Ст188 ук рф в новой редакции

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Уголовный кодекс Российской Федерации вновь претерпел изменения

Уголовный кодекс Российской Федерации вновь претерпел изменения

С 8 декабря 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон Российской Федерации № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Изменениям подверглась значительная часть норм Общей и Особенной части УК РФ. Данные новации предусматривают дальнейшую гуманизацию наказания и призваны, по мнению законодателя, завершить реформу уголовного законодательства.

В целях ограничения применения отдельных наказаний к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, в новой редакции закона увеличилось с 2 до 3 лет максимальное наказание за преступления небольшой тяжести. К преступлениям средней тяжести, совершенным по неосторожности, отнесены деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает 3 лет, а не 2, как было предусмотрено ранее ст. 15 УК РФ.

В отношении впервые совершенного преступления небольшой тяжести закреплено правило о том, что лишение свободы осужденному может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств (за исключением ряда составов в сфере незаконного оборота наркотических средств) и если нормы Особенной части УК РФ предусматривают лишение свободы как единственный вид наказания.

Расширены полномочия судов по индивидуализации наказания. При постановлении приговора суду предоставлено право изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию при совокупности следующих условий: наличии смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств, в случае назначения осужденному за преступления средней тяжести не более 3 лет, за тяжкое – не более 5 лет, за особо тяжкое — не более 7 лет лишения свободы.

Исправительные работы в новой редакции закона назначаются в том числе лицам, имеющим основное место работы.

Введен новый вид уголовного наказания – принудительные работы, применение которых планируется с 1 января 2013 года, представляющие собой трудовую деятельность в специально созданных исправительных центрах от 2 месяцев до 5 лет. Это альтернативный лишению свободы вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также за впервые совершенные некоторые тяжкие преступления.

Уголовный кодекс дополнен ст. 76.1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

Введены положения, предусматривающие механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией.

Внесены изменения в ч. 2 ст. 69 УК РФ, предусматривающие возможность применения при сложении наказаний принципа поглощения менее строгого наказания более строгим за приготовление и покушение к тяжкому либо особо тяжкому преступлению.

Не менее важной новеллой является декриминализация некоторых уголовных составов, в том числе по клевете и оскорблению, включая клевету в отношении судей, следователей и иных лиц, которые переведены в разряд административных путем внесения этим же законом соответствующих дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. В КоАП РФ также введен новый состав по дискриминации, поскольку ст. 136 УК РФ в новой редакции закона предусматривает уголовную ответственность только для лиц, осуществивших дискриминацию с использованием служебного положения.

Перессмотрена редакция ст. 165 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребеления доверием. В соответствии с изменениями уголовно–наказуемым будет деяние, совершенное в крупном размере, группой лиц либо причинившее особо крупный ущерб. В иных случаях при доказанности самого деяния оно повлечет административную ответственность.

Кроме того, декриминализированы ч. 1 ст. 188 УК РФ, так называемая товарная контрабанда, ч. 1 ст. 191 УК РФ – незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Уточнена редакция ч. 1 ст. 171 УК РФ, в соответствии с которой уголовной ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации или без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Статья 194 УК РФ дополнена положениями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностных лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.

Изменена ч. 3 ст. 212 УК РФ, из которой исключена ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителям власти.

Изложены в новой редакции ст.ст. 272, 273, 274 УК РФ, предусматриюващие уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.

Введена ст. 138.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконный оборот специальных технических средств для негласного получения информации.

В примечании к ст. 293 УК РФ крупным ущербом теперь признается ущерб, сумма которого превышает не 100 000 рублей, а 1 500 000 рублей.

Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 188. Контрабанда

Статья 188. Контрабанда

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 — в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, — утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ)
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Примечание утратило силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 188 УК РФ. Утратила силу.

Новая редакция Ст. 188 УК РФ

Статья 188. Утратила силу — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Комментарий к Статье 188 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ТК; ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 02.02.2006) ; Постановление Пленума ВС СССР от 03.02.1978 N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (в ред. от 06.12.1979) , в части, не противоречащей новому уголовному закону и др.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 6. Ст. 636.

Сб. постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 — 1986. М.: Известия СНД СССР, 1987.

2. Комментируемая статья предусматривает два вида уголовно наказуемой контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Разграничение между названными видами контрабанды происходит в основном по предмету — незаконно перемещаемым через границу ценностям и по одному из элементов объективной стороны — размеру этих ценностей. По ч. 1 деяние должно быть совершено в крупном размере; для более опасного вида контрабанды это не является обязательным условием.

3. Предметом менее опасного вида контрабанды (ч. 1) выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 коммент. статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.

4. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 коммент. статьи, выступают следующие категории предметов: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) сильнодействующие вещества; г) ядовитые вещества; д) отравляющие вещества; е) взрывчатые вещества; ж) радиоактивные вещества; з) радиационные источники; и) ядерные материалы; к) огнестрельное оружие; л) взрывные устройства; м) боеприпасы; н) оружие массового поражения; о) средства его доставки; п) иное вооружение; р) иная военная техника; с) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; т) стратегически важные сырьевые товары; у) культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

5. Наркотические средства — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 08.07.2006) , в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (1961 г.) . Подробнее см. коммент. к ст. 228.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663, N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253.

СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2269.

К наркотическим средствам относят, например, марихуану, гашиш, смолу каннабиса, опий, солому маковую, морфин, героин, кодеин, промедол, омнопон, морфилонг, катинон, псилоцибин и т.д.

6. К психотропным веществам относят вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Они оказывают преимущественное влияние на психику человека и могут иметь форму антидепрессантов, нейролептиков, психостимулирующих и седативных средств, транквилизаторов и т.д.

К психотропным веществам относятся: амобарбитал, диморфан, кетамин, 4-метиламинорекс, пентабарбитал, фентермин, фепранон, фтиротан, хальцион, ципепрол, мембутал.

7. Сильнодействующие вещества — это вещества, вызывающие отравления и вред здоровью или жизни человека, например, ожоги, при принятии их человеком даже в незначительных дозах или при нарушении правил их применения.

К сильнодействующим веществам относятся: амизил, бензонал, диазепам, клофелин, меназепам, мепробамат, оксазепам, рожки спорыньи эрготаминового штамма, солутан, толуол, хлорэтил, эфир для наркоза, синтетический этиловый спирт и т.д.

8. К ядовитым веществам следует относить вещества, которые вызывают отравление и могут привести к смерти. В их числе: ангидрид уксусной кислоты, ацеклидин, барий цианистый, глифтор, дильдрин, зарин, змеиный яд, кальций цианистый, метиловый спирт, мышьяковый и мышьяковистый ангидрид, пчелиный яд очищенный и др.

9. Отравляющими веществами считают высокотоксичные химические соединения и их реагенты. Они воздействуют на органы дыхания человека и его центральную нервную систему, вызывая их поражение. Такими веществами выступают иприт, хлор, фосген и другие.

10. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. (см. п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).

11. Радиоактивные вещества представляют собой не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

12. Радиационные источники — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

13. К ядерным материалам относят материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

14. Постановление Пленума Верховного Суда от 12.03.2002 N 5 (абз. 2 п. 2) предлагает понимать под огнестрельным оружием все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

15. Взрывное устройство — промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.). Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

16. Боеприпасы — это предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К категории боеприпасов относят артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

17. Оружие массового поражения включает в себя: а) ядерное; б) химическое; в) бактериологическое (биологическое); г) токсинное оружие.

18. Средства доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

19. ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (в ред. от 25.10.2006) дает понятие вооружения и военной техники. К ним он относит комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие; системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства и др.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610; 2006. N 44. Ст. 4532.

20. Понятие материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, дается в ряде нормативных актов, подробнее см. в коммент. к ст. 189. Как правило, указанные материалы и оборудование имеют двойное назначение, т.е. могут использоваться и в мирных, и в военных целях.

21. Стратегически важные сырьевые товары определяются Правительством России в специальных перечнях. К ним обычно относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы, лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные породы рыб и водных животных, лекарственное сырье растительного и животного происхождения и т.п.

22. Культурные ценности по составу включают в себя, например, художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги, изделия, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях и т.п.

23. Объективная сторона составов преступления, предусмотренных ч. 1 и 2 коммент. статьи, совпадает полностью, за исключением одного признака — размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов посягательства через таможенную границу РФ. По ч. 1 статьи предметы контрабанды, указанные для нее, перемещаются в крупном размере.

24. Формы незаконного перемещения: а) перемещение помимо таможенного контроля; б) перемещение с сокрытием от таможенного контроля; в) перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; г) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

25. Перемещение через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

26. Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.

27. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем: проверки документов; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии.

28. Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

29. Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимают использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.

Тайники представляют собой специально созданные в целях сокрытия приспособления или хранилища (двойное дно в чемоданах, специально выдолбленные отверстия в каблуках обуви, в тростях, ручках зонта, магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, и т.д.). Другие способы, затрудняющие обнаружение товаров, — это, например, провоз товаров в тамбурах поездов, хвостовой части самолетов, в туалетах, в труднообозримых местах транспортных средств, на себе — под одеждой, в естественных складках тела и т.п.; придание одним товарам вида других: ювелирное изделие, например, предъявляется как бижутерия, произведение искусства — как подделка, типографская или иная копия.

30. Предметом такой формы контрабанды, как перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, выступают документы и средства таможенной идентификации.

Под документами здесь следует понимать все виды документов, о которых указывает ТК: транспортные (перевозочные) — коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках; коммерческие — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из ТК не вытекает другое; таможенные — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций и т.д.

31. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации состоит в представлении таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства таможенной идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

32. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной письменной, устной, электронной или конклюдентной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

33. Вопрос о моменте окончания преступления решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию моментом окончания контрабанды является фактическое пересечение таможенной границы. При вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории момент окончания контрабанды связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения вывезти предмет посягательства.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз, ТК относит вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

34. Обязательным условием ответственности по любой форме контрабанды по ч. 1 коммент. статьи является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Действия признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает 250 тыс. руб. (примеч. к ст. 169).

35. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.

36. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

37. Часть 3 коммент. статьи содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды; ими признаются: 1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3) и 2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3).

38. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч. 1, 2 ст. 111).

39. В ч. 4 коммент. статьи предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой (см. ч. 3 ст. 35).

40. Контрабанда, предусмотренная ч. 1, является преступлением средней тяжести; деяния, указанные в ч. 2 и 3, отнесены законодателем к категории тяжких, а содержащееся в ч. 4 — к категории особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 188 УК в процессе написания. Заходите позже.

Уголовная ответственность за контрабанду в современной России вводилась ст. 188 Уголовного кодекса (УК) РФ 1996 года. Она определяла контрабанду как «перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и предметов без таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием». За подобное деяние предусматривалось до пяти лет заключения. Контрабанда психотропных, ядовитых, взрывчатых веществ, оружия, культурных ценностей и другого влекла более суровую ответственность — от трех до семи лет с конфискацией имущества или без. За контрабанду при отягчающих обстоятельствах (неоднократно, должностным лицом, с применением насилия) полагалось от пяти до десяти лет, за контрабанду в составе организованной преступной группы (ОПГ) — от семи до 12 лет с конфискацией.

В декабре 2003 года в УК РФ внесены поправки, смягчающие наказания за экономические преступления. В том числе они позволили вместо тюрьмы приговаривать контрабандистов к штрафу от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере их дохода за период один–два года. В наказании за контрабанду c отягчающими обстоятельствами или в составе ОПГ конфискацию имущества заменили штрафом в размере до 1 млн руб. или дохода осужденного за период до пяти лет. С января 2010 года в качестве дополнительной санкции за контрабанду особых видов предметов, предусматривающую более суровое наказание, можно было также применять ограничение свободы.

7 декабря 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, в соответствии с которым была отменена уголовная ответственность за «обычную» контрабанду, и ст. 188 утратила силу. Одновременно в УК РФ внесены новые статьи — 226.1 и 229.1, сохраняющие ответственность за контрабанду запрещенных к обороту (наркотики, яды, взрывчатка) и стратегических товаров. За подобные преступления предусмотрено наказание до 12 лет тюрьмы, штраф до 1 млн руб., а в случаях контрабанды наркотиков при отягчающих обстоятельствах возможно даже пожизненное заключение.

О существенных изменениях в уголовной ответственности за преступления в сфере внешнеторговых поставок

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии федерального закона, который исключает уголовное преследование за товарную контрабанду (ст. 188 УК РФ), а также существенно снижает суммы, признаваемые крупным и особо крупным размерами при уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят по инициативе Президента РФ (им был внесен соответствующий законопроект).
Федеральный закон размещен 8 декабря 2011 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, что означает его официальное опубликование и вступление в силу с этого дня.

Законом вносятся значительные изменения в уголовное законодательство, в том числе предусматривающее ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. В части ответственности за преступления в сфере внешнеторговых поставок товаров произошли следующие изменения.

1. Признана утратившей силу статья 188 «Контрабанда» УК РФ

Признание статьи 188 УК РФ утратившей силу обусловлено тем обстоятельством, что контрабанда незапрещенных к обороту товаров (товарная контрабанда), по мнению законодателя, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и полностью охватывается составом статьи 194 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу.

В этой связи заметим, что действующая редакция статьи 194 УК РФ предусматривает наказание за совершение преступлений небольшой (до двух лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа) или средней тяжести, при наличии квалифицирующих признаков группой лиц про предварительному сговору или в особо крупном размере (до пяти лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа), в то время как статьей 188 УК РФ была определена «тяжесть» товарной контрабанды от преступления средней тяжести (до пяти лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа) до особо тяжкого, если она была совершена организованной группой (до двенадцати лет лишения свободы без каких-либо альтернативных наказаний).

Само понятие контрабанда не исключается полностью из УК РФ и сохраняется в отношении товаров, которые ограничены либо запрещены к свободному обороту на территории Российской Федерации. Так, введены новая статья 226.1 УК РФ, предусматривающая контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и иных вооружений, а также ст. 229.1 УК РФ, предусматривающая контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления. По сути, данные статьи выделены законодателем из части 2 ст. 188 УК, ранее предусматривающей ответственность за эти деяния. Законодатель больше не считает эти преступления экономическими, перенеся положения об ответственности за такие деяния из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главы 24 «Преступления против общественной безопасности» и 25 «Преступления против здоровья населения и общественной безопасности» УК РФ.

2. Декриминализирована часть деяний, относившихся к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174-1 УК РФ)

Признание статьи 188 УК РФ утратившей силу влечет за собой и декриминализацию деяний, предусмотренных ст. 174-1 УК РФ, в части финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения товарной контрабанды, ранее считавшейся преступной.

Состав данного преступления предполагает наличие совокупности двух фактов:
— факта получения лицом денежных средств или иного имущества в результате совершения преступления (за исключением специально оговоренных, в том числе и уклонения от уплаты таможенных платежей – ст. 194 УК РФ);
— факта совершения этим лицом указанных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Отсутствие одного из этих фактов влечет за собой вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 174-1 УК РФ.

3. Ужесточены положения ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица» УК РФ

Статья 194 УК РФ дополнена третьей и четвертой частями, которые содержат дополнительные квалифицирующие признаки преступления: совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; совершенные организованной группой.

Изменено примечание к ст. 194 УК РФ, в соответствии с которым необходимые для квалификации по данной статье минимальные неуплаченные суммы таможенных платежей снижены и проведено разделение между физическими и юридическими лицами.

Под крупным размером для физических лиц будет пониматься сумма неуплаченных таможенных платежей в размере, превышающем 1 млн. руб., а для организаций – 2 млн. руб. (в действующей редакции для всех – 3 млн. руб.). Под особо крупном размером – сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, в размере, превышающем 3 млн. руб., с организации – 10 млн. руб. (в действующей редакции для всех – 36 млн. руб.).

О чем подумать, что сделать

Принятие данного закона повлечет возникновение в ходе правоприменительной практики ряда вопросов:

  • Означает ли признание статьи 188 УК РФ утратившей силу, что лица, уже осужденные за совершение товарной контрабанды и отбывающие наказание, будут автоматически освобождены от дальнейшего отбывания наказания? Если означает, то в каком порядке это будет происходить?
  • Будет ли прекращено уголовное преследование лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела за совершение товарной контрабанды, производство по которым не завершено, или их действия будут переквалифицированы по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей)? Если действия будут переквалифицированы, то какой следственный орган продолжит расследование таких дел?
  • По какой редакции (старой или новой) статьи 194 УК РФ могут быть квалифицированы действия по поставкам товаров, осуществленным до вступления в силу федерального закона?
  • Возрастает ли риск привлечения к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ (в новой редакции) в отношении поставок товара, которые будут осуществлены после вступления в силу принятого федерального закона?

Какие последствия для бизнеса влекут за собой:

  • лишение таможенных органов права проводить дознание по преступлениям, предусмотренным статьей 194 УК РФ?
  • сосредоточение расследования уголовных дел по статье 194 УК РФ в одном органе –Следственном комитете Российской Федерации (в настоящее время по данной статье следствие ведут дознаватели таможенных органов и органов внутренних дел, а по статье 188 УК РФ – дознаватели таможенных органов, следователи органов внутренних дел и следователи органов федеральной службы безопасности)?