Конституционное право его сущность

Конституционное право. Сущность конституционного права

Конституционное право как отрасль российского права берет свое начало от понятия «конституция». Конституции как основной закон государства появились в конце XVIИ века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и в Польше. Эти конституции появились на волне борьбы за независимость, на волне буржуазных революций. Их появление связано с необходимостью ограничить абсолютную власть монархов, добиться с помощью закона консенсуса всех слоев общества в данной стране. В последующие годы конституции как политико-правовой документ, обладающий высшей юридической силой, принимались в других странах мира.

В России борьба за утверждение конституционного правления началась в XIX веке, но в условиях царизма принять конституцию не удалось. Первая конституция в России была принята в 1918 году, как Конституция РСФСР — конституция первого в мире государства рабочих и крестьян. В годы Советской власти конституция несколько раз изменялась — принимались новые тексты конституций в связи с принятием Конституции СССР. Измененные и дополненные Конституции РСФСР принимались в 1925 г., в 1937 г., в 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Конституция — (устройство, установление) основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы,

Можно сказать, что конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина. Конституции не принимаются впрок. Они фиксируют те общественно-политические и экономические реалии, которые сложились в стране к моменту принятия конституции. Основной закон страны — конституция обладает определенными юридическими свойствами. А именно: она носит учредительный характер, имеет высшую юридическую силу, обладает прямым действием, установлен особый порядок ее принятия и изменения.

Конституция как закон не может ответить на все вопросы, обеспечить все потребности, которые возникают при реализации именно конституционных норм. Поэтому возникает необходимость принимать законодательные акты, которые по своему значению и положению близки к конституции. Отсюда возникает конституционное (государственное) право.

Конституционное право России — это отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы. Нормы конституционного права сосредоточены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Федерации и других нормативных актах, в которых регулируются основные вопросы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок его отношений с институтами гражданского общества, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина.

В системе конституционного права России основным законом является Конституция Российской Федерации. Кроме нее — федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о государственной символике РФ и другие. Федеральные законы о прокуратуре РФ, о выборах Президента РФ, об общественных объединениях, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, об основных принципах организации местного самоуправления в РФ и другие. Законы субъектов Российской Федерации — Конституции и Уставы субъектов Федерации, законы о структуре органов государственной власти, о выборах губернаторов и других институтов власти, о мировых судьях, о местном самоуправлении и другие. Таким образом конституционное право заключает в себе, изучает и реализует двадцать две конституции, шестьдесят восемь уставов субъектов Федерации, которые действуют на правах конституций, тринадцать конституционных федеральных законов (приняты еще не все) и многое другое. Чтобы государство Российское нормально функционировало, совершенно необходимо, чтобы весь правовой массив конституционного права был синхронизирован по содержанию, по лицам, по времени и территориям, чтобы соответствовали и не противоречили Конституции Российской Федерации. Поэтому, чтобы разобраться с конституционным правом России, необходимо глубоко понять смысл, суть и основное содержание Главного Закона страны — Конституцию Российской Федерации.

Основное содержание Конституции РФ состоит в том, что она нормами конституционного права закрепляет основные государственно-правовые институты: основы конституционного строя Российской Федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; структурные элементы гражданского общества; государственное устройство Российской Федерации; систему государственной власти и местного самоуправления.

Место Конституции РФ и конституционного права России в системе российского права и текущего законодательства определяется тем, что Конституция РФ является правовой базой для всех отраслей права и для текущего законодательства, что она обладает высшей юридической силой, характеризуется более стабильным характером своих норм по сравнению с нормами текущего законодательства и других отраслей права. Из сказанного следует, что все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В отличие от обычных законов Конституция государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти ее качества обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Президент Российской Федерации в своем обращении по радио к россиянам отметил, что Конституция РФ определяет общие законы жизни страны и каждого россиянина, она создала условия для начала исправления положения в экономике. Конституция — стержень новой российской государственности.

Именно она служит фундаментом для создания сбалансированных отношений между ветвями власти, между Центром и регионами. Далее он подчеркнул, что Конституция РФ — основа нашего движения вперед. Исходя из требований жизни, в нее могут вноситься изменения и дополнения. Однако торопиться с этим не следует. Это должен быть естественный процесс. Все новое здесь должно быть основано на зрелом опыте и пройти испытание временем. Конституция — самое неподходящее поле для импульсивных решений и непродуманных экспериментов.

Обеспечить то положение, которое должна занимать Конституция РФ в стране — дело не простое. Законодательно должна быть обеспечена охрана Конституции РФ. Основы охраны и защиты Конституции заложены уже в самой Конституции. Во-первых, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (п. 2 ст. 15 КРФ). Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80 КРФ). В-третьих, Конституцией РФ учрежден Конституционный Суд Российской Федерации. Он создан для защиты конституционного строя, для защиты основных прав и свобод человека, для поддержания верховенства и прямого действия Конституции. Конституционный Суд решает следующие задачи: рассмотрение дел о конституционности законов; дает заключения о соответствии Конституции РФ; дает общеобязательное толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения; обвинения против Президента РФ. В каждой республике — субъекте Федерации создается свой Конституционный суд (ст. 125 КРФ).

Особо следует сказать о том, что Конституция РФ имеет прямое действие (п. 1 ст. 15 КРФ). Это означает, что суд или иной государственный орган не могут отказаться непосредственно применять конституционные нормы, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законы и подзаконные акты. В прошлом, когда еще был СССР, Конституция больше считалась политическим декларативным документом, который в целом правильно ориентирует, но непосредственно его не применяют, так как нужны специальные законы (гражданские, административные, семейные, уголовные и т. д.), чтобы конституционные положения выполнялись. Такая позиция ослабляла значение Конституции как Основного Закона, как правового акта, призванного обладать высшей юридической силой. В нынешней Конституции РФ этот недостаток устранен.

Поэтому в современных условиях очень остро стоит вопрос о конституционной законности. Конституционная законность — режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений. С момента принятия нынешней Конституции РФ в ее адрес раздается немало критических замечаний, в том числе и вполне справедливых. Вместе с тем Россия может возродиться как великая держава, если мы все — от Президента РФ до любого гражданина — будем неуклонно выполнять требования ныне действующей Конституции РФ со всеми ее достоинствами и недостатками.

Конституционное право его сущность

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и поддан-ных, избирательное право и избирательную систему.Назначение: конституционное (государ-ственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, макси-мально соответствующую конкретным историче-ским условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей — административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран.

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно- (государственно-) правовыми. Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотноше-ния имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Похожие вопросы

  • . стран — Понятиеконституционногоправаегосущностьиназначение.
    Источники конституционного государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по зна. Понятиеконституционногоправаегосущностьиназначение. Предметом науки конституционного (государственного).
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Источники конституционного.
    Понятиеконституционногоправаегосущностьиназначение. Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государст.
  • Шпаргалки по конституционномуправу зарубежных стран
    Понятиеконституционногоправаегосущностьиназначение.
    В науке конституционного (государственного) правапонятие «конституция» применяется в двух смыслах. подробнее ».
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Понятие, сущностьи виды.
    Предметами изучения конституционногоправа являются общественно-политические процессы и явлени.
    Понятие, сущностьи виды конституции. Сам термин «конституция» можно трактовать двояко.
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Понятие, сущность.
    Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС.
    По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные отношения (основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство и деятельность высшего.
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Монархия: понятие, признаки.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправу зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!
    Монархия: понятие, признаки, сущность. Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства.
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Понятие и сущность.
    Понятие и сущность избирательного права, принципы.
    Объективное избирательное право понимается как раздел конституционногоправа, нормы которого контролируют само избирательное право.
  • Конституционноеправо зарубежных стран — Понятие политических партий.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправу зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!
    Понятие политических партий, их сущность, организация и функции. Понятие «политическая партия» подразумевает добровольную по образованию.
  • Наследственное правоПонятие, сущностьи значение наследственного.
    Понятие, сущностьи значение наследственного права. Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя).
  • Права человека — Права человека: понятие, сущность
    Права человека: понятие, сущность. Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее.

найдено похожих страниц:10

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право в Российской Федерации

Конституционное право — важнейшая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

  • собственный предмет правового регулирования;
  • собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: нормы и институты.

Конституционно-правовой институт — совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права — совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права — самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

  • сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;
  • фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;
  • практика реализации норм данной отрасли;
  • история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Предмет регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т.е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

  • конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);
  • правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

  • связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
  • конституционного строя РФ;
  • регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

  • физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
  • государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
  • общественные объединения.

Методы науки конституционного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида, как уже было отмечено, особое место занимает Конституция России. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ предусматривает принятие таких законов: федеральные конституционные законы от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 04.03.1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, также относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются также регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Понятие конституционного права как отрасли права

Право больше, чем форма общественных отношений. Оно есть слепок (точный или не совсем) общества. Поэтому логика становления и развития права повторяет логику становления и развития общества. В этом смысле выделение в национальном праве конституционного права стоит уподобить складыванию в обществе публичной власти. Конституционное право как совокупность конституционных и обычных норм, исходящих от государства или санкционируемых им, по отношению к иным отраслям права является их своеобразным публично-властным организатором.

По мере развития права (специализация отраслей, усложнение объектов регулирования, накопление межотраслевых различий) в нем выделяются средства, решающие общеправовые задачи, обеспечивающие единое, внутренне согласованное действие всех отраслей права. Предмет регулирования названных средств не только поведение людей, но и связи правовых норм, иных элементов права (предметом права становится само право). Вот из чего берет начало конституционное право, превращаясь по ходу развития в единственную отрасль права, непосредственно соприкасающуюся со всеми иными отраслями права, вместе взятыми. Такое положение конституционного права дает возможность охарактеризовать его в качестве общей части национального права.

Конституционное право как общая часть российского права соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права — постановка целей для национального права, закрепление исходных для всех отраслей права ценностей. Такие исходные цели, ценности в нашей стране изначально закрепляет Конституция РФ.

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита разных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности — эти положения составляют базу гражданского, предпринимательского права (ст. 8, 9, 34-36). Исходными для трудового, социального права являются, например, нормы о Российской Федерации как социальном государстве, об отнесении к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов трудового законодательства, о координации вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение (ст. 7, 72). Основу уголовного, уголовно-процессуального права составляют, например, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21), правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49). В конечном счете в российском праве нет ни одной отрасли, которая бы не основывалась на конституционных положениях.

Важным средством обеспечения единства российского права являются вводимые конституционным правом общеправовые категории. Они должны в разных отраслях права либо означать одно и то же, либо отраслевая конкретизация названных категорий не должна искажать их конституционный смысл. В числе общеправовых категорий «суверенитет», «собственность», «природные ресурсы», «благоприятная окружающая среда», «свобода массовой информации», «индивидуальные и коллективные обращения», «арест», «правосудие».

Объединительный потенциал конституционного права раскрывается и в масштабах всего общества, ибо оно обеспечивает целостность и стабильность общества на основе собственных принципов. В совокупности ведущих принципов конституционного права (прежде всего тех, что содержатся в гл. 1 Конституции РФ) закреплены социально- экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина.

Многие конституционные нормы определяют содержание отдельных отраслей права. Это означает их одновременную принадлежность и конституционному нраву, и названным отраслям. Однако если отдельные отрасли права вбирают в себя лишь некоторый набор конституционных норм, то в рамках конституционного права осуществляется системное взаимодействие всей совокупности конституционных предписаний. Конституционно-правовая оценка действительности заключается в сравнении актов (норм) отраслевого законодательства и различного рода ситуаций не просто с отдельными конституционными положениями, а со всем их комплексом. Если для анализа (разрешения) какого-либо затруднения непосредственно привлекаются отдельные конституционные нормы, то уяснение их содержания невозможно без их сопоставления с иными конституционными положениями, а также с тем, что можно назвать конституционно-правовой средой. Именно данное обстоятельство отражает термин «конституционное право», а вовсе не обособляет нашу отрасль от других отраслей, не демонстрирует относимость конституционных актов исключительно к ее источникам. Нельзя, например, ставить вопрос так, что конституция — это источник исключительно конституционного права. Тем более термин «конституционное право» не намекает на неконституционный характер иных отраслей права.

Все отрасли права призваны раскрыть содержание норм конституционного права. Чем точнее и подробнее названное раскрытие, тем действеннее конституционное право. Однако содержание конституционных предписаний не сводимо к совокупности их отраслевых конкретизации какими бы полными и точными они ни были. С учетом отмеченного следует по-новому взглянуть на институт конституционных прав, свобод человека и гражданина. Любое основное право всегда содержательно шире совокупности своих конкретных, нормативно закрепленных проявлений. Оно всегда оставляет возможность собственного распространения на неурегулированные отраслевым законодательством отношения. Так, право на труд (ст. 37 Конституции РФ) не может сводиться к праву на трудовую деятельность по смыслу трудового, гражданского или административного законодательства, в частности оно не может жестко связываться с возрастом возникновения этого права в названных отраслях. Конституционное право на труд принадлежит индивиду с момента распространения на него действия российской Конституции и может им осуществляться со времени появления у него способности к трудовой деятельности в самом широком смысле этого слова.

Нормы конституционного законодательства выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. Конституция РФ устанавливает, что ее нормы действуют прямо, непосредственно (ст. 15, 18).

Возможность замещения конституционными нормами отраслевых норм не всегда может быть полной и распространяться на все аспекты регулирующего воздействия. Так, конституционные нормы не способны служить нормативной основой применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности. Дело в том, что в соответствии с принципом законности каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы. Сказанное означает не уход конституционного права из сферы отраслевого охранительного регулирования, а лишь ограничение содержания его регулирующего действия. За конституционным правом остаются направление развития соответствующих разделов законодательства, охранительно-правовой политики, выражение их духа и принципиальных устоев, проверка конституционности конкретных охранительных норм и институтов, присутствие в правоприменительной практике в качестве оценочного аргумента ее участников. Так, ряд решений Конституционного Суда РФ посвящены анализу конституционности уголовно-процессуального законодательства.

Конституционные нормы задают объективную структуру права, предопределяют выделение в нем профилирующих отраслей (гражданское, гражданское процессуальное право; административное, административно-процессуальное право; уголовное, уголовно-процессуальное право). В то же время конституционные нормы, требуя полного раскрытия своего содержания, влекут объединение норм разных профилирующих отраслей в комплексные отрасли (экологическое, семейное, таможенное, налоговое, предпринимательское, торговое право).

Нормы конституционного права учреждают принципиальные стандарты снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий, служат основой для уточнения предметных полей отдельных отраслей права. В решении названных вопросов значительна роль конституционных (уставных) судов. Конституционный Суд РФ, например, обратившись к проблеме соотношения налогового и гражданского права, в результате толкования конституционных норм пришел к выводу о том, что споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного (налогового), а не гражданского права. В то же время взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке является выходом за рамки налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.

Таким образом, совокупный предмет всех отраслей российского права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих особых средств. Существующие воззрения на предмет конституционного (государственного) права при всем их различии сходятся в том, что предмет названной отрасли рассматривается как часть предмета национального права. Ведущая же роль конституционного (государственного) права в национальном праве не означает поглощения им предметных полей иных отраслей. Так, А. И. Лепешкин в предмет государственно-правового регулирования включал «. общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти». Причем он ограничивал и эти «политические формы» отношениями, связанными с деятельностью представительных органов государственной власти как политической основы государства. Государственно-правовые отношения, но А. И. Лепешкину, возникают в процессе не вообще всяких взаимоотношений органов государства с гражданами, а лишь в связи с участием последних в осуществлении определенных функций государственной власти (участие в выборах, в работе органов власти и т. п.).

Довольно широко очерчивал предмет анализируемой отрасли В. Ф. Коток. Он включал в него регулируемые правом отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества, выражающие суверенитет народа, а в многонациональных государствах — также и суверенность наций. Однако здесь предмет государственного (конституционного) права составляют лишь те социально-экономические, политические отношения, которые определяют не любые, а только основные черты выделенных сфер жизни. Следовательно, предмет государственного (конституционного) права рассматривается как часть предмета национального права.

Теоретические концепции, основанные на понимании предмета конституционного права как части предмета национального права, были восприняты законодателем. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями) определил, что Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу, когда установит, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором Российской Федерации, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных (ст. 68).

Конституционный Суд РФ воспользовался данной нормой, например, при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Суд посчитал, что определение проверяемым Законом конкретных видов налогов субъектов Федерации не является конституционным вопросом, и прекратил производство по делу в этой части. А вот вопрос об открытости или закрытости перечня названных налогов, с точки зрения Суда, является конституционным.

Формулировки: «не получил разрешения в Конституции», «не относится по характеру и значению к числу конституционных» — расплывчаты, способны породить субъективизм в судебных оценках. К тому же своеобразие конституционного права (за исключением его отдельных институтов) заключается в проникновении во все поры национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов, а не в жестком обособлении от других отраслей на основании своих особых источников, режимов, субъектов, процедур. В этом заключается главная отличительная особенность конституционно-правового регулирования общественных отношений. Поэтому любой разрешаемый на нормативно- правовом уровне, да и в сфере правоприменения вопрос может быть соотнесен с конституционной средой, проверен на предмет его конституционности.

Конечно, Конституционный Суд не всегда может решить вопрос о соответствии той или иной нормы Конституции ввиду отсутствия прямых конституционных предписаний на сей счет (скажем, применительно к нормам обеспечения работников спецодеждой). Однако Суд способен в данном случае поставить и решить вопрос о том, противоречит или нет отраслевая норма конституционным предписаниям, используя при оценке конституционности тех или иных положений наряду с формулами «соответствует», «не соответствует» нормам Конституции формулы «противоречит», «не противоречит» нормам Конституции.

Предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеотношений в правовое русло. Именно верховная власть определяет устройство общества и государства, учреждая их основные институты. При этом устройство самой верховной власти вправе определять только она сама, т. е. она в отличие от иных видов публичной власти (исполнительной государственной власти, муниципальной власти, власти в общественных и религиозных объединениях) выводима из самой себя.

Верховная власть, исходящая от народа, материализуется не в каких-то отдельных государственных учреждениях, хотя бы и высших, а в государстве в целом как способе народной самоорганизации, а также в таких его территориальных составляющих, как субъекты Федерации, автономии. Кроме того, государство вбирает в себя также граждан и способы участия последних в государственной жизни; она не сводится к государственному аппарату и своим политико-территориальным формам. Верховную власть народа воплощают:

  • государственно-территориальное (административно-территориальное) устройство; гражданство;
  • суверенные права многонационального народа государства, права составляющих его общностей: этнических, религиозных, языковых;
  • компетенция государства и его территориальных частей (субъектов Федерации, автономий, административно-территориальных единиц), формализующая суверенные права народа и переводящая их в плоскость государственной деятельности;
  • способы непосредственного государственного волеизъявления граждан (выборы, референдумы);
  • государственные органы, получающие власть непосредственно от народа в рамках конституционного процесса, а не от иных государственных органов, их компетенция и деятельность.

Перечисленные институты государства каждый сообразно своей природе обеспечивают осуществление верховной власти, ее необходимое и достаточное бытие. Остальные государственные институты формируются в условиях функционирования верховной власти, образуются первичными государственными учреждениями и служат переменными средствами их активности. Таковы неполитические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Указанная деятельность не относится к собственному предмету конституционного права и детально регулируется нормами других отраслей публичного права, прежде всего административного права. Если, скажем, принятие закона о государственном бюджете входит в сферу верховного управления, то исполнение бюджета относится к области подчиненного управления.

Закрепление в Конституции конкретного государственного института еще не является достаточным основанием для отнесения его к сфере верховного управления; важен также его конституционный статус в целом, то положение, в которое ставит его Конституция (устав) по отношению к иным государственным институтам. Отнесение к области верховного управления, например, Правительства РФ должно ограничиваться рядом позиций: а) обязательное функционирование Правительства как государственного органа независимо от усмотрения кого-либо; б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; в) политические формы ответственности Правительства; г) право Правительства на уход в отставку; д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе. То же следует сказать и об органах исполнительной власти субъектов Федерации.

Соотношение конституционного и государственного права

Правовое упорядочение верховной государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли государственного права, что вполне логично. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами, сковавшей государственную волю юридическими императивами должного. Возвышение Конституции над государственной волей призвано учредить государство в качестве средства жизнедеятельности общества, а не цели.

Во-вторых, общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в ее поле деятельности.

Формы осуществления верховной власти дополняются формами борьбы за нее. Тог, кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов. Поэтому ряд субъектов явно или подпольно ведут борьбу за контроль над парламентом, правительством, ведущими партиями. Борьба за верховную власть идет по нескольким направлениям. Это:

деятельность по овладению рычагами государственной власти: получение депутатских мандатов; проведение своих людей в исполнительные органы; оказание внешнего давления на государственные учреждения. Названное направление особенно важно для сил, не имеющих нужного представительства в структурах власти; оказание давления на политических конкурентов; непосредственное воздействие на сознание масс, предполагающее широкое использование средств массовой информации; продуцирование идей, способных стать средствами концептуального управления.

Действенное участие на всех выделенных направлениях невозможно без обладания важными финансово-экономическими рычагами. Совокупная деятельность множества социальных субъектов, объединяемая верховной государственной властью и процессом формирования «дерева» целей общества, становится основой для выделения политической системы (политической организации) общества.

Рамками политической системы, а не государства, включающей государство в качестве своего ядра, очерчивается, следовательно, действительное поле формирования и функционирования верховной государственной власти. Отсюда, во-первых, правовое оформление политической системы — задача именно конституционно-правового регулирования; во-вторых, государственное право, определяющее устройство государства и не упорядочивающее статуса негосударственных субъектов политической системы (партий, групп давления), оказывается частью конституционного права.

Конечно, отдельные стороны деятельности субъектов политической системы, как и учреждений верховной власти, регулируются нормами административного, финансового, гражданского и другого подобного законодательства, ведь их активность сочетает в себе решение множества разнообразных вопросов. Однако принципиальный статус субъектов политической системы: их организационно-правовые формы, права, обязанности в сфере общественно-политической жизни, способы образования, преобразования, упразднения относятся к предмету конституционного права.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.