Изменения в закон о защите прав потребителей 2012

О внесении изменений в статью 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» (относительно обеспечения прав потребителей в сфере торгового и других видов обслуживания)

вноситься народним
депутатом України
Болдирєвим Ю. О.

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до статті 17 Закону України «Про захист прав споживачів» (щодо забезпечення прав споживачів у сфері торговельного та інших видів обслуговування)

Верховна Рада України постановляє:

I. Внести зміни до статті 17 пункту 1 Закону України «Про захист прав споживачів» (Відомості Верховної Ради України, 2006 р., N 7, ст. 84) доповненням наступного змісту:

«Споживач має право на вільне (безперешкодне) та безоплатне відвідування санітарного вузла на підприємствах, установах та організаціях, незалежно від форм власності, в яких наявність даного приміщення передбачена чинним законодавством».

II. Прикінцеві положення

1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.

2. Кабінету Міністрів України у місячний термін з дня набрання чинності цього Закону забезпечити приведення міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів у відповідність із цим Законом.

Новое в законодательстве о защите прав потребителей: закономерное обновление или приведение в соответствие?

(Кондакова А. А.) («Торговое право», 2012, N 9) Текст документа

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ЗАКОНОМЕРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ?

Кондакова А. А., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

Последние годы Правительство РФ, Минпромторг России и Роспотребнадзор были заняты вопросами определения ответственного за внесение изменений в Правила продажи отдельных видов товаров. В 2012 году были устранены последние препятствия для модернизации правил, установлена компетенция (главным ответственным за нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей определен Роспотребнадзор) и устранена коллизия в Законе РФ «О защите прав потребителей». В статье анализируются изменения Правил продажи товаров.

Ключевые слова: правила, продажа, маркировка, юридический адрес, продажа по образцам, алкогольная продукция, Правила продажи товаров, защита прав потребителей.

Более трех лет в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту — Правила продажи товаров), не вносились изменения, несмотря на то что торговое право бурно развивалось как за счет принятия новых актов национального законодательства (были приняты и вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и предусмотренные им подзаконные нормативные правовые акты), так и за счет международного договорно-правового регулирования (с 01.01.2012 функционирует Единое экономическое пространство, 22.08.2012 вступил в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года). ——————————— СЗ РФ. 26.01.1998. N 4. Ст. 482; 08.10.2012. N 41. Ст. 5629. СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 27.12.2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6984.

Соответствующие сложившемуся новому правовому регулированию поправки в Правила продажи товаров ожидались в большом количестве, вплоть до полной переработки текста. Однако два пакета изменений в Правила продажи товаров в 2012 году, внесенные с интервалом в сезон, ожидания не оправдали.

Первый блок поправок был подготовлен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 N 842 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» . ——————————— СЗ РФ. 27.08.2012. N 35. Ст. 4831.

Подлинность акцизных марок

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ пункт 33 Правил продажи товаров был дополнен абзацем следующего содержания: «Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка». Соответствующая обязанность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, возникла из появившейся в результате масштабной переработки Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» . Согласно пункту 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. ——————————— СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4553; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322. СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4566; 23.07.2012. N 30. Ст. 4170.

Новые требования к акцизным маркам и порядок их выдачи (получения) были утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» . Требования же к образцам федеральных специальных марок по-прежнему устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» , в которое в 2011 — 2012 году были внесены соответствующие изменения. ——————————— СЗ РФ. 06.08.2012. N 32. Ст. 4562. СЗ РФ. 26.12.2005. N 52 (3 ч.). Ст. 5748; 16.07.2012. N 29. Ст. 4129.

Следующее существенное изменение в Правила продажи товаров было внесено Постановлением Правительства от 21.08.2012 N 842 и состояло в исключении с 01.01.2013 из текста Правил раздела XIX «Особенности продажи алкогольной продукции». В качестве комментария к этой новелле заметим, что с принятием в июле 2011 года Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ отдельные пункты раздела XIX Правил продажи товаров потеряли свою актуальность и, соответственно, нуждались либо в существенной переработке (с учетом необходимости определения лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях), либо в исключении из сферы правового регулирования. Правительство РФ выбрало второй вариант — исключение раздела, определяющего особенности продажи алкогольной продукции, в полном объеме. Основанием для принятия такого радикального решения послужило то обстоятельство, что существенным образом изменилось правовое регулирование института административной ответственности за нарушения, выразившиеся в нарушении правил продажи алкогольной продукции и возникшие вследствие этого риски неправильной квалификации указанных нарушений и как нарушения Правил продажи алкогольной продукции, и как нарушения Правил продажи отдельных видов товаров.

«Осенние» изменения в Правила продажи товаров, внесенные Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг» , на первый взгляд представляются более существенными. ——————————— СЗ РФ. 08.10.2012. N 41. Ст. 5629.

Так, в абзац второй пункта 4 Правил продажи товаров внесены изменения, согласно которым с момента вступления в силу вышеназванного Постановления Правительства РФ не допускается продажа пива вне стационарных мест торговли. Напомним, что ранее в положении абзаца второго пункта 4 Правил было сделано исключение для продажи пива в числе ряда иных продовольственных товаров. И хотя Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» прямо не устанавливает запрет на разносную торговлю пивом, тем не менее требования, которые предъявляются положениями Федерального закона к розничной продаже пива, не могут быть выполнены при разносной торговле пивом. Пункты 5 и 6 Правил также подверглись изменению. Рассмотрим различие норм новой и старой редакций (табл. 1).

Старая редакция Новая редакция

5. Продавец ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ 5. Продавец ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЯЗАН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬ — СОБЛЮДАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОСТИ ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ПРАВИЛАХ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ ИМЕНУЮТСЯ — СТАНДАРТЫ)

6. Продавец должен располагать 6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии обеспечивающими в соответствии с ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТОВ с ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ сохранение качества и безопас — ФЕДЕРАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКОМ ности товаров при их хранении РЕГУЛИРОВАНИИ сохранение и реализации в месте продажи, качества и безопасности надлежащие условия торговли, а товаров при их хранении и также возможность правильного реализации в месте продажи, выбора покупателями товаров надлежащие условия торговли, а также возможность правильно — го выбора покупателями товаров

Помимо линии приведения текста нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством о техническом регулировании и иными нормативными правовыми актами в этой сфере, в данных изменениях прослеживается и отсылка к законодательству, регламентирующему организацию и осуществление торговой деятельности, ядро которого составляет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а именно его глава 2, устанавливающая требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Информирование потребителей о продавце

Проанализируем уточнение, внесенное в текст пункта 10 потребителей Правил продажи товаров, результатом которого стало исключение из положения пункта 10 необходимости указывать на вывеске юридический адрес продавца. Отметим, что в результате данного уточнения пункт 10 Правил продажи товаров был приведен в соответствие с положениями пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» . ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Серьезных последствий данное нововведение не повлечет, поскольку еще в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» была отменена необходимость указывать на вывеске юридический адрес продавца путем внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей». ——————————— СЗ РФ. 27.12.2004. N 52 (часть 1). Ст. 5275; 29.10.2007. N 44. Ст. 5282.

Согласно новой редакции пункта 10 Правил продажи товаров продавец обязан донести до сведения покупателя место нахождения (адрес) организации. Что касается других изменений, внесенных в общую часть Правил, то они в основном носят технический характер и, как правило, обеспечивают приведение Правил продажи товаров в соответствие с нормами и положениями законодательства о техническом регулировании.

Особенности продажи продовольственных товаров

В соответствие обновленному законодательству о техническом регулировании также был приведен и пункт 32 Правил. Однако его изменение представляет особый интерес. Если до внесения октябрьских изменений по требованию покупателя продавец обязан был ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией, то после вступления рассматриваемого Постановления Правительства РФ в силу (на основании пункта 32 Правил) данная обязанность «перекочевала» в другие положения Правил и в несколько иной форме — продавец должен предоставить сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (пункты 11 и 12 Правил продажи товаров в новой редакции). Несмотря на то что в норме имеет место ссылка на законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, под таковым следует понимать не только собственно Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» , но и другие составные элементы российской правовой системы, а именно международные договоры, участником которых является Российская Федерация, в частности Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 , предусматривающее подтверждение соответствия техническим регламентам Таможенного союза. ——————————— СЗ РФ. 30.12.2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 10.12.2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6959. Ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ // СЗ РФ. 04.07.2011. N 27. Ст. 3863.

Следующей новеллой является отмена обязанности продавца по просьбе покупателя передать последнему товары в нарезанном виде (пункт 37 Правил продажи товаров). В новой редакции Правил данный пункт звучит следующим образом: «По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы (выделено автором. — А. К.) ему в нарезанном виде». Таким образом, у продавца есть возможность отказать покупателю в нарезке гастрономических товаров, что с практической точки зрения не всегда удобно для покупателя, особенно в отделах магазина типа «Кулинария» и других подобных отделах. И хотя очевидно, что данная новелла имеет цель пресечь злоупотребление покупателем своим правом, вместе с тем она дает продавцу возможность передать покупателю больше товара, чем тому необходимо, а с применением знаний профессиональных маркетологов сделать это нетрудно.

Товарный или кассовый чек

Более конструктивные изменения были внесены в пункт 46 Правил продажи товаров.

Старая редакция Новая редакция

46. Вместе с товаром покупателю 46. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ КАССОВЫЙ ЧЕК передается товарный чек, в НА ТОВАР НЕ СОДЕРЖИТ НАИМЕНОВАНИЕ котором указываются наименование ТОВАРА, АРТИКУЛ, СОРТ (ПРИ товара и продавца, дата продажи, НАЛИЧИИ), вместе с товаром поку — артикул, сорт и цена товара, а пателю передается товарный чек, также подпись лица, непосредст — в котором указываются ЭТИ СВЕДЕ — венно осуществляющего продажу НИЯ, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись

По смыслу новой конструкции нормы выходит, что товарный чек передается покупателю в случае, если в кассовом чеке не указаны соответствующие реквизиты, что меняет привычное положение вещей — ведь ранее выдача товарного чека для определенных категорий товаров в соответствии с Правилами продажи товаров была обязательна. Такое же правило вводится и в отношении технически сложных товаров в пункте 51 Правил с отсылкой на пункт 46. В сторону обязательности кассового чека и вторичности товарного чека октябрьским Постановлением Правительства РФ также был изменен пункт 69 Правил продажи товаров, касающийся продажи изделий из драгоценных металлов и камней. Это же нововведение было инкорпорировано и в пункт 80 Правил продажи товаров. Согласно новой редакции в случае, если кассовый чек на товар не содержит видовое название и количество животных или растений, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись. Пункт 111 раздела XIV, касающегося особенностей продажи строительных материалов и изделий, также был соответствующим образом уточнен. Наиболее интересным данное уточнение является с той точки зрения, что торговлю строительными материалами осуществляют в большинстве своем индивидуальные предприниматели, которые в случае соблюдения определенных условий могут быть освобождены от применения контрольно-кассовой техники в принципе. На этом изменения в Правила продажи товаров заканчиваются, и продолжают действовать устаревшие положения, ограничивающие права продавца по рациональному размещению товаров с учетом новейших маркетинговых технологий, в части требования группировки товаров по размерам, моделям и росту, раздельной экспозиции товаров для мужчин и женщин, группировке меховых товаров по видам меха (пункт 40 Правил), группировки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по назначению (пункт 64 Правил) и т. д. В качестве примера еще одного оставшегося архаизма приведем пункт 19 Правил продажи товаров, который на протяжении долгих лет остается далеким от требований действительности — в подавляющем большинстве магазинов ценники на реализуемые товары давно не подписываются материально ответственными лицами и не заверяются печатью организации, не сопровождаются указанием даты оформления ценника, однако последние изменения так и не легализовали сложившуюся практику.

Предоставление аналогичного товара

Рассматриваемым Постановлением Правительства РФ утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, был дополнен отдельными видами электробытовых приборов, используемых как предметы туалета и в медицинских целях. В частности, в новый Перечень вошли электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами.

Продажа товаров по образцам

Самой полезной новеллой рассматриваемого Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 N 1007 является приведение в соответствие Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей» положений Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 , вводящее определение понятия «продажа товаров по образцам». ——————————— СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3657; 08.10.2012. N 41. Ст. 5629.

Сравним редакции норм указанных актов (табл. 3).

Гражданский кодекс Старая редакция Новая редакция РФ (статья 497) пункта 2 Правил пункта 2 Правил

1. Договор розничной продажа товаров по продажа товаров по купли-продажи может образцам — продажа образцам — продажа быть заключен на товаров по договору товаров по договору основании ознакомле — розничной купли-про — розничной купли-про — ния покупателя с дажи (далее именует — дажи, заключаемому образцом товара, ся договор), заклю — на основании озна — предложенным продав — чаемому на основании комления покупателя цом и выставленным ознакомления покупа — с образцом товара, в месте продажи теля с предложенны — предложенным продав — товаров (продажа ми продавцом цом и выставленным в товара по образцам) образцами товаров месте продажи ИЛИ ИХ ОПИСАНИЯМИ, товаров (далее — СОДЕРЖАЩИМИСЯ договор) В КАТАЛОГАХ, ПРОСПЕКТАХ, БУКЛЕ — ТАХ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ФОТОГРАФИЯХ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОН — НЫХ МАТЕРИАЛАХ, А ТАКЖЕ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ О ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

Почти 12 лет в Правила продажи товаров по образцам не вносились необходимые изменения, а определение понятия «продажа товаров по образцам» не изменялось с момента принятия Правил, то есть с 1997 года — в этой связи не без иронии отметим, что подобная новелла является действительно «прорывом».

В изменении Правил продажи товаров и Правил продажи товаров по образцам с целью приведения их норм в соответствие с законодательством Российской Федерации прослеживается положительная тенденция. В целом же изменения носят технический характер, направлены они в основном на приведение текста Правил продажи товаров и Правил продажи товаров по образцам в соответствие действующему гражданскому законодательству, законодательству о техническом регулировании, а также Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», не затрагивая действительно важных для отрасли торговли положений.

Еще «косметические» поправки

Новеллы, появившиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей» в 2012 году, также носят «косметический» и технический характер. Изменения, внесенные в названный Закон Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , обеспечили приведение норм статей 40 и 45 Закона в соответствие с уточненным правовым регулированием порядка осуществления контроля и надзора. ——————————— СЗ РФ. 25.06.2012. N 26. Ст. 3446.

Новый порядок формирования открытого ресурса

В результате дополнения подпункта 5 пункта 2 статьи 40 Закона из федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей было исключено формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). При этом формирование такого ресурса отнесено к функциям органа государственного надзора в области защиты прав потребителей. Согласно новому пункту 8 названной статьи орган государственного надзора совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством РФ. В формировании указанных открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в соответствии с новой редакцией абзаца десятого пункта 2 статьи 45 Закона совместно с органом государственного надзора в области защиты прав потребителей вправе участвовать общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Следует отметить, что Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов и Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов были утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 . ——————————— СЗ РФ. 24.09.2012. N 39. Ст. 5269.

Через месяц после принятия Федерального закона N 93-ФЗ в Закон РФ «О защите прав потребителей» было внесено еще одно изменение. В результате принятия Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» статья 44 Закона РФ была дополнена нормой, предусматривающей, что прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная новелла вступает в силу с 01.01.2013. ——————————— СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Изменения в закон о защите прав потребителей 2012

Информ-бюро

Юридические практики

Наши партнеры

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека — полезная информация

Как в судовом порядке туристу защитить свои права в случае их нарушения турагентом? В поиске ответов на этот вопрос ЮРЛИГА обратила внимание на нормы письма ВСУ от 01.02.2013 г., анализирующего судебную практику рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей за 2009-2012 гг.

Не так давно Верховный Суд Украины (далее — ВСУ) письмом от 01.02.2013 г. обобщил судебную практику по рассмотрению гражданских дел о защите прав потребителей, рассмотрев отдельно защиту прав граждан в контексте предоставления туристических услуг.

В меньшей мере уделяя внимание анализу самих судебных решений, мы попробуем обобщить наиболее важные действующие законодательные нормы о защите прав туристов как потребителей туристических услуг в контексте судебной практики 2009-2012 гг. в сфере туризма, обозначенной в вышеотмеченном письме ВСУ.

1) разграничение ответственности между туроператором и турагентом за имущественный и неимущественный вред, причиненный потребителю туруслуг;

Напомним, что действие Закона «О защите прав потребителей» распространяется также и на правоотношения в сфере предоставления гражданам туристических услуг. Об этом говорится в Законе «О туризме», который определяет, что по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется его оплатить. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание перед туристом несет туроператор.

Управляющий партнер АК «Правочин» Александр Онищенко как адвокат, имеющий практику обслуживания несколько туристических компаний, отмечает, что хотя и не все проблемные вопросы правоприменения нашли отражение в анализе, но наиболее существенная проблематика ВСУ все же раскрыта.

«Ранее на практике приходилось встречаться с ситуациями, когда из-за слабого и некачественного юридического оформления взаимоотношений между туроператором и турагентом весьма сложно было определить степень ответственности каждого из них за вред, причиненный туристу. Конечно же, «крайним» оказывался сам турист, который по сути страдает дважды: один раз от некачественной услуги, а второй раз — от правовых, а часто и фактических проблем, связанных с взысканием материального (и/или) морального вреда. Но к счастью, эта практика «ушла» со вступлением в силу Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме»», касательно предоставления туристических услуг», — отмечает г-н Онищенко.

С другой стороны, юрист обращает внимание на то, что с этим Законом добавилось ответственности у туроператоров, которые стали в полной мере отвечать перед туристом за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание.

Таким образом, за ненадлежащее исполнение своих обязательств туроператор, турагент, другие субъекты туристической деятельности несут имущественную и иную ответственность, определенную в договоре в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по мнению ВСУ, при рассмотрении дел указанной категории судам также следует учитывать положения Гражданского кодекса, согласно которым к договору на туристическое обслуживание применяются общие положения договора о предоставлении услуг, если иное не предусмотрено законом.

То есть, исходя из норм, отмеченных ВСУ, за неисполнение и за качество выполнения обязательства по договору о реализации туристского продукта, заключенным турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. Указанное положение относительно туристического продукта действует независимо от того, кто должен предоставить эти услуги (конечно, если другим законом или нормативно-правовым актом не предусмотрено, что ответственность перед туристом несет третье лицо).

Интересный акцент делает ВСУ в своем анализе на проблематику применения Закона «О защите прав потребителей» к правоотношениям между туроператором (турагентом) и туристом, в рамках которых последний по каким-либо причинам отказывается от услуги, т.е. услуга фактически не предоставляется.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 24 Закона «О туризме» субъекты туристической деятельности обязаны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о туристических услугах, права, обязанности и правила поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения нанесенных убытков, условия отказа от услуг, правила визового таможенного режима, пересечения государственной границы и другую информацию, предусмотренную настоящим Законом.

При этом на практике, как отмечает адвокат АК «Юридические традиции» Антонина Вениаминова, потребитель не всегда имеет возможности должным образом оценить предложение и сделать правильный вывод относительно качества услуги.

По мнению суда, в этом случае требований о возмещении материального и морального вреда следует исходить из определенных законодателем понятий «заказчик» и «исполнитель» (согласно положениям Гражданского кодекса). То есть, если физическое лицо заключило договор на туристическое обслуживание, между этим лицом и туроператором возникли правоотношения, которые регулируются Законом «О туризме», и составной частью этих отношений является изменение условий договора, его расторжения (отказа от исполнения), неисполнение или ненадлежащее исполнения (ст. 20 Закона «О туризме»).

По мнению А. Вениаминовой, в таких случаях, наверное, было бы целесообразно толковать в пользу потребителя не только нечеткие или двузначные положения договоров с потребителями (ч. 8 ст. 18 Закон «О защите прав потребителей»), но и нечеткие или двузначные информацию, представленную туроператоры потребителям туристической услуги.

В письме ВСУ отмечается, что на правоотношения между туристом и туроператором в случае отказа туриста от получения туристического продукта распространяется действие Закона «О защите прав потребителей».

По мнению г-н Онищенка, проблемы здесь не усматриваются вообще, поскольку согласно Закону «О защите прав потребителей» (ст. 1) потребитель — физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести ил заказать продукцию для личных нужд. Соответственно, наличие и предоставление туристической услуги в данном случае не имеет первостепенного значения, поскольку уже сам факт заключения туристом договора свидетельствует о его намерении такую услугу заказать, а значит такое физическое лицо может рассматриваться как потребитель. В свою очередь на потребителя услуг распространяется действие Закона «О защите прав потребителей».

Рассматривая негативные моменты письма ВСУ, адвокат АК «Юридические традиции» отмечает, что поскольку ВСУ высказывает свою позицию относительно противоречивой судебной практики по вопросам защиты прав потребителей туристических услуг, то есть надежды в будущем:

— ожидать внесения изменений в действующее законодательство, которое регулирует предоставление туристических услуг, в частности, внесение изменений в ЗУ «О защите прав потребителей», аналогично изменениям в настоящем Законе, касающиеся договоров о предоставлении кредита (ст. 11 Закона);

— дождаться постановления Пленума ВСУ именно о практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с потреблением туристических услуг.

В свою очередь, г-жа Вениаминова дает несколько советов туристам как потребителям туристических услуг. Так, по мнению юриста, для потребителя туристской услуги являются важным формирование доказательной базы. Если бы истец по делу располагал тот каталог, по которому предлагалась туристическая услуга и в каталоге была информация, которая не соответствует действительности, то, возможно, ВСУ подтвердил бы решение апелляционного суда. Так, видится, что наличие судебной практики, как таковой, внимание ВСУ к делам по защите потребителей туристических услуг, рост объема правовых знаний у населения Украины возможно уже скоро сформируют у потребителя понимание необходимости формирования доказательной базы для защиты своих прав заранее.

Изменения в закон о защите прав потребителей 2012

Обеспечение защиты прав потребителей, реализация их прав в части безопасности товаров, информации, выбора, возмещение убытков, осуществление контроля за качеством и безопасностью продукции (работ, услуг) задекларированы как основные приоритетные задачи государства в сфере потребительской политики.

Впрочем, несмотря на нормативное закрепление механизмов защиты прав потребителей, нередки случаи, когда потребитель остается один на один в своей борьбе с недобросовестными поставщиками товаров и услуг.

Предлагаем для анализа несправедливые (по нашему мнению и в понимании Закона Украины «О защите прав потребителей») положения распространенных на сегодняшний день договоров купли-продажи имущественных прав на объект недвижимости, после приобретения которых покупатель приобретает право на получение в собственность объекта недвижимости после ввода объекта строительства в эксплуатацию. По таким договорам право собственности на объект не переходит к покупателю, ведь оно еще не появилось и у продавца. У продавца есть только имущественные права на объект, который будет создан в будущем, а как основание возникновения этих прав у продавца указывается, как правило, декларация о начале выполнения строительных работ, договор подряда на строительство, документы о праве собственности или пользования земельным участком, на котором проводится строительство.

При заключении такого договора покупатель больше всего рискует тем, что в силу зависимых или независимых от продавца причин строительство объекта не будет в полном объеме завершено, право собственности на здание не будет зарегистрировано и у покупателя не будет другого выбора, как требовать возврата переданных по договору денежных средств.

Проблема заключается в том, что подавляющее большинство современных договоров о покупке имущественных прав содержит положение, согласно которому в случае прекращения (расторжения) договора по инициативе покупателя продавец возвращает покупателю ранее фактически внесенные денежные средства только после продажи имущественных прав на объект недвижимости третьему лицу.

Практика показывает, что внести любые изменения, корректировки, замечания в такой договор не представляется возможным. Продавец в этом не заинтересован и не оставляет выбора покупателю.

Кроме того, исследуемый вид договоров содержит оговорку, что этот договор является договором присоединения и его стандартная форма установлена продавцом, а в силу норм ст. 634 Гражданского кодекса Украины вторая сторона не может предложить свои условия договора.

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договоры с потребителем условия, которые являются несправедливыми. Условия договора являются несправедливыми, если вопреки принципу добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю.

Согласно ч. 3 этой же статьи несправедливыми являются, среди прочего, условия договора об:

— исключении или ограничении прав потребителя по отношению к продавцу (исполнителя, изготовителя) или третьему лицу в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, производителем) договорных обязательств, включая условия о взаимозачете, обязательства потребителя по оплате и его требований в случае нарушения договора со стороны продавца (исполнителя, изготовителя);

— предоставлении возможности продавцу (исполнителю, производителю) не возвращать средства на оплату, осуществленную потребителем, в случае отказа потребителя заключить или выполнить договор, без установления права потребителя на получение соответствующей компенсации от продавца (исполнителя, изготовителя) в связи с расторжением или невыполнением им договора;

— предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права не возвращать средства на оплату предоставленной продукции в случае расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя, изготовителя);

— установлении обязанности потребителя выполнить все обязательства, даже если продавец (исполнитель, производитель) не выполнит своих и т. д.

Кроме того, если положение договора признано несправедливым, включая цену договора, такое положение может быть изменено или признано недействительным.

Считаем, что покупатель – физическое лицо по указанному виду договоров является потребителем и наделен соответствующими правами, следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Закона Украины «О защите прав потребителей».

Это подтверждает позиция Верховного Суда Украины, изложенная в Анализе судебной практики по рассмотрению гражданских дел о защите прав потребителей за 2009 — 2012 гг. от 01.02.2013 г.: договоры граждан с организациями, привлекающими денежные средства для строительства жилья, хотя и имеют различные наименования (подряда, долевого участия в строительстве, совместной деятельности, купли-продажи с рассрочкой платежа, уступки права требования, инвестирования в недвижимость и управления имуществом и т. п.), но предмет договора и условия практически одинаковые: заказ на строительство для собственных нужд. При рассмотрении таких дел нужно руководствоваться тем, что правоотношения между строительной компанией (производитель) и физическим лицом (потребитель, заказчик) – это соглашение об услуге на строительство жилья.

Согласно выводам Верховного Суда Украины, изложенным в постановлениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 355 Гражданского процессуального кодекса Украины, за II полугодие 2013: «анализируя норму ст. 18 этого Закона, можно сделать вывод, что для квалификации условий договора несправедливыми необходимо наличие одновременно следующих признаков: во-первых, условия договора нарушают принцип добросовестности (п. 6 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 509 ГК Украины); во-вторых, условия договора приводят к существенному дисбалансу договорных прав и обязанностей сторон; в-третьих, условия договора наносят вред потребителю».

В соответствии с положениями ч. 1, п. 7 ч. 3, ч. 6 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» нечестная предпринимательская практика запрещается. Законом закреплена возможность признания недействительными сделок, совершенных с использованием нечестной предпринимательской деятельности, которая заключается, в частности, во введении в заблуждение потребителей путем привлечения их средств с целью осуществления деятельности пирамидальной схемы. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.

Анализ п. 7 ч. 3 ст. 19 указанного Закона дает основания для вывода, что понятие «пирамидальная схема» в понимании этой нормы имеет следующие обязательные признаки: а) осуществление оплаты за возможность получения участником компенсации; б) компенсация предоставляется за счет привлечения участником других потребителей схемы; в) отсутствие продажи или потребления товара. Для квалификации пирамидальной схемы необходимо наличие всех указанных признаков.

Главный признак отсутствия пирамидальной схемы согласно п. 7 ч. 3 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» – это товарность схемы, то есть если было предусмотрено предоставление потребителю товара в обмен на внесенные им средства (постановление Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 11 сентября 2013 г. по делу № 6-40цс13).

Норма договора, по которой продавец возвращает покупателю ранее фактически внесенные денежные средства только после продажи имущественных прав на объект недвижимости третьему лицу, на наш взгляд, по своему содержанию имеет сходство с «пирамидальной схемой» как разновидностью нечестной предпринимательской деятельности, и при наличии определенных доказательств можно обратиться за защитой прав покупателя – потребителя услуги как раз на этом основании.

Кроме того, в соответствии с выводами Верховного Суда Украины, изложенными в решениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 355 ГПК Украины, за I полугодие 2012 г.: «в случае если потребитель платил средства не за сам товар, а за возможность получения права на покупку товара, а субъект предпринимательской деятельности без привлечения собственных средств формировал группы клиентов, за счет средств которых осуществлялась передача права на покупку товара одному из участников группы, что является компенсацией за счет средств других участников группы, привлеченных к условиям деятельности соответствующей системы, заключенный между сторонами договор не является договором о посреднической деятельности; деятельность предпринимателя по реализации такой системы является вводящей потребителя в заблуждение (постановление Верховного Суда Украины от 23 мая 2012 по делу № 6-35цс12)».

На основании вышеизложенного считаем, что в случае заключения договора купли-продажи имущественных прав, продавец по которому приостановил строительство и прогнозы получить имущество в собственность негативные, нецелесообразно требовать от продавца расторжения договора и возврата переданных средств, поскольку в таком случае продавец будет ссылаться на закрепленное в договоре право на отсрочку в возврате средств до момента продажи прав третьему лицу. Понятно, что ни одно третье лицо не будет заинтересовано приобрести имущественные права на проблемный объект, следовательно, перспектив получить средства назад почти нет. Поэтому покупателю, который является потребителем согласно Закону Украины «О защите прав потребителей», следует обращаться в суд с требованиями о признании условий договора недействительными в силу их несправедливости, а также доказывать нечестную предпринимательскую практику со стороны продавца и на этом основании требовать возврата средств.