Закон договор юстиция что это

Письмо Министерства юстиции РФ от 13 августа 2014 г. № 16-71832 Разъяснения по ряду вопросов в сфере нотариата

В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой рассмотрено письмо с просьбой высказать мнение по ряду вопросов в сфере нотариата.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения Минюст России в соответствии с Положением Минюст России не обладает.

Вместе с этим полагаем возможным сообщить следующее по поставленным в письме вопросам.

1. В законе появилась более подробная, чем ранее, регламентация работы нотариальных палат. С чем это связано?

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) внесены существенные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе в части регламентации работы деятельности нотариальных палат.

Изменение порядка формирования органов управления нотариатом, предоставляет больше возможности каждому нотариусу участвовать в реальном управлении нотариальным сообществом. Введенный подход позволяет достичь баланс интересов всех нотариальных палат.

2. С чем связано появление в законе нормы о том, что отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства?

Минюст России придерживается позиции, в соответствии с которой распространение действия антимонопольного законодательства на нотариусов недопустимо.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) к хозяйствующим субъектам, на которых распространяется действие Закона о конкуренции, отнесены, в частности, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии.

Получение лицензии на право нотариальной деятельности не влечет автоматически за собой право осуществлять эту деятельность, поскольку основанием для начала нотариальной деятельности является назначение лица на должность нотариуса приказом территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.

Также следует учитывать, что статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1) и не допускает занятие экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2).

Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что ограничение монополии допустимо только в сфере экономической деятельности. Нотариат в Российской Федерации осуществляет публично-правовые функции, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность не в экономической сфере, а в сфере защиты прав и законных интересов.

Оказание услуг правового и технического характера является деятельностью, сопутствующей основной деятельности нотариусов и не может осуществляться отдельно от совершения нотариальных действий. Нотариусы в силу закона не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров, а также заниматься никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

Именно поэтому нотариальная деятельность не может являться предметом регулирования антимонопольного законодательства. С этим согласился и законодатель, закрепив соответствующую норму в Основах.

3. В законе появились нормы о новой роли нотариусов в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Чем обусловлено это новшество?

По поручению Правительства Российской Федерации разработан механизм повышения привлекательности совершения сделок с недвижимостью при участии нотариуса, который получил закрепление в Законе № 379-ФЗ. С 1 февраля 2014 года нотариально удостоверенные сделки по отчуждению недвижимого имущества регистрируются в срок не позднее пяти рабочих дней. Закон № 379-ФЗ снял с государственного регистратора функцию проверки законности нотариальной сделки как основания регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия позволяет совершенствовать процесс регистрации государственных прав на имущество и сделок с ним, а также предоставляет нотариусу право направлять документы для регистрации права. Такой механизм, с одной стороны, позволяет обеспечить безопасность сделки, например, с наследственным имуществом (поскольку на нотариусе лежит ответственность за удостоверение таких сделок), с другой стороны, сокращается период времени, в течение которого можно зарегистрировать свое право на недвижимое имущество, регистратор освобождается от необходимости проведения правовой экспертизы документов, представляемых нотариусом.

4. Не имеет ли смысл обязать всех нотариусов выполнять все предусмотренные законом нотариальные действия в обязательном порядке? Или положения статьи 35 Основ законодательства о нотариате фактически означают обязанность каждого нотариуса совершать все предусмотренные законом нотариальные действия?

Нотариусы могут совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами и другими законодательными актами Российской Федерации. Отказать заявителю в совершении какого-либо нотариального действия нотариус может только в определенных законом случаях. Такие случаи перечислены в статье 48 Основ о нотариате, в частности, нотариус отказывает в совершении нотариального действия если совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Если нотариус отказался совершать нотариальное действие, то по просьбе лица, которое получило такой отказ, нотариус должен изложить причины отказа в письменной форме в постановлении об отказе в совершении нотариального действия и разъяснить порядок его обжалования в районный суд по месту нахождения нотариуса.

Обзор документа

Разъяснены отдельные новшества в сфере нотариата.

В частности, законодательно закреплено, что на нотариальную деятельность не распространяется действие антимонопольного законодательства.

С 1 февраля 2014 г. нотариально удостоверенные сделки по отчуждению недвижимости регистрируются в срок не позднее 5 рабочих дней. При этом с государственного регистратора снята функция проверки законности нотариальной сделки как основания регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

Отказать заявителю в совершении какого-либо нотариального действия нотариус может только в определенных законом случаях. Например, если сделка или представленные документы не соответствуют требованиям законодательства, действие подлежит совершению другим нотариусом либо совершение действия противоречит закону.

По просьбе лица нотариус должен изложить причины отказа в постановлении об отказе в совершении нотариального действия и разъяснить порядок его обжалования в районный суд по месту нахождения нотариуса.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Существует ли ювенальная юстиция в России?

Ювенальная юстиция действует в развитых странах уже несколько десятилетий и имеет достаточно противоречивые характеристики. Сотни тысяч детей забрали из семей под опеку государства, а их родители оштрафованы или посажены под арест. В России ЮЮ подверглась активному внедрению с начала 2000 годов. При этом, с 2016 года более десятка составов судей, занимающихся рассмотрением детских преступлений, приняты и существуют во многих регионах страны.

Ювенальная юстиция в России в 2018 году

Ювенальная юстиция в России официальный закон 2018 принят и существует еще с 2016 года. Поэтому родителям следует крайне осторожно и внимательно относится к проявлению интереса социальных служб к их семье. Сегодня в РФ такая законодательная база принята и существует преимущественно в формальном виде и представлена законодательной базой, а также позициями органов судебной власти, которые в любой ситуации на стороне проблем и интересов ребенка.

Что такое ювенальная юстиция в России?

Ювенальной юстицией, которая принята и существует в России, называют систему государственных органов и действий, направленных на осуществление правосудия в отношении правонарушителей, которые не достигли совершеннолетия. Сегодня в РФ ЮЮ находится на фазе внедрения. Благодаря действиям государственных служащих было создано:

  • административные комиссии, занимающиеся делами несовершеннолетних;
  • органы опеки, проводящие контроль как за семьей в целом, так и каждым ребенком поотдельности;
  • социально-психологические учреждения, которые существуют на государственных условиях, работают с семьями и участвуют в судебных разбирательствах;
  • проекты, позволяющие проводить отработку процесса функционирования ювенальных судов;
  • институты ЮЮ.

Был ли принят закон об ювенальной юстиции в России?

Вопрос о том, есть ли в России ювенальная юстиция, является неоднозначным. В 2016 году 3 июля президент России В.В. Путин подписал первый, и по мнению государственного аппарата нужный, закон №323-ФЗ. Данный правовой акт позволяет знать и закреплять основные права и обязанности родителей в отношении своих детей. Таким образом, ЮЮ принята, а также существует теперь и в России.

Органы опеки могут ли забрать ребенка из семьи по закону?

Ювенальная юстиция в России реальные истории изъятия детей из родных семей стали встречаться все чаще. Каждое муниципальное образование имеет свои комиссии и органы, которые могут забрать несовершеннолетнего ребенка из семьи без решения суда. В связи с периодическим злоупотреблением социальных работников своими полномочиями и негативным воздействием ЮЮ на общество, Светланой Копыловой была проведена презентация песни о негативных последствиях введения такой правовой нормы. Произведение является своего рода введением для рассмотрения необходимости принятия и существования ювенального судочинства в России.

Плюсы и минусы ювенальной юстиции

К основным преимуществам ЮЮ, которая принята и существует в РФ, относят:

  • увеличение роли родителей и общества в осуществлении детского воспитания;
  • закрепление прав и волеизъявлений, которыми обладает каждый ребенок.

Такая политика правовых отношений государства и граждан имеет и ряд негативных сторон:

  • возможность давления на родителей со стороны чиновников;
  • воспитание безответственных и неуправляемых личностей;
  • поощрение доносов на родителей государственным органам со стороны детей;
  • бесправность старшего поколения и учителей по отношению к ребенку;
  • безнаказанность за содеянные преступления;
  • увеличение количества семейных конфликтов.

Таким образом, как правовая система, ЮЮ принята и существует в РФ, имеет свои положительные и негативны стороны. Даже опытные юристы не могут прийти к единому мнению в отношении необходимости внедрения такой юстиции в правовую систему российского государства.

Ювенальная юстиция в каких странах действует?

ЮЮ в Европе действует уже десятки лет. Наиболее развита такая система правосудия в:

Система ЮЮ, которая принята и существует в развитых странах, позволяет массово забирать детей из вполне благополучных семей под предлогом отстаивания их интересов. Из опыта перечисленных стран можно сделать вывод, что ювенальное правосудие не всегда положительным образом влияет на детское поколение. Порой оно крайне негативно влияет на психику и поведение человека во взрослой жизни.

Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»

Об основах системы ювенальной юстиции

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, при участии неправительственных (негосударственных и немуниципальных) некоммерческих организаций.

Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции

Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 3. Ребенок (несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних), в отношении детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в отношении детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).

Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции

Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;

в) приоритет профилактического подхода;

г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);

е) создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;

ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего);

з) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

и) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

к) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);

л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции

Законодательство о ювенальной юстиции включает Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательство об уполномоченных по правам ребенка, иное федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции.

К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся:

а) ювенальные суды;

б) уполномоченные по правам ребенка;

в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

г) должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними);

д) специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

е) воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции

Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают деятельность:

а) органов опеки и попечительства;

б) приемных семей;

в) муниципальных социальных, исследовательских, диагностических, кризисных и реабилитационных центров, служб и учреждений.

Статья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними)

К системе ювенальной юстиции относятся:

а) общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов;

б) негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры службы и учреждения, в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты);

в) коллегии адвокатов.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции

Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции, являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

в) открытость и доступность информации;

г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;

д) скоординированность действий;

е) эргономичность действий;

ж) программно-целевой подход.

Статья 10. Организационные формы взаимодействия

Взаимодействие органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, основано на деятельности следующих организационных форм:

а) межведомственные, вневедомственные и межинституциональные советы, наделенные экспертными, консультационными, координирующими и (или) совещательными функциями;

б) исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и учреждения, создаваемые на основе межведомственного участия и привлечения неправительственных некоммерческих организаций;

в) фонды местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей деятельности направления, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

г) ярмарки социальных проектов, посвященные развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и темы, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

д) социальный заказ, формируемый органами власти на основе целевых социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона.

Статья 11. Основные процедуры взаимодействия

Для обеспечения взаимодействия органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, используются следующие процедуры:

а) открытые публичные конкурсы на выполнение социального заказа, целевых социальных программ, поддерживаемых в форме грантов, а также при проведении соответствующих ярмарок социальных проектов и в процессе осуществления деятельности фондов местного сообщества, – включающих в число приоритетов поддержку программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона;

б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия;

в) деятельность экспертных, консультационных, координационных и других советов, сформированных на основе участия представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных научно-исследовательских и образовательных учреждений и неправительственных некоммерческих организаций.

Статья 12. Финансовые основы взаимодействия

Основой финансового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями по вопросам реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при формировании бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые социальные программы межгосударственного, федерального и регионального уровней.

Государственные заказчики, которым поручено обеспечение реализации указанных программ, формируют на их основе пакеты социальных заказов, размещаемых и реализуемых через процедуры открытого публичного конкурса путем заключения с его победителем договора (контракта) на оказание социальной услуги.

В бюджетах федерального и регионального уровней также ежегодно формируются целевые социальные программы поддержки инновационной и социально значимой деятельности неправительственных некоммерческих организаций, направленной на реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и проекты названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов, выделяемых по результатам открытых публичных конкурсов.

Инновационные программы и проекты неправительственных некоммерческих организаций могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только при отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной приоритетной социально значимой проблемы.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции

Материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции государственных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления и муниципальных организаций осуществляется за счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных и муниципальных органов и организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с международными межправительственными договорами и соглашениями, нацеленными на развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции неправительственных некоммерческих организаций осуществляется за счет собственных средств указанных организаций, а также за счет средств, полученных на реализацию социального заказа, за счет международных, государственных, муниципальных, частных грантов, в том числе, полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц. Неправительственные некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной юстиции, вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации программ, проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции.

Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции

Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в сфере ювенальной юстиции в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, должностные лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего специального образования в сфере ювенальной юстиции. Наличие указанного образования учитывается при назначении на должность, при прохождении аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей статье органов и организаций.

Переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в рамках реализации целевых программ, включающих вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее элементов.

Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции

Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на:

а) нормативных правовых актах, детализирующих проце­дуры и механизмы, используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных разработок и экспериментов;

б) реализации комплекса экспериментальных (пробных, пилотных) проек­тов, целью которых является наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов и процедур, анализ полученных промежуточных резуль­татов, внесение требуемых корректив в действующие механизмы защи­ты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

в) использовании результатов научно-исследовательских работ, нацелен­ных на изучение проблем построения, функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

г) организации широкомасштабных и комплексных образовательных про­цессов, направленных на кадровое обеспечение функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

д) проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) и внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции.

Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции

Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе развития комплексных исследований проблем ювенальной юстиции и связанных с ювенальной юстицией проблем государственными и негосударственными научно-исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в образовательных учреждениях.

В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по:

анализу и мониторингу ситуации,

периодической оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных и международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего),

прогнозированию развития ситуации,

выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы ювенальной юстиции.

Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции

Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции осуществляется на принципах:

а) открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах, процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции для всех заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан;

б) доступности для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц, ответственных за его воспитание, знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и регули­руемых законодательством о ювенальной юстиции Российской Федера­ции;

в) постоянного участия в реализации просветительской функции средств массовой информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних), а также в систематическом оповещении детей (несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их воспита­ние, о возможностях получения необходимой помощи.

г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового статуса ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу на десятый день после его официального опубликования, за исключением положений, порядок вступления в силу которых установлен статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие, программы, проекты, мероприятия и действия

Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации».

Для обеспечения внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и утверждает федеральную целевую программу «Ювенальная юстиция». Указанная федеральная целевая программа предусматривает в течение трёх лет после её утверждения проведение комплекса мероприятий, направленных на полномасштабное внедрение в практику институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.

Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

Что такое ювенальная юстиция, и что изменилось с ее появлением в России?

Ювенальная юстиция – понятие, получившее в последнее десятилетие широкую огласку в России и спровоцировавшее непримиримые дебаты между ее сторонниками и противниками. Зло или благо несет в общество ювенальная юстиция, попробуем разобраться.

Что такое ювенальная юстиция?

Исторически определение «ювенальная юстиция» относилось к отдельной системе правосудия, специальным судам для несовершеннолетних, которые в конце XIX — — начале XX века появились как в Европе, Штатах, так и в России. Предполагалось, что совершивших преступление несовершеннолетних можно направить на путь исправления без применения к ним наказания, передавая их под присмотр органов опеки и попечительства.

В современном мире ювенальная юстиция трактуется как система организаций и учреждений, правовых механизмов, социальных, психолого-педагогических и реабилитационных программ, направленных на защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних. В настоящее время в мировой практике установилось несколько типов таких систем:

  • англо-американская,
  • континентальная,
  • скандинавская.

Англо-американская модель направлена, в первую очередь, на профилактику детской преступности. Содержит специализированную систему мер воздействия на ребенка, в зависимости от возраста и тяжести совершенного правонарушения.

Континентальная модель основной фигурой исправления и воспитания ставит судью, который сопровождает правонарушителя с первого факта нарушения и выполняет функции не только судьи, но и соцработника.

Скандинавская модель наиболее близка к российским реалиям работы с трудными подростками. Эту модель отличают:

  • ведущая роль социальных работников;
  • редкие случаи лишения правонарушителя свободы до совершеннолетия.

Международными специалистами по инициативе ЮНИСЕФ (детского фонда ООН) было подготовлено «Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних», которым определено 15 показателей, характеризующих рамки правосудия в отношении детей. Основные из них:

  • дети, помещенные в заключение;
  • дети, состоящие в предварительном заключении;
  • санкции в виде лишения свободы;
  • особая система правосудия по делам несовершеннолетних.

Ювенальная юстиция в России — это что?

Ювенальная юстиция в России — это судебно-правовая система, основной задачей которой является защита прав несовершеннолетних граждан.

В том или ином виде ювенальная юстиция существует в России достаточно давно. Работа органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних — это тоже элемент большой системы, направленной на защиту прав, интересов и исправление несовершеннолетних. В более узком смысле — это разделы уголовного и уголовно-исполнительного кодексов, посвященные особенностям уголовной ответственности и отбывания наказания несовершеннолетними.

Между тем с начала 2000 годов ведется активная работа по внедрению системы ювенальной юстиции в России в упорядоченном виде, которая будет включать в себя, прежде всего, общую законодательную базу, организованную деятельность судебных, правоохранительных, попечительских, медико-социальных и реабилитационных учреждений и организаций, просветительскую деятельность.

В 2004 году в Таганроге был создан первый в России ювенальный суд. На практике все закончилось выделением отдельного здания и отдельных судей, рассматривающих дела только по правонарушениям несовершеннолетних. Никаких других мероприятий, первоочередные из которых — социально-психологическая помощь, реабилитация и профилактика, не проводилось.

По данным на 2017-2018 годы в России действует 11 составов судей по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции в следующих регионах России:

  • Таганрогский, Шахтинский и Азовский городские суды, Егорлыкский районный суд — в Ростовской области;
  • Ангарский городской суд — в Иркутской области;
  • Абаканский городской суд — в республике Хакасия;
  • Петропавловск-Камчатский городской суд — в Камчатском крае;
  • Елецкий районный суд — в Липецкой области;
  • Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд– в Брянской области;
  • Ульяновский областной суд (специализированный состав при коллегии по уголовным делам).

Закон о ювенальной юстиции в РФ

В настоящее время законодательную основу того, что можно назвать ювенальной юстицией, в России составляют:

  • Семейный кодекс РФ (в частности глава 22, которая содержит положения о возможности изъятия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из семей);
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ;
  • Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как такового закона о ювенальной юстиции в России не существует. Однако на протяжении длительного времени ведется деятельность по разработке и принятию либо отдельного закона, либо внесению изменений и дополнений в уже существующие. Так, разработаны проекты федеральных законов по внесению изменений и дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ; федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ; в Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» разъясняется предполагаемый порядок реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних:

  • 1 этап — подготовка и утверждение упомянутого федерального закона;
  • 2 этап — подготовка и утверждение закона «О ювенальных судах в РФ»;
  • 3 этап — подготовка и утверждение обобщающего закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

Однако в настоящее время ничего не разработано и не принято.

Мнения «за» ювенальную юстицию

Сторонниками введения, а точнее сказать законодательного оформления, ювенальной юстиции в Российской Федерации являются, как правило, люди, профессиональная и трудовая деятельность которых связана с работой с несовершеннолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей.

Сталкиваясь каждый день с малолетними преступниками, работники правоохранительных органов, к примеру, понимают, что нельзя детскую преступность нельзя мерить общими категориями и подходить одинаково к взрослым нарушителям закона и детям. Ведь реальное наказание исправляет не всегда, а иногда даже и наоборот — усугубляет имеющуюся проблему.

Сотрудники органов опеки, работая с неблагополучными семьями, как никто другой знают, насколько бесправны и беззащитны могут быть в семье дети и насколько бессильны могут быть органы опеки, призванные стоять на страже прав ребенка.

Несмотря на бытующее мнение, что введение в действие ювенальной юстиции приведет к массовому отлучению детей от их родителей, сторонники введения ювенальной юстиции отмечают, что основной задачей этого института должно стать сохранение кровной семьи для ребенка.

Среди сторонников ювенальной юстиции в России можно назвать Шилова Н. И. — председателя Василеостровского суда Санкт-Петербурга и председателя Ассоциации судей России по делам несовершеннолетних; Маркова И. И. — председателя Липецкого облсуда и председателя рабочей группы по созданию, внедрению и развитию механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия России; Кучерену А. Г. — главу комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты РФ.

Мнения «против» ювенальной юстиции

Противников введения ювенальной юстиции в России более чем достаточно. Их всех можно условно разделить на три группы.

  • 1-я группа — граждане, которые заблуждаются в своем мнении о задачах, целях, назначении и устройстве института ювенальной юстиции. Проще говоря, протестуют от незнания и недостатка информации.
  • 2-я группа — граждане, которые опасаются, что контролирующие органы получат неограниченные полномочия в осуществлении проверок семей, будут противопоставлены родителям в связке «родитель-ребенок».
  • 3-я группа — граждане, протестующие из религиозных соображений. Эта категория граждан считает, что принципы ювенальной юстиции не соответствуют российской традиционной культуре, православной духовности.

Найти мнения противников ювенальной юстиции в прессе, сети интернет гораздо проще, чем мнения сторонников. Создается впечатление, что противников этой идеи гораздо больше, чем сторонников. Возможно, так оно и есть, но это вовсе не потому, что идея системы ювенальной юстиции никуда не годится. Зачастую противники и сторонники говорят о разных вещах.

Как правило, поддерживающие введение института ювенальной юстиции граждане ограничиваются идеей внедрения особой системы судов в отношении несовершеннолетних и системы учреждений по реабилитации малолетних правонарушителей. Противники же склонны включать в понятие ювенальной юстиции все мероприятия, что касаются несовершеннолетних: и контроль семьи со стороны органов опеки, и паспорта здоровья, и систему омбудсменов, и другие. А поскольку многие из них в России абсолютно новы, не проработаны, иногда сомнительны, то почва для опасений весьма благодатна.