачи – набор конкретных действий, выполнение которых сопряжено с выполнением функции государственного органа.

Система органов государственной власти в России строится в соответствии с конституционно закрепленными принципами: демократия; гуманизм; принцип разделения властей; верховенство Конституции и федерального законодательства на всей территории России; федерализм, включающий государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; открытость в деятельности органов власти.

Система органов государственной власти Российской Федерации включает федеральные органы государственной власти, вопросы формирования которых находятся в ведении Российской Федерации, и органы государственной власти субъектов РФ, система которых устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственная власть в Республике Коми осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим должностным лицом Республики Коми является Глава Республики Коми.

Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми является Правительство Республики Коми.

Систему государственной власти Республики Коми образуют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Коми

Государственный Совет Республики Коми

Органы исполнительной власти Республики Коми:

Высший исполнительный орган государственной власти Республики Коми

Органы исполнительной власти Республики Коми, подчиненные Главе Республики Коми

Министерства, службы, комитеты, подчиненные

Правительству Республики Коми

1. Администрация Главы Республики Коми.

2. Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации.

3. Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации.

1) Министерство финансов Республики Коми;

2) Министерство экономики Республики Коми;

3) Министерство юстиции Республики Коми;

4) Министерство здравоохранения Республики Коми;

5) Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми;

6)Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми;

7)Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми;

8)Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми;

9) Министерство национальной политики Республики Коми;

10)Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

11)Министерство физической культуры и спорта Республики Коми;

12)Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений;

13)Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми.

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).

Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Управления, подведомственные министерствам Республики Коми

Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия (подведомственно Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми).

Иные государственные органы Республики Коми

Контрольно-счетная палата Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми (21 территориальная избирательная комиссия)

Судебные органы Республики Коми

Конституционный Суд Республики Коми

Органы местного самоуправления Республики Коми не входят в систему органов государственной власти Республики Коми.

Общую структуру органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Коми составляют:

Представительный орган муниципального образования

Совет муниципального образования

Высшее должностное лицо муниципального образования

Глава муниципального образования

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования

Администрация муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования

Контрольно-счётная палата, ревизионная комиссия и другие

Иные органы местного самоуправления

Иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования

На территории республики местное самоуправление осуществляется в 185 муниципальных образованиях, в том числе: 6 — городских округах, 14 — муниципальных районах, 14 — городских поселениях, 151 — сельских поселениях

Система Управления Государственных и Муниципальных служб

Основное требование к государственному и муниципальному управлению –
эффективность в достижении целей, реализации функций и задач.

Предлагаем Вашему вниманию специализированную программу «Система Управления Государственных и Муниципальных служб”, которая состоится с 22 по 28 апреля 2018 года в Лондоне. Главным организатором выступает британская компания LVA Global (смотрите подробную информацию о деятельности компании на корпоративном веб-сайте www.lva-global.com). Программа проводится при участии ведущих специалистов международных организаций в области систем управления государственных и муниципальных служб

Острой проблемой остается низкая мотивация исполнителей управленческих решений. Главный недостаток в управленческой деятельности — это не плохое решение, а отсутствие решения. Поэтому, необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

Сегодня правильная Система Управления дает ряд существенных преимуществ, в частности, повышение управляемости и инвестиционной привлекательности, что является сигналом для инвесторов. Это связано с тем, что правильная Система Управления снижает риски возникновения кризисных ситуаций или, по крайней мере, увеличивает вероятность их успешного разрешения. Таким образом, совершенствование Системы Управления Государственных и Муниципальных служб становится все более актуальным.

В программе освещаются вопросы системы органов государственного и муниципального управления в Западной Европе, правового статуса должностных лиц; правовое регулирование и организация государственной и муниципальной службы, анализируется становление и развитие различных форм государственного и межмуниципального взаимодействия и децентрализованного сотрудничества. Предусмотрен визит в местный орган власти Великобритании.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
• Международный опыт государственного и муниципального управления
• Законодательная база
• Правовой статус государственных и муниципальных служб
• Современные тенденции развития контроля в системе государственного и муниципального управления
• Методы оценки и управления персонала государственной службы
• Формирование кадрового потенциала
• Финансирование и межбюджетные отношения
• Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
• Организация внутреннего финансового контроля
• Оценка качества и определение эффективности управления
• Стандарты и регламенты государственных и муниципальных услуг
• Основные реформирования государственной службы
• Распределение финансовых потоков
• Финансовые ресурсы
• Операционное управление и информационные системы управления
• Взаимоотношения государственной и муниципальной власти

ДЕЛОВАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ: приемы, визиты и встречи
Все материалы презентаций будут собраны на USB — карте, которую получат все делегаты программы

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТИЯ НЕОБХОДИМО ЗАПОЛНИТЬ РЕГИСТРАЦИОННУЮ ФОРМУ

Проведение программы возможно в Западной Европе или в Азии (Лондон, Париж,Токио, Барселона, Мадрид, Рим…)

Палата Общин, Парламент Великобритании — Парламент Великобритании является одной из старейших представительных ассамблей в мире, берущей свое начало в середине 13 века. В настоящее время Парламент Великобритании объединяет представителей Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Начало двухпалатной системе было положено в 14 веке в Англии: Палата Лордов (верхняя палата) и Палата Представителей (нижняя палата) заседают отдельно и основаны на совершенно различных принципах. Отношения между двумя Палатами в большой степени определено традициями, а также Законами Парламента. Законодательный процесс происходит с участием обеих Палат и Монарха.

Министерство Местного управления Великобритании –
Department for Communities and Local Government
Министерство местного самоуправления является органом правительства Великобритании. Оно было основано в мае 2006 года и является правопреемником управления заместителя премьер-министра, созданного в 2001 году. Штаб-квартира находится в Эланд Хаус, Лондон. Аналогичные органы действуют также в правительствах Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Ассоциация местного управления — Local Government Association .
В 1997 году местные органы власти организовали Ассоциацию местного управления с целью представления интересов на национальном уровне. Ассоциация пытается воздействовать на членов парламента и проводить кампании о внесении изменений в области политики, законодательства и финансирования. В ней представлены 422 участника из всех частей Англии и Уэльса. Вместе они представляют более 50 миллионов человек и контролируют около £ 113 млрд. денежных потоков местных органов власти: окружных, городских и районных советов, наряду с унитарной властью, полицией, управлениями национальными парками и пассажирскими перевозками.

Прибытие участников.
Встречи в аэропорту, трансфер и регистрация в отеле **** De- Luxe

Система органов государственной власти и местного самоуправления

Конституция определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с этим строится вся система органов государственной власти и местного самоуправления.

Источником власти и основным ее носителем является российский народ. Он осуществляет власть на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдум, свободные выборы), так и через своих представителей, которым он делегирует свое право принимать решения от его имени.

Система высших органов власти и управления строится в соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную при наличии механизма сдержек и противовесов.

Особое место в системе государственной власти принадлежит Президенту РФ — органу, в котором сосредоточена воля российского народа. Именно в лице Президента РФ концентрируется поля народа. Президенту парод доверяет и поручает миссию гаранта Конституции, государственного суверенитета и своих прав. Президент не входит ни в одну из ветвей власти. По Конституции РФ парламент и Президент избираются народом, взаимно неприкасаемы, действуют самостоятельно в рамках закона. Однако в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, может быть включен механизм взаимного контроля в целях сохранения государственной целостности и законности. Для России институт президентуры в его сегодняшнем варианте представляется наиболее оптимальной властной структурой, способной координировать действия всех других властных институтов. Это объясняется географическим, геополитическим, историческим, социально-психологическим и иными факторами. Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах, наиболее полно он взаимодействует с исполнительной властью, поскольку на него непосредственно замыкаются силовые структуры и внешнеполитическое ведомство.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом. Практически Парламентом принимаются все законы, хотя они могут приниматься и всем народом в ходе референдума. Однако случаи такие редки, поэтому Федеральное Собрание РФ с полным основанием можно назвать законодательным органом. Депутатам народ также делегирует свои права, что делает российский Парламент представительным органом. После долгих обсуждений разработчики сумели найти наиболее оптимальный вариант структуры Федерального Собрания и внутреннего баланса в отношениях между палатами. В принятом варианте Конституции РФ их отношения уравновешены, прежде всего, объемом прав, который не дает явного преимущества ни одной палате, чем в значительной степени достигается слаженность их работы.

Совет Федерации — «верхняя» палата, представляет интересы субъектов Федерации. В отличие от Государственной Думы он не избирается, а формируется. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (один от законодательного (представительного) органа), один от исполнительного органа власти. Первый состав Совета Федерации (1994 — 1996) избирался. В период с января 1996 г. по декабрь 2001 г. состоял из первых лиц регионов. В 2000 г. был введен новый порядок назначения представителей от законодательной и исполнительной структур региональной власти в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. Одноименный Закон, вступивший в силу в декабре 1912 г. значительно детализировал процедуру формирования верхней палаты.

Совет Федерации обладает рядом исключительных прав, касающихся утверждения изменения границ между субъектами РФ, дачи согласия Президенту РФ на использование вооруженных сил за пределами российской территории, на введение военного и чрезвычайного положения в стране. Совет Федерации назначает выборы Президента РФ, а в случае отрешения его от власти выступает в качестве судебной инстанции. Он также назначает по представлению Президента РФ ряд высших должностных лиц (ст. 102 Конституции РФ). Совету Федерации принадлежит право одобрения или неодобрения законов, принятых Государственной Думой. Решения Совета Федерации принимаются простым большинством, за исключением одобрения федеральных конституционных законов, когда требуется квалифицированное большинство (3/4 списочного состава).

Государственная Дума — «нижняя» палата российского Парламента наделена исключительным правом принятия федеральных законов, выдвижения обвинения против Президента РФ с целью отрешения его от власти, назначения Председателя Счетной палаты РФ и половины се аудиторов, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, а также объявления амнистии. Только Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, выносит вотум недоверия Правительству, а также вправе объявлять амнистию. Государственная Дума строит свою работу в соответствии с Регламентом. Законопроектная работа осуществляется профильными комитетами. По актуальным социально-политическим, экономическим и иным проблемам в Государственной Думе, равно как и в Совете Федерации, проводятся парламентские слушания. Государственная Дума регулярно заслушивает доклады министров и руководителей других ведомств. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В ее составе 450 депутатов, представляющих все население страны. Выборы в Государственную Думу назначает Президент РФ. Порядок их проведения регулируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок выборов депутатов неоднократно менялся от смешанной мажоритарно-пропорциональной к пропорциональной, затем снова к смешанной системе. Таким образом, 225 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарному принципу и 225 по единому федеральному округу по пропорциональному принципу. Подвижным был и избирательный порог: с 5% он был повышен до 7%, но в связи с новым избирательным законом 2014 г. он снова понижен до прежнего уровня. Президент РФ вправе распустить Государственную Думу по основаниям ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Правительство РФ самостоятельная ветвь высшей власти, осуществляющая исполнительную и распорядительную деятельность в стране. Оно действует в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Возглавляет Правительство РФ Председатель Правительства, назначаемый Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Статья 14 Конституции РФ закрепляет основные направления деятельности Правительства РФ, которые конкретизируются в упомянутом выше Федеральном конституционном законе. За время с момента принятия этого закона в него вносились изменения.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется совокупностью судебных органов в соответствии с гл. 7 Конституции РФ, а также Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», Федеральными законами от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества», отраслевыми процессуальными кодексами. Судебная система по мере необходимости подвергается реформированию.

Судебная система включает: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции (от Верховного Суда до районных). На региональном уровне образуются и действуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые суды. Судебная деятельность базируется на системе принципов: отправление правосудия осуществляется только судом, наличие возрастного и образовательного ценза для замещения должности судьи, независимость судей, их подчинение только закону, несменяемость судей, неприкосновенность судей, особая процессуальная форма судебной деятельности, открытость и гласность правосудия, состязательность и равноправие сторон, рассмотрение уголовных дел в присутствии обвиняемого, за исключением случаев, указанных в законе, возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется гл. 8 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который был принят первоначально в 1995 г., но после присоединения Российской Федерации к Европейской Хартии местного самоуправления, кардинально переработан и принят в качестве нового закона в 2003 г.

Местное самоуправление понимается как право населения самостоятельно и под свою ответственность решать жизненно важные для него вопросы местного значения. Местное самоуправление осуществляется в различных формах: референдум, свободные выборы, иные формы волеизъявления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственного управления, однако, это властные органы, призванные создавать и поддерживать нормальные условия для жизнедеятельности населения данного муниципального образования. На муниципальном уровне они организуют систему здравоохранения, образования, охраны общественного порядка, обустройства территории и т.д. Законом закрепляются и регулируются организационные, экономические, финансовые, правовые основы местного самоуправления.

Правительство
Республики
Хакасия

Управление по обеспечению деятельности Правительства Республики Хакасия

Доклад по теме «Система государственного и муниципального управления и правовая база деятельности органов местного самоуправления»

«Система государственного и муниципального управления и правовая база деятельности органов местного самоуправления»

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную структуру.

Непосредственное государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.

Сущность государственного управления в кратком виде состоит в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.
С этой точки зрения исполнение является основным признаком государственного управления, осуществление которого возложено на органы исполнительной власти (в широком понимании — на органы государственного управления).

Государственное управление – процессы, регулирующие отношения внутри государства посредством разделения сфер влияния между основными уровнями и ветвями власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет:

Двухуровневую структуру государственной власти:

уровень субъектов Российской Федерации.

Трехуровневую систему управления:

управление на уровне субъектов Российской Федерации;

и местное самоуправление – согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации не в ходит в систему государственного управления.

Государственную власть в России на основании Конституции Российской Федерации представляют:

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Суды Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как элемент государственного устройства, одну из форм народовластия, так и деятельность населения по решению вопросов местного значения, что закрепляется в положениях, расположенных не просто в разных статьях (частях статьи), но и в разных главах ее текста.

Закрепляемые Конституцией Российской Федерации и обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления, образуют принципы местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).

Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции).

Являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.

Должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.

3. Экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления (ст. 132 Конституции).

Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции):

сходы граждан, обращения в органы местного самоуправления.

5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции).

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

6. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления (статьи 15, 46, 52 Конституции РФ).

Многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным катализатором.

У государственной и муниципальной власти имеется ряд объединяющих признаков:

— и местная, и государственная власть организованы по территориальному признаку;

— и первая, и вторая реализуют свое социальное назначение посредством специальных органов, наделенных властными полномочиями;

— только государство и муниципалитеты могут устанавливать налоги и сборы;

— только государственная и местная власть принимают в рамках своей компетенции нормативно-правовые акты;

— и те и другие имеют право применять принуждение на своей территории.

В то же время муниципальное управление имеет свою специфику, отличающуюся от других видов управления.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает следующее определение местного самоуправления в Российской Федерации:

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из определения следует, что местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно, что отражает принцип его самостоятельности. Однако самостоятельность органов местной власти не означает абсолютной независимости от государства и органов государственной власти. Государство законодательно регулирует, поддерживает и гарантирует местное самоуправление посредством следующих форм:

— государственные гарантии прав;

— контроль и надзор.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют:

органы прокуратуры Российской Федерации – за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации;

федеральные органы государственной власти – за осуществлением переданных государственных полномочий органам местного самоуправления;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации – в случаях и порядке, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

Если мы вернемся к определению местного самоуправления, то мы увидим, что местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентируется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед следующими субъектами:

3) физические и юридические лица.

Также исходя из определения местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением через органы местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления:

1. Обязательные органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

— глава муниципального образования;

— иные органы местного самоуправления.

Также местное самоуправление осуществляется путем решения вопросов местного значения.

Под вопросами местного значения Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. За каждым типом муниципального образования закрепляется собственный перечень вопросов местного значения:

а) городских и сельских поселений;

б) муниципальных районов;

в) городских округов.

Более подробно на характеристике полномочий органов местного самоуправления поселений остановятся следующие докладчики.

Правовая база деятельности органов местного самоуправления, состоит из четырех блоков:

1. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются источниками права Российской Федерации и могут выступать в качестве таковых и для местного самоуправления. Примером может служить Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.1985.

2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации состоят из:

Конституции Российской Федерации, которая является основополагающим источником российского права, представляет собой базу всего отечественного законодательства, в том числе и законодательства о местном самоуправлении.

федеральных конституционных законов и федеральных законов. Статьей 76 Конституции Российской Федерации прямо закреплен приоритет федерального конституционного закона перед текущим законодательством. В качестве примера можно назвать Федеральный конституционный закон
«О референдуме Российской Федерации», «О чрезвычайном положении».

Особое место среди федеральных законов, регулирующих вопросы местного самоуправления, занимает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 4 (часть 2) названного Закона содержится указание, что изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.

В сфере правового регулирования муниципально-правовых отношений действуют некоторые акты Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления».

Значительная роль в правовом регулировании вопросов местного самоуправления отводится актам Правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативно-правовых актов, которые принимаются в пределах своей компетенции федеральными органами государственной власти.

По вопросам местного самоуправления могут приниматься и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Для конкретного муниципального образования региональное законодательство не менее важно, чем федеральное, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта Российской Федерации.

3. Иерархической «вершиной» регионального нормотворчества, в том числе и в сфере местного самоуправления, являются

конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Например — Конституция Республики Хакасия.

Более детально данная сфера общественных отношений регулируется в законах субъектов РФ.

К иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации можно отнести постановления Правительства Республики Хакасия.

Например, постановление Правительства Республики Хакасия от 27.04.2010 № 210 «Об утверждении Порядка определения предельных нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Хакасия».

4. И наконец, правовую основу местного самоуправления составляют муниципальные правовые акты.