Статья медицинская тайна

Оглавление:

Статья медицинская тайна

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323- ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья медицинская тайна

«Медицинское право», 2009, N 1

МЕДИЦИНСКАЯ ТАЙНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ:

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

В статье рассматриваются с уголовно-правовых позиций положения о соблюдении медицинской (врачебной) тайны и мерах по ее защите на примере действующего законодательства одной из стран СНГ — Украины.

Получение определенных знаний о зарубежном уголовном законодательстве в условиях гармонизации и унификации различных уголовно-правовых систем становится не только оправданным, но и необходимым. Указанные знания можно приобрести только путем изучения основ зарубежного уголовного права, ознакомления с конкретными уголовно-правовыми системами. Метод сравнительного анализа позволяет решить важнейшие вопросы как теоретической, так и практической направленности. Только на основании сравнительного анализа соответствующих российских и зарубежных институтов можно выявить их специфические особенности, полно и всесторонне исследовать их. Это объясняется тем, что уголовное законодательство Украины в отличие от российского уголовного законодательства регламентирует ответственность за разглашение сведений медицинского характера. В представленной статье авторы считают необходимым рассмотреть проблему уголовно-правовой охраны медицинской тайны в законодательстве Украины в целях получения положительного опыта в регулировании отношений в сфере охраны медицинской тайны.

Законодатель Украины в раздел II УК «Преступления против жизни и здоровья личности» для обеспечения уголовно-правовой охраны медицинской тайны включил две статьи (ст. 132 «Разглашение сведений о проведении медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни» и ст. 145 «Незаконное разглашение врачебной тайны») [1].

Согласно ст. 145 УК Украины лицо привлекается к ответственности за: «умышленное разглашение врачебной тайны лицом, которому она стала известна в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей, если такое деяние повлекло тяжкие последствия». Конструкция указанной статьи является простой. В данном случае украинский законодатель не считает необходимым выделение в составе данного преступления квалифицирующих признаков. В свою очередь, в ст. 132 УК Украины законодатель устанавливает уголовную ответственность за разглашение специальных медицинских сведений специальными субъектами. Формально не имеющая отношения к уголовно-правовой защите медицинской тайны ст. 132 УК Украины фактически может считаться специальной по отношению к ст. 145 УК.

Исходя из законодательной конструкции, родовым объектом преступлений, предусмотренных в ст. 132 и ст. 145 УК Украины, выступают общественные отношения по охране жизни и здоровья личности. По мнению авторов, с такой позицией законодателя трудно согласиться, поскольку разглашением сведений, составляющих медицинскую тайну, изначально причиняется моральный ущерб, и лишь в качестве тяжких последствий может быть причинен вред здоровью или жизни.

С определением предмета преступления по ст. ст. 132, 145 УК Украины возникают некоторые трудности. Украинский законодатель вообще не определяет, какие сведения должны быть отнесены к врачебной тайне, указывая в ст. 145 УК только объект, но не предмет состава преступления. Возможны два варианта ответа на вопрос, какую информацию в данном случае следует считать медицинской тайной.

Во-первых, можно предположить, что перечень сведений, подлежащих охране, представляет собой всю информацию, входящую в содержание медицинской тайны, то есть: 1) информацию, непосредственно связанную с оказанием медицинской помощи (факт обращения в лечебное учреждение, история болезни, диагноз, способ лечения и т.п.); 2) информацию о частной жизни лица, ставшую известной в процессе оказания медицинской помощи, но непосредственно не связанную с ним. Во-вторых, этот перечень включает только информацию, непосредственно связанную с оказанием медицинской помощи. В-третьих, основываясь на системном анализе норм украинского УК, можно допустить, что рассматриваемая группа сведений значительно уже указанных выше. Так, ст. 132 УК Украины защищает от разглашения «сведения о проведении медицинского освидетельствования лица на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни, являющейся опасной для жизни человека, или заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его результатов». Содержание этих сведений, представляющих собой предмет данного преступления, таково, что их, бесспорно, следует отнести к медицинской тайне, которая и является объектом рассматриваемого деяния. В свою очередь, ст. 145 УК Украины, также охраняющая медицинскую тайну, устанавливает ответственность за разглашение сведений о проведении и результатах медицинского освидетельствования на выявление иных заболеваний, не являющихся опасными для жизни человека.

Исходя из текста украинского УК, разглашение сведений, составляющих тайну, является преступным вообще при любых обстоятельствах. Этот подход может вызвать некоторые возражения. Характерной чертой объективной стороны составов рассматриваемых преступлений является независимость наступления уголовной ответственности от согласия или несогласия самого пациента на распространение информации о нем. Субъективное отношение к деянию предполагаемого потерпевшего не имеет значения, так как закон не указывает на то, что разглашение сведений должно произойти против воли пациента. То есть уголовно-правовой охране подлежит не право лица на неприкосновенность его частной жизни, а обязанность медицинских работников сохранять медицинскую тайну. С этой позицией можно было бы согласиться, но разрешение пациента на разглашение информации о нем означает отсутствие лица, которому преступлением причиняется вред, следовательно, привлечение виновного к уголовной ответственности лишено смысла.

По конструкции состав преступления, закрепленного в ст. 132 УК Украины, является формальным, поскольку для привлечения виновного к ответственности нет необходимости в наступлении общественно опасных последствий разглашения медицинской тайны. Статья 145 УК Украины, напротив, устанавливает, что деяние признается преступным, если оно «повлекло тяжкие последствия».

Субъективная сторона состава разглашения врачебной тайны по ст. 145 УК Украины характеризуется виной только в форме умысла, о чем прямо сказано в тексте анализируемой нормы. В ст. 132 УК Украины указание на форму вины отсутствует, следовательно, это деяние совершается как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами рассматриваемых деяний выступают только лица, обладающие специальными признаками. По ст. 132 УК Украины субъектами преступления являются должностные лица лечебного учреждения, вспомогательные работники, самочинно добывшие информацию, или медицинские работники. Под вспомогательными работниками законодатель предположительно подразумевает работников сферы здравоохранения, не имеющих медицинского или фармацевтического образования (например, санитаров, работников столовых в лечебных учреждениях, водителей медицинского транспорта). Данный перечень, следует признать, более удачен по сравнению с предложенными в уголовном законодательстве других стран ближнего зарубежья. Однако и он не является безупречным.

В первую очередь следует обратить внимание на положение ст. 132 УК Украины, устанавливающее ответственность только вспомогательных работников, самочинно добывших информацию. Получается, что если охраняемые сведения стали известны вспомогательному работнику не самочинно, а в силу выполнения им своих обязанностей, то он может разгласить их, не опасаясь уголовного преследования, тогда как медицинский работник будет привлечен к ответственности в любом случае. С другой стороны, исходя из текста статьи, преступным считается «разглашение должностным лицом лечебного учреждения, вспомогательным работником, самочинно добывшим информацию, или медицинским работником сведений. ставших им известными в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей». Налицо явное противоречие, поскольку, если информация становится известной вспомогательному работнику в связи с исполнением его обязанностей, она никак не может считаться добытой самочинно, и наоборот. Законодатель, таким образом, закрепляет в нормативном акте одновременное действие взаимоисключающих положений, что является недопустимым с точки зрения юридической техники.

По ст. 145 УК Украины субъектом преступления является лицо, которому медицинская тайна «стала известна в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей». В данном случае снова возникает вопрос: каким образом толковать рассматриваемое положение — буквально или ограничительно?

В пользу ограничительного толкования говорит употребление законодателем термина «врачебная тайна», которая всегда понималась как тайна, ставшая известной в связи с исполнением лицом обязанностей по оказанию медицинских услуг. Следуя такой точке зрения, субъектами преступления, предусмотренного ст. 145 УК Украины, являются работники сферы здравоохранения.

В то же время в ст. 132 УК законодатель использует иную терминологию, с достаточной ясностью указывающую исключительно на работников сферы здравоохранения как на специальных субъектов. Неприменение этой терминологии в ст. 145 УК позволяет сделать вывод о том, что круг специальных субъектов в рассматриваемом случае шире и к ним относится любое лицо, независимо от рода деятельности, которому охраняемые сведения стали известны в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей.

Более строгая ответственность устанавливается в ст. 132 УК Украины, которая является специальной по отношению к ст. 145 УК, за разглашение сведений о проведении или результатах освидетельствования на предмет «заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни, являющейся опасной для жизни человека, или заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД)». При этом, если следовать указанию закона буквально, получается, что разглашение сведений о заражении вирусом неизлечимой инфекционной болезни является наказуемым, а сведений о наличии у лица самой этой болезни — нет. Однако наличие у лица вируса заболевания еще не означает наличие самого заболевания. И указав, что лицо страдает от какой-либо неизлечимой инфекционной болезни, опасной для жизни, тогда как обнаружен только вирус, виновный, фактически разгласивший секретную информацию, формально не подлежит уголовной ответственности. Таким образом, ограничение перечня охраняемых сведений только сведениями о заболевании лица СПИДом представляется необоснованным.

Деяние, предусмотренное ст. 145 УК Украины, является преступлением небольшой тяжести (ч. 2 ст. 12 УК Украины).

Санкции за рассматриваемое деяние носят альтернативный характер. В то же время следует отметить, что все закрепленные виды наказаний не связаны с лишением свободы. Это, по всей вероятности, обусловлено сравнительно небольшой, по мнению законодателей, общественной опасностью деяния. Однако, учитывая, что данное деяние влечет тяжкие последствия, с данным подходом, по мнению автора, трудно согласиться.

Специальный состав, закрепленный в ст. 132 УК Украины, также является преступлением небольшой тяжести. Но предусмотренные в этой норме санкции по сравнению со ст. 145 УК более строгие, что является оправданным.

1. Уголовный кодекс Украины / Пер. с укр. В.Ю.Гиленченко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 393 с.

Закон о неразглашении врачебной тайны

Федеральный закон 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует правовые вопросы, связанные с отношениями в сфере здравоохранения. Учитываются организационные и экономические аспекты, а также права и обязанности граждан. Отдельно оговариваются полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Предписываются права и обязанности медицинских учреждений. Одним из принципов данной категории является сохранение врачебной тайны, регулируемое статьей 13 ФЗ 323.

Что попадает под понятие «врачебная тайна»?

Статья 13 Федерального закона о врачебной тайне в части 1 указывает, что под такой информацией подразумеваются сведения:

  • об обращении гражданина за медицинской помощью;
  • о состоянии здоровья и поставленном диагнозе;
  • врачебная информация, полученная в результате обследования или лечения.

Разглашение указанных сведений не допускается и после смерти гражданина. Предписывается, что врачебную тайну по закону должны хранить все лица, которым она стала известна по тем или иным обстоятельствам – служащие, обучающиеся, иные граждане.

Если последовало нарушение данного закона, используйте свое право на подачу жалобы. Все нюансы данного вопроса, рассмотрены в 59 ФЗ об обращении граждан.

Ст 13 323 ФЗ «Врачебная тайна»: изменения и дополнения

Статья 13 Закона 323 об охране здоровья включает в себя следующие положения:

  • определение понятия врачебной тайны;
  • предписание о неразглашении посторонними лицами;
  • регулируются случаи, когда сведения могут быть разглашены – с письменного согласия пациента или его представителей в научных, обучающих или исследовательских целях;
  • регламентируются ситуации, когда информация может разглашаться по закону без согласия гражданина.

Согласно части 4 ст 13 Федерального закона 323 врачебная тайна может разглашаться без согласия пациента в следующих случаях:

  • для обследования или лечения гражданина, который по определенным причинам не может выразить свою волю доступными законом способами;
  • при наличии угрозы распространения инфекции или иных заболеваний в массовом порядке;
  • при проведении расследования и наличии запроса со стороны правоохранительных органов, судебных или иных уполномоченных инстанций;
  • при наличии предписания со стороны контролирующих учреждений о лечении от наркотической или иной зависимости предоставляется информация о состоянии пациентов;
  • оказание помощи несовершеннолетним требует информирования их родителей или иных законных представителей;
  • медицинские работники предоставляют сведения о пациенте в правоохранительные органы в том случае, если характер повреждений говорит о противоправных действиях по отношению к гражданину;
  • при проведении военно-врачебной экспертизы на годность гражданина к воинской службе;
  • по закону о медицинской тайне сведения могут разглашаться при расследовании несчастных случаев на производстве или в образовательных учреждениях;
  • при обмене информации между медицинскими учреждениями для оказания профессиональной помощи и обмена опытом;
  • для учета информации в системе обязательного страхования;
  • для обеспечения и улучшения качества предоставляемых услуг.

В иных ситуациях разглашение врачебной тайны по закону не допускается. За нарушение данного предписания налагается ответственность.

Изменения в статью 13 закона о медицинской тайне вносились несколькими поправками:

  • в 2013 были отредактированы пункты 3 и 7 о разглашении информации при расследовании нанесенного здоровью гражданина ущерба, пункт 11 утратил силу;
  • в 2014 отредактирован п 6 о проведении военно-врачебной экспертизы и предоставлении сведений о ее результатах;
  • в 2015 году был введен пункт 3.1 о назначении на лечение от наркотической или иной зависимости и предоставлении данных сведений уполномоченным органам, также в 2015 был вновь отредактирован пункт 7.

С 2015 изменений в статью 13 Закона о врачебной тайне не вносилось. Поправки в ФЗ 323 последний раз были внесены 1 июля 2017 и коснулись иных положений.

Ответственность за разглашение врачебной тайны

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

Скачать ФЗ 323

Скачать Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» можно тут. Документ представлен с изменениями, актуальными на август 2017 года. Положения о сохранении врачебной тайны можно найти в статье 13. Изложенная информация будет актуальна как для медицинских работников, так и для правозащитников.

Статья 61. Врачебная тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Врачебная тайна

Любая медицинская организация работает с информацией, составляющей врачебную тайну. Информация, составляющая врачебную тайну, охраняется законом. Поэтому, независимо от организационно-правовой формы, медицинская организация и медицинские работники обязаны соблюдать определенные нормативные требования, связанные с обработкой информации, составляющей врачебную тайну.

Защита сведений составляющих врачебную тайну регулируется положениями следующих основных нормативных актов:

  • Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.);
  • Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.);

В процессе регулирования участвуют также иные законы и подзаконные акты.

Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья граждан (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

В соответствии с подп. 7 ч.5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. правом пациента является защита сведений, составляющих врачебную тайну, а одной из обязанностей медицинского работника является сохранение врачебной тайны (подп. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Аналогичные обязанности по сохранению информации, составляющей врачебную тайну, возникают и у медицинской организации.

Согласно подп.4 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские организации обязаны соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах.

Соблюдение врачебной тайны, как врачом, так и медицинской организацией должно быть урегулировано в локальных нормативных актах медицинской организации (подп. 2 ч.1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.). Перечень локальных нормативных актов, их структура и содержание определяется медицинской организаций самостоятельно.

Помимо локальных актов в медицинской организации дополнительно могут быть разработаны формы документов (расписок) о неразглашении медицинскими работниками врачебной тайны.

В медицинской организации может быть разработана форма согласия гражданина (законного представителя) на передачу информации, составляющей врачебную тайну третьим лицам.

Кроме того, медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных и соблюдении врачебной тайны (ч.5 ст. 78 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Перейдем к рассмотрению понятия врачебной тайны.

Понятие врачебной тайны, равно как и работа с информацией, составляющей врачебную тайну, урегулировано, прежде всего, ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Врачебную тайну составляют сведения:

  • о факте обращения за оказанием медицинской помощи;
  • о состоянии здоровья и диагнозе;
  • иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении.

Разглашение врачебной тайны не допускается, как при жизни, так и после смерти человека.

  • при обучении;
  • при исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. устанавливает дополнительные требования к сохранению сведений о пациенте, не подлежащих разглашению.

Так, ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. относить сведения о состоянии здоровья и интимной жизни к специальной категории персональных данных. В этой же норме установлено общее правило, согласно которому обработка специальной категории персональных данных, а именно сведений о состоянии здоровья и интимной жизни запрещена.

Исключение из общего правила составляют случаи, когда такая обработка совершается:

  • в медико-профилактических целях;
  • в целях установления медицинского диагноза;
  • оказания медицинских и медико-социальных услуг.

Обработка специальной категории персональных данных о состоянии здоровья и интимной жизни допускается при соблюдении требований ст.ст. 10, 11 Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.

Кроме того, Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. устанавливает ряд требований к хранению специальной категории персональных данных, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Обработка персональных данных специальной категории может осуществляться только лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну.

Условия разглашения врачебной тайны.

Разглашение врачебной тайны в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. допускается только с письменного согласия гражданина (его законного представителя).

Разглашение врачебной тайны с письменного согласия гражданина допускается:

  • в целях медицинского обследования и лечения пациента;
  • в целях проведения научных исследований;
  • в целях опубликования в научных изданиях;
  • в целях использования в учебном процессе;
  • в иных целях.

Понятие «иные цели» в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. не раскрыто.

Случаи разглашения врачебной тайны при отсутствии согласия.

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает целый перечень случаев, когда врачебная тайна может предоставляться без согласия гражданина.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя) допускается в следующих случаях:

  • в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
  • по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  • в целях осуществления контроля за исполнением больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение;
  • в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
  • в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • в целях расследования несчастных случаев (на производстве, с обучающимися, с лицами, проходящими спортивную подготовку и пр.);
  • при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  • в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  • в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность за нарушение врачебной тайны

Соблюдение врачебной тайны является обязательным требованием законодательства РФ и предметом государственного контроля.

Соблюдение данного требования оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Это следует из п. 11 Приложения к приказу Росздравнадзора № 12848 от 18.11.2016 г. «Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)».

За нарушение врачебной тайны законодательством РФ установлена:

  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Уголовная ответственность наступает по ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

Ответственность наступает в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 (ста тысяч) до 300 000 (трехсот тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 (двух) до 5 (пяти) лет;
  • в виде принудительных работ на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • в виде ареста на срок до 6 (шести) месяцев;
  • в виде лишения свободы на срок до 4 (четырех) лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 (пяти) лет.