Закон о национальной полиции украины 2018 2822

Рада приняла законопроект о создании Национальной полиции

Реформа МВД получила законодательное основание.

Верховная Рада Украины приняла во втором чтении проект закона «О национальной полиции», который предусматривает создание Национальной полиции.

За законопроект №2822 в четверг проголосовали 278 депутатов.

Проект предусматривает, что в составе органов внутренних дел появляется Национальная полиция Украины, в составе которой будет существовать криминальная полиция, патрульная полиция, органы досудебного расследования, полиция охраны и полиция особого назначения.

Закон о милиции теряет силу. Сотрудники милиции, которые хотят работать в новой полиции, могут быть приняты на службу по результатам конкурса. Те, кто откажется или не будет принят в полицию, попадут под сокращение. Причем пребывание на больничном или в отпуске не будет помехой для увольнения.

Закон вступает в силу для подразделений полиции в Киеве со дня опубликования, в Одессе и Львове — с 20 августа.

Напомним, что в четверг состоялся первый выпуск патрульных полицейских, которые уже в субботу должны выйти на улицы Киева. В скором времени они также появятся на улицах других крупных городов, в том числе Львова, Днепропетровска, Харькова, Луцка, а также Николаева, где в результате коррупционного скандала была распущена ГАИ.

Порошенко подписал закон о Национальной полиции

Об этом сообщает пресс-служба президента Украины на его странице в Facebook

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон о Национальной полиции. Об этом сообщает пресс-служба президента Украины на его странице в Facebook.

Напомним, 2 июля парламент принял закон № 2822 «О Национальной полиции», внесенный правительством. За соответствующий документ проголосовали 278 депутатов.

Законопроект определяет Национальную полицию как орган исполнительной власти, который будет служить обществу и предназначен для охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания общественного порядка и общественной безопасности.

Проект устанавливает правовые основы организации и деятельности национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в Национальной полиции.

Отмечается, что деятельность Национальной полиции осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и институтами гражданского общества на принципах партнерства и направлена на решение их потребностей.

В законе говорится, что уровень доверия населения к полиции является основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции.

Оценка уровня доверия населения к полиции проводится независимыми социологическими службами в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

В составе полиции функционируют:

1) криминальная полиция;

2) патрульная полиция;

3) органы досудебного расследования;

4) полиция охраны;

5) специальная полиция;

6) полиция особого назначения.

«Полицейским является гражданин Украины, который дал присягу полицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции. Полицейский имеет служебное удостоверение и жетон с индивидуальным личным номером. Образцы и порядок выдачи служебных удостоверений и личных номерных жетонов утверждает министр внутренних дел Украины», — говорится в законе.

Территориальные органы национальной полиции образует, ликвидирует и реорганизует Кабинет министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины на основании предложений руководителя национальной полиции.

Отметим, вводится понятие полицейских комиссий.

«Для обеспечения прозрачного отбора (конкурса) и продвижения по службе полицейских полиции на основании объективной оценки профессионального уровня и личных качеств каждого полицейского, соответствия их должности, определение перспективы служебного использования в органах полиции создаются постоянные полицейские комиссии», — говорится в законе.

В состав полицейской комиссии аппарата центрального органа управления полиции входят пять человек:

1) два представителя, определенные министром внутренних дел, не из числа полицейских;

2) один представитель, определенный руководителем Национальной полиции;

3) два представителя от общественности, рекомендованных уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, из числа лиц, имеющих безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет.

В частности, руководитель Национальной полиции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом министров Украины по представлению премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины.

Добавим, прием новых полицейских будет осуществляться через конкурс.

В документе резюмируется, что к 31 декабря 2016 г. Национальной полиции разрешается использование служебных удостоверений, бланков, печатей, штампов, логотипов и эмблем милиции и Министерства внутренних дел.

Однако в зале возникла бурная дискуссия относительно ряда поправок в документ. В связи с этим глава Верховной Рады Владимир Гройсман предложил создать рабочую группу по изменениям к закону о Национальной полиции.

Как известно, в Киеве патрульная полиция приступила к работе с 4 июля, теперь улицы города патрулируются круглосуточно. Напомним, что с 15 июля стартовали наборы в патрульную полицию Николаева, Харькова, Львова и Одессы, которые продлятся до 7 августа. Также стартовали наборы полиции в Луцке и на Закарпатье.

Национальная полиция: задачи, финансирование, перспективы

Сотрудники новой Национальной полиции в Киеве в ночь на воскресенье, 5 июля, вышли на службу в тестовом режиме. Первое патрулирование прошло без происшествий и конфликтов, первое задержание обошлось без приключений. Об этом в Twitter сообщил народный депутат Верховной Рады Украины от Блока Петра Порошенко Мустафа Найем.

«Kyivpolice – пока без происшествий и конфликтов. Одно задержание, без приключений. В остальном все согласно плану и штатному распорядку», – написал парламентарий.

Численность одного полицейского батальона составляет 500 полицейских: 400 человек на 200 автомобилях, а также 100 пеших патрульных полицейских.

Сейчас из 2500 сотрудников Национальной полиции Украины только 38 человек – бывшие работники структур МВД. 70% – люди с высшим образованием. Среди них – менеджеры, инженеры, технологи. Средний возраст новобранцев – 25 лет.

В Министерстве внутренних дел планируют, что структура патрульной службы два года будет развиваться параллельно МВД, а затем они сольются и станут одним представительством территориальной полиции.

По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, зарплата новых полицейских будет составлять от восьми до 10 тыс. грн.

Форма украинских патрульных сделана по образцу полицейских Нью-Йорка. В комплект войдут две рубашки, две пары брюк, ботинки, футболка Polo, функциональная куртка. Каждый комплект обойдется в $700 – это, по словам первого заместителя главы МВД Эки Згуладзе, в два раза дешевле предыдущего комплекта милицейской формы. Каждый патрульный будет иметь планшет, с помощью которого он будет заполнять протоколы правонарушений, выбирая из подходящих к случаю шаблонов.

Патрульная служба ездит на автомобилях марки «Тойота», которые оснащены системой «Рубеж» (круглосуточный автоматизированный контроль дорожно-транспортной обстановки, распознавание автомобильных номеров, автоматическая видеофиксация транспорта, проверка по поисковым реестрам и анализ потока транспорта по контрольным критериям в реальном времени и при работе с архивом. – «ГОРДОН»).

Утром в субботу, 4 июля, на Софиевской площади в Киеве 2000 сотрудников Национальной полиции приняли присягу на верность народу Украины.

К событию было приковано внимание всей страны. Присяга проходила в присутствии не только президента страны, премьер-министра, главы МВД, мэра столицы и посла США в Украине Джеффри Пайетта, на площади также собралось несколько сотен киевлян – соцсети пестрят фотографиями и обсуждением новых полицейских.

В дискуссиях украинцы придерживаются полярных мнений – часть людей считает, что реформа обязательно провалится, их оппоненты верят в честность и эффективность новых полицейских, и желают им удачи.

Полиция еще и к работе-то не приступила, а в сетях уже добрая половина шипит зловредно. Люди, ну шо такое? Да погодите! .

Дополнительные поводы для скептицизма дает и Верховная Рада, которая после принятия 2 июля во втором чтении и в целом правительственного законопроекта №2822 «О Национальной полиции» на следующий же день зарегистрировала проект постановления об отмене этого решения.

Во время обсуждения поправок к законопроекту (их было более 500) между депутатами Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» возникла дискуссия относительно влияния министра внутренних дел на Национальную полицию.

Согласно принятому и пока не отмененному закону, Национальная полиция – это отдельный центральный орган исполнительной власти, созданный и набранный с нуля. Руководителя Национальной полиции назначает на должность и освобождает от должности Кабмин по представлению премьер-министра в соответствии с предложениями главы МВД. Он оказывает влияние только на назначение заместителей главы Национальной полиции, но кандидатуры на эти должности выбирает сам руководитель Национальной полиции.

Полномочия главы МВД по отношению к Нацполиции сводятся к трем моментам. Он согласовывает структуру центрального органа управления Национальной полиции, ее смету, а также согласовывает кандидатуры руководителей территориальных органов Национальной полиции, предложенных главой Национальной полиции.

Руководители всех остальных структурных подразделений полиции назначаются должностными лицами Национальной полиции, штатное расписание Национальной полиции также утверждает лично руководитель Национальной полиции.

Согласно закону, задачами Национальной полиции является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, охрана и защита прав и свобод человека, а также интересов общества и государства, противодействие преступности, предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или других чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи (полицейские услуги).

Законопроект 2822 предполагает, что в структуре Национальной полиции будут созданы подразделения не только патрульной, но и криминальной, специальной полиции, полиции охраны и полиции особого назначения.

В соответствии с документом, денежное обеспечение Нацполиции устанавливает Кабинет Министров. Финансирование и материально-техническое обеспечение осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, а также других источников, не запрещенных законом.

Виды специальных званий в Нацполиции практически совпадают с нынешней системой, единственное отличие – вводится звание капрала, который в иерархии занимает место между рядовым и сержантом полиции и соответствует званию младшего сержанта милиции.

Контракт о прохождении службы в Национальной полиции заключается с лицами младшего состава, впервые принятыми на службу в Национальную полицию, однократно сроком на два года без права продления; с заместителями руководителя Национальной полиции и руководителями территориальных органов сроком на четыре года с правом продления контракта единовременно на срок до четырех лет; с руководителем Национальной полиции сроком на пять лет с правом продления контракта единовременно на срок до пяти лет.

Для новых полицейских предполагаются возрастные ограничения: лица, имеющие специальные звания младшего состава, а также звания среднего и высшего состава до подполковников полиции включительно могут находиться на службе до достижения ими 45 лет, полковники, генералы полиции – до 50 лет.

Полицейские, достигшие предельного возраста пребывания на службе, должны быть освобождены от службы. В случае необходимости их могут оставить на службе по ходатайству сверх предельного возраста пребывания, но не более чем на 5 лет только в случае, если такой полицейский имеет высокую профессиональную подготовку и опыт практической работы на занимаемой должности и признан годным по состоянию здоровья для прохождения службы.

Закон о Национальной полиции впервые в украинской истории регулирует права и обязанности полицейских. Национальная полиция, в соответствии с законопроектом №2822, имеет среди прочих такие полномочия: осуществляет превентивную и профилактическую деятельность, направленную на предотвращение совершения правонарушений; выявляет причины и условия, способствующие совершению уголовных и административных правонарушений, принимает в пределах своей компетенции меры по их устранению; принимает меры, направленные на устранение угроз жизни и здоровью физических лиц и общественной безопасности, возникших в результате совершения уголовного, административного правонарушения; осуществляет досудебное расследование уголовных правонарушений в пределах определенной подследственности; разыскивает лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести; доставляет в случаях и порядке, определенных законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступления, и лиц, совершивших административное правонарушение; принимает меры по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, парках, скверах, стадионах, вокзалах, аэропортах, морских и речных портах, других общественных местах; регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения; выдает разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; обеспечивает безопасность взятых под защиту лиц по основаниям и в порядке, определенных законом; осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов по опеке, попечительству над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки; принимает меры для предотвращения и пресечения насилия в семье; осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами специальных правил и порядка хранения и использования оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел; способствует обеспечению в соответствии с законом режима военного или чрезвычайного положения.

Также в законе дается определение полицейского мероприятия и описываются его виды. Национальная полиция может применять такие превентивные меры: проверка документов лица, опрос лица, поверхностная проверка и осмотр, остановка транспортного средства, требование покинуть место и ограничение доступа к определенной территории, ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью, проникновение в жилье или другое владение лица, проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел, применение автоматической фототехники (радара) и видеотехники.

Меры принуждения, которые могут применяться сотрудниками Нацполиции: психологическое или физическое воздействие (сила), применение специальных средств, применение огнестрельного оружия.

В законе описываются обстоятельства, при которых полицейские могут применять те или иные полицейские меры. Например, полицейский может остановить человека и требовать предъявления им документов, в следующих случаях:

1) если лицо обладает внешними признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;
2) если существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или если для хранения, использования или перевозки которых требуется такое разрешение, если установить эти права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;
6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершения правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

В законе также определено, при каких обстоятельствах полицейский может применять наручники, водометы или резиновые дубинки. Нарушения будут уголовно наказуемыми, поскольку нарушается не распоряжение какого-либо полицейского начальника, а именно закон.

Еще в начале года руководители МВД заявляли, что а результате реформы все нынешние сотрудники ГАИ будут уволены или переаттестованы, а на ее базе будет создана патрульная служба с более широкими полномочиями.

В ходе церемонии присяги новой полиции идейный вдохновитель реформы, заместитель министра МВД Эка Згуладзе пообещала, что уже через неделю новая национальная полиция полностью заменит ГАИ в Киеве. Ежедневно в город будут выходить 200 машин с 400 патрульными. 75 полицейских будут следить за порядком пешком, а дополнительная группа будет зарезервирована на подмогу. Еще в начале года глава МВД Арсен Аваков анонсировал начало милицейской реформы, он заявил, что ГАИ будет полностью ликвидирована. Все сотрудники нынешней службы ГАИ в результате реформы будут уволены.

Кроме столицы, патрульную службу в скором времени планируют внедрить во Львове, Харькове и Одессе.

Рада намерена создать национальную полицию

Такое решение поддержали 284 народных избранника

Верховная Рада Украины поддержала за основу законопроект №2822 «О национальной полиции». Такое решение поддержали 284 народных избранника.

Инициатором законопроекта выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Так, основной целью принятия законопроекта является создание Национальной полиции в Украине, как органа исполнительной власти, который будет служить обществу и предназначен для охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержание общественного порядка и общественной безопасности.

Проект устанавливает правовые основы организации и деятельности национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в Национальной полиции.

В документе отмечается, что законопроект определяет национальную полицию как центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания общественного порядка и общественной безопасности, в задачи которого входит обеспечение общественной безопасности и общественного порядка; охрана и защита прав и свобод человека, интересов общества и государства; противодействие преступности; предоставление в пределах, определенных законодательством услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или других чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи (предоставление полицейских услуг).

Отмечается, что деятельность национальной полиции осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и институтами гражданского общества на принципах партнерства и направлена на решение их потребностей.

Кроме того, территориальные органы национальной полиции образует, ликвидирует и реорганизует Кабинет министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины на основании предложений руководителя национальной полиции.

Отметим, вводится понятие полицейских комиссий. В частности, руководитель Национальной полиции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом министров Украины по представлению премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины.

Добавим, прием новых полицейских будет осуществляться через конкурс.

В документе резюмируется, что к 31 декабря 2016 г. национальной полиции разрешается использование служебных удостоверений, бланков, печатей, штампов, логотипов и эмблем милиции и Министерства внутренних дел.

Позже в ходе брифинга народный депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко заявил: «В настоящий момент в законе о национальной полиции прописано до деталей все взаимоотношения между гражданином и полицейским, и наоборот. Теперь каждый гражданин может открыть этот закон и четко понять, что должен делать полицейский по отношению к гражданину и какие есть права гражданина, и когда он должен подчиняться и что выполнять. Нововведением является обязательный конкурсный прием на службу в полицию, теперь уже нельзя будет устроиться в полицию только лишь по знакомству и звонку другу. Нужно будет доказать и пройти специальный режим тестов, для того, чтобы доказать, что ты достоин защищать интересы украинского народа и поддерживать безопасность».

Почему Порошенко не подписывает закон о Национальной полиции

Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что не подписывает законы «Об органах внутренних дел» и «О Национальной полиции» по причине того, что «есть вещи, которые меня не устраивают, и я их изложу в своих предложениях к парламенту. Национальная полиция должна быть деполитизирована». Думаю, что Петр Алексеевич слукавил. Будь он свободен от дипломатических ограничений, он бы сказал следующее: «Эту филькину грамоту я подписывать не буду!».

На вопрос о том, почему глава государства так долго не подписывает «силовые законы», в Администрации президента мне пояснили, что они очень сложные, а ответственность велика. Поэтому документы надо хорошенько вычитать. Вношу свою лепту, и в качестве помощи Петру Алексеевичу предложу свои замечания.

Вот уже полтора года на сайте МВД выложена «Концепция первоочередных мер реформирования системы МВД». Основные положения: гуманизация, децентрализация, уход от непрофильных коррупциогенных функций, общественный контроль. Но, читая законы, которые продавили через парламент, возникает впечатление, что украинскому обществу просто полтора года морочили голову. Почти ничего из обещанного в этих законах нет. Оба документа выглядят написанными на скорую руку, содержат коррупционные риски и откровенные «ляпы». Вместо обещанной децентрализации – еще большая централизация и концентрация власти в руках министра МВД, отсутствие открытости и уход от взаимодействия с общественностью.

Обилие коррупционных мин вперемешку с откровенной глупостью не позволяет в одной статье проанализировать оба закона. Придется рассматривать по частям. Мне захотелось начать с фундаментальной проблемы – мотивации сотрудников полиции.

Почему это так важно? Работа в полиции, в первую очередь, связана с риском. Выходя на работу, полицейский каждый день рискует жизнью и здоровьем. При этом его жизнь полна искушений, главные из которых – власть и большие деньги. Перед любым государством стоит одна и та же задача: как найти баланс, который позволит удержать полицейских от соблазна совершить преступление? Как решается эта проблема в Европе и США?

В США полицейскому платят большую зарплату. Полицейский в городке Чандлер (Аризона), начинает работу со стартовой зарплатой $25.64 в час ($60 тыс. в год) с перспективой роста до $36.41 в час ($84 тыс. в год). Сверхурочные оплачиваются с коэффициентом 1,5. Через 25 лет службы полицейский выходит на пенсию, которая составляет 62,5% от средней зарплаты. Средняя зарплата, при этом, рассчитается на основе 36 месяцев с самыми высокими выплатами. Среднемесячная зарплата составляет около 6 тысяч долларов в месяц. Дополнительные бонусы: страхование жизни и медицинская страховка для пенсионеров, оплачиваемые городским бюджетом, оплачиваемый пакет медицинских и стоматологических услуг, другие программы, в зависимости от возможностей местных бюджетов.

При такой зарплате полицейский может выбирать дошкольное учреждение и ВУЗ для своих детей, имеет возможность купить достойное жилье, и уверен, что не будет нищенствовать, уйдя на пенсию.

В Европе подход несколько иной. Большую роль здесь играют социальные гарантии, включая предоставляемое государством жилье. В Германии полицейские имеют бесплатную страховку, льготы на жилье, право на бесплатный проезд в городском транспорте. При этом минимальная зарплата сотрудника полиции – самого младшего чина после академии – составляет не менее 2500 евро в месяц и растет с выслугой лет. В полиции Германии есть некая философия: «Беруфсбеамтентум» – опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов. Сотрудник может быть уволен со службы только в случае осуждения судом. Полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, тринадцатая зарплата («вайнахтсгельд» – рождественские деньги). Государство берет на себя половину взносов за медицинскую страховку. В Германии очень жесткая кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.

Итак, работа полицейского оплачивается в той мере, чтобы он был уверен в завтрашнем дне: жилье, возможность содержать себя и семью, дать нормальное образование детям, уверенность, что даже в случае смерти или потери трудоспособности семья не окажется на улице. Работа полицейского считается престижной.

Как отражается на отношении к работе полицейских нарушение принципа равновесия оплаты и риска? В Латвии в связи с экономическими проблемами, начиная с 2004-го, государство перестало выплачивать полицейским сверхурочные, надбавки и премии (при невысоких зарплатах). Был остановлен рост заработной платы. Не было страхования жизни и здоровья. И люди стали уходить из полиции. Результат: в 2006 году за первые 9 месяцев было зарегистрировано 99 726 преступлений, а в 2007 году за этот же период – 123 856.

Перейдем к новым законам «Об органах внутренних дел» N2561 и «О Национальной полиции» N2822, одобренным парламентом и ожидающим подписи Президента: как решается эта проблема в них?

О ней ничего не известно. Поэтому примем за основу 8 тысяч гривень, обещанных новой дорожной полиции в Киеве. Это примерно 350 долларов США по курсу 23 грн/долл.

Доплаты и льготы.

Есть одна новая доплата. Ст. 95, ч. 5. в Законе 2822 говорит, что «руководители органов полиции имеют право оплачивать полицейским, которые не имеют собственного жилья по месту прохождения службы, расходы на аренду». Эта компенсация не может превышать размера трех минимальных зарплат (3 654 грн или 158 долл.). Почему именно столько – загадка. Руководители «имеют право», но право это ничем не регламентировано. В результате компенсировать или нет, остается на усмотрение руководителя. Эта неопределенность порождает поле для злоупотреблений.

Медицинское обеспечение полицейских.

Ст. 94. Закон 2822. Идеология этой статьи является воплощением «совка». Здесь есть и «бесплатное лечение сотрудников полиции» и «бесплатное санаторно-курортное лечение для сотрудников и членов их семей в системе медицинских учреждений МВД». Причем те, кто писал эту галиматью, понимал, что в ведомственных учреждениях кроме как сделать рентген или электрофорез больше ничего сделать не могут. Зачем тогда содержать ведомственные больницы, поликлиники и санатории? Учитывая состояние украинского «государственного» здравоохранения, необходимую помощь можно не найти даже в специализированных государственных медучреждениях. Зная это, законодатель в пунктах 2 и 3 разрешил полицейским лечиться в частных клиниках за деньги бюджета.

Выходит, с одной стороны, бюджет оплачивает содержание ведомственных медицинских учреждений и при этом выделяет деньги на лечение «на стороне». Насколько огромны и бесполезны расходы на первое, и какие возможности для злоупотреблений открывает второе – говорить излишне. В реальной жизни лечение превращается для полицейских либо в фикцию, либо в зависимость от руководителя. Скорее всего, коррупционную.

Жилье для полицейских.

Ст. 95, ч. 1. Закона N2822 гласит, что полицейские обеспечиваются жильем на условиях и в порядке, определенных жилищным законодательством. Это законодательство не менялось со времен СССР. В стране миллионы очередников, среди них сотни тысяч льготников, включая инвалидов, чернобыльцев и многих других, стоящих на жилищном учете в очередях; многие уже умерли и столько же еще умрут, так и не получив ничего «в порядке, определенном законодательством».

Так что решающим условием должно быть наличие этого самого жилья. Ст.14, ч.3 Закона N2561 «Об органах внутренних дел» говорит о существовании служебного жилищного фонда. Это вселяет слабую надежду. Почему слабую? Потому что ни в одной из статей не прописан механизм получения жилья. Рядовой полицейский, как и раньше, поставлен в зависимость от руководства.

Почему так важно говорить о жилье для полицейских? Если предоставить полицейскому жилье в первый год-два службы и записать в контракте, что государство ежегодно погашает часть стоимости квартиры (дома), но здесь же оговорить, что право на жилье теряется в случае увольнения по обвинению в коррупции, мы получим качественно новый стимул. Столкнувшись с предложением взятки, он будет взвешивать риски: взять тысячу долларов с риском потерять работу и квартиру, или не рисковать? И здесь принципиально важно, чтобы полицейский в этом вопросе не зависел от капризов начальства.

Что можно сказать в завершение? Вместо понятных и эффективных механизмов в виде пакета страхования и контракта, предусматривающего гарантированное получение жилья (и его потерю в случае уличения в коррупции), власть снова пытается подсунуть обществу коррупционно заряженный суррогат.

Печально осознавать, что возможность изменений, оплаченная кровью и страданиями миллионов украинцев, так и не будет реализована. Притом, что рецепт уже известен и озвучен. Вот он.

— Создание трехуровневой полиции;

— Отказ от непрофильных функций и подразделений;

— Повышение уровня мотивации правоохранителей;

— Повышение уровня открытости. Создание независимого информационно-аналитического агентства

Для тех ответственных граждан, кто дочитал текст до конца, ниже приведены дополнительные выдержки из упомянутых законов и вы, уважаемые читатели, можете составить о них собственное, более полное мнение и, заодно, увидеть всю глубину и широту законодательной мысли «реформаторов». Для удобства текст разбит на смысловые группы.

Наслаждайтесь, дамы и господа:

Закон Украины «О Национальной полиции» N2822

Ст. 49, ч.2. «Кандидаты на службу в полиции, по их согласию, проходят тестирование на полиграфе». Что делать, если кандидат не соглашается, не сказано.

Ст. 32, ч.2. Опрашивание личности.

«. Проведение опроса несовершеннолетнего допускается. с участием. педагога».

То есть, полицейский может поймать на улице человека, у которого в дипломе есть запись «специальность – преподаватель (педагог) » и опрашивать в его присутствии несовершеннолетнего сколько угодно.

Ст.36 «Полицейская опека» – большая статья со множеством пунктов встречается в законе дважды с повторением слово в слово. Дублируется ниже в тексте закона в Ст.40-1. Составители даже не удосужились перечитать документ дважды.

Ст. 12, ч.3. В составе полиции функционируют: криминальная, патрульная, специальная полиции, полиция особого назначения и полиция охраны. Никакой расшифровки, чем занимаются эти полиции, ни в этой статье, ни в остальном тексте закона не сообщается и больше о них не упоминается. Зато ниже, в Ст. 26, ч.4. появляется еще одна «служба информационных технологий МВД».

Положения с признаками коррупциогенности.

В Ст. 21, ч. 21 законодатель разрешает руководителю полиции «создавать, ликвидировать, реорганизовывать предприятия и организации. Руководитель полиции осуществляет другие полномочия по управлению объектами государственной собственности, которые находятся в сфере управления полиции». А закон N2561 Ст.8,ч.2 открывает в МВД «Главный центр по предоставлению сервисных услуг». Кто там кричал о коррупции в ГАИ при прохождении ТО, получении номерных знаков и прочих добровольно-принудительных «сервисах»?

Берегитесь Стив Джобс и Элон Маск! Грядет новая эра в бизнесе – на рынок выходит обновленная украинская полиция!

В Ст. 22, ч. 20 читаем: «осуществляет на договорной основе охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности». К документу явно приложили руку «старослужащие», чье суровое милицейское сердце не могло не вздрогнуть при слове «охрана». Обещанное всего год назад избавление новой полиции от непрофильных функций забыто.

Воплощая в жизнь идею «зарабатывания» денег, почему бы не пойти дальше и не начать брать деньги с населения за расследование преступлений?

Законодатель не понимает механизмов, порождающих коррупцию, или сознательно ее (коррупцию) навязывает. Снова налогоплательщик за свои деньги содержит полицию, а полиция в это время «немножечко вышивает крестиком». Такая «коммерция» была одним из «родимых пятен» в старой милиции. И этим же планирует заниматься новая, честная служба!

Ст. 50, ч.2.,п.1, ч. 3., п.2. В состав полицейских комиссий входят представители, делегируемые министром и руководителем полиции. Кто эти люди? Каким критериям должны соответствовать? Никакой информации нет. Коррупционные риски.

Общественный контроль (точнее, его отсутствие)

Ст. 86. ч.12, ч.13. О выражении недоверия руководителям полиции.

Местный совет «может выразить недоверие сотруднику, такое решение считается окончательным и подлежит исполнению в 3-хдневный срок». Но уже следующий п. 13 дает вышестоящему руководителю полиции дополнительные 14 дней и два варианта действий: уволить сотрудника или выслать местному совету уведомление о том, что указанный сотрудник остается в должности. То есть, часть 13 отменяет часть 12.

Ст. 89. Привлечение общественности к рассмотрению жалоб на действия или бездеятельность полицейских: «Контроль за деятельностью полиции может осуществляться в форме привлечения представителей общественности. «.

А может и не «осуществляться». Любой каприз.

Ст.85, ч.3 Руководители полиции обязаны регулярно обнародовать статистическую и аналитическую информацию о принятых мерах относительно выявления, предотвращения и прекращения правонарушений.

Сегодня в милицейской статистике есть графа «предотвращенные преступления». Выглядит солидно, но по большей части является фантазиями милиционеров. Общество интересуют не придуманные полицейскими отчеты, а прозрачная статистика для анализа: зарегистрированные заявления, раскрываемость, статистика по видам преступлений и т.п.

То есть закон не дает никаких механизмов и гарантии доступа общественности к реальной статистике.

Это далеко не полный перечень статей, который вызывает нарекания у правозащитников и правоведов. Качество этих документов ниже всякой критики. Тот, кто скажет, что эти два закона готовили полтора года, пусть первым бросит в себя камень. Возникает вопрос интеллектуального уровня депутатов Верховной Рады, поставивших подписи под этим. Мне кажется, что Порошенко не подписывает законы «О Национальной полиции» и «Об органах внутренних дел», потому что такое просто стыдно подписывать.