Законы москвы о рекламе

Законы Москвы о наружной рекламе

В Москве правила размещения наружной рекламы регулярно меняются. Их определяет ст. 19 ФЗ «О рекламе». Дополнительно учитывают требования выпущенных московским правительством постановлений. Так, с 2013-го года «Москомархитектура» не занимается согласованием размещения всех рекламных конструкций. Ведомство разрабатывает и утверждает для конкретных улиц архитектурно-художественные концепции. Их требования и содержание — основной ориентир при проектировании и размещении рекламных объектов.

Это — новый подход к регулированию использования наружной рекламы в Москве. Он направлен на то, чтобы привести все подобные объекты к единому стандарту.

Вывески организаций расцениваются как информационные, а не рекламные носители. Им не нужно согласование при условии, что они созданы с учетом действующих требований. Рекламные вывески, щиты, билборды, указатели, штендеры и таблички устанавливаются только после оформления разрешений.

Размещение вывесок в Москве

Вывеска — носитель информации о названии, сфере деятельности, режиме работы, адресе предприятия. Она информирует потребителей о деятельности компании, но не рекламирует ее.

Такие носители не нужно согласовывать при условии, что они отвечают следующим требованиям:

  • размеры носителя соответствуют нормативам;
  • место для установки выбрано по текущим требованиям;
  • текст располагается не вертикально;
  • носитель устанавливается ниже линии второго этажа;
  • запрещена установка на козырьках, в окнах и дверях, на лоджиях, балконах, стенах жилых помещений;
  • вывеска не перекрывает декоративные архитектурные элементы фасада, указатели адреса здания, находятся более, чем в 1 м от мемориальных досок;
  • настенные вывески не устанавливают одну над другой, а консольные — ближе, чем в 10 м друг от друга;
  • запрещено наносить рисунки, тексты, изображения на фасад, использовать системы роллерного типа или с поворотными панелями, окрашивать витрины, оформлять их цветными пленками, использовать световые короба вместо остекления, изготавливать информационные носители из ткани (включая баннерную) и картона;
  • запрещены вывески, в конструкции которых есть неоновые или мигающие лампы.

При соблюдении этих норм и архитектурно-художественной концепции для конкретной улицы согласование вывески не требуется. Если эти требования не устраивают рекламодателя, можно разработать собственный проект дизайна для конкретного здания. Он подается на согласование в Москомархитектуру. Если проект утверждается, при оформлении рекламных вывесок его используют вместо концепции, разработанной ведомством для остальных зданий на улице.

Размещение наружной рекламы в Москве

Рекламные носители размещают по требованиям постановления Правительства Москвы №712-ПП от 12 декабря 2012 года. Постановление действует для изделий, которые устанавливают для распространения рекламы. К ним относят световые короба, стенды, щиты, объемные буквы и другие конструкции. Установка выполняется на павильонах, остановках, зданиях, на земле и пр. До монтажа оформляют разрешение в Департаменте СМИ и рекламы г. Москвы. Если наружная реклама устанавливается рядом с объектами государственной охраны или на пути их движения, дополнительно ее утверждают в ФСО РФ.

Оформление в Департаменте — стандартная процедура. Заявитель должен обратиться за разрешением и предоставить договор с владельцем объекта, на котором будет находиться рекламный носитель. Срок действия разрешения не может превышать срок, на который заключен данный договор. В разрешительной документации приводится основная информация о рекламном носителе (адрес, место установки, размеры, тип и пр.), сведения о владельце конструкции и объекта, на котором она установлена.

Если рекламный носитель устанавливают на жилом доме, договор заключается с ТСЖ. Чтобы заключить такой договор, проводят собрание владельцев квартир и голосование. Если на установку рекламного носителя согласно больше 2/3 владельцев квартир, договор может быть оформлен.

При оформлении разрешения на размещение и эксплуатацию наружной рекламы в Москве департамент оценивает ее размеры, конструкцию, технические характеристики, место установки и другие параметры. Они должны соответствовать текущим требованиям к оформлению городской среды. В случае, если департамент не выявляет нарушений, выдается разрешение на установку наружной рекламы.

Такие разрешения, как правило, оформляют рекламные агентства. Рекламодатели, заказывающие наружную рекламу у них, заключают договора аренды на выбранные рекламные конструкции.

Рекламное агентство «ВЕК» выполняет разработку дизайна, изготовление наружной рекламы, ее размещение. Мы предлагаем выгодные цены, удобное сотрудничество, эффективные рекламные кампании.

Проектирование, изготовление и размещение наружной рекламы в Москве и Московской области. Широкоформатная печать.

Москва меняет вывески

Московское правительство продолжает улучшать облик Москвы. за счет москвичей. В начале июля, 2013 г. в Москве вступило в силу постановление «О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций». Согласно закону в десяти экспериментальных кварталах столицы, до 1 ноября за счет и силами ритейлеров, чьи магазины по несчастью попали-таки в «эксперимет» , придется поменять вывески своих точек, не соответствующие новым стандартам.

По сути своей — это продолжение зачистки Москвы от назойливой рекламы, я уже писал о первых шагах городских властей в этом направлении. По мнению правительственно-рекламных кругов, наружной рекламы хоть и поубавилось, но оставшаяся расположена так хаотично, что это отрицательно сказывается не только на облике города, архитектуре зданий, но и на узнаваемости самих рекламируемых брендов, а, следовательно, и на продажах.

Правительства Москвы планирует освободит потребителя от «визуального шума», что, тем самым поможет ему сконцентрироваться на конкретных вывесках и брендах». Ну наверное все это было бы очень хорошо, если бы не несколько моментов, на которых я обратил внимание:

Закон обратной силы не имеет
ПП Москвы является недостаточным основанием для демонтажа вывесок, несоответствующих новом стандартам. Дело в том, что если были получены все разрешения по оформлению вывески и она была установлена в соответствии с действующим законодательством, то требовать ее замены можно только через суд, а если вывеска размещалась на условиях договора аренды, то только по истечении этого договора.

Налоги — налогами, а красота тоже за наш счет?
Вообще-то московские ритейлеры — добросовестные налогоплательщики. Все налоги на рекламу и торговлю взимаются регулярно. Так отчего же смена вывесок, сопряженая не только с трудовыми, но и финансовыми затратами должна быть осуществлена за счет добросовестных налогоплательщиков? Сие особенно не справедливо, если учесть, что под эксперимент «с красотой города» попадают не все. А что если эксперимент не удастся и завтра новый закон обяжен к смене и эти конструкции?

Хождение по мукам
а ведь еще необходимо будет согласование с администрацией города конструкции, проведение монтажных и демонтажных работ, сопровождаемое за частую перекрытием улиц, сменой оформления витрин и проч. Кто-то в правительстве Москвы попытался облегчить процедуру согласования, упростить и поэкономить время ритейлеров на пересогласование?

Стандартизация лучше хаоса?
А кто сказал, что страндартные конструкции — лучше для брендинга, чем хаос видов и форм. И не потеряются ли бренды в однотипе страндартных вывесок?

Кому все это тогда выгодно?
Ну москвичам-же, конечно. Тем, кому бренды сегмента лакшери, скажем, не по карману и скупость и стандартизация рекламы люксовых товаров только на руку — меньше информационного шума. Такой эксперимент выгоден коррумпированным чиновникам. Чем больше пересогласований — тем больше налогов.

Обновление рекламных конструкций выгодно, в первую очередь, рекламной индустрии. Не даром представители фирм по изготовлению рекламных конструкций взахлеб поют оду новым рекламным технологиям. Теперь же ритейлеры конечно же обратят внимание на новые типы наружной рекламы, что позволит рекламщикам поэкспериментировать с формой, подсветкой и материалами. Можно будет оформить витрины светом или гелем, выполненными в цветовой гамме бренда. Будет ли такую витрину лучше видно — не факт, но на волне очередной перестройки, отчего бы под бонусы ни продать маркетологам ритейлеров супер-пупер дорогие инновации.

Примеры таких рекламных инноваций в столице уже присутствуют. Скажем, можно посмотреть на витрину магазина «Связной», расположенному на Тверской ул. Там установлена панель с интерактивной рекламой c изображением миловидной особы женского пола, которая играет с прохожими в мячик, а в перерывах между играми рассказывает о новинках и приглашает к ней зайти.

Движения людей распознает модуль интерактивного взаимодействия в экране.

Так что родетели за «маркетинг без бюджета» кусайте локти — высокие рекламные технологии, надутые щеки рекламистов, правительство Москвы с экспериментами — все за близкую кончину ваших «дешевых» теорий. Вот так!

Справка
Мэр С. Собянин подписал постановление «О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций», в декабре 2012 г. Постановление вступило в силу 1 июля 2013 г.

Согласно изложенным в постановлении требованиям, на одной крыше, фасаде здания допускается установка только одной вывески, причем не выше линии второго этажа, а высота информационного поля не должна превышать полутора метров. Конструкция вывески не должна выступать за границы фасада более одного метра и занимать более 60% фасада здания, в котором сидит организации (но не более 10 м по длине). А на самом здании расстояние между соседними вывесками должно быть более 10 м.

Под запретом теперь брандмауэры, панельные крышные конструкции, видеоэкраны, реклама на заборах строек, флагштоки, реклама на панель-кронштейнах, скамейках и урнах (трепещите партизанские маркетологи!). На зданиях, построенных до 1952 г. включительно, и объектах культурного наследия допускаются только отдельные символы с габаритами не более 0,5х 0,5 м.

Пока новые правила распространяются на 10 столичных кварталов: Алексеевский, Дмитровском, Ивановский, Можайском районах, Марьинском парке, а также в Пресненском районе, Силино, Царицыно, Коньково и Хорошево-Мневниках.

И на приведение в порядок наружной рекламы, власти города дали ритейлерам четыре месяца. После 1 ноября 2013 г. конструкции, не соответствующие требованиям, будут насильно демонтированы.

Скачать
Скачать №714-ПП «О проведении пилотного проекта по организации размещения Информационных конструкций в городе Москве » можно в разделе «Полезное для маркетологов» в разделе «Законодательство».

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

Как изменились требования к вывескам в Москве с 2014 года? Как действуем в 2018 г?

Начиная с 25 декабря 2013 года, размещение вывесок в Москве регулируется требованием постановления 902 от 25 декабря 2013 года «О размещении информационных конструкций в городе Москве», а так же разрабатываемыми в течении 2014 года «Москомархитектурой» архитектурно-художественным концепциям (Концепция оформления центральных улиц Москвы.). Кратко, суть постановления и концепций состоит в поэтапном приведении средств наружной рекламы, а так же различных информационных конструкций к единому городскому образу.

К примеру, запрещается использование рекламы с «мигающей» подсветкой, запрещается перекрытие рекламными конструкциями окон и дверей зданий, перекрытие декоративно –художественных элементов на фасадах зданий, использование штендеров, баннеров, растяжек, наклеек, громоздких отдельно стоящих и висящих конструкций и аналогичных элементов, значительно размывающих архитектуру города.

В тоже время вступление постановления в силу однозначно упростило задачу по размещению конструкций, если ранее всё, что размещалось требовало обязательного согласования в «Москомархитектуре» и проведения регистрации, то сейчас достаточно привести свою вывеску в соответствие с новыми требованиями и никаких дальнейших действий не требуется, если конечно не предполагается осуществлять разработку индивидуальной дизайн-концепции (список согласованных концепций есть на портале открытых данных правительства Москвы http://data.mos.ru/opendata/1608/data/).

«В настоящее время регистрация наружной рекламы в Москве не проводится, обращение в «Москомархитектуру» необходимо только в случае разработки индивидуальной дизайн-концепции (например для торгового центра или бизнес-центра), а так же для индивидуального фасада. Хочется отметить, что процедура разработки индивидуальной дизайн-концепции занимает больше времени и сил чем раньше, а результат далеко не гарантирован. Специалисты компании Альфаметрика обладают необходимым опытом в решении данных вопросов, получить квалифицированную консультацию касательно вашего объекта, узнать более подробную информацию можно по телефону в Москве: +7(495) 773-82-94»

Правила размещения вывесок в Москве на период 2014-2018

Начиная с конца 2013 года правительство Москвы реализует программу по созданию общего городского образа. Всю работу по введению общих стандартов для всех рекламных конструкций в городе Москве, а так же приведении фасадов домов в надлежащий вид планируется провести в течении двух с половиной лет. Разработан пилотный проект по улицам: Большая Дмитровка улица, Большая Садовая улица, Воздвиженка улица, Камергерский переулок, Кузнецкий Мост улица, Новый Арбат улица, Петровка улица, Рождественка улица, Столешников переулок, Тверская улица, 1-я Тверская-Ямская улица. Остальная работа разбита на три этапа:

  • Первый этап по работе с конструкциями в пределах Садового кольца рассчитан на период с 25 декабря 2013 года 1 мая 2014 года
  • Второй этап от Садового до Третьего транспортного кольца рассчитан на период до 1 января 2015 года
  • Третий этап программы от Третьего транспортного до МКАД необходимо реализовать до 1 июля 2017 г.
  • Четвертый этап программы на территории новой Москвы и некоторых крупных улиц Москвы

Смотрите так же:

  • Примеры решений по размещению информационных конструкций для типовых зданий
  • Примеры решений по размещению информационных конструкций с учетом морфотипов зданий
  • Важно:Дополнение к 902ПП от 26.10.2017 696-ПП

Каков штраф за незаконную вывеску?

Если говорить о штрафах за размещение наружной рекламы, которая не отвечает новым требованиям, то тут следует учитывать действие статьи 8.6.1 городского Кодекса об административных правонарушениях, именно она сейчас регулирует требования к размещению информационных конструкций. Штрафы по ней для юридических лиц равняются 500 тысяч рублей, и доходит до 50 тысяч рублей для физических лиц.

«Штрафы за незаконное размещение наружной рекламы в Москве для юридических лиц равняются 500 тысяч рублей, для физических лиц – до 50 тысяч рублей.»

Контролем и выявлением незаконной рекламы занимается как ОАТИ, так и например обычные граждане, которые могут обратится в городские службы например через сайт pgu.mos.ru с жалобой на незаконно установленную рекламу.

Ниже выдержка из закона:

«В случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.»

Что же делать?

Совет простой — соблюдать правила. Если вы являетесь арендатором помещения в котором не предусмотрена отдельная концепция (бизнес центр, торговый центр) — мы рекомендуем изготавливать конструкции в соответствии с требованиями постановления. Если вас не устраивают требования постановления или действующей на улице концепции — тогда можно провести согласования отдельного здания посредством разработки альбома (проекта дизайна) и его подачи. Если вы арендодатель, то мы так же рекомендуем произвести разработку альбома (проекта дизайна) на ваше здание, тем самым вы отрегулируйте габариты и позиции размещения конструкций арендаторами на ваше здание.

  • Стоимость разработки альбома (проекта дизайна) — от 45 000 рублей.
  • Подача — от 25 000 рублей, при этом мы можем проконсультировать как подать самостоятельно разработанный нами альбом, тем самым сэкономив вам 25 000 рублей.

Постановление 902

Закажите изготовление вывесок по Постановлению 902 у нас и забудьте о проблемах с рекламой, требуется один телефонный звонок.

Все вывески по Договору имеют гарантию соответствия Постановлению

Закон Москвы 902 о рекламе, вывесках.

Московское Постановление 902-ПП от 25.13.2013 определяет правила размещения вывесок и не имеет отношение к наружной рекламе, наружная реклама это 712-ПП скачать.

Вывески отвечающие всем нормам не требуют согласований.
Для некоторых улиц разработана общая концепция художественного оформления, размещение и изготовление вывесок необходимо производить в соответствии с концепцией.

скачать список улиц и 4-ый этап оформления улиц опубликованный в апреле скачать

В рамках Постановления 902 компания оказывает услуги:

  • изготовление и замена вывесок с соблюдением всех норм
  • разработка и согласование дизайн-проекта вывескив Москомархитектуре
  • изменение концепции размещения вывески разработанной Архитектурой
  • консультации с выездом на место

Последняя редакция Постановление 902-ПП на 2018 год

Последние изменения и требования к наружным вывескам в Постановлении Правительства Москвы 902-ПП внесены 24 июля 2018

Обращайтесь в компанию по изготовлению вывески если хотите быть уверены в соответствии вывески Постановлению 902

Никаких глобальных изменений по сравнению с 2017 не произошло.

Изготовление вывесок по Постановлению 902-ПП

Изготовление вывесок на фризе козырька

Объёмные буквы по концепции офомления

Буквыс с относом от плоскости в 25мм

Двухсторонняя вывеска общим размером 1х1м

Объёмные буквы для Стоматологической клиники

Вывеска на фризе пристройки

Вывеска по Постановлению 902 в оконном проёме

Вывеска для магазина на углу здания

Высота светового короба 50 см

Размещение вывески по Постановлению 902 для цокольных этажей

Консольная вывеска и вывеска на фасаде по Постановлению 902

Вывеска для магазина в жилом доме

Консольная вывеска и световой короб на одной горизантальной линии

Объёмные числовые надписи

Вывеска над входом в магазин

Объёмные буквы для медицинского центра на Сокольниках

Оформление вывески на фризе отдельного здания

Объёмные буквы по Постановлению

Аптечный крест по Постановлению

Афиши в Постановлении 902

Оформление витрин согласно 902 — го Постановления

Информационная вывеска над входом

Вид ночью информационной вывески

Вывеска на фризе козырька Pony Express

Вывеска на иностранном языке. Требования к вывеске.

В пункте 9 описываются общие требования к изготовлению и содержанию вывесок, в частности говорится о том, что информационные конструкции должны соответствовать нормам безопасности, нормам строительного СНиП, пожарной безопасности, гармонично вписываться в архитектурный облик улицы и здания на котором размещаются, соответствовать общей стилистике сооружения.

Названия в вывесках на иностранном языке

При размещении вывесок запрещается

пункт 10. При размещении в городе Москве информационных конструкций (вывесок), указанных в пункте 3.5 настоящих Правил, запрещается:

10.1. В случае размещения вывесок на внешних поверхностях многоквартирных домов:

— нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
— нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
— вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
— размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами), включая крыши;
— размещение вывесок на козырьках зданий;
— полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
— размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада;
— размещение вывесок в оконных проемах;
— размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
— размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
— размещение вывесок на расстоянии ближе чем 1 м от мемориальных досок;
— перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов;
— размещение настенных вывесок одна над другой;
— размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной вывески над другой;
— размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
— размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей — призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны (телевизоры), бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине с использованием электронного носителя — экрана (телевизора);
— окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
— замена остекления витрин световыми коробами;
— устройство в витрине конструкций электронных носителей-экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
— размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш);
— размещение вывесок с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов.
(пункт Постановления № 902-ПП п. 10.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

10.2. В случае размещения вывесок на внешних поверхностях иных зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов):

— нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок (за исключением случаев размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках);
— нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
— вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
— размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) (за исключением крышных конструкций, а также случаев размещения вывесок в соответствии с дизайн-проектом);
— размещение вывесок на козырьках зданий, строений, сооружений;
— полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
— размещение вывесок на глухих торцах фасада (за исключением случаев размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках);
— размещение вывесок в оконных проемах;
— размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
— размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
— размещение вывесок на расстоянии ближе чем 1 м от мемориальных досок;
— перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов;
— размещение настенных вывесок одна над другой (за исключением случаев размещения вывесок в соответствии с дизайн-проектом);
— размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной вывески над другой;
— размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
— размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей — призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны (телевизоры), бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине с использованием электронного носителя — экрана (телевизора);
— окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
— замена остекления витрин световыми коробами;
— устройство в витрине конструкций электронных носителей — экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
— размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш);
— размещение вывесок с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов.
(пункт Постановления № 902-ПП п. 10.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

10.3. Размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.) (за исключением случая, предусмотренного пунктом 27 настоящих Правил).

(пункт Постановления № 902-ПП в ред. постановления Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

10.4. Размещение вывесок в виде отдельно стоящих сборно-разборных (складных) конструкций — штендеров.

10.5. Размещение вывесок на сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил).
(п. 10.5 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

10.6. Использование мест размещения вывесок, определенных в согласованном дизайн-проекте в соответствии с разделом III настоящих Правил, для размещения рекламных конструкций.

(п. 10.6 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

10.7. Размещение вывесок на внешних поверхностях объектов незавершенного строительства.

(п. 10.7 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

Вывески запрещенные Постановлением 902

Действующее Постановление ограничивает размещение некоторых вывесок. Напомним, что действующий Закон г. Москвы № 24 от 07.05.2014 предусматривает штраф за нарушение правил размещения вывесок от 200 000 до 500 000 рублей. Скачать Закон 24

Световые короба разрешены при условии, что здание после 1952 года