Фз о рекламе ст 24

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 22.10.2013) «О РЕКЛАМЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 13.03.2006 — «Российская газета», N 51, 15.03.2006;
  • «Парламентская газета», N 37, 17.03.2006, N 41, 23.03.2006;
  • «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232)

Статья 38 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 8 статьи 5, статьями 6 — 9, частями 4-6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 — 30.1 настоящего Федерального закона.

7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 — 9, 12, 14 — 18, частями 2 — 4 и 9 статьи 19, частями 2 — 6 статьи 20, частями 2 — 5 статьи 21, частями 2 — 4 статьи 23, частями 7 — 9 и 11 статьи 24, статьей 25, частями 1 — 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет — 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение по делу о нарушении ООО «Хэлп» и ООО «Макс Медиа» ФЗ «О рекламе»

20 июня 2008 г. г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии В.И. Шевченко, руководитель управления,

члены Комиссии: Н.В. Базарова, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства,

С.Н. Лепихина, специалист-эксперт отдела экономического анализа,

Е.П. Фоминых, специалист-эксперт управления,

рассмотрев дело №02-11/20-08 по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Макс Медиа» в журнале «Выбирай соблазны большого города» рекламы общества с ограниченной ответственностью «Хэлп» с признаками нарушения п.20 ч.3 и ч.7 ст.5, а также ч.7 ст.24 и ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – от ООО «Макс Медиа» представитель по доверенности от 19.06.2008г. Ц, директор К; от ООО «Хэлп» директор К,

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе, была проведена проверка рекламы в рекламно-информационном журнале «Выбирай соблазны большого города», в результате которой в № 2 (2) 1-15 марта 2008г. были выявлены признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

На странице 31 указанного номера журнала размещена реклама стоматологической клиники «Хэлп» со следующей информацией: «Качественное лечение, современное оборудование, новейшие технологии, высококвалифицированные специалисты. Полный спектр стоматологических услуг: компьютерная диагностика, лечение, удаление, протезирование, эстетическая стоматология, отбеливание. Гибкая система скидок. Предоставление кредита. Ежедневно с 9.00 до 21.00…».

В указанной рекламе идет речь о медицинских услугах (лечение, удаление зубов, отбеливание, протезирование), оказываемых клиникой в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 №163 код 081400. Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства №30 от 22.01.2007г., медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг), в том числе, по стоматологии терапевтической, ортопедической, хирургической. Указанные в рекламе медицинские услуги, стоматологическая клиника «Хэлп» предоставляет на основании лицензии №70-01-000267 от 09.11.2006г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Отсутствие в рекламе стоматологической клиники «Хэлп» требуемых видов предупреждений указывает на наличие нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

Также в объявлении рекламируется услуга кредита. Между тем, отсутствие сведений о том, какой кредит (товарный, коммерческий или кредит, предоставляемый финансовой организацией) рекламируется в рассматриваемой рекламе, является существенной информацией, отсутствие которой вводит потребителей в заблуждение относительно условий приобретения или использования товаров или услуг.

Следовательно, текст рекламы, размещенной ООО «Хэлп» в журнале «Выбирай соблазны большого города» не содержит всех существенных условий об условиях приобретения услуги.

В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно представленной информации в ответ на запрос об условиях предоставления кредита обществом с ограниченной ответственностью «Хэлп» установлено, что кредит на услуги общества предоставляет ОАО «Альфа-Банк» на основании договора о сотрудничестве с торговой организацией №АП70010087 от 13 декабря 2007г. Других видов кредитов ООО «Хэлп» не предоставляет.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 27.10.2006 г.: финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В пункте 6 статьи 4 вышеназванного закона определено понятие «финансовая организация» — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, -кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Таким образом, пункт 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает исчерпывающий перечень финансовых организаций, оказывающих финансовую услугу.

ООО «Хэлп» не является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги. Из содержания рекламы следует, что кредит предоставляет стоматология « Help », таким образом, рекламируя услугу, которую не может оказывать, ООО «Хэлп» распространяет рекламу с признаками нарушения п.20 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, содержащая несоответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, а в соответствии с ч.1 ст.5 ФЗ «О рекламе» недостоверная реклама не допускается.

Текст указанной рекламы не содержит сведений о том, что услугу кредита на приобретение услуг оказывает ОАО «Альфа-Банк», а значит, реклама нарушает ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Таким образом, реклама стоматологии « Help », размещенная в журнале «Выбирай соблазны большого города» в №2(2) с 1-15 марта 2008г. содержит признаки нарушения п.20 ч.3 и ч.7 ст.5, ч.7 ст.24, а также ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ и в соответствии с п.4 ст.3 указанного закона является ненадлежащей.

Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (п.5 ст.3 Федерального закона «О рекламе») – ООО «Хэлп»; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 Федерального закона «О рекламе»)– ООО «Макс Медиа» на основании договора-заказа на размещение рекламы №16 от 06.02.2008г., счета №50 от 19.03.2008г., платежного поручения от 20.03.2008г. №065.

В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение п.20 ч.3 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с ч.ч.6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст.24, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» несут рекламодатель и рекламраспространитель.

20 июня 2008 г. на заседании Комиссии представитель ООО «Макс Медиа» Ц признала допущенные нарушения рекламного законодательства и сообщила, что в настоящее время внесены изменения во все рекламные макеты журнала с целью устранения нарушений законодательства о рекламе. Так же пояснила, что нарушение было допущено по вине директора по рекламе, который в настоящее время уволен по причине несоответствия занимаемой должности.

Законный представитель ООО «Хэлп» К также признала нарушение и отметила, что рекламный макет на согласование, предусмотренное договором с ООО «Макс Медиа», не был предоставлен клинике, а также сообщила, что реклама стоматологии «Хэлп», размещенная у других рекламораспространителей публикуется без нарушения закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Признать ненадлежащей рекламу стоматологической клиники «Хэлп», размещенную в рекламно-информационном журнале «Выбирай соблазны большого города» №2 (2) с 1-15 марта 2008г. (издатель ООО «Макс Медиа») поскольку в ней нарушены требования п.20 ч.3 и ч.7 ст.5, ч.7 ст.24, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Не выдавать ООО «Макс Медиа» и ООО «Хэлп» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения до заседания Комиссии.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2008 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

п.8 ст.24 ФЗ о рекламе с 01.01.2014 указывает на запрет рекламы медицинских услуг вне специализированных выставок и специализированных изданий

Вопрос-ответ по теме

п.8 ст.24 ФЗ о рекламе с 01.01.2014 указывает на запрет рекламы медицинских услуг вне специализированных выставок и специализированных изданий. Однако, возникает противоречие по п.п. 3, 5 и 7 статьи 24 с указанным п. 8. Разъясните, пожалуйста, какими нормами руководствоваться при принятии решения о рекламе мед.услуг? В каком документе утвержден перечень мед.услуг и виды деятельности мед.учреждений?».

: С 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

С 01.01.2014 вводятся требования к рекламе медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. С указанной даты реклама медицинских услуг должна соответствовать пунктам 2 — 5 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, реклама медицинских услуг не должна:

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Однако необходимо учитывать ограничения, установленные ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Подобное законодательные конструкции привели к определенным противоречиям, т.к. ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» допускает рекламу медицинских услуг с определенными ограничениями, а ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе» исключает возможность рекламы в полном объеме (за исключением мест проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).

Трактовка новой редакции ФЗ «О рекламе» антимонопольными органами сводится, что запрет установлен на рекламу медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в полном объеме, за исключением мест, указанных в части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Тем не менее, в письме ФАС России от 20.01.2014 № АК/1193/14 разъяснено, что на рекламу медицинской деятельности, например, стоматология, психиатрия, офтальмология и прочее, не содержащую указания на конкретные медицинские услуги, вступившие в силу требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Следует отметить, что в п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее: «Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н. Пункт 10 статьи 2 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ раскрывает содержание понятия „медицинская деятельность“. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“. В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами».

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Разъяснение ФАС России от 13.08.2013 О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ;

Письмо ФАС России от 17.12.2013 № АД/51199/13 О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе»;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПИСЬМО ФАС РОССИИ ОТ 20.01.2014 № АК/1193/14 О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

«В дополнение к письму ФАС России от 17.12.2013 № АД/51199/13 сообщаем.

Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ) внесены изменения в часть 8статьи 24 Федерального закона «О рекламе», устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, с 01 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.*

Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“ понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“.

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом „О рекламе“ местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.*

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях*. При этом медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона „О рекламе“, в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее».

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования «пункта 6» части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

3. Требования «пунктов 2» — «5 части 1» настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

3.1. Требования «пунктов 2» — «5» и «7 части 1» настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

4. Требования «пунктов 1» — «8» части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Реклама методов лечения

18 августа 2016 г. Верховный суд вынес решение, которым признал не действующим абзац десятый пункта 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе».

Данный абзац посвящен толкованию понятия «методы профилактики, диагностики, лечения», которое дали специалисты ФАС. Данное решение крайне важно для рекламной отрасли, но, чтобы понять всю важность данного решения необходимо обратиться к истории возникновения проблематики рекламы методов лечения.

Действующий рекламный закон во многом напоминает «письмо из Простоквашино», поскольку в него регулярно вносятся изменения, при это вносятся они с существенными недостатками юридической техники.

Поскольку реклама является производным явлением, то невозможно создавать рекламное законодательство без учета законодательства, которым регулируется оборот товаров, которые рекламируются, проще говоря нет товара, не может быть его рекламы.

Поэтому если хочется ограничить рекламу фаст-фуда, то нужно прежде всего внести понятие фаст-фуда в нормативный акт, регулирующий оборот пищевой продукции, а потом регулировать порядок рекламы фаст-фуда.

Однако, на практике обратные ситуации возникают нередко, в результате появляются коллизии и/или законодательные пробелы, поскольку появляется новелла, которая никак не связана с иным законодательством.

Пример такой ситуации как раз может проиллюстрировать эпопея изменений в правовом регулировании рекламы медицинских услуг и методов лечения. Так ФЗ от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены следующие изменения:

— ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе была изменена следующем образом: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники».

А ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе получила следующую редакцию: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

В результате ошибки в юридической техники получилась следующая коллизия, ч. 7 ст. 24 противоречила ч. 8 данной статьи, поскольку получалось, что реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов; в то же время данное требование не распространяется на рекламу медицинских услуг в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников (ч.7 ст. 24), это означало, что реклама медицинских услуг допускается не только на специальных мероприятиях, но и в иных местах, но при наличии дисклеймера, однако ч. 8 ст. 24 говорит, что такая реклама разрешена лишь в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

Разъясняя данную коллизию ФАС РФ, в информационном письме от 20 января 2014 г. N АК/1193/14 выбрал позицию, указанную в ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе. Хотя в данной ситуации можно было применить следующий подход, поскольку из закона не ясно каким образом должны рекламироваться медицинские услуги, и с учетом общего принципа рассмотрения административных споров – любые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, то возбуждение дел по ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе не допускается.

Осознав свою ошибку, законодатель решил ее исправить, но получилось это специфически, так с 30 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ «О внесении изменения в ст. 24 Федерального закона «О рекламе», исключающий из сферы регулирования ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе» рекламу медицинских услуг.

В итоге ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе на сегодняшний день выглядит следующим образом: реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

То есть в данной статье остался запрет на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения в иных местах, кроме специализированных врачебных мероприятий. Очередная ошибка в юридической технике, ведь нельзя было исключать из действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе медицинские услуги, не исключив методы профилактики, диагностики, лечения, поскольку медицинская услуга и метод лечения соотносятся как вид и род, то есть в рекламе допускается говорить какую процедуру предлагает клиника, но нельзя сказать к какой сфере медицинского вмешательства относится. Так стоматолог может рекламировать услугу протезирования зуба, но он не может сказать какой он для этого будет использовать способ. Ситуация крайне абсурдная.

Возможным решением данной проблемы без вмешательства законодателя было бы формирования подхода, при котором под действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе подпадали только те методы лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, ибо именно так можно прочитать данную норму с учетом все пунктуационных особенностей и целей изначальных законодательных инициатив – отучить потребителей от самолечения.

Однако ФАС РФ в своем письме от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» дал иное толкование, указав что в данной норме несколько объектов регулирования:

— реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,

— реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,

— реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

То есть ФАС отнес требование о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий. Более того, в данном письме ФАС попытался решить другую проблему – отсутствие законодательного определения методов лечения, указав, что по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

На основании позиций, указанных в данном письме, за нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе к административной ответственности был привлечен Ставропольский «Центр лазерной коррекции зрения и хирургии катаракты (ООО «Офтальма»).

Так 6 ноября 2015 года в г. Ставрополе в районе дома № 68 по ул. Глинки был выявлен факт размещения наружной рекламы следующего содержания: «Центр лазерной коррекции зрения. – диагностика и лечение глазных болезней – микрохирургия глаза – хирургия катаракты, глаукомы – эксимер-лазерная коррекция близорукости, дальнозоркости, астигматизма ул. Матросова, д. 65А, тел./факс: 8(8652) 33-33-22. www.oftalma.ru».

Решением УФАС Ставропольского края от 16.12.2015 по делу № 107 о нарушении законодательства о рекламе данная реклама признана ненадлежащей, поскольку она нарушает положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

В рамках судебного оспаривания данного решения общество указывало, что спорная информация не может быть квалифицирована как реклама метода лечения, так как действующее законодательство не содержит понятия «метод лечения».

Суд с данным доводом не согласился, указав, что федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, но данное определение есть в Письме ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, и на основании этого оставил решение УФАС в силе.

Общество не согласилось данным подходом и обратилось в Верховный Суд Российской Федерации заявлением о признании недействующими положений Письма ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, ссылаясь на то, что в данном Письме содержится нормативное определение методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, что не относится к полномочиям ФАС России, которая не вправе осуществлять нормативное регулирование в сфере здравоохранения.

Верховный суд согласился с данным подходом, указав, что оспариваемое разъяснение дано с превышением полномочий ФАС России и не соответствует требованиям закона.

Фактически данным решением Верховный суд в очередной раз обнажил крайне острую проблему законодательного отсутствия определения понятия «методов лечения». Фарминдустрия один из ключевых игроков на рекламном рынке, а учитывая специфику рекламируемых товаров, которые напрямую влияют на здоровье потребителя, поэтому определённость в подходах рекламы методов лечения крайне важна.

Однако, на сегодняшний рекламная индустрия опять оказалось в ситуации полной неопределённости в вопросе допустимости рекламы методов лечения, с одной стороны Письмо ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 в части отнесения требований о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий, а не к методам лечения сохранено, но с другой стороны у антимонопольных органов в отсутствии законодательного определения «метолов лечения» нет возможности применять положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

Еще раз нужно отметить, что сложившаяся ситуация, когда можно рекламировать медицинские услуги, которые входят в методику лечения, но при этом нельзя рекламировать сами методы лечения представляется крайне абсурдной. Поэтому законодателю устранить данное противоречие, как это было сделано с рекламой медицинских услуг.

UPD. 20 февраля 2017 года Верховный суд опять вернулся к данной проблеме. В Определении ВС от 20 февраля 2017 г. N 308-АД16-10650 суд указал, что

Закона о рекламе допускает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в составе видов (перечня) медицинских услуг, оказываемых соответствующим медицинским учреждением, предусматривая лишь необходимость предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Вместе с тем реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.