Ежемесячный воинский учет

Как должен быть организован учет призывников и военнообязанных на предприятии?

Помимо государственных органов и органов местного самоуправления, функции ведения военного учета возлагаются также на предприятия, организации, учреждения независимо от их формы собственности. Так, на любом предприятии должен быть сотрудник ответственный за ведение учета военнообязанных и взаимодействие с военными комиссариатами. Как осуществляется военный учет на предприятии? – расскажет Prostopravo

Кто отвечает за военный учет на предприятии?

При наличии на воинском учете на предприятии менее 500 призывников и военнообязанных обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада, кроме государственных служащих.

Общее количество лиц, ответственных за ведение воинского учета определяется исходя из количества призывников и военнообязанных, состоящих на воинском учете по состоянию на 1 января текущего года:

  • от 500 до 2000 призывников и военнообязанных — одно лицо;
  • от 2000 до 4000 призывников и военнообязанных — два человека;
  • от 4000 до 7000 призывников и военнообязанных — три человека, а на каждые последующие 3000 призывников и военнообязанных — по одному человеку дополнительно.

При наличии на предприятиях, в учреждениях и организациях двух и более лиц, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетное подразделение (отдел, сектор, группу и т.д. ). Должностные оклады для лиц военно-учетных подразделений устанавливаются на уровне должностных окладов работников кадрового подразделения.

Предприятия, учреждения и организации в семидневный срок информируют соответствующие районные (городские) военные комиссариаты о назначении, перемещении и увольнении лиц, ответственных за ведение воинского учета.

Как организовывается воинский учет на предприятии?

Воинский учет осуществляется с учетом установленных в Украине правил регистрации места жительства физических лиц, организуется и непосредственно ведется предприятиями, учреждениями и организациями, в которых призывники и военнообязанные работают или учатся.

Воинский учет ведется на основании паспорта гражданина Украины и таких военно-учетных документов:

для призывников — удостоверение о приписке к призывному участку;

для военнообязанных — военного билета или временного удостоверения.

Постановке на воинский учет призывников предприятиями, учреждениями и организациями подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

  • не приписаны к призывным участкам и не находятся в запасе Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;
  • приписаны к призывным участкам;
  • прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • приобрели гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам.

Постановка на воинский учет военнообязанных предприятиями, учреждениями и организациями подлежат:

  • граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил;
  • лица, уволенные с военной службы в запас Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;
  • лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе»;
  • лица, освобожденные из службы в Национальной полиции, МВД, оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принимаемых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты Украины, к прохождению срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику;
  • лица, которые приобрели гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет военнообязанных;
  • лица, прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • военнообязанные, исключенные из военного учета СБУ, Службы внешней разведки;
  • призывники, которые в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от призыва на срочную военную службу;
  • лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;
  • женщины, имеющие специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностям, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению.

Воинский учет военнообязанных по назначению делится на общий и специальный.

На специальном воинском учете находятся военнообязанные, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время, который ведется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Остальные военнообязанные находятся на общем воинском учете.

С целью ведения персонального учета призывников и военнообязанных на предприятия, учреждения и организации возлагается выполнение следующих мероприятий:

  • проверка у граждан при приеме на работу (учебу) наличия военно-учетных документов (у военнообязанных — военных билетов или временных удостоверений, а у призывников — удостоверений о приписке к призывным участкам).

Прием на работу (учебу) призывников и военнообязанных осуществляется только после постановки их на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах, а также в случае пребывания на воинском учете в СБУ и Службе внешней разведки;

  • направление в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты сообщений об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения);
  • оповещения по требованию районных (городских) военных комиссариатов призывников и военнообязанных об их вызове в районные (городские) военные комиссариаты и обеспечение их своевременного прибытия;
  • обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных согласно требованиям, установленным документами первичного учета в соответствии с законодательством;
  • взаимодействие с районными (городскими) военными комиссариатами по срокам и способам сверки данных личных карточек, списков призывников и военнообязанных, их учетных данных, внесение соответствующих изменений в них, а также по оповещению призывников и военнообязанных;
  • организация периодической сверки личных карточек призывников и военнообязанных с записями в военных билетах и ​​удостоверениях о приписке к призывным участкам. Не реже одного раза в год проведение сверки личных карточек работников с учетными документами районных (городских) военных комиссариатов, в которых они состоят на воинском учете;
  • в пятидневный срок со дня подачи соответствующих документов внесение в личные карточки призывников и военнообязанных изменений по их семейному положению, месту жительства (пребывания), образования, месту работы и должности и отправки ежемесячно до 5 числа в военные комиссариаты сообщений об изменении учетных данных;
  • составление и представление ежегодно до 1 декабря военным комиссариатам списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам;
  • приемка под расписку от призывников и военнообязанных их военно-учетных документов для подачи в военные комиссариаты для сверки с карточками первичного учета и оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
  • своевременное оформление документов для бронирования военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;
  • постоянный контроль за выполнением должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, призывниками и военнообязанными установленных правил военного учета и проведением соответствующей разъяснительной работы;
  • постоянное информирование районных (городских) военных комиссариатов о гражданах и должностных лицах, нарушающих правила воинского учета, для привлечения их к ответственности в соответствии с законом;
  • ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверка их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

Персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется согласно форме первичного учета № П-2 «Личная карточка работника», утвержденной совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25 декабря 2009 г. № 495/656, в разделе II которой указываются сведения о воинском учете.

Сверка данных личных карточек призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) на предприятиях, в учреждениях и организациях, с учетными данными документов районных (городских) военных комиссариатов осуществляется согласно графику сверки, который утверждается распоряжением соответствующей районной госадминистрации или городского совета.

Лица, ответственные за ведение воинского учета предприятий, учреждений и организаций, в определенные графиком сверки сроки отправляются в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты и проводят сверки данных личных карточек призывников и военнообязанных с их учетными документами. Результаты сверки вносятся в журнал учета результатов проверок состояния воинского учета и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

В случае получения распоряжений военных комиссариатов по оповещению призывников и военнообязанных об их вызове на призывные участки (пункты предварительного сбора) для их приписки к призывному участку, призыва на военную службу или на сборы военнообязанных руководители предприятий , учреждений и организаций обязаны:

  • издать приказ об оповещении призывников и военнообязанных и довести его до сведения в части, касающейся обеспечения их прибытия по вызову военного комиссариата в определенные им сроки;
  • обеспечить осуществление контроля по результатам оповещения и прибытия призывников и военнообязанных в военные комиссариаты;
  • письменно сообщить военным комиссариатам о лицах, не выполнивших приказ руководителя предприятия, учреждения и организации и не прибывших по вызову в военный комиссариат.

Как вести воинский учет

По закону все организации обязаны вести воинский учет своих сотруднико в п. 7 ст. 8 Закона от 28.03.98 № 53-ФЗ (далее — Закон № 53-ФЗ) , но подавляющее большинство работодателей об этом даже не подозревает. Прозрение наступает, как правило, после звонка из военкомата с требованием представить соответствующую отчетность. Мы решили разъяснить нашим читателям основные «воинскоучетные» вопросы.

Кто должен этим заниматься

По общему правилу вся ответственность за состояние воинского учета в организации лежит на руководител е п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение о воинском учете) . Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу.

Предприниматели, имеющие наемных работников, не обязаны вести воинский уче т п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ ; Постановление Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08 .

Нередко такой работой руководители пытаются нагрузить своих бухгалтеров, особенно если те попутно занимаются еще и кадрами. В таком случае у бухгалтера есть все основания:

  • отказаться выполнять лишнюю работу;
  • требовать заключить договор о совместительстве либо взять на себя «воинские» обязанности в порядке совмещения должностей с соответствующей доплато й статьи 282, 285, 60.2, 151 ТК РФ .

Кто из работников подлежит воинскому учету

Эту информацию мы свели в небольшую таблицу.

В чем состоит работа по ведению воинского учета

Она заключается в сборе определенной информации о сотрудниках, подлежащих воинскому учету. Вот пошаговые действия.

ШАГ 1. Принимая на работу таких сотрудников, проверяем у них наличие документов воинского учета, а также смотрим паспорт на предмет отметок о воинской обязанност и подп. «а», «б» п. 30 Положения о воинском учете .

Заметим, что, с одной стороны, документы воинского учета входят в перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договор а ст. 65 ТК РФ . С другой стороны, отказать в приеме на работу из-за непредставления таких документов нельз я статьи 3, 64 ТК РФ . При этом сообщить в военкомат о приеме сотрудника, не имеющего документа воинского учета, нужно, как и о приеме сотрудника, имеющего такой докумен т подп. «г» п. 30, подп. «б» п. 32 Положения о воинском учете .

ШАГ 2. Заполняем раздел II личной карточки работника (форма № Т-2) согласно документам воинского учет а п. 27 Положения о воинском учете; Указания, утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 и просим его поставить дату и подпись в подтверждение того, что все указано верно.

ШАГ 3. Разъясняем работнику порядок исполнения им обязанностей по воинскому учет у подп. «в» п. 30 Положения о воинском учете . На деле можно просто выдать ему один экземпляр распечатанной главы IX «Обязанности граждан по воинскому учету» из Положения о воинском учете, а на втором экземпляре работник пусть напишет «Ознакомлен» и поставит дату и подпись.

ШАГ 4. По мере необходимости вносим в личную карточку работника, подлежащего воинскому учету, известные вам сведения об изменении его семейного положения, образования, места жительства и состояния здоровь я подп. «е» п. 32 Положения о воинском учете .

В Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организация х Методические рекомендации, утв. Генштабом Вооруженных Сил 11.04.2008 (далее — Методические рекомендации) , помимо личных карточек, содержится внушительный перечень документов, которые надо разработать и вест и разд. IV Методических рекомендаций . Но этого смело можно не делать. Ведь Рекомендации не были официально опубликованы, а значит, не обязательны к применени ю ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; пп. 8— 10 Указа Президента от 23.05.96 № 763 .

Что и когда надо подавать в военкомат

В военкомат по месту расположения фирмы или в орган местного самоуправления (если в конкретной местности нет военкомат а п. 2 ст. 8 Закона № 53-ФЗ ; пп. 8, 33 Положения о воинском учете ) нужно направлять:

  • в двухнедельный сро к п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ ; подп. «а», «б» п. 32 Положения о воинском учете — сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учет е приложение № 9 к Методическим рекомендациям .

Аналогичный срок отведен для ответа на запрос военкомата о названных категориях гражда н подп. «б» п. 32 Положения о воинском учете ;

  • ежегодно в срок до 1 ноябр я подп. «в» п. 32, п. 34 Положения о воинском учете — списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет приложение № 11 к Методическим рекомендациям .

За непредставление в военкомат указанных сведений или списков предусмотрен штраф для руководителя или лица, ответственного за военно-учетную работу, — от 300 до 1000 руб. ст. 21.1, ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ

А еще работодатели обязаны оповещать своих сотрудников о том, что на их имя в организацию пришла повестка из военкомат а п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ ; подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете . За неисполнение этой обязанности тоже есть штраф для руководителя (ответственного лица) — от 500 до 1000 руб. ст. 21.2 КоАП РФ

Но если с момента совершения этих нарушений уже прошло 2 месяца, штрафа можно не опасатьс я ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ .

Бывают ли «военные» проверки?

Да, районные военкоматы и органы местного самоуправления могут прийти с проверкой и оценить, как на фирме ведется воинский учет. Для организаций с численностью работников менее 500 человек периодичность таких проверок не может быть чаще одного раза в 3 года пп. 3, 5— 7 Порядка (приложение № 2 к Инструкции) . Но даже если в ходе проверки выявятся какие-либо огрехи в ведении воинского учета, бояться нечего — никаких санкций за это не предусмотрено.

А еще военкомат может раз в год назначить организации сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, имеющимися у военкомат а подп. «д» п. 32 Положения о воинском учете; приложение № 12 к Методическим рекомендациям .

Как вы смогли убедиться, воинский учет не так страшен, как могло показаться на первый взгляд. Но нельзя не признать, что, обязывая работодателей его вести, государство как будто берет их в помощники по поиску уклонистов. А это, согласитесь, совсем не входит в предпринимательскую сферу.

Ежемесячный воинский учет

Полтора года назад был обновлен порядок воинского учета призывников и военнообязанных. Часть норм посвящена как раз организации воинского учета на предприятиях. Именно на этом и акцентируем внимание.

Основные правила воинского учета устанавливает Порядок № 921, он же содержит и ряд положений, касающихся организации воинского учета призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях, организациях. Давайте разберемся, какие задачи он ставит перед предприятием и какой именно вид воинского учета оно должно вести.

Виды воинского учета

Воинский учет военнообязанных по назначению разделяется на:

специальный воинский учет, на котором состоят военнообязанные, забронированные за органами госвласти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время, который ведется согласно Порядку № 45;

общий воинский учет, на котором состоят остальные военнообязанные.

Виды воинского учета определены ст. 34 Закона № 2232, среди них:

персонально-качественный учет призывников и военнообязанных, который ведется районными (городскими) военными комиссариатами (ч. 1);

персонально-качественный учет военнообязанных СБУ возлагается на соответствующие учетные органы СБУ, а Службы внешней разведки Украины – на соответствующие ее подразделения (ч. ч. 2 и 3);

персонально-первичный учет ведется органами местного самоуправления по месту жительства призывников и военнообязанных в сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют военные комиссариаты (ч. 4);

персональный учет осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями независимо от подчинения и форм собственности по месту работы или обучения призывников и военнообязанных (ч. 5).

Далее акцентируем внимание именно на воинском учете, который ведется на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Категории лиц, подлежащих воинскому учету

В таблице 1 приведен перечень категорий лиц, которые подлежат постановке на воинский учет государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, и тех, которые не подлежат воинскому учету.

Категории призывников и военнообязанных, подлежащих воинскому учету

Подлежат постановке на воинский учет призывников (п. 17 Порядка № 921) граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

Не подлежат постановке на воинский учет призывников (п. 19 Порядка № 921) граждане, которые:

Подлежат постановке на воинский учет военнообязанных (п. 18 Порядка № 921):

Не подлежат постановке на воинский учет военнообязанных (п. 20 Порядка № 921):

– не приписаны к призывным участкам и не пребывают в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

– приписаны к призывным участкам;

– прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

– приобрели гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам

– выбывают в другую местность (административно-территориальную единицу) Украины на новое место жительства;

– выбывают на срок более 3 месяцев за пределы Украины;

– поставлены согласно решениям комиссии по вопросам приписки или призывной комиссии на воинский учет военнообязанных;

– получили воинские звания офицерского состава после прохождения военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса;

– прекратили альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом № 1975

– граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил;

– лица, которые после прохождения срочной военной службы приняты на военную службу по контракту в воинские формирования, образованные в соответствии с законами, кроме ВСУ, или на службу в Нацполицию, органы, подразделения гражданской защиты, в Госспецсвязь, Государственную уголовно-исполнительную службу;

– лица, выбывшие на срок более 3 месяцев за пределы Украины;

– лица, выбывшие в другие страны на постоянное место жительства;

– в других случаях (по решению Минобороны)

– лица, уволенные с военной службы в запас Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;

– лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом № 1975;

– лица, уволенные со службы из Нацполиции, МВД, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты, до прохождения срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы, ГФС;

– лица, которые приобрели гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет военнообязанных;

– лица, прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

– военнообязанные, исключенные из воинского учета СБУ, Службы внешней разведки;

– призывники, которые в соответствии со ст. 18 Закона № 2232 освобождены от призыва на срочную военную службу;

– лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;

– женщины, имеющие специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, приведенными в Перечне № 711, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению

Кем ведется воинский учет на предприятии

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации ведут персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения (п. 36 Порядка № 921).

Персональный учет призывников и военнообязанных предусматривает учет сведений о призывниках и военнообязанных по месту их работы или обучения и возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности (ч. 5 ст. 34 Закона № 2232).

Ведение воинского учета физлицом-предпринимателем не предусмотрено. Но Минобороны, опираясь на ч. 5 ст. 34 Закона № 2232, подчеркивает, что ведение персонального учета призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения возлагается в том числе и на граждан-предпринимателей и других самозанятых лиц (письма Генштаба ВСУ от 27.09.2017 г. № 321/5989, Минобороны от 13.11.2017 г. № 321/7065).

Однако ст. ст. 211 2 – 211 4 КоАП не предусматривается административная ответственность для физлиц-предпринимателей за: неподачу в военкоматы списков работников, подлежащих приписке к призывным участкам; прием на работу работников, не состоящих на воинском учете по месту жительства; необеспечение извещения о вызове в военкомат.

Воинский учет граждан, с которыми заключен договор гражданско-правового характера, не ведется (письмо Минобороны от 13.11.2017 г. № 321/7065).

Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, определяется в госорганах в зависимости от наличия на воинском учете призывников и военнообязанных (пп. 2 п. 10 Порядка № 921):

• от 500 до 1000 – одно ответственное лицо;

• от 1000 до 2000 – два человека, а на каждые последующие 1000 призывников и военнообязанных – по одному человеку дополнительно.

Согласно пп. 3 п. 10 Порядка № 921 на предприятиях, в учреждениях и организациях количество ответственных за ведение воинского учета тоже зависит от наличия на воинском учете призывников и военнообязанных:

• от 500 до 2000 – одно ответственное лицо;

• от 2000 до 4000 – два человека;

• от 4000 до 7000 – три человека, а на каждые последующие 3000 призывников и военнообязанных – по одному человеку дополнительно.

Если на воинском учете в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях состоит менее 500 призывников и военнообязанных, то обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада, кроме госслужащих (п. 11 Порядка № 921).

Указанная доплата устанавливается, если на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом возлагаются дополнительные обязанности по ведению воинского учета, не предусмотренные должностной инструкцией (размер доплаты может быть установлен в размере 10 %, 20 %, 30 %, 40 %, 50 %).

Когда же в должностной инструкции, скажем, инспектора по кадрам определены задачи и обязанности по ведению воинского учета, то доплата, предусмотренная п. 11 Порядка № 921, не выплачивается. Ведь тогда специалист кадровой службы ведет воинский учет, исполняя свои должностные обязанности, за что получает соответствующую оплату с учетом выполнения указанных функциональных обязанностей (письмо Минсоцполитики от 09.02.2018 г. № 227/0/101-18/281).

Организация воинского учета на предприятии

Предприятия, учреждения и организации, где ведется воинский учет призывников и военнообязанных, изготавливают типографским способом правила воинского учета и вывешивают их на видном месте в соответствующих помещениях (п. 22 Порядка № 921). Образец Правил воинского учета призывников и военнообязанных приведен в приложении к Порядку № 921.

Перечень мероприятий, выполнение которых возлагается на государственные органы, предприятия, учреждения и организации, определен п. п. 14 и 37 Порядка № 921.

Приведем их для удобства в таблице 2 с уточнением сроков выполнения и используемых форм.

Мероприятия по воинскому учету, осуществляемые предприятием

Мероприятие, связанное с воинским учетом

Ведение воинского учета на предприятии

Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционным долгом граждан Украины. Правовое регулирование отношений между государством и гражданами Украины в связи с выполнением ими конституционного долга по защите Отечества регулирует Закон Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 2232).

Предприятия, учреждения и организации наряду с государственными органами и военными комиссариатами (далее — военкомат) согласно ч. 7 ст. 1 Закона Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 2232) должны обеспечивать выполнение воинской обязанности гражданами Украины.

Согласно требованиям Закона № 2232 предприятия, учреждения, организации и учебные заведения (далее — предприятие) независимо от подчиненности и форм собственности обязаны:

— обеспечивать выполнение воинской обязанности гражданами Украины (ч. 7 ст. 1);

— подавать в военкоматы списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам (ч. 5 ст. 14);

— вести персональный учет призывников и военнообязанных (ч. 4 ст. 34);

— уведомлять призывников и военнообязанных о вызове в военкомат, обеспечивать своевременное прибытие граждан на призывные участки по требованию военкоматов (ч. 8 ст. 15, ч. 1 ст. 38);

— уведомлять в семидневный срок военкоматы о принятии на работу (учебу) и увольнении с работы (учебы) призывников и военнообязанных (ч. 1 ст. 38) и др.

Военнообязанными согласно ч. 9 ст. 1 Закона № 2232 являются лица, находящиеся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства, а призывниками являются лица, приписанные к призывным участкам.

Порядок ведения воинского учета работников предприятия, являющихся военнообязанными и призывниками, регулируется Инструкцией по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденной приказом Минобороны от 15.12.2010 г. № 660 (далее — Инструкция).

Этот документ регулирует организацию ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях.

Согласно ст. 37 Закона Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» воинскому учету подлежат военнообязанные и призывники, состоящие на воинском учете в районных (городских) военкоматах.

В сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют военкоматы, персонально-первичный учет военнообязанных и призывников по месту их проживания осуществляют органы местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации и учебные заведения независимо от подчиненности и форм собственности осуществляют персональный учет военнообязанных и призывников по месту их работы или учебы. При этом персональный учет военнообязанных и призывников на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется по типовой форме № П-2 «Личная карточка работника», утвержденной приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 г. № 495/656, во II разделе которой указываются сведения о воинском учете.

Персональный учет военнообязанных и призывников в учреждениях и организациях, подпадающих под действие Закона Украины от 16.12.93 г. № 3723-XII «О государственной службе», осуществляется по форме первичного учета № П-2 ГС «Личная карточка», утвержденной приказом Минстата от 26.12.95 г. № 343, в разделе IX которой указываются сведения о воинском учете.

Персональный учет военнослужащих и призывников в учебных заведениях осуществляется по спискам учащихся — военнообязанных (приложение 9 к Инструкции) и спискам учащихся — призывников (приложение 10 к Инструкции).

— военно-учетный персонал предприятия при наличии от 500 и более военнообязанных и призывников;

— работника отдела кадров при наличии на учете менее 500 военнообязанных и призывников с установлением доплаты в размере до 50 % должностного оклада.

Конкретный размер доплаты к должностному окладу работника, на которого возложены обязанности по ведению воинского учета, определяется руководителем предприятия в зависимости от фактической численности военнообязанных и призывников в пределах утвержденного фонда оплаты труда (см. газ. «Праця і зарплата № 35 (855), сентябрь 2013 года, стр. 10, № 39 (859), октябрь 2013 года, стр. 12, № 44 (912), ноябрь 2014 года, стр. 10, письмо Минсоцполитики от 12.09.2013 г. № 1033/13/84-13).

При этом обязанность по ведению воинского учета возлагается на конкретного работника приказом руководителя предприятия, о чем необходимо также уведомить военкомат (иной орган учета).

Количество штатных единиц военно-учетного персонала предприятий также зависит от количества работающих военнообязанных и призывников и составляет:

— одну штатную единицу — при количестве работающих от 500 до 2 000;

— две штатные единицы — при количестве работающих от 2 000 до 4 000;

— три штатные единицы — при количестве работающих от 4 000 до 7 000, а на каждые следующие 3 000 военнообязанных и призывников — по одной штатной единице.

Должностные оклады для данных работников, как правило, устанавливаются на уровне должностных окладов работников отделов кадров.

На руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений возлагается выполнение следующих мероприятий по вопросам персонального воинского учета:

— проверять у граждан при приеме на работу (учебу) наличие военно-учетных документов (военных билетов, призывных свидетельств). Причем прием на работу военнообязанных и призывников может осуществляться только после взятия их на воинский учет в военкомате;

— уведомлять в семидневный срок военкоматы обо всех военнообязанных и призывниках, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учебных заведений);

— уведомлять по требованию военкомата военнообязанных и призывников об их вызове в военкомат и обеспечивать своевременное прибытие по такому вызову;

— обеспечить полноту, достоверность и качество учета всех военнообязанных и призывников в соответствии с требованиями данной Инструкции и иными нормативными документами;

— проводить не реже одного раза в год сверки личных карточек работников с учетными данными военкоматов;

— ежемесячно до 5 числа уведомлять военкоматы об изменении семейного положения, места проживания, образования, места работы и должности военнообязанных и призывников;

— ежегодно не позднее 1 декабря подавать в военкоматы списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, и др.

Военно-учетными документами, на основании которых предприятием ведется воинский учет, являются:

— для военнообязанных — военный билет или временное свидетельство (вместо военного билета);

— для призывников — свидетельство о приписке к призывному участку.

В соответствии с п. 3.6 и 3.9 Инструкции раздел II типовой формы № П-2 «Личная карточка работника» заполняется последовательно в точном соответствии с данными записей военных билетов.

Пример заполнения данного раздела личной карточки работника:

ІІ. ВІДОМОСТІ ПРО ВІЙСЬКОВИЙ ОБЛІК

Група обліку: ______________________________________

Придатність до військової служби: _______________________

Категорія обліку: запас 1 розряду

Назва райвійськкомату за місцем реєстрації: Жовтневий РВК м. Дніпропетровська

Назва райвійськкомату за місцем фактичного проживання: Жовтневий РВК м. Дніпропетровська

Військове звання: лейтенант

Перебування на спеціальному обліку__________________

Військово-облікова спеціальність: № 021101

Для обеспечения качественного воинского учета необходимо оформлять донесения об изменении учетных данных военнообязанных и призывников (приложение 1 к Инструкции).

Организация хранения документов картотеки, личных карточек военнообязанных и призывников на предприятиях, в учреждениях и организациях должна соответствовать требованиям общего делопроизводства.

Согласно п. 3.11 Инструкции личные карточки военнообязанных и призывников хранятся в алфавитном порядке в отдельной картотеке, которая подразделяется на 4 группы:

— первая группа — личные карточки военнообязанных офицерского состава;

— вторая группа — личные карточки военнообязанных рядового, сержантского и старшинского состава;

— третья группа — личные карточки военнообязанных-женщин;

— четвертая группа — личные карточки призывников.

На военнообязанных, забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени, личные карточки выделяются отдельно в каждой группе.

Личные карточки на лиц, снятых с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранятся в общей картотеке предприятия, учреждения или организации.

Согласно п. 4.1 Инструкции военнообязанные и призывники, работающие на морских и речных суднах, принимаются на воинский учет в установленном порядке военкоматами по местонахождению портов приписки таких суден.

Военнообязанные и призывники из числа плавающего состава морского и речного флота, проживающие на судне без постоянного места проживания, в портах приписки судов или населенных пунктах по месту дислокации кадровых органов, обслуживающих такие суда, одновременно с регистрацией принимаются на воинский учет в военкоматах по месту расположения соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий.

Военно-учетные документы таких военнообязанных и призывников доставляются в военкоматы по распоряжению капитанов судов или администрации пароходств, управлений и баз флота, флотилий.

Если на период зимней навигации суда перебазируются в другие порты, то военнообязанные и призывники плавающего состава, обслуживающие такие суда, должны оставаться на воинском учете в военкомате по месту размещения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флота, флотилий по местонахождению портов приписки таких суден.

В соответствии с п. 4.2 Инструкции военнообязанные и призывники, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, поисковых, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесоустроительных, землеустроительных экспедициях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, путевых машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, туннельных, мостостроительных и плавучих отрядах и на участках, в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в иных приравненных к ним организациях, по роду работы связанных с постоянным перемещением, не имеющие постоянного места проживания в пунктах проведения работ, берутся на воинский учет военкоматами (учетными органами) по местонахождению строительно-монтажных и иных организаций, имеющих право найма на работу и увольнения.

Данной Инструкцией также утверждены следующие формы:

— донесение об изменении учетных данных (приложение 1);

— список юношей ___ года рождения, подлежащих приписке к призывному участку (приложение 2);

— список военнообязанных и призывников, заявивших об изменении состояния здоровья (приложение 3);

— журнал проверок состояния учета военнообязанных и призывников (приложение 4);

— карточка первичного учета (приложение 5) и др.

В случае нарушения законодательства о ведении воинского учета к должностным лицам предприятий может быть применена административная ответственность согласно:

ст. 210 1 КУоАП «Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации»;

— ст. 211 2 КУоАП «Непредставление в военные комиссариаты списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам»;

ст. 211 3 КУоАП «Прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете»;

ст. 211 4 КУоАП «Необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военкомат, препятствование их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки»;

ст. 211 5 КУоАП «Несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неоповещение об их вызове в военкоматы».

Подскажите, кто знает какая административная ответственность . Спасибо.

так то 28.08.2015 09:29:13Подскажите, кто знает какая административная ответственность .Спасибо. — так в статье написаны статьи кодекса — посмотрите . по первой указанной статье — 30-100 неоподат.мин по остальным 1-3 неоподат.мин.дох.граждан ну если повторое нарушение то больше.

И что, обязательно вести этот учет и подавать списки в военкомат? Кто-нибудь такое делает? В первый раз с этим сталкиваюсь. Не просила никогда при приеме на работу военные билеты.

Даже париться не буду. Есть дела поважней.

К нам на предприятие пришло письмо с требованиями подать списки и карточки работников. Никаких лазеек в законодательстве нет. Ответ подать нужно в течении з-х дней. Спрашивается, кто этим будет заниматься? правильно, бухгалтер. Кто же ещё. дальше непереводимая игра слов.

Лучше заплатить штраф

ну теоретически надо всем )))) у меня в компании 4 штатника и 5 совместителей — мы не подаем. У нас отдела кадров нет, а ни мне, ни директору некогда этим заниматься.

Мы тоже не подаем, но копии военного билета заставила принести. на всякий случай. Кадровика у нас то же нет, я этим заниматься не собираюсь.

и как написали выше — лучше заплатим штраф. тем более думаю им интересны «заводы-пароходы», где много народа, чем мелочь по 4 человека.

Какой минимум применяется? Согласно пункта 5 Раздела XX Переходных полoжeний Налогового кодекса Украины: «5. Если нормы других законов сoдержат ссылку нa необлагаемый минимум доходов граждан, тo для целей иx применения используется суммa в размере 17 гривень, крoме норм административного и уголовного зaконодательства в чаcти квалификации преступлений или правонарушeний, для которых суммa необлагаемого минимума устанавливается на урoвне налоговой социальной льготы, определенной пoдпунктом 169.1.1 пунктa 169.1 статьи 169 рaздела IV настоящего Кодекса для сoответствующего года.» Налоговая социальная льгота в 2015 году составляет 609грн (в 2014 году была 609,00грн.)

  • Алексей Олегович

У нас на предприятии я единственный кого могут мобилизовать в случае военного положения. Так что я теперь должен пойти к директору и сказать чтоб платил мне на 50% больше потому что я веду учет самого себя? Интересно КУДА он меня .

всегда считалось необлаг. минимум 17 гривен

Алексей Олегович28.08.2015 10:02:46У нас на предприятии я единственный кого могут мобилизовать в случае военного положения. Так что я теперь должен пойти к директору и сказать чтоб платил мне на 50% больше потому что я веду учет самого себя? Интересно КУДА он меня . — скорее он ваш «попросит на выход», потому что платить средний зароботок и сохранять место за вами , «если что», не дай бог конечно, он точно не захочет. так что лучше заплатить все эти «штрафы» и сидеть тихо не отсвечивая.

  • Алексей Олегович

ольга Да вот и я так думаю, если придет письмо то тут уже не отвертишься а так просто, извините но у нас штат маленький и кадровика нету.

Напрасно отнекиваетесь, у нас еще до 2000г. военкоматы приходили проверять этот учет. С тех пор, правда, больше таких проверок не было, но «все новое — хорошо забытое старое», а в нынешних условиях дефицита бюджета и «законного права» на возможность подзаработать, данное напоминание осень даже кстати.

Ольга, спасибо что откликнулись, но что то вы больше штрафа написали , за наполнение гос.бюджета переживаете ?)) Погуглила, штрафы меньше Стаття 2101. Порушення законодавства про мобілізаційну підготовку та мобілізацію Порушення законодавства про мобілізаційну підготовку та мобілізацію — тягне за собою накладення штрафу на громадян від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від семи до десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу на громадян від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від десяти до п’ятнадцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Ежу понятно — большинство диров повесят эще и эту собаку на бухгалтера, причем, без всякой доплаты, — мол, скажи спасибо, что работу имеешь.

так то 28.08.2015 10:20:39Ольга, спасибо что откликнулись, но что то вы больше штрафа написали , за наполнение гос.бюджета переживаете ?))Погуглила, штрафы меньшеСтаття 2101. Порушення законодавства про мобілізаційну підготовку та мобілізаціюПорушення законодавства про мобілізаційну підготовку та мобілізацію -тягне за собою накладення штрафу на громадян від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від семи до десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, -тягне за собою накладення штрафу на громадян від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від десяти до п’ятнадцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. — меня вообще жаба давит и копейку им платить )))) так что если меньше — то еще лучше ))) но то что я написала — выписала сегодня с утра с сайта верховной рады. Вот: Стаття 210-1. Порушення законодавства про оборону, мобілізаційну підготовку та мобілізацію Порушення законодавства про оборону, мобілізаційну підготовку та мобілізацію — тягне за собою накладення штрафу на громадян від десяти до тридцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від тридцяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу на громадян від тридцяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян і на посадових осіб — від ста до трьохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Стаття 211-2. Неподання у військові комісаріати списків юнаків, які підлягають приписці до призовних дільниць Неподання керівниками або іншими відповідальними за військово-облікову роботу посадовими особами житлово-експлуатаційних організацій, підприємств, установ та організацій, які здійснюють експлуатацію будинків, власниками будинків, органами місцевого самоврядування, яким делеговано ведення первинного обліку військовозобов’язаних і призовників, підрозділами по роботі з кадрами підприємств, установ, організацій, навчальних закладів незалежно від підпорядкування і форм власності щорічно в строки, встановлені Міністерством оборони України, до відповідних районних (міських) військових комісаріатів списків громадян, які підлягають приписці до призовних дільниць, — тягне за собою накладення штрафу від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. <Кодекс доповнено статтею 211-2 згідно з Указом ПВР № 2010-11 від 03.04.86, із змінами, внесеними згідно із Законами № 55/97-ВР від 07.02.97, № 308/97-ВР від 04.06.97, № 2342-III від 05.04.2001>Стаття 211-3. Прийняття на роботу військовозобов’язаних і призовників, які не перебувають на військовому обліку Прийняття керівниками або іншими посадовими особами підприємств, установ, організацій, колективних сільськогосподарських підприємств і навчальних закладів на роботу (навчання) військовозобов’язаних і призовників, які не перебувають на військовому обліку за місцем проживання, — тягне за собою накладення штрафу від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення, передбаченого частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. <Кодекс доповнено статтею 211-3 згідно з Указом ПВР № 2010-11 від 03.04.86, із змінами, внесеними згідно із Законами № 55/97-ВР від 07.02.97, № 308/97-ВР від 04.06.97>Стаття 211-4. Незабезпечення сповіщення військовозобов’язаних і призовників про їх виклик у військові комісаріати, перешкода їх своєчасній явці на збірні пункти чи призовні дільниці Незабезпечення керівниками або іншими відповідальними за військово-облікову роботу посадовими особами підприємств, установ, організацій, колективних сільськогосподарських підприємств і навчальних закладів на вимогу військових комісаріатів сповіщення військовозобов’язаних і призовників про їх виклик у військові комісаріати або перешкода зазначених посадових осіб своєчасній явці громадян на збірні пункти чи призовні дільниці — тягне за собою накладення штрафу від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення з числа передбачених частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. <Кодекс доповнено статтею 211-4 згідно з Указом ПВР № 2010-11 від 03.04.86, із змінами, внесеними згідно із Законами № 55/97-ВР від 07.02.97, № 308/97-ВР від 04.06.97>Стаття 211-5. Несвоєчасне подання документів, необхідних для ведення військового обліку військовозобов’язаних і призовників, несповіщення їх про виклик у військові комісаріати Несвоєчасне подання керівниками або іншими відповідальними за військово-облікову роботу посадовими особами житлово-експлуатаційних організацій, підприємств, установ і організацій, що здійснюють експлуатацію будинків, а також власниками будинків у військові комісаріати і органи місцевого самоврядування, на які покладено ведення первинного обліку військовозобов’язаних і призовників, домових книг, карток реєстрації місця проживання і обліково-військових документів (військових квитків, посвідчень про приписку до призовних дільниць) на жильців, які є віськовозобов’язаними або призовниками, для оформлення взяття на військовий облік або зняття з обліку, а також несповіщення їх про виклик у військові комісаріати — тягнуть за собою накладення штрафу від одного до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. Повторне протягом року вчинення порушення з числа передбачених частиною першою цієї статті, за яке особу вже було піддано адміністративному стягненню, — тягне за собою накладення штрафу від трьох до семи неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. <Кодекс доповнено статтею 211-5 згідно з Указом ПВР № 2010-11 від 03.04.86; із змінами, внесеними згідно із Законами № 55/97-ВР від 07.02.97, № 308/97-ВР від 04.06.97, № 2342-III від 05.04.2001, № 1276-VI від 16.04.2009>