Дети после развода с кем останется ребенок в исламе

С кем из родителей остаются дети после развода?

Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).

Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.

Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.

Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.

Однако, если родители все-таки разводятся, мать имеет право опеки над несовершеннолетним. В случае с мальчиком – до семи лет и в случае с девочкой – до девяти лет. Мать получает такое право в случае, если она:

1) свободный человек;
2) взрослая (совершеннолетняя);
3) в здравом уме;
4) добропорядочна (не совершает явных грехов);
5) имеет возможности.

Таким образом, право матери на опеку утрачивается, если:

1) она вступает в повторный брак с человеком, который не является махрамом ребенку;

2) ей приходится часто покидать дом (к примеру, по причине работы);

3) открыто совершает грехи и есть опасность плохого влияния на ребенка.

Если мать по какой-то причине не может осуществить свое право на опеку, то следующие лица имеют право делать это вместо нее в следующей последовательности: бабушка по материнской линии, бабушка по отцовской линии, родная сестра, сестра матери, сестра отца и т.д. Если все эти родственники женского пола отсутствуют, у мужчин есть право на опеку в следующей последовательности: отец, дед по отцу, родной брат, брат отца, брат матери и т.д.

Независимо от того, кто из родителей получает право на опеку над ребенком, другая сторона имеет право навещать ребенка по взаимному согласию. К сожалению, часто сторона, получающая право на опеку, использует ребенка в качестве орудия против другой стороны, лишая их возможности навещать ребенка. Это не соответствует Исламу и очень вредно для ребенка.

В любое из этого времени отец ребенка несет ответственность за благополучие ребенка – за девочку пока она не выйдет замуж, за мальчика, пока он не вырастет и не начнет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Если ребенок инвалид, отец несет за него ответственность пожизненно. Если мать получает право на опеку, но не имеет жилья, отец должен обеспечить жильем их обоих.

Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

Вопрос же о том – с кем из родителей должен остаться ребенок (по истечении периода опеки над ним матерью), решается в зависимости от обстоятельств. На первом месте тут будут стоять интересы ребенка, особенно в отношении того – кто из родителей может дать ему наилучшее религиозное воспитание и социальное обеспечение.

И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

Дети после развода родителей

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Поистине, живот был сосудом для моего ребенка, грудь – источником питья, а подол – тем, где он был и что его оберегало [он – выношенное и выстраданное мною]. Однако его отец развелся со мною и хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор пока не выйдешь замуж [за другого], у тебя больше прав на воспитание ребенка»[1].

Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение будет зависеть от суда или обоюдного согласия матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].

Также однажды к пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и сказал: «Это – твой папа, а это – твоя мама. Возьми за руку того, кого желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. Она ушла вместе с ним[3]. В итоге права на ребенка были переданы его матери.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки, должна мать. По мнению одних ученых, это 5-летний возраст, по мнению других — 7-летний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ним переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть 5–7-летние дети и оба претендуют на то, чтобы они оставались с ними, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнувшие сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами[4].

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом[7].

Богословы подчеркивают, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.

[2] Кстати сказать, если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, при условии что они имеют необходимые навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.

Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 347, хадис № 2972.

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3496, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.

[4] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350.

[5] Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч. 16:33). Так, жребий использовали для распределения службы в храме (1Пар. 24:5; Неем. 10:34), в спорах о праве собственности (Притч. 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян. 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк. 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи). См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3488, «сахих».

[6] Св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349–351, хадис № 2974 и пояснение к нему.

[7] В достоверном хадисе повествуется история времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда отец ребенка (не достигшего еще периода начала полового созревания, примерно, 11–12 лет) стал мусульманином, а мать не захотела принимать Ислам. Они пришли к Пророку. Отца и мать Божий посланник рассадил по разные стороны от себя и предоставил мальчику право выбора. При этом помолился: «Господи, наставь его на верный путь». Мальчик выбрал отца. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3495, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350, 351, хадис № 2975 и пояснение к нему.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 351.

При разводе больше всех страдают дети

Фактором, ведущим к отклонению ребёнка от нормального поведения, является развод родителей, сопряжённый с бедностью. В этом случае ребёнок вырастает обделённым материнской нежностью, любовью и лаской или отцовской заботой и вниманием. Положение ухудшается, если мать выходит замуж, и её чадо находится на попечении отчима. В случае, если она остаётся одна, то, оказавшись в тяжёлом материальном положении, всеми силами мать старается заработать на жизнь, и ребёнок остаётся без присмотра. Таким образом, можно ли ожидать достойной воспитанности от детей, выросших без материнской теплоты и сочувствия и не знавших должной отцовской опеки?

В Исламе имеются все необходимые средства во избежание подобных печальных последствий. Шариат предписывает мужу и жене соблюдать свои права и обязанности так, чтобы отношения ни в коем случае не могли привести к разводу.

Вот некоторые из них:

• Послушание мужу во всём, кроме как в запретном.

• Жена должна беречь имущество, достоинство и честь мужа. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Не сообщить ли тебе о наилучшем из того, что может приберечь для себя мужчина? Это – праведная жена. Если он посмотрит на неё, это принесёт ему радость, если велит что-нибудь, она подчиняется ему, а если он покинет её на время, она бережёт его имущество, честь и достоинство» (Приводится у Ибн Маджа).

• Муж должен обеспечить всем необходимым жену и детей. Об этом в Коране говорится (смысл): «А на том, у кого родился ребёнок, — обязанность кормить и одевать мать и ребёнка благопристойным образом в соответствии с его доходом» (Сура «аль-Бакара», аят 233).

• Обращение за советом друг к другу в семейных делах.

• Умалчивание недостатков друг друга, особенно, когда хорошие качества превосходят плохие.

В Коране сказано (смысл): «Обходитесь с ними достойно. Если же вам что-то в них не нравится, возможно, Аллах устроил в этом для вас великое благо» (Сура «ан-Ниса», аят 19).

Отношения мужа и жены, основанные на взаимном доверии, любви и согласии.

Хадис Пророка (мир ему и благословление) гласит: «Лучшими из вас являются те, кто лучше относятся к своим жёнам» (Приводится у Ибн Маджа и аль-Хакима).

В случае раздора, когда трудно найти компромисс, муж обязан принимать меры: наставление, временное прекращение супружеских отношений и, в крайнем случае, наказание.

В том случае, если развод становится неизбежным, Ислам обязывает мужа содержать жену и детей определённый промежуток времени. А если он не в состоянии сделать это, то государство должно позаботиться о детях, материально обеспечивая их.

4. Незанятость подростков и юношей

Среди причин, которые ведут подростков, особенно юношей, на путь правонарушений, можно выделить неумение или неправильное использование свободного времени. Дети подвижны, энергичны, им присущи желание играть, склонность к приключениям. Поэтому ребёнок обязательно должен быть занят каким-либо серьёзным делом.

Всячески нужно предохранять детей и молодёжь от всех путей, ведущих к нравственной деградации, таких как, например, связь с дурной компанией, безделье. Во многих случаях последнее является источником морального разложения и множества прегрешений.

Ислам с комплексом практических наставлений отучает от безделья благородными методами, укрепляющими здоровье, придающими живость, активность и силу, – при помощи ежедневных пятикратных намазов, в которых содержатся элементы гимнастики для всех частей тела, а также омовения, обеспечивающего чистоту рук, лица, рта, ног и т. д.

Ислам поощряет обучение детей военному искусству, езде на лошади, плаванию. В Коране сказано: «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы, ими вы устрашите врага Аллаха и вашего врага» (Сура «аль-Анфаль», аят 60).

Сила означает всё то, что является её источником. Более того, в нашей религии приветствуется проведение свободного времени за книгами, занятия спортом и прогулками на природе.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Дети после развода с кем останется ребенок в исламе

Ислам чтит родословную

Ребенок — это отпрыск отца, перенимающий его черты и особенности, а после его смерти являющийся его продолжателем и воплощением бессмертия рода. Ребенок унаследует черты характера и внешность, а также умственные качества и индивидуальные черты отца, как хорошие, так и плохие, благонравные и уродливые. Ребенок — это часть сердца своего отца и кусочек его плоти.

Всевышний Аллах узаконил брак и запретил супружескую измену, чтобы исключить сомнения и двусмысленность в отцовстве, а также чтобы сохранить чистоту родословной. Брак предполагает, что женщина должна принадлежать только своему мужу, и никто не должен вторгаться в его ниву. Таким образом, каждый ребенок, рожденный в супружестве, будет ребенком ее мужа, без какой-либо необходимости признания или же публичного объявления им данного факта или же подтверждения со стороны матери. «Ребенок принадлежит тому, в чьей ложе он зачат», как было объявлено Посланником Ислама (Мир ему)1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Отец не должен отвергать свое потомство

Мужу недопустимо отрицание своего отцовства по отношению к любому ребенку, рожденному его женой в период их законного брака. Подобный отказ навлекает позор не только на жену, но и на ребенка. Таким образом, мужу запрещено предпринимать подобный шаг на основании всего лишь подозрений, случайно оброненного слова или же злых сплетен. Если же он уверен и может доказать, что его жена ему изменяла, шариат не принуждает воспитывать ребенка, которого он не считает своим, а также делать этого ребенка своим наследником, по крайней мере, не допускает, чтобы мужчина страдал от подозрений и сомнений всю жизнь. Для выхода из данной ситуации в исламском праве предусмотрена процедура клятвенного заверения под названием «лиан». Если мужчина убежден или же имеет основания для подозрений, не располагая доказательствами, что его жена вступала в половую связь с другим мужчиной и вынашивает от него ребенка, он может представить дело на рассмотрение мусульманского судьи (кади), который проводит процедуру клятвенных заверений между супругами, как предписано в суре «Ан-Нур»:

«Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы именем Аллаха в том, что он, воистину, говорит правду, а также пятая клятва в том, что да проклянет его Аллах, если он лжет. И снято будет наказание с нее (т.е. невинно обвиненной женщины), если она четырежды поклянется Аллахом в том, что он (т.е. муж), воистину, лжет, а пятый раз (поклянется) в том, что пусть покарает ее гнев Аллаха, если муж говорит правду» (Коран, 24: 6-9).

После этого супруги должны навсегда расстаться, а ребенок остается с матерью.

Усыновление запрещено в Исламе

Как отец не может отказаться от своего дитя, так любому человеку нельзя усыновить чужого ребенка. Подобно другим народам, у арабов периода джахилийи бытовали традиции, согласно которым они по желанию могли усыновлять любого. После публичного объявления об усыновлении ребенка он принимал их фамилию и становился таким же полноценным членом семьи и рода, как и все остальные домочадцы. Усыновление считалось действительным, даже если был известен его отец и его принадлежность к известной фамилии.

Такая традиция усыновления была широко распространена среди арабов во время прихода Ислама. Даже Мухаммадом (Мир ему) до прихода Ислама был усыновлен Заид Ибн Харис, который ребенком был захвачен в плен во время одного из походов, совершенных против враждебного племени в период джахилийи. Хаким Ибн Хазам купил его для своей тети Хадиджи, а после ее брака с Пророком (Мир ему) Хадиджа подарила Заида мужу. Когда отец и дядя Заида узнали о его месте жительства, они пришли к Пророку (Мир ему) с требованием вернуть Заида. Мухаммад (Мир ему) дал Зайду право выбора, и тот предпочел остаться с Посланником Аллаха (Мир ему). Пророк (Мир ему) освободил и усыновил его, засвидетельствовав об этом публично, после чего мальчика начали называть «Заид Ибн Мухаммад», и он был первым из невольников, принявших Ислам.

Какова же точка зрения Ислама на систему усыновления?

Ислам совершенно очевидно рассматривает такую систему как фальсификацию природы человека и реальности. Принятие чужого (некровного) человека в семью в качестве одного из ее членов создает неприемлемые условия для женщин этой семьи, которые в действительности не являются для него махрам. Жена мужчины, усыновившего мальчика, не является для него матерью, дочери мужчины не являются его сестрами, сестра мужчины не является его тетей, поэтому все они считаются ему чужими (кровно). Более того, приемный сын обретает права на наследство усыновивших его родителей, таким образом, ущемляются права кровных родственников. Все это может привести к возникновению конфликтов и вражды между кровными и приемными родственниками. Поэтому в Коране запрещена эта традиция джахилийи, причем запрещена категорически, дабы не допустить ее пагубных последствий. Всевышний Аллах говорит:

«. и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] — ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите же их (т.е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] — ваши братья по вере и ваши близкие» (Коран, 33:4-5).

Давайте поразмыслим над словами Корана: «и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] — это ваши слова из ваших уст». На самом деле слово «усыновление» — это пустой звук, не отражающий действительности.

Голословное утверждение (об усыновлении) не меняет реальности, не делает чужого человека родственником или же усыновленного человека кровным сыном. Всего лишь словесное выражение или образная речь не могут повлиять на то, чтобы кровь усыновителя стала течь в венах приемного сына, не могут возбудить чувства отцовской привязанности в сердце мужчины — усыновителя и сыновних чувств в сердце мальчика или же передать наследственные качества, а также физические, умственные или психологические особенности.

Ислам запретил все формы усыновления, которые имеют отношение к наследованию имущества, а также разрешил вступать в брак с овдовевшей или разведенной женой приемного сына. Коран признает право на наследство только тех, кто связан кровными и брачными узами:

«. [однако кровные] родственники ближе друг к другу [по наследованию]. » (Коран, 8:75).

В Коране заявлено, что мусульманам запрещено жениться на бывших женах собственных детей, а не приемных: «запретны [вам также] жены ваших кровных сыновей» (4:23). Таким образом, мужчина может жениться на жене своего приемного сына, так как эта женщина принадлежала человеку, не связанному с ним кровно, что равноценно тому, что этот мужчина может жениться на любой другой разведенной.

Запрет на усыновление — от слов к делу

Обычай усыновления имел очень глубокие корни среди арабов в доисламский период, и было не просто изжить эту традицию. Но Всевышний Аллах пожелал искоренить усыновление не только словом, но и делом, дабы предотвратить его негативные последствия. Для решения этой задачи Аллах избрал самого Пророка (Мир ему), чтобы рассеять все сомнения по данному вопросу, и правоверные могли свободно вступать в брак с бывшими женами своих приемных сыновей. Что еще более важно, они с уверенностью могли сказать, что халял — это то, что разрешено Аллахом, а харам — это то, что запрещено Им.

Заид Ибн Харис, известный нам под именем Заид Ибн Мухаммад, вступил в брак с двоюродной сестрой Пророка (Мир ему), Зайнаб Бинт Джахш. Заид и Зайнаб не были счастливы вместе, и Заид становился все более неудовлетворенным своей женой, часто жалуясь на нее Пророку (Мир ему). Хотя Пророку (Мир ему) Всевышний дал знать, что Заид разведется с Зайнаб и он после этого женится на ней, но человеческая слабость одолела его, и он страшился бросить вызов обществу. Поэтому, когда Заид жаловался ему на свою жену, Пророк (Мир ему) говорил ему: «Удержи свою жену при себе и будь богобоязненным». Тогда были ниспосланы аяты из Корана, с одной стороны предостерегающие Пророка (Мир ему), а с другой — укрепляющие его волю, дабы достойно противостоять обществу, в котором твердо укоренились традиции, запрещавшие жениться на женах своих приемных сыновей (чужих по крове). Всевышний Аллах говорит:

«[Вспомни, Мухаммад] как ты сказал тому, кого облагодетельствовали Аллах и ты: «Удержи свою жену при себе и страшись Аллаха». Ты таил в своей душе то, чего не скрывал Аллах, и ты боялся людей, в то время как следует более страшиться Аллаха. Когда же Заид удовлетворил свое желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться на [разведенных[ женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят по поводу них свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно» (Коран, 33:37).

Затем Коран продолжает поддерживать действия Посланника Аллаха, подчеркивая его правоту следующими словами:

«Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению] для тех, которые сообщают послания Аллаха, страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]. Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем» (Коран, 33:38-40).

Усыновление в целях заботы и воспитания

Как было разъяснено выше, Ислам запретил усыновление, так как нельзя личным волеизъявлением сделать родным того, кто таковым не является. Недопустимо, чтобы искусственно вживленный в семью мальчик становился ее полноценным членом и обладал теми же правами, что и остальные домочадцы, например, беспрепятственно контактировал с неродной ему женской половиной дома, получал наследство или не мог вступить в брак с не родственными ему по крови женщинами семьи.

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющимися запретными в Исламе. Люди могут брать в дом сироту или подкидыша, чтобы воспитать его. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним, как с собственным ребенком, при этом они не считают его родным сыном. Такой акт заслуживает в Исламе высокой оценки, и совершивший его удостаивается рая, как сказал Пророк (Мир ему): «Я и обеспечивающий сироту будем в раю вот так», — и Пророк показал свой средний и указательный пальцы, между которыми был небольшой разрыв.

Подкидыш рассматривается как сирота, в Коране он также упоминается как «ибну-сабиль«, о котором Ислам предписал заботиться.

Если у человека нет потомства, а он желает оказывать материальную поддержку такому ребенку, он имеет право дать этому ребенку все, что пожелает, при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния.

Ислам стоит на защите родословной, запрещая прелюбодеяние и усыновление, поддерживая таким образом генеалогическую линию, чтобы никто со стороны не мог нарушить ее. Ислам запрещает также искусственное оплодотворение, если оно не от спермы мужа. По этому поводу известный ученый шейх Шалтут говорит: «Это презренное преступление и великий грех, приравниваемый к прелюбодейству. Суть и результат у них един, это оплодотворение за счет спермы мужчины, который не состоит в законном браке с оплодотворяемой. Такой подход неприемлем для человеческой природы и чужд божественным предписаниям. Отсутствие полной картины преступного прелюбодеяния в процедуре искусственного оплодотворения не дает права наказывать за него, как за прелюбодейство, согласно божественному предписанию и в соответствии с небесными книгами. Однако нет сомнений в том, что оплодотворение донором, не являющимся мужем женщины, является более серьезным преступлением и более отвратительным явлением, чем усыновление, поскольку ребенок, родившийся в результате такого оплодотворения, несет в себе результат усыновления (внедрение чужеродного элемента в потомственную линию) в сочетании с прелюбодеянием, что не приемлет ни закон, ни человеческое достоинство. Подобным действием человек опускается до уровня животного, которому не присущи благородные чувства, имеющиеся у членов человеческого сообщества»1.

1. «Фетвы шейха Шалтута», с.300.

На приписывание ребенку чужого отцовства наложено проклятье

Как в Исламе запрещено отцу не по праву отказываться от своего ребенка, также запрещено и ребенку претендовать на родство, к которому он не принадлежит, называя отцом того, кто таковым не является. Пророк (Мир ему) отнес такое поведение к подлым деяниям, которые заслуживают проклятия Создателя и Его созданий. Однажды Али, стоя на минбаре, зачитал слова Посланника Аллаха (Мир ему): «Кто называет отцом не своего отца или невольник называет хозяином не своего хозяина, тот проклят Аллахом, Его ангелами и всеми людьми. Аллах не примет от них в День Воскресения ни покаяния, ни выкупа»1.

Саад Ибн Абу Ваккас передает, что Пророк (Мир ему) сказал: «Кто называет отцом не своего отца, зная, что он не его отец, тому запретен рай»2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Не убивайте своих детей

Сохраняя, таким образом, потомственную связь, Ислам предоставил ребенку и родителю их права, которые они должны блюсти по отношению друг к другу. И он запретил им все, что может нарушить эти права.

Ребенок имеет право на жизнь. Ни отец, ни мать не имеет права покушаться на жизнь своего ребенка (будь то мальчик или девочка), как это делали арабы в период джахилийи. Всевышний Аллах говорит:

«Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание и им и вам. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (Коран, 17:31).

«Когда зарытую заживо спросят (девочку), за какой же грех ее убили» (Коран, 81:8-9).

Каким бы ни был мотив этого убийства (экономический ли, например страх перед нищетой и голодом, или же иной, например страх за опозоренную честь от рожденной девочки, как это считалось у арабов до Ислама), Коран безоговорочно запрещает этот акт дикости, который является не чем иным, как преднамеренным убийством и жестокостью, направленной против беззащитного существа. Поэтому, когда Пророка (Мир ему) спросили: «Каков величайший грех?», он ответил: «Считать кого-либо равным Аллаху, в то время как Он твой Творец». — «Что еще?» — спросили его. «Убийство своего ребенка из страха, что вам придется делиться с ним пищей», — ответил он1.

Пророк (Мир ему) брал клятву с женщин и мужчин, когда они принимали Ислам. В тексте этой клятвы они обязались не совершать этого запретного преступления, клялись, «. что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей. » (Коран, 60:12).

Право ребенка — получить от своих родителей достойное имя, чтобы, повзрослев, он не стыдился бы его. Недопустимо давать ребенку имя, которое бы означало, что он раб кого-то, кроме Аллаха, как, например, «Абдун-наби» («Раб Пророка») или «Абдуль-масих» («Раб Христа») и тому подобное.

Ребенок имеет право на заботу, воспитание и быть обеспеченным всем необходимым. При этом родители не должны переусердствовать или ущемлять ребенка, заботясь о нем. Пророк (Мир ему) говорил: «На каждого из вас наложены полномочия, и вы несете за них ответственность»1. «Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании»2. «Аллах спросит каждого уполномоченного за того, за кого он отвечает, исполнил ли он свои обязанности или нет. Вплоть до того, что спросит мужчину о его домочадцах»3.

Одинаково относиться к своим детям

Отец обязан равнозначно относиться к своим детям, равноценно наделяя их благами. Ему нельзя без уважительной причины проявлять большую благосклонность к кому-нибудь из них, дабы не породить ненависть и вражду между детьми. То же самое относится и к матери. Пророк (Мир ему) повторил трижды: «Будьте справедливы к своим сыновьям»1.

1. Передано Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.

История, положенная в основу этого хадиса, заключалась в том, что жена Башира Ибн Саада аль-Ансари попросила своего мужа дать в подарок сад или же раба своему сыну ан-Нуману Ибн Баширу. Она попросила Башира пойти к Пророку (Мир ему), чтоб он засвидетельствовал этот дар. Башир пошел к нему, сказав: «Дочь такого-то, — имея в виду свою жену, — попросила меня подарить раба своему сыну». — «У него есть братья?» — спросил Пророк (Мир ему). «Да», — ответил он. «Ты подарил то же самое и им?» — спросил Пророк (Мир ему). «Нет», — сказал Башир. Тогда Пророк (Мир ему) сказал: «Так нельзя. И я свидетельствую только по праву»1.

Некоторые иные хадисы сообщают по данному поводу следующее: «Не проси меня свидетельствовать несправедливость. У твоих детей есть право на то, чтобы ты был справедлив ко всем им, так же как и у тебя есть право на то, чтобы они почитали тебя»2. «Будьте богобоязненными и справедливыми к своим детям»3.

Имам Ахмад Ибн Ханбал сказал, что предпочтительное отношение к одному из детей допускается, если он или она инвалид, в то время как остальные здоровы4.

1. Передано от Ибн Хаббана.

2. Передано Абу Даудом.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

4. В «Аль-Мугни» (т.5, с.605) утверждается, что особое отношение к ребенку допустимо в случае нужды, инвалидности, слепоты, если он или она происходит из многодетной семьи или есть другая подобная причина, также допустимо отбирать у ребенка подарки в случае, если он использует их для греховных или злонамеренных целей.

Распределять наследство в соответствии с предписанием Аллаха

Отец не должен лишать своих детей наследства, будь то они женщины или дети его жены. Также недопустимо прибегать к обману, чтобы лишить близких причитающегося им наследства. Сам Всевышний Аллах на основе Своих знаний, мудрости и справедливости установил правила наследства, чтобы каждому досталось то, что ему причитается. Он предписал людям не выходить за указанные Им границы. Кто нарушит Его систему распределения, оскорбит своего Господа.

Всевышний Аллах упоминает о разграничении наследства в трех аятах Корана. В конце первого аята Он говорит:

«Вы не знаете, кто вам больше приносит пользы – родители ваши или сыновья, и установил Аллах закон [наследования]. Ведь Аллах – знающий, мудрый» (Коран, 4:11).

В других аятах Он говорит:

«(Совершайте) согласно завету Аллаха. Воистину, Аллах всезнающий, благоволящий. Таковы предписания Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в райские сады, где текут ручьи. Вечно они там пребудут. И это – великое спасение. А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его закон, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет, и уготовано ему унизительное наказание» (Коран,4:12-14).

В конце этой же суры Он продолжает говорить о наследстве:

«. Аллах разъясняет вам [предписания], чтобы вы не сбились с пути истины. И Аллах ведает обо всем сущем» (Коран,4:176).

В соответствии с этим, кто не подчинился законам Аллаха о наследстве, тот отклонился от истинного пути, как разъяснил Аллах. Преступающего Его границы ожидает обещание Аллаха:

«Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет» (Коран, 4:14).

Неповиновение своим родителям — великий грех

Дети обязаны относиться к родителям с покорностью и почитанием. Такое отношение заложено в природе самого человека для его гармоничного существования. Право матери подчеркивается особо, так как на нее ложатся основные тяготы на вынашивание, роды, кормление и воспитание ребенка. Об этом говорит Всевышний Аллах:

«Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его [во чреве] в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев» (Коран, 46:15).

Однажды один человек пришел к Пророку и спросил: «Кто более всех заслуживает моего доброго расположения?» Пророк ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «Кто следующий?». Он ответил: «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». Он ответил: «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». Пророк ответил: «Твой отец»1.

Передано аль-Бухари и Муслимом.

Пророк объявил о том, что неподчинение родителям является большим грехом, больше его считается лишь грех придавать кого-либо Аллаху в сотоварищи (ширк), как об этом было сказано в Коране. Аль-Бухари и Муслим передают слова Пророка: «Сообщить вам о трех великих грехах?» Присутствовавшие ответили: «О да, Посланник Аллаха». Он сказал: «Придавать Аллаху кого-либо в сотоварищи, неповиновение родителям». И сев в полулежащем состоянии, далее он продолжил: «А также ложь и лжесвидетельство».

Он говорил: «Три категории не войдут в рай: не повинующийся своим родителям, сводник и женщина, старающаяся походить на мужчин»1. «Все наказания за грехи Аллах по своему желанию может отложить до Дня Воскресения, кроме неповиновения своим родителям, за это Он наказывает при жизни»2.

Более того, Ислам делает особый акцент на заботливом отношении к родителям, когда они состарятся. Слабея, они требуют к себе большего внимания и заботы, большего уважения к их еще более ранимым чувствам. Об этом в Коране говорится следующее:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори — уф! — и не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они (миловали) и растили меня ребенком» (Коран, 17:23-24).

1. Передано ан-Насаи.

2. Передано аль-Хакимом, со слов правдивых рассказчиков.

Разъясняя этот аят, комментатор поясняет: «Если бы было известно более мягкое обращение, чем «уф», то и оно было бы запретно».

Быть причиной оскорбления родителей — большой грех

Более того, Пророк не только запретил человеку быть причиной того, чтобы кто-то проклял его родителей, но и причислил это к большим грехам. Он сказал: «Наитягчайший грех падет на того, чьих родителей проклинают». Присутствующие были удивлены тем, как может разумный и верующий человек проклинать чьих-либо родителей, которые дают жизнь. И они спросили: «Как может человек проклинать чужих родителей?» Пророк ответил: «Он оскорбляет отца человека, а тот в свою очередь его отца; он оскорбляет его мать, а тот в свою очередь — его мать»1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Что говорить о том, кто оскорбляет родителей в лицо?!

Джихад без согласия родителей

Ислам настолько чтит статус родителей, что не позволяет отправляться на джихад без их благословения. И это несмотря на то, что место джихада на пути Аллаха выше, чем ночной намаз и дневной пост.

Абдулла Ибн Амр Ибн аль-Acc рассказывал: «Человек пришел к Пророку и попросил у него разрешить ему участвовать в джихаде. Пророк спросил его: «Живы ли твои родители?» Он ответил: «Да». Пророк сказал: «В них твой джихад»1, имея в виду, что полем его джихада является забота о родителях.

Абдулла также сказал: «Человек подошел к Посланнику Аллаха и проговорил: «Я даю присягу тебе, что совершу хиджру (переселение) и приму участие в джихаде, дабы получить вознаграждение от Аллаха». Пророк спросил: «Жив ли кто из твоих родителей?». Он ответил: «Да, оба живы». Пророк сказал: «Ты действительно желаешь вознаграждения Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и будь для них хорошей опорой»2.

Абдулла также передал: «Человек пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Я даю присягу совершить хиджру! (Для этого) я ушел от родителей, которые остались в слезах». Пророк сказал ему: «Возвращайся к ним и сделай, чтобы они смеялись, так же как ты сделал, чтобы они остались в слезах» 3.

1. Передано Муслимом.

2. Передано аль-Бухари и другими.

3. Передано Абу Даудом.

Абу Саид сообщает, что человек из Йемена переселился в Медину, чтобы быть с Посланником Аллаха. Пророк спросил его: «Кто у тебя остался в Йемене?» Он ответил: «Мои родители». «Ты получил их разрешение?» — спросил Пророк. Он ответил: «Нет». Пророк (Мир ему) сказал ему: «Вернись к ним и спроси их разрешения. Если они согласятся, то участвуй в джихаде. Если нет, то оставайся и заботься о них»1.

1. Передано Абу Даудом.

Одним из достоинств Ислама является то, что он запрещает мусульманину относиться без уважения к своим родителям, даже если они немусульмане и фанатичны в своей вере, при этом всячески стремятся отвратить свое чадо от Ислама. Всевышний Аллах говорит:

«[Мы велели]: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне вернутся [все]. А если родители будут побуждать тебя поклоняться помимо Меня другим богам, о которых тебе ничего не ведомо, то не повинуйся им. В этом мире иди за ними в добрых делах и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. В конечном счете все вы вернетесь ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы вершили [на земле]» (Коран, 31:14-15).

В этих двух аятах мусульманину предписывается не повиноваться своим родителям, если они пытаются отвратить его от веры в Аллаха, поскольку нельзя подчиняться тому, кто не повинуется своему Создателю, а что может быть хуже, чем придавать Аллаху кого-либо в сотоварищи? В то же время мусульманину предписано уважительно относиться к родителям, несмотря на их враждебную позицию по отношению к его вере, и следовать дорогой тех праведников, которые обратились к Аллаху. Он не должен выносить приговора в отношении себя и своих родителей, а положиться на волю Справедливейшего из судей, который вынесет Свой вердикт в День, когда ни родители не смогут помочь ребенку, ни ребенок — родителям. Разумеется, такие терпимые и великодушные отношения нельзя найти ни в одной из других религий.