Договор личного найма по законам ману

Обязательственное право в Древней Индии, страница 2

Важное место среди обязательственных отношений занимали договоры купли-продажи и дарения, которые считались действительными только при условии, что они были заключены собственниками вещи. Лицо, продающее вещь, на которую у него нет права собственности, признается вором. Запрещалась продажа товара низкого качества и недостаточного по весу. В случае отступления от требований к предмету договора сделку можно было расторгнуть в течение 10 дней после совершения купли-продажи. Непередача проданного или отказ от купленного – также основание к расторжению договора купли-продажи. Торговля некоторыми товарами-продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками – являлась государственной монополией.

Законы Ману упоминают и договор личного найма. Труд свободных наемных работников (кармакаров), а ими были преимущественно шудры, а также разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям, широко применялся в земледелии и скотоводстве. При всей кабальности договорных обязательств, всецело зависящих от работодателей, определенные материальные стимулы к труду у кармакаров были: они получали одну десятую с урожая или с масла от молока коров, за которыми ухаживали. За неисполнение договора – штраф в виде невыплаты виновному установленного жалованья. Временная нетрудоспособность (по болезни) не являлась поводом к прекращению договора найма.

Среди других договоров, встречающихся в Законах Ману, следует отметить договор хранения, договор перевозки, жилищного найма, договор товарищества, ряд арендных договоров о совместном пользовании.

Наряду с обязательствами из договоров, существовали и обязательства из причинения вреда. Они не получили столь детальной разработки, как первые, но в практике хозяйственного и налогового оборота страны имели значение. Основанием для их возникновения являлась порча имущества – потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного, а также вред, причиненный при движении повозки по городу. В порядке наказания виновный платил штраф в государственную казну и возмещал причиненный ущерб «хозяину поля и скота».

  • Currently 3.02/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.0/5 (1243 голоса)

Законы Ману (4)

Главная > Контрольная работа >Государство и право

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

юридический факультет


кафедра государственно-правовых дисциплин

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: История государства и права зарубежных стран

1. Происхождение Законов Ману. Место школы Законов Ману в системе древнеиндийского права. Законы Ману в Новое Время.

2. Социальная структура древнеиндийского общества. Понятие о варнах и кастах.

3. Регламентация и охрана царской власти.

4. Право собственности.

5. Семейное право.

Законы Ману / Перевод С.Л.Эльмановича, исправленный и дополненный Г.Ф.Ильиным. М., 1992. (Репр. Изд. 1960).

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древности и Средние века /Сост. В.А.Томсинов. М., 2000.


В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры-основанные на «священном откровении» (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль — лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармашастры — правовые трактаты, более

систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В.Кане и К. П. Джаясвалы 2, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э.-II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. «Законы Ману» оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим. Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия, очевидно, прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

Дхармашастры — сборники религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением общества.

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” — это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей. Примерно со 2-го века до Рождества Христова и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию. Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед. Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет. Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет. Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие — с 24 лет. У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет). Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому. Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1.молиться
2.изучать веды
3.получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Они закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом частные правонарушения не отделены от преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Наем — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

«…Вечным дхармам мужа и жены…» посвящены в основном III и IX главы:

2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин*, ибо, [будучи] приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.

3. Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности (svatantrya).

18. Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр *: такова установленная дхарма; женщины немощны *, лишены [права изучать]мантры, [они — воплощенная] ложь: таково положение вещей.

95. Муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; ее, преданную, надо всегда содержать, совершая [этим] угодное богам.

101. «Взаимную верность надо сохранять до смерти»,- это должно считать [выраженной] вкратце высшей дхармой мужа и жены.

Подчиненное, приниженное положение женщины в древнеиндийском обществе, многоженство, несмешение варн вот основные принципы брачно-семейных отношений Древней Индии. В то же время с женщины снимается ответственность за любые действия, лишь размножение. Фактически женщина приравнена даже не к рабам, а к домашним животным, лишенным разума и способным жить лишь на благо хозяина. Вполне возможно, учитывая особенности древности, это была необходимая мера для защиты самих женщин, т.к. совершеннолетием считался возраст, в котором девочка становилась детородной, примерно с 12-14 лет. Девочек отдавали жениху, которому в это время было не менее 25-30 лет, предоставить самостоятельность ребенку 12-ти лет было бы неразумно. Единственная обязанность жены – послушание и уважение мужа. Право на жену сохранялось даже за умершим или продавшим свою жену в рабство (IX, 46) мужем, женщина не имела права на повторный брак (IX, 64), хотя исходя из шастр о наследстве, где говорится о детях (сыновьях) от второго брака, такие случаи все же были нередки. Мужчине в браке предоставлялась большая свобода, он мог взять другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была груба или ненавидела мужа. В случае же если жена больна, но добродетельна и ласкова, мужчина мог привести в дом другую жену только с ее согласия и одобрения:

82. Но, если больная [жена] ласкова и наделена добродетелью, может быть взята другая [только] с ее согласия: она никогда не должна быть презираема.

83. Если жена, когда взята другая, разгневанная, уходит из дому, она должна быть немедленно заточена или изгнана в присутствии родственников.

Из этих двух шастр видно, как ЗМ одной рукой дают право женщине, а другой это право отнимают, ограничивая возможность женщины выразить свое отношение к происходящему, независимо от ее добродетели. В остальном же, вся ответственность за семью, обеспечение ее всем необходимым, надлежащее содержание и охрана жены и дочерей, возлагались на мужчину.

Регламентация и охрана царской власти.

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов. В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем — всех вместе, и самостоятельно выносил решение. Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев. Царь назначал старосту для 10 деревень, затем — для 20, 100. 1000 деревень = город.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
Существовали так называемые литургии — общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе. Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Наследственное и право собственности (вещное) по законам Ману.

Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману. Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить, даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел. Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов. Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться.
Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно. Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки, без всяких причин.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Васильев Л. С. История Востока. М., 1994. Т. 1.

Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов //Вестник древней истории. 1950. № 2.

Ильин Г. Ф. Индия во второй половине I тысячелетия до н. э.// История Древнего Мира. М., 1989. Кн. 2.

Крашенинникова Н. А. Индусское право (история и современность). М., 1982.

Занимательная история

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

А.Д. Градовский о положении и перспективах дворянства и крестьянства в пореформенной России
У Градовского требование гражданских свобод – центральное в его программе – никак не соединяется с задачами социально-экономических перемен. Поднятые народнической мыслью проблемы пореформенной деревни с ее малоземельем и пролетаризацией крестьянства не нашли у него никакой – пусть даже самой общей поддержки. Он попросту отмахнулся от н .

Набойка тканей
Это ремесло также родилось на древнем Востоке. В Европу набойка тканей была завезена во времена крестовых походов. Способ предназначен для отделки тканей. Узор вырезается на деревянной доске, которую затем покрывают слоем краски. Форму с нанесенной на нее краской прижимают к туго натянутой материи. Набойка тканей используется и в настоя .

Территориальное деление
Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы). Области делились на уезды — «сянь» во главе с «сяньлинами», а уезды — на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом « .

Законы Ману

Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства.

Возникли дхармасутры — основанные на ‘священном откровении’ (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.

Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм.

Изложение отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры — правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения, а для лучшего запоминания написанные стихами. ‘Законы Ману’ в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления ‘Законов Ману’ многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение — без них многие стихи ‘Законов Ману’ оказались бы совершенно непонятными. Всего в ‘Законах Ману’ двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший.

Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание.

Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство. ‘Законы Ману’ — общая характеристика На первом плане в ‘Законах Ману’ — сословно-варновое деление общества, прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. ‘Законы Ману’ — направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад.

Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях (гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по ‘Законам Ману’ Уже есть определение государства и органов государства.

Принцип монархии — государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так же, как мир; ст.7 гл.3 — создатель дал людям царя). При царе находилось 7-8 человек, в основном — брахманы, которых назначал царь.

Ритуал управления страной: 1) выслушать советников по одиночке, 2) выслушать всех вместе, 3) единолично принять решение.

Административное деление — на военной основе.

Только царь имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили.

Подоходный налог — 1/5 — 1/6; 1 день в месяц — общественные работы. Все земельные ископаемые — собственность царя.

Обязанности царя: защита подданных, забота об их благосостоянии. Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Основным критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие — в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие — с 24 лет.

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были: · молиться · изучать веды · получать подарки. Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков.

Например, муж — брахман, жена — вайшя и т. д. Всего таких групп было 24. Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в Римском Праве — вещь, говорящее орудие. Суд, его органы и процесс по законам Ману Отделения суда от администрации не существовало.

Верховный суд вершил царь с брахманами.

Консультанты — 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать совет, основываясь на лучшем знании вед. В отсутствие царя — суд 3 брахманов: 1-й брахман — спец по rgveda (логик), 2-й брахман — спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман — спец по sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов — нет (гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.

Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет.

Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Процесс носил состязательный характер.

Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица.

Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” — только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств.

Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

Обязательственное право по законам Ману В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров.

Рассматриваются следующие виды договоров: · договор займа; · договор найма рабочей силы; · договор аренды земли; · договор купли-продажи; · договор дарения, · перевозка. А также общие положения о договоре: · договор — недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст. 163). Недействительны договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться (ст. 162). · Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора.

Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия — недействительно. Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (предоставлялась отсрочка). Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать.

Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы.

Условия заключения договора зависели от работодателей.

Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу.

Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи. В Законах Ману рассматриваются также обязательства из-за причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу.

Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж.

Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он ‘лишен добродетели’. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Наследственное право по законам Ману Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев.

Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6 -й степени.

Вещное право по законам Ману Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе получила значительное развитие частная собственность.

Объектом частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.

Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но ‘Законы Ману’ свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. Глава 8 — говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами. Ст.115, гл.10 — перечисляются семь законных способов приобретения имущества: 1) наследование, 2) получение в качестве дара или находки, 3) покупка, 4) завоевание, 5) ростовщичество, 6) исполнение работы, 7) получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно.

Приобретать вещь можно было только у собственника.

Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Уголовное право Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: · формы вины; · рецидив; · соучастие; · тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: · принцип талиона (‘мера за меру’); · ордалии (суд богов); · принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману: · государственные преступления; · преступления против собственности; · преступления против личности; · преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т.д. Среди имущественных преступлений Законы выделяют: · кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, · грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.

Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения.

Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе: · смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.); · для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы; · членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); · штрафы; · изгнание; · тюремное заключение.

Заключение Первый перевод ‘Законов Ману’ с санскрита на английский язык был издан В. Джонсом в 1794 г .; наиболее совершенным считается английский перевод Г. Бюлера. В 1913 г . вышел в Петербурге перевод ‘Законов Ману’ С. Д. Эльмановича.

Опубликование этого перевода имело немалое значение.

Широкая читающая публика в нашей стране смогла ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников индийской литературы, сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки культуры и религии, юристы, этнографы и др. — использовали в своей работе данные ‘Законов Ману’. В университетах на исторических факультетах неизменно изучают ‘Законы Ману’ как исторический источник. Под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово ‘дхарма’ не имело такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения.

Законы Ману

echo «Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры — основанные на ‘священном откровении’ (на Веде) сборники фиксированных письменных право

Идеи общественного договора и народного суверенитета в Декларации независимости США 1776г.

echo «Поэтому в работе рассматривается развитие экономических и общественных отношений, социальное и политическое устройство колоний. Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колони

Наполеон I Бонопарт

echo «Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от

Япония. XX век

echo «Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и,

Политическая история, общественное устройство, хозяйственная жизнь и культура государств Хунну и Усунь

echo «Смерть шаньюя внесла свои коррективы в существование государства. Китай объявил войну хуннам и в результате проиграл её. Но империя созданная Модэ просуществовала более 500 лет. Однако в 59 г.д

Договор личного найма по законам ману

Последние поступления

Наиболее интересные

Законы Ману — Обязательственное право

Обязательственное право

Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину.

Наиболее разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора, подвергался штрафу. Из-за такого тяжелого положения был довольно распространен институт долгового рабства.

Особое место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману и других источниках права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе, в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.

Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Кастовое деление накладывало некоторые ограничения на занятие торговлей представителей для высших варн и на торговлю людьми. Торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62). Нестабильность договора влекла возможность его расторжения в течении 10 дней и без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. Преимущественное право покупки имели: родственники, соседи и кредиторы. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.