Жк рф ст 11

Жк рф ст 11

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 11 Жилищного кодекса РФ

Статья 11 ЖК РФ. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 11 ЖК РФ, судебная практика применения

Защита жилищных прав. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», даны следующие разъяснения:

«В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке».

См. далее о защите жилищных прав также п. 2, 3 Постановления Пленума ВС.

Требования о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Подробнее см .п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»)

Статья 11 ЖК РФ. Защита жилищных прав

Новая редакция Ст. 11 ЖК РФ

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Комментарий к Статье 11 ЖК РФ

1. Статьей 11 Кодекса установлен правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конституции РФ. Напомним, что ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в частности, жилищных. Поэтому Кодекс закрепляет приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав по отношению к защите таких прав в административном порядке (см. ч. 2 ст. 11).

В п. п. 2, 3 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано на то, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, которые предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в ст. 46 ГПК РФ.

Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений ст. ст. 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (ч. 2 ст. 15 Кодекса, п. 1 ст. 130 ГК РФ), мировым судьям в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы, установленной п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ.

Если в Кодексе не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1 ст. 7 Кодекса). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и др.), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Ни Конституция РФ, ни другие акты законодательства не содержат конкретного перечня решений и действий (бездействия), которые можно обжаловать, поскольку исходят из допустимости обжалования во всех случаях.

Если соответствующие решения и действия (или бездействие) нарушают жилищные права, то заинтересованное лицо может обратиться в суд руководствуясь ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, а также положениями гл. 25 ГПК РФ. В случае если заявитель считает, что его жилищные права нарушены изданием незаконного нормативного правового акта, при обращении в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействующим полностью или в части он должен учитывать положения гл. 24 ГПК РФ.

Кроме того, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. См. также комментарий к ч. 3 ст. 11 Кодекса.

2. Административный порядок защиты жилищных прав (т.е. обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) применяется лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Кодексом или иным федеральным законом. Однако соблюдение административного порядка не лишает заинтересованное лицо права на обращение в суд: в случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

3. Примерный перечень способов защиты жилищных прав средствами национальной правовой системы установлен в ч. 3 ст. 11 Кодекса. Этот перечень не является исчерпывающим, защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и иными способами, предусмотренными федеральными законами.

Например, правовому регулированию основных юридических способов защиты права собственности и иных прав на имущество (в том числе недвижимость) посвящены ст. ст. 301 — 306 главы 20 раздела II части первой ГК РФ .
———————————
См. подробно: Защита права собственности и иных прав на имущество: комментарии, судебная практика и образцы документов / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2011.

В судебной практике возникал вопрос, подлежит ли компенсации моральный вред, причиненный гражданину в связи с нарушением его жилищных прав? Отвечая на него, Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ. Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Кодекс, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений. Поэтому возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. ).
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

В п. 6 ч. 3 ст. 11 Кодекса говорится о национальном законодательстве. Однако уместно напомнить, что нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному закону (см. ст. 9 Кодекса и комментарий к ней). Поэтому целесообразно иметь в виду, что в России каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Речь идет, например, о Европейском суде по правам человека — постоянно действующем суде, образованном государствами — участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 04.11.1950, в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30.03.1998 .
———————————
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 05.05.1998.

Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Суд не принимает индивидуальные жалобы, которые являются анонимными либо по существу аналогичными тем, которые уже были им рассмотрены, или уже были предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Как правило, жалоба направляется в Секретариат Суда по адресу: Council of Europe. European Court of Human Rights. 67075 Strasbourg Cedex. France. В жалобе кратко излагается существо спора, указывается, в какие инстанции гражданин обращался на территории России, какие нормы закона, в т.ч. международных договоров, по мнению заявителя, нарушены, каких результатов он ожидает в связи с подачей жалобы. К жалобе прилагаются список решений, вынесенных по делу гражданина, и копии этих решений. Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем, действующим на основании доверенности, проживающим в одной из стран — участниц Конвенции.

Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в России является Верховный Суд РФ. Поэтому гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа. Важно не пропустить 6-месячный срок для обращения в Суд (возможность его восстановления Конвенцией не предусмотрена).

Другой комментарий к Ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена одному из главных принципов жилищного законодательства — судебной защите жилищных прав.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») . В Российской Федерации действуют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

2. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля. Его решение является окончательным; если он признает закон или отдельные его положения неконституционными, они утрачивают силу; решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Так, в связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.02.93 N 2-П была признана несоответствующей Конституции РФ ст. 90 ЖК РСФСР в части выселения в административном порядке из домов, грозящих обвалом ; Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.95 N 8-П — ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР; Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.98 N 25-П — положения ст. 4 Закона о приватизации жилых помещений.
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. N 1.

СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2622.

СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.

3. Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию (ст. 126 Конституции РФ). Он осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Полномочия верховных судов субъектов РФ, районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 20, 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Предметом рассмотрения судов общей юрисдикции является вопрос о законности нормативных актов. Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

4. В судебной практике наиболее распространены дела по спорам о признании за гражданами права на жилое помещение, расторжении договоров, обеспечении жильем в связи со сносом жилых домов.

Судебная защита осуществляется путем:

признания жилищного права;

восстановления нарушенного права;

прекращения или изменения жилищных правоотношений.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры между гражданами и жилищными кооперативами (о порядке пользования жильем, об исключении из кооператива); споры, связанные с защитой права собственности на жилище (о порядке пользования жилым помещением, разделе его и т.п.).

5. Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет судебный надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан.

6. Защита прав граждан и юридических лиц осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью, устанавливаемой Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами РФ.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают споры, возникающие из гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений, по обращению граждан, организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ).

Дела в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ; арбитражные дела — с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .
———————————
БВС РФ. 2003. N 3.

Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

7. Помимо защиты, осуществляемой только судом (восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, пресечение действий, нарушающих это право, признание судом недействующими нормативных актов и др.), в ст. 11 определены способы, позволяющие гражданам и юридическим лицам защитить свои права самостоятельно. Так, прекращение или изменение жилищных правоотношений (п. 5 ч. 3 ст. 11) осуществляется способами, предусмотренными ЖК РФ. В частности, согласно ст. 83 ЖК наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с согласия членов семьи в любое время расторгнуть договор.

8. В комментируемой статье не упоминается самозащита права, предусмотренная ст. 12 ГК РФ. Самозащита возможна при покушении на неприкосновенность жилища — для ограждения неприкосновенности или выдворения из жилища незаконно проникнувших в него лиц.

Безусловно, самозащита жилищных прав имеет пределы. Статья 14 ГК РФ («Самозащита гражданских прав») допускает ее при наличии трех условий: нарушение права; необходимость пресечь это нарушение; соразмерность принятых мер характеру и содержанию правонарушения. Иными словами, самозащита не должна выходить за общепринятые границы дозволенного.

9. Комментируемая статья основана на положениях ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 11. Защита жилищных прав

СТ 11 ЖК РФ.

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в
административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и
пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта
государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления,
нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в
соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту,
имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо
нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или
нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему
Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному
нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой
акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления,
юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным
законом.

Комментарий к Ст. 11 Жилищного кодекса РФ

1. Жилищные споры рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами в форме гражданского судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела; дела, связанные с выдачей судебного приказа; дела, возникающие из публичных правоотношений, об оспаривании решений третейских судов и др. (ст. 22 ГПК РФ), за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

а) мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска, по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления (в том числе жилищные споры — содержания и ремонта жилых помещений, предоставления коммунальных услуг, внесения платежей за жилое помещение и коммунальные услуги), об определении порядка пользования имуществом и др. (ст. 23 ГПК РФ, Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» );
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.

б) районный суд (федеральный судья) рассматривает жилищные споры в качестве суда первой и второй инстанций (по отношению к решениям мировых судей).

Районный суд является основным звеном судебной системы по разрешению гражданско-правовых споров (в том числе жилищных). Подсудность дел районному суду определяется ныне методом исключения (т.е. дела, не отнесенные к ведению мировых судей, военных судов; верховного суда республики, краевого, областного суда. ) (ст. 24 ГПК РФ, ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» ).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

Как показывает практика, федеральные судьи районного звена обычно рассматривают жилищные споры, связанные с утратой права пользования жилым помещением, выселением, отнесением помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда. В силу сложности непосредственно в районных судах должны рассматриваться дела по защите жилищных прав бывших членов семьи собственника (ст. 31 Кодекса), прав и законных интересов, связанных с договором пожизненного содержания с иждивением, условиями содержания общего имущества в многоквартирном доме;

в) арбитражные суды разрешают экономические споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами; граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин в качестве третьего лица без самостоятельных требований (ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 36 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», с изм. и доп. на 11 июня 2003 г. ).
———————————
Там же. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2699.

Арбитражные суды по первой инстанции рассматривают споры между юридическими лицами (а также с участием граждан-предпринимателей) о принадлежности жилых домов и жилых помещений, переводе жилых помещений в нежилые, переустройстве и перепланировке жилья и др.;

г) в третейский суд может передаваться любой спор (по соглашению сторон), вытекающий из гражданских правоотношений. Могут быть созданы постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора .
———————————
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3019.

Постоянно действующие третейские суды создаются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами.

Заинтересованное лицо (истец) излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда.

Решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения в районный суд, на территории которого рассмотрено дело.

2. Административный порядок защиты прав связан с подачей жалоб на действия органов власти и управления, их должностных лиц.

Как предусматривает ст. 52 Кодекса, орган, осуществляющий принятие на учет нуждающихся в получении жилья, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения. Решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию в порядке подчиненности или в суд.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14 декабря 1995 г. ) предоставляет право гражданину обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 51. Ст. 4970.

Прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», с изм. и доп. на 30 июня 2003 г. ).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700.

3. 1) Признание жилищного права есть признание субъективного права гражданина на жилье, жилищно-бытовые, коммунальные льготы и преимущества и др., причем признание со стороны суда в процессе рассмотрения конкретного дела.

При таком гражданско-правовом способе защиты, как правило, уже нарушенного права отрицается или ставится под сомнение субъективное право гражданина. Эти обстоятельства чаще бывают вызваны отсутствием документов, подтверждающих права владения и пользования жилым помещением, на льготы, утерей экземпляров договоров и т.п. Государственные органы власти и управления, местные органы в этих случаях не обладают правами по «восстановлению» документов по субъективным правам.

Только суду предоставлено право по признанию этих субъективных прав гражданина на основе решения. Поэтому этот способ защиты называется юрисдикционным.

2) Восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, представляют собой:

а) устранение причин правонарушения (освобождение жилого помещения от лиц, незаконно занимавших его (выселение);

б) прекращение нарушений прав (пресечение незаконных действий; загрязнение придомовой территории; шум, ремонтные работы соседей в ночное время) (с помощью органов жилищно-коммунального хозяйства, милиции);

в) предупредительные меры воздействия со стороны указанных, иных органов.

3), 4) Положения о неприменении судом нормативного правового акта непосредственно примыкают к случаям признания судом не действующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ибо неприменение нормативного правового акта, противоречащего принципам иерархии и верховенства, есть прямая обязанность суда.

Нормативный правовой документ государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий жилищные права и охраняемые законом интересы, должен быть признан недействительным.

Гражданин, считающий, что принятым и вступившим в силу нормативным правовым актом, иным актом органа или должностного лица нарушаются жилищные (и иные связанные с жильем) права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону или другому нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд своим решением признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нарушенные права гражданина восстанавливаются на основе положений действующих законных нормативных правовых актов или подлежат защите по правилам пп. 1, 2 ч. 3 ст. 11 Кодекса. Не требуется отмены признанного незаконным акта органом, издавшим его. Однако суд своим частным определением может обратить внимание компетентных органов на допущенные нарушения в процессе разработки издания таких нормативных правовых актов.

5) С прекращением жилищных правоотношений связаны, в частности, случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях из-за утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения (по договору социального найма), выезда на место жительства в другое муниципальное образование (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 56 Кодекса).

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий квалифицируются как изменение жилищных правоотношений.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 Кодекса).

6) К иным способам защиты жилищных прав относятся: возмещение убытков и взыскание неустойки, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Гражданин, которому по завещательному отказу предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения (ст. 33 Кодекса).

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Комментарий к статье 11 Жилищного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена одному из основополагающих принципов жилищного законодательства — судебной защите жилищных прав.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») . В Российской Федерации действуют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

2. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля. Его решение является окончательным; акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Так, в связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.02.1993 N 2-П была признана несоответствующей Конституции РФ ст. 90 ЖК РСФСР в части выселения в административном порядке из домов, грозящих обвалом ; Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П — ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР ; Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П

— положения ст. 4 Закона о приватизации жилых помещений.

Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. N 1.

СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2622.

СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.

3. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Он осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом (см. также ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Полномочия верховных судов субъектов РФ, районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 20, 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Предметом рассмотрения судов общей юрисдикции является вопрос о законности нормативных актов. Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

4. В судебной практике наиболее распространены дела по спорам о признании за гражданами права на жилое помещение, расторжении договоров, обеспечении жильем в связи со сносом жилых домов.

Постановление Пленума ВС РФ N 5 уделило значительное внимание вопросам: заселения освобождаемых помещений в коммунальной квартире; сохранения права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия; выселения из жилого помещения в связи с капитальным ремонтом дома; предоставления жилья в связи со сносом жилого дома при отводе земельного участка для государственных и муниципальных нужд и проч.

Защита осуществляется путем признания жилищного права, восстановления нарушенного права, прекращения или изменения жилищного правоотношения.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры между гражданами и жилищными кооперативами (о порядке пользования жильем, об исключении из кооператива); споры, связанные с защитой права собственности на жилище (о порядке пользования жилым помещением, разделе его и т.п.).

5. Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет судебный надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики (см. также ст. 9 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан.

6. Защита прав граждан и юридических лиц осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью дел, устанавливаемой Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами РФ.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в рамках гражданского судопроизводства споры, возникающие из гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений, по обращению граждан, организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ).

Дела в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ; арбитражные дела — с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .

БВС РФ. 2003. N 3.

Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

7. Перечень способов защиты жилищных прав, изложенный в ч. 3 комментируемой статьи, не является исчерпывающим — п. 6 ч. 3 ст. 11 предусматривает защиту жилищных прав иными способами, установленными ЖК РФ, другим федеральным законом.

8. Помимо способов защиты, осуществляемых только судом (восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, пресечение действий, нарушающих это право, признание судом недействующими нормативных актов и др.), в ст. 11 определены способы, позволяющие гражданам и юридическим лицам защитить свои права самостоятельно. Так, прекращение или изменение жилищных правоотношений (п. 5 ч. 3 ст. 11) осуществляется способами, предусмотренными ЖК РФ. В частности, согласно ст. 83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе — с согласия членов семьи — в любое время расторгнуть договор.

9. В комментируемой статье не упоминается предусматриваемая ст. 12 ГК РФ самозащита права. Самозащита возможна при покушении на неприкосновенность жилища — для ограждения неприкосновенности или выдворения из жилища незаконно проникнувших в него лиц.

Безусловно, самозащита жилищных прав имеет пределы. Статья 14 ГК РФ («Самозащита гражданских прав») допускает ее при наличии трех условий: нарушение права; необходимость пресечь это нарушение; соразмерность принятых для пресечения нарушения мер характеру и содержанию правонарушения. Самозащита не должна выходить за границы дозволенного.

10. Комментируемая статья основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. Согласно данной статье каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к статьям 12, 13, 14

1. Полномочия Российской Федерации и ее субъектов по регулированию жилищных отношений разграничены в соответствии с нормами Конституции РФ. Так, в ведении Российской Федерации находятся вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина; в ведении субъектов РФ — вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 71, 72 Конституции РФ). Данная позиция отражена в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» . Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Исходя из этого, ЖК РФ определил основы правового регулирования жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления в регламентации этих отношений (ст. 12, 13, 14).

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В то же время разграничение полномочий никоим образом не означает «разделения» предметов федерального и регионального регулирования; общие подходы и требования к пользованию жильем, содержанию и использованию жилищного фонда вызывают необходимость единообразного регулирования ряда вопросов, касающихся жилищных отношений. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации на уровне субъектов РФ в той мере, в какой они не урегулированы на уровне федеральном.

Кроме того, субъекты РФ решают вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией. Так, ЖК РФ к их компетенции относит, в частности: определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (ст. 13).

Компетенция органов государственной власти РФ в области жилищных отношений определена ст. 12, субъекта РФ — ст. 13, органов местного самоуправления — ст. 14.

2. Приведем несколько примеров разграничения полномочий, которые одновременно демонстрируют тесную взаимосвязь функций соответствующих органов разных уровней:

1) к компетенции федеральных органов государственной власти отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ — государственный учет жилищного фонда субъекта РФ (ст. 13). Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда;

2) Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12), субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 13); органы местного самоуправления — размер вышеназванных доходов и стоимости имущества, определяемый в тех же целях (п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 49);

3) в вопросах обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан по договору социального найма Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ — порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Органы местного самоуправления ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляют малоимущим гражданам такие помещения из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ);

4) Российская Федерация определяет иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и порядок предоставления таких помещений (п. п. 5 и 6 ст. 12, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Субъекты РФ решают аналогичные вопросы в отношении предоставления жилых помещений своего жилищного фонда (п. п. 4 и 5 ст. 13, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ);

5) Российская Федерация определяет основания предоставления специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; субъект РФ — порядок предоставления специализированных жилых помещений своего жилищного фонда; орган местного самоуправления — порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (см. соответственно: п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, а также гл. 10 ЖК РФ);

6) Российская Федерация устанавливает основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания (п. 11 ст. 12); субъект РФ в соответствии с этим признает непригодными для проживания жилые помещения своего жилищного фонда (п. 6 ст. 13); органы местного самоуправления — жилые помещения муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14). Порядок и основания признания жилых помещений непригодными для проживания определяются Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ). К компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесено также признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания (п. 12 ст. 12);

7) определение условий и порядка переустройства жилых помещений возложено на Российскую Федерацию (п. 10 ст. 12), а согласование переустройства (согласно п. 7 ч. 1 ст. 14) — на органы местного самоуправления (см. гл. 4 ЖК РФ).

3. В части контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российская Федерация, субъект РФ и орган местного самоуправления осуществляют контроль только в пределах принадлежащего каждому жилищного фонда (п. 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

4. К исключительной компетенции Российской Федерации отнесены вопросы:

установления требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и определения порядка организации и деятельности ЖК, ЖСК и ТСЖ (п. п. 2, 8, 9 ст. 12, разд. V и VI ЖК РФ);

установления правил пользования жилыми помещениями, требований к жилым помещениям, их содержанию (п. п. 2, 13 ст. 12, ч. 4 ст. 17 ЖК РФ);

определения оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений (п. 14 ст. 12, ст. 79, 80, 83 — 91, 103 ЖК РФ. См. также ст. 687 и 688 ГК РФ. В отношении собственников жилья следует также иметь в виду ст. 293 ГК РФ «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение»);

установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы (п. 16 ст. 12, разд. VII ЖК РФ);

правового регулирования отдельных видов сделок с жилыми помещениями (п. 15 ст. 12).

5. Согласно ч. 9 ст. 57 ЖК РФ субъекты РФ также устанавливают порядок определения общей площади в случаях, предусмотренных ч. 8 данной статьи ЖК РФ.

Органы местного самоуправления ведают вопросами перевода жилых помещений в нежилые и наоборот (п. 6 ч. 1 ст. 14, гл. 3 ЖК РФ); установления учетной нормы предоставления жилья (ч. 2 и 5 ст. 50 ЖК РФ).

6. В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни вопросов, отнесенных ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления (которые решают органы местного самоуправления на территории каждого из этих городов), определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ (см. ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 157, ч. 4 ст. 158 и др.).

7. Вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, не исчерпываются ст. 12 — 14. Так, помимо определяемых ст. 12 Кодекса, к вопросам, решаемым Российской Федерацией, отнесены: осуществление выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации (ч. 1 и 6 ст. 32); установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ч. 10 ст. 32); установление правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); установление перечня соответствующих заболеваний, при которых проживание с лицом, страдающим этим заболеванием, в одной квартире невозможно, для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилье (ст. 51), а также предоставления жилого помещения (ст. 58); утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100) и т.д. Иные вопросы, решаемые Российской Федерацией, могут быть определены другими федеральными законами (п. 18 ст. 12).

К компетенции субъектов РФ (помимо вопросов, определяемых ст. 13) отнесены: осуществление выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд субъекта РФ (ч. 1 и 6 ст. 32); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ (ст. 104); установление порядка управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности субъекта РФ (ст. 163), и т.д. Иные вопросы могут быть определены согласно положению п. 9 ст. 13.

В компетенции органов местного самоуправления (помимо вопросов, определяемых ст. 14) находятся: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 и 6 ст. 32); установление учетной нормы и нормы предоставления (ст. 50); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст. 104), и т.д.