Статья 16 федерального закона об охране окружающей среды

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:

— статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 г. отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;

— статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О вышеназванное постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера — сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденные приказом Минприроды России от 5 августа 2013 г. N 274

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344

Об установлении сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду см. приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557

См. форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 10.01.2002 — «Российская газета», N 6, 12.01.2002)

Статья 16 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Zakonbase : положения ст. 16, на основании которых в системе действующего правового регулирования определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой – по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;

не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П).

Зачет и возврат переплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Зачет и возврат переплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Кто и за что платит

Под платным негативным воздействием на окружающую среду подразумеваются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату обязаны вносить организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Исключение – лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории, то есть оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7­ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон № 7­ФЗ), п. 2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила), п. 6 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, далее – Критерии).

Объекты НВОС

Росприроднадзор ведет контроль за исчислением платы, а также учет плательщиков – при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС).

Как вы знаете, до 31.12.2016 все организации и предприниматели, эксплуатирующие объекты НВОС, обязаны были поставить их на государственный учет (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219­ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Поставить на учет следовало именно те объекты НВОС, на которых организации и предприниматели осуществляют хозяйственную или иную деятельность – непосредственно используют (эксплуатируют). Для этого следовало подать заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Зачет и возврат платы

Суммы платы, излишне внесенные с 01.01.2016, подлежат возврату или зачету в счет будущего отчетного периода.

Приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет будущих платежей. Поэтому первоначально в акте Росприроднадзора будет предложено оформить зачет переплаты.

В случае несогласия с этим предложением организация или предприниматель, обязанные вносить плату, могут направить в Росприроднадзор заявление о возврате излишне внесенной платы (п. 2 ст. 16.5 Закона № 7­ФЗ, п. 36 Порядка). При возврате платы никаких компенсационных выплат (процентов, неустоек) не предусмотрено. При этом возврат оформляется только после зачета излишне внесенной платы в счет погашения задолженности и пеней.

Зачет или возврат производится в срок не позднее трех месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего письменного заявления лица, обязанного вносить плату, с приложением:

  • документов, подтверждающих переплату;
  • документов, необходимых для проведения сверки по платежам.

Заметьте: Росприроднадзор вправе отказать в возврате добровольно внесенной ежеквартальной авансовой платы. В таком случае организация или предприниматель могут обратиться в суд, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.

Пени по плате

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни, начиная со следующего дня после окончания:

  • срока внесения платы по итогам отчетного года. Этот срок – не позднее 1-­го марта следующего года. То есть пени начисляются со 2­го марта года, следующего за отчетным;
  • срока внесения квартального авансового платежа, кроме четвертого квартала. Этот срок – не позднее 20­го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала. Значит, пени начисляются начиная с 21­го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала.

Пени начисляются в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 2/10 процента за каждый день просрочки.

Окончанием периода начисления пеней признается дата погашения задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджет. Оснований для освобождения от начисления пеней не предусмотрено.

При этом пени не начисляются на суммы платы, внесенные в счет погашения задолженности предыдущих периодов (2013 год, 2014 год, 2015 год).

Если плательщик добровольно не погашает недоимку, Росприроднадзор взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке (п. 53 Правил).

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

С 1 января 2016 года вступают в силу изменения в статью 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

В соответствии с редакцией данной статьи с 1 января 2016 года будут осуществляться следующие виды платы за негативное воздействие на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 16.1. плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В части внесения платы за размещение отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались отходы.

С 1 января 2016 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не осуществляется.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 16.4 отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 16.4 несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней.

О прокуратуре

Уважаемые посетители!

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 31.12.2017
  • вступила в силу 12.01.2002

Ст. 16 Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 1 января 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.