Компетенция и полномочия органов местного самоуправления

Компетенция органов местного самоуправления: понятие, общая характеристика, виды полномочий, тенденции развития.

Компетенция органа местного самоуправления складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.

1. Под предметами ведения органа МСУ следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общей компетенции; б) органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) — предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы местной жизни.

Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования.

К органам специальной компетенции относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

2. — права и обязанности — является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей- их «полномочия. Право органа является одновременно и его обязанностью перед гражданами, населением, перед государственными органами. Так, представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении. Это — исключительное право представительного органа местного самоуправления, но в то же время — и его обязанность, ибо каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления можно подразделить на: а) полномочия общего характера; б) полномочия конкретного характера.

Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления.

Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133).

Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления.

Согласно Закону муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность .

В уставе МО определяются компетенция и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Органы МСУ могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления с учетом тех задач и функций, которые осуществляют данные органы.

Компетенция органов местного самоуправления может включать отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

2. Компетенция местного самоуправления

Компетенция, переданная органами государства муниципальным образованиям, может включать разные вопросы: по организации и содержанию энерго-, газо- и теплоснабжения, некоторые вопросы здравоохранения, социального обеспечения и др. Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке

осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к органам местного самоуправления относятся выборные органы, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Тема 13. Компетенция органов местного самоуправления 7894

Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Понятие и содержание предметов ведения местного самоуправления.

Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации.

Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — органы местной (муниципальной) публичной власти, осуществляют свои властные полномочия в интересах населения муни­ципального образования, в целях реализации функций местного самоуправления, являющегося формой осуществления власти народа. Органы местного самоуправления для решения вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, наделяются соответствующей компетенцией.

Компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями местного самоуправления.

Компетенция органа местного самоуправления — сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей(полномочий).

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, закрепляет принципы правового регулирования и рeализации компетенции органов местного самоуправления:

1) перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

2)правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.

3)финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов При этом федеральные законы, законы субъектов не могут содер­жать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

4)по вопросам местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

5)решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут заключать договоры и соглашения. Например, в целях образования межмуниципальных объединений.

6) органы местного самоуправления вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлече­нии граждан к выполнению на добровольной основе социально значи­мых работ (например, дежурств). К социально значимым могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессио­нальной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться со­вершеннолетние трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

7) подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или долж­ностному лицу местного самоуправления другого муниципального об­разования не допускается.

Понятие и содержание предметов ведения местного самоуправления

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения.

Предметы ведения местного самоуправления — это круг определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловлен­ных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, ме­стом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым прини­мается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.

Предметы ведения местного самоуправления определяет прежде всего Конституция РФ, устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значе­ния, называя при этом наиболее важные из них.

Конституция РФ дает также основание для вывода о том, что к пред­метам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, ко­торыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Феде­рации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132).

Кроме того, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Зако­лом полномочия представительного органа, главы муниципального об­разования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отне­сти к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представи­тельного органа, местной администрации и др.).

Указанные вопросы, относимые к ведению муниципальных образо­ваний, в своей совокупности составляют содержание предметов ведения местного са­моуправления.

Содержание предметов ведения местного самоуправления.

1. Основное содержание предметов ведения местного самоуправле­ния составляют вопросы местного значения: именно они прежде всего определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедея­тельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон 2003 г. более конкретно, чем Феде­ральный закон 1995 г., определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления.

Для муниципальных образований каждого вида определяется свой перечень вопросов местного значения:

а) для городских и сельских поселений;

б) для муниципальных районов;

в) для городских округов.

В основном перечни вопросов местного значения указанных муни­ципальных образований совпадают, но имеются и различия, обуслов­ленные особенностью их правового статуса, размерами и составом зе­мель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами.

Итак, к вопросам местного значения относятся:

во-первых, вопро­сы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и кон­троль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности;

во-вторых, в ведении муниципальных образований находятся во­просы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, свя­занных с обеспечением жизнедеятельности населения.

К ним относятся:

1) вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транс­порта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:

2) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта:

3) вопросы организации благоустройства и озеленения территории,
содержания мест захоронения, охраны окружающей среды:

4) вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обес­печения безопасности населения, опеки и попечительства:

5) вопросы формирования и содержания муниципальных архивов:

формирование архивных фондов поселений, а в городском округе, муниципальном районе — формирование и содержание муниципально­го архива(в районе — включая хранение архивных фондов поселений).

2. Вторя группа вопросов составляющих предметы ведения местного самоуправления.

Во-первых, государство определяет те вопросы, взаимодействие по которым крайне необходимо и полезно обществу в целом. Это также демократи­зирует процесс осуществления государственных функций, расширяет гражданские инициативы, усиливает общественный контроль.

Во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению орга­ны местного самоуправления могут осуществлять отдельные государст­венные полномочия с большей эффективностью, нежели государствен­ные органы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­дарственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистра­ция актов гражданского состояния на территории муниципального об­разования);

2) в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных семей и т. д.);

3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по под­держке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на жи­вотноводческую продукцию;

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (орга­ны местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Существует следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочия­ми субъектов Федерации — законами субъектов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями другими нормативными правовыми актами не допускается;

б) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если
данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий;

Для осуществления государственных полномочий муниципальным образованиям необходимо финансирование. Такое финансирование выражается в форме субвенций.

Субвенции предоставля­ются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субъек­та Федерации. Указанный фонд фор­мируется за счет:

субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий, переданных им федеральными законами;

других доходов бюджета субъекта Федерации.

Органы государственной власти осуществляют государственный контроль:

за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

за использованием предоставленных на эти цели материальных ре­сурсов и финансовых средств.

3. В ведении местного самоуправления могут находиться и иные во­просы, которые могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Речь идет о вопросах, которые отвечают следующим требованиям:

во-первых, не входят в законодательно установленный перечень во­просов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

во-вторых, не отнесены к ведению других муниципальных образова­ний, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию орга­нов государственной власти;

в-третьих, не исключены из компетенции органов местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Федерации-

При этом органы местного само­управления вправе решать указанные вопросы только при наличии соб­ственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключени­ем субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

4. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией работы орга­нов и должностных лиц местного самоуправления.

Определяя полномочия органов и должностных лиц местного само­управления по изданию муниципальных правовых актов, глава муниципального образования (глава местной ад­министрации) издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (ст. 43).

Кроме того, представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности; председатель представительного органа также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа. Таким образом, вопросы формирования и организации ор­ганов местного самоуправления также относятся к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.

Компетенция и полномочия органов местного самоуправления

Муниципальное право РФ

Г. Н. Чеботарев, М. А. Черепанов, А. А. Шишкин

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел 7. Компетенция органов местного самоуправления

ТЕМА 1. Понятие и структура компетенции органов местного самоуправления

План:
1. Понятие компетенции органов местного самоуправления.
2. Предметы ведения органов местного самоуправления.
3. Полномочия органов местного самоуправления.

1. Понятие компетенции органов местного самоуправления.
Слово компетенция происходит от латинского competentia — ведение, способность, принадлежность по праву. Понятие компетенции складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий.

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Предметы ведения — это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного субъекта.
Полномочия — это совокупность прав и обязанностей субъекта, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.
Соответственно, компетенция органов местного самоуправления — это права и обязанности органов местного самоуправления по предметам их ведения.
Компетенция определяется и ограничивается законодательством и другими нормативными актами.
2. Предметы ведения органов местного самоуправления.
К предметам ведения органов местного самоуправления относятся:
а) предметы исключительного ведения, которые определены в ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся формирования органов местного самоуправления, закрепления структуры в Уставах муниципальных образований и пр.
Во-вторых, вопросы, связанные с организацией финансово-экономической сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:
— формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью;
— бюджетная сфера;
— комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
В-третьих, вопросы, связанные с развитием социально-культурной сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:
— организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения;
— создание условий для деятельности средств массовой информации.
В-четвертых, вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения, это, например:
— охрана общественного порядка;
— обеспечение противопожарной безопасности;
— обеспечение экологической безопасности.
Перечень вопросов местного значения, содержащийся в законе, не является исчерпывающим, поскольку может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти;
б) предметы совместного с органами государственной власти ведения. Громадное большинство областей общественной жизни в силу их сложности нельзя однозначно отнести к сферам исключительной компетенции ни органов местного самоуправления, ни органов государственной власти. Этот факт предопределяет наличие так называемых предметов совместного ведения, полномочия по которым разграничиваются заключением соответствующих договоров.
Законодательством не определен перечень вопросов совместного ведения, его необходимо определять методом сравнительного исследования норм Конституции РФ и федерального законодательства.
В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:
а) органы общей компетенции, к которым относятся представительные органы местного самоуправления и местная администрация, поскольку предметы их ведения охватывают практически все сферы местной жизни;
б) органы специальной компетенции, к которым относятся структурные подразделения органов местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни, например, комитеты, управления или отделы городской администрации.
3. Полномочия органов местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления подразделяются на три группы:
а) «собственные», т.е. полномочия по предметам исключительного ведения. Эти полномочия закреплены как в ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так и в специальном отраслевом законодательстве РФ и субъектов федерации, а также в Уставах муниципальных образований (например: создание муниципальных предприятий, назначение муниципальных выборов, составление проекта бюджета и пр.);
б) полномочия по предметам совместного ведения. Эти полномочия фиксируются в соответствующих договорах о разграничении полномочий по предметам совместного ведения, заключаемых между органами государственной власти и органами местного самоуправления в конкретных сферах общественной жизни;
в) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления законом РФ или субъекта федерации. Эти полномочия закреплены либо в отраслевом законодательстве (см. лекции о полномочиях органов местного самоуправления в конкретных сферах), например, в Градостроительном Кодексе РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пр. Кроме этого, могут приниматься и специальные законы о передаче отдельных государственных полномочий в отдельной сфере общественных отношений (см., например, Закон Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов»).
Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, по объему реализуемых прав и исполняемых обязанностей, а также по широте регулируемых общественных отношений подразделяются на:
а) полномочия общего характера. Контрольные полномочия Думы, например, реализуются в различных формах и затрагивают практически все сферы жизнедеятельности местного сообщества;
б) полномочия конкретного характера. Финансовое управление администрации, например, обязано подготовить проект бюджета на следующий финансовый год, сведя сметы доходов и расходов структурных подразделений администрации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие компетенции органов местного самоуправления.
2. Что такое предметы ведения органов местного самоуправления?
3. Каковы предметы ведения органов местного самоуправления?
4. Что такое полномочия органов местного самоуправления?
5. Какие группы полномочий выполняют органы местного самоуправления?

Компетенция органов местного самоуправления (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Институт бизнеса и права

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Государственное и муниципальное управление»

НА ТЕМУ: «Компетенция органов местного самоуправления»

Автор: Толстых Р.С.

Руководитель: Колотилин А.В.

Цель местного самоуправления.

Задачи местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления в РФ.

Ответственность органов местного самоуправления

Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране “. признается и гарантируется местное самоуправление.” (ст.12 Конституции РФ). Таким образом, система управления в России состоит из трех уровней:

Государственная власть в РФ

Государственная власть в субъектах РФ

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации” (п.1 ст.11 Конституции РФ). “Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти” (п.2 ст.11 Конституции РФ).

. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.” (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”

Цель местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. С моей точки зрения, цель создания местного самоуправления — уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Задачи местного самоуправления.

Исходя из цели существования местного самоуправления можно сформулировать задачи этого социального института:

1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.

2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.

3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.

Компетенция органов местного самоуправления в РФ.

Конституция РФ определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления — муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается также тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст. 12). Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.» Таким образом, мы можем предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Принципы организации местного самоуправления в РФ в настоящее время регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С 1 января 2006 г. вступает в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “.

Основная задача, решаемая данными законами, — обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией РФ.

Это достигается через:

— право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и самостоятельность этих органов от государственной структуры управления — то есть ориентирование органов местного самоуправления прежде всего на интересы населения, их избравшего;

— способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения (законодательное наделение необходимой для этого неотъемлемой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями);

— возможность населения и его органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, — то есть наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться.

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

а) вопросы местного значения. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

б) выполнение отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Основным содержанием деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Фактически они определяют функции местного самоуправления, его компетенцию.

Они могут быть классифицированы следующим образом:

1. Организационно-административные вопросы:

1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.

2) Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции). В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции через создание добровольных дружин и других форм общественной самодеятельности граждан.

3) Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

4) Формирование архивных фондов.

5) Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

6) Обеспечение мер противопожарной безопасности. Организация муниципальной пожарной службы.

7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.

8) Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

2. Экономические вопросы:

1) Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке, они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности; устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования; образовывать целевые внебюджетные фонды, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации.

2) Местные финансы. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Согласно Федеральному закону от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.