Адвокат детской души

» Адвокат» детской души — блог педагога-психолога В.А. Свиридовой

Школа для родителей «На встречу друг другу»

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.
Взаимоотношения между ее членами семьи, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста, практически невозможно.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.
Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и поддержку его семье.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога-психолога

В.А. Свиридовой МДОУ № 208

Школа для родителей «На встречу друг другу»

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.
Взаимоотношения между ее членами семьи, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста, практически невозможно.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.
Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и поддержку его семье.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия
Участвовать в тренинге предлагалось родителям, дети которых посещали старшие возрастные группы. Для этого готовились пригласительные, в которых кратко описывались тема и цели тренинга. Формирование групп происходило на добровольной основе. Комплектование проводилось с учетом проблем, имеющихся у детей.

Вместе с ребенком занятия посещали кто-то из родителей, либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендовалось посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек), разнополые.
Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого 1-1,5 часа. Занятия проводились не реже двух раз в месяц.
Для проведения занятий использовался кабинет педагога-психолога большой площади, с ковровым покрытием.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Структура занятий
Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.
Этому способствуют:
— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 4—5-му занятию) родители и дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом и смыслом происходящего в группе, что способны заменить психолога в проведении отдельных фрагментов занятия;
— ритуалы приветствия и прощания;
— разминочные упражнения;
— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;
— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.
Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.
Остановлюсь подробнее на каждом из этих элементов.
Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.
Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.
Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух блоков.
I блок — упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.
Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал», «Игра-танец», «Представление» и т.д.
II блок — танец.
Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.
Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.
I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу). Родители и дети ведут дневник, который заполняется дома.
II блок — упражнения, связанные с темой занятия.
III блок — работа со сказкой.
Данная работа включает:
— прослушивание сказки-метафоры или групповое сочинение сказки;
— рисование понравившегося сюжета из сказки (в этом участвуют все члены группы, включая ведущего);
— презентация рисунков (в кругу) и обсуждение услышанной истории;
— иллюстрирование сказки (восстановление динамики сюжета с помощью рисунков членов групы).
Важным моментом является то, что рисунки развешиваются в зале, тем самым создавая удивительную, сказочную атмосферу.
IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах, чаще всего на полу).
1-я часть — упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем языке».
2-я часть — упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.
В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.
V блок — домашнее задание.
Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
— эмоционально-смысловом (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным);
— эмоционально-оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния).
Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Используется упражнение «Колокол».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятие 1. «Знакомство»
Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка.
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи»
Цели. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
Занятие 4. «Почувствуй себя любимым»
Цели. Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
Занятие 5. «Путь доверия»
Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
Занятие 6. «Агрессия и гнев»
Цели. Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.
Занятие 7. «Душевная погода»
Цели. Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
Занятие 8. «Жизнь Земли»
Цели. Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.
Занятие 9. «Сделай себя счастливей!»
Цели. Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.
Занятие 10. «Все вместе!»
Цели. Подведение итогов.

Наталья Барложецкая

Практикующий детский психолог и телеведущая
Специализация: педагог-психолог в социально-коррекционной сфере
Автор книг и статей в области педагогической, детской и возрастной психологии
Преподаватель ряда московских вузов
Дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и образовательных технологий (2005, 2008)
Победитель конкурса «Педагог-психолог года» в номинации «Педагог-психолог, работающий с „типичным“ ребенком» (2005)
В августе 2012 года Наталье Барложецкой присвоено звание «Почетный работник образования города Москвы»

«Детский психолог ― адвокат детских душ! Сфера моей деятельности очень широка. Это решение обычных проблем взросления и становления личности, которые возникают в ходе нормального психического развития ребенка. Работа с нарушениями, которые не редки при наличии соматических заболеваний, диагностика и лечение детей с психическими отклонениями. Я помогаю детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением. В основе многих физических заболеваний лежат психологические причины, поэтому так важна совместная работа врача и психолога».

Практикующий детский психолог и телеведущая
Специализация: педагог-психолог в социально-коррекционной сфере
Автор книг и статей в области педагогической, детской и возрастной психологии
Преподаватель ряда московских вузов
Дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и образовательных технологий (2005, 2008)
Победитель конкурса «Педагог-психолог года» в номинации «Педагог-психолог, работающий с „типичным“ ребенком» (2005)
В августе 2012 года Наталье Барложецкой присвоено звание «Почетный работник образования города Москвы»

«Детский психолог ― адвокат детских душ! Сфера моей деятельности очень широка. Это решение обычных проблем взросления и становления личности, которые возникают в ходе нормального психического развития ребенка. Работа с нарушениями, которые не редки при наличии соматических заболеваний, диагностика и лечение детей с психическими отклонениями. Я помогаю детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением. В основе многих физических заболеваний лежат психологические причины, поэтому так важна совместная работа врача и психолога».

Усыновление детей в Кыргызстане. Когда бизнес важнее детской души

В Кыргызстане усыновить ребенка очень сложно. Кипа документов, справок, круговая порука госорганов. Можно сказать, что чиновники заботятся о благополучии детей, но на деле процесс усыновления, похоже, превратился в прибыльный бизнес.

Иностранные родители и скандалы

В 2011 году запрет на международное усыновление сняли, и через некоторое время разразился очередной скандал.

В 2012 году министра социального развития Равшана Сабирова задержали за получение взятки от международных усыновителей. Под следствием оказалась и его заместитель Гульнара Дербишева. Обоих суд приговорил к пяти годам лишения свободы.

Тогда вновь заговорили о том, что запрет сняли рано, а иностранцам вообще нужно запретить усыновлять детей в Кыргызстане.

Минсоцразвития пыталось решить проблему проще, введя обязательную аккредитацию зарубежных организаций, которые занимаются усыновлением. Сейчас в Кыргызстане их семь.

Но и это не спасло от скандалов.

Благие цели и особая «благодарность»

14 сентября в соцсетях появилось видео, где специалист социальной защиты Зергуль Жээнбаева говорит об усыновлении детей-сирот из Кыргызстана гражданами США. Представитель американского агентства по усыновлению по имени Галия, просит чиновницу помочь и, понимая «трудную работу» соцработника, обещает «отблагодарить».

В начале записи представитель иностранного агентства Галия рассказала Зергуль Жээнбаевой о том, что организация, помимо усыновления, занимается гуманитарной, медицинской поддержкой детских учреждений.

«Иногда госучреждениям не хватает человеческих ресурсов, и мы помогаем куда-то отвезти-привезти документы, по адресу выехать. В Петрушевском (Центр реабилитации беспризорных детей Алексея Петрушевского. — Прим. 24.kg) тоже оказывали помощь», — рассказала Галия.

На вопрос, согласен ли Алексей Петрушевский сотрудничать, представитель американского агентства по усыновлению ответила: «Мы не можем оттуда брать. А если переводить?»

«Сейчас американцы усыновляют именно у Петрушевского. Он имеет право принимать всех беспризорных. В уставе у него написано, что в крайнем случае нужно переводить в интернаты, а так надо воссоединять с семьей или находить новую», — говорит Зергуль Жээнбаева.

Галия предложила чиновнице схему, по которой можно работать по усыновлению через Министерство соцразвития.

Директор Центра реабилитации беспризорных детей и молодежи Алексей Петрушевский в разговоре с 24.kg рассказал, что представители американского агентства действительно привозили детям в Центр мороженое. Но помимо гумпомощи иностранцы предлагали «сотрудничать» и в части усыновления детей.

«Как только услышал такое «предложение», отказал. Они говорили «давайте работать». Я ответил, что усыновлением не занимаюсь и не участвую в этих схемах. Это все решает ОПСД», — говорит Алексей Петрушевский.

В 2017 году в детские дома из Центра определили 19 детей.

«Мы обжалуем перевод детей в интернаты в суде. Нам говорят «вы не имеете права, закройте рот». Есть случаи, когда без решения суда переводят детей в интернат — по приказу Управления социального развития Первомайского района», — заявил Алексей Петрушевский.

Особое мнение осталось без внимания

В 2017 году все районные отделы поддержки семьи и детей (ОПСД) Бишкека проверили. Комиссия, состоящая из представителей госорганов, в том числе ГКНБ, общественности и адвокатов нашла нарушения в части перевода детей в детские дома. Адвокат Елена Гаврилова написала особое мнение по итогам проверки.

Помимо прочих недостатков в работе ОПСД, она указала, что заявления и приложенные к ним документы изучены ненадлежащим образом. Например, родной отец четырехлетней С.З. не мог вернуть свою дочь. Адвокат выяснила, что вернуть ребенка отказались необоснованно. В итоге девочка почти год находилась в Центре реабилитации беспризорных детей и молодежи, а могла жить в семье.

На момент проверки в ОПСД под видом ведения банка данных заполнен «Журнал регистрации базы данных детей». Он не соответствовал законодательству и мог предъявляться как доказательство, что усыновителей детей нет.

Заведующий ОПСД сам решает, какого ребенка и кому из усыновителей покажут

Результатов после представленных адвокатом замечаний не последовало. Заключение вместе с ее особым мнением направили в столичную мэрию, но муниципалитет на него так и не отреагировал.

Видимо, начальник Управления соцразвития мэрии Бишкека «похоронил» результаты проверки

Начальник Управления социального развития мэрии Бишкека Нурбек Курманбеков в разговоре с 24.kg заявил, что считает особое мнение адвоката Елены Гавриловой предвзятым. Он объяснил это тем, что юрист защищает интересы Алексея Петрушевского.

«Елена Гаврилова представила особое мнение спустя месяц после того, как комиссия вынесла заключение. Почему она месяц ждала? В ее особом мнении прямо сказано о предвзятом отношении к начальнику УСР и начальнику ОПСД Первомайского района. Она не имела права единолично выступать», — считает Нурбек Курманбеков.

На вопрос, почему детей переводят из Центра реабилитации детей и молодежи в интернаты без решения суда, Нурбек Курманбеков ответил, что по закону уполномоченный орган может действовать именно так.

В Министерстве труда и социального развития 24.kg подтвердили, что в ситуации разбираются. В ведомстве отметили, что Зергуль Жээнбаева действительно является специалистом Управления социальной защиты Первомайского района Бишкека.

Видеозаписью беседы представителя американского агентства и соцработника сейчас занимается прокуратура.