Конституционно правовые нормы и институты лекция

Конституционно-правовые нормы

Главная > Курсовая работа >Государство и право

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

3. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие теоретические положения носят дискуссионный характер. Однако, в учебной литературе многие авторы дискуссионные вопросы обходят стороной, давая общее определение конституционно-правовой нормы и классификацию таких норм.

Уяснение вопросов по данной теме является необходимым условием правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны нормам и институтам конституционного права. Без учета принадлежности нормы к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть ее назначение и роль в правовом регулировании. Действенность нормы должна оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Следует отметить, что конституционно-правые нормы и их классификация неоднократно становились объектами исследований таких авторов как: Н.А. Богдановой, В.А. Виноградова, Витрука Н.В., В.В. Ершова, И.П. Ильинского, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепяна и др.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что большинство вопросов, связанных с содержанием темы работы, остается до настоящего времени актуальным и дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать понятие и виды конституционно-правовых норм — применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ

ОСОБЕННОСТИ

Юридическая норма — исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юри­дические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму 1 .

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права 2 .

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре­гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу­ционного права.

В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников» 3 .

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные народом или государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. 1

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства.

2) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания.

3) Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.

4) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта» 2 .

5) Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства 1 . Таковы в Конституции Российской Федерации ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина» — обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанав­ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо­мент его совершения не признавалось правонарушением».

6) Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность 2 . То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.

7) Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения 3 . Однако более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» 4 .

8) Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями» 1 .

9) Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отно­шения.

2. Представляют собой модель регулируемых общественных отношений.

3. Отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.

4. Обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституци­онно-правовых норм, указывают следующие их отличия 2 :

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

В учебной литературе конституционное право определяется как отрасль права. В связи с чем, указывается, что специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

Данная точка зрения не бесспорна. Конституционное право, по мнению ряда ученых, вовсе не отрасль права, а система, ядро, от которого «произрастают» все отрасли (отростки), включая и частное право 1 . Правда Е.И. Козлова применяет эпитет «ведущая», что не спасает положения: ветвь по определению не может быть ведущей по отношению к другим ветвям.

Еще в 1976 г. профессор И.П. Ильинский и доцент В.А. Кикоть предлагали считать конституционное право не отраслью, а ядром системы права 2 . При этом имелось в виду включать в понятие конституционного права именно и только конституционные нормы. Это позволило бы уйти от бесплодных споров об обобщенной характеристике содержания предмета конституционного права, но потребовало бы признания самостоятельного существования входящих в состав государственного права в его буквальном понимании нескольких новых отраслей или даже сверхотраслей права, таких как парламентское право, право народных голосований, судебное право, включающее судоустройственное право и судебно-процессуальные нормы, и т.д.

Этот подход находит отклик и в современной российской литературе. «Конституция и конституционное право носят надотраслевой характер. » — подчеркивает Н.В. Витрук 3 .

Однако, реализация данного подхода связана с известными проблемами. Если реализовать все положения, связанные с данным подходом, потребовалась бы значительная реформа учебных планов в юридических вузах.

Конституционно правовые нормы и институты лекция

Конспект лекции: Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

  • а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
  • б) закрепляющие статус человека и гражданина;
  • в) федеративное устройство России;
  • г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

  • а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
  • б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;
  • в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

  • а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;
  • б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
  • в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

  • а) федеральные конституционно-правовые нормы;
  • б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

  • а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);
  • б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

  • а) материальные;
  • б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

  • а) общие — неопределенный круг лиц;
  • б) специальные — определенный круг лиц.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Конституционно-правовые нормы и институты.

Конституционно-правовые нормы– это общеобязательные правила поведения, установ-ленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

От норм других отраслей права они отличаются:

— содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);

— источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Консти-туции);

— разновидностью (наличие значительного количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач);

— учредительным характером содержащихся в них предписаний;

— особым механизмом реализации (многие нормы связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния);

— специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы);

— особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция).

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся в них предписаний их подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм.

Запрещающие нормы это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы- это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы- это нормы, которые предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процес-суальные (процедурные) нормы. Материальные нормы- это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы- это нормы, определяющие порядок, в котором должны быть реализованы предписания материальных норм.

Существуют и иные основания классификации норм.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, называется конституционно-правовым институтом. Примеры институтов: институт гражданства, институт избирательного права и др.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Конституционно-правовые нормы

Система конституционно-правовых норм

Первичным элементом конституционного права, как и других отраслей права, является норма.

Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах (конституциях, законах и т. д.) и регулирующие отношения, относящиеся к объекту конституционного права.

Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика.

Понятие и структура конституционно-правовых норм

Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С. Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

  • значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, т. е. в первичных учредительных актах;
  • они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;
  • они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т. е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие;
  • они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление).

В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Особенности конституционно-правовых норм

Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

  • содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
  • источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ — акте, обладающем высшей юридической силой;
  • своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;
  • учредительным характером содержащихся в них предписаний;
  • специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);
  • особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет государственное устройство и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.д.

Классификация конституционно-правовых норм

Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой — имеют свои особенности. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм по самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т. д. Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования; содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы. Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно, на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16).

Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы.Материальные нормы регламентируют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы — формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35-летнего возраста и др.), а процессуальными — нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.

Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные. Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы — императивные), альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов, но не дают абсолютной свободы выбора (например, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов.

Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нормы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах.

По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия.

Возможны и иные классификации конституционных норм.

Формы реализации конституционных норм

Управомочивающие, обязывающие и запрещающие конституционные нормы имеют три формы реализации: использование, исполнение и соблюдение.

Конституционные нормы, закрепляющие основные права и свободы индивидов, иных субъектов конституционных правоотношений реализуются в форме использования опосредуемых ими материальных интеллектуальных и иных благ. Злоупотребление конституционными правами и свободами является конституционным нарушением.

Формой реализации конституционных норм, закрепляющих обязанности субъектов конституционных правоотношений, служит их исполнение путем активных действий. Неисполнение конституционных обязанностей является конституционным нарушением.

Конституционные нормы, устанавливающие запреты, реализуются в форме соблюдения путем воздержания от определенных действий субъектами конституционных правоотношений.

Следует учитывать, что конкретная конституционная норма может быть реализована в той или иной форме при условии необходимых действий других участников соответствующих конституционных правоотношений. Так, использование конституционного права лицом зависит не только от желания самого лица, но и от обязанных субъектов конституционного правоотношения применительно к данному лицу. Использование конституционной свободы лицом зависит от соблюдения и соответствующих запретов, направленных на обеспечение этой свободы. Исполнение конституционной обязанности зачастую требует дополнительных организационных действий других участников конституционного правоотношения.

В связи с этим следует выделить еще одну форму реализации конституционных норм, а именно их применение.

Значительное число конституционных норм, несмотря на то, что имеются все фактические основания для их реализации, не может быть осуществлено без вынесения компетентными органами или должностными лицами соответствующих актов применения.

Применение конституционных норм есть особая организационно-правовая форма, способ их реализации, который не связывается с осуществлением какого-либо одного вида конституционных норм — обязывающих, запрещающих или управомочивающих, а следовательно, и не совпадает ни с одной из основных форм реализации конституционных норм — исполнением обязанностей, соблюдением запретов или использованием права.

По отношению к применяющему компетентному органу или должностному лицу, применение конституционных норм есть, конечно, их исполнение, соблюдение и использование. Но применение не исчерпывается этим. Оно имеет специфическое содержание, так как в конечном счете направлено на других субъектов, которые используют права (свободы) или полномочия (или исполняют обязанности).

По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т. е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов данных отношений для использования прав (свобод) и полномочий и выполнения обязанностей.

Применение — фактор организации осуществления конституционных норм, претворения в жизнь требований диспозиции или санкции конституционной нормы. Без акта применения многие конституционные нормы просто невозможно осуществить на практике. Применение необходимо для того, чтобы наиболее полно обеспечить осуществление конституционных норм, а также для государственного контроля за правильностью и точностью их реализации.

Правоприменительные акты являются юридическими фактами, с которыми государство связывает реализацию конституционных норм, их претворение в жизнь. Они, как и другие юридический факты, создают юридическую основу для реализации конституционных норм, обеспечивают перевод абстрактной социальной возможности в действительность.

Акты применения означают, по существу, официальное признание субъекта носителем соответствующего права или полномочия, форму (способ) последовательного перевода права из одной стадии проявления в другую в процессе их осуществления. Наряду с функциями организационного обеспечения и государственного контроля за правильностью реализации конституционных норм акты применения выполняют функцию индивидуального регулирования общественных отношений. Применительно к конституционным нормам это означает конкретизацию их содержания, оснований, порядка и пределов их реализации, индивидуализацию других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее их осуществление и т. д.

По содержанию и значению в механизме реализации конституционных норм правоприменительные акты можно классифицировать: на конкретизирующие (регламентирующие); регистрационные; акты о признании; разрешающие (разрешительные); учреждающие (учредительные); запрещающие (запретительные). Указанные виды актов применения диспозиций конституционных норм отражают особенности реализации предусмотренных ими прав и свобод субъектов.

Виды конституционно-правовых норм

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм. Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают за совершение правонарушений меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня се официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По предмету правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления им законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями) устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд, каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

Конспект лекции

Лекция 1: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);

б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Предмет науки конституционного права

Наука конституционного права — система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.

Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.

Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития, т.е. вся сфера общественных отношений. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии. Таким образом, наука «конституционного права» изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук. Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников.

Источники науки конституционного права:

1. Нормативные правовые акты, в том числе и ранее действовавшие.

2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.

3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).

Методы науки конституционного права

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права, выявляет общие тенденции и закономерности.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:

— метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;

— сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;

— исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

— системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;

— статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;

— конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Система конституционного права

Система права в РФ состоит из многих отраслей — гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д. Среди них конституционное право занимает ведущее место.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе конституционного права выделяют институты:

1. Основы конституционного строя.;

2. Основы правового статуса человека и гражданина;

3. Федеративное устройство государства;

4. Система государственной власти и система местного самоуправления.

Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

1. Общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права;

2. Источником является конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

3. Устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;

4. Фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;

5. Устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

6. Учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;

7. Регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ – правовой институт, т.е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является:

1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).

3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.

4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.)

6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.

8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.

9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.

12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

Виды законов в РФ

Закон — наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Закон – нормативный акт высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1. По юридической силе;

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3. По порядку принятия;

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

1. по юридической силе: конституция РФ (закон высшей юридической силы); ФКЗ РФ; ФЗ РФ.

2. по территориальному действию: ФЗ; законы субъектов РФ.

Федеральный закон – основной вид закона РФ – принимается ГД и СФ ФС РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и федерации конституцией РФ предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ. Законы субъектов принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Закон как источник конституционного права

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с федеральным законом. Для принятия и изменения федерального конституционного закона предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии федерального закона:

— он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов СФ.

— принятый в таком порядке федеральный конституционный закон должен быть подписан президентом РФ в 14-дневный срок; президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы РФ:

-о конституционном суде РФ;

-об арбитражных судах в РФ;

-о референдуме РФ;

-о судебной системе РФ;

-об уполномоченном по правам человека в РФ;

-о правительстве РФ;

-о военных судах РФ;

-о государственном флаге РФ;

-о государственном гербе РФ;

-о государственном гимне РФ;

-о чрезвычайном положении;

-о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ;

-о военном положении.

Тенденции развития конституционного права на современном этапе

Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;

3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

Понятие и сущность конституции

Два основных значения понятия Конституции:

1. фактическая — это общественные отношения между субъектами конституционного права, которые выражаются в поведении субъектов КП;

2. юридическая — это особый юридический документ, правовой акт, источник конституционного права.

Конституция – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

1. Составляет общественный договор, согласно которому составляются правила поведения граждан и государства.

2. Есть воплощение духа народа, его многовекового уклада.

3. Нормативистская концепция: состоит в том, что она является проявлением высших устоев миропорядка, который организован; формирует систему миропорядка.

4. Мусульманская теория: документ, выражающий волю Аллаха.

5. Марксистсткая теория: выражение воли господствующего класса, рассматривает конституцию как механизм диктатуры господствующего класса.

Основные этапы развития российской Конституции

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.