Законы и закономерности функционирования организации

Теория организации

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Законы организации. Зависимости. Закономерности

Любой процесс в организации условно подразделяется на составляющие:

  • — входное воздействие (информация);
  • — обработка входного воздействия по определенному алгоритму;
  • — результат преобразования входного воздействия;
  • — влияние результата на входное воздействие.

Зависимость показывает связь между входящим воздействием и результатом преобразования входного воздействия. Зависимость как основная форма закона:

  • — объективная (независимо от воли людей);
  • — субъективная;
  • — кратковременная (сверхурочная производительность труда);
  • — долговременная (зависит от зарплаты);
  • — моральная (связана с принятыми нормами поведения);
  • — аморальные (нарушение норм поведения);
  • — общие, частные;
  • — детерминированные, вероятностные.

Под законом понимают устойчивую и объективную связь явления и события, присущую большому числу организаций и обладающую обязательной повторяемостью в похожих условиях. Закон несет всеобщий и частный специфический характер, отражает строго количественные и качественные связи, относятся к законам функционирования (сосуществования) и развития (выражает тенденцию следования события), к динамическим (процесс действий) и статистическим (восприятие явлений как данность).

Динамические законы проявляют через неоднозначность причинно-следственных связей. Статистические представляют единство случайных и необходимых событий.

3 основных условия перехода зависимости в закон:

  • — фиксация зависимости в законодательных документах;
  • — приобретение зависимостью статуса общепринятой для большой группы людей;
  • — признание и поддержка ученых.

Выделяя различные сочетания ситуаций и способов их разрешения, и группируя по разным признакам, создают набор закономерностей в пределах закона. Закономерность – это часть закона. У законов и закономерностей определяют механизм действия, который состоит в формировании зависимости выходных параметров от входных, и механизм использования, который состоит из набора правил и норм для работника. Для эффективной работы организаций необходимо согласование организаций между механизмом действия и механизмом использования.

Менее важные:

  • 1. Информированности и упорядоченности.
  • 2. Единства анализа и синтеза.
  • 3. Закон композиции и пропорциональности.

Принципы развития и закономерности функционирования организации

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные свойства организации как открытой системы и их значение для нее, объективные и специфические законы организации, принципы статической и динамической организаций;

уметь применять законы организаций для повышения их эффективности и устойчивости на каждой стадии жизненного цикла;

владеть методами диагностики по определению стадии жизненного цикла, на котором находится организация, и способами достижения синергетических эффектов в деятельности организаций.

Организация как открытая система

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. В переводе с греческого языка система означает совмещать.

Основы теории систем были заложены российским ученым-революционером Александром Богдановым (1873– 1928). Он опубликовал ее еще в начале 1913 г. в книге «Всеобщая организационная наука (тектология)». Впоследствии она была издана в Берлине в 1926 и 1928 гг. Однако по идеологическим соображениям в нашей стране это направление не получило развития, так как не соответствовало господствующей тогда марксистко-ленинской теории.

Общепризнанным основоположником теории открытых систем и общей теории систем считается австрийский профессор-биолог Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972). Проводя исследования в области биологии, он разработал и применил теорию открытых систем для описания функционирования живых организмов. В 1954 г., находясь на симпозиуме в Центре передовых исследований в Пало Альто (Калифорния), он совместно с тремя другими учеными – Кеннетом Боулингом (экономист), Ральфом Джерардом (физиолог) и Анатолем Раппопортом (математик и биолог) – заложил основы общей теории систем, впоследствии опубликованные им в работе «Общая теория систем» (1969). Эта идея пришла им за чашкой кофе во время перерыва в работе (своего рода синергетический эффект совместной работы).

С целью ее развития было создано Общество развития общей теории систем, переименованное в 1957 г. в Общество исследования общих систем, а с 1977 г. – в Международное общество системных наук. Кроме того, в 1980 г. была создана Международная федерация системных исследований со штаб-квартирой в Австрии.

Бурное и повсеместное применение общей теории систем как в технических, биологических, так и в социальных областях связано с возможностью использования общесистемных свойств, принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов.

Эти общесистемные свойства, принципы и законы в полной мере применимы и к социальным организациям, являющимися по терминологии общей теории систем открытыми системами (рис. 9.1).

На вход организации из внешней среды поступают трудовые ресурсы, материалы, информация, финансы. Внутри организации с помощью бизнес-процессов они преобразуются в товары и услуги. На выходе – поставляются потребителям во внешнюю среду.

Рис. 9.1. Организация как открытая система

Рассмотрим основные определения, характеристики и свойства организации как открытой системы.

Основными признаками и свойствами организации как открытой системы являются:

1) наличие структуры – определенное взаимное расположение элементов во времени и пространстве;

2) обособленность от среды границами;

3) целевая ориентация (цель);

4) упорядоченность и организованность, которая достигается в процессе естественной самоорганизации и в результате целенаправленной деятельности людей;

5) целостность – устойчивое единство элементов системы, возникающее в результате их взаимодействия между собой и со средой;

6) взаимодействие со средой и развитие под ее влиянием;

Более подробно остановимся на трех последних свойствах, поскольку от них во многом зависит эффективность организации и возможность формирования ее конкурентных преимуществ.

Эмерджентность – свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему. «Эмерджентность» в переводе с англ. – внезапно возникающий.

Пример 1. Отдельно стоящее дерево – не лес.

Пример 2. В консалтинговой фирме, занимающейся реинжинирингом, формируются проектные группы, включающие специалистов в областях IT-технологий, менеджмента, финансов, маркетинга и т.д. Каждый из них по отдельности не в состоянии выполнить проекты но реинжинирингу бизнес-процессов организаций. Лишь при объединении их усилий появляется новое свойство, присущее проектной группе в целом (эмерджентность), позволяющее квалифицированно решать поставленные задачи.

Появление эмерджентности в организации как нового свойства, создающего для нее уникальные конкурентные рыночные преимущества, является случайным процессом. Вероятность его появления возрастает при наличии в организации следующих условий:

1) связанности между сотрудниками, командами и другими организациями;

2) наличием разнообразия во всех видах – культуре, интеллекте, эмоциональности персонала. Однако слишком большое разнообразие может привести к анархии и хаосу;

3) открытости в обмене информацией с окружающей средой и сотрудниками;

4) вовлеченности персонала в процесс развития компании;

5) отсутствием тревожности у сотрудников по поводу возможных организационных изменений.

Синергия – это свойство системы, заключающееся в существенном усилении суммарного эффекта целенаправленного взаимодействия входящих в нее элементов по сравнению с простой суммой их эффектов. «Синергия» в переводе с греч. – совместно действующий.

Усиление эффективности, или синергетический эффект, имеет место, если все структурные подразделения и сотрудники организации ориентированы па достижение общей цели.

Синергетический эффект организации как эффект командной работы объясняется тем, что индивидуальные возможности людей, входящих в команду, дополняют друг друга. Слабые стороны одного человека компенсируются сильными сторонами другого.

Свойство синергии по существу является главным ключевым организационным эффектом, поскольку при умелом использовании командной работы дает возможность многократного усиления эффективности и доходности организации.

Так, сочетание таких факторов, как приглашение в футбольные клубы известных и успешных тренеров, набор в команду опытных и талантливых футболистов, а также наличие объединяющей спортивной культуры и традиций обеспечивает им синергетический эффект в виде значительных побед в футбольных турнирах.

Мультипликативность заключается в том, что и позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения.

Это объясняется тем, что в организации идет как бы «цепная реакция», вызванная наличием структурных коммуникационных связей организации, и позитивные и негативные эффекты «размножаются» по цепочкам коммуникаций.

Кроме свойств, принципов и законов общая теория систем дает организациям инструмент принятия управленческих решений в виде системного подхода. Он основан на представлении всех объектов и явлений в виде общей системы.

Основными принципами системного подхода являются следующие.

1. Целостность. Система рассматривается как единое целое и в тоже время как подсистема для вышестоящих уровней. Например, производственное предприятие рассматривается как единое целое, но в тоже время как часть холдинга, а холдинг как часть отраслевого рынка.

2. Иерархичность. Расположение элементов системы по принципу подчинения элементов низшего уровня высшим.

3. Структуризация. Установление взаимосвязей между элементами системы.

4. Множественность. Этот принцип известен как закон Людвига фон Берталанфи: «Для получения одного и того же результата существует множество различных путей».

Ярким примером использования системного подхода является SWOT-анализ.

Системный подход при принятии управленческих решений позволяет снизить неопределенность внутренней и внешней среды организации и связанные с ней риски возможных потерь.

Законы, закономерности и принципы теории управления

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует практике управления. Закон– внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении. Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие упр-ния и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информирован­ности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, пре­вышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превраще­ния энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является воз­можность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на мак­роуровне — в целенаправленном регулировании социально-эконо­мического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обще­стве уровень развития государства определяется не только экономи­ческими и природными ресурсами, но и состоянием информацион­ного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материаль­ных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и поли­тической культуры, морали и т.п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управ­ления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие органи­зации должно осуществляться целенаправленно. Цель — это идеаль­ный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматри­вается обычно как желаемое состояние системы управления. Правиль­ное определение целей развития — залог успешного развития органи­зации. После определения цели осуществляется обычно выбор страте­гии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации от­носится и закон композиции, который отражает стремление организа­ции к объединению. Закон композиции особенно актуален для пред­приятий в условиях экономической нестабильности и резких колеба­ний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное про­движение к общей цели. Разумеется, для всех участников объедине­ния должна существовать единая цель, в рамках достижения которой они разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Законы функционирования социальных систем управления реа­лизуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений.

К общим закономерностям управления можно отнести: законо­мерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимуще­ственной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономер­ность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

По классификации Э.М.Короткова можно представить следующие основные закономерности управления:

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений. Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Т.о., мы рассмотрели основные закономерности упр-я. Взаимодействие закономерностей упр-я отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Принципы управления – основные правила, формируемые на основе объективных закономерностей и характеризующие деятельность менеджера. Итак, принципы – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений.

Принципы формируются на основе обобщения объективно действующих законов и закономерностей. Их формирование происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление. Это не застывшие догмы, в течение определенного времени они развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Эволюция принципов связана с кардинальными изменениями в последнее десятилетие концепции управления.

Начиная с Ф.Тейлора и А.Файоля многие ученые занимались описанием принципов управления, дополняя друг друга. Существовали принципы управления и социалистическим производством в России.

Так же как и закономерности, принципы управления подразде­ляются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. К ним можно отнести целенаправ­ленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимули­рование, иерархичность.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью про­граммно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой, определенной и предельно конкретной, что придает работе здравый смысл и мобили­зует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, не­обходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов ор­ганизации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что при­водит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и не­компетентному управлению, а все это в конечном счете нередко ста­новится причиной краха организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подго­товки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся слу­чаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и

осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Принцип дисциплины является неотъемлемым для управления, по­скольку дисциплина должна присутствовать в любой системе управ­ления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное вы­полнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инст­рукций, приказов и других директивных документов. Уровень дис­циплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особен­но велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования к уровню не только исполнительской, но и финансовой дисциплины в коммерческой деятельности и к самодисциплине все­го персонала — от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и мо­ральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результа­тах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут вы­ступать различные духовные потребности работников: в принадлеж­ности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделе­ние управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при по­строении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Например, невозможно добиться четкого функциониро­вания системы управления, игнорируя отдельные принципы управ­ления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стиму­лирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправ­ленную деятельность организации без планомерности, компетентно­сти, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, част­ные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны Управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.

Управленческое решение. Содержание и классификация решений

Решение — это выбор альтернативы. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Принятие решений — это часть каждодневной работы управляющего. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.

Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:

· какими должны быть цели организации;

· как улучшить продукцию;

· как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;

· как усилить мотивацию подчиненных.

В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов.

Практически во всех случаях для руководителя трудно принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного решения.

Подходы к принятию решений

Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием “за” и “против” по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Рациональные решения. Главное различие между решениями — рациональным и основанным на суждении — заключается в том, что первое зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть клас­сифицированы по различным признакам.

По уровню управления различают решения, принимаемые на разных уровнях, начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.

Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопро­сов работы производственной системы, например выявления и уст­ранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование работника; организационное — создание второй смены на предприятии.

По характеру принято различать следующие решения.

Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне сек­ции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне ди­ректора предприятия или министра. Они охватывают различные сто­роны деятельности предприятия или отрасли.

Нормативные решения принимают центральные органы управле­ния (Президент РФ, Правительство РФ).

По форме подготовки и принятия различают единоличные, кол­легиальные и коллективные решения.

Единоличные решения принимает руководитель предприятия, под­разделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стан­дартные и творческие решения.

Стандартные решения, принимают в повторяющихся ситуациях, Когда изменяются лишь количественные параметры (например, ре­шение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандарт­ах решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а сле­довательно, механизирована и автоматизирована.

Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и тре­буют творческого подхода (например, решение о расширении ассор­тимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творче­ских решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материа­лов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимают при наличии полной и дос­товерной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недос­таточной и неполной информации. Их часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом ус­ловный характер. Однако набор требований, предъявляемых к каче­ству управленческих решений, обычно постоянен.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

Законы и закономерности функционирования организации

  • Главная
  • Общая информация
  • Без категории
  • 1.3. Законы и закономерности менеджмента

1.3. Законы и закономерности менеджмента

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п.

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.