Изменения в ст 123 коап рф

Оглавление:

Внесено изменение в статью 12.8 КоАП

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 марта 2018 года и одобрен Советом Федерации 28 марта 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

В соответствии с Федеральным законом примечание к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения») дополняется положением, в соответствии с которым факт употребления веществ, вызывающих алкогольное опьянение, определяется в том числе наличием в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.

Статья 12.3 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

Новая редакция Ст. 12.3 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 12.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок управления транспортными средствами. В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, 31.10.1998 N 1272, 21.04.2000 N 370, 24.01.2001 N 67, 21.02.2002 N 127, 28.06.2002 N 472, 07.05.2003 N 265, 25.09.2003 N 595, 14.12.2005 N 767, 28.02.2006 N 109) , водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:
———————————
СЗ РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));

— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (см. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 23.06.2003 N 77-ФЗ, 29.12.2004 N 199-ФЗ, 21.07.2005 N 103-ФЗ) ).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.

2. Часть 1 статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов. Часть 2 данной статьи выражается в отсутствии у водителя транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему документов на право управления им.

3. Субъектом правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов на управление. Ответственность по комментируемой статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в статье документов.

Другой комментарий к Ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является направленный на обеспечение безопасности дорожного движения порядок управления транспортным средством.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки:

а) водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;

б) регистрационные документы на транспортное средство;

в) документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством в отсутствие его владельца;

г) в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

д) в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

иметь на транспортном средстве регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ в специально обозначенных контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2. Часть 1 данной статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе: документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие владельца.

Документом, подтверждающим право управления транспортным средством, может быть: водительское удостоверение, временное разрешение на право управления транспортным средством, в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение.

Регистрационным документом на транспортное средство является его технический паспорт и номерной знак установленного образца.

Документами, подтверждающими право владения, управления, распоряжения транспортным средством, следует считать документы на право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления. В отсутствие собственника документом, подтверждающим право эксплуатации транспортного средства, является договор аренды, оформленная надлежащим образом доверенность либо иной распоряжающий акт.

3. Часть 2 комментируемой статьи с объективной стороны выражается в отсутствии у водителя транспортного средства лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч.3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им.

5. Субъектом административного правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Знания и умение эксплуатировать транспортное средство не влияют на назначение административного наказания.

6. Ответственность по данной статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в ч.1 и 2 настоящей статьи документов.

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

СТ 12.3 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 12.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 2.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

Невыполнение данной обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

2. В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Порядок реализации данной обязанности определен Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, согласно которому обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В случае если водитель работает по найму у индивидуального предпринимателя на принадлежащем ему автомобиле, он обязан иметь копию трудового договора (контракта) (письмо Минтранса России от 17.01.1996 N АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей»). Документами на перевозимый груз являются товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом. Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образует невыполнение водителем обязанности иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь при себе и передавать для проверки работникам Ространснадзора лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы (п. 2.1 Правил дорожного движения).

При квалификации правонарушения по ч. 2 указанной статьи необходимо руководствоваться разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 18. В п. 6 этого Постановления говорится о том, что в тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании.

3. В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В свою очередь, в п. 2.1 Правил дорожного движения предусмотрена обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, образует невыполнение водителем указанной обязанности.

4. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, образует передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.

5. В случае совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, лицо, управляющее транспортным средством в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, подлежит отстранению от управления, а транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

6. Субъектами комментируемых административных правонарушений являются водители транспортных средств.

7. Дела об административных правонарушениях (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки) рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ).

8. Протоколы о комментируемых административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта указанных выше органов (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 12.3 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (действующая редакция)

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.3 КоАП РФ

1. В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 265), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));

— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Ространсинспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Согласно п. 2.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 июня 2002 г. N 472) водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Ространсинспекции в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами РФ.

В соответствии с Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. N 100), должностные лица Ространсинспекции при проведении транспортного контроля осуществляют проверку:

а) документа, предоставляющего право на проезд по территории иностранного государства;

б) специальных разрешений на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также маршрутов в тех случаях, когда они указаны в разрешении;

в) специальных разрешений на перевозку в третьи страны и из третьих стран (у иностранных перевозчиков);

г) весовых параметров и габаритов транспортных средств, в том числе их соответствия данным, указанным в специальных разрешениях на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

д) лицензионной карточки на транспортное средство, зарегистрированное в Госавтоинспекции МВД России;

е) контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, соблюдения водителями транспортных средств режима труда и отдыха;

ж) отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, товарно-транспортных и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

з) уплаты в установленных случаях сбора за проезд транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации;

и) учетного талона, выдаваемого водителю иностранного транспортного средства, в случаях, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускаются перевозки без российских разрешений на проезд. Административная ответственность водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки без указанных документов либо не имеющих их при себе, установлена ст. 11.27 — 11.29 КоАП.

2. Под водителем понимается лицо, управляющее механическими транспортными средствами, указанными в п. 1 комментария к ст. 12.2. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения к водителю приравнивается обучающий вождению.

3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортного средства см. комментарий к ст. 12.37. Согласно п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км в час;

транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ транспортных средств;

транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с указанным Федеральным законом иным лицом (страхователем).

В соответствии с п. 3 ст. 15 данного Федерального закона при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе указанного страхового полиса, исключая лиц, применительно к которым обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортного средства Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ не установлена (см. п. 3, 4 ст. 4 данного Федерального закона), квалифицируется в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

4. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи не следует отождествлять различные разрешительные документы — лицензионную карточку и лицензию. Лицензионная карточка выдается лицензиатам — российским перевозчикам в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (см. п. 1, 6 комментария к ст. 11.23, п. 4 комментария к ст. 11.27).

В отличие от указанных случаев, лицензия как документ, подтверждающий статус лицензиата, выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (о статусе лицензиата применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23).

Таким образом, по смыслу ч. 2 комментируемой статьи административная ответственность установлена только применительно к водителям, не имеющим при себе лицензионной карточки и иных указанных в данной статье документов.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, рассматриваются:

— начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем — в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, — согласно п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), рассматриваются должностными лицами, указанными в п. 7 комментария к ст. 11.25.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

Комментарии к ст. 24.3 КОАП РФ

1. Открытое рассмотрение дел является принципом судопроизводства, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ. В данной статье сфера действия этого принципа расширяется и обязанность его соблюдения возлагается не только на судью, но и на все органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Поскольку рассмотрение дела происходит в различных инстанциях, в том числе судебных, обязанность открытого рассмотрения дела распространяется и на вышестоящие инстанции. Положения данной статьи соответствуют как требованиям Конституции РФ, так и нормам международного права (см. п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Принцип гласности — свидетельство демократичности, законности и справедливости. Открытое рассмотрение дел в присутствии публики позволяет обществу осуществлять социальный контроль за деятельностью органов и лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, усиливает их ответственность за свою деятельность.

2. Открытое рассмотрение дел означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.

3. Предусмотренное комментируемой статьей положение о допустимости, в порядке исключения из общего правила, проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, соответствует содержанию ст. 123 (ч. 1) Конституции РФ.

В диспозиции данной статьи приводятся две причины, в силу которых может проводиться закрытое рассмотрение дел: необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и обеспечения безопасности указанных в статье лиц, их чести и достоинства. См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.) и указы Президента РФ, периодически обновляющие перечни сведений, относимых к государственной тайне. См. также Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Семейный кодекс РФ (ст. 139) запрещает разглашение тайны усыновления (удочерения).

4. В ч. 1 комментируемой статьи указаны лица, ради интересов обеспечения безопасности которых, а также их чести и достоинства может проводиться закрытое рассмотрение дела. Это положение, по сути, касается всех участников производства по делу. Конкретно круг лиц, нуждающихся в защите, определяется субъектом административной юрисдикции.

Установлено также, что решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица.

5. Важное значение для обеспечения принципа открытости рассмотрения дел об административных правонарушениях имеет внесенное в комментируемую статью дополнение (см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ) о праве лиц, участвующих в производстве по делу (см. главу 25 КоАП РФ), вести письменную запись или аудиозапись процесса рассмотрения дела.

По сути дела, предусмотрена возможность освещения процесса в СМИ (при условии согласования таких действий с субъектом административной юрисдикции) путем прямой трансляции по радио или телевидению либо путем фотосъемки или видеозаписи.