Категория для страховки

Новые правила страхования автомобилей

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

С 18 сентября вступает в силу ряд изменений в законодательстве Украины – меняется порядок работы страховых компаний и вводится Европротокол.

17 февраля 2011 г. Верховной Радой Украины был принят Закон № 3045-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ДТП и выплате страхового возмещения». Закон вступает в силу 18 сентября этого года.

Итак, основные изменения с 18 сентября следующие:

1. Меняется процедура страхования.

2. Упраздняются 3 типа страховки — остается лишь один тип полиса ОСАГО. Этот тип соответствует нынешнему «типу №1», который выписывается на автомобиль и любого водителя.

3. Вводится порядок упрощенного урегулирования убытков по ОСАГО путем использования Европротокола без привлечения на место ДТП органов ГАИ.

4. Может измениться стоимость полисов.

Кого и как будут страховать

С 18 сентября процедура страхования владельцев авто, для которых технический контроль является обязательным, и владельцев, для которых техконтроль необязателен будет отличаться.

Остается неурегулированным вопрос льготного страхования

Напомним, что с 13 августа 2011 г. (вступил в силу Закон Украины от 05.07.11 г. № 3565-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок»), технический контроль остался обязательным лишь для следующих категорий автомобилей:

  • такси;
  • легковые транспортные средства и грузовые транспортные средства (до 3,5 тонн) и прицепы к ним, используемые для перевозки пассажиров или грузов и обязанные получить лицензию на этот вид деятельности, со сроком эксплуатации более 2 лет (т.е. автомобили, используемые в коммерческих целях);
  • грузовые транспортные средства (более 3,5 тонн) и прицепы к ним, автобусы независимо от срока их эксплуатации.

Теперь страховщик перед выдачей полиса ОСАГО (на новом бланке) и стикера обязан проверять наличие действующего протокола обязательного технического контроля для тех транспортных средств, для которых техосмотр остался обязательным. И если транспортное средство подлежит обязательному техническому контролю, то:

  • срок действия полиса ОСАГО не может превышать даты следующего ОТК;
  • на основании данных «техталона» старого образца или протокола ОТК определяется дата следующего техконтроля и определяется срок, на который может быть заключен договор ОСАГО;
  • срок действия полиса не должен превышать 1-е число месяца, который указан как месяц очередного технического контроля.

Если транспортное средство НЕ подлежит обязательному техническому контролю, — вышеперечисленные ограничения не применяются.

Нужно сказать, что в первом и даже во втором чтении Закона присутствовал пункт о том, что договор добровольного страхования можно будет заключать только сроком на 1 год. К счастью, этот пункт признали неконституционным (ограничивающим свободу граждан), и в окончательную редакцию он не вошел.

При заполнении полиса ОСАГО, форма которого действует на сегодняшний день, в графу 8 «Примечания» делается запись:

» ТЗ підлягає ОТК. Протокол № _____. Дата наступного ОТК «__»_____20__р.»

или «ТЗ не підлягає ОТК»

Своей подписью страхователь подтверждает цель использования транспортного средства и удостоверяет, что транспортное средство действительно не подлежит (или подлежит) техническому контролю.

На сегодняшний день, необходимым и достаточным перечнем документов для заключения договора ОСАГО являются:

  1. Водительское удостоверение соответствующей категории;
  2. Индентификационный код;
  3. Свидетельство о регистрации ТС («техпаспорт»);
  4. Протокол ОТК (только для тех транспортных средств, которые с 13.08.2011 г. подлежат государственному техническому контролю).

Стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день остается неурегулированным процесс страхования льготной категории населения. То есть, оставляя только 1-й тип договоров, мы лишаем права страховать с 50% скидкой пенсионеров, чернобыльцев 1, 2 категории, инвалидов.

Бланк полиса

В ходе приведения различных законодательных актов и сопутствующей документации в соответствие с Законом, 29 августа Госфинуслуг и МТСБУ согласовали новую форму полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.

Бланк остался бирюзового цвета но, в отличие от «старого» бланка, содержит на 9, а 13 разделов. В нем теперь нет полей, предназначенных для выбора типа полиса, но добавлены поля, касающиеся прохождения/непрохождения технического контроля.

Новые договора будут заключать с середины октября

Порядок применения старых бланков ОСАГО (выданных до 18.09.2011), на сегодняшний день не утвержден Госфинуслуг, но по Проектам, старые бланки можно будет использовать до 18.09.2012 года. Кроме того, МТСБУ не успевает напечатать к указанной дате новые бланки, и срок их введения для всех страховых компаний откладывается.

Новые договора будут заключать, вероятнее всего, только с середины октября.

Европротокол

Вкратце остановимся еще на одном нововведении (подробнее этот вопрос рассматриваем в нашем материале «Как правильно заполнять Европротокол»).

Европротокол — это сообщение о ДТП, которое составляется совместно участниками ДТП, при этом ГАИ не вызывается и административной ответственности за нарушение ПДД не возникает. То есть, при выполнении нижеприведенных условий, водители транспортных средств могут заполнить бланк протокола, не вызывая ГАИ (сотрудники которой по факту ДТП изымают водительские удостоверения), и после этого обратиться в страховую компанию за возмещением убытков.

Европротокол можно применить, если выполнены одновременно 5 условий:

  1. участники ДТП застрахованы по ОСАГО;
  2. нет травмированных (погибших) людей;
  3. водители пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП;
  4. нет признаков опьянения;
  5. размер страховой выплаты не превышает максимальных размеров, утвержденных Госфинуслуг по представлению МТСБУ.

Порядок применения Европротокола на сегодняшний день также еще не утвержден, но по Проектам, бланк Европротокола будет выдаваться страховщиком по первому требованию.

Европротокол уже давно и успешно применяется в Западной Европе, в то же время, применение его в России не принесло ожидаемого эффекта. Как будет в Украине — увидим уже в ближайшее время.

Подорожает ли страховка

На первых этапах работы над Проектом МТСБУ был разработан вариант новых (увеличенных) тарифов по ОСАГО, но 29 августа Госфинуслуг отклонил эти тарифы.

По прогнозам стоимость полисов увеличиться не должна

По прогнозам же участников страхового бизнеса, стоимость полисов не только не увеличится, но может даже уменьшиться.

Если обратиться к перечню страховых компаний, которые активизировали свое членство в МТСБУ, то можно увидеть 153 страховщика. Но в целом по Украине количество страховщиков на 31.03.2011 составляло 453 компании. То есть конкуренция достаточно велика, и выигрывать будет та компания, которая предложит более качественный продукт, или меньшие цены.

Итог

Закон должен вступить в силу 18 сентября. Но, к сожалению, пока остается слишком много неизвестных:

  • не определена стоимость полиса (не определены корректирующие коэффициенты);
  • нет новых бланков полисов страхования;
  • порядок применения Европротокола еще не утвержден;
  • не утвержден размер максимальной страховой выплаты при применении Европротокола (в проекте — 10-12 тыс. грн).

Итак, на сегодняшний день не урегулирован ряд важнейших вопросов.

Введение европейского подхода в «дорожной практике» — безусловно, прогрессивно. Но, как и многие благие начинания, этот прогресс наталкивается на уйму преград.

Похоже, мы все-таки не готовы к нововведениям: Закон был принят 8 месяцев назад, но по ряду причин требуется еще время на доработку, работу комиссий и т.п.

Но, тем не менее, — с 18 сентября авто будут страховать по-новому. Или не будут?

Редакция благодарит независимого эксперта по страхованию Марину Каралоп за помощь в подготовке материала

Категория для страховки

Страховка категории А включена в стоимость авиа перелета

Страховка категории А обеспечивает следующий перечень услуг:
Медицинская помощь и страхование от несчастного случая:

  • Транспортировка Застрахованного машиной скорой помощи до ближайшей больницы или врача
  • Стационарное лечение в случае экстренной госпитализации Застрахованного
  • Использование необходимых медикаментов и медицинского оборудования во время госпитализации (подтверждается оформленными должным образом документами)
  • Медицинская консультация врачей-специалистов (подтверждается оформленными должным образом документами) Срочная медицинская помощь до 7го месяца беременности (авиа перелет беременным женщинам в сроке от 1 до 12 недель не рекомендуется)
  • Прокат инвалидной коляски и других медицинских приспособлений в соответствии с назначением врача
  • Назначение на починку очков, поврежденных во время несчастного случая (на сумму до 50 долл.США)
  • Телефонные переговоры Застрахованного лица со Страховщиком или с представителем компании Асистанса по поводу страхового случая или экстремальной ситуации (до 10 долл.США)
  • Предоставление информации семье Застрахованного лица о состоянии здоровья (по требованию Застрахованного лица)
  • Согласованная со Страховщиком транспортировка Застрахованного лица в Украину, вместо лечения заграницей
  • Репатриация тела Застрахованного лица в случае смерти до таможенного пункта Украины, обозначенного Страховщиком. Необходимым условием для организации репатриации является обязанность родственников в кратчайшие сроки предоставить Страховщику надлежащим образом оформленные документы, которые подтверждают родственные связи с Застрахованным лицом, а также подтверждения готовности забрать тело Застрахованного лица после пересечения границы Украины. Вид транспорта и сроки репатриации устанавливаются Страховщиком.

Закрыть

Полезные советы о страховании ОСАГО для автолюбителей

Узнайте, как получить гарантированную выплату в случае ДТП.

ОСАГО – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств (ТС). Данный вид страховки является обязательным для автомобилистов. Возможность не покупать страховку ОСАГО имеют только инвалиды 1-й группы, инвалиды войны и участники боевых действий. Возмещение убытков по ДТП, виновниками которых являются указанные лица, ложится на МТСБУ (Моторно-транспортное страховое бюро Украины).

Как определяется стоимость полисов ОСАГО?

Третья зона предназначена для жителей городов с населением больше одного миллиона граждан. На сегодняшний день это города Харьков и Одесса. Естественно, цена страхового полиса ОСАГО для населения этой зоны дешевле, чем для жителей Киева. Но она немного дороже, чем для владельцев транспортных средств Борисполя, Боярки, Броваров и других городов-спутников столицы Украины.

А вот четвертая зона, к которой относятся города с населением свыше 500 тыс. жителей, предусматривает стоимость в диапазоне, примерно сопоставимом со второй зоной. Примером городов из зоны № 4 являются Днепропетровск, Запорожье, Львов, Николаев и другие.

Логично, что пятая зона дешевле упомянутых выше. Это населенные пункты с количеством жителей от 100 тыс. до 500 тыс. человек. Ну и самым доступным полис ОСАГО будет для владельцев транспортных средств городов и сел с населением до 100 тыс. жителей. Разница между первой зоной (Киев) и 6-й зоной (с населением меньше 100 тыс. жителей) достаточно впечатляющая. Для примера, базовая цена страхового полиса ОСАГО для автомобиля с объемом двигателя больше 3-х литров в Киеве составляет 2 358 грн. В то же время цена полиса для такого же автомобиля с регистрацией в последней зоне равна 737 грн.

Логика градации этих зон и привязанных к ним цен в том, что чем плотнее население, тем больше вероятность наступления страхового события, поскольку на дорогах ездит больше автомобилей. Также, в больших городах чаще встречаются более дорогие автомобили, что существенно влияет на убыточность по ОСАГО.

В свою очередь сами транспортные средства делятся на 12 типов, отличающихся по стоимости страхового полиса ОСАГО.

Два типа определено для мотоциклов и мотороллеров. Если объем двигателя мотоцикла до 3 000 см3 – это тип А1. Если объем больше – тип А2. Тип А2 дороже первого варианта на 100%.

Легковым автомобилям выделено 4 типа в зависимости от объема двигателя: В1 – самый дешевый для автомобилей с объемом двигателя до 1 600 см3; В2 – для автомобилей с объемом от 1 600 см3 до 2000 см3; В3 – объем от 2 000 см3 до 3 000 см3 и самый дорогой тип, который дороже чем тип В1 почти в два раза, установлен для автомобилей с объемом двигателя больше 3 000 см3. Его название, соответственно, В4.

Грузовые автомобили делят только на 2 типа в зависимости от грузоподъемности: С1 – если грузоподъемность до 2-х тонн и С2 – если грузоподъемность больше 2-х тонн. Само собой разумеется, что тип С2 дороже типа С1. Разница – около 10%.

Еще 2 типа отведено автобусам: D1 – если количество пассажиров не превышает 20 человек. D2 – если автобус может перевозить больше 20 человек. Разница в стоимости между этими двумя типами около 20%. А вообще – полисы ОСАГО для автобусов являются самыми дорогими. Полис ОСАГО для самого маленького автобуса будет стоить дороже, чем полис ОСАГО для самого большого грузовика или легкового авто с максимальным объемом двигателя.

Что касается самых дешевых типов ОСАГО, то такими будут полисы для прицепов к грузовым авто (это тип Е) и полисы для прицепов к легковым автомобилям (тип F). Базовая цена полиса ОСАГО для прицепа к легковому авто с киевской регистрацией для юридического лица составляет 352 грн. Для примера, стоимость полиса ОСАГО для грузового автомобиля с грузоподъемностью более 2-х тонн, который тоже зарегистрирован в Киеве, будет равна 3 110 грн.

Стоит отметить, что некоторые категории граждан, помимо тех, которые освобождаются от обязательно страхования гражданско-правовой ответственности, имеют право на специальные скидки. Так, например, участники войны, инвалиды 2-й группы, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и пенсионеры могут купить полис ОСАГО за половину цены. Однако, этим правилом можно воспользоваться только в том случае, если люди из указанных выше категорий, сами управляют транспортным средством. Если допустить, что за руль их авто может сесть кто-то еще – пр и дется купить полис ОСАГО за полную стоимость.

Помимо скидок, предусмотренных законодательством Украины, существует ряд дополнительных скидок, которые страховщики имеют право применять к определенным категориям страхователей.

Например, существует скидка ОСАГО за одновременное страхование большого количества транспортных средств. Чаще всего ею пользуются страхователи, являющиеся юридическими лицами, поскольку данная скидка начинает работать при страховании от 5 транспортных средств на одного страхователя. Напротив, случаи, когда физические лица страхуют сразу 5 транспортных средств и более, встречаются редко. Максимальный дисконт для ситуации, когда страхуется большое количество транспортных средств, не превышает 30%. Получить его может только тот страхователь, который покупает полисы ОСАГО, как минимум, для двух тысяч автомобилей.

Следующий вариант снижения стоимости полиса ОСАГО – это безубыточное вождение, или, так называемый, бонус-малус. Каждый страхователь имеет право получить 5% скидки за каждый год безаварийной езды. Применение данного условия лимитировано 4-мя годами. Соответственно, максимальная скидка по бонус-малус – 20%.

Последние два варианта скидки могут суммироваться. Соответственно, при страховании безубыточного парка автомобилей можно воспользоваться и скидкой за количество, и скидкой бонус-малус.

Кроме того, существует различие в стоимости полиса ОСАГО для юридических и физических лиц. Однако, эта разница столь незначительная, что нецелесообразно даже рассматривать варианты ее расчета.

Что такое лимиты ответственности по ОСАГО?

Что касается лимитов ответственности по ОСАГО, то на сегодняшний день они составляют 50 тыс. грн. по имуществу и 100 тыс. грн. по жизни и здоровью. Данные лимиты были установлены еще при обменном курсе 8 гривен за 1 доллар США. Соответственно, в настоящий момент такие лимиты являются заниженными, то есть этих сумм не всегда хватает для покрытия ущерба пострадавшим вследствие ДТП. Львиная доля транспортных средств на дорогах Украины – это импортные авто. Все заменяемые детали на такие автомобили, как правило, импортируются, а значит, оплачиваются в валюте.

Разумный выход из сложившегося положения – покупка полиса добровольного страхования гражданской ответственности. Иными словами – это увеличение лимитов ответственности по ОСАГО. Стоят такие договоры недорого и считаются просто необходимыми в текущей ситуации. Хотя правильным и логичным решением данной проблемы было бы увеличение самих лимитов ответственности по полису ОСАГО. Тем более что стоимости полисов ОСАГО были подняты в июне 2015-го года, а вот лимиты сохранились прежними.

К выбору страхового партнера по ОСАГО стоит подходить очень тщательно. В нынешних условиях часто встречаются ситуации, когда Вам предлагают купить полис за половину цены, а то и дешевле, причем непонятно за какие заслуги. Вероятность того, что «демпингующая» страховая компания осуществит выплату по ОСАГО вовремя и в полном объеме – очень невелика. Куда больше вероятность того, что выплаты не будет вообще. С одной стороны, проблемы с урегулированием – это не наши заботы, поскольку в выплате заинтересовано пострадавшее лицо, а не тот, кто покупал полис. С другой, резонным остается вопрос: стоят ли несколько сотен гривен в год Вашего внимания, усилий и участия в процессе, когда пострадавшему не будут выплачивать по повреждениям, которые Вы ему нанесли?

Возвращаясь к вопросу регистрации Вашего автомобиля, хочу обратить внимание, что определение зоны происходит не по прописке владельца транспортного средства, а по регистрации МРЕО, которое ставит автомобиль на учет. Соответственно, если Вы прописаны в провинциальном городе, но автомобиль поставили на учет в Киеве, стоимость полиса ОСАГО будет рассчитана по первой зоне (г. Киев), то есть по самому дорогому тарифу. И наоборот, если Вы прописаны в Киеве, но поставили автомобиль на учет, например, в Вышгородском МРЕО – имеете право купить полис ОСАГО по второй, более бюджетной зоне.

Штраф за отсутствие страховки на автомобиль

(4 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Загрузка.

Каждому автомобилисту известно, что в перечень обязательных документов, которые должны быть в наличии во время поездки, наряду с водительскими правами и техпаспортом, входит страховка, которая называется либо «автогражданкой», либо «автоцивілкой». Ее полное название – обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Чем грозит для водителя отсутствие этого документа, какие штрафные санкции применяются за отсутствие «автогражданки», в каких случаях не избежать штрафа за отсутствие страховки, как рассчитывается сумма штрафа и другая полезная информация об обязательном автостраховании изложена в этой статье.

Правила дорожного движения об ОСАГО

Статус обязательной страховки обусловлен прописанными в ПДД обязанностями участника дорожного движения. Если обратиться к первоисточнику, то параграф 2 пункт 2.1 ПДД Украины содержит список документов, которые должны быть в обязательном порядке и наличие которых дает право с чистой совестью выезжать на дорогу. Если при выезде из гаража или со стоянки у того, кто находится за рулем, нет хотя бы одного из перечисленных документов, то это квалифицируется как серьезное административное нарушение.

Водитель должен иметь:

  • Удостоверение водителя
  • Документ, подтверждающий регистрацию авто
  • Специальное разрешение на использование проблесковых маячков (если таковые присутствуют на авто)
  • Маршрут и график движения на грузовых ТС, которые перевозят опасный груз
  • Страховку ОСАГО

ПДД также указывается обязательность предоставления документа (удостоверения), который освобождает водителя от приобретения полиса «автогражданки».

Кто освобожден от приобретения полиса ОСАГО

Обязательная «автогражданка» должна быть у всех водителей, за исключением некоторых категорий лиц, имеющих соответствующие льготы.

Кому можно ездить без страховки ОСАГО:

  • Участники боевых действий
  • Инвалиды войны и инвалиды 1 группы
  • Водители, которые находятся за рулем ТС, принадлежащего инвалиду 1 группы

Если водитель из названных категорий станет виновником аварии, то возмещение ущерба пострадавшей стороне будет выплачено за счет фондов Моторного (транспортного) бюро Украины, как прописано в статье 13 Закона «Об ОСАГО».

В каких случаях следует предоставлять полис ОСАГО для проверки

При наличии всех необходимых документов водитель может отправляться в поездку. Однако, ему следует знать, при каких условиях требование проверки полиса «автогражданки» является обоснованным. Об этом ведутся споры среди автолюбителей, которые приводят разные толкования и аргументы. Такое положение вещей обусловлено тем, что в Украине пока отсутствует специализированное подразделение дорожной полиции. Ранее Госавтоинспекция была упразднена, но в конце 2016 года обнародована информация от источника в Министерстве Внутренних Дел Украины о том, что в ближайшее время будет сформирована дорожно-патрульная полиция.

Эти планы подтвердил и глава ведомства, давая интервью в феврале 2017 года одному из украинских изданий. По его словам, запуск проекта будет осуществлен в ближайшее время после доставки в страну уже закупленных автомобилей Mitsubishi. Источник здесь http://www.mvs.gov.ua/ru/news/5896_Intervyu_Arsena_Avakova_informagentstvu_Interfaks.htm

Важно помнить, что проверка наличия полиса ОСАГО не является основанием для того, чтобы полицейский (патрульный) мог остановить движущееся транспортное средство. Другое дело, когда водитель нарушил правила дорожного движения или стал участником аварии, — в этих случаях предъявление страхового полиса является обязательным.

Если авто пересекает границу и въезде/выезде на территорию Украины, сотрудники погранслужбы также могут попросить предъявить наличие полиса «автогражданки».

Итак, водитель предъявляет полис ОСАГО:

  1. Если составляется протокол за нарушение правил дорожного движения
  2. Если произошло дорожное происшествия, авария, и патрульные оформляют материалы по ДТП
  3. При въезде в страну

Какой штраф за отсутствие страховки ОСАГО

Водитель, допустивший нарушение ПДД или ставший участником аварии, но не имеющий «автогражданки», будет оштрафован на сумму, которая составляет от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых минимумов (нмдг).

Таким образом, сумма штрафа за езду без страховки составит от 425 до 850 грн. Эта норма прописана в статье 126 Кодекса об Административных Правонарушениях(КоАП).

Какую именно сумму придется заплатить водителю без страховки, — решит патрульный, исходя из тяжести нарушения. Например, водитель заключил договор обязательного автострахования, но страховой полис не может предъявить по ряду причин: забыл дома, потерял, оставил в другом месте и т.п. В этом случае патрульный может оштрафовать такого водителя по минимальному тарифу или вынести устное предупреждение.

Разумеется, что серьезные нарушения ПДД или участие в аварии станут отягощающими факторами, когда водителю придется заплатить максимальный штраф.

Если изложить кратко, то:

  • 450 грн составит штраф, если полис водителем приобретен, но не физически не предъявлен
  • 850 грн заплатит водитель за просроченный полис
  • 850 грн штрафа, вероятнее всего, заплатит водитель, ставший виновником ДТП и у которого нет автостраховки

Разумеется, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет сочетаться с оплатой нанесенного ущерба виновником аварии пострадавшей стороне.

Кроме этого, если у водителя-нарушителя правил дорожного движения не окажется страхового полиса ОСАГО, то он вынужден будет оплатить два штрафа – за страховку (или штраф за просроченную страховку) и за нарушение дорожных правил.

Если меняется хозяин авто, полис «автогражданки» продолжает действовать и его переоформление необязательно. Об этом говорится в статье 20-1 Закона «Об ОСАГО». Если владелец автомобиля не желает оставлять полис новому владельцу, он может перенести оставшуюся стоимость страховки на другой автомобиль, который планирует приобрести.

Штрафовать или не штрафовать при транзитных номерах

После покупки нового автомобиля, согласно действующему законодательству, автовладельцу дается три дня для оформления страхового полиса ОСАГО. Некоторые источники утверждают, что этот период равняется 10 или 15 дням. Увы, это не соответствует действительности: согласно информации от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, автовладельцы могут приобрести краткосрочные договоры страхования гражданско-правовой ответственности на указанный срок.

  • Владельцы авто, которые еще не прошли процедуру государственной регистрации, заключают договор страхования на срок до регистрации
  • Для временно зарегистрированных авто – на срок до постоянной регистрации
  • Для тех автовладельцев, чей автомобиль зарегистрирован в другой стране, которая не является участником программы «Зеленая карта», — выдается полис на срок пребывания в Украине

При покупке автомобиля в одном месте, а постановке на учет – в другом, водителю придется совершить поездку на автомобиле с транзитными номерами. По этому вопросу многие автомобилисты также спорят, высказывая противоположные мнения. Одни говорят, что при транзитных номерах страховка не обязательна, другие утверждают обратное.

В этом вопросе ответ только один – страховка ОСАГО при транзитных номерах обязательна. Транзитные номера не являются оправданием для отсутствия полиса ОСАГО, а это означает, что новоиспеченный автолюбитель вынужден рискует быть оштрафованным.

В этом смысле стоит помнить, что каждый, кто садится за руль, должен иметь «автогражданку» и нести гражданскую ответственность перед другими участниками дорожного движения. В этом и состоит смысл страховки ОСАГО, это же и обусловило ее обязательность.

Об ОСАГО для иностранцев в Украине

Выше упоминалось о том, что пр пересечении государственной границы при въезде в Украину сотрудники Пограничной службы имеют право потребовать у автомобилиста полис автострахования. Следует иметь в виду, что иностранцы, въезжающие в страну из стран-участников международной программы «Зеленая карта», имеют право не приобретать «автогражданку», которая действует на территории Украины. Это означает, что при общении с пограничниками или в случае ДТП иностранец предъявит полис «Green Card», но не внутренний полис ОСАГО. Это обстоятельство не является основанием для квалификации факта отсутствия ОСАГО как правонарушения.

Полис ОСАГО – не налог, а страховая защита

Многие автолюбители считают «автогражданку» чем-то сродни дополнительному и никому не нужному налогу. Это мнение в корне неверно, поскольку, владелец полиса может рассчитывать на страховую защиту в виде финансового или материального возмещения ущерба при аварии. В настоящее время лимиты страховых выплат составляют 100 тыс. грн для возмещения материального ущерба, причиненного имуществу, и 200 тыс. грн
– в качестве компенсации за вред, причиненный участнику ДТП. Эта сумма была с февраля 2016 года и действует по настоящее время. Наряду с этим, лимит урегулирований по Европротоколу повысился до 50 тыс. грн.

Все это только подтверждает тезис о необходимости «автогражданки», которая не зря носит название «обязательной.

Проверка подлинности ОСАГО

Если случилось так, что сотрудник дорожной (патрульной) службы остановил автомобиль, то не исключена проверка подлинности полиса «автогражданки». В рамках программы борьбы с фальшивым ОСАГО на страховом рынке Украины МТСБУ тесно сотрудничает с правоохранительными органами. В частности, Законом «Об ОСАГО» регламентируется обмен информацией между МВД, МТСБУ и страховыми компаниями, о чем говорится в статье 56 «Информационное взаимодействие». В перечень информации для обмена включена также и конфиденциальные сведения. Инструментами обмена в настоящее время служат информационно-технологические платформы, обеспечение доступа к базе данных и другие способы получения оперативной информации.

В защиту интересов страхователей стоит отметить, что для них также работает сервис онлайн-проверки подлинности страхового полиса через МТСБУ.

Штраф за фальшивую страховку

Как быть в случае, если результат проверки показал, что страховка поддельная или оформлена на утерянном (недействительном) бланке? Об этом, к сожалению, не упоминается на официальных веб-сайтах МТСБУ или МВД. Ответа на этот вопрос также не нашлось на «автомобильных» форумах, как дело обстоят на практике – непонятно.

Если исходить из принципа «незнание закона не освобождает от ответственности», то незнание того, что полис фальшивый, вероятно, не является защитой автовладельца от уплаты штрафа. Чтобы не произошел такой досадный конфуз, автовладельцу рекомендуется приобретать страховые полисы в официальных представительствах страховых компаний, которые работают на рынке Украины. Порой, желание сэкономить на страховке приводит к более крупным финансовым потерям.

В завершение статьи напомним автолюбителям, что по окончании срока действия страховки ОСАГО следует обратиться в свою страховую компанию для продления договора страхования или заключения нового. Это позволит избежать ряда неприятностей при общении с представителями правоохранительных органов, а также убережет от более крупных расходов в виде штрафов. Аналогичным образом следует поступить в случае утери страхового полиса: обратиться к страховщикам за дубликатом полиса.

Документы для оформления обязательной автогражданки (ОСАГО)

Ответ на вопрос о том, какие документы нужны, чтобы сделать ОСАГО, кажется понятным только на первый взгляд. Существует масса нюансов, которые нужно знать автовладельцу при оформлении полиса автогражданки.

От полноты пакета документов на оформление ОСАГО и правильности заполнения полиса зависит судьба выплат при наступлении страхового случая. Таковым для автогражданки есть исключительно дорожно-транспортное происшествие. После совершения ДТП страховая компания, в которой застрахована виновная сторона, дополнительно проверяет предоставленный пакет документов и заключенный договор. При выявленных несоответствиях возмещение ущерба может оказаться под вопросом.

Законодательный аспект

ОСАГО — это обязательное автомобильное страхование. Поэтому условия, процедура и даже проект договора или полиса регламентированы законами Украины. То, какие документы нужны, чтобы оформить ОСАГО, тоже прописано на законодательном уровне.

По ОСАГО страхуется не транспортное средство (ТС), здоровье или жизнь водителя, а ответственность перед другими участниками дорожного движения. Увеличить страховое покрытие или расширить перечень рисков по ОСАГО невозможно. Зато правильный выбор страховой компании приносит держателю полиса приятные бонусы в виде дополнительных бесплатных услуг. Самые распространенные — технический ассистанс, консультирование, дистанционная помощь в дороге.

Обязательному автострахованию подлежат:

  • легковые и грузовые авто;
  • автобусы;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • прицепы.

Для всех категорий ТС установлен единый лимит страхового возмещения:

  • 100 тыс. грн на 1 пострадавшего — за ущерб, нанесенный имуществу. Максимальная выплата по 1 страховому случаю — 500 тыс. грн. Если в результате ДТП, кроме машины виновника, повреждения получили более 5 авто, и ущерб превышает указанный размер максимальной выплаты, возмещение каждому пострадавшему рассчитывается пропорционально сумме ущерба;
  • 200 тыс. грн на 1 пострадавшего — за вред здоровью или в случае летального исхода.

Перечень документов, необходимых для оформления ОСАГО

Для обязательного автострахования требуется минимальный пакет документов. При самом распространенном случае, когда частное лицо страхует личную машину, требуются только те, которые позволяют идентифицировать авто и автовладельца:

  • паспорт гражданина Украины и идентификационный номер для страхователя — физического лица;
  • выписку из Единого государственного реестра — для предприятий и организаций;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт).

В ряде случаев перечень документов, нужных страховщику для заключения договора страхования ОСАГО, более широкий. Здесь играет роль характер эксплуатации, категория и «возраст» ТС. Если рядовые автовладельцы давно забыли об обязательных техосмотрах, то для отдельных групп ТС этот вопрос никогда не терял актуальности. Категории автомобилей, которые должны проходить обязательный технический контроль (ОТК), и его периодичность указаны в законодательстве:

  • легковые и грузовые (до 3,5 т) авто старше 2 лет и прицепы к ним — 1 раз в 2 года. В эту группу попадают легковушки, которыми перевозят людей или грузы с целью получения прибыли. Если легковая машина используется для личных нужд, требование обязательного техосмотра на нее не распространяется;
  • такси, а также грузовики свыше 3,5 т и прицепы к ним — ежегодно;
  • автобусы — 2 раза в год, причем перерыв между техосмотрами не должен превышать 6 месяцев;
  • легковые, грузовые авто и автобусы, используемые для перевозки опасных грузов — 2 раза в год.

Чтобы застраховать такие авто, к указанному выше перечню документов, необходимых для страховки ОСАГО, нужно приложить протокол прохождения техосмотра. Срок, на который заключается договор обязательной автогражданки, ограничивается плановой датой прохождения следующего техосмотра.

Документы, дающие право на льготы по ОСАГО

Законом предусмотрено 2 вида льгот:

  • 50 % от стоимости страховки;
  • освобождение от обязательства страховать автогражданку.

По льготному 50-процентному тарифу могут страховаться:

  • пенсионеры;
  • участники войны;
  • пострадавшие І и ІІ категорий в Чернобыльской катастрофе;
  • инвалиды II группы.

Чтобы получить льготу, необходимо предоставить страховой компании соответствующее удостоверение. Для инвалидов II группы подтверждающим документом является также справка МСЕК об установлении инвалидности.

По льготе в 50 % автовладельцу разрешается застраховать только 1 автомобиль, объем двигателя которого не превышает более 2500 куб. см. Если в собственности есть другие ТС, полисы для них придется приобретать по стандартным тарифам.

Отдельные категории автовладельцев официально освобождаются от покупки страховки ОСАГО. В случае ДТП возмещение выплачивает регулятор (МТСБУ). Эта льгота предусмотрена для:

  • участников боевых действий при условии, что они лично управляют собственным ТС;
  • инвалидов войны или I группы, управляющих личным авто;
  • лиц, которые управляют принадлежащим инвалиду I группы автомобилем в присутствии владельца.

Документы, которые должен выдать страховщик клиенту при оформлении ОСАГО

  • Оригинал полиса (договора страхования). Согласно действующему законодательству заключаются договоры автогражданки 1-го типа. Такой полис обеспечивает страховую защиту внесенному в него автомобилю и лицам, которые им управляют.
  • Стикер установленного образца, предназначенный для крепления на лобовое стекло.
  • Бланк европротокола. Предоставляется бесплатно по просьбе клиента без письменных заявлений. Его можно взять в страховой компании в любое время, а не только при оформлении ОСАГО. Он необходим, чтобы оформить ДТП по упрощенной процедуре.
  • Квитанция об уплате страхового платежа, если страхователь платил деньги в кассу страховщика. В полисе прописана дата, когда договор страхования приобретает юридическую силу. Она наступает не ранее даты внесения страхового платежа. Во избежание недоразумений лучше хранить квитанцию в течение всего срока действия полиса.

Оригинал полиса ОСАГО вместе с правами и техпаспортом — обязательный пакет документов, которые должны быть у водителя. Стикер уже не является необходимым атрибутом. Отсутствие стикера не тянет за собой каких-либо взысканий. Нет смысла возить с собой доверенность на управление или распоряжение автомобилем. Если у водителя на руках есть техпаспорт, и машина не числится в угоне — значит, он управляет ею на законных основаниях.

Если автомобиль принадлежит лицу, освобожденному от обязанности страховаться по ОСАГО, водитель должен иметь при себе оригинал или копию документа, подтверждающего право на льготу.