Экспертиза угнанного автомобиля

Порядок проведения криминалистической экспертизы авто

Криминалистическая экспертиза авто — необходимая часть регистрации машины. Однако далеко не всегда эта процедура связана с регистрацией. Когда и как именно проводится такая экспертиза, полезно будет знать каждому владельцу автомобиля.

Криминальная экспертиза автомобиля или криминалистическая?

В быту криминалистическую экспертизу нередко называют криминальной, однако разница между этими терминами, хоть слова и похожи, довольно большая. Слово «криминальный» буквально означает «преступный», а «криминалистический» — «имеющий отношение к криминалистике, науке об обнаружении следов преступлений». И именно последним занимаются эксперты-криминалисты. Таким образом, правильное название — криминалистическая экспертиза.

Когда проводится криминалистическая экспертиза автомобиля?

Чаще всего владелец автомобиля сталкивается с такой необходимостью в тот момент, когда ставит свежеприобретенный автомобиль на учет в местном отделе ГИБДД. Экспертиза в этом случае — неотъемлемая часть регистрации. Эксперт проверяет, подлинные ли номера стоят на номерных агрегатах и кузове машины, не имеется ли следов подчистки или перебивки. Таким образом, главная задача этого вида экспертизы — проверка правовой чистоты машины и борьба с возможной легализацией угнанных автомобилей.

Кроме того, экспертиза может проводиться и в других случаях:

  1. Когда при уголовном расследовании автомобиль оказывается или орудием преступления (например, по делам о ДТП со смертельным исходом или о перевозке оружия, наркотиков и других предметов, чей оборот запрещен или ограничен).
  2. Когда в рамках такого же расследования автомобиль, напротив, становится объектом хищения. Например, при задержании угонщика или целой банды, промышляющей угоном автомобилей, все автомобили, к которым преступник мог иметь доступ, проверяются на предмет того, не были ли они угнаны.
  3. Наконец, по инициативе владельца или другого заинтересованного лица, если есть какие-то сомнения в прошлом автомашины.

Государственная и независимая криминалистическая экспертиза

Разумеется, по делам о преступлениях экспертизу будут проводить специалисты из соответствующих ЭКУ (экспертно-криминалистических управлений) при ГУВД. Однако частный заказчик не обязан обращаться только к ним. Сейчас достаточно независимых экспертов, работающих на платной основе с частными заказчиками, т. ч. выбор того, куда именно обращаться, целиком зависит от заказчика экспертизы.

Криминалисты из ЭКУ работают тщательнее, их результаты надежнее, а услуги обычно дешевле — но ждать результатов экспертизы можно довольно долго. Эксперты-частники все делают быстрее, но при этом обычно обходятся куда дороже. При этом каждый эксперт, имеющий соответствующую лицензию, обязан по квалификации соответствовать необходимым требованиям, поэтому результаты экспертизы заслуживают доверия независимо от того, кто ее проводил.

Что нужно для криминалистической экспертизы?

Чтобы заказать экспертизу автомобиля, от его владельца потребуется представить:

  • автомобиль;
  • гражданский паспорт владельца;
  • ПТС и остальные документы на автомобиль (свидетельство о регистрации, чек на покупку и т. п.).
  • если экспертиза платная — квитанцию об оплате.

Что проверяется на экспертизе?

Основными объектами, которые исследуют эксперты, являются номера двигателя, кузова и других агрегатов, если производитель предусмотрел их нумерацию. Однако эксперт обычно этим не ограничивается, поэтому при проверке дополнительно могут исследоваться:

  1. Документы на машину — на предмет подчисток, исправлений, фальсификаций.
  2. Лакокрасочное покрытие — на предмет возможной перекраски (по делам о ДТП — на предмет сколов и повреждений).
  3. Статус автомобиля по базам ГТК, МВД, Интерпола и банков. Последнее необходимо, если есть подозрения, что автомобиль был использован для мошенничества по кредитам (например, покупка автомобиля в кредит с последующей перепродажей или продажа автомобиля, находящегося в залоге).

Результаты криминалистической экспертизы

После того как эксперт закончил свою работу, он оформляет письменное заключение. По его результатам можно судить, является автомобиль легальным и чистым в правовом плане, находится в угоне или имеет перебитые номера и поддельные документы.

Последствия для владельца автомобиля тоже могут быть различными. Если все нормально, то на подтверждении все и кончается. Если же экспертиза показала, что есть проблемы, автомобиль может быть задержан и даже изъят.

Экспертиза угнанного автомобиля

Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Уже почти каждую неделю мы слышим новости про то, как на границе конфисковывают автомобили с перебитыми VIN-номерами, либо «двойники» обнаруживают в Беларуси во время снятия/постановки машины на учет в ГАИ.

Чтобы избежать проблем, перед покупкой автомобиль обязательно нужно показать эксперту комитета судебных экспертиз. Это также важно, как заехать на СТО. Тем более, что стоит экспертиза не дорого, а заключение поможет избежать больших проблем в будущем. Корреспондент AutoGrodno.by побывал в гостях у экспертов и подготовил репортаж.

Государственный комитет судебных экспертиз РБ является верхней инстанцией в плане исследования идентификационного номера автомобиля. И таможня, и Госавтоинспеция, и Белгостехосмотр опираются на заключение экспертов комитета судебных экспертиз.

— Большая часть автомобилей попадают на экспертизу после осмотра сотрудниками ГАИ во время постановки либо снятия машины с учета, — поясняет AutoGrodno.by Качановский Юрий, старший эксперт Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. — Причем не редки случаи, когда гродненец покупает автомобиль в Минске, машина без проблем снимается с учета в столичной Госавтоинспекции, а в Гродно во время осмотра обнаруживается подозрительный VIN-код. Дальше машина поступает к нам.

Юрий отметил, что каждый месяц на экспертизу к гродненским специалистам отправляют от 20 до 70 автомобилей. Кроме ГАИ, машины часто поступают по линии таможни, подозревающей граждан в уклонении от таможенных платежей. Порой на техосмотрах замечают подозрительные VIN-коды. Вваренные в 1990-х годах элементы идентификационных номеров сейчас начинают корродировать и трескаться.

Перед нами BMW 7-серии, которую гродненец купил в Минске, но проблему с VIN-кодом обнаружили при осмотре на площадке ГАИ в Гродно:

— У каждого современного автомобиля VIN-код так или иначе продублирован в нескольких местах, которые знает только производитель и эксперт. Если нужно, мы делаем официальный запрос на завод-изготовитель. Цифры идентификационных номеров должны быть ровными, одинаковой толщины и высоты, лакокрасочное покрытие должно быть нанесено равномерно. Невооруженным взглядом подделки на дорогих автомобилях определить крайне сложно. Но и повторить оригинальный VIN-код невозможно, поэтому затратив пару дней на поиски, можно разоблачить даже самого опытного поддельщика, — делится опытом Юрий.

Эксперт рассказал, что в 70% случаев VIN-коды все же вваривают, перебивают их намного реже.

Исследуемый BMW оказался с поддельным идентификационным номером. Причем поддельный номер умело вварили в стакан автомобиля. Так машина, возможно, проездила и 20 лет. Вероятно, автомобиль ввозился в Беларусь без уплаты таможенных пошлин.

— После нашего заключения, BMW проверят по базе угнанных автомобилей. Скорее всего, там его не будет. Машину оставят нынешнему владельцу, но сделают отметку в техпаспорте. Автомобиль нельзя будет продать на протяжении трех лет, — пояснил эксперт.

Во дворе Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз стоит еще два автомобиля. К примеру, Fiat Ducato отправили на экспертизу с техосмотра:

— Владелец рассказывал, что недавно его микроавтобус ремонтировали на кузовном СТО, где мастер приварил поверх части VIN-кода фрагмент металлической пластины. Чтобы у инспектора гостехосмотра не возникало сомнений в подлинности автомобиля, машину изучаем мы, — говорит Юрий.

— Автомобиль старый, в те времена VIN-коды дублировали на табличках, которые легко перевешиваются, не оставляя каких-либо характерных следов. У машины есть и скрытые дубли. После изучения номеров, мы выдаем заключение, с ним автовладелец сможет спокойно дальше экслпуатировать микроавтобус, — говорит Юрий. — Кстати, с техосмотров направляют большое количество автомобилей Ford и Opel, у которых VIN-код находится на полу. Там номер со временем сгнивает и сверять уже нечего. Приходится разбираться нам.

Еще один автомобиль, который пригнали на экспертизу — Audi 80 1980 года выпуска.

— Мужчина много лет проездил на этой машине и вот решил продать. За 300 условных единиц покупатель нашелся быстро, но на площадке осмотра в ГАИ появились вопросы к VIN-коду. Швы ввареного металла начали ржаветь, структура металла изменилась. Пока машина стоит у нас на территории. С поддельным номером владелец не сможет продать ее еще 3 года, — рассказывает о каверзной ситуации наш собеседник.

Табличка с дублирующим кодом и вовсе выброшена:

— Если во время экспертизы вы обнаружите поддельный VIN-код, вы сообщите об этом в ГАИ?

— Если человек обратился сам и мы обнаружили видоизмененный VIN, то мы об этом сообщаем в территориальный ОВД. Там позже проводится проверка.

— Установив настоящую идентификационную маркировку, вы проверяете ее по базе Интерпола?

— По базе НЦБ Интерпол проверяют сотрудники милиции (ОВД, УВД и ГАИ). Мы по базам не проверяем – у нас их нет.

— Насколько заключение нашей экспертизы является важным документом для иностранной таможни и иностранной полиции? Если, к примеру, на границе с Польшей иностранные эксперты назовут номер измененным и автомобиль конфискуют, будет ли наша экспертиза нести ответственность перед автовладельцем? Были ли такие случаи?

— Таких прецедентов не было. Значение экспертизы имеют одинаковое как наши, так и иностранные.

Примеры измененных VIN-кодов:

Бывалые эксперты настоятельно рекомендуют проверять автомобиль перед покупкой. Обойдется экспертиза в 46,05 рублей для легкового автомобиля, либо в 20 рублей для мотоцикла или скутера.

Чтобы пройти экспертизу, нужно обратиться по адресу: Гродно, ул.Пестрака, 36а.

— Написать заявление.
— Заключить договор.
— Оплатить экспертизу.
— Пригнать автомобиль на осмотр к экспертам.
— Получить заключение экспертизы в письменном виде. Часто при первом осмотре эксперты уже дадут словесное заключение.

Телефон экспертизы: 8 (0152) 54-02-14

Время работы — с 9.00 до 18.00. Перерыв на обед — с 13.00 до 14.00.

Передача найденного после угона автомобиля на ответственное хранение владельцу

Некоторое время назад был угнан мой автомобиль, а через несколько месяцев он был найден. В настоящее время автомобиль приобщен к делу и находится на стоянке отделения полиции.

Следователь, ведущий дело, настаивает на передаче автомобиля мне на ответственное хранение. С его слов экспертиза подтвердила, что это мой автомобиль и информация о том, что он в угоне будет удалена из базы в ближайшие дни. Однако, при этом следователь отказывается знакомить меня с материалами дела и выдавать какие бы то ни было справки. То есть абсолютно все на словах.

1. На каком основании я могу забрать машину на ответственное хранение и какие документы должны выдать мне перед этим в отделении полиции? Должны ли мне вернуть ПТС и ключи от автомобиля?

2. Какие документы нужны для получения новых номеров в ГИБДД? В настоящее время регистрационные номера отсутствуют.

3. Смогу ли я продать этот автомобиль? Какие документы для этого нужны из полиции?

4. Какой документ нужен для предоставления в страховую компанию? Автомобиль был поврежден в момент угона.

Я опасаюсь, что при отсутствии нужных документов даже при транспортировке машины на эвакуаторе могут возникнуть дополнительные серьезные неприятности.

Ответы юристов (1)

Здравствуйте. Забрать Ваш автомобиль Вы можете на основании того, что Вы его владелец. При возврате следователь выносит постановление о возвращении вещественного доказательства. Конечно, из базы угона он будет обязательно удален. ( думаю, что уже удален) Все документы и ключи Вам обязаны возвратить. В ГИБДД понадобятся документы о возбуждении уголовного дела. Из Вашего вопроса неясно перебиты ли номера кузова, двигателя? Если да, то всё гораздо хуже. Вам понадобится тогда еще копия экспертизы, где указаны изменения фрагментов номеров и при такой ситуации продать автомашину Вы не сможете. кроме того, автомашину Вы получаете на сохранение до решения суда по делу и это обстоятельство, также, препятствует продаже. (Из вопроса неясно имеется ли в наличии сам похититель.) В страховой получите необходимые бланки, которые Вам заполнит следователь. При транспортировке проблем не возникнет ( Вы же владелец), но возьмите все контакты следователя и свяжитесь с ним, если кто-то попытается Вам создать эти неприятности. Автомашину забирайте срочно, пока ее не разобрали на запчасти.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как проводится криминалистическая экспертиза автомобиля?

Перед покупкой подержанного автомобиля покупатель старается проверить его техническую исправность, хотя это не единственная проблема.

Машина может быть замешана в преступных действиях, угонах, нелегальном ввозе в страну.

Для этого проводится криминалистическая экспертиза автомобиля, хотя случаев, когда она необходима, существенно больше.

Подробнее о том, что она из себя представляет, зачем и как проводится, сколько стоит, читайте в этой статье.

Суть процедуры и случаи, когда она может понадобиться

Рассмотрим, что такое криминалистическая экспертиза автомобиля. Чаще всего она проводится перед постановкой машины на учет в ГИБДД, в данном случае процедура является неотъемлемой частью регистрации.

Эксперт проверяет подлинность номеров на агрегатах и кузове, устанавливает, нет ли следов перебивки или подчистки.

Есть и другие случаи, когда необходима процедура:

  1. Машина фигурирует в уголовном расследовании в качестве орудия преступления (к примеру, по делу о ДТП с летальным исходом, о транспортировке наркотиков, оружия, других предметов, оборот которых запрещен либо ограничен).
  2. При расследовании уголовного дела подозревают, что автомобиль мог стать объектом хищения (к примеру, при задержании угонщика все ТС, к которым у него мог быть доступ, проверяют на предмет угона).
  3. Новый владелец или иное заинтересованное лицо сомневается в прошлом машины.
  4. Проводится перерегистрация ТС.
  5. Во время техосмотра или при проверке на посту ДПС сотрудники не смогли разобрать некоторые цифры на номерах двигателя, кузова или иных деталей.
  6. Производится «растаможка» авто, ввозимого в страну из-за границы.

Таким образом, главные задачи криминалистической экспертизы – это проверка правовой чистоты ТС и предотвращение легализации угнанных машин.

Что проверяют эксперты-криминалисты?

Вопросы, разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств, следующие:

  • является ли машина технически исправной;
  • подлинны ли номера деталей и узлов;
  • подлинны ли регистрационные документы на машину;
  • участвовал ли автомобиль в ДТП;
  • был ли задействован в противоправных действиях;
  • не числится ли в угоне;
  • не находится ли под арестом;
  • не используется ли в качестве залога по кредиту.

Иными словами, эксперты проводят как инструментальные, так и документальные сверки. Они оценивают техническое состояние машины, прогоняют ее по различным базам, проверяют документы.

Как проводится процедура?

Теперь разберемся, как делается криминалистическая экспертиза автомобиля. Диагностика технической исправности – это только половина всех задач при проверке.

Вторая часть – оценка подлинности номеров кузова, мотора и иных агрегатов, которые предусмотрены производителями на большинстве ТС. Специалисты тщательно сверяют их с указанными в документах.

Также эксперты проводят следующие действия:

  • ищут следы подчисток, любых исправлений и фальсификаций в документах на авто;
  • исследуют лакокрасочное покрытие на предмет сколов, царапин, других повреждений, что может указывать на причастность к ДТП;
  • ищут следы приварки узлов, перебивки номеров, незаводских соединений для исключения переделки ТС;
  • проверяют статус машины по базам МВД, Интерпола, ГТК, банков (если есть подозрение, что она замешана в махинациях с кредитами).

Каждому ТС присваивается уникальный VIN – код. Его прогоняют по базам ГИБДД, включая базы учета владельцев и машин, которые числятся в угоне или в розыске.

Если автомобиль снят с регистрационного учета, тогда проводится проверка старых государственных или транзитных номеров. По результатам проверки составляется акт об исследовании маркировочных обозначений ТС.

Где делают криминалистическую экспертизу?

Проверку проводят как экспертно-криминалистический центр УВД, так и частные компании. Выбор учреждения зависит от того, какие преследуются цели.

Если машина подозревается в участии в преступлениях, тогда инициатором экспертизы становится ГИБДД, а проводят ее государственные специалисты.

Когда проверку хочет провести автовладелец, он может выбрать независимую экспертизу. Она проводится быстрее, хоть и стоит дороже.

Зато, как правило, криминалисты госуправлений работают тщательнее, а их выводы более надежные. Независимо от учреждения, где проводится проверка, специалист должен иметь лицензию.

Сколько времени занимает процедура?

Сроки проведения зависят от загруженности экспертов и в среднем составляют 1-2 месяца.

Эксперты при ГИБДД работают дольше, поскольку такая услуга востребована. Частная компания может справиться быстрее, но стоимость будет на порядок выше.

Цена криминалистической экспертизы авто в ГИБДД зависит от типа машины и от того, какие операции должны выполнить специалисты.

В 2018 г. их стоимость формируется следующим образом:

  • проверка подлинности ВИН-кода – 3 тыс. руб.;
  • экспертиза бумаг продавца на предмет внесения несанкционированных изменений – 2 тыс. руб.;
  • определение истинного автопробега, восстановление полной истории техобслуживания – 3 – 4 тыс. руб.;
  • оформление диагностической карты – 2,5 тыс. руб.

Полный пакет исследований обойдется в сумму от 10 до 25 тыс. руб.

Если инициатор – ГИБДД, а на практике это случается чаще всего, то криминалистическая экспертиза проводится бесплатно.

Если результаты подтвердили целостность и неизменность номерных знаков, он вправе подать в суд жалобу на инспектора. Ведь получается, у него было недостаточно оснований для проведения экспертизы, значит, ее назначение было незаконным.

При этом сама процедура требует много времени и сил, создает неудобства для автовладельца.

Судебное разбирательство тоже не проводится быстро. Однако будет реальный шанс возместить неудобства, которые повлекли за собой незаконные действия представителей государственных органов (ст. 15, 16, 1064 и 1069 ГК РФ).

Независимую экспертизу всегда оплачивает владелец. Четких ценовых рамок нет, но такая процедура может обойтись в 2-3 раза дороже, чем в ГИБДД.

По результатам своей работы эксперт-криминалист составляет письменное заключение. По нему можно судить, является ли машина чистой в правовом плане, не находится ли в угоне, не были ли перебиты номера или подделаны документы.

Соответственно, последствия для автовладельца могут быть разными. Если проблем с законом не выявлено, все закончится на этапе подтверждения правовой чистоты ТС. В противном случае машину могут задержать и даже изъять.

Из угона — на учет

Такие новации предусмотрены в поправках в действующий регламент о регистрации транспортных средств, которые опубликованы для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru.

Если раньше владельцам автомобилей с перебитыми, или как это звучит на юридическом языке «измененными» номерами, предлагали искать счастья в судах, то теперь четко прописано, в каких случаях ГИБДД может отказать в постановке автомобиля на учет. Все условия остались теми же.

Только появились исключения. А именно, машины, у которых идентификационные номера съела коррозия. Бывает такое. А также машины, у которых в результате ремонта после аварии уничтожили реальный идентификационный номер и вварили его заново.

Вы можете представить себе такую ситуацию? А она была реализована на дилерском сервисе известной компании. Дело в том, что на некоторых моделях этой компании VIN — идентификационный номер — наносится на подкрылок. В результате аварии, совершенной не по вине владельца этой машины, эта часть подкрылка серьезно пострадала. В результате ее пришлось полностью заменить. Но вот беда, на новом подкрылке не было заветных цифр. Поэтому на сервисе поступили просто: вырезали их из старой детали и вварили в новую. В итоге машину ни на учет поставить, ни продать. Разве только на запчасти.

Поправки в регламент как раз предусматривают такой случай. Если эксперты-криминалисты установили, что автомобиль остался тем же, если другие маркировки соответствуют нанесенным, значит, криминала нет. И для такой машины не только возможно восстановление регистрации, но и полная реабилитация перед всем честным народом. Ей можно управлять, ее можно доверять, дарить, ее можно продавать и покупать. Это полноценное транспортное средство. То же самое касается съеденных ржавчиной номеров VIN.

Отдельный разговор об угнанных машинах. До сих пор для большинства автовладельцев была большая проблема. Если машину угнали, а потом нашли с перебитыми номерами, что с ней делать? Учет ей восстановят, но продать ее не будет возможности. Страховщики тоже смотрели на такой «подарок» МВД довольно брезгливо. Кому нужен товар, который никому не нужен?

Поправки в регламент решают этот вопрос. Если номера перебиты, но криминалисты установили, что это именно тот, угнанный автомобиль, значит, его можно признать легальным. Пусть ездит по дорогам, пусть и с измененной маркировкой. В отношении его можно проводить все действия, которые возможны и для нормальных машин.

Ключевое здесь — признание криминалистов. А для этого на машине должны сохраниться некоторые родные отметки. Ведь VIN наносится не в одном месте. Кроме того, если номер не спилен, его возможно восстановить по остаточным следам. А потом признавать в качестве основного вновь нанесенный.

Все эти решения были приняты после многочисленных постановлений Верховного суда по жалобам различных автовладельцев. Но, к сожалению, не всех автовладельцев новый регламент порадует. Дело в том, что замена кузова, даже в том случае, когда других терапевтических мер не предусмотрено, приведет к отказу в регистрации транспортного средства. Это касается только легковых автомобилей, у которых все идентификационные номера нанесены именно на кузове.

Впрочем, сейчас в случае, когда надо менять кузов, страховые компании считают это как полное уничтожение автомобиля. Но если автовладелец не застраховался по КАСКО, то возмещение ущерба по ОСАГО не принесет ему радости.

Также проект прописывает требования в случае тотального уничтожения автомобиля, списания его в утиль и прочих действий, выводящих машину за пределы правового поля России, заявлять в ГИБДД об аннулировании регистрации. Это сделано для того, чтобы потом не всплывали двойники давно почивших в бозе машин.