Закон о производственных кооперативах в рб

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 107. Понятие производственного кооператива

1. Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

2. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель».

3. Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с законодательством о производственных кооперативах.

Законодательство о производственных кооперативах

После прекращения существования СССР на территории Республики Беларусь продолжали действовать нормативные акты советского законодательства о производственных кооперативах. Легальной основой для их применения являлся Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [187]. В настоящее время соответствующая норма содержится в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» [166]. Исходя из этого, следует признать, что на территории Республики Беларусь и сейчас действует Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР».

С принятием в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК Республики Беларусь) в белорусском законодательстве организационно-правовая форма юридического лица в виде производственного кооператива получила законодательное признание. Поддержка развития производственных кооперативов отвечает конституционным нормам демократического построения экономической системы. Так, ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь [110] содержит норму о том, что государство способствует развитию кооперации во всех ее формах и видах. Производственный кооператив является коммерческой организацией и в этом статусе может выступать и выступает как важный и неотъемлемый элемент рыночного обустройства Республики Беларусь.

В нынешней предпринимательской практике организационно-правовая форма коммерческой организации в виде производственного кооператива является достаточно редкой. Так, например, по данным Управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь на 30 августа 2010 года производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов) числилось 1318, что в процентном соотношении к общему числу коммерческих организаций составляет всего 1,3%.

Основу действующего законодательства Республики Беларусь о производственных кооперативах составляют нормы ГК Республики Беларусь 1998 года. Правда, и здесь регламентация правового положения производственного кооператива не отличается особой подробностью, так как ГК Республики Беларусь (ст. 107) предполагает принятие специального законодательства о производственных кооперативах.

В связи с тем, что обеспечение населения страны продовольствием, а легкой и перерабатывающей промышленности сырьем является основной задачей сельскохозяйственных организаций, государство заинтересовано в поддержке таких организаций и урегулировании отношений, возникающих в процессе их деятельности. Только при необходимости в особом воздействии для обеспечения режима благоприятствования сельскохозяйственного производства государство вмешивается в их деятельность путем принятия законов и других нормативных актов, направленных на финансовое оздоровление и привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство, путем осуществления поддержки и развития сельского хозяйства с помощью льготного налогообложения, предоставления субсидий и льготного кредитования, путем создания системы и определения компетенции органов управления в данной сфере [2, с. 139].

Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов помимо ГК Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» [154], которым утвержден Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) (далее — Примерный устав колхоза). Примерный устав колхоза определяет основные задачи и функции колхозов, права и обязанности членов колхоза, особенности членства, регулирует вопросы собственности, порядок образования имущества колхоза и условия распоряжения этим имуществом, определяет полномочия органов управления, вопросы создания, принятия и изменения устава колхоза, порядок государственной регистрации, а также ликвидации и реорганизации колхоза. Примерный устав колхоза определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), гарантирует право на создание колхозов на территории Республики Беларусь, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» установлено, что колхоз является одной из форм производственного кооператива. В то же время положения ГК Республики Беларусь в части членства в производственном кооперативе, внесения паевых взносов членами кооператива, их ответственности по долгам кооператива принципиально расходятся с положениями названного Указа.

С одной стороны, нормы Примерного устава колхоза, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» подтверждают преемственность в правовом регулировании и определении правового статуса такой формы производственного кооператива как колхоз. С другой, нормы ГК Республики Беларусь создают принципиально новую правовую основу для возникновения и функционирования сельскохозяйственных кооперативов, позволяют говорить о дальнейших перспективах развития указанной организационно-правовой формы и ставят вопрос о необходимости формирования специального законодательства о сельскохозяйственной кооперации, с учетом многообразия ее видов, а также специфики ведения и организации сельскохозяйственного производства [128, с. 41].

С принятием ГК Республики Беларусь встал вопрос о правовом статусе колхозов и о необходимости развития нового законодательства о производственных кооперативах. Как видим, действующее законодательство не создало необходимую правовую основу для реформирования отношений в сельском хозяйстве, что существенно препятствует и замедляет процесс преобразования сельскохозяйственных предприятий в современные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Это связано с отсутствием непротиворечивого законодательства о сельскохозяйственной кооперации и отлаженного механизма преобразования. Не решает указанной проблемы и Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятие которого привело к возникновению коллизий с нормами ГК Республики Беларусь и вновь сделало актуальным вопрос о соотношении кооперативной и колхозной системы, о возможности отождествления колхоза с производственным кооперативом. В Примерном уставе колхоза уже не в общем виде, как это определено статьями 107-112 ГК Республики Беларусь, а более широко и подробно регламентируется правовое положение кооператива. Однако положения ГК Республики Беларусь в нем учтены недостаточно и сформулированы таким образом, что их практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности, реорганизации и ликвидации в некоторых случаях достаточно затруднительно.

В Республике Беларусь имеется опыт присоединения убыточных сельскохозяйственных организаций к юридическим лицам, коммерческим структурам, работающим устойчиво и имеющим финансовые возможности для вывода сельскохозяйственного производства на высокий уровень. В то же время сдерживающим негативным фактором для такого присоединения являются долги сельскохозяйственных организаций, отсутствие преференций для юридических лиц, вкладывающих инвестиции в развитие производства присоединенных сельскохозяйственных организаций [107, с. 22].

В целях разрешения указанных проблем принят Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. № «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» [178] и Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. №138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» [159]. Законодательством установлены более благоприятные условия функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Таким образом, нормы ГК Республики Беларусь, определяющие правовое положение производственного кооператива, закрепляют лишь самые основные моменты этого положения и во многом передают регулирование на уровень законодательства о производственных кооперативах и конкретного устава. В связи с этим требуется принятие в Республике Беларусь специального Закона «О производственных кооперативах». Следует отметить, что в Республике Беларусь первые шаги к принятию закона о производственных кооперативах были сделаны еще в 2003 году. Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. №8 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2003 год» [190] была предусмотрена разработка проекта Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах». Но такой закон до сих пор не принят.

Необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах» обусловлена отсутствием в действующем законодательстве единого нормативного правового акта, в полной мере регулирующего правовое положение такой организационно-правовой формы коммерческой организации как производственный кооператив. Принятие данного Закона позволит устранить фрагментарность и противоречивость правового регулирования в этой области, придаст законодательству о производственных кооперативах системность, благоприятно отразится на судебной практике.

Создание и деятельность производственных кооперативов должны опираться не только на нормы Закона «О производственных кооперативах» (помимо норм ГК), но также и на более общие нормы о кооперации. Потребительские кооперативы имеют определенные общие черты с производственными кооперативами. Нормы о потребительских кооперативах как некоммерческих организациях содержатся в ГК Республики Беларусь (ст. 116) и Законе Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» [163]. Полагаем, что после норм Гражданского кодекса о кооперативах, как основополагающих норм, нормы о кооперативах должны содержаться в законе, охватывающем все виды кооперативов. Таким законом должен стать Закон Республики Беларусь «О кооперации в Республике Беларусь» аналогично Закону СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [30, с. 82].

Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Законодательство о производственных кооперативах, понятие и направления нормативно-правового регулирования данных хозяйственных объединений. Порядок образования производственного кооператива, его деятельность и имущество, реорганизация и ликвидация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.

Кооперативное движение получило широкое развитие более 150 лет назад в государствах с различными экономическими, политическими и социальными системами, религиозными взглядами и идеологией. Тем не менее, основу кооперативов во всем мире составляли и составляют, как правило, идентичные принципы и кооперативные ценности: взаимопомощь, демократия, равенство (в особенности принцип: один человек — один голос при принятии решений общим собранием), субсидиарная ответственность и др. Родоначальником кооперативной философии в Европе был Роберт Оуэн.

Одной из глобальных тенденций мирового развития является процесс демократизации собственности, проявляющийся, в частности, в становлении и развитии производственных кооперативов.

Как показывает мировой опыт, производственные кооперативы имеют существенные преимущества — в первую очередь, на уровне мелкого и среднего производства перед государственными предприятиями и традиционными частно-индивидуальными и частно-акционерными компаниями: более высокая мотивация к труду, более справедливое распределение доходов, меньшее количество производственных конфликтов и др. Разумеется, производственные кооперативы имеют и слабые стороны: высокая степень финансового риска для работников-собственников, трудности с привлечением внешних инвестиций и др. Следовательно, они должны найти свою нишу, в которой производственные кооперативы окажутся более эффективными, более отвечающими экономическим условиям и социокультурным традициям страны.

После распада СССР массовое распространение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в какой-то мере способствовало тому, что производственные кооперативы были отодвинуты на задний план, как следствие — недостатки правового регулирования, противоречия в понимании самой сущности и целей данного вида организации.

В настоящее время в Республике Беларусь среди организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих различные организационно-правовые формы, особый статус имеют производственные кооперативы. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь [66], являющимся основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение любого юридического лица.

Кооператив — это самодеятельная организация работников-собственников, организующих его деятельность в целях получения прибыли или реализации в своих интересах различного рода услуг, в основном материального характера.

В развитых странах накоплен значительный практический опыт создания и деятельности производственных кооперативов, который может быть применен в нашем государстве. Первое место по развитию кооперативного движения в Европе занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного населения. А, например, в США пайщиками являются 100 млн. американцев, что составляет порядка 40% населения страны. Нигде, кроме США, нет такого разнообразия видов кооперативов. Они работают практически во всех отраслях экономики, пронизывают всю систему рыночных отношений [118, с. 3].

К числу стабильных и долгосрочных факторов, определяющих постоянное возникновение и развитие кооперативов, относится их отчетливая социальная направленность. Деятельность кооперативов имеет большое значение для лиц с низкими доходами, она вносит ощутимый вклад в смягчение обострившейся во многих странах проблемы бедности части населения.

Для трудящихся кооперативы привлекательны также в силу демократического характера их внутренней организации и управления — равенство их членов при принятии решений, участие в управлении и т.д. Производственными кооперативами управляют рабочие и их представители, и вся их политика должна осуществляться в интересах рабочих-членов [244, с. 23].

Кооперативы способны стабильно производить конкурентоспособную продукцию, являются альтернативой предприятиям во многих сферах приложения труда, процессу концентрации богатства и власти в собственности узкого круга лиц. Кооперация — демократический институт, обеспечивающий защиту экономических и социальных прав своих членов.

Во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь.

Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.

В условиях перехода нашего государства к рыночным отношениям все больше возрастает роль крупных производственных предприятий, их участие в товарно-денежных отношениях посредством производства определенных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но при этом такая форма юридического лица как производственный кооператив не нашла достаточно широкого использования в хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Подавляющее большинство организаций, занимающихся производственной деятельностью, в Республике Беларусь создаются в форме хозяйственных обществ либо унитарных предприятий, и в то же время наблюдается очень медленный рост количества создаваемых юридических лиц в форме производственных кооперативов. Исключением являются лишь сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), которые выступают формой производственного кооператива в целом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит лишь общие нормы о производственных кооперативах. Специальное законодательство о производственных кооперативах в целом отсутствует. Проблемы создания и деятельности производственных кооперативов не получили глубокого отражения и в отечественной юридической литературе.

По-разному решаются вопросы о производственных кооперативах в современном гражданском законодательстве стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. В этом отношении накоплен определенный правовой опыт, который может быть использован Республикой Беларусь.

В связи с этим тема данного исследования посвящена производственным кооперативам и является актуальной на современном этапе развития нашего государства.

1. Законодательство о производственных кооперативах

После прекращения существования СССР на территории Республики Беларусь продолжали действовать нормативные акты советского законодательства о производственных кооперативах. Легальной основой для их применения являлся Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [187]. В настоящее время соответствующая норма содержится в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» [166]. Исходя из этого, следует признать, что на территории Республики Беларусь и сейчас действует Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР».

С принятием в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК Республики Беларусь) в белорусском законодательстве организационно-правовая форма юридического лица в виде производственного кооператива получила законодательное признание. Поддержка развития производственных кооперативов отвечает конституционным нормам демократического построения экономической системы. Так, ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь [110] содержит норму о том, что государство способствует развитию кооперации во всех ее формах и видах. Производственный кооператив является коммерческой организацией и в этом статусе может выступать и выступает как важный и неотъемлемый элемент рыночного обустройства Республики Беларусь.

В нынешней предпринимательской практике организационно-правовая форма коммерческой организации в виде производственного кооператива является достаточно редкой. Так, например, по данным Управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь на 30 августа 2010 года производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов) числилось 1318, что в процентном соотношении к общему числу коммерческих организаций составляет всего 1,3%.

Основу действующего законодательства Республики Беларусь о производственных кооперативах составляют нормы ГК Республики Беларусь 1998 года. Правда, и здесь регламентация правового положения производственного кооператива не отличается особой подробностью, так как ГК Республики Беларусь (ст. 107) предполагает принятие специального законодательства о производственных кооперативах.

В связи с тем, что обеспечение населения страны продовольствием, а легкой и перерабатывающей промышленности сырьем является основной задачей сельскохозяйственных организаций, государство заинтересовано в поддержке таких организаций и урегулировании отношений, возникающих в процессе их деятельности. Только при необходимости в особом воздействии для обеспечения режима благоприятствования сельскохозяйственного производства государство вмешивается в их деятельность путем принятия законов и других нормативных актов, направленных на финансовое оздоровление и привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство, путем осуществления поддержки и развития сельского хозяйства с помощью льготного налогообложения, предоставления субсидий и льготного кредитования, путем создания системы и определения компетенции органов управления в данной сфере [2, с. 139].

Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов помимо ГК Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» [154], которым утвержден Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) (далее — Примерный устав колхоза). Примерный устав колхоза определяет основные задачи и функции колхозов, права и обязанности членов колхоза, особенности членства, регулирует вопросы собственности, порядок образования имущества колхоза и условия распоряжения этим имуществом, определяет полномочия органов управления, вопросы создания, принятия и изменения устава колхоза, порядок государственной регистрации, а также ликвидации и реорганизации колхоза. Примерный устав колхоза определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), гарантирует право на создание колхозов на территории Республики Беларусь, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» установлено, что колхоз является одной из форм производственного кооператива. В то же время положения ГК Республики Беларусь в части членства в производственном кооперативе, внесения паевых взносов членами кооператива, их ответственности по долгам кооператива принципиально расходятся с положениями названного Указа.

С одной стороны, нормы Примерного устава колхоза, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» подтверждают преемственность в правовом регулировании и определении правового статуса такой формы производственного кооператива как колхоз. С другой, нормы ГК Республики Беларусь создают принципиально новую правовую основу для возникновения и функционирования сельскохозяйственных кооперативов, позволяют говорить о дальнейших перспективах развития указанной организационно-правовой формы и ставят вопрос о необходимости формирования специального законодательства о сельскохозяйственной кооперации, с учетом многообразия ее видов, а также специфики ведения и организации сельскохозяйственного производства [128, с. 41].

С принятием ГК Республики Беларусь встал вопрос о правовом статусе колхозов и о необходимости развития нового законодательства о производственных кооперативах. Как видим, действующее законодательство не создало необходимую правовую основу для реформирования отношений в сельском хозяйстве, что существенно препятствует и замедляет процесс преобразования сельскохозяйственных предприятий в современные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Это связано с отсутствием непротиворечивого законодательства о сельскохозяйственной кооперации и отлаженного механизма преобразования. Не решает указанной проблемы и Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятие которого привело к возникновению коллизий с нормами ГК Республики Беларусь и вновь сделало актуальным вопрос о соотношении кооперативной и колхозной системы, о возможности отождествления колхоза с производственным кооперативом. В Примерном уставе колхоза уже не в общем виде, как это определено статьями 107-112 ГК Республики Беларусь, а более широко и подробно регламентируется правовое положение кооператива. Однако положения ГК Республики Беларусь в нем учтены недостаточно и сформулированы таким образом, что их практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности, реорганизации и ликвидации в некоторых случаях достаточно затруднительно.

В Республике Беларусь имеется опыт присоединения убыточных сельскохозяйственных организаций к юридическим лицам, коммерческим структурам, работающим устойчиво и имеющим финансовые возможности для вывода сельскохозяйственного производства на высокий уровень. В то же время сдерживающим негативным фактором для такого присоединения являются долги сельскохозяйственных организаций, отсутствие преференций для юридических лиц, вкладывающих инвестиции в развитие производства присоединенных сельскохозяйственных организаций [107, с. 22].

В целях разрешения указанных проблем принят Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. № «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» [178] и Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. №138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» [159]. Законодательством установлены более благоприятные условия функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Таким образом, нормы ГК Республики Беларусь, определяющие правовое положение производственного кооператива, закрепляют лишь самые основные моменты этого положения и во многом передают регулирование на уровень законодательства о производственных кооперативах и конкретного устава. В связи с этим требуется принятие в Республике Беларусь специального Закона «О производственных кооперативах». Следует отметить, что в Республике Беларусь первые шаги к принятию закона о производственных кооперативах были сделаны еще в 2003 году. Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. №8 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2003 год» [190] была предусмотрена разработка проекта Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах». Но такой закон до сих пор не принят.

Необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах» обусловлена отсутствием в действующем законодательстве единого нормативного правового акта, в полной мере регулирующего правовое положение такой организационно-правовой формы коммерческой организации как производственный кооператив. Принятие данного Закона позволит устранить фрагментарность и противоречивость правового регулирования в этой области, придаст законодательству о производственных кооперативах системность, благоприятно отразится на судебной практике.

Создание и деятельность производственных кооперативов должны опираться не только на нормы Закона «О производственных кооперативах» (помимо норм ГК), но также и на более общие нормы о кооперации. Потребительские кооперативы имеют определенные общие черты с производственными кооперативами. Нормы о потребительских кооперативах как некоммерческих организациях содержатся в ГК Республики Беларусь (ст. 116) и Законе Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» [163]. Полагаем, что после норм Гражданского кодекса о кооперативах, как основополагающих норм, нормы о кооперативах должны содержаться в законе, охватывающем все виды кооперативов. Таким законом должен стать Закон Республики Беларусь «О кооперации в Республике Беларусь» аналогично Закону СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [30, с. 82].

В научной и учебной литературе встречаются определения понятий «кооператив» и «производственный кооператив». Так, например, И.Н. Буздалов определяет кооператив как добровольно созданную гражданами общественно-хозяйственную организацию для совместной деятельности на базе принадлежащего ей имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, сочетания личных, коллективных и общественных интересов [20, с. 95].

В свою очередь, В.В. Долинская под кооперативом понимает добровольное членское объединение лиц для совместного достижения определенных целей на основе объединения его членами (участниками) имущественных паевых взносов, право собственности на которые после их передачи кооперативу возникает у самого кооператива, а его участники приобретают права требования, которые можно осуществить при наличии установленных законодательством условий [87, с. 98].

Вместе с тем, Д.Б. Сахарова определяет кооператив в качестве общественно-хозяйственной организации, представляющей собой добровольное объединение людей с целью улучшения социально-экономических и культурных условий их жизни, которые для этого создают на основе коллективной или коллективно-долевой собственности хозяйственное предприятие и в управлении им участвуют на равноправных, демократических началах. А в качестве производственного кооператива она выделяет добровольное, равноправное и самостоятельное общественно-хозяйственное объединение граждан, основанное на коллективной либо коллективно-долевой собственности, личном трудовом участии членов и созданное с целью совместного производства товаров и оказания услуг производственного характера [204, с. 17, 85].

К примеру, С.С. Вабищевич дает определение производственного кооператива, очень схожее с тем, которое содержится в ГК Республики Беларусь. Под производственным кооперативом она понимает коммерческую организацию, участники которой осуществляют предпринимательскую деятельность на началах объединения имущественных паевых взносов и личного трудового участия и несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе [22, с. 72].

Также в литературе дается определение производственного кооператива как товарищества физических лиц (членов), осуществляющего хозяйственную деятельность путем личного трудового участия членов, а также объединения имущества членов в случаях, когда это предусмотрено уставом кооператива [74, с. 71].

В 1995 г. на конгрессе в Манчестере Международным кооперативным альянсом принята Декларация о кооперативной идентичности, содержащая определение кооперативной организации, присущие ей ценности и принципы. Данная декларация содержит следующее определение кооператива: кооператив — самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью находящегося в их совместном владении и демократически управляемого предприятия. Деятельность его основана на взаимопомощи, взаимной ответственности, демократии, равенстве, справедливости и солидарности, честности, открытости, социальной ответственности и заботе о других [17, с. 28].

Согласно статье 107 Гражданского кодекса производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Исходя из определения коммерческой организации в п. 1 ст. 46 ГК целью производственного кооператива является извлечение прибыли и (или) распределение её между участниками. Пункт 2 ст. 46 прямо указывает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин «членство» может употребляться в разных значениях: как синоним вообще участия в организации и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным. Членство в узком смысле слова означает также, что взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей. Поэтому единственно возможным учредительным документом кооператива может быть только устав [81, с. 139].

В отличие от общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерных обществ, граждане обязательно должны принимать в деятельности производственного кооператива личное трудовое участие с внесением своих имущественных паевых взносов.

Производственный кооператив самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам. Однако это не означает, что члены кооператива совсем освобождены от ответственности по обязательствам кооператива. На них в соответствии с законодательством возлагается субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность. При этом предполагается, что члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность в равных долях, но иной порядок может быть предусмотрен в уставе кооператива. В свою очередь минимальный размер такой ответственности не может быть меньше величины полученного годового дохода.

Согласно Постановления №11 Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 г. «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» вышеназванная ответственность является особым видом гражданско-правовой ответственности, при котором на лицо, несущее субсидиарную ответственность в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование, возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику. В п. 3 Постановления к лицам, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, отнесены и производственные кооперативы.

В отличие от общества с ограниченной ответственностью и коммандитного товарищества, где участник юридического лица отвечает по его обязательствам только своим вкладом в уставный фонд, член кооператива несет еще дополнительную ответственность (ее размер был указан ранее), что усиливает гарантии платежеспособности кооператива как юридического лица, повышает уровень личной заинтересованности членов производственного кооператива в его эффективной деятельности.

Так же, как и любой субъект предпринимательской деятельности, производственный кооператив имеет фирменное наименование, отражающее его специфику. Существует два варианта такого наименования, содержащего помимо конкретного наименования обязательные слова: «производственный кооператив» или «артель». Права производственного кооператива в отношении фирменного наименования относятся к числу неимущественных, однако в случае их нарушения со стороны любых субъектов права производственный кооператив имеет возможность защитить свои права, в том числе в судебном порядке.

3. Образование производственных кооперативов

кооператив хозяйственный производственный правовой

При создании производственных кооперативов применяется явочно-нормативный способ образования коммерческих организаций, т.е. ее учредители предоставляют в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, перечень которых предусмотрен в п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 [149], и регистрирующий орган в установленные в п. 22 данного Положения сроки обязан зарегистрировать коммерческую организацию. Указанный способ создания коммерческих организаций является основным, способом создания коммерческих организаций в условиях рыночной организации экономики.

Образование коммерческих организаций, а, следовательно, и производственных кооперативов, проходит в несколько стадий:

а) инициатива образования;

б) выбор организационно-правовой формы;

в) подготовка учредительных документов;

г) согласование наименования создаваемой коммерческой организации;

д) формирование уставного фонда;

е) государственная регистрация.

Рассмотрим данные стадии подробнее.

На стадии инициативы образования формируется воля учредителей юридического лица. Они должны определить свой состав, наименование юридического лица, его местонахождение.

На второй стадии учредители вправе избрать желаемую ими и необходимую организационно-правовую форму юридического лица. В нашем случае организационно-правовой формой юридического лица будет являться производственный кооператив. Избирая эту форму, учредители должны учитывать ее особенности, закрепленные в законодательстве, в частности, по составу учредителей.

В соответствии с ГК Республики Беларусь членами производственного кооператива могут быть только граждане страны, а их количество не должно быть менее трех.

Участник производственного кооператива имеет только один голос при принятии решений общим собранием. Изменить этот порядок невозможно, так как устанавливающая его норма является императивной. В связи с этим целесообразно, чтобы число членов производственного кооператива было нечетным, и не возникало проблем при принятии решений в случаях равенства голосов.

Избрание формы юридического лица, в том числе производственного кооператива, происходит до регистрации юридического лица в установленном законодательством порядке: его участники определяют основные параметры правоспособности юридического лица уже на этой стадии. В зависимости от избранной организационно-правовой формы совершаются определенные правоустанавливающие действия, в частности происходит разработка учредительных документов.

Рассмотрим третью стадию образования коммерческой организации, т.е. подготовку учредительных документов. Правовой основой предпринимательской деятельности любой коммерческой организации, независимо от того, в какой организационно-правовой форме она создана, наряду с нормативными правовыми актами являются предусмотренные законодательством для каждой организационно-правовой формы коммерческих организаций учредительные документы. Основная функция учредительных документов заключается в регламентации особенностей правового статуса конкретного юридического лица и его взаимоотношений с учредителями (участниками, членами) [105, с. 55].

В соответствии с п. 1 ст. 108 ГК Республики Беларусь учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием его членов.

Пункт 2 ст. 48 ГК Республики Беларусь содержит сведения, которые должны определяться в учредительных документах любого юридического лица. К таковым относятся: а) наименование юридического лица; б) место его нахождения; в) цели деятельности; г) порядок управления деятельностью юридического лица; д) иные сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

Помимо вышеизложенных сведений, в уставе производственного кооператива в соответствии с п. 2 ст. 108 ГК Республики Беларусь должны содержаться условия о размере уставного фонда, о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В п. 19 действующего Положения о государственной регистрации содержится норма о том, что в уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

В отношении субсидиарной ответственности п. 20 Положения о государственной регистрации содержит норму, в соответствии с которой лишь в уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам. Таким образом, в уставе производственного кооператива размер субсидиарной ответственности может и не предусматриваться. В этом случае субсидиарная ответственность будет наступать на основании и в соответствии с п. 1 ст. 107 ГК Республики Беларусь — в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Четвертой стадией образования кооператива является, как уже отмечалось выше, согласование ее наименования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК Республики Беларусь юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. А в силу п. 4 ст. 50 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

В правовом режиме содержания фирменных наименований производственных кооперативов каких-либо особых правил нет. Пункт 2 ст. 107 ГК Республики Беларусь указывает на то, что фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

В настоящее время согласование наименований осуществляется регистрирующими органами по заявлению установленной формы, полученному от одного из учредителей (участников) юридических лиц, наименования которых подлежат согласованию, либо от лица, действующего по доверенности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. №154 утверждено Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций [198], которое определяет порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для последующей их государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Очередной стадией образования коммерческих организаций в целом и производственного кооператива в частности является формирование уставного фонда.

Законодательство Республики Беларусь не раскрывает содержание термина «уставный фонд», а закрепляет лишь положения о порядке его формирования. Так, ст. 47 ГК Республики Беларусь указывает, что при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

В соответствии с п. 12 Положения о государственной регистрации до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны сформировать уставный фонд — для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации — при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада — при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

В соответствии с п. 7 названного Положения о государственной регистрации коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов. Отметим, что названное Положение не предусматривает минимального размера уставного фонда для производственных кооперативов.

Из п. 8 Положения о государственной регистрации следует, что на момент осуществления государственной регистрации уставные фонды коммерческих организаций (для которых законодательством не установлены минимальные размеры уставных фондов), а, следовательно, и производственных кооперативов, должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами.

Заключительная стадия образования производственного кооператива — государственная регистрация, т.е. обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией юридического лица.

В соответствии с п. 4 Положения о государственной регистрации, государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.

Государственная регистрация производственных кооперативов осуществляется администрациями свободных экономических, а также облисполкомами и горисполкомами.

Прием регистрирующим органом документов для государственной регистрации создаваемого производственного кооператива осуществляется в присутствии всех его учредителей. При этом граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность.

В п. 12 Положения о государственной регистрации содержится перечень действий, которые должен совершить собственник имущества, учредитель (участник) создаваемой коммерческой организации до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов:

а) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;

б) определить предполагаемое место размещения коммерческой организации;

в) принять решения о создании коммерческой организации и подготовить
ее устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

г) сформировать уставный фонд — открыть временный счет в банке, не
банковской кредитно-финансовой организации — при внесении денежного
вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада — при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе производственных кооперативов и сельскохозяйственных производственных кооперативов в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) заявление о государственной регистрации;

б) устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

в) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих организаций запрещается.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на уставе штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав. Также в Министерство юстиции представляются необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

4. Правовой режим имущества производственного кооператива

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 44 ГК Республики Беларусь производственные кооперативы относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

Обязательственные права — права, возникающие в связи с участием в образовании имущества юридического лица у его учредителей (участников) в отношении этого юридического лица.

Пункт 1 ст. 109 ГК Республики Беларусь предусматривает, что имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом. Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом. Неделимый фонд не включается в состав чистых активов при определении размера пая. Член кооператива не имеет прав на неделимые фонды, но и кредиторы не могут требовать взыскания из неделимых фондов по личным долгам члена кооператива.

Статья 111 ГК Республики Беларусь регулирует вопросы выхода (исключения) из членов производственного кооператива, расчетов с такими лицами, а также передачи членом кооператива своего пая (части пая) другому лицу. В пункте 5 названной статьи особо подчеркивается, что взыскание по долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимые фонды организации. Следовательно, общая сумма паев всех членов кооператива — это только часть имущества кооператива. Вторую часть имущества организации составляют (в случае их образования) неделимые фонды.

Источники, из которых могут формироваться неделимые фонды, ГК Республики Беларусь не определяет, однако, не вызывает сомнений, что таким источником может быть, в первую очередь, прибыль кооператива. Имущественные паевые взносы всех членов кооператива при его образовании формируют стартовый капитал (уставный фонд) кооператива. Условия о размере этих взносов и порядке их внесения определяются уставом. Первоначальный паевой взнос вместе с прибылью, распределенной между членами кооператива, образуют пай каждого члена организации. Конечно же, производственный кооператив, приняв решение об образовании неделимых фондов, будет распределять между своими членами не всю прибыль, подлежащую распределению, а только ее часть, размер которой установлен общим собранием.

Таким образом, принимая решение об образовании неделимых фондов кооператива, его члены в определенных случаях добровольно отказываются от права на часть имущества кооператива [124, с. 39]. Эти ситуации возникают в силу сознательного, волевого решения самого члена кооператива. Кроме них необходимо также назвать: исключение лица из членов кооператива; переход пая к наследникам умершего члена организации; обращение взыскания на пай члена кооператива. В этих случаях утрата членом кооператива своего пая происходит помимо его воли, его решения. Однако и в первом, и во втором вариантах в стоимостное выражение размера пая не включаются неделимые фонды. Неделимые фонды в названных ситуациях остаются в собственности кооператива неприкосновенными. Следовательно, отказ от права на часть имущества, являющийся следствием образования неделимых фондов кооператива, совершается в пользу организации, поскольку собственником всего имущества кооператива, включая и неделимые фонды, был и остается кооператив. И до тех пор, пока кооператив осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, не меняя организационно-правовой формы, может происходить наращивание массы имущества, составляющего неделимые фонды кооператива.

Пункт 3 ст. 109 ГК Республики Беларусь содержит норму о том, что прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива.

Из этого следует, что данные диспозитивные нормы позволяют членам кооператива самостоятельно регулировать определенные правоотношения, связанные с имуществом производственного кооператива, посредством закрепления соответствующих положений в уставе. Например, в уставе может быть закреплено, что прибыль кооператива распределяется между его членами пропорционально размеру их вкладов в уставный фонд кооператива, а не в соответствии с их трудовым участием.

Отметим, что личное трудовое участие может выражаться и в том, что член кооператива, к примеру, возьмет на себя организацию вопроса, возникающего не чаще одного раза в год. Тогда, если следовать строго статьям ГК Республики Беларусь, он может претендовать на очень маленькую долю прибыли, несмотря на то, что внес значительные паевые взносы при создании кооператива. Следовательно, интересы члена кооператива как инвестора могут быть защищены, и ему не придется принимать трудовое участие в деятельности кооператива на постоянной основе, если в уставе будет оговорено его право на получение прибыли пропорционально паевому взносу [5, с. 78].

Источники формирования имущества производственного кооператива по своему характеру могут быть самые разнообразные: денежные и материальные взносы его членов; произведенная продукция и доходы, получаемые от ее продажи, а также от реализации работ и услуг; кредиты банка; доходы, получаемые от продажи ценных бумаг кооператива. Кроме того, имущество кооператива может формироваться за счет предоставляемых на договорных началах материальных и денежных взносов иных организаций, а также имущества граждан, которые работают в кооперативе по трудовому соглашению, но не являются его членами [119, с. 35].

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

В отношении требования к производственным кооперативам о формировании уставного фонда сложилась неоднозначная ситуация. В ГК Республики Беларусь не упоминается об уставном фонде применительно к производственным кооперативам, хотя из смысла норм ГК Республики Беларусь вытекает необходимость формирования паевого фонда, который составляет имущественную основу кооператива. Кроме того, в соответствии с п. 12 Положения о государственной регистрации до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных названным Положением, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны сформировать уставный фонд. В п. 1 ст. 107 ГК Республики Беларусь содержится норма о том, что участники производственного кооператива обязаны внести имущественный паевой взнос. Однако из содержания указанной нормы не вытекает непосредственно, что речь идет о формировании именно уставного фонда.

Кроме того, в п. 2 ст. 108 ГК Республики Беларусь указано, что устав кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 48 настоящего Кодекса, условия о размере уставного фонда; о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива. В связи с этим остается неясным, понимает ли законодатель под уставным фондом производственного кооператива паевой фонд, или же речь идет о различных фондах. Нет ясного указания на то, что уставный фонд производственного кооператива формируется за счет паевых взносов его членов. Например, в п. 1 ст. 96 ГК Республики Беларусь четко определено, что уставный фонд акционерного общества разделен на определенное число акций.

В производственном кооперативе применительно к имущественным отношениям его членов с кооперативом используется понятие «имущественный паевой взнос», «пай». При этом термин «имущественный паевой взнос» применяется для обозначения обязанностей лица при создании производственного кооператива либо при его вступлении в действующий кооператив. Пай — понятие более широкое, включающее в себя как собственно имущественный паевой взнос, так и распределенную прибыль, причитающуюся члену кооператива. Статьи 107-112 ГК Республики Беларусь не определяют понятие имущественного паевого взноса, может ли он быть оплачен ценными бумагами, имущественными правами, не потеряется ли при этом его «имущественный» характер.

Таким образам, представляется, что паевой фонд должен иметь несколько иное назначение, нежели уставный фонд, если исходить из требований ГК Республики Беларусь о том, что имущество производственного кооператива делится на паи его членов. Паевые взносы и паи членов в имуществе кооператива не тождественные понятия, так как имущество кооператива формируется не только за счет паевых взносов, но и за счет имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности, а, следовательно, размер пая в случае успешной деятельности кооператива, будет увеличиваться и уже не будет совпадать с размером паевого взноса. Именно данный процесс должен найти отражение в паевом фонде.

Статья 47 ГК Республики Беларусь носит общий характер, и, следовательно, распространяется на все коммерческие организации, в том числе на производственные кооперативы.

Часть 2 п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь устанавливает, что денежная оценка вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Положение о государственной регистрации, Положение о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (далее — Положение о проведении экспертизы), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. №92 [169], оперируют таким понятием, как «неденежный вклад». Этот термин по смыслу указанных нормативных правовых актов объединяет собой все виды имущества, исключая деньги, и имущественных прав, вносимых в виде вклада в уставный фонд юридического лица. Поэтому в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд производственного кооператива такой вклад необходимо оценить в деньгах.

Однако ГК Республики Беларусь определяет порядок денежной оценки вкладов только участников хозяйственных обществ (п. 6 ст. 63), указывая, что денежная оценка вклада учредителя (участника) хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, и не определяет этого порядка для производственных кооперативов и некоторых других видов коммерческих организаций.

На наш взгляд, в ГК Республики Беларусь необходимо включить норму, которая четко регламентировала бы порядок формирования уставного фонда производственного кооператива, предусматривала возможность производить денежную оценку вклада в уставный фонд кооператива по соглашению между учредителями, определяла понятие имущественного паевого взноса и указывала на то, какие виды имущества или имущественных прав могут являться вкладом в уставный фонд производственного кооператива [26, с. 113].

В вопросе экспертизы денежной оценки вклада в уставный фонд коммерческой организации ст. 47 ГК Республики Беларусь отсылает к иному законодательству, которое может устанавливать случаи и порядок такой экспертизы. Положение о проведении экспертизы предписывает, что в соответствии с требованиями данного Положения в обязательном порядке экспертизе подлежит достоверность оценки любого имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (п. 5).

Следует отметить, что конкретное материальное (вещественное) содержание уставного фонда не должно сохраняться неизменным, имеет значение лишь его денежное выражение [6, с. 49].

На основании изложенного предлагаем в ст. 109 ГК Республики Беларусь предусмотреть следующую норму, касающуюся оценки паевого взноса члена производственного кооператива при его образовании: «Оценка паевого взноса проводится при образовании производственного кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в производственный кооператив новых членов — комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае недостижения между членами производственного кооператива или комиссии договоренности, касающейся оценки паевого взноса, денежная оценка подлежит независимой экспертизе».

Объекты гражданских прав, которые согласно ст. 47 ГК Республики Беларусь могут быть внесены в уставный фонд коммерческих организаций в качестве вклада, объединяют такие общие черты, как оборотоспособность и возможность их денежной оценки. При внесении в уставный фонд коммерческой организации эти объекты становятся вкладом учредителя (участника) этой организации. Значит объектом оценки является имущество, имущественные права, вносимые в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Целью экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, как это предусмотрено Положением о проведении экспертизы, является подтверждение правильности этой оценки. Поэтому объектом экспертизы следует считать оценку неденежного вклада, т.е. тот денежный эквивалент, которым выражена стоимость того или иного имущества, имущественных прав, являющихся в конкретной ситуации неденежным вкладом в уставный фонд юридического лица.