Внесение изменений в закон о нотариате

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 октября 2012 года №166-ФЗ

О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(В редакции Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2013 г. №379-ФЗ (см. вступ. в силу))

Принят Государственной Думой 18 сентября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012 года

Исключина в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2013 г. №379-ФЗ

Исключина в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2013 г. №379-ФЗ

Внести в статью 1123 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №49, ст. 4552) следующие изменения:

1) часть первую после слова «свидетели,» дополнить словами «нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата,»;

2) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Не является разглашением тайны завещания представление нотариусом, другим удостоверяющим завещание лицом сведений об удостоверении завещания, отмене завещания в единую информационную систему нотариата в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2013 г. №379-ФЗ)
(см. предыдущую редакцию)

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 6 сентября 2012 года №5208-VI

О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно государственного регулирования нотариальной деятельности

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Закон Украины «О нотариате» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г. №39, ст. 383 с последующими изменениями) такие изменения:

1. Статьи 2-1 и 3 изложить в такой редакции:

«Статья 2-1. Государственное регулирование нотариальной деятельности

Государственное регулирование нотариальной деятельности заключается в установлении условий допуска граждан к осуществлению нотариальной деятельности, порядка остановки и прекращения частной нотариальной деятельности, аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью; осуществлении контроля за организацией нотариата, проведением проверок организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства; определении органов и лиц, которые совершают нотариальные действия, осуществляют контроль за организацией нотариата, проводят проверки организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства; определении ставок государственной пошлины, которая производится государственными нотариусами; установлении перечня дополнительных услуг правового и технического характера, не связанных с совершаемыми нотариальными действиями, и установлении размеров платы за их предоставление государственными нотариусами; установлении правил профессиональной этики нотариусов.

Контроль за организацией нотариата, проверка организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства осуществляются Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

Статья 3. Нотариус

Нотариус — это уполномоченное государством физическое лицо, которое осуществляет нотариальную деятельность в государственной нотариальной конторе, государственном нотариальном архиве, или независимую профессиональную нотариальную деятельность, в частности удостоверяет права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершает другие нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью предоставления им юридической достоверности.

Нотариусом может быть гражданин Украины, который имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в сфере права не менее шести лет, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы — не менее трех лет, сдал квалификационный экзамен и получил свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость, ограниченное в дееспособности или признанное недееспособным по решению суда.

Нотариусу запрещается использовать свои полномочия с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания или предложения такой выгоды для себя или других лиц.

Нотариус не может заниматься предпринимательской, адвокатской деятельностью, быть учредителем адвокатских объединений, состоять на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, в штате других юридических лиц, а также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Внесение изменений в закон о нотариате

Сегодня, 18 января 2018 года в Мажилисе Парламента Республики Казахстан состоялось заседание рабочей группы Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе по рассмотрению проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража».

На заседании были презентованы поправки в вышеуказанный законопроект, разработанный в целях совершенствования законодательства в сфере наследственного права и нотариальной деятельности путем устранения правовых пробелов, противоречий, исключения норм, создающих препятствия в реализации прав собственников.

От нотариального сообщества в работе заседания приняла участие председатель Республиканской нотариальной палаты Асель Жанабилова. В ходе заседания председатель палаты представила презентацию по поправкам, связанным с нотариальной деятельностью по проекту закона.

Данным законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский, Налоговый, Семейные кодексы, а также в законы о нотариате и пенсионном обеспечении.

Вносимыми поправками предлагается устранить коллизии норм наследственного права, усовершенствовать институт наследования, облегчить гражданам процедуру принятия наследства, учесть международный опыт.

В частности, предлагается исключить пп.1-3 ст. 1077 ГК РК, закрепляющие принцип презумпции принятия наследства;в целях защиты прав не родившегося наследника дополнить п. 3 ст. 1073 ГК РК, позволяющим нотариусам приостановить выдачу свидетельства о праве на наследство до рождения ребенка; предусмотреть в ст. 57-1 Закона РК «О нотариате» процедуру вскрытия секретного завещания; внести поправку в ст. 273 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» касательно прав наследников по завещанию, не являющихся родственниками умершего на получение свидетельства о смерти; в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотреть изменение и дополнение в ст. 57 в части предоставления права нотариусам получать сведенияо наличии индивидуального пенсионного счета наследодателя, остатках и движении денег на нем.

Республиканской нотариальной палатой также предложено ввести новое нотариальное действие – удостоверение согласия на совершение сделок в соответствии с п. 3 ст. 34 КоБ(С)С и внести сопутствующие изменения в ст. 611 НК и ст. 30-1 «О нотариате».

На заседании рабочей группы Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе данные поправки были поддержаны.

Посмотреть презентацию

Изменения в закон о нотариате вступят в силу с 1 января

Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно государственного регулирования нотариальной деятельности вступит в силу с 1 января 2013 года.

Документ опубликован в газете «Голос Украины» от 5 декабря т.г.

Как сообщал УНИАН, согласно закону, государственное регулирование нотариальной деятельности заключается в установлении условий допуска граждан к осуществлению нотариальной деятельности, порядка остановки и прекращения частной нотариальной деятельности, аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью; осуществлении контроля за организацией нотариата, проведением проверок организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдение ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства; определении органов и лиц, совершающих нотариальные действия, определении ставок государственной пошлины, которая взимается государственными нотариусами; установлении перечня дополнительных услуг правового и технического характера, которые не связаны с нотариальными действиями, и установлении размеров платы за их предоставление государственными нотариусами; установлении правил профессиональной этики нотариусов.

Контроль за организацией нотариата, проверка организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства осуществляются Министерством юстиции, Главным управлением юстиции Министерства юстиции в Автономной Республике Крым, главными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

Законом установлено, что нотариус — это уполномоченное государством физическое лицо, которое осуществляет нотариальную деятельность в государственной нотариальной конторе, государственном нотариальном архиве или независимую профессиональную нотариальную деятельность, в частности, удостоверяет права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершает другие нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью предоставления им юридической достоверности.

Нотариусу запрещается использовать свои полномочия с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания или предложения такой выгоды для себя или других лиц.

Нотариус не может заниматься предпринимательской, адвокатской деятельностью, быть основателем адвокатских объединений, состоять на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, в штате других юридических лиц, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Регистрационное дело частного нотариуса хранится и ведется соответственно Главным управлением юстиции Министерства юстиции в Автономной Республике Крым, главными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

Закон предусматривает также профессиональное самоуправление нотариусов. Его целью является объединение на профессиональной основе усилий нотариусов для выполнения возложенных на них данным законом обязанностей и обеспечение их прав, представительство профессиональных интересов нотариусов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, защита профессиональных интересов и социальных прав нотариусов, содействие повышению профессионального уровня нотариусов и предоставление им методической помощи, защите интересов физических и юридических лиц при причинении им вреда вследствие незаконных действий или халатности нотариуса.

Профессиональное самоуправление нотариусов осуществляется через Нотариальную палату Украины и ее органы. Она является неприбыльным юридическим лицом, имеет свою печать. Деятельность Нотариальной палаты Украины осуществляется в соответствии с законодательством и ее уставом.

К полномочиям Нотариальной палаты Украины относятся: представление интересов нотариальных палат и нотариусов в государственных и других учреждениях; обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов; участие в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечение повышения квалификации нотариусов и их помощников; контроль за соблюдением нотариусами правил профессиональной этики и другие полномочия.

Профессиональное самоуправление нотариусов функционирует на принципах законности, гласности, независимости, демократичности, коллегиальности, выборности, обязательности членства нотариусов и выполнения решений органов профессионального самоуправления, принятых в соответствии с их компетенцией, обеспечение равных возможностей доступа нотариусов к участию в профессиональном самоуправлении.

Членами Нотариальной палаты Украины могут быть лица, получившие свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Размер членских взносов и других платежей членов Нотариальной палаты Украины, необходимых для выполнения ее функций, определяет съезд нотариусов.

О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате»

ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА
до проекту Закону України «Про внесення змін до Закону України «Про нотаріат»

1. Обґрунтування необхідності прийняття законопроекту

Проект Закону України «Про внесення змін до Закону України «Про нотаріат» розроблений з метою вдосконалення механізму допуску громадян до здійснення нотаріальної діяльності.

Актуальність внесення змін до зазначеного Закону зумовлена тим фактом, що сукупність деяких вимог до особи, яка виявила бажання здійснювати нотаріальну діяльність, зокрема, необхідний стаж для зайняття нотаріальною діяльністю, а також положення про те, що приватний нотаріус може мати лише одного помічника, значно ускладнює можливість реалізації конституційного права громадянина на працю, яким декларується гарантування державою рівних можливостей у виборі професії та роду трудової діяльності.

У першу чергу, викликає непорозуміння вимога чинного Закону щодо необхідного стажу для помічника нотаріуса. Так, особа, яка згідно частини четвертої статті 13 Закону України «Про нотаріат» «… виконує іншу допоміжну і технічну роботу» та не має права використовувати печатку та ставити підпис, повинна мати стаж роботи у галузі права не менше трьох років. Для порівняння, відповідно до частини другої статті 154 Закону України «Про судоустрій і статус суддів» для можливості зайняття просади помічника судді суду загальної юрисдикції взагалі не передбачено необхідності мати стаж роботи у галузі права (лише вищу юридичну освіту). Такі ж вимоги (вища юридична освіта) передбачені і для помічника адвоката, відповідно до частини першої статті 16 Закону України «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» . Вищезазначені факти переконливо свідчать, що чинним Законом невиправдано завищений необхідний юридичний стаж для помічника нотаріуса.

З тих самих причин невиправданим є необхідний стаж шість років для особи, яка бажає займатися нотаріальною діяльністю. Для порівняння, відповідно до частини першої статті 65 Закону України «Про судоустрій і статус суддів» для рекомендації на посаду судді суду загальної юрисдикції необхідно мати стаж роботи в галузі права не менше трьох років. Так само, відповідно до частини першої статті 8 Закону України «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» особа допускається до складання кваліфікаційного іспиту за умови, що вона має два роки стажу роботи в галузі права. Запропонований у проекті стаж три роки є цілком достатнім, адже свою компетентність особа, яка виявила бажання зайнятися нотаріальною діяльністю, повинна підтвердити складанням кваліфікаційного іспиту. Крім того, чинним Законом передбачено відповідальність нотаріуса за вчинення незаконних або недбалих дій. Це є гарантіями того, що особа, яка бажає займатися нотаріальною діяльністю, матиме достатній рівень компетенції.

Викликає запитання і положення чинного Закону, яким закріплюється право приватного нотаріуса мати лише одного помічника. Альтернативою у такому випадку є можливість працювати консультантом державної нотаріальної контори. Проте цим положенням чинний Закон знову створює перешкоди: у даному випадку особа, яка має три роки юридичного стажу і є хорошим спеціалістом, повинна відпрацювати ще три роки у державній нотаріальній конторі, отримуючи мінімальну заробітну плату, що не вбачається реальним. Та навіть якщо особа погодиться на такі умови, працевлаштуватися на таку посаду дуже складно, беручи до уваги невелику кількість таких робочих місць. Цим значно обмежується конкуренція, що призводить до монополізації нотаріальної діяльності.

Як показує практика, такий стан справ сприяє перетворенню нотаріальної діяльності у «родинний бізнес», значно ускладнює реальну можливість реалізації права на заняття нотаріальною діяльністю (яка виявляється доступною лише для осіб, які мають значні фінансові можливості) громадянами України.

2. Цілі і завдання прийняття законопроекту

Метою запропонованих змін до Закону України «Про нотаріат» є запобігання «монополізації» нотаріальної діяльності, а також забезпечення можливості реалізації права на заняття нотаріальною діяльністю громадянами України відповідно до статті 43 Конституції України та міжнародно-правових актів з прав людини.

3. Загальна характеристика та основні положення законопроекту

1) внести зміни до частини другої статті 3 та частини першої статті 13 Закону України «Про нотаріат» , згідно з якими, відповідно, зменшується стаж, необхідний для зайняття нотаріальною діяльністю та зайняття посади помічника нотаріуса;

2) із частини шостої статті 13 Закону України «Про нотаріат» вилучити положення щодо можливості нотаріуса мати лише одного помічника.

4. Стан нормативно-правової бази в даній сфері нормативно-правового регулювання

Нормативно-правову базу в цій сфері становлять Закон України «Про нотаріат» та інші підзаконні акти.

5. Фінансово-економічне обґрунтування

Прийняття законопроекту не спричинить додаткових витрат із Державного бюджету України.

6. Обґрунтування очікуваних соціально-економічних, правових та інших наслідків застосування законопроекту після його прийняття

Прийняття та реалізація законопроекту дозволить значно покращити забезпечення реалізації права громадянина України на заняття нотаріальною діяльністю.