Ук рф действующая редакция текст

Публикации

Президент РФ Владимир Путин в начале октября внес в Государственную Думу РФ законопроект, направленный на частичную декриминализацию статьи 282 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Законопроектом предлагается применять уголовное наказание за публичное (в том числе с использованием СМИ и публикаций в интернете) возбуждение ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства согласно диспозиции части 1 статьи 282 УК РФ лишь в случае повторного совершения правонарушения лицом, подвергнутым административной ответственности за аналогичное деяние.

Инициированная главой государства декриминализация статьи 282 УК РФ носит частичный характер. Вместе с тем за последние годы высказывались и более радикальные, по большей мере популистские, предложения об отмене статьи 282 УК РФ, в основе которых лежит отношение к уголовной ответственности за экстремизм как к сугубо репрессивному инструменту. Например, лидер думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский публично выступал за отмену данной статьи. Но при этом не уточнялось, стоит ли оставить уголовное наказание за проявления экстремизма, сопряженные с угрозой применения насилия и исходящие от организованных групп согласно диспозиции части 2 статьи 282 УК РФ. Логично предположить, что оценка эффективности президентской инициативы и позиции Верховного суда (ВС) РФ по практике применения антиэкстремистского законодательства должна опираться на объективные данные об общественной опасности деяний, направленных на возбуждение ненависти и вражды.

Экстремизм: от слов к действиям

Представители государственной правозащитной системы, включая Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), экспертов, Общероссийский народный фронт (ОНФ), указывают на несовершенство законодательных механизмов ответственности за экстремизм. Критика статьи 282 УК РФ наиболее ярко и обоснованно подкрепляется «абсурдными» приговорами за экстремизм, связанными с размещением противоправного контента в сети и репостами. Как правило, речь идет о картинках с подписями, «мемах», которые могут быть восприняты в оскорбительном ключе, и получают соответствующую правовую оценку в ходе судебных разбирательств. При этом, по данным Генеральной прокуратуры, уголовные дела из-за «лайков» не возбуждаются. Подавляющее большинство дел об экстремизме из-за публикаций и репостов в интернете возбуждаются по части 1 статьи 282 УК РФ и в половине случаев наказания ограничиваются штрафами и условными сроками. Так или иначе, судимость и внесение правоохранительными органами в список экстремистов являются довольно негативными последствиями для граждан. С учетом признаваемого несовершенства антиэкстремисткого законодательства представляется разумным исключить возможность необоснованного привлечения к уголовной ответственности обычных граждан, даже если речь идет о размещении сомнительного контента. В данном случае важно и то, что умысел пользователя далеко не всегда предполагает совершение антиобщественных действий, и то обстоятельство, что число просмотров размещенного поста может быть незначительным. Фактически речь идет не только о праве на ошибку, но и о защите от наказания, несоразмерного совершенному деянию.

Данная позиция обоснована в отношении рядовых граждан, для которых интернет-активность является досугом, хобби. В случаях, когда речь идет о лицах с явно преступными наклонностями, нужен другой подход, и он реализуется. В российской судебной практике приговоры за экстремизм выносятся и в отношении лиц, совершающих преступления либо открыто заявляющих намерения, в общественной опасности которых сомневаться не приходится. Среди них живодеры и участники запрещенных в РФ террористических организаций. Московский городской суд в июле 2014 года вынес приговор в отношении Азизбека Инамова, Шамиля Исмаилова, Сайпула Курбанова и Зикруллохона Рахмонходжаева. Четверым фигурантам дела инкриминировалось покушение на насильственный захват власти, Инамов был признан виновным в вербовке последователей в запрещенную в РФ группировку Хизб ут-Тахрир, а Рахмонходжаева осудили не только за экстремизм, но и за хранение оружия. В августе 2017 года суд вынес приговор по резонансному делу «хабаровских живодерок». В зависимости от роли и степени участия в совершении преступных деяний Алина Орлова, Алена Савченко и Виктор Смышляев обвинялись в жестоком обращении с животными, разбое и экстремизме, выраженном в возбуждении ненависти к социальной группе «верующие».

Список примеров не является исчерпывающим, и для подобных дел характерны две особенности. Во-первых, в обвинении фигурируют серьезные преступления, говорящие о готовности подсудимых перейти от слов и деклараций к жестоким действиям. Во-вторых, фигуранты дел обвинялись по части 2 статьи 282 УК РФ — экстремизм в составе группы лиц, сопряженный с угрозой применения насилия. В данных случаях вряд ли можно говорить, что наказание за возбуждение ненависти и вражды получили «случайные» люди. Из обстоятельств дел можно заключить, что за активностью подсудимых в публичной сфере скрывались преступные намерения, представляющие реальную угрозу обществу.

Есть прецеденты, когда граждане, осужденные только за экстремизм, продолжали заниматься преступной деятельностью. Блогер из Новосибирской области Максим Кормелицкий в 2016 году был приговорен к году и трем месяцам колонии-поселения за оскорбление чувств верующих. При этом молодой человек уже имел две судимости — за экстремизм (размещение видео с призывами к революции) и ложное сообщение о готовящемся взрыве. Накануне отправки в колонию в отношении Кормелицкого было возбуждено дело о покушении на убийство своей девушки.

Представляется, что в ряде случаев уголовная ответственность за проявления экстремизма обоснована. Сопровождение разжигающих ненависть публикаций угрозами насилия, как это предусмотрено частью 2 статьи 282 УК РФ, или повторное совершение правонарушений может быть шагом на пути к более опасным преступлениями. Именно поэтому декриминализация статьи 282 УК РФ носит частичный характер. Действующая редакция второй — более тяжкой части статьи 282 УК РФ — сохраняется как элемент защиты общества от реальных угроз, включающих терроризм и насильственные преступления.

Международные обязательства и зарубежный опыт

Международное сообщество признает экстремизм и порождаемые идеями насилия преступления опасной угрозой, для борьбы с которой требуются совместные усилия со стороны многих государств. Так в 2001 году Китай, Россия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Согласно документу, договаривающиеся государства принимают необходимые меры для того, чтобы указанные проявления, включая экстремизм, не подлежали оправданию по идеологическим и иными причинам и влекли наказание сообразно степени их тяжести.

В 2012 году под эгидой управления Верховного комиссара ООН был принят Рабатский план действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации. ООН напрямую рекомендует государствам принимать законодательство о борьбе с дискриминацией, включающее профилактические и карательные меры для эффективной борьбы с возбуждением ненависти. Рабатский план говорит о важности применения соразмерных мер ответственности к нарушителям, реализации дифференцированного подхода к нормам законодательства и недопустимости неоправданного ограничения свободы высказывания. Вместе с тем в документе четко сформулирована позиция, согласно которой особо опасные высказывания можно квалифицировать как уголовные преступления.

Все это говорит о том, что предусмотренная УК РФ ответственность за возбуждение ненависти и вражды и проводимая реформа статьи 282 отвечают международным требованиям о принятии мер к недопущению проявлений экстремизма.

Для уголовного права зарубежных стран также характерно установление ответственности за высказывания, разжигающие ненависть и побуждающие к насилию. В системе общего права уделяется меньше внимания кодифицированным актам законодательства, однако в Великобритании, например, четко прослеживается борьба с экстремизмом на государственном уровне. Согласно исследованию Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ отсутствие законодательного определения экстремизма в Великобритании восполняется правоприменительной практикой прокуратуры, полиции и судов. Королевская прокуратура Великобритании предлагает определять экстремизм как демонстрацию неприемлемого поведения с помощью любых средств или способов (включая использование электронных носителей данных) для выражения взглядов, которые разжигают, оправдывают или прославляют террористическое насилие в целях реализации конкретных убеждений. Под экстремизмом также подразумевается провокация на совершение опасных преступлений и распространение идей ненависти, способное привести к межобщинному насилию. Правовой основой для вынесения приговоров за экстремизм является Закон о публичном порядке 1986 года, по которому наказание за проявления ненависти для физических лиц может составлять до 7 лет лишения свободы. В этом году из-за роста числа преступлений на почве ненависти британский Совет по уголовным наказаниям разработал проект поправок в закон о публичном порядке. Поправки призваны служить руководством для судей при вынесении приговоров за возбуждение ненависти, совершаемое в том числе путем публикаций в интернете. Совет по уголовным наказаниям при рассмотрении дел предлагает английским судьям учитывать такие факторы как влиятельность фигуры обвиняемого, размер аудитории в социальных сетях, создание угрожающих жизни людей ситуаций.

Исходя из публикаций в британской прессе, судебная система и правоохранительные органы страны готовятся реагировать на возросший уровень угроз экстремизма в обществе. Вместе с тем еще несколько лет назад два жителя Великобритании Джордан Блэкшоу и Перри Сатклиф-Кинан получили по 4 года тюрьмы за призывы к погромам в интернете. Во время массовых беспорядков в 2012 году молодые люди организовали в Facebook встречи для проведения погромов в городах Нортвич и Уоррингтон.

Борьба с экстремизмом: что дальше?

Наличие мер уголовной ответственности за возбуждение ненависти и вражды объективно необходимо. Российская судебная практика показывает, что пропаганда идей ненависти используется террористами, а в ряде случаев публикация экстремистских постов сопровождается более тяжкими преступлениями. Кроме того, важность принятия мер по профилактике экстремизма декларируется международным сообществом. С другой стороны, позиция президента РФ, экспертов, правозащитных структур и общества явно указывает на недопустимость правового произвола, формального подхода к уголовному преследованию за возбуждение ненависти и вражды, при котором не учитываются умысел, опасность деяния и направленность публикаций в интернете.

22 июля 2013 Ужесточение уголовного законодательства в части противодействия незаконным финансовым операциям

Информационное письмо № 425, 23 июля 2013 года

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что 28 июня 2013 года Президентом был подписан Федеральный закон РФ № 134-ФЗ от 28.06.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», получивший название «закон об однодневках».

Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть c 30 июня 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. В настоящем обзоре мы хотели бы осветить наиболее важные изменения в законодательстве и к чему они могут привести на практике.

Основным изменением является расширение действия ст.ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса, касающихся легализации денежных средств (изменения в тексте статей выделены ниже курсивом).

Текст статьи в прежней редакции

Текст статьи в новой редакции

Статья 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённого другими лицами преступным путём».

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Статья 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённого другими лицами преступным путём».

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Примечание к статье 174 УК РФ.

Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье, а также в статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую шесть миллионов рублей.

Примечание к статье 174 УК РФ.

Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Статья 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления».

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере.

Статья 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления».

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Теперь под действие статей о легализации подпадают не только денежные средства, добытые преступным путём, но и денежные средства, сбережённые преступным путём. такая формулировка текста статей.

На практике правоохранительные органы будут стремиться одновременно с возбуждением уголовного дела по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации возбуждать уголовное дело по ст. 174.1 за совершение сделок со сбережёнными в результате неуплаты денежными средствами. Учитывая, что, к примеру, на расчётном счёте организации совершенно невозможно различить легальные денежные средства и денежные средства, преступно сэкономленные, в качестве легализации средств может быть расценена любая хозяйственная операция, вплоть до закупки канцелярских скрепок в офис.

В результате предусмотренная в настоящий момент в Уголовном кодексе концепция возможности освобождения от ответственности лиц, впервые совершивших налоговые или таможенные преступления, при условии полной выплаты сбережённых сумм и штрафов, оказывается неработоспособной, поскольку прекращение уголовного дела по налоговому преступлению не влечёт за собой прекращение уголовного дела по факту легализации денежных средств.

Кроме того, максимальная санкция за легализацию денежных средств (7 лет) превышает максимальную санкцию за совершение налогового преступления (6 лет), хотя в таком случае очевидно, что легализация носят сугубо вторичный характер и не является осознанной преступной деятельностью виновного лица.

В целом такие изменения приведут к существенному давлению на бизнес со стороны правоохранительных органов и возможность применения ст. 174. 1 УК РФ будет использоваться как средство незаконного давления («А кто не хочет писать чистосердечное признание по ст. 199 УК РФ, дополнительно будет обвинён по ст. 174.1 УК РФ»). Также у обвиняемого предпринимателя нет абсолютно никакого стимула загладить причинённый государству вред, что повлечёт для государства недополучение налогов в бюджет.

Ещё одним нововведением является расширение действия статьи касательно невозвращения денежных средств из-за рубежа.

Текст статьи в прежней редакции

Текст статьи в новой редакции

Статья 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Статья 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации».

Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Примечание к статье 193 УК РФ.

Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.

Примечание к статье 193 УК РФ.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает шесть миллионов рублей, а в особо крупном размере — тридцать миллионов рублей.

Текст статьи в действующей редакции предусматривает, что уголовно наказуемым является практически любое нарушение требований валютного законодательства, а не только сам факт умышленного невозврата денежных средств, как это было ранее.

Таким образом, до выработки устойчивой судебной практики существует риск привлечения к ответственности за нарушение сроков возврата средств из-за границы, в том числе и в случае просрочки по вине контрагентов.

Также в действующей редакции статьи существенно снижен – с 30 до 6 миллионов рублей – критерий применения такого квалифицирующего признака, как крупный размер.

В рамках расширения борьбы с оффшорными схемами законодатель ввёл новый состав преступления, которым криминализируется вывод денег за рубеж под видом совершения законных финансовых операций.

Статья 193.1. УК РФ

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Данная статья предназначена для борьбы с таким распространённым способом вывода денежных средств, как перечисление под видом оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и иных услуг.

К сожалению, в настоящий момент неясно, каким образом будет устанавливаться заведомая недостоверность сведений о совершённых платежах.

К примеру, в случае привлечения иностранной консалтинговой организации существует риск возложения на российскую организацию-клиента бремени доказывания реальности оказанных услуг под угрозой привлечения к уголовной ответственности за вывод денежных средств на основании якобы мнимой сделки.

Также законодатель внёс изменения в примечания к статье о неуплате таможенных платежей, уравняв основания привлечения к ответственности для физических и юридических лиц.

Текст статьи в прежней редакции

Текст статьи в новой редакции

Примечание к статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации — два миллиона рублей, а в особо крупном размере — если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации — десять миллионов рублей.

Примечание к статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере — три миллиона рублей.

Необходимо отметить, что законодатель, предусматривает суммирование недоплаченных сумм платежей с нескольких партий товара для определения наличий оснований для привлечения к уголовной ответственности, но при этом не устанавливается период, за который производится такое суммирование.

Ещё одной «новинкой» в Уголовном кодексе является возвращение ответственности за контрабанду денежных средств.

Текст статьи в новой редакции

Статья 200.1 УК РФ

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере.

При этом ответственность наступает с момента двукратного превышения суммы незаконно провозимых денежных средств над величиной установленного размера денежных средств, разрешённых к перемещению без письменного декларирования (в настоящее время разрешённый размер составляет 10 000 долларов США).

Санкция статьи не предусматривает лишения свободы, а лишь крупные штрафы, кратные незаконно перевозимым суммам.

Помимо изменений Особенной части УПК РФ, законодатель также изменил статью о конфискации имущества, добавив возможность конфискации имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, то есть легализации денежных средств.

Данная новелла представляется как минимум спорной, поскольку целью легализации является не приобретение имущества преступным путём, а придание видимости законности владения. В результате у преступника не появляется каких-либо новых денежных средств (имущества), непосредственно приобретённого преступным путём, а возможность конфискации легализуемых денежных средств должна устанавливаться в зависимости от преступления, которым они были добыты.

В случае же, если законодатель подразумевал конфискацию объекта легализации, возможно двойное изъятие денежных средств. К примеру, в случае осуждения лица за уклонение от уплаты налогов и легализацию полученных таким образом денег, суд может применить конфискацию неуплаченной в бюджет суммы налогов как санкцию за совершение преступления. Однако одновременно юридическое лицо, не уплатившее налог, несёт обязанность его уплаты в силу требования налогового органа, который провёл проверку и вывил неуплату. В результате юридическое лицо должно будет по сути дважды заплатить один и тот же налог, что противоречит установленному Уголовным кодексом РФ принципу невозможности быть привлечённым к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

В целом принятые поправки к УК РФ носят позитивный характер, отражают складывающуюся экономическую ситуацию в государстве, но низкий уровень юридической техники законодателя при подготовке изменений в кодекс может нивелировать положительный эффект изменений и привести к необоснованному привлечению предпринимателей к ответственности и увеличить уголовное давление на бизнес со стороны правоохранительных органов.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

Как поправки в УК РФ в 2017г затронут ст. 228 ч. 2?

Статья 228 часть 2 УК РФ (последние поправки, которые будут приняты в 2017году)

ПОСЛЕДНИЕ ПОПРАВКИ которые планируют принять в 2017 по 228 УК РФ

Вносится Правительством Российской Федерации

«О внесении изменений в статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) в части первой статьи 228 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,»;

а) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от двух до пяти лет»;

б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати лет» заменить словами «от пяти до пятнадцати лет».

В пункте 4 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2003, № 50, ст. 4847; 2010, № 8, ст. 780; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162) слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 821 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Законопроект подготовлен во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 июня 2015 г., и направлен на изменение санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России), с учётом степени их общественной опасности.

Так, в настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта – тяжким и особо тяжким преступлениям.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах (в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России).

При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений.

Соответственно к таким лицам необходимо более активно применять механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному образу жизни.

Данные отчета Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации формы № 10.3.01 свидетельствуют о том, что в 2014 году при рассмотрении 17 759 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 ст. 228 УК России, суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет в 261 случае, от 8 до 10 лет – в 17 случаях, а в 2457 случаях суды назначали наказание, используя исключительный механизм по назначению наказания ниже низшего предела установленных санкций.

Таким образом, нельзя считать нормальной ситуацию, когда возможность назначения наказания сроком от 5 до 10 лет остается судами практически не востребованной, а исключительный механизм назначения наказания, предусмотренный УК России, используется на регулярной основе.

Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости перевода наименее опасных преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, в категорию менее тяжких.

Предлагаемые законопроектом изменения по снижению санкций за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 УК России приведут их в соответствие со степенью общественной опасности совершенных деяний и в то же время позволят более широко использовать имеющиеся меры уголовно-правового побуждения лиц к отказу от потребления наркотиков.

Для этих целей законопроектом предлагается распространить положения статьи 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

В этой связи в законопроекте предусмотрено его вступление в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации

Закон гласит, что статья 228 УК РФ определяет состав как сбыт, перевозка, изготовление, хранение, приобретение вещества (наркотики), предусмотренного данной статьей (вещество или средство, оказывающее психотропный или наркотический эффект; может содержать частицы такого вещества или оказывать новый эффект).

Объект данного преступления – здоровье человека, а объективные признаки Закон определяет как сильное действие и опасность вещества (таковой эффект может наносить и переработанное растение и искусственно созданные наркотики). Первый вопрос тогда в том, является ли противозаконным выращивание растения, из которого возможно изготовить наркотики? На сегодняшний день Закон может предусматривать только:

Последние поправки, внесенные в законодательство (постановление правительства) четко разграничили наркотики. Ранее эти цифры были немного меньше. Существует подробная таблица, где определен вес (грамм) для каждого вида наркотика. Непосредственно от этого будет зависеть сколько могут дать лет (размер срока).

— Значительный размер: 0,5 г героин, 6 г марихуана;

— Крупный: 2,5 г героина, 100 г марихуана;

— Особо крупный размер: 1 кг героина, 20 кг кокаин, 100 кг марихуана.

Нафталин-1-ил-1-бензил-1Н-индазол-3-карбоксилат и его производные

— Значительный: 0,05 г;

Особо крупный размер: 500 г;

Наркотики, конкретно не указанные в Законе (Статья 228 УК РФ), будут определены как аналоги (к примеру, по спайсу будет идти как по марихуане). Для этого берут образец изъятого вещества и идентифицируют. Официальные источники, а также википедия дают подробную характеристику каждого вещества, что помогает определить к кой именно категории его стоит отнести (сейчас, увы, с каждым днем появляются все новые аналоги уже существующих)

данные поправки в ук рф затронут ли непосредственно ст 228.1 ч 3 ? если да то как .

вожно ли надеяться на снижение размера наказания. спасибо

Ответы юристов (5)

Здравствуйте. Если поправки в таком виде вступят в действие, это приведёт к пересмотру всех приговоров по части 2 и 3 ст. 228 УК, т.к. судя по написанному по части 2 ст. 228 ук максимум наказания составит 5 лет (а не 10 как сейчас) и оно станет преступлением средней тяжести, а по части 3 ст. 228 ук нижний предел накзания станет равен 5 годам. Будет волна пересмотров приговоров. Давно не было такой гуманизации законодательства связанного с наркотиками.

Есть вопрос к юристу?

228.1 затронута не будет. Для того, что-бы прошли изменения по этой статье, должны быть непосредственно в неё внесены измения улучшающие положение осужденных (снижение пределов санкций например). Либо должны быть изменены массы в списках веществ запрещённых к обороту в сторону их снижения.

Для вас вариант только кассация, если есть основания. изменения не подходят.

Анна, этот законопроект заморожен. Так что пока на него не стоит рассчитывать.

На данный момент единственное последнее изменение ст. 228 УК РФ было в 2012 году:

Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 87-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере — (в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, — (в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
3. Те же деяния, совершенныев особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
(часть 3 введена Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ)

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 87-ФЗ)
2. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
3. Значительный, крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют значительному, крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.
(п. 3 введен Федеральным законом от 05.01.2006 N 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)

Единственно что было внесено в законодательство в 2017 году связанное со ст 228 УК РФ это дополнили список наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов по данной статье и что качается размера данных веществ. Больше ничего не планируется:

в раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных в РФ (список I), включены позиции «Беноциклидин», «N-[2-(диметиламино)циклогексил]-N-метил-3,4-дихлорбензамид (U-47700) и его производные», «Метоксикетамин», «Фуранилфентанил».

В список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен (список III), включены, в том числе, позиции «Дезхлорэтизолам», «Диклазепам», «Клоназолам», «Меклоназепам», «Нифоксипам», «Пиразолам».
Одновременно внесены соответствующие изменения в значительный, крупный и особо крупныйразмеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса РФ.
(Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 N 827)

подготовлено с помощью СПС КонсультантПлюс.

Также были внесены изменения касательно отбывания наказания связанные со ст.228 ч.1 УК РФ:

Федеральный закон от 28.12.2016 N 491-ФЗ
«О внесении изменений в статью 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией»

В части первой статьи 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 48, ст. 6165) слова «Осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса,» заменить словами «Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, признанному больным наркоманией».

Вот как звучит данная статья с изменениями:

Статья 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2016 N 491-ФЗ)

2. В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. После прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. В случае установления судом факта совершения осужденным, признанным больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, преступления, не указанного в части первой настоящей статьи, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает наказание по правилам, предусмотренным частью пятой статьи 69 настоящего Кодекса, и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
5. В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

данные поправки в ук рф затронут ли непосредственно ст 228.1 ч 3? если да то как . вожно ли надеяться на снижение размера наказания. спасибо

В данный момент каких либо изменений известных мне, кроме представленных выше -нет и не расматриваются.