Внесение изменений в 93 фз

Оглавление:

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

С изменениями и дополнениями от:

13 мая 2008 г., 17 июля, 21 декабря 2009 г., 1 июля 2011 г., 28 февраля 2012 г., 23 июля 2013 г., 23 июня 2014 г., 3 июля 2016 г., 22 февраля, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 16 июня 2006 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 года

Президент Российской Федерации

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственном земельном кадастре», законы о введении в действие Земельного, Жилищного, Градостроительного кодексов РФ, направлены на упрощение процедуры государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества.

Федеральный закон уточняет условия и порядок приватизации, кадастрового учета земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, регистрации прав граждан на эти земельные участки, а также расположенные на указанных участках объекты недвижимости.

Новой редакцией Градостроительного кодекса РФ установлен перечень объектов, для которых не требуется разрешение на строительство (реконструкцию). К таким объектам отнесены гаражи, дачные постройки, строения и сооружения вспомогательного использования. Поскольку действие новой редакции кодекса не распространяется на недвижимость, построенную (реконструированную) до его введения, а осуществить регистрацию прав на недвижимость без разрешения на строительство (реконструкцию) и акта ввода объекта в эксплуатацию невозможно, Законом предусматривается распространение действия части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на ранее возведенные постройки.

Гражданский кодекс РФ предусматривает судебный порядок признания прав собственности на возведенную без разрешения постройку (самовольную постройку). Законом устанавливается возможность осуществления регистрации прав на данные объекты в упрощенном порядке. При этом основанием для регистрации являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок.

Закрепляется исчерпывающий перечень документов, подтверждающих при регистрации факт создания объектов недвижимого имущества. Документом, подтверждающим факт создания недвижимости при отсутствии требования о получении разрешения на строительство, является декларация о таком объекте; факт создания объекта индивидуального жилищного строительства — декларация и разрешение органа местного самоуправления на ввод его в эксплуатацию (если объект не завершен — разрешение на строительство). При этом до 1 января 2010 г. получение указанного разрешения не требуется.

Устанавливается возможность представления документов на регистрацию прав на недвижимость нотариусом в случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия.

Регламентируется порядок регистрации прав на земельные участки в случае отсутствия конкретного указания на вид права в решении о предоставлении земельного участка или в других правоустанавливающих документах. Земельный участок в данной ситуации будет считаться предоставленными на праве собственности, за исключением случаев, когда такой участок изъят из оборота и на него распространяется запрет на приватизацию.

При расхождении сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету законом предусматривается, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся сведения, указанные в документах федерального органа исполнительной власти по государственному кадастровому учету, полученные по результатам межевания.

Срок бесплатной приватизации жилья продлен с 1 января 2007 г. до 1 марта 2010 г.

Субъектам РФ предоставлено право устанавливать на период до 1 января 2010 г. предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) на работы по проведению территориального землеустройства.

Плата за регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимости, предусматривается в размере 100 рублей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2006 г., за исключением положения, предусматривающего указанное снижение размера государственной пошлины, которое вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2006 г., за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 27 ст. 2881, в «Парламентской газете» от 13 июля 2006 г. N 114, в «Российской газете» от 7 июля 2006 г. N 146

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 174-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ ИЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ИЮНЯ 2006 ГОДА

№ 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

1 сентября 2006 г. вступил в действие Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получивший неофициальное название «дачная амнистия». В этот пакет законодательных актов входят закон о государственной регистрации прав,Градостроительный, Гражданский и Земельный кодексы. По данным главы комитета Госдумы по аграрным вопросам Г. Кулика, «дачная амнистия» коснется более 20 миллионов граждан, имеющих садовые участки и огороды, 16,6 млн. владельцев приусадебного хозяйства, а также около 600 тыс. дачников. Следовательно, миллионы россиян теперь смогут по упрощенной процедуре зарегистрировать свои права на садовые участки и постройки.

Упрощенная процедура состоит в следующем. В настоящее время, согласно вступившему в силу закону, любой земельный участок, который находится «в пользовании» (с точки зрения юридической формулировки не важно, на каких условиях), с 1 сентября желающему можно оформить на праве собственности. Следует отметить, что принятый в 2001 году Земельный кодекс предполагал так называемую однократную приватизацию земельных участков, находящихся в пользовании граждан. Федеральный закон 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» с 1 сентября 2006 года статью 20-ую и 21-ую Земельного кодекса о приватизации отменяет. В силу этого, у граждан не будет возможности приватизировать земельные участки, как это было предусмотрено законом раньше, однако остается возможность в упрощенном порядке получить право собственности на все земельные участки, которые находятся сейчас у них в распоряжении. С 1 сентября этого года, независимо от формы пользования земельным участком и оттого, что написано в свидетельстве, на основании которого этот земельный участок едоставлялся, регистрируется право собственности на этот земельный участок. То есть существует единый порядок оформления права собственности через Регистрационную палату путем получения «Свидетельства о регистрации права», являющегося единственным документом, подтверждающим право собственности гражданина на землю. В силу этого, чтобы стать собственниками земельных наделов, граждане, имеющие в пользовании на любых, предусмотренных законом условиях земельные участки, имеют право оформить право собственности на эти участки в установленный законом отрезок времени — до 1 января 2010 года. Право собственности дает гражданину право пользования, распоряжения и владения этим участком. Что касается всех остальных видов пользования этим участком, то они не дают права распоряжения.

Однако для того, чтобы «амнистия» заработала на практике, правительство приняло ряд подзаконных актов и утвердило новые формы упрощенных документов, например, декларацию (которую граждане будут заполнять сами) и технический паспорт, выдаваемый на жилые строения. Форма декларации на объект недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития. Приказ и сама форма декларации опубликованы в «Российской газете» от 31 августа 2006 года.

В декларацию включаются сведения об адресе объекта, виде, назначении, площади, количестве этажей, в том числе подземных этажей, годе создания объекта, сведения о материалах наружных стен, подключении объекта недвижимого имущества к сетям инженерно- технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Кроме того, в декларацию необходимо внести сведения о правообладателе объекта недвижимого имущества. Также, при наличии общей собственности, требуются сведения об общей собственности на объект недвижимого имущества: общая долевая или общая совместная собственность. Если это общая долевая собственность, то указывается размер доли в виде правильной простой дроби. Данная декларация необходима владельцам дачных и садовых домов, гаражей, а также владельцам иных объектов, созданных на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, для регистрации права на них и заполняется правообладателем самостоятельно.

Следует отметить, что законодатель четко установил объем сведений, который должен содержаться в тексте декларации и отсутствие хотя бы одного из них будет являться препятствием для осуществления государ-ственной регистрации.

Законодателем в настоящее время установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений, обременении, прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества: для физических лиц в размере 500 рублей, а по ранее возникшим правам — 250 рублей. С 1 января 2007 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, и, в соответствии с ними, размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества снижен до 100 рублей, по ранее возникшим правам — до 50 рублей. В то же время, госпошлина, уплачиваемая при регистрации земли, не зависит от размеров участка.

В Регистрационную службу, помимо заполненной декларации об объекте недвижимого имущества, необходимо собрать и предоставить заявление о госрегистрации права, платежный документ об оплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность заявителя, правоустанавливающий документ на земельный участок (он не требуется, если ранее право на земельный участок было зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.(Если это все оформлено после 1997 года, когда вступил в действие закон «О государственной регистрации недвижимого имущества», и получено «Свидетельство о регистрации права», выданное Регистрационной палатой тогда все нормально, поскольку на основании этого документа можно оформлять любую сделку в будущем — наследство, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены и т.д.)) Обязательным документом также является кадастровый план земельного участка, если раньше он не предоставлялся в регистрационную службу и не был помещен в дело правоустанавливающих документов.

Если документы были переданы в Регистрационную палату или на дом, находящийся на праве собственности, или на земельный участок до 1997 года, когда вступил в действие закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», то дело обстоит следующим образом. Ранее, когда не было Регистрационных палат, некоторые граждане представляли в Бюро технической инвентаризации кадастровые планы, которые там и находятся, но некоторые из них не отвечают тем требованиям, которые предъявляет сейчас закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Поэтому когда граждане будут приходить за «Свидетельством о регистрации права», опираясь на то, что когда-то они уже сдавали документы, то могут столкнуться с вопросом, что их кадастровый план оформлен не совсем правильно. В такой ситуации Регистрационная палата обязана выдать гражданину справку с указанием имеющихся недостатков кадастрового плана для возможности на ее основании собрать необходимые документы. Кроме документов, указанных в данной справке, Регистрационная палата больше не имеет права ничего требовать.

Все вышеназванные документы подаются по месту нахождения объектов недвижимого имущества в соответ-ствующие подразделения Главного управления Федеральной регистрационной службы.

Вместе с тем, приватизировать можно не все земельные участки. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, на расстоянии 20 метров от края воды вглубь берега. Если участок предоставлялся во временное пользование на правах аренды, право собственности оформлено быть не может.

Несмотря на то, что после 1 сентября 2006 года свободной возможности получить землю бесплатно нет, следует отметить, что в России есть категория граждан, которым по разным законам — по закону об инвалидности, по закону о ветеранах — предусмотрено право получения земельных наделов бесплатно. Речь идет о действующих законах, регулирующих персональный статус отдельных граждан, в отношении которых по-прежнему сохраняются льготы. Но это должна быть совершенно определенная категория граждан -инвалиды, участники войны, инвалиды войны, чернобыльцы и т.д. Данная категория лиц может получить эту землю бесплатно и после 1 сентября 2006 года, однако для решения вопроса о предоставлении земельного участка следует обратиться, прежде всего, только конкретно к своему субъекту Федерации, и если это касается Москвы в Департамент по земельным ресурсам. Вопросы о том, положена льгота или нет, выясняются в Управлении социального обеспечения конкретного района.

Главный принцип законодательных нововведений — признание государством частной собственности вне зависимости от времени выдачи правоустанавливающих документов, и органов власти, предоставивших это право на пользование землей, поэтому подтвердить свое право владенияземельным участком можно любыми документами, подтверждающими факт предоставления гражданину земельного участка. Это может быть акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении гражданину данного земельного участка; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный органом госвласти; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (только для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства) и иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, если гражданин решил оформить право собственности на свой земельный участок, на первом этапе необходимо провести межевание (если ранее не проводилось) и получить кадастровый номер участка с кадастровой стоимостью этого участка. Для этого нужен документ, подтверждающий право владения земельным участком, после чего заказывается межевание в земельном комитете. Вместе с тем, при оформлении дач, гаражей, бань, каких-либо других построек справку из БТИ предоставлять не нужно. На втором этапе гражданам достаточно самостоятельно заполнить декларацию, где все сведения, указанные в ней, приводятся самостоятельно. Следовательно, процедура регистрации по садовым домикам, по дачным домикам, по подобным объектам сейчас приобрела декларативный характер.

В свою очередь, что касается индивидуального жилья, то здесь нужно привлечение работников БТИ, поскольку эти объекты предназначены для постоянного проживания и важно, чтобы они отвечали признакам жилья. Кроме того, гражданин может в бессрочном пользовании или на праве наследования иметь несколько объектов недвижимости, которые все, согласно новому закону оформить в собственность.

Для регистрации прав собственности на объект индивидуального жилищного строительства необходимо предоставление техпаспорта (к началу «дачной амнистии» утверждена его новая форма), который до 1 января 2010 года является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимого имущества. Предоставление разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства, а также разрешение на его строительство до 1 января 2010 года не требуется. В этой связи, несмотря на то, что с юридической точки зрения самовольные постройки являются «совокупностью материалов на участке и не являются недвижимостью», законодатель также разрешил регистрировать самовольные постройки, как и «излишки» земли до 2010 года.

В заключении можно отметить, что закон о «дачной амнистии», конечно, не носит обязательный характер. Однако по законодательству единственным доказательством существования права собственности является государственная регистрация и наличие записи в реестре, что влечет совсем другую охрану права собственности, которая зарегистрирована в реестре, поскольку если в реестр не внесено право, то доказать, что это вам принадлежит, будет гораздо сложнее.

В этой связи, каждый сам для себядолжен решить, воспользоваться или нет положениями закона о так называемой «дачной амнистии» и переоформлять ли права пользования в собственность. Ясно одно, если, например, садовый кооператив попадает под снос, то власти могут выплатить за него компенсацию по рыночной стоимости, поскольку недвижимость на участке зарегистрирована, а гражданин стал собственником.

Таким образом, люди, у которых уже сейчас есть земельные участки и самовольные постройки, но в собственность они не оформлены, точнее, не зарегистрированы, могут это сделать до 2010 года в упрощенном порядке. Вместе с тем, и новый закон не лишен недостатков, однако о них и положительных сторонах «дачной амнистии» покажет время.

Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ

ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

16 июня 2006 года

23 июня 2006 года

Часть первую статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357) дополнить абзацем следующего содержания:

«представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.».

Внести в пункт 3 статьи 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:

1) абзац первый признать утратившим силу;

2) первое предложение абзаца второго после слова «судом» дополнить словами «, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке,»;

3) в абзаце третьем слова «указанными лицами» заменить словами «указанным лицом».

Статья 3. Утратила силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).»;

2) второе предложение пункта 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: «Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.»;

3) в абзаце втором пункта 4 статьи 14 слова «Земли общего пользования» заменить словами «Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования,»;

4) пункт 1 статьи 21 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.»;

5) в пункте 1 статьи 26 слова «земель общего пользования» заменить словами «земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования»;

6) — 7) утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ;

8) в пункте 1 статьи 42 слова «в совместной собственности либо» исключить.

Статья 5. Утратила силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Внести в пункт 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3117; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12) следующие изменения:

1) в подпункте 20 слова «подпунктами 19, 20.1, 22 — 24 и 52» заменить словами «подпунктами 19, 20.1, 20.2, 22 — 24 и 52»;

2) дополнить подпунктом 20.2 следующего содержания:

«20.2) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 100 рублей;».

Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782) следующие изменения:

1) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;

организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.

В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».»;

2) в пункте 3 слово «Предоставление» заменить словом «Оформление»;

3) в пункте 4 слова «зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20» заменить словами «бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36»;

4) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

«9.1. Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.»;

5) в пункте 12 слова «право постоянного (бессрочного)» заменить словами «право бессрочного (постоянного)»;

абзац первый после слов «целей настоящей статьи» дополнить словами «, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев,»;

в абзаце втором слово «юридическим» заменить словом «заинтересованным».

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) следующие изменения:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 14-ФЗ;

2) статью 14 признать утратившей силу;

3) в статье 20 слова «Малоимущие граждане» заменить словом «Граждане», слова «до 1 января 2007 года» заменить словами «до 1 марта 2010 года».

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17) следующие изменения:

1) статью 8 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. До 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.»;

2) статью 9 дополнить предложением следующего содержания: «Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.».

Признать утратившими силу:

1) пункт 5 статьи 20, пункт 3 статьи 21 и пункт 3 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147);

2) подпункт «б» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 17).

Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года.

1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.

2. В целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации:

1) осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;

2) выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;

3) подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;

4) получают кадастровые паспорта объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;

5) подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования.

30 июня 2006 года

Судебная практика и законодательство — 93-ФЗ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества

Дополнительно отмечаем, что упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты индивидуального жилищного строительства (так называемая «дачная амнистия») выражается в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов (статья 9 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее — Закон N 93-ФЗ), часть 4 статьи 8 Закона N 191-ФЗ, пункт 4 статьи 25.3 Федерального закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»).

Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым Федеральный закон N 122-ФЗ дополнен статьей 25.3.

Обращаем внимание, что на дату вступления в силу (1 сентября 2006 г.) положений Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее — Закон N 93-ФЗ) получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию построенного объекта являлось обязательным. Упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты индивидуального жилищного строительства (так называемая «дачная амнистия») заключается в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов (статья 9 Закона N 93-ФЗ, часть 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», пункт 4 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ).

3. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2018 года. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с настоящей частью предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.

тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»;

Тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Если на индивидуальные жилые дома, согласно Федеральному закону от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», не выдавалась разрешительная документация, данные по ним в форме N 1-разрешение не отражаются.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» при применении статей 19, 20, 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о кадастре) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости сообщает.

Если на индивидуальные жилые дома, согласно Федеральному закону от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», не выдавалась разрешительная документация, данные по ним в форме N 1-разрешение не отражаются.

Во исполнение подпункта б) пункта 5) статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2881) приказываю: